Однако бурмистр предоставлял мастеру «для кузнечного мастерства» пустой амбар. После установки на колокольне исправных часов, их запуска, мастер должен был прожить в Поречье 2 месяца. Стороны обязались «сей контракт содержать во всей силе нерушимо». Примечательно, что часовой мастер Савостин был неграмотным - за него, по его просьбе, контракт подписал канцелярист ростовского земского суда Леонтий Иванович Дебольский. В маклерскую книгу данный контракт был записан маклером Алексеем Приваловым. Следует также отметить расхождение воспоминаний А.Я. Артынова и рассматриваемого нотариального документа в отчестве мастера: по контракту Савостин не Иванович, а Васильевич. Кроме того, в контракте он назван мещанином города Алексина. Часовой механизм нуждался в постоянном присмотре и заводе. Поэтому в первой половине XIX в. в вотчинной администрации появилась оплачиваемая должность - заводчик часов. Из общественных сумм он получал жалование 35 рублей серебром в год. К примеру, огородник в отходе зарабатывал по найму в среднем 60 рублей серебром в год. По воспоминаниям старожилов, в начале XX в. часовой механизм обслуживали кузница и слесарная мастерская П.Г. Игнатова-Рубцова. Куранты отбивали часы, четверти и минуты, играли две мелодии, что во многом совпадает с описанием их тихвинского прототипа у Артынова. В архивных документах упомянутая слесарная мастерская в Поречье значится. П.Г. Игнатову-Рубцову старожилы приписывают следующие слова: «Вот умру я - не будет часов на поречской колокольне». Пророчество сбылось – после его смерти часы сгорели в результате пожара, который начался в прилегающем к колокольне квартале. По воспоминаниям, пожар случился в 1921 г., в мае: когда уже «по свежей траве бегали босиком». Однако в акте обследования церковного имущества от 27 сентября 1925 г. значится, что пожар колокольни произошел в 1920 г. Здесь перечислены колокола, часов уже нет. При последнем ремонте колокольни при действовавших храмах в 1927 г. часы не были восстановлены. Таким образом, часы-куранты существовали на колокольнях села Поречья-Рыбного более чем 200-летний период, что позволяет говорить о традиции их устройства в крупнейшем после Ростова приозерном селении Ростовского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=61234

Колокольня церкви св. великомученика Никиты в селе Поречье-Рыбном – самая высокая сельская колокольня России. Историки и современники в разное время восхищались этим выдающимся памятником русской архитектуры. Обнаружить какие либо архивные данные, касающиеся ее строительства в РГАДА, ГАЯО, РФ ГАЯО пока не удалось. Возможно, это объясняется тем, что старый волостной архив с. Поречья, где могли храниться эти документы, был уничтожен большим пожаром 9 мая 1887 года, когда выгорела большая часть села. В краеведческой литературе подробное описание колокольни, как и дата ее строительства – 1799 год, впервые встречается в 1848 году в статье Ф.Я. Никольского «Поречье-Рыбное» в Ярославских губернских ведомостях. Как источник статья Ф.Я. Никольского несет достаточно достоверную информацию. Поскольку, во-первых, сам автор лично приезжал в Поречье для изучения данной темы. Во-вторых, он мог еще застать в живых тех старожил, которые помнили времена ее строительства и людей, принимавших участие в нем, в третьих на момент написания статьи брат автора – И.Я. Никольский был священником в с. Поречье и имел доступ к документам касающихся истории как села так и церковных зданий. В своей статье Никольский пишет о колокольне: «Прелесть этой башни по замечанию знающих путешественников, далеко превосходит известную всем красоту колокольни Ивана Великого, если не брать во внимание величия, придаваемого сей последней священною местностию и историческими воспоминаниями. Поречская колокольня возвышается пятью ярусами, которые, кроме четвертого, прорезаны широкими пролетами. Нижний ярус, обставленный по сторонам пролетов 8 огромными колоннами коринфского ордена, оканчивается четырьмя, по углам, башнями, на коих вместо крестов утверждены большие вызолоченные звезды. Второй окружен полуколоннами. На третьем ярусе помещены 10 колоколов, из коих большой весит 525 пуд., второй 319, повседневный 102, великопостный около 80 пуд. и т. д. На четвертом, глухом ярусе поставлен корпус недельных часов, с 4-мя по сторонам циферблатами.

