Глава 5. Энциклопедическая справка Ярослав Всеволодович (8.11.1191–30.09.1246), великий князь Владимирский (1238–1246), третий сын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 году начал княжить в Переяславле-Южном. Принимал активное участие в борьбе с половцами и в междоусобицах южнорусских князей. В 1206 году вынужден был оставить Переяславль-Южный и вернулся к отцу. По завещанию отца Ярослав Всеволодович получил во владение Переяславль-Залесский. В 20–30-е годы неоднократно княжил в Новгороде Великом, активно воевал с его соседями, способствовал проведению владимирской великокняжеской политики своего брата Юрия. В 1238 году после гибели Юрия в битве с татарами занял владимирский великокняжеский стол и сделал попытку в начале 40-х годов XIII века подчинить себе Киев с помощью Батыя. Опасаясь усиления Ярослава Всеволодовича, монголы вызвали его к великому хану Гуюку в Каракорум и там отравили. Переяславское (Залесское) княжество – феодальное княжество Руси XII–XIII веков с центром в городе Переяславле-Залесском (Суздальском). Занимало территорию вокруг Плещеева озера. Возникло в 1175 году. Первым князем Переяславля-Залесского был Всеволод Большое Гнездо. В 1238 году Переяславское княжество подверглось татарскому разорению, но и после оно продолжало играть важную роль в политической жизни Севере-Восточной Руси, в системе земельных отношений великих князей владимирских, оставаясь обычно за старшим в роде. Глава 6. Смерть Ярослава. Свидетельство Иоанна де Плано Карпиии, архиепископа Антиварийского «Когда мы приехали к Куйюку, то он велел дать нам шатёр и продовольствие, какое обычно дают татары. К нему самому, однако, нас не позвали, так как он ещё не был избран и не допускал к себе по делам правления. И когда мы простояли там пять или шесть дней, он отослал нас к своей матери, где собиралось торжественное заседание. И, когда мы прибыли туда, уже был воздвигнут большой шатёр, приготовленный из белого пурпура, по нашему мнению он был так велик, что в нем могло поместиться более 2000 человек, а кругом была сделана деревянная ограда, которая была разрисована разными изображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известна икона «Никола» XV в. (Тверская областная картинная галерея), где тип лица, его экспрессия, сложная система пластической выразительности также связаны с греческим искусством. XV в. – последний век самостоятельности Твери. Эпилог великого княжества Тверского начался едва ли не в конце княжения энергичного Михаила Александровича. В 1375г. Михаил обязуется за себя, своих детей и племянников не искать вотчины ни в великом княжении, ни в Новгороде. Действительно, его преемники уже не помышляют о великом княжении Владимирском. Право быть центром русских земель явно укрепляется за Москвой. Первая четверть XV в. заполнена борьбой великого князя Тверского со своими удельными князьями. Только при Борисе Александровиче (1425–1461гг.) эта борьба закончилась победой великого князя. Честолюбивый Борис Александрович пытается возродить былое величие княжества. В это время создается новая редакция тверской летописи, куда в виде предисловия летописца вошло переработанное житие Михаила Александровича. Летописец выводит род тверских князей прямо от Владимира Святого. «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче» – это первое в русской литературе похвальное слово князю, написанное при жизни его, – называет Бориса «царем» и «государем», сравнивает его с Августом, Львом Премудрым и даже с Моисеем. Сам Борис первый употребляет формулу «волен, кого жалую, кого казню». Однако эти притязания уже не отвечают реальному соотношению сил. Этот действительно выдающийся тверской князь не мог и думать об открытой борьбе с усилившимся княжеством Московским. Даже в трудную для Москвы пору смут середины века Борис благоразумно предпочитает взять сторону московского князя и породниться с ним. Пророк Давид. Икона из пророческого чина. Сер. XV в. Тверь. 134х103 см. ГРМ. Происходит из Спасо-Преображенского собора г. Твери Пророк Соломон. Икона из пророческого чина. Сер. XV в. Тверь. 131х103 см. ГРМ. Происходит из Спасо-Преображенского собора г. Твери Не претендуя на роль великого князя «всея Руси», Борис хочет быть самодержцем в своем княжестве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 5.07.1383, Н. Новгород), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383), 2-й сын нижегородского и суздальского кн. Константина Васильевича и кнг. Анны. Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Согласно завещанию отца, в 1355 г. Д. К. получил в наследство 2-й по значимости княжеский стол в Нижегородско-Суздальском княжестве - в Суздале. В 1360 г. хан Навруз, решая вопрос о Владимирском великом княжестве , предпочел 9-летнему сыну скончавшегося незадолго до этого вел. кн. Иоанна II Иоанновича св. Димитрию нижегородского кн. св. Андрея Константиновича , старшего брата Д. К. Однако кн. Андрей из-за болезни и отсутствия склонности к гос. деятельности уступил великое княжение Д. К., который 22 июня 1360 г. торжественно сел на владимирский стол; власть Д. К. признал Вел. Новгород. В 1360 г. Д. К. при поддержке брата Андрея и ростовского кн. Константина Васильевича созвал в Костроме княжеский съезд, на к-ром обсуждалось требование хана Хызра (Хидыря) выдать новгородцев, разграбивших в Ср. Поволжье ордынский г. Жукотин; князья решили выдать виновных. В следующем году Д. К. вместе с ростовскими и ярославскими князьями совершил поездку в Орду. Хызр подтвердил его великокняжеские права, но, прежде чем рус. князья уехали обратно, в Орде началась «замятня велика», и хан был убит. Д. К. на неск. месяцев задержался в Сарае для подтверждения своих полномочий. В 1362 г. Д. К. и московский кн. Димитрий «сперлися о великом княжении», каждый из них отправил послов к хану Мюриду (Мурату), боровшемуся за власть в Орде. Ярлык на великое княжение получил правитель Москвы. Д. К. не признал это решение, но, после того как московская рать двинулась к Переяславлю Залесскому, где находился Д. К., был вынужден отступить сначала во Владимир, затем в Суздаль. Во время этого конфликта лишились княжений союзники Д. К.- ростовский, галичский и стародубский князья. В янв. 1363 г. вел. кн. Димитрий Иоаннович въехал во Владимир и занял великокняжеский стол. В том же году он получил ярлык на великое княжение еще от одного претендента на власть в Орде - Абдуллы (от имени к-рого фактически правил эмир Мамай). В этой ситуации Д. К. удалось склонить на свою сторону хана Мюрида, пославшего к суздальскому князю с ярлыком на великое княжение кн. Ивана Белозерского с отрядом из 30 ордынцев. Д. К. вновь вступил во Владимир, но вскоре был изгнан из города, и кн. Димитрий Иоаннович осадил его в Суздале. Оказавшись без поддержки, Д. К. капитулировал и признал переход великого княжения к правителю Москвы.

