Демидов. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:не позже 1777. Год утраты:приблизительно 1968 (разобрана) Адрес: Смоленская область, Демидовский район, город Демидов, площадь Советская. Координаты: 55.264898, 31.514121 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Небольшая каменная церковь во имя Апостолов Петра и Павла была построенная в 1777 году по инициативе прот. Петра Можайского в одной ограде с Рождественским собором, к югу от него. Храм венчал массивный восьмеричный купол. Элементы наружного декора были выдержаны в упрощённом барочном стиле. Этот храм считался приписным к городскому собору, Богослужения совершал соборный причт. 26 октября 1812 года поречские партизаны имели серьезную стычку с французскими солдатами в самом городе, когда неприятельский отряд пытался ограбить Петропавловскую церковь. Во время нападения в церкви служил литургию протоиерей Петр Корейша, который, невзирая на кипевшую кругом битву, с полным самообладанием продолжал и окончил обедню. Партизаны изгнали неприятеля из церкви. В 1839 году на Петропавловском храме взамен гонта перекрыли крышу листовым железом, а стены окрасили белым цветом. В 1891 году из-за недосмотра печников в Петропавловской церкви произошел пожар. Огонь уничтожил копии метрических книг и исповедные росписи. Иконы, богослужебные книги и утварь не пострадали, но были несколько испорчены водой во время тушения пожара. Храм был закрыт в 1930-е годы и обезглавлен, массивный восьмерик разробран. Остален лишь остов, пострадавший в ходе боёв 1941-1942 годов. Судя по немецким фотографиям, над храмом к 1943 году немцами была возведена новая кровля и он был увенчан крестом. Возможно, это было сделано для совершения панихид по убитым немецким военнослужащим, которых хоронили рядом с Петропавловской церковью. Остатки храма, как и находившийся к северу от него огромный Богородице-Рождественский собор, были разобраны в 1968 году, а на их месте построено здание Дома Связи. Источник: фонды Демидовского краеведческого музея; Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49919

Демидов. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из-за внешней красоты и величественности здания, а также из-за благолепия интерьера и богатой утвари этот храм называли в Поречье " вторым собором " , и не только по отношению к местному храму Рождества Богородицы, но и к смоленскому кафедральному. Успенская церковь заложена в 1852 г. " иждивением " поречского купца Иосифа Григорьевича Вишкарева. Строительство храма стало его основной целью, и на протяжении многих лет ктитор полностью отдавал благому делу все свои силы и средства. Однако дожить до дня освящения церкви ему не довелось, и после его смерти " этот величественный храм стоял без окон, без дверей, без полов, без крылец целые 13 лет и всеми был обречен на груду камней и развалин " . В 1872 г. по инициативе помощника исправника Налегако был учрежден Строительный комитет. Тогда же, с разрешения архирея, причт стал совершать в недостроеном здании всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней. Благодаря начавшейся молитвенной жизни прихода стали поступать денежные пожертвования. В течение двух лет в храме появились полы, иконы, клироса, двери и крыльца. В 1874 г. церковь была завершена и освящена. Главный алтарь освятили во славу Успения Пресвятой Богородицы, левый - во имя великомученика Пантелеимона, правый - во имя великомученика Георгия Победоносца и преподобного Иосифа Песнописца. Во второй половине XIX - начале XX в. основным жертвователем на нужды Успенского храма был купец Дмитрий Дмитриевич Юдин. Он давал средства на украшение церкви, содержание причта, приходскую благотворительность. За свою благотворительную деятельность 6 декабря 1897 г. Дмирий Юдин получил золотую медаль " За усердие " на Александровской ленте. До 1900 года храм был холодным. В зимнее время иногда Святые Дары замерзали в чаше, молящимся с непокрытой головой из-за холода невозможно было находиться в церкви. В наиболее сильные морозы храм пустовал. В 1900 г. Д. Юдин и уездный член Смоленского окружного суда Л.Я. Дудкин соорудили в здании 7 печей, утеплили оконные рамы, перестелили полы и заменили парадные двери.