http://sobory.ru/article/?object=61234

«Плка Татарскаго» одна часть дошла до реки Дриим, но, переплывая ее, частию потонула, частию побита. Старейшины их Чрноглава голова принесена Кралю. «Восприемши же дрзновение» и благословясь, с помощию брата своего, Стефаня Краля Сремскаго (Драгутина), пошел опять в пределы Греческие, он постизаем до внутрь земли Гречьские, до места, глаголемаго на Суд,» и отпраздновав там Рождество Христово, «постизаем внутрь земли Гречские до Светые Горы Афонские.» Заняв все пределы «Струмскые и Серскые крестоположе и иные страны окрестные, и все их богатство и имение вземше, взвратисе в отечство Отпустив Краля Стефана в землю Сремскую, вскоре идет он опять на Грецию, «и приехом с градовы и области их, землю Дебрскю, државу земли Кичавскые, и землю Поречскую, и сиа вса приложи Кралевство ми к нашему отчству. По сих же и Влахиотску землю повоевавшим нам и тамо неисповедимаа богатства вземше, и сии в опустении изоставихом.» Но «в Браничеве, в месте, рекомем Ждреле, да вельможи самовластна и самобратна суща, Куделин и Дрман, с своими силами наскакают на брата Стефана Краля,» и присовокупив много войск Татарских и Куманских. Тогда сей Стефан приходит «к Кралевству ми, стание створшим на Мораве, у Мачковци, и молит о помощи. «Кралевство ми ни мало не коснив, на тые безбожные съединенными воискы идохом и желание наше получихомь. Сии же зломысльцы бегу се смлют обон пол Дунава, а име их погибаст. ІІо сем же вста некто Шишман в земли Болгарсцей, живыи в граде Бдины (Видине), предрже окрестные страны многы земли Блгарсцеи. Тои присовокоупив проклету ересь езыка Татарска, доиде до места Хвостна, и, хоте внити в место Ждрело, да взмет ту сущи достояния много». Тут случилось великое знамение: «стлп огнь и мужии огненые образы имуще», кои прогнали «Блгар. Тогда идохом до града Бдына. Сии же, прием древа (ладьи), преходит реку, глаголемую Дунав. Его же всу државу прием, всхоте Кралевство ми вса жилища разорити и град, в нем же дворы его бяше, в конце сокрушити. Сии же рабски молит се, яко един от меньших моих, обещае в всем послушании быти Кралевсгву ми.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

78. Мнение Митрополита Филарета по вопросу: должно ли спрашивать священника о том, что открыто ему на исповеди подсудимым пред смертью 25 Ноября 1849 г. Преосвященный Смоленский Тимофей в августе 1849 г. вошел в Св. Синод с представлением следующего содержания: «Поречское Духовное Правление, вследствие требования тамошнего Уездного Суда, по делу, производящемуся в оном суде, дворянина Павла Долотовского, рапортом от 1 Марта 1849 года испрашивало от меня разрешение, должно ли спрашивать священника Изировского, что открыто ему на исповеди пред смертью подсудимым, прикосновенным к оному же делу, Николаем Львовым. В разрешение сего рапорта, Смоленская консистория, с моего утверждения, предписала Духовному Правлению, что на основании 9 и 10 пунктов прибавления Духовного Регламента, невозможно спрашивать священника Изировского об исповеди умершего подсудимого; о чем уведомлен Смоленский Губернатор, но Губернатор, вновь изъясняя обстоятельства дела, пишет, что Львов пред смертью сознавался в совершении одним им убийства и будто бы оправдывал Долотовского; поэтому для правильного заключения по сему делу он просит разрешить священнику Изировскому обнаружить, по священству, с строжайшею истинною, все, что открыл ему на исповеди Львов, а если он, Преосвященный, не найдет возможным сделать такое разрешение, то предлагает испросить на то благословение Св. Синода». Вследствие таковых обстоятельств Преосвященный Тимофей представил сие на рассмотрение Св. Синода. Рапорт Преосвященного Смоленского был отправлен к Митрополиту Филарету, который дал по этому случаю следующее заключение: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Отношением от 15 дня сего ноября 6966 Ваше Сиятельство требовали моего мнения, по вопросу из Смоленска: должно ли спрашивать священника о том, что открыто ему на исповеди подсудимым пред смертью ? Полагаю, что не должно – по следующим причинам: 1) Изъятие из тайны исповеди, по весьма важным причинам в 9 и 10 пунктах прибавления к Духовному Регламенту. Но под сии правила далеко не подходит случай представляемый из Смоленска. Там дело идет о безопасности священной Особы Царя, Церкви и Государства: а здесь частном преступлении частного лица. Там о таинстве покаяния не совершившемся, по причине неоставления злого намерения: здесь о покаянии совершившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