http://pravenc.ru/text/178237.html

В нояб. 1359 г. Иоанн Красный умер и его завещание вступило в силу. Оно касалось положения дел в собственно Московском княжестве. Между тем правление во Владимирском великом княжестве , к-рое с 1332 г. сохранялось в руках московских князей, находилось под контролем Орды. В 1360 г. хан Ноуруз утвердил вместо московского князя на владимирском столе нижегородско-суздальского кн. Димитрия (Фому) Константиновича . Однако вскоре в Орде разгорелась междоусобная борьба, поддерживать нового вел. князя стало некому, и этим воспользовались в Москве. Зимой 1362 г. ее правитель кн. Димитрий получил ярлык на Владимирское великое княжение от сарайского хана Амурата, и московская рать предприняла поход на Переяславль Залесский, где пребывал вел. кн. Димитрий Константинович. Среди участников похода был и 9-летний В. А. Результатом стало присоединение Владимирского вел. княжества к владениям Димитрия Иоанновича. Оно было объявлено его вотчиной, хотя соперник Москвы блгв. кн. тверской Михаил Александрович (1365-1399) этого еще долгое время не признавал. В 1363 г. В. А. принял участие в походе московских полков на Галич. Местный князь был изгнан из своих владений, а его княжество было присоединено к Москве. Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) В. А. поддерживал своего старшего двоюродного брата в соперничестве с др. древнерус. князьями за обладание Владимирским великим княжением, в борьбе за др. княжества, а московский вел. князь давал возможность людям удельного князя расселяться на присоединенных землях. Это отразил договор между В. А. и вел. кн. Димитрием, заключенный в кон. 1364 - нач. 1365 г. Согласно его условиям, оба князя должны были быть «заодин» при решении всех внутримосковских и внешнеполитических вопросов. За В. А. сохранялись владения его отца и то, что он получил по завещанию от вел. кн. Иоанна Красного. Однако претендовать на наследие Симеона Гордого князь не мог, оно оставалось в руках у вел. кн. Димитрия. На территории присоединенного Владимирского великого княжества В. А. получил право расселять своих военных слуг, к-рые при получении кормов с населения должны были отдавать определенную часть своему князю. Впрочем, в случае войны такие слуги подпадали под юрисдикцию не только В. А., но и вел. кн. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Итак, к концу 70-х годов XV в. из числа самостоятельных княжеств, существовавших во второй четверти XV в., оставались только Тверь, Рязань, а также Белозерско-Верейское княжество да Псковская республика и Вятская земля. В 80-е годы завершение ликвидации самостоятельности этих княжеств продолжалось. После смерти Андрея Меньшого Васильевича (1481 г.) его вологодский удел перешел к великому князю. Когда умер Василий Иванович Рязанский, его сын Иван поспешил 9 июня 1483 г. признать себя «молодшим братом» не только Ивана III, но и его сына и братьев. После стояния на Угре (1480 г.) Иван III пожаловал Михаила Андреевича Ярославцем, но составил с ним и его сыном Василием докончание (4 апреля 1482 г.), согласно которому после смерти князя Михаила Белоозеро должно было перейти к великому князю. В 1483 г. в Литву бежал сын Михаила Андреевича Василий, владевший к тому времени Вереей. По докончанию с Михаилом Андреевичем от 12 декабря 1483 г. князь Михаил сохранял за собой Верею, но только до смерти. По завещанию князя Михаила Андреевича (лето 1485 г.) весь его удел (Белоозеро, Ярославец и Верея) должен был после смерти князя перейти к Ивану III. В 1486 г. князь Михаил