Слава города Владимира, можно сказать, возрастала и распространялась в продолжение 242 лет, в кои обитала в нём Владимирская икона Богоматери, и миновала, когда в Москве воздвигнут был храм Богоматери и св. икона Владимирская перенесена туда: с этого времени начала возвышаться Москва над всеми княжествами Русскими. В Москве, как и во Владимире, чудотворная икона прославилась многими благодатными чудесными знамениями для спасения Москвы и всего отечества. О благодати Божией, от сего образа явленной в то время, как он перенесён был в Москву, свидетельствуют особенно празднования, совершаемые Православной Церковью в честь Владимирской иконы Богоматери. Православная Церковь три раза в году совершает празднование Божией Матери иконы Владимирской. В первый раз, 26 августа, положено праздновать во всей России память сретению Владимирской иконы Божией Матери, для избавления России помощью и заступлением её от нашествия Тамерлана в 1395 году. – Во второй раз празднование Владимирской иконе Божией Матери совершается 23 июня в благодарение за избавление отечества, невидимым заступлением Богородицы, от Ордынского царя Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче, и окончательное освобождение России от ига Монгольского. В 21 день мая Прав. Церковь совершает в третий раз праздник сретению чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы по двум событиям. Первое было в 1514 году – ради поновления иконы Владимирской в доме митрополита Варлаама. В память этого поновления установлен был крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь мая 21 числа. С воспоминанием поновления соединено празднование другого священного события – избавления заступлением Владычицы в 1521 году от татар Крымских, Ногайских и Казанских, под предводительством Казанского царя Махмет-Гирея, который вторгся в пределы Московские с такой быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки, чтобы удержать стремление врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги пленили множество жителей, в числе их многих жён и девиц, бросая грудных младенцев на землю; продали невольников толпами в Казани, в Астрахани; слабых, престарелых морили голодом, оскверняли святыню храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1164 году святой князь Андрей совершил доблестный поход на Волжскую Болгарию, расположенную на великом волжском пути и представлявшую серьезную опасность для Русского государства. Под чудесным покровом Владимирской иконы Божией Матери и двусторонней иконы «Спас Нерукотворный» и «Поклонение Кресту» (в настоящее время обе иконы хранятся в Государственной Третьяковской галерее) русские воины одержали победу над болгарами. В день решающей битвы, 1 августа 1164 года, от Владимирской иконы Божией Матери и от образа Спаса Нерукотворенного, когда победоносные войска князя поклонились иконе, «хвалы и песни воздавающе Ей», заблистали ослепительные лучи Божественного света. В этот же день византийский император Мануил одержал блестящую победу над сарацинами. С того времени по благословению Патриарха Константинопольского Луки Хризоверга ежегодно 1 августа стали праздновать Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В честь этой знаменательной победы, а также в знак восприятия Пресвятой Богородицей Святой Руси под Свой омофор, был учрежден праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – любимейший русский церковный и национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. В 1165 году святой Андрей воздвиг в пойме реки Нерль первый храм в честь Покрова Владычицы, ставший замечательным памятником русского церковного зодчества и известный ныне как Покров-на-Нерли. В деле государственного и национального объединения Руси в единое великое княжество большое значение имело взятие Киева 8 марта 1169 года союзными войсками северных княжеств во главе с сыном святого Андрея – Мстиславом. К концу 1170 года святой князь Андрей Боголюбский завершил объединение Русской земли. Зимой 1172 года войска князя под командованием сына его Мстислава вновь разгромили Волжскую Болгарию, однако радость победы была омрачена смертью доблестного Мстислава (†28 марта 1172). В 1174 году умер загадочной смертью любимый младший сын великого князя – святой Глеб. Вскоре гроза нависла и над святым князем Андреем. В ночь на 30 июня 1174 года святой благоверный князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем княжеском тереме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (2.02.1526, Туров (совр. Белоруссия) - в ночь на 13.02.1608, Острог (совр. Украина)), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой. Сын великого гетмана литовского Константина Ивановича Острожского († 1530) и кнж. Александры Семеновны Слуцкой, имел родного брата Илью († 1539). Получил домашнее образование, в повседневной жизни и в