23) Стефан Драгутин, Сремский, старший сын Стефана Уроша 1-го. В 1272 г. согнал с престола своего отца при помощи своего тестя, венгерского короля Cmeфaha V (Poдocл. у Фeccлepa ibid.); мучимый совестью, что поднял руку на отца, правив весьма недолго (неизвестно сколько именно, Родосл. стр. 23 fin.; по общепринятому мнению до 1275 г.), передал власть младшему брату. После отказа от престола он оставался жив в продолжении еще слишком 30 лет, именно до 1316 г. (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 71 нач.); во все это время он княжил в полученных от тестя областях Среме и Мачве (последняя была между нижним правым берегом Савы и Дунаем и обнимала шабацкое и белградское окружия нынешнего княжества сербского, Родосл. стр. 28, 43, 44, 97). Его отношения как владетеля этих областей к венграм весьма неясны; но, как кажется, дело было так, что сначала он правил в качестве их вассала, а потом, пользуясь случившимися у них замешательствами, после смерти в 1301 г., не оставившего наследников, короля Андрея III, объявил себя независимым 271 . Удел, полученный от венгерского короля, он увеличил, неизвестно – насколь много, приобретениями от соседней Боснии (Родосл. стр. 41). Раскаиваясь в уступке престола брату, он сделал было потом попытку возвратить его для своего сына, но безуспешно (ibid. стр. 357). 24) Стефан Милутин Урош 2-й, младший сын Уроша 1-го. Получив престол от брата в 1274 или 1275 г., правил по конец 1320 г. (потому что преемник его – с начала 1321 г.). Со времени Милутина возобновилось и быстро пошло вперед начатое было Стефаном Неманей, но потом надолго остановившееся, расширение границ сербского государства со стороны Византийской империи и Болгарии. Нашед при своем вступлении на престол границу Сербии от империи на том самом месте, где оставил ее Стефан (Родосл. стр. 107, граница греческая доходила до Липляна, о котором см. выше), он постепенно завоевал у греков область Полог с ее городами (находящуюся на верхнем Вардаре и называемую иначе Тетовым, см. Записок Географическ. Общества кн. XIII, стр. 204, – под городами, вероятно, должен быть разумеем и Призрен, который прежде принадлежал грекам, а со времени Милутина является за сербами, Родосл. стр. 3 u Monumenma Serbica p. 60), город Скопию (нынешний Ускюб), область Овче Поле (находящуюся на юго-востоке от Скопии, за впадающей в Вардар Пшиной, и на северо-востоке от Велеса или Кюпрюли, см. карту, приложенную ко 2-му изданию книги Гaha Reisevon Belgrad nach Salonik), города Злетову и Пиянец (на востоке от области овче-польской, о них было выше в истории болгарской церкви), область дебрьскую со всеми ее городами (лежащую по правому берегу вытекающей из Ахридского озера реки Черный Дрин), область кичавскую со всеми ее городами (соседнюю с дебрьской, находящуюся на востоке от нее, с городом Кичево), область поречскую со всеми ее городами (остающуюся неизвестной в настоящее время, но, вероятно, лежавшую на востоке от кичавской, Родосл. стр. 108 fin. и 114).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