умер. В 1485 г. к Москве была присоединена Тверь, в 1487 г. взята Казань и установлен над ней протекторат, а в 1489 г. произошло «останочное» взятие Вятки. Практически к 1485 г. объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы приближалось к концу. Видимость независимости сохраняли только покорные Москве Рязань и Псков. Падение остатков их самостоятельности было предрешено. Строительство единого Русского государства отразилось на изменении титулатуры великого князя. Еще в 1425 г. великий князь был «владимирским», которому подчинялся и Новгород («будет князь великий Владимерьскыи, Новугороду Великому и всеа Русии»). В докончании от 31 августа 1449 г. с Казимиром IV появляется уже более пространный титул: «московъскии, и новгородский, и ростовъскии, и пермъскии, и иных». Но княжеств, присоединенных к Москве, становилось все больше и больше, и титул не успевал их поглощать. После падения ордынского ига упоминание о Великом княжестве Владимирском становилось как бы одиозным, ибо напоминало о тех временах, когда ярлык на Великое княжество Владимирское выдавался в Орде. В 1485 г. присоединено было Великое княжество Тверское. Накануне этого под влиянием титула московских митрополитов и московский великий князь начинает называться «великим князем всея Руси». Это было итогом объединения Руси и программой на будущее.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Однако, русских вскоре стало намного больше. Это в дальнейшем определяло характер Литовского государства. Даже в XVI столетии Статут Литовский 1566 года указывал, что высшие должности в государстве могут занимать только " литвины и русины " . До того, как в конце XIV в. Вследствие Кревской унии Литовский князь Ягайло объединил Литву с Польшей и стал Польским королем, влияние русского элемента и русской традиции в Литовском княжестве было исключительно велико. Многие литовские семьи, включая великокняжескую, переходили из язычества в Православие. Уже Гедимин был женат на русской княжне Ольге Полоцкой, хотя сам оставался язычником. Их сын Ольгерд, дважды женатый также на русских княжнах (на Марии Витебской, а затем на Иулиании Тверской), перешел в Православие. Православными первоначально были и все дети Ольгерда, в том числе и Ягайло (он был крещен с именем Иаков). Государственные и правовые институты Киевской Руси были приняты в великом княжестве Литовском. Русский язык стал языком делопроизводства в княжеской администрации и суде. В такой ситуации Гедимин, уже знавший о первом прецеденте нарушения единства Русской Церкви - создании независимой от Киево-Владимирских митрополитов Галицкой митрополии, - решает повторить его, на сей раз с Литвой. По политическим мотивам ему хотелось иметь в своем княжестве митрополию, независимую от митрополита, пребывавшего на Северо-Востоке Руси. Византия, клонившаяся к упадку, в лице императора Андроника II Палеолога (1282-1327) была не против подобной акции, так как союзная поддержка со стороны Гедимина была нужна Константинополю. Патриарх Иоанн Глика (1316-1320) был известен своим крайним мздоимством, поэтому можно думать, что литовские деньги помогли скорее решить это дело. Литовская митрополия была открыта. Уже в 1317 г. Митрополит Литовский присутствует на Соборе в Константинополе. Под актами Патриаршего синода в 1327 и 1329 г.г. также стоят подписи Литовского митрополита Феофила. Так что, едва лишь с избраннием святителя Петра была пресечена попытка церковного сепаратизма со стороны Галициких князей, как вскоре все повторилось снова - теперь уже с Литвой.