http://sobory.ru/article/?object=08294

Внутри верх основного помещения сводится сомкнутым сводом с довольно глубокими распалубками. От самого храма алтарь отделён соборным, выполненным в двух ярусах, иконостасом конца XIX в. Тяжеловесного вида, витые виноградной лозой колонны, а также витиеватая резьба в обрамлениях икон верхнего яруса характерны эклектическому стилю. Интересен собой киворий (происхождением конца XIX – начала XX веков), находящийся в алтаре. Он выполнен из четырёх каннелированных с резными фигурными базами и капителями колонок, которые соединены между собой изящными в резных растительных орнаментах арками. Также очень привлекателен киот, содержащий икону, изображающую Христа: украшенный раковиной фронтон на наборных колонках и как завершение – крест на постаменте сложной конструкции. Очень нарядный вид киоту придаёт щепетильно прорисованный орнамент, покрывающий полностью всю его нижнюю часть и колонки. http://www.demidov-online.ru/ Кладбищенская Благовещенская церковь расположена в первой части города на улице Мареевской. Храм выстроен на средства поречского купца Алексея Андреевича Вишкарева в 1874 г. Церковь освятил епископ Серафим 22 августа 1874 г. Богослужения в храме совершал соборный причт, так как Благовещенская церковь считалась приписной к поречскому собору (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем). В 1879 г. на украшение церкви А.А. Вишкарев пожертвовал 400 рублей. Внешне храм представляет собой низкую церковь русского стиля, не отличающуюся особой внешней и внутренней отделкой. Горизонтальную протяженность небольшого здания подчеркивает антаблемент, проходящий по всем объемам на одном уровне, и высокий цоколь с ширинками. Внутри основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с глубокими распалубками. Алтарь отделен от собственно храма двухъярусным сборным иконостасом второй половины XIX в. По определению искусствоведов, тяжеловесные витые колонны с виноградной лозой и витиеватая резьба в обрамлении икон верхнего яруса характерны для периода эклектики.

http://sobory.ru/article/?object=08295

В Парке Мира находится скульптура Скорбящей матери - дара немецкого скульптора Урсулы фон Ляйстнер. Как рассказывает священник Успенской церкви отец Вячеслав, жила в Сологубовке Ульяна Фенигина. Было у нее трое парнишек и грудная дочка. Оккупанты очень боялись партизан и заслали в окраинный домик провокатора. Ульяна его не выдала. Ее арестовали, и все дни до ее расстрела сыновья приносили дочку покормить грудью — солдат-охранник разрешал. Так что этот монумент здесь считают памятником Ульяне и ее дочери. По материалам сайта СПб митрополии Село Лезье находится в 60 верстах от Петербурга, в 30 от Шлиссельбурга. У церкви протекает река Мга, которая, начинаясь в болотах Новгородского уезда, впадает в Неву. Вблизи церкви местность холмистая; одна из гор, названная " Божья гора " имеет вид громадного конуса. Название села объясняют тем, что здесь местность довольно высока и на нее нужно всходить или лезть. Прежняя деревянная здешняя церковь во имя Успения Божией Матери построена в 1786 году здешним помещиком Сологубовым; в 1850 году она, за ветхостью, разобрана. Новая каменная церковь стоит на высоком берегу реки Мги. План и фасад ее составлены архитектором Василием Морганом; строителем был с.-петербургский купец Егор Павлов, бывший крестьянин князя Юсупова. Церковь освящал в 1851 г. благочинный, Волковский протоиерей Николай Стефанович Ильинский. Главный престол посвящен Успению Божией Матери, правый - Благовещению, левый -великомученику Георгию. В придельных алтарях антиминсы освящены в 1852 г. митрополитом Никанором. В наружной западной стене, в углублении, были повешены колокола и звон их был слышнее в церкви, чем вне ее. Теснота храма и неудобство звона заставили церковного старосту, с.-петербургского купца Дмитрия Бычкова в 1880 г. переделать церковь. Храм распространен на 7 саж. в длину и на 6 саж. в ширину; сделана каменная колокольня, а под нею - притвор в длину 3 саж. 2 арш., шириною в 4 саж. В притворе устроена сторожка. По возобновлении церкви, ее освящал в 1881 г. преосвященный Гермоген; с ним служили: наместник Лавры о. Симеон, ризничий, благочинный Сажин и причты церквей Покровской и Поречской. Пел архиерейский хор.

