Желая завершить в том же году постройку храмовой части, и прихожане, и подрядчик спешили с производством работ. При этом архитектор Померанцев требовал установки новых лесов и перекладки внутренних столбов. Однако его требования не выполнялись, и Померанцев пытался остановить строительные работы на храме, жалуясь елецкому городничему. В доношении от 25 сентября 1850 г. он просил снять с себя всю ответственность за возможные последствия такого строительства. По жалобе елецкого городского архитектора в город приехал инженер подполковник Зубов, но к этому времени уже были завершены и покрыты четыре малые главки, а центральная осталась недостроенной и непокрытой до весны. Выстроенное до сводов здание обрушилось ночью 20 октября 1850 г. от неустойчивости внутренних столбов. 22 октября Померанцев сообщал в губернскую строительную комиссию: «В ночь завалил­ась одна глава, разрушив до основания один столб, остальные три в опасном положении». Причт храма сообщил, что рухнул столб, а вместе с ним малая главка и центральная, в остальных столбах значительные повреждения. Обследовавший строящийся храм инженер Зубов нашёл причину в некачественном материале, плохой кладке и неправильно выполненных люнетах. Как выяснилось, столбы клал государственный крестьянин с. Поречского Владимирской губернии и уезда Семён Петрович Тумаков под присмотром архитектора Померанцева из старого кирпича, без связи железом. Из-за падения некачественно выложенного столба произошли разрушения и в новой кладке. В какой мере был виновен в произошедшем архитектор Померанцев, скончавшийся вскоре после этого, и городничий, разрешивший строительство, установить тогда было трудно. Однако несколько лет спустя 8 декабря 1855 г. губернское правление решило «…оставить на ответственности бывшаго архитектора Померанцова убытки, произошедшие от падения главы и столба». На следующий год после обрушения, 28 августа 1851 г. священник Пётр Острогорский и староста храма Зот Трофимович Неделин подали прошение в Орловскую строительную и дорожную комиссию о разрешении разобрать три главки и столбы. Строительство было продолжено, но теперь уже без спешки и под наблюдением нового городского архитектора титулярного советника Ефимова. К 1859 г. строительство в основном было окончено, а в 1860 г. освящён главный престол «в прежнее храмонаименование» - в честь Архистратига Михаила. Приделы в храмовой части сохранились те же и были устроены уже после 1862 г. иждивением и стараниями ктитора, елецкого купца второй гильдии Николая Фёдоровича Добрианова.

http://sobory.ru/article/?object=02126

В 1932 г. в Покровской церкви служил дьякон Пантелеймон Иванович Медведков. Он родился в 1871 г. в семье псаломщика одного из храмов города Поречья. Закончил Поречское городское училище. С 1897 г. по 1904 г. служил псаломщиком и одновременно преподавал в церковно-приходской школе. В 1906 г. рукоположен в сан дьякона. 19 июля 1932 г. отец Пантелеймон был арестован. После ареста содержался в демидовском доме заключения, затем переведен в Смолтрудколонию. Обвинялся по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Виновным себя не признал. Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 г. Медведков осужден на заключение в концлагерь сроком на 3 года условно, считая срок с 9 июля 1932 г. Отец Пантелеймон освобожден из трудовой колонии 28 ноября 1932 г. После освобождения отец Пантелеймон продолжил служение в Покровском храме. Вскоре он был рукоположен в сан иерея. 20 ноября 1937 г. Медведков был арестован РО НКВД города Демидова. Содержался в местной тюрьме. В выдвигаемых обвинениях (антисоветская агитация) виновным себя не признал. Заседанием Тройки УНКВД Смоленской области от 28 ноября 1937 г. отец Пантелеймон приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 декабря 1937 г. в 17 часов. Где находится могила священномученика, неизвестно. 