переписке обычно пользовался польск. языком, в совершенстве владел церковнослав. языком, немного латинским. В результате длительного имущественного спора с невесткой Беатой (урожд. Косцелецкой) К. К. получил половину родовых имений. Его главной резиденцией продолжительное время, до приобретения Острога, было Дубно на Волыни. В более поздний период К. К. принадлежала 1/3 Волыни. В молодости К. К. регулярно участвовал в боях с крымскими татарами (в 1543, 1544, 1547, 1550). Военная деятельность повлияла на его первые продвижения по службе. В 1550 г. кор. Сигизмунд II назначил его на высший в то время пост на Волыни - маршалка Волынской земли, одновременно К. К. получил должность владимирского старосты, в 1559 г. он также стал киевским воеводой - высшим должностным лицом на укр. землях. Т. о., К. К. являлся наиболее влиятельным правосл. магнатом в Великом княжестве Литовском. Для его карьеры в 50-60-х гг. XVI в. имели значение связи с могущественной семьей Радзивиллов, прежде всего с виленским воеводой и канцлером Николаем Радзивиллом Чёрным. Положение К. К. укрепил заключенный в 1553 г. брак с католичкой Софьей Тарновской, единственной дочерью великого гетмана Польского королевства Я. А. Тарновского. Этот брак принес К. К. (учитывая скоропостижную смерть единственного сына Тарновского Яна Кшиштофа) огромные поместья Тарновских, расположенные гл. обр. в М. Польше (в т. ч. Тарнов (Тарнув)) и на древнерусских землях в границах Польши. Брак с католичкой не ослабил связей кн. Острожского с Православием и одновременно способствовал сближению его с польск. шляхетскими кругами.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Придорожный. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевский погост Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1805 и 1812. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Камешковский район, пос. Придорожный Координаты: 56.399616, 41.075655 Проезд:От райцентра Камешково дорога на райцентр Ковров через ж/д станцию Новки, 7км. Асфальтированный проезд Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Камешковском районе почти на острове среди болот находится Дмитриевский погост. С давних пор этот уголок именовался Пропасти, или Пропастищи. Существующий там каменный храм был построен и освящен летом 1812 года — за считанные дни до начала Отечественной войны с Наполеоном. А престольный праздник этой церкви отмечается 8 сентября — в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери и в День воинской славы России — годовщину Бородинского сражения. Сегодня рядом с погостом проходит шоссе из Камешкова в Ковров, хотя заезжие соотечественники даже не подозревают, что неприметный поворот в лес — дорога к старому храму. В сохранившихся письменных источниках Дмитриевский погост впервые упоминается 383 года назад — в 1635-м в царствование первого государя из династии Романовых Михаила Федоровича. Однако возник он, несомненно, гораздо раньше, возможно, еще в домонгольские времена в пору расцвета Владимиро-Суздальского княжества. С давних пор там по каменистой гряде среди болот проходил тракт из Ярополча в Суздаль. Неподалеку от погоста находится святой колодец, существующий с незапамятных времен. Туда ведет импровизированная гать из струганных досок. Желтоватая с торфяным оттенком вода уже многими поколениями почитается как целебная, исцеляющая от множества болезней. К колодцу приезжают из других окрестных селений. С давних пор вплоть до 1830 года в Дмитриевском погосте сначала при деревянной, а потом при каменной церкви в честь святого Димитрия Солунского служили священниками представители династии местного духовенства, получавшие настоятельский пост по наследству. Например, с 1710 года при Петре Великом в «церкви Димитрия Селунского погосту Пропастищи» служил священник Федор Васильев. Потом при императрице Елизавете Петровне священствовал его сын иерей Степан Федоров, а потом и внук Федор Степанов, скончавшийся в 1811 году. Примечательно, что фамилии они не имели. Ее получил лишь сын Федора Степановича священник Яков Федорович, родившийся в 1773 году и служивший на погосте до своей кончины в 1830-м. Именно отец Яков стал инициатором строительства ныне существующей каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09154