http://sobory.ru/article/?object=00311

С января 1898 г. первого числа каждого месяца, по приглашению попечительства, приезжал из города Поречья врач для осмотра больных, которым тут же выделяется от попечительства безвозмездно и лекарство. До 1 мая прием больных производился в доме священника, а с мая в сторожке, построенной на попечительские суммы. Забота попечительства о народном образовании выражалась в том, что оно ежегодно выдавало в жалование учителю приходской школы грамоты до 25 рублей. Не забыло попечительство и более бедных из своих прихожан. Перед праздником святой Пасхи по подписке собираются деньги, на каковые в беднейшие дома раздается по куличу, два фунта сала и по несколько денег. Если кого из прихожан постигнет хозяйственный убыток или какая-нибудь крайность, то попечительство ссужает таковых на некоторое время деньгами. ...Для улучшения нравственности в приходе председателем и священником при всяком удобном случае разъяснялось о вреде пьянства и других пороков и для отвлечения от этого особенно настоятельно советовалось посещать чтения с туманными картинами, которые производятся каждый воскресный день в здании волостного правления. Читают рассказы религиозные, исторические и бытовые. Кроме этого, священником в церкви, в поучениях, разъяснялось о нелепости суеверий, примет, о непристойных словах и т.п. ...Для достижения той же цели заботами священника в воскресные и праздничные дни продавались по самой низкой цене иконы, заранее освященные, картины и книги религиозно-нравственного содержания. В скором времени предполагается открыть библиотеку-читальню» ( Отчет о деятельности приходского попечительства при Успенской церкви села Заборья, Поречского уезда, за 1899, 1900 и 1901 годы//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1902. С. 883-888). Из приведенных строк видно, что приходское попечительство играло серьезную роль в Заборьевском приходе в духовно-нравственной и бытовой областях крестьянской жизни. Чтимым образом в Успенском храме являлась храмовая икона Успения Божьей Матери. Каждый год на Успение в селе проходила ярмарка (Списки населенных мест Смоленской губернии. - Смоленск, 1904. - С. 1098).

http://sobory.ru/article/?object=26158

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 77 ) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. ( журнал 135 ) назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи . Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ( журнал 23 ) избран епископом Смоленским и Вяземским с освобождением от должностей наместника Высоко-Петровского монастыря и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи. 14 марта 2013 г. Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан архимандрита. Наречен во епископа 15 марта 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 17 марта за Божественной литургией в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. ( журнал 8 ) назначен главой Смоленской митрополии с титулом «Смоленский и Рославльский». 21 мая 2015 г. за Литургией в Вознесенском соборе г. Ульяновска Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. ( журнал 109 ) назначен ректором Смоленской духовной семинарии. С 4 мая 2017 г. Смоленский и Дорогобужский, в связи с образованием Рославльской епархии . 25 июня 2018 г. в Московской духовной академии  защитил кандидатскую диссертацию на тему «Жизнь и деятельность епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова)». Решением Священного Синода от 16-17 июля 2020 г. ( журнал 44 ) утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска и мужского монастыря Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь деревни Бакланово Демидовского района Смоленской области. Образование: 1995 г. — Красноярский государственный технический университет. 1999 г. — Московская духовная семинария. 2003 г. — Московская духовная академия. Епархия: Смоленская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Смоленская митрополия (Глава митрополии)

http://patriarchia.ru/db/text/1220632.ht...