12 июля 1989 г. Прокуратурой Смоленской области Медведков П. И. реабилитирован. Покровский храм был закрыт сравнительно поздно - 10 февраля 1941 г. Грянувшая вскоре Великая Отечественная война, как это ни парадоксально, сыграла положительную роль в истории церкви. Во время немецкой оккупации храм был открыт для совершения богослужений. Благодаря небольшому промежутку времени, прошедшему между прекращением и возобновлением богослужебной жизни, в Покровской церкви сохранился дореволюционный трехъярусный иконостас, хотя серебряные оклады первого ряда и многие иконы были утеряны. В несколько видоизмененном виде дошел до нас иконостас правого придела. В левом приделе иконостас устроен позднее, при настоятеле протоиерее Николае Морозове. Резьба покрыта поталью, иконы написаны в академическом стиле. Из утвари уцелели напрестольный серебряный крест, Евангелие в окладе, старинный антиминс. Кроме того, в открывшийся храм прихожане передали хранившиеся у них иконы из других церквей Поречья. С того времени этот храм стал центральным в Демидовском благочинии Смоленской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=08293

311 Храм Воскресения на крови был закрыт 18 ноября 1930 года и передан Обществу политкаторжан. 28 августа 1938 года городской отдел охраны памятников вынес заключение, что здание бывшей церкви «Воскресения на крови» «подлинной художественной ценности не представляет, и Отдел считает возможным разобрать здание с проведением массовой разъяснительной работы среди населения». 313 На допросе 13 декабря 1929 года архиепископ Димитрий показал: «Относительно продажи свечей я говорил, что выборкой патента церковь приравнивается к лавочке, и был против выборки патента» (Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-78806. Т. 1. Л. 85 об.). 319 Владыка не обинуясь обличал безбожную власть и прямо заявлял следователям, что ненавидит большевиков за убийство государя и его наследника и считает их извергами рода человеческого: «За кровь помазанника Божьего большевики ответят. За все то, что большевики совершили и продолжают совершать, за расстрелы духовенства и преданных Церкви Христовой, за разрушение церкви, за тысячи погубленных сынов отечества большевики ответят, и русский народ им не простит. Я считаю, что у власти в настоящее время собрались со всего мира гонители веры Христовой. Русский православный народ изнывает под тяжестью и гонениями этой власти» (Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-83017. Т. 1. Л. 26). 321 Полностью письма см.: Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. М.: Братонеж, 2008. С. 127–128. 325 Руководители филиалов и ячеек были приговорены к расстрелу с заменой на 10 лет концлагеря, рядовые участники – к 3–5 годам концлагеря или ссылке. 326 «Дело, согласно надписаниям на нем, имеет 11 томов, объемом от немногим менее 300 до почти 700 листов. Однако первый том отсутствует, а одиннадцатый начинается с того, с чего, как можно предположить, мог бы начинаться первый: с ордеров на аресты и обыски, протоколов обысков, первых анкет арестованных. Далее, нумерация листов во втором томе начинается не с 1-го, а с 401-го, в то время как в одиннадцатом томе она заканчивается 400-м…» (Мазырин А. В. Следственное дело «Всесоюзной организации ИПЦ» как источник по новейшей истории Русской Православной Церкви. С. 191, 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Духа. Помните, что кто не имеет усердия к храму, тот удаляется от источника жизни – Бога, в том есть признаки нравственного разложения. В сей день Господень, в день освящения возобновлённого вашего храма обновите в себе дух правый, твёрдо стойте и держите отеческие предания, яже ко спасению; преуспевайте в добрых делах и исполнении заповедей Божиих, ибо это конечная цель земной нашей жизни…». 