На место Симеона возведен из Епископов полоцких Иона Глезна 25 , а по нем Макарий из архимандритов виленского троицкого монастыря. Примечательны обстоятельства посвящения Митрополита Макария, рассказываемые тою же летописью. Четыре Епископа: владимирский, полоцкий, туровский и луцкий собрались (1495 г.) для его поставления, и, посвятив, послали к Патриарху константинопольскому Нифонту просить его благословения. Патриарх прислал свою благословенную грамоту Митрополиту: но заметил эту несообразность с порядком дела, и требовал, чтобы впредь испрашивали благословение до посвящения, за исключением разве особенных, крайних обстоятельств. Епископы отвечали: «мы не отрицаемся древних обычаев соборной Церкви цареградской и благословения отца нашего Патриарха, но поступили так по нужде. Впрочем и прежде нас, при Великом Князе Витовте, братия наши Епископы также сами посвятили в Митрополиты Григория Цамблака» 26 . – Из сего видно, как заботились с той и другой стороны о соблюдении связи между престолом патриаршим и митрополиею. И сей Митрополит, так явственно запечатлевший союз свой с Церковию константинопольскою, мученически окончив жизнь, прославлен от Господа нетлением. Через два года после своего поставления, отправился он из Вильны в Киев, чтобы утешить свою паству, недавно потерпевшую от нашествия крымских татар, и устроить дела тамошней Церкви. На пути, недалеко от Мозыря, напала на него шайка тех же татар, истребила его свиту и умертвила его самого (1-го мая 1497 г.) «С той поры, как приняли мы крещение,– замечает Летописец,-не случалось в русской земле подобного несчастия. Но я думаю, – прибавляет он, – что такая смерть послужит Архиерею Божию к большему мздовоздаянию» 27 . И современник, конечно, знавший хорошо жизнь Святителя, не обманулся, как то свидетельствуют нетленные останки Святителя, доныне почивающие в Софийском храме Киева. Последним Митрополитом киевским в XV-м веке был Иосиф Солтан. До поступления в монашество он был земским подскарбием в княжестве литовском. Сделавшись иноком, он управлял слуцким троицким монастырем, и в короткое время успел снабдить его хорошею ризницею, частию вывезенною им из Константинополя, и многими учительными книгами, как то: писаниями св. Ефрема, Дорофея, Феодора Студита , Никона Черногорца, Григория Синаита 28 . В начале 1494 г. он возведен на кафедру смоленскую; а в 1498 г. был призван В. Князем литовским Александром к высшему служению 29 . Но не тотчас вступил на митрополию киевскую, а по сношению с Патриархом, как того требовал Нифонт. Из Константинополя, от патриарха Иоакима, прибыл один из его крестовых священнослужителей и в его присутствии трое Епископов малороссийских поставили Иосифа в митрополита (10-го мая 1500 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В 1589 г. О. защитил митрополичьих подданных от притеснений земянина Киевского у. Николая Макаровича, с 11 мая этого же года судился с польск. шляхтичем Щасним Харленским за наезд на имение Унин. Ок. 1588 г. митрополит подал судебный иск против панов Дзядков, захвативших часть владений Выдубицкого мон-ря. О. также вел тяжбы об имениях в Великом княжестве Литовском. 19 июня 1579 г. он заключил соглашение с королевским секретарем Матвеем Ивановичем Протасовичем-Островским по владению имениями Шешоли, Крошты и Вака (дело продолжилось в 1580-1581). 18 мая 1589 г. митрополит судился с писарем Великого княжества Литовского, виленским подкоморием Николаем Ясинским о митрополичьем имении Шешоли. В 1581 и 1582 гг. О. вызвал на митрополичий суд в Киев кн. А. М. Курбского по делу о разводе последнего с Марией Гольшанской; князь не явился в суд, «посланцев... до себе не пускает и бити их кажет», так что митрополит был вынужден передать дело в королевский суд. 1 апр. 1588 г. О. составил иск во владимирском суде по делу «княжки» Маруши Збаражской с кнж. Екатериной Чарторыйской. В 1583 г. по благословению О. в типографии Мамоничей в Вильно был издан Служебник (переизд. в 1598 в Вильно, в 1602 в Москве). Перу О. принадлежит «Поучение святительское новопоставленному иерею» (при рукоположении во иерея Афанасия 27 февр. 1583). Сохранилась ставленая грамота О. священнику Спасской ц. в г. Кричеве Роману Стратоновичу (1587). Протестант П. Одерборн, с 1577 г. служивший проповедником в лютеран. кирхе в Вильно, оставил свидетельство о служении О. в виленском Пречистенском соборе. 15 июля 1589 г. в Вильно на обратном пути из Москвы прибыл К-польский патриарх Иеремия II. В городе к этому времени уже находились О., епископы и значительная часть священнослужителей. Кор. Сигизмунд III по просьбе кн. Острожского дал патриарху универсал, к-рым подчинил ему всех духовных лиц правосл. вероисповедания и предоставил свободу суда в делах Западнорусской митрополии. 21 июля патриарх издал окружную грамоту ко всем западнорус.