Отечественная война 1812 года не прошла мимо Поречья. Значительно пострадала от французов соборная церковь, святой антиминс и многие церковные вещи похищены, в нижней церкви разломаны полы и опрокинут престол и жертвенник, в приделе Иоанна Предтечи разрушен иконостас. Мещанин Андрей Лебедкин, будучи соборным церковным старостой, спасал и сохранял имущество церкви. Церковная казна, утварь в сумме 2855 рублей были вывезены из города и бережно сохранены. В 1868 году рижский купец Дмитрий Смелов пожертвовал храму парчовые облачения для священника и дьякона, евхаристические сосуды, поречский купец Филипп Пенкин в 1871 году пожертвовал 600 рублей, приобрел полное облачение из малинового бархата для священника и дьякона. В 1839 году на средства церковного старосты Дмитрия Куксина крыша на соборе вместо гонта была покрыта листовым железом, стены здания окрашены белой краской. Усердием купца Луки Пенкина в 1846 году был перестроен восьмерик верхней церкви и вызолочен крест на главе. В 1858 году собор окрасили снаружи в голубой цвет, а в 1860 году на средства старосты Алексея Чернова в верхнем храме заменили ветхие полы. В 1865-1866 годах отремонтированы полы в нижнем Никольском храме, переделаны пол и потолок, стены окрашены и расписаны изображениями святых. Купец Филипп Пенкин в 1868-1869 г.г. вновь перекрыл крышу собора и окрасил медянкой, также он позаботился о ремонте кровли двух больших крылец, ветхий гонт заменили железом. На колокольне собора с 1769 года имелись часы. Сорок лет за их ходом следил слепой поречский мещанин Василий Никитович Кольцов. Славился слепой мастер искусством звона на колоколах. Самый большой имел вес 204 пуда, который приобрели в 1804 году в Москве за 4812 рублей. Всего на колокольне висело 7 колоколов, различных по весу и музыкальному ладу. Чтимым образом в соборе считалась Себежская икона Божьей Матери. Этот образ являлся точной копией иконы, находившейся в селе Сырокоренные Липки Духовщинского уезда. С 1848 года на площади перед собором ежегодно происходило молебное пение перед образом. По указу Святейшего Синода с 1886 года в Поречье совершался крестный ход с почитаемой иконой. В соборе также хранились иконы Спасителя, Божьей Матери и святителя Николая – благословение поречского дворянства государственному ополчению при выступлении добровольцев на фронт в 1855 году во время Крымской войны.

http://sobory.ru/article/?object=38411

Он проводился 8-9 сентября в Выскатку, 10 сентября из Выскатки в Рую, 11 числа ход вместе с иконой Успения возвращался в Доложск. Чудотворная икона повсюду встречала горячий прием и почитание верующих. Жители деревень, через которые шел ход, считали за честь лицезреть Святыню в своих местах. Духовное рвение было таково, что некотрые ретивые исполнители Веры в праздничный день до четырех раз «подымали икону» - осуществляли пронос ее до Пещеры и обратно к Успенскому храму. Таким образом, праздничное шествие превращалось почти в бесконечный процесс. Многие люди во время несения иконы располагались ничком на дороге, дабы она была пронесена над их головами. Дети ввиду своего малого роста просто приседали. Н. Харитонов, житель д. Бор I, рассказывал, что непрерывная колонна хода растягивалась от храма до места Кресты, до развилки дорог, где располагалась часовня во имя Святого Пророка Илии и памятный камень, на котором по преданию сиживала сама Богородица. Многие паломники стояли по сторонам, присоединяясь к процессии по мере прохождения хода. Великая масса людей не могла единовременно посетить Святую Пещеру. Это делали поочередно, в течение дня. Практически все это время по прямой дороге над головами носили икону. — Поразительное явление. Наряду с рьяными, организовывавшими дополнительный пронос иконы, существовали активные православные группы молодежи, занимавшиеся изучением церковной литературы, прославившиеся особым исполнением служб и обрядов. Они были известны в Старополье, Корино, Заручье. Девушки этих сообществ не посещали мирские увеселения, супрядки, праздники и не выходили замуж за пьющих парней. Об этом явлении с беспокойством писала православная пресса начала ХХ столетия. Именно из этих девушек истинного Православного благочестия составился впоследствии костяк Свято-Покровской Поречской женской общины, у истоков которой стоял Святой праведник земли русской отец Иоанн Кронштадский. Организации Свято-Покровской Поречской женской общины предшествовал длительный переговорный процесс с представителями церковного управления в столице и лично отцом Иоанном.