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

Начало местной духовной жизни, подвигов, прославивших город, древнейшие зарайские предания, летописи, важнейшие исторические события города связаны именно с именами князя и княгини. При князе Феодоре икона Святителя Николая прибыла из Корсуня, он же встречал ее у Белого колодца; князь Феодор, молодая княгиня и их малолетний сын приняли мученическую смерть, проявив силу духа христианского. Князь Феодор был сыном рязанского князя Юрия Ингваревича, родился, предположительно, в 1205 г. Его супруга, княгиня Евпраксия, по преданию, родилась в семье греческого царя. Примерно в 1223 г. княжич Феодор Юрьевич получил в удел Зарайское княжество. В 1224 г. началась миссионерская деятельность первосвященника Корсунского Евстафия. Это было время начала монголо-татарского нашествия. В 1223 г. уже произошла битва на Калке, когда русские полки откликнулись на призыв половецкого хана и выступили в его защиту, но сражение было проиграно. Как повествуется в «Повести о принесении иконы Николы из Корсуня», старому пресвитеру древнего корсунского храма Святого апостола Иакова явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме. Святитель сказал: «Евстафие! Возьми чудотворный образ и пойми с собою супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…». Пресвитер не поспешил исполнять волю святителя Николая, поэтому еще дважды пришлось во сне повторять великому чудотворцу указание и даже поразить Евстафия болезнью глаз. А 29 июля (по старому стилю) удельный князь Красного (Зарайска) Феодор Юрьевич принял у Белого колодца доставленную из Корсуня пресвитером Евстафием святыню: «В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память Святого мученика Каллиника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Юрии Ингваревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня в пределы Рязанские, во область Благоверного князя Феодора Юрьевича Рязанского».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первое летописное упоминание о Зарайске относится к 1146 году: в Никоновской летописи говорится о том, что правнук Ярослава Мудрого Великий князь Черниговский и Новгородский Святослав Ольгович посетил « город Осетр ». Археологические исследования дают весомые основания сопоставить Зарайск с упомянутым в летописи городом. Первое выдающееся событие, происшедшее в городе, относится к 1225 году. О нем рассказывает цикл «Повестей о Николе Заразском», написанный в XIII - XIV веках: " В лето 6733 (1225 г.) июля в 29 день, на память святого мученика Калинника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском перенесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня, в пределы Рязанския, во область благовернаго князя Феодора Георгиевича Рязанскаго... " Происхождение названия Происхождение названия Зарайск летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. В 1237 году, после гибели Федора в ставке Батыя , она предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать добычей врагов, княжна выбросилась вместе с малолетним сыном из высокого терема и разбилась, «заразилась» до смерти. Отсюда и название города, которое менялось со временем: Заразеск, Заразск, Зарайск . По версии историка М. Н. Тихомирова, название города произошло от древнего слова «зараза», которое означает непроходимый, заповедный лес. Словарь Даля называет «заразами» взрытые, неровные, овражистые места. Ещё одна историческая версия названия города связана с «заразным» местом в городе, где во время эпидемий холеры и чумы хоронили умерших. Наконец, «рясками» в Древней Руси называли болота; город, по отношению к Рязани — тогдашней столицы княжества — находился за болотами, за «рясками». Сторожевой пост Русского государства