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Как сообщают организаторы акции, сотрудники Фонда святого Андрея Первозванного, большинство регионов, выбранных для принесения святыни, связаны с именем Александра Невского. На Ярославской земле он родился, Новгород и Псков он освобождал от захватчиков в период с 1236 по 1251, являясь князем Новгородским. В Великом княжестве Владимирском он княжил с 1252 года. На Нижегородской земле князь Александр завершил свой земной путь, приняв перед кончиной монашеский постриг с именем Алексий. Нынешнее принесение мощей святого в города России - часть двухлетней благотворительной программы «Александр Невский», реализуемой Центром национальной славы России, Фондом Андрея Первозванного и Уральской горно-металлургической компанией. Согласно программе, в течение 2007-2008 гг. в честь святого Александра Невского будет издан ряд книг, пройдут народные гуляния, а также научная конференция и всероссийский творческий конкурс. В 2020 году авторы программы предлагают также устроить общенациональное празднование 800-летия со дня рождения святого. В октябре начнется новая судебная экспертиза по делу об обнаружении под Екатеринбургом новой группы останков. Речь идет о ребенке 10-14 лет и молодой женщине в возрасте 18-20 лет. Захоронение было обнаружено археологами 29 июля этого года. Ученые выдвигают версию о том, что это останки детей Николая II: царевны Марии и царевича Алексея (именно этих детей не смогли найти при исследовании первых «екатеринбургских останков»). По их мнению, это дополнительный аргумент в пользу подлинности останков, захороненных в Петропавловском соборе Петербурга. Согласно постановлению Синода 1998 года, обнаруженные в 1979 году и захороненные в Петропавловском соборе Петербурга «екатеринбургские останки» пока не могут считаться подлинными останками царской семьи. Работа государственной комиссии была недостаточно основательной, и потому ее выводы не были признаны Церковью. Святейший Патриарх не присутствовал на церемонии захоронения «екатеринбургских останков» в императорской усыпальнице 17 июля 1998 года. Фактически вопрос о принадлежности останков оставлен открытым. Длительность нынешней экспертизы будет зависеть от того, насколько хорошо в костной ткани сохранилась ДНК и как быстро специалисты смогут ее выделить в количестве, достаточном для проведения исследования. Эксперты намерены определить степень родства погибших, выявить геном заболевания гемофилией, которой страдал цесаревич Алексей, а также сопоставить пули, обнаруженные в двух захоронениях.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Митр. Кирилл скончался б декабря 1281 года, во время своего путешествия из Киева в Северную Русь, в городе Переславле Залесском, где он находился у тогдашнего великого князя Владимирского, удельного князя Переяславского, Дмитрия Александровича, и постигла его смерть. Тело его было отвезено для погребения в Киев и здесь положено в кафедральном Софийском храме. Среди пастырей русской церкви митр. Кириллу должно быть отводимо одно из выдающихся мест. Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Факт господства над русской землей Татар содействовал окончательному разделению Руси на две половины: на северо-восточную и юго-западную, центром последней на время является Галич. Опасным соседом южной и западной Руси с XIII века становится вместе с поляками и Литва. Возвышение Литвы начинается с княжения Миндовга, который, соединив под своею властью мелкие литовские племена, увеличил свое княжество присоединением к нему некоторых соседних слабых княжеств западной Руси. Одновременно с этими врагами северо-западной Руси, являются немецкие рыцари, основавшие на берегах Балтийского моря два ордена: меченосцев и тевтонов, соединившихся затем в один. Придя сюда для обращения Литвы в христианство при помощи меча и путем ее порабощения, немцы очень скоро столкнулись здесь и с Русью. Они стали тревожить земли Псковскую и Новгородскую, однако, получили сильный отпор. Героями борьбы с немцами являются: во Пскове – князь Довмонт, прибежавший в Псков из Литвы, а в Новгороде – Александр Невский. Наблюдая одновременно с появлением Татар на Руси наступательные действия против Руси новых пришельцев – рыцарей и старого врага – Литвы, мы можем сказать, что XIII век в русской истории – время создания той внешней обстановки, в которой впоследствии многие века действовало русское племя; в XII веке являются те люди, которые выдвинулись в этой борьбе с врагами: Александр Невский, Довмонт Псковский и Даниил Галицкий. Александр Невский Выдающимся деятелем начала монгольского ига был князь Александр Невский. Современник и составитель первого сказания о святом благоверном великом князе Александре Невском, следуя древнему примеру составителей житий святых, начинает свое литературное произведение указанием на несоответствие своих авторских сил величию предмета речи. «Аз, худый и грешный, и недостойный, начинаю писати житие великаго князя Александра Ярославича». А за тем: «Аще и груб есми умом, молитвою святой Госпожи Богородицы и поспешением святаго князя Александра Ярославича, начать положусь». Имя святого Александра Невского, прошедшее через грань веков и в истории, и в жизни, и в науке, и в литературе, и в искусстве, настолько популярно, что трудно сообщить что-либо новое, и описание есть соединение имеющегося материала в целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Итак, положение дел было таково, что политически мотивированные требования об отдельной митрополии для западнорус. земель должны были возбуждаться едва ли не всякий раз при замещении Киевской кафедры. Действительно, практически одновременно с поставлением на митрополию свт. Алексия в 1354 г. в К-поле удовлетворили настоятельное желание вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377), возобновив в 1355 г. Литовскую митрополию во главе с митр. Романом , чья кафедра разместилась в Новогородке (в летописи сообщается, что Роман пробовал обосноваться в Киеве «и не прияша его кияне» (ПСРЛ. Т. 17. Стб. 34); несмотря на это, Литовский митрополит приезжал в Киев, совершал здесь богослужения и хиротонии). Роман и его покровители (митрополит был свояком вел. князя) претендовали на Киевскую митрополичью область, к-рой фактически Роман и овладел, Брянско-Черниговскую и даже Тверскую епархии, надеясь стать во главе общерус. митрополии с центром в Великом княжестве Литовском. Ради умиротворения его в К-поле приговорили, чтобы к 2 литов. епископиям Романа, Полоцкой и Туровской, присоединить все галицко-волынские кафедры. Это разделение упразднилось со смертью Романа в 1361/62 г. решением патриарха Каллиста I , к-рое было подтверждено и патриархом Филофеем Коккином немедленно по вторичном его вступлении на престол в 1364 г. (Возможно, попыткой возобновить Литовскую митрополию была хиротония на Киевскую кафедру в 1352 Болг. патриархом в Тырнове инока Феодорита. Поставление Феодорита было осуждено в К-поле, но ему удалось в продолжение по крайней мере 2 лет управлять церковными делами в Киеве.) При этом патриарх Филофей снова открыл Галицкую митрополию из внимания к угрозам польск. кор. Казимира III Великого (1333-1370) в случае отказа от создания кафедры принудить подвластных ему православных к переходу в католичество. Этот акт ставит ряд вопросов. В пределы возобновленной Галицкой митрополии входили, согласно грамоте патриаршего Собора (май 1371), Холмская, Туровская, Перемышльская и Владимирская (на Волыни) епархии, а согласно патриаршему посланию к митр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В Хутынском монастыре три колокола конца 16 века. Из них один полиелейный с надписью: «Лета 7107 (1599) июня 1 дня, при государе царе и в. князе Борисе Федоровиче всея Русии самодержце и при святейшем патриархе Иове Московском и всея Русии и при преосвященном митрополите Варлааме В.Новаграда и в. княжества в дар ко всемилостивому Спасу и преподобному Варлааму чудотворцу на Футыне – Тимофей Андреевич Хлопов во иноцех Тихон по себе да по своей семьи Варсонофьи и по своих родителех денег в двесте рублев, да его Павел да Мирон дали денег двесте рублев и ту всю дачу на четыреста рублев слит колокол в двести пудов при игумене Аркадии и при келаре старце Варлааме, при казначеи священнике Варлааме и при яже о Христе братии Футынь монастыря. Делал колокол пскович Василей Иванов да Афанасей Панкратьев да Иаким Иванов. Богу Совершителю. Аминь!». По краям колокола вылиты государственные гербы и разные животные. Другой небольшой колокол со следующей надписью: «Божиею милостию и помощию Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и молитвами преподобнаго Варлаама, вылит сей колокол в 7105 (1596) году сентября, при державе благовернаго и христолюбиваго царя и государя Феодора Ивановича и всея Русии при преосвященном митрополите Варлааме Великаго Новаграда». На третьем небольшом колоколе надпись показывает, что он лит «при царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Русии, при преосвященном митрополите Варлааме В.Новаграда, при настоятеле игумене Аркадии и при келаре Парфении и при казначее Митрофане и всей же о Христе братии». Вседневный колокол с надписью вверху и внизу: «Божиею милостию царя и государя всея Русии Владимирскаго и Московскаго и Новгородскаго, Псковскаго, Смоленскаго и Тверскаго, Югорскаго и Пермскаго, Вятскаго и Болгарскаго и иных, при державе царства благоверных и христолюбивых и великих князей Василия Ивановича и при его детех благоверных князех Иване и Георгии, слит сей колокол в лето 7041 (1532) месяца октоврии в 1 день на Покров Пресвятыя Богородицы во обитель Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и его угодника чудотворца Варлаама игумена милостию святой Софии и неизреченныя Премудрости Божия благословением архиепископа Великаго Новаграда и Пскова владыки Макария, при наместнике великаго князя Феодоре царевиче Мелех Даировичь и при князе Михаиле Васильевиче Горбатом, и богомолением Хутынскаго монастыря игумена Феодосья и всей яже о Христе братии, а мастер делал преименитого и славнаго града Пскова Андреев сын Михайлов Псковитин. Слава свершителю Богу, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010