В 1815 г. Наталья Александровна Баранцева построила в селе второй храм, каменный. Он был освящен во славу Преображения Господня. Но главной церковью считалась Успенская. Она была теплой, т.е. в ней можно было совершать богослужения зимой (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. - Смоленск, 1897. - С. 46). В сентябре 1875 г. епископ Иосиф обозревал епархию. 2 сентября он посетил Заборье. Впечатления у архиерея после посещения церквей остались положительные. В журнале обозрения приходов владыка записал: «... Обозревая церковь села Заборья, которая деревянная, дубовая, очень прочная и довольно чиста. Ограда есть, но в окнах вместо решеток некрасивые ставни. ... Около сей церкви есть еще каменная церковь, маленькая, довольно благолепная» (Журнал, веденный епископом Иосифом в 1875 г.//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1876. - С. 412). Украшение церквей в селе связано с именем семьи Рачинских. В 1880 г. Елена Андреевна Рачинская на ремонт храмов пожертвовала 600 рублей, а прихожане - 721 рубль (Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1880. - С. 81). В 1886 г. прихожане пожертвовали 200 рублей на окраску стен, крыши и глав Успенского храма (Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1886. - С. 1138) , в 1898 г. - подарили церкви икону святого великомученика Пантелеймона (Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1898. - С. 709). С 1890 г. при Успенской церкви действовало церковно-приходское попечительство во главе с Поречским уездным предводителем дворян Виктором Петровичем Рачинским. В состав приходского совета входили: священник Василий Афонский, Заборьевский волостной старшина и 28 крестьян. Со дня основания попечительства были определены его основные направления. Их семь: 1) украшение храма; 2) забота о народном здоровье; 3) развитие народного образования; 4) помощь бедным прихожанам; 5) забота о «народном продовольствии»; 6) обсеменение полей прихода; 7) улучшение религиозно-нравственного состояния прихожан. Вышеуказанные требования постепенно претворялись в жизнь. Обратимся к строкам отчета попечительства за 1899-1901 гг. «Всем прихожанам прискорбно было видеть, что икона Божьей Матери не украшена приличным киотом, почему попечительство, при участии прихожан, приобрело для иконы Божьей Матери весьма приличный киот и ризу, ... приобрело весьма ценную икону св. Феодосия Углицкого и киот для ней. ...

http://sobory.ru/article/?object=26158

В 1767 г. в селе довершили постройку и необходимое украшение летнего храма во имя св. ап. Петра и Павла: на пристроенной к нему колокольне поставили русские часы. В 1772 г. императрица Екатерина подарила Поречье генерал-фельдцехмейстеру князю Г. Г. Орлову за избавление от беды Москвы, который через некоторое время продал село братьям. В 1779 г. построена была зимняя церковь во имя вмч. Никиты и трех святителей, а в 1782 г. летняя была украшена новым золоченым иконостасом, устроенная мастером Иваном Даниловым за 5600 руб. и письмом греческой работы, стоившей 2300 руб. В ней выстлан чугунный пол, а на колокольне вылит московским мастером Струговщиковым большой колокол. В 1784 г. Поречье было куплено графом В. Г. Орловым, который владел им до 1831 г., при нем церковные здания украсились живописью, серебром и драгоценными камнями. В Петропавловской церкви резной, дорогой работы иконостас весь сплошь вызолочен; все местные и расставленные по стенам и колоннам иконы большого размера, облечены в серебряные ризы, украшенные по местам жемчугом и драгоценными камнями. На местных и боковых иконах масса серебра простирается до 25 пуд., не принимая в расчет ценности сплошной позолоты, золотых венцов, жемчуга и др. драгоценностей. Ризница по ее драгоценности может удовлетворить требованиям кафедрального собора. Образ Ростовских чудотворцев - приношение помещика графа В. Г. Орлова, поставлен на почетном и видном месте. Такое же великолепие в зимней церкви во имя вмч. Никиты и трех святителей, которая кроме богатства много выигрывает перед летней изяществом архитектуры, колоннами, красивыми фронтонами и лепными изображениями. Здесь находятся: плащаница в прекрасном футляре, серебряные Царские врата большого размера, с превосходно вылитыми из серебра изваяниями евангелистов, весом 2 пуд. 20 фун. 80 золотн., богатые приношения наследников графа В. Г Орлова. Поречская колокольня возвышается 5 ярусами, которые, кроме четвертого, прорезаны широкими пролетами. Нижний, обставленный по сторонам пролетов 8 огромными колоннами коринфского ордена, оканчивается четырьмя, по углам, башнями, на коих вместо крестов утверждены большие вызолоченные звезды. Второй окружен полуколоннами. На третьем помещены 10 колоколов, из коих большой весит 525 пуд., второй 319, повседневный 102, великопостный около 80 пуд. и т.д. На четвертом, глухом ярусе поставлен корпус недельных часов, с 4-мя по сторонам циферблатами. На пятом 11 часовых колоколов. На главе, венчающей купол, большое яблоко и крест, вызолоченный через огонь. Высота колокольни 44 сажени. Этот памятник еще более заслуживает внимания тем, что строителем его был… поречский крестьянин Алексей Степанович Козлов.