http://sobory.ru/article/?object=03169

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Демидов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Демидов построен в псевдорусском стиле в 1874 году на средства купца А. А. Вишкарева. Одноглавый одноапсидный четверик с деревянной звонницей над притвором. В приходе почитаются две иконы — Спасителя и Божьей Матери, чудесно обновившиеся во время пожара 1995 года. Содержание История и описание [ править править код ] Иконостас. Фото 1979 год Кладбищенская Благовещенская церковь расположена в первой части города на улице Мареевской. Храм выстроен на средства поречского купца Алексея Андреевича Вишкарева в 1874 году. Церковь освятил епископ Серафим 22 августа 1874 года. Богослужения в то время в храме совершал соборный причт, так как Благовещенская церковь считалась приписной к поречскому собору (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем). В 1879 году на украшение церкви А. А. Вишкарев пожертвовал 400 рублей. Внешне храм представляет собой низкую церковь русского стиля, не отличающуюся особой внешней и внутренней отделкой. Горизонтальную протяженность небольшого здания подчеркивает антаблемент, проходящий по всем объемам на одном уровне, и высокий цоколь с ширинками. Внутри основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с глубокими распалубками. Алтарь отделен от собственно храма двухъярусным сборным иконостасом второй половины XIX века. По определению искусствоведов, тяжеловесные витые колонны с виноградной лозой и витиеватая резьба в обрамлении икон верхнего яруса характерны для периода эклектики. Исходя из того, что перед Великой Отечественной войной на территории района не осталось действующих храмов, можно предположить, что церковь закрыли или после ареста священника храма Евгения Маркова в 1937 году, или непосредственно перед началом войны (как это произошло с Покровским храмом Демидова). Во время немецкой оккупации Благовещенская церковь была открыта для богослужений, а в 1944 году была зарегистрирована в Смолоблисполкоме. С тех пор храм оставался действующим. Святыни [ править править код ] В приходе почитаются две иконы — Спасителя и Божьей Матери, чудесно обновившиеся во время пожара 1995 года. Образ Богородицы поречане называют Поречской иконой Божьей Матери. Икона интересна своим иконографическим типом и художественным оформлением. В храме также хранится киот из нижней Николаевской церкви Поречского собора. Престольные праздники [ править править код ] Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Контакты [ править править код ] Адрес: 216240, Смоленская область, город Демидов, улица Мареевская, дом 55 Телефон: +7(48147)4-15-98 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Церковь строилась преимущественно местными мастерами. Кирпич для облицовки привозили из Финляндии. Церковь, освященная архиеп. свт. Тихоном (Беллавиным) в мае 1912 г., имела приделы Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Бесстолпный храм на подклете построен в традициях рус. зодчества XVII в. Над основным объемом возвышаются 5 световых барабанов с луковичными главами. Центральный барабан крупнее, чем боковые, почти примыкающие к нему. Над зап. частью - шатровая колокольня, к-рую фланкируют шатры на вытянутых граненых барабанах, завершенные небольшими главками, в их основании помещены 2 ряда полуциркульных кокошников. С востока поставлены 3 полуциркульные в плане разновысотные алтарные апсиды, центральная окружена в нижнем ярусе галереей (аналогично собору Казанского монастыря в Данилове). Они оформлены аркатурно-колончатыми поясами. Боковые и вост. фасады завершены массивными кокошниками сложного профиля. Поля кокошников боковых фасадов заполнены огромными окнами, фланкированными лопатками с ширинками, в завершении применен мотив висячих гирек (отделка фасадов напоминает Казанскую ц. Староладожского подворья). Крыльца со щипцовыми завершениями и висячими гирьками находятся по сторонам притвора. Определенная сдержанность декора боковых фасадов основного объема и особенности композиции сближают архитектуру храма с церковью Поречской монастырской общины в С.-Петербургской губ. После революции храм закрыт, интерьер и сложная система отопления уничтожены. Возвращен РПЦ в 1989 г. Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Кукобой Ярославской обл. 1909–1912 гг. Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Кукобой Ярославской обл. 1909–1912 гг. Последние церковные сооружения К. имеют черты неорус. стиля. Церковь Покрова Пресв. Богородицы Поречской жен. общины (совр. дер. Козья Гора Сланцевского р-на Ленинградской обл., 1904-1908) с приделами апостолов Петра и Павла (1913), свт. Николая Чудотворца и прп. Максима Исповедника (1916) построена по проекту К.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Юродивый Корейша. Рис. Кирнева Биографические сведения, особенно о раннем периоде жизни К., крайне противоречивы, а часто и легендарны. К. род. в семье священника, в 1783 г. поступил во 2-й класс уездного уч-ща, откуда через 3 года был переведен в Смоленскую ДС. В 1803 г. окончил семинарию и был определен учителем Поречского ДУ. Со временем К. стал вести уединенный, отшельнический образ жизни, неск. лет паломничал: посетил Киево-Печерскую лавру , Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , Нилову Столобенскую в честь Богоявления пустынь и др. обители. По возвращении домой поселился в заброшенной деревенской бане. К. почитали как старца; он терпеливо принимал посетителей, приходивших к нему и за духовным советом и утешением и из любопытства. Из-за столкновения со смоленскими чиновниками в 1813 г. К. был помещен в Смоленскую городскую больницу, куда к нему снова стали приходить верующие. Это вынудило смоленские власти просить о переводе его в Москву. В 1817 г. он был переведен в Московский покой для психически больных (впосл. московская Преображенская психиатрическая больница). Однако известность К. ширилась. По словам современника, в день приходило ок. 100 посетителей, с к-рыми юродивый говорил почти исключительно иносказаниями ( Долгоруков. 1860. С. 301-303). Не каждому из них был доступен образный язык К., из-за чего нередко возникали недоумения. Ответов К. на духовные и житейские вопросы искали Ф. И. Буслаев , Н. В. Гоголь (последний так и не решился нанести ему визит). В 1845 г., будучи еще молодым человеком, Буслаев написал ему записку: «...благословите Феодора и не оставьте его в Ваших святых молитвах. Скажите, будет ли он благополучен. Скоро ли женится». Ответ К. был, как всегда, иносказательный: «1845 рока мца декемрея XIV дня/ко Господу молитесь/да в адских полех/совершенно изцелитесь/А женится не скороу/А животу пудет здоровоу/студент просвещения» ( Никитин. 2002. С. 90-91).