http://drevo-info.ru/articles/19504.html

А. Бежецкого Верха. Осенью 1371 г. Димитрий Иоаннович вернулся из Орды с ярлыком на Владимирское великое княжение, после чего противостояние М. А. с ним продолжилось. Московские войска напали на Бежецкий Верх, убили наместника вел. князя Тверского и разграбили ближайшие территории. М. А. направил свои рати на Кистьму и захватил там местных воевод. В этих условиях кашинский кн. Михаил Васильевич сложил крестное целование к М. А. и выехал в Москву. Весной 1372 г. М. А. вместе с союзниками из ВКЛ (ранее совершившими Переяславский поход 1372) захватил Дмитров и двинулся на Кашин, после чего взял с города откуп и вернул кашинского князя в свое подчинение. В результате конфликта с жителями Нов. Торга (Торжка) он 31 мая разбил их войско близ города, а сам город сжег. Летом 1372 г. М. А. участвовал в 3-м походе Литовского кн. Ольгерда на Москву и в стоянии у Любутска. Согласно завершившему этот поход договору о перемирии, Литовский князь должен был отказаться от вмешательства в московско-тверские отношения и не поддерживать М. А. в его борьбе за Владимирское великое княжение, а также добиться от Тверского князя возврата награбленного с зимы 1368/69 г. имущества в «отчине» московского князя и во Владимирском великом княжестве. Согласно условиям перемирия, М. А. убрал своих наместников из Нов. Торга. В 1374 г. в Тверь прибыли митр. Алексий и буд. митр. Киевский свт. Киприан (в качестве патриаршего посланника), к-рые поставили на Тверскую епископскую кафедру Евфимия Висленя . Т. о. состоялось знакомство М. А. со свт. Киприаном, с пастырем установились добрые отношения, остававшиеся таковыми и далее. В 1375 г. по предложению покинувшего Москву боярина И. В. Вельяминова и прибывшего вместе с ним сурожанина Некомата М. А. отправился в Орду, вскоре после возвращения оттуда вновь получил ярлык на Владимирское великое княжение. Заручившись поддержкой Литовского кн. Ольгерда, М. А. сложил крестное целование к Димитрию Иоанновичу и направил своих наместников в Нов. Торг. В ответ войска Московского князя и его многочисленных союзников двинулись на Тверское княжество: 1 авг.

http://pravenc.ru/text/2563716.html

В браке с кнг. Анной (в монашестве Ирина?) Д. К. имел 3 сыновей: Василия Кирдяпу, родоначальника князей Шуйских, бездетного Ивана и Семена, родоначальника князей Горбатых-Суздальских. Старшая дочь Д. К. Мария стала женой московского боярина Микулы Васильевича, старшего сына последнего московского тысяцкого В. В. Вельяминова, младшая дочь св. Евдокия была супругой вел. кн. Димитрия Московского. Хотя Д. К. проиграл в 1-й пол. 60-х гг. в борьбе за первенство среди рус. князей, он немало сделал для укрепления Нижегородско-Суздальского княжества, несмотря на разорительные набеги ордынцев и новгородских ушкуйников на его земли. Недолго пробыв вел. князем Владимирским («всея Руси»), Д. К. сумел закрепить за собой титул вел. князя Нижегородского (возможно, по ярлыку одного из претендентов на власть в Орде в 60-х гг. XIV в.). В правление Д. К. в Нижегородско-Суздальском княжестве чеканилась собственная монета. Во владениях и по заказу князя был создан 2-й по древности из сохранившихся список древнерус. летописи - Лаврентьевский (1377). Можно говорить о причастности Д. К. к принятию митр. св. Алексием решения о расширении границ Суздальской епархии. В конце зимы 1374 г. в Москве свт. Дионисий был поставлен «епископом Суждалю, и Новгороду Нижнему, и Городцю». Ранее юрисдикция Суздальских епископов распространялась только на Суздальское княжество, а Н. Новгород и Городец-Радилов входили в состав Митрополичьей области. Теперь территория епархии совпадала с территорией Нижегородско-Суздальского княжества, что стало возможным в первую очередь благодаря дружественным отношениям между Д. К. и его зятем вел. кн. Димитрием Иоанновичем. В результате поездки свт. Дионисия в 1379 - нач. 1383 г. в К-поль Суздальская епархия была возведена в ранг архиепископии, К-польский патриарх подтвердил принадлежность к ней Н. Новгорода и Городца-Радилова. Свт. Дионисий привез из визант. столицы мн. святыни, в т. ч. часть Крови Спасителя, частицу Гроба Господня, частицу тернового венца. В 1383 г. по приказу Д. К. реликвии были помещены в серебряный ковчег; в надписи на нем отмечено, что он создан «при великом князе Дмитрии Константиновиче, иже созда раку сию» ( Орлов А. С. Библиография русских надписей: (XI-XV вв.). М.; Л., 1952. С. 94).

http://pravenc.ru/text/178237.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010