http://sobory.ru/article/?object=03234

Епископы Назарий и Вениамин, викарии митр. Палладия (Раева) , ни по образованию, ни по предшествующей службе не имели связи с С.-Петербургом. При следующем С.-Петербургском митр. Антонии (Вадковском) епископами Гдовскими последовательно назначались выпускники СПбДА, имевшие опыт служения в столичной епархии. 29 июля 1901 г. во епископа Гдовского, 3-го викария был хиротонисан ректор КДС архим. Константин (Булычёв) , 22 февр. 1903 г. переименованный во 2-го викария; 23 апр. следующего года он получил назначение на Самарскую и Ставропольскую кафедру. 6 авг. 1904 г. во епископа Гдовского, 3-го викария С.-Петербургской епархии был хиротонисан начальник Урмийской духовной миссии архим. сщмч. Кирилл (Смирнов) . С 31 окт. 1905 г. он являлся 2-м викарием, с 15 февр. 1908 г. до назначения епископом Тамбовским и Шацким 30 дек. 1909 г.- 1-м викарием столичной епархии. 29 янв. 1908 г. еп. Кирилл освятил каменный Покровский храм Поречской жен. общины в Гдовском у. (с. Козья Гора), учрежденной в 1902 г. Свт. Кирилл являлся также председателем совета С.-Петербургского эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского, активно участвовал в деятельности Кирилло-Сергиевского урмийского братства, ввел в Александро-Невской лавре внебогослужебные катехизаторские беседы. 30 дек. 1909 г. епископом Гдовским был назначен ректор СПбДС архим. сщмч. Вениамин (Казанский) , хиротония состоялась 24 янв. следующего года (до 22 нояб. 1911 он являлся 4-м викарием, до 30 мая 1913 - 3-м, с 20 марта 1914 - 1-м викарием столичной епархии). Возглавляя Г. в., свт. Вениамин являлся товарищем председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости, председателем совета С.-Петербургского эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского, нек-рое время заведовал единоверческими приходами С.-Петербургской епархии, положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах, сам причащал детей, говорил поучения. Архиерей многократно посещал Гдовский у., в 1912 г. освятил в уезде 2 новопостроенных каменных храма: Георгиевский в с. Ложголове (6 мая) и Космодамиановский в с. Гвоздно (8 окт.). В 1913 г. рукоположил своего младшего брата Григория во священника к Покровской ц. в с. Озёра Гдовского у., где под спудом почивают мощи прп. Илариона Гдовского . 2 марта 1917 г. на еп. Вениамина было возложено временное управление С.-Петербургской епархией «впредь до особых распоряжений». 24 мая 1917 г. еп. Вениамин был утвержден архиепископом Петроградским и Ладожским. Петроградский чрезвычайный епархиальный Собор, работавший с 25 мая по 2 июня того же года, постановил ходатайствовать об изменении титула архиерея на «Петроградский и Гдовский». 5 июня архиеп. Вениамин внес соответствующее представление в Святейший Синод, синодальный указ вышел 17 июня. В силу данного указа Г. в. было упразднено.