110 Освящение вылилось в настоящее незабываемое торжество. После окончания литургии, при целовании креста, отец Дмитрий вместе с другими священниками раздавал норду крестики, медальончики и ладанки, выписанные специально к этому торжественному дню из Киева. Всего было роздано до полторы тысячи крестиков и ещё не хватило. После богослужения было обычное праздничное угощение у настоятеля. Ради справедливости несколько слов следует сказать о вух священниках, участниках освящения Лужецкой церкви, в той или иной степени причастных к делу её возобновления. Это Александр Россинский – настоятель Поречской церкви и Иаков Архангельский – настоятель Язненской церкви. Отец Александр как близкий сосед к Лужкам и заведовавший приходом до назначения туда отца Дмитрия «очень влиятельно действовал на Лужецких прихожан, чтобы они не обращали никакого внимания на ту молву, что будто у них не будет церкви 20 лет». Своим сердечным и добрым убеждением он побудил многих начать вносить свои лепты на восстановление храма, что послужило немалым толчком к их дальнейшему согласию «на непременные пожертвования на церковь ». Отец Иаков также «по соприкосновенности с Лужецкими прихожанами ревностно убеждал их к скорейшему возобновлению их церкви и, прежде всего, на всеобщие их местные нужды пожертвования – “кто чем может”» 111 . Рапортуя Преосвященному Алексию об освящении Лужецкой церкви, Дисненский благочинный писал: «Благодарение Господу Богу и Пречистой Его Матери, Царице Небесной, за все и вся! Но с чувством благодарения Господу Богу, неразрывно связано чувство благодарности и Вашему Преосвященству. Именно так и не иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Адрес: 215034, Смоленская область, Гагаринский район, село Пречистое Как добраться: от Гагарина до Пречистого на север примерно 10 км. Церковь находится в центре села, на его главной улице Подробнее... Глинковский район [ править править код ] Храм Николая Чудотворца (Глинка) [ править править код ] Храм Святителя Николая находится в поселке Глинка — это небольшой приход, основанный в 1993 году. За годы советской власти все действующие храмы на Глинковской земле (20 храмов) были закрыты и разрушены, церковное имущество разграблено. Группа инициативных верующих изъявила желание организовать приход в райцентре и начать строительство храма. Трудами и молитвами прихожан, с помощью Божией, в 2007 году было закончено строительство деревянной церкви. В июле этого же года храм был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне патриархом всея Руси). На сегодняшний день храм Святителя Николая – центральный приход в Глинковском районе, в храме регулярно проводятся богослужения. Адрес: 216320, Смоленская область, Глинковский район, село Глинка, улица Ленина, дом 1 Телефон: +7(48165)2-15-54 Подробнее... Демидовский район [ править править код ] Успенский собор (Демидов) [ править править код ] Из-за внешней красоты и величественности здания, а так же из-за благолепия интерьера и богатой утвари этот храм называли в Поречье «вторым собором», и не только по отношению к местному храму Рождества Богородицы, но и к смоленскому кафедральному. Успенская церковь заложена в 1852 г. «иждивением» поречского купца Иосифа Григорьевича Вишкарева. Строительство храма стало его основной целью, и на протяжении многих лет ктитор полностью отдавал благому делу все свои силы и средства. Однако дожить до дня освящения церкви ему не довелось, и, после его смерти, «этот величественный храм стоял без окон, без дверей, без полов, без крылец целые 13 лет и всеми был обречен на груду камней и развалин». В 1872 г. по инициативе помощника исправника Налегако был учрежден Строительный комитет. Тогда же, с разрешения архиерея, причт стал совершать в недостроенном здании Всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней. Благодаря начавшейся молитвенной жизни прихода стали поступать денежные пожертвования. В течение двух лет в храме появились полы, иконы, клироса, двери и крыльца. В 1874 г. церковь была завершена и освящена. Главный алтарь освятили во славу Успения Пресвятой Богородицы, левый – во имя великомученика Пантелеимона, правый – во имя великомученика Георгия Победоносца и преподобного Иосифа Песнописца.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