До штатов причт содержался, главным образом, доходами за требы. Руги, Петровщины и подобных сборов не было, кроме хлебов за молебны по домам. В Путилове этих хлебов собиралось по одному с дома, а в прочих деревнях – по три. Кроме того, давался хлеб и при поминовении усопших. Деньгами причт получает проценты с капиталов, положенных на поминовение. В 1867 году, этих капиталов было 4808 рублей. Средства содержания причта зависели от дохода крестьян, при добывании плиты. Это занятие, с годами становится менее выгодным, ибо места, богатые плитою, давно исчерпаны и теперь работают в местах более глубоких и более отдаленных от водяного сообщения. С 1843 года причту дается жалованье по 2 разряду. Священники получают по 200 р., диакон – 100, дьячок – 70, пономарь – 60 и просвирня – 30 рублей. Земли церковной имелось 43 дес. 70 саж. Из них пахотной – 33 дес. 363 квадр. саж., покосу с кустарником 6 дес. 2200 квадр. саж., под плитной ломкой, где плита уже выломана, 2 дес. 100 кв. саж., под проселочными дорогами – 1207 квадр. саж. Удобной земли 40 дес. 163 кв. саж. Из них на долю священника приходилось 12½ дес., диакону и причетникам по – 7½ дес. Земля эта отведена от общества путиловских мастеровых и находится в 200 саж. от церкви. В настоящее время причт пользуется, вместо земли, процентами с капитала, вырученного от продажи 85 41 дес. 70 кв. саж. Две десятины оставлены под огороды. Причт помещается в двух деревянных домах, из коих один, в 2 этажа, построен в 1850 году, а другой, в один этаж, в 1853 году. Приход граничит, с севера Ладожским озером и приходом села Назьи, с юга и востока – Лукинским приходом, с запада – Поречским приходом. Прихожане все русские. Они занимаются плитной ломкой; крестьяне нижней Шельдихи, сверх того, занимаются земледелием и рыбной ловлей. Всех прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., мужского пола 2230, женского пола 2528. Прихожане, большею частью, грамотны. Школ в приходе было четыре: три в Путилове и одна – в нижней Шельдихе. Из школ в Путилове одна заведена священником Василием Ксеномонтановым, другая – священником Евфимием Семеновым и третья – дьячком Виктором Благовещенским. Все они пользовались пособием от родителей учеников. В 1874 г. основана в Путилове двухклассная мужская школа, с 2 параллельными отделениями и при ней – женская общественная школа; в школе учится 153 мальчика и 100 девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1) Устраивать как закрытые, так и публичные заседания для обсуждения вопросов, связанных с его деятельностью. 2) Устраивать публичные чтения. 3) Печатать листовки, брошюры, рисунки и проч. 4) Открывать лечебницы, музеи, клубы трезвости, чайные, столовые, библиотеки, а также осуществлять мероприятия, соответствующие целям Общества. 5) Ходатайствовать перед властями о принятии мер, способных содействовать уменьшению злоупотребления алкоголем. 6) Образовывать капиталы, заключать договоры, иметь печать, быть истцом и ответчиком в суде 51 . Таким образом, Смоленское Общество борьбы с алкоголизмом, по сравнению с ранее организованными попечительствами и обществами, приобрело статус юридического лица, а, следовательно, получило возможность на более эффективную деятельность в рамках существующих на тот момент законов. Первое общее собрание членов Общества состоялось 31 января 1916 г. в зале Губернского Правления под председательством епископа Феодосия. Владыка сказал речь, в которой отметил «о благодетельном влиянии запрещения на время войны продажи спиртных напитков на разные стороны быта населения». На собрании был избран Совет Общества из 11 лиц. Почетными членами стали губернатор и архиерей, в состав Совета вошли архимандрит Дамиан и настоятель кафедрального собора протоиерей А. Санковский. Показателен факт, что председателем Совета, а, следовательно, и Общества, был избран архимандрит Дамиан. Первым шагом Общества на пути просветительской деятельности стало опубликование речи епископа Феодосия (300 экз.) и ее рассылка всем приходским священникам, Предводителям Дворянства, учителям церковных и земских школ, председателям волостных правлений для бесплатного распространения среди народа. Архимандрит Дамиан предложил новую форму ознакомления народа с идеями трезвости, ранее не использовавшуюся. Он благословил студентам 5 и 6 классов семинарии в каникулярное время проводить в деревнях чтения и беседы, для чего снабдил учащихся книгами антиалкогольного содержания и составил программу предполагавшихся чтений. В течение 1916 г. семинаристы провели 13 бесед в селах Ельнинского, Бельского, Сычевского, Рославльского, Вяземского, Гжатского и Поречского уездов 52 .

http://pravoslavie.ru/38062.html

Филимоново (Поречская с/а). Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:1804. Ссылки:   Адрес: 152128, Ярославская обл., Ростовский район, с. Филимоново (Поречская с/а) Координаты: 57.085811, 39.426638 Проезд:Из Поречья-Рыбного по дороге в Вексицы Изменить описание Входит в Храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца и Димитрия Солунского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одноглавая церковь Дмитрия Солунского построена в 1804 году на средства помещика соседней деревни Инеры Леонтьева. В интерьере храма, утратившем декоративное убранство, сохранились мраморные, в виде усечённых колонн, надгродия первой половины 19 века помещиков соседней деревни Липовки - Липовских. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Филимоново, село, принадлежащее казенным крестьянам, при речке Крапивнице и колодцах, в 14 верстах от Ростова, 30 дворов, 102 ревизских души, 101 надел. Жители занимаются разведением цикория и зеленого горошка и приготовлением картофельной муки. До 1764 г. Филимоново принадлежало Ростовскому архиерейскому дому. В с. Филимонове находятся две одноглавые каменные церкви. Первая построена в 1793 г. с престолом св. Николая на средства прихожан, а вторая в 1804 г. с престолом св. вмч. Димитрия Солунского построена помещиком дер. Инеры. Колокольня построена вместе с первой церковью. Прежде, почти на том же самом месте, была деревянная церковь, что доказывает каменный памятничек, поставленный на месте престола. Чудотворных и особенно местночтимых икон нет. Рукописей и документов, относящихся до построения Филимоновских церквей особого внимания заслуживающих нет: все документы пересмотрены и оказались не древнее 1790 г. Церковной земли 36 десятин, приход состоит из трех селений: Филимонова, Липовки и Инер. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Небольшая кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная как зимний храм прихода в 1803-1804 г.г. на средства Ф. И. Леонтьева. Четверик с апсидальными выступами алтаря и притвора, перекрытый невысоким купольным сводом с главкой. Закрыта в 1930-х г.г., служила клубом, сейчас заброшена. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09986