http://pravenc.ru/text/161802.html

Говоря об истории Михайловского храма, необходимо сказать и о его внешнем виде. «Высокий четверик храма завершен декоративным пятиглавием. Объемы прямоугольных боковых выступов , граненой апсиды и трапезной понижены. На западном фасаде трапезной и на восточных стенах притворов в кладке выложены восьмиконечные кресты, в пилонах , фланкирующих порталы, и в тимпанах треугольного фронтона над входами – кресты латинские. Интерьер просторен и светел. Помещения соединены широкими арками. Перекрытия деревянные; в трапезной потолок плоский, в четверике четырехгранный колпак. На полах метлахская плитка». Полы в церкви устроены так, что служащим в алтаре, из-за высоты амвона, можно было видеть всех молящихся. На изготовление плитки было израсходовано более 1500 рублей. Все окна храма (32) были застеклены цветными стеклами. Главы церкви венчались пять медных вызолоченных крестов. Такой же крест имела и ныне утраченная колокольня. Михайловский храм отличался (да и сейчас отличается) как архитектурой, так и внешней отделкой. Примечателен был иконостас, ныне утраченный. В селе действовало земское училище, в приходе существовали две школы грамоты (в деревнях Гвоздевицы (с 1895 г.) и Грибичи (с 1896 г.). При храме имелась приходская богадельня. Михайловская церковь продолжала действовать до мая 1939 г. 23 мая храм был закрыт решением облисполкома. Как использовалось здание документальных сведений нет. В 1939 г. храм утратил колокольню и внутреннее убранство. Во время Великой Отечественной войны здание церкви сильно пострадало: обстрелами повреждены стены, глава, крыша. После освобождения Смоленщины в 1943 году храм был открыт для богослужений. Тогда же началось и его восстановление. Народ украшал церковь, как мог. Сохранившуюся утварь и иконы собирали из окрестных деревень. Постепенно церковь была приведена в надлежащий вид. В послевоенные годы настоятелем Михайловской церкви был священник Владимир Антонович Никонович. Он родился в семье священника села Нище Дриснинского уезда Витебской губернии. 5 июля 1949 года о. Владимир был арестован отделением УМГБ Смоленской области. Он содержался во внутренней тюрьме УМГБ по Смоленской области в г. Смоленске (более подробнее можно прочитать про о. Владимира в книге «Поречская земля. Православные храмы» иеромонаха Рафаила (Ивочкина)).

http://sobory.ru/article/?object=15037

Весьма внушительно выглядят данные из строительных отчетов: только материалов потребовалось «дикого расколотого камня для бучения фундамента 150 кубических саженей; серого тесанного гранита 225 погонных саженей; кирпича хорошего качества 900,000 штук; 10 тысяч пудов извести; 470 дерев леса». На постройку храма было истрачено 155000 руб., из них почти половину, 68000 руб., Симеон Гаврилович пожертвовал из собственных средств. В 1887-м году состоялась закладка храма и освящение закладного камня, и уже в 1901-м г. храм был полностью готов. В 1900–1910-х гг. храм стал одним из самых красивых и знаменитых в уезде. В эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с. Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви. Благодаря освящению величественного храма в с. Пенино и участию в этом св. праведного Иоанна Кронштадтского, в местечке Козья Гора, у деревни Поречье в 4 верстах от храма была основана Свято-Покровская Поречская женская община. В 1907-м г. на вершине горы по проекту архитектора В.А.Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырем община стала в 1919-м году, здесь в 1920-е годы подвизалось до 20 сестер. Духовником обители был протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия, в алтаре Покровского храма за литургией. Судя по архивным документам, до 1925 года клиру и верующим края в целом удавалось регулировать отношения с Советской властью. В 1921-м году Пенинский приход заключил договор с Ложголовским волостным Советом рабочих и крестьянских депутатов. В 1922-м г., как и по всей стране, из церкви Рождества Богородицы было совершено изъятие церковных ценностей (некоторые были возвращены назад). В документах первой половины 1920-х годов мы видим фамилии тех же самых священнослужителей, что и в 1915-м г.: священник Иванов Сергей Николаевич, священник Никольский Николай Семенович, диакон Кедров Василий Яковлевич. В дальнейшем их следы теряются. Однако у нас нет документальных свидетельств о том, что они были репрессированы. Их имена отсутствуют в базе данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие». Более того, нам не удалось найти документы о закрытии храма Рождества Богородицы в Пенино.

http://pravoslavie.ru/141435.html

Бакланово. Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 2018. Адрес: Россия, Смоленская область, Демидовский район, деревня Бакланово, улица Центральная, д. 58. Координаты: 55.507369, 31.680117 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 16 декабря 2018 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил великое освящение домового храма в честь преподобного Авраамия Смоленского в Свято-Ильинском скиту Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в деревне Бакланове Демидовского района. Затем в новоосвященном храме состоялась Божественная литургия.  Особая территория для уединенной молитвы насельников монастыря, более вместительный храм, архондарик, паломнический дом для гостей обители – всё это в ближайшие годы может быть создано здесь, вблизи деревни Бакланово. И тогда, возможно, живописный уголок региона станет и одним из духовных центров Смоленской области. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ильинский скит Решением Священного Синода от 16-17 июля 2020 года был переименован в мужской монастырь с названием: Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь. Источник: Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48937