переделать церковь. Храм распространен на 7 саж. в длину и на 6 в ширину; сделана каменная колокольня, а под нею – притвор в длину 3 саж. 2 арш., шириною в 4 саж. В притворе устроена сторожка. По возобновлении церкви, ее освящал в 1881 г. преосвященный Гермоген; с ним служили: наместник Лавры о. Симеон, Ризничий, благочинный Сажин и причты церквей Покровской и Поречской. Пел архиерейский хор. На стенах церкви написаны, на цинке, три больших образа: Успения, Благовещения и входа в Иерусалим. Церковная ограда железная, на фундаменте из цоколя. Метрические книги существуют с 1802, исповедные с 1859 и клировые – с 1860 г. Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; с 1878 г. состоит из священника и двух причетников; в 1881 г. один причетник, Иван Вишняков, произведен во диакона. При церкви имеются два деревянных дома для причта. Церковной земли 36 дес., из коих 6 под рукою, около 10-ти неудобной земли; остальное – под покосом. Церковного капитала до 2900 р. Причт содержится казенным жалованьем, платою за требы и подаянием за крестные ходы и молебны по домам в праздники. Жалованья казенного выдается священнику 220 р., причетникам – по 70 р. Церковный доход не превышает 700 р. Соседние приходы: Поречский, в 15-ти вер. и Покровский (в с. Шапках) – в 12-ти. Вблизи церкви находится усадьба князя Юсупова, в которой живет управляющий. Из деревень самая дальняя отстоит в 10-ти верстах от церкви, а ближайшая – в полуверсте. Это деревня Салогубовка, названная по имени помещика Салогубова. Жители ее переведены, в давния времена, из польских губерний. Всех их мужского пола 192, женского – 208. Они Федосеевцы и, упорно держась раскола, чуждаются православной церкви и к представителям ее питают ненависть. Православных мужского пола 1141, женского 1281. Крестьяне занимаются землепашеством; в Салогубовке занимаются сапожным и столярным мастерством. При церкви долго были две земские школы, при пособии от министерства. Но в настоящее время – одна, мужская и женская вместе. В ней уже 11 лет преподает учительница Вера Миролюбова. Закону Божию учит священник. За каждого учащегося получается 1 р. 50 к. в год. Есть и в других деревнях школы, но в них нет правильного ученья. Попечительница школы г-жа Маркова. Некоторые из учеников участвуют в церковном пении: но у них нет знающего руководителя. Крестные ходы бывают, по одному разу в год, в каждой деревне; в некоторых деревнях бывает по пяти раз в год крестный ход в память падежа скота или пожара. В Салогубовке крестных ходов не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона: 1.1. Освободить игумению Моисею (Ракитину) от должности игумении Иверского женского монастыря города Уфы Республики Башкортостан и назначить ее на должность игумении женского монастыря в честь Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери в селе Бугабаш Бакалинского района Республики Башкортостан; 1.2. Освободить игумению Виталию (Сандалову) от должности игумении женского монастыря в честь Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери в селе Бугабаш Бакалинского района Республики Башкортостан и назначить ее на должность игумении Иверского женского монастыря города Уфы Республики Башкортостан; 1.3. Освободить архимандрита Арсения (Дмитриева) от должности наместника Пророко-Илиинского мужского монастыря села Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора: 2.1. Освободить игумена Хрисанфа (Шадронова) от должности игумена Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска и назначить на должность наместника этого монастыря иеромонаха Николая (Золотова); 2.2. Открыть мужской монастырь Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь деревни Бакланово Демидовского района Смоленской области и назначить на должность наместника этого монастыря игумена Хрисанфа (Шадронова). 3. В связи с прошением Преосвященного епископа Краснослободского и Темниковского Климента освободить игумена Тихона (Гладких) от должности наместника мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» села Журавкино Зубово-Полянского района Республики Мордовия ввиду преобразования упомянутой обители в подворье Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия (пункт 4 журнала 26 заседания Священного Синода от 11 марта 2020 года). 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила переименовать Казанский женский монастырь города Балыкчи Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан в Иверский женский монастырь города Балыкчи Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан.