Филимоново (Поречская с/а). Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1793. Ссылки:   Адрес: 152128, Ярославская обл., Ростовский район, с. Филимоново (Поречская с/а). Координаты: 57.085582, 39.427126 Проезд:Из Поречья-Рыбного по дороге в Вексицы. Изменить описание Входит в Храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца и Димитрия Солунского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Филимоново, село, принадлежащее казенным крестьянам, при речке Крапивнице и колодцах, в 14 верстах от Ростова, 30 дворов, 102 ревизских души, 101 надел. Жители занимаются разведением цикория и зеленого горошка и приготовлением картофельной муки. До 1764 г. Филимоново принадлежало Ростовскому архиерейскому дому. В с. Филимонове находятся две одноглавые каменные церкви. Первая построена в 1793 г. с престолом св. Николая на средства прихожан, а вторая в 1804 г. с престолом св. вмч. Димитрия Солунского построена помещиком дер. Инеры. Колокольня построена вместе с первой церковью. Прежде, почти на том же самом месте, была деревянная церковь, что доказывает каменный памятничек, поставленный на месте престола. Чудотворных и особенно местночтимых икон нет. Рукописей и документов, относящихся до построения Филимоновских церквей особого внимания заслуживающих нет: все документы пересмотрены и оказались не древнее 1790 г. Из утвари церковной, заслуживающей особого внимания по своей древности, следует упомянуть об оловянных дискосе и потире. Близ самой церкви с. Филимонова были могильные насыпи. Церковной земли 36 десятин, приход состоит из трех селений: Филимонова, Липовки и Инер. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09985

Двухъярусный сборный иконостас и его иконы относятся ко 2-й пол. 19 в. Тяжеловесные витые колонки с виноградной лозой и витиеватая резьба в обрамлениях икон верхнего яруса и на фризах характерны для периода эклектики. В алтаре находится киворий кон. 19 - нач. 20 в.: четыре каннелированные колонки с фигурными резными базами и капителями соединены между собой арками, украшенными резным растительным орнаментом. Интересен киот кон. 19 - нач. 20 в., в котором находится икона с изображением Христа в терновом венце. Наборные колонки поддерживают фронтон, украшенный раковиной, в завершении - крест на сложном постаменте. Тонкий, тщательно прорисованный орнамент (резьба и тиснение по левкасу), сплошь покрывающий колонки и нижнюю часть киота, придает ему нарядный вид. Резьба позолочена и покрыта эмалевыми красками. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Поречье (именно так называлось поселение с момента основания и до 1918 года) впервые упоминается в 1499 году, село располагалось на берегу реки Каспли при впадении в неё реки Гобзы.Название города Поречье объясняется его расположением вдоль берега реки Каспля. А название Демидов город получил в связи с событиями ноября 1918 года, когда погиб секретарь уездного комитета РКП (б) Я.Е.Демидов. В память о нём уездный исполком Советов принял 19 ноября 1918 года решение о переименовании Поречья в город Демидов, а Поречского уезда — в Демидовский. Благовещенская церковь небольшой, ныне действующий, выполненный в русском стиле, храм построен в 1874 году за счёт средств поречского купца Вишкарева Алексея Андреевича. В том же году был освящен епископом Серафимом. Ранее эта церковь приписывалась к ныне уже не сохранившемуся Поречскому собору. Низкий храм с кирпичными побеленными и отштукатуренными стенами. Горизонтальная вытянутость здания подчёркивается антаблементом, проходящим по всему периметру и на одном уровне, а также очень высоким цоколем. По углам здания расположены утопленные в кладку квадратные столбы со срезанными ребрами. Килевидно заостренные арочные окна имеют ленточные обрамления. Объемы прямоугольного по форме храма, западного притвора и апсиды приблизительно равны в своей высоте и размещены на одной оси. Над гребнем двускатной кровли возвышается глухая деревянная главка. Над притвором устремилась ввысь, выполненная из 2-х деревянных четвериков колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=08295

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010