Состоялась презентация книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) «Поречская земля: православные храмы» 8 ноября 2007 г. 20:42 7 ноября в Смоленской областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского состоялась презентация книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) «Поречская земля: православные храмы». Книга написана на основе многочисленных трудов дореволюционных авторов, архивных материалов и освящает провинциальную церковную жизнь XVIII нач. XX веков на примере Поречского уезда одного из древнейших на Смоленщине.   На торжественной части присутствовали заместитель начальника Департамента образования, науки и молодежной политики Смоленской области Т.П. Довгий, заместитель начальника Департамента по культуре Смоленской области Н.В. Деверилина, секретарь Смоленской епархии , рецензент книги В.Л. Амельченков, декан факультета дополнительного образования СмолГУ Т.Л. Ковалева, депутат Десногорской Городской Думы Н.А. Гречин, начальник цеха Смоленской АЭС, меценат издания Б.М. Захаров. Мероприятие открыл хор Смоленского межъепархиального духовного училища, исполнив духовные песнопения.   В приветственном слове Т.П. Довгий поздравила иеромонаха Рафаила с выходом в свет очередной книги, отметив, что «она замечательна уже тем, что продолжает традицию православного краеведения». По словам В. Л. Амельченкова, «данная книга будет востребована широким кругом читателей и принесет свои достойные плоды». Затем состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие десногорский народно-фольклорный коллектив «Услада» под руководством Т. Жаворонкиной и хореографический коллектив «Веселинка» под руководством Т. Максимовой. Пресс-служба Смоленской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/319340.htm...

Бакланово. Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь. Домовая церковь Авраамия Смоленского. Домовая церковь (деревянная). Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Авраамия Смоленского Год постройки:2018. Адрес: Россия, Смоленская область, Демидовский район, деревня Бакланово, улица Центральная, д. 58. Координаты: 55.506727, 31.680101 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 16 декабря 2018 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Великое освящение домового храма в честь преподобного Авраамия Смоленского в Свято-Ильинском скиту Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в деревне Бакланово Демидовского района. Затем в новоосвященном храме состоялась Божественная литургия. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Демидовского округа протоиерей Александр Миронов, настоятель Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря игумен Хрисанф (Шадронов), насельник Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря иеромонах Силуан (Нужный), клирики Свято-Успенского кафедрального собора. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48921

Поречье. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм был построен во второй половине XIX века (предположительно, в 1884 году); реконструирован - в 1989 году. В настоящее время храм Вознесения Господня в д. Поречье относится к Глубокскому благочинию. сайт Полоцкой епархии К югу от озера Поречского между деревнями Протасы Кукровские, Кукры и Артемы расположена живописная церковь Вознесения Господня. Ее купол сгорел в годы Великой Отечественной войны, временная же кровля предназначена только для защиты внутреннего убранства от атмосферных осадков. Храм был построен во 2-й половине XIX века (предположительно в 1884 г.), реконструирован в 1989 г. Церковь является памятником архитектуры ретроспективного стиля. Каноническая четырехчастная трехмерная композиция имеет чрезвычайно оригинальное решение. Молельный зал — высокий восьмиугольный объем, завершенный куполом маком (ранее — мощный приплюснутый луковичный купол с маковкой). К ней через короткую и низкую трапезную примыкает трехъярусная звонница, сферический купол которой также завершен луковичной главкой. К пятиугольной апсиде по бокам прикреплены невысокие ризницы. Грани фасадов прорезаны арочными оконными проемами и круглыми слуховыми окнами, опоясаны арочными фризами, усеянными угловатыми лопатками. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=26616

Гласково. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Ахтырской иконы Божией Матери , Иоанна Богослова Год постройки:1787. Адрес: Смоленская обл, Демидовский р-н, с.Гласково Координаты: 55.543981, 31.918622 Проезд:До поселка Пржевальское можно добраться из Смоленска или Демидова на рейсовом автобусе. От пос.Пржевальского до с.Гласково около 7 км по грунтовой дороге . Церковь - в начале села возле кладбища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен в 1787 году на средства секунд-майора Герасима Андреевича Мицкого. Главный предел освятили в честь Ахтырской иконы Божией Матери, придельный - во имя святого апостола Иоанна Богослова. В 1823 году преосвященным епископом Иосифом (Величковским) в Ахтырскую церковь был выдан новый антиминс. Постепенно церковь обветшала. Преосященный Иосиф (Дроздов), епископ Смоленский и Дорогобужский, обозревая Епархию в 1875 году в журнале о состоянии храмов сделал запись: " В селе Глазкове церковь каменная, двухпрестольная, ограда есть, но полуразрушенная, крышу на церкви нужно поправить " . Церковь закрыта постановлением Смолоблисполкома в 1931 году. Использовалась под клуб. До наших дней храм сохранился в руинированном виде. Использованы материалы книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) " Поречская земля: Православные храмы " . - Смоленск, 2007 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13085

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010