http://pravenc.ru/text/2057246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРГОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Олонецкой и Петрозаводской епархии, названо по г. Каргополю (ныне Архангельской обл.), существовало в 1911-1928 гг. К. в. было учреждено 12 авг. 1911 г., резиденцией Каргопольского архиерея, 1-го викария Олонецкой епархии, был каргопольский Преображенский мон-рь, настоятелем которого викарий являлся по должности. В ведении викарного епископа состояли Каргопольский и Пудожский уезды Олонецкой губ. Первым Каргопольским архиереем стал Варнава (Накропин) , хиротония которого состоялась 28 авг. 1911 г. в Москве; 2 окт. еп. Варнава прибыл в Каргополь. Архиерей часто посещал приходы вик-ства, проводил собеседования со старообрядцами. Благодаря его деятельности в 1912 г. присоединился к правосл. Церкви священник старообрядческой Белокриницкой иерархии Гавриил Фомин, служивший в дер. Хрулёвская Каргопольского у. Олонецкой губ. С миссионерскими целями еп. Варнава проводил крестные ходы из Каргополя в близлежащие деревни. Самым многолюдным и продолжительным стал проведенный в мае 1912 г. крестный ход из Каргополя в Александров Ошевенский мон-рь (в 40 км от Каргополя). 2 нояб. 1913 г. Варнава стал епископом Тобольским и Сибирским, 13 нояб. викарием К. в. был назначен еп. Варсонофий (Вихвелин) . Существование К. в. оказалось под угрозой в 1917-1918 гг., когда настоятель каргопольского собора свящ. Иоанн Ильинский и ряд др. приходских священников Каргопольского у. выступили за упразднение кафедры в Каргополе и за перевод приходов Каргопольского у. в непосредственное ведение Олонецкого епископа. На епархиальном съезде духовенства в Олонце еп. Варсонофий подвергся критике как «старорежимник». Указом Синода от 26 сент. 1917 г. еп. Варсонофий был командирован в Симбирск (ныне Ульяновск) в распоряжение Симбирского еп. Вениамина (Муратовского) . 17 окт. Олонецкий и Петрозаводский еп. Никанор (Надеждин) издал указ, по к-рому К. в. перешло в ведение Олонецкого архиерея и Олонецкой консистории. В нач. 1918 г. еп. Варсонофий вернулся в Каргополь, но его конфликт с приходским духовенством не был исчерпан. 18 апр. 1918 г. указом Синода епископ вновь был отстранен от управления викариатством. Позднее еп. Варсонофий вернулся на Каргопольскую кафедру, 14 сент. 1921 г. возглавил Никольское вик-ство Вологодской епархии. Каргопольская кафедра оставалась вакантной до 14 окт. 1924 г., когда в Москве во епископа Каргопольского был хиротонисан Иларион (Бельский) ; епископ служил в Никольской ц. Каргополя. В дек. 1924 г. архиерей был арестован и выслан из Каргополя в Смоленск, где продолжал носить титул «епископ Каргопольский», в 1926 г. был назначен епископом Поречским, викарием Смоленской епархии.