http://patriarchia.ru/db/text/5664123.ht...

Да горит ярко немерцающим светом светильник, поставленный на свещнице, да озаряет и согревает он своим светом среду окружающую. Дай Бог, чтобы свет ваш горел ярче и чтобы лучи его распространялись дальше и больше!» 28 числа получил письмо из Вышнего­ Волочка, от новопостриженной (20 ч.) монахини Казанского монастыря Антонии (бывшей Александры Петровны Ушаковой). Вот что писала мне от 27 числа эта новоначальная инокиня: „Высокопреосвященнейший Владыка! Дивны дела Господни, – дивен в высоких Господь. Земно кланяется своему Архипастырю и Отцу новопостриженная монахиня Антония. Пред Святительством Вашим преклоняет главу свою, прося себе благословения Господня на новую начинаемую жизнь. Душа так переполнена чувствами, Владыка Святый, что я бы хотела высказать, да нет сил, нет уменья как поблагодарить Вас за все. Верую, что Господь, сотворивший меня, слышит и понимает меня – Свое создание. Молюсь Ему о Вас, о своей матушке Досифее 508 , об ее святой обители, в которой мне так хорошо, где меня берегут, утешают как бы родное чадо. «Монахиня Антония». Вышеозначенную монахиню Антонию я представил Св. Синоду на вакантное место игумении в Осташковский Знаменский монастырь, о чем я и писал в Волочек игумении Досифее от 1 декабря: «Поздравляю Вас с новоначальною духовною дщерию, а дщерь вашу мать Антонию всеусердно приветствую с принятием иноческого звания. Господь Бог, благодатию Своею да укрепит навсегда ваш духовный союз. Спешу уведомить Вас, что мать Антония представлена мною сегодня Св. Синоду на должность настоятельницы Осташковского Знаменского монастыря, с возведением в сан игумении. Молитесь обе усерднее Царице Небесной, чтобы Она, всеблагая, благопоспешила совершиться сему делу, ко благу обители. Призывая на Вас и на вверенных вашему попечению и духовному руководству сестер Божие благословение, пребываю к Вам с искренним благорасположением и усердием»... 5­ декабря посетила меня графиня Праск. Сергеев. Уварова. В беседе с нею я вспомнил о старом знакомстве с покойным ее супругом, графом Алексеем Сергеевичем 509 , о его учено-археологических трудах и неоконченных сочинениях (как-то: о Символике и археологическом словаре). По словам графини, наместник Троицко-Сергиевой Лавры, о. архимандрит Леонид 510 приступил к описанию рукописей Поречской Уваровской библиотеки, коих число простирается до 3000.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Благословясь,– говорит он,– пошел я в пределы греческаго царства и когда никто не противился, занял оба Полога с городами и округами, славный город Скопле, потом Овчеполе, Златову, Пианец; покорил все места и выслал греческия власти из тех пределов.– Озлившиеся, лукавые, греческие начальники обнесли меня пред царем Палеологом. Он набрал татар, турков, франков и пошел войною на короля; но дойдя до Илангыфа, где храм св. Георгия, внезапно скончался и похоронен в Силиврии.– Военачальники его устремились с войском на Сербию; доходили до Липляны и Призрена и наделав много бед воротились. Одна часть татарскаго ополчения доходила до р. Дрима, но переплывая её частию побита, частию потонула; голова старейшины из Черноглава принесена была королю.– Приняв смелость и благословение, с помощию брата моего Стефана, краля сремскаго, пошел я опять в пределы греческие, дошел до места на Суде и отпраздновав там рождество Христово, дошел до св. Афонской Горы. Заняв все пределы струмские и серские, Хрисополь и другия ближния места и взяв богатства и имущества, возвратился на родину.