http://pravenc.ru/text/1681021.html

Демидов. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм выстроен на средства поречского купца Алексея Андреевича Вищкарева в 1874 г. Церковь освятил епископ Серафим 22 августа 1874 г. Церковь считалась приписной к поречскому собору(ныне не сохранился). Внешне храм представляет собой низкую церковь русского стиля. Горизонтальную протяженность небольшого здания подчеркивает антаблемент, проходящий по всем объёмам на одном уровне, и высокий цоколь с ширинками. Внутри основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с глубокими распалубками. Алтарь отделен от собственно храма двухъярусным ссборным иконостасом второй половины XIX в. По определению искусствоведов, тяжеловесные витые колонны с виноградной лозой и витиеватая резьба в обрамлении икон верхнего яруса характерны для периода эклектики. Исходя из того, что перед Великой Отечественной войной на территории Демидовского района не оставалось действующих церквей, можно предположить, что церковь закрыли или после ареста священника Евгения Маркова в 1937 г. (обвинён по статье 58-10,11 УК РСФСР и расстрелян 5 ноября 1937 г.), или непосредственно перед началом войны. Во время немецкой оккупации Благовещенская церковь была открыта для богослужений, а в 1944г. зарегистрирована в Смолоблисполкоме. С тех пор храм остаётся действующим. Небольшая, довольно низкая церковь русского стиля выстроена в 1874 г. по заказу купца А.А. Вишкорева. Кирпичные стены оштукатурены и побелены, наличники, карниз и ширинки выделены синим цветом. Объемы прямоугольного в плане храма, квадратного западного притвора и полуциркульной апсиды одинаковы по высоте и размещены по одной оси, на гребне двускатной кровли храма поставлена деревянная глухая главка, над притвором поднимается колокольня из двух деревянных четвериков. Горизонтальную протяженность здания подчеркивают антаблемент, проходящий по всем объемам на одном уровне, и высокий цоколь с ширинками. У квадратных столбов, утопленных в кладке по углам основного объема, срезаны ребра. Арочные окна имеют ленточные обрамления с килевидным заострением. Внутри основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с глубокими распалубками.

http://sobory.ru/article/?object=08295

Заборье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1737. Год утраты:Не установлен. Адрес: 216261, Смоленская область, Демидовский район, с. Заборье Координаты: 55.4007, 31.5781 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Это село одно из древних в Поречском крае. До образования уезда оно входило в состав Щуцкого стана Дворцовой Порецкой волости. Об этом свидетельствуют строки из работы протоиерея А. Лавровского «Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии» (Смоленск, 1884), а также сведения из статьи «Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII века» (Смоленск, 1868) (Лавровский А., протоиерей. Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии, составленный на основании разобранных церковных дел архива консистории от 1721 по 1738 год//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1884. - С. 712; Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в.//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 253). В материалах, составленных в помощь приходским летописцам, читаем: «В селе Заборье церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, весьма ветхая, при ней колокольни и ограды нет; оная церковь устроена в 1617 г. смоленской шляхтою Марией Ивановой дочерью Пом ...ою» (Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1871. С. 664). В 1707 г. митрополит Сильвестр III выдал в храм антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 893). В 1737 г. ветхий храм был разобран и на его месте выстроена новая деревянная (дубовая) церковь, освященная, как и прежняя, в честь Успения Божьей Матери. Средства на возведение храма выделил полковник Дионисий Иванович Рачинский (Сперанский И. Указ. соч. - С. 728). В церкви было два придела: Успенский и Никольский.

http://sobory.ru/article/?object=26158

Введенье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Введения во храм Пресвятой Богородицы , Всех Святых Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:между приблизительно 1856 и 1868. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Духовщинский район, Булгаковское сельское поселение, деревня Введенье Координаты: 55.272118, 32.256977 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Введенье до образования Поречского уезда входило в состав Бельского края. В 1720 г. здесь, на пригорке, «старанием приходских людей» была построена деревянная церковь в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. Скорее всего, село получило свое название из-за возведенного в нем храма. В 1780 г. в селе на средства прихожан была возведена деревянная церковь, но уже двухпрестольная: во имя Введения в храм Богородицы и в честь Вознесения Господня. С чем связано строительство данного храма, неизвестно. Ведь церковь, построенная в 1720 г., еще не должна была так обветшать, что требовалась её замена. Скорее всего, она или сгорела, или была разобрана и перенесена в другое село. В 1868 г. на средства прихожан, и особенно помещика Лутонина, в селе был выстроен каменный трехпрестольный храм. Главный придел церкви был освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери, левый - Введения во храм Пресвятой Богородицы, а правый - в честь всех Святых. Старинный деревянный храм остался в селе и использовался как приписной. В 1885 г. он был продан в село Выдра. В 1937 г. Казанская церковь была закрыта и использовалась как межколхозный клуб. Сейчас храма не существует. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61328

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Конференция, посвященная Ивану Яковлевичу Корейше, стала международным форумом 24.09.2019 20 и 21 сентября 2019 года в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоялась научно-практическая конференция «Жизнь и подвиг Иоанна Яковлевича Корейши ». Форум собрал ученых из Москвы и Смоленска, а также почитателей блаженно почившего в конце девятнадцатого столетия Ивана Яковлевича. По благословению святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, он был похоронен на кладбище у храма пророка Илии в Черкизове . Два дня работы конференции предваряла заупокойная молитва у могилы Ивана Яковлевича, на которой присутствовали прихожане храма пророка Илии в Черкизове, представители Смоленской духовной семинарии и Смоленской епархии, а также гости и участники форума. В этом году 19 сентября исполнилось 158 лет со дня кончины Ивана Яковлевича, а 21 сентября - 236 лет со дня его рождения. Конференцию посетило свыше 120 человек, в том числе гости из-за рубежа. Международный статус форума позволяет делать выводы о широком почитании Ивана Яковлевича Корейши далеко за пределами Москвы . Первый день был посвящен теме «История, юродство, подвиг». Открывая конференцию, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель Илиинского прихода в Черкизове епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) отметил, что конференция проводится с целью запуска цикла исследований об Иване Яковлевиче Корейше. «В чем смысл юродства, почему Иван Яковлевич порой поступал асоциально, он действовал в силу психических отклонений или по иным, духовным, причинам?» — сказал владыка Савва. Прозвучали выступления проректора Смоленской духовной семинарии по научной работе игумена Тарасия (Ланге) (доклад «Подвиг юродства как аксиологический и нравственно-психологический феномен»), доктора филологических наук, профессора Смоленского государственного университета И.В. Романовой (доклад «В.Е. Захаров — исследователь жизни И.Я. Корейши»), кандидата богословия, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой Богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской духовной семинарии иеромонаха Рафаила (Ивочкина) (доклад «Из истории села Иньково Поречского уезда - родины И.Я. Корейши»), миссионера-катехизатора храма пророка Илии в Черкизове Е.В. Макалец (доклад «Нет пророка в своем Отечестве: клевета на Иоанна Яковлевича»), заместителя заведующего кафедры филологии и журналистики Московского православного института святого Иоанна Богослова А.Е. Гапанюка (доклад «Общение Иоанна Яковлевича с духовенством»).

http://drevo-info.ru/news/25356.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010