– Отпустив краля Стефана опять на Грецию, взяли мы землю Дебрскую, державу земли Кичавскую, землю Поречскую и все это присоединили к нашему коро­левству. Потом воевали мы влахиотскую землю (Эпир) и взяли там неисчислимыя богатства». Все эти военные действия в краях империи, имевшие своим последствием присоединение славянских поселений к сербскому королевству, происходили в 1382–1385 г. 655 Цена этих приобретений славянства возвышалась ещё отношением их к папизму. Палеологовы бродячие толпы крестоносцев не много нанесли вреда Сербии; но что они делали на Афоне? Они предавали пыткам и смертям разным исповедников православия. Милютин оградил славян от свирепых произволов романизма 656 . «В Браничеве два брата вельможные Куделин и Дреман с своими силами нападают на брата Стефана короля, присоединив к себе много татарских войск. Тогда Стефан приходит к моему королевству и став станом на Мораве у Мачковцы, просит помощи. Мое кралевство немедля идет с войсками на тех безбожных и достигает желаемаго; дурные эти люди обратились в бегство, переходят Дунай и погибают.– Затем поднялся князь Шишман болгарский, живший в гор. Бдыне (Виддине) и владевший многими соседними болгарскими городами. Он, при­соединив к себе проклятый татарский народ, дошел до места Хвостна и хотел занять место Ждрело.– Тут случилось великое чудо: явились огненный столп и мужи огненнаго вида, и прогнали болгар.– Тогда мы пошли до гор. Бдына. Он на деревьях переходит р. Дунай. Заняв все его владения, мое кралевство готово было разорить все жилья и город, где был дворец его. Но он униженно умоляет, как самый последний из слуг, обещаясь быть в полном послушании моему кралевству. От меня предложено, чтобы взял в жену дочь вельможи моего, великаго жупана Драгоши, и он так и поступил. Потом выдал я дочь мою за сына его Михаила».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Доложская пещера Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Доложская пещера находится в Ленинградской области, Сланцевский район, деревня Заручье. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил пустынник, который тут и скончался. Имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились. Возможно, это был монах Новгородских Святых Обителей или Александро-Невскаго Монастыря (из церковных документов известно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости принадлежали до 1710 г. Софийскому Собору, а в 1710-1763 гг. Александро-Невскому Монастырю - в Доложском погосте находилось монастырское правление). Пещера представляет собой две горизонтальных галереи, соединенных узким проходом. Длина большей галереи около 11 м, высота в пределах 1.20-2.8м; ширина 1.80-2.60 м. В конце галереи имеется небольшой подземное озеро, вода из которого считается святой и целебной. Рядом с ним сооружен импровизированный алтарь. Вода из озера течет в соседнюю галерею, и далее уходит в землю. В 1900 г. перед Доложской пещерой был освящен храм в честь Успения Божией Матери, епархиальным архитектором был Н. Н. Никонов (1849-1918). Впоследствии, в 1908 г. здесь была учреждена Успенская община, являющаяся частью Покровской Поречской женской общины на Козьей горе (с 1919 г. - Покровский Козьегорский женский монастырь). Таким образом, Доложский пещерный храм стал скитом от монастыря. Во время Великой Отечественной войны скит подожгли фашисты, а в 50-х годах ХХ в., уже при советской власти, ее взорвали. Расчистка руин Успенского скита началось в 2009 г. Ежегодно проводятся крестные ходы к Успенскому скиту и службы на цоколе разрушенного храма Упения на Доложской пещере. Как добраться [ править править код ] От Санкт-Петербурга 33 км по трассе Р-38, далее от Старополья до Менюшей 2,4 км, а потом поворот налево, на грунтовку до Заручья. Вскоре будет деревня Межник (до нее от Менюшей 3,6 км), потом, еще через 1,2 км, — Русско, а сразу за нею Лужицы. За Лужицами нас ожидает Доложская культовая пещера. Чтобы ее увидеть, за деревней нужно свернуть направо к заброшенному карьеру, доехать до него и оставить машину. Дальше — только пешком. Описание [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Доложская_пеще...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010