На колокольне собора с 1769 года имелись часы. Сорок лет за их ходом следил слепой поречский мещанин Василий Никитович Кольцов. Славился слепой мастер искусством звона на колоколах. Самый большой имел вес 204 пуда, который приобрели в 1804 году в Москве за 4812 рублей. Всего на колокольне висело 7 колоколов, различных по весу и музыкальному ладу. Чтимым образом в соборе считалась Себежская икона Божьей Матери. Этот образ являлся точной копией иконы, находившейся в селе Сырокоренные Липки Духовщинского уезда. С 1848 года на площади перед собором ежегодно происходило молебное пение перед образом. По указу Святейшего Синода с 1886 года в Поречье совершался крестный ход с почитаемой иконой. В соборе также хранились иконы Спасителя, Божьей Матери и святителя Николая – благословение поречского дворянства государственному ополчению при выступлении добровольцев на фронт в 1855 году во время Крымской войны. При соборе действовала богадельня, дававшая приют престарелым и немощным прихожанам. В приходе имелось земское училище и 4 школы грамоты. В состав прихода входили жители Поречья и окрестных деревень (более 40), ранее принадлежавшим графам Каховским, дворянке Нелидовой и семье фон Клингер. История донесла до нас имена некоторых священнослужителей Рождественского собора. Первым среди них надо назвать имя священника Прокопия Горанского. После себя он оставил «Историко-статистическое описание соборной церкви города Поречья, Смоленской епархии». Хранится это описание в архиве Мемориального дома-музея Н.М. Пржевальского. 47 лет в Поречском соборе прослужил священник – орденоносец протоиерей Павел Иванович Ильенков. После революции в храме шла служба до 1927 года. Когда его закрыли, здание использовали под склад льна. Великая Отечественная война пощадила Рождественский собор, правда, купола уже не украшали кресты, а колокола и церковная дорогостоящая утварь вывезли еще в двадцатые годы. В 1950-е годы собор разобрали. Рядом с Рождественским собором в 1777 году по инициативе протоиерея Петра Можайского построили каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Этот храм считался приписным к городскому собору, богослужения совершал соборный причт. В 1839 году на Петропавловском храме взамен гонта перекрыли крышу листовым железом, а стены окрасили белым цветом.

http://sobory.ru/article/?object=61416

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Собор Успения Пресвятой Богородицы доминирует в панораме города. Известный поречский купец Иосиф Вишкарев в 1852 году начал строительство собора. За девять лет были возведены стены, покрыта крыша, но строитель умер, храм остался недостроенным. Затем в Поречье на должность помощника исправника приехал Иван Нелегако. Начался сбор пожертвований и строительство собора возобновилось. Его обнесли каменной оградой, внутри которой посадили фруктовые деревья и березы. Отлили на средства прихожан 4 колокола, самый большой весил 103 пуда. Храм имел три престола: первый, главный, посредине – во имя Успения Богородицы, второй по правую сторону – во имя великомученика Пантелеймона, третий во имя великомученика и Победоносца Георгия и преподобного Иосифа-песнопевца. Успенский собор представляет и архитектурную реликвию, выполненную в традиционном христианском духе. Храм крестово-купольный, четырехстолпный, с тремя полукруглыми абсидами, выступами. Кубический массив храма увенчан пятью восмериками, одним центральным и четырьмя боковыми. Композиция храма является смешением древнерусской архитектуры и классических пятиглавых храмов. Многие части храма выполнены по мотивам русской архитектуры семнадцатого века, а структура интерьера восходит к древнерусскому зодчеству. Величественностью фасада и огромностью самого здания во многом подобен Смоленскому кафедральному собору. В 30-х годах XX века собор был закрыт, во время войны был ориентиром после войны в нем находились склады. Пришла пора восстановления этого замечательного собора. На благое дело демидовцев благословил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Уже три года идет работа по реставрации собора. http://demidov.admin-smolensk.ru/kultura/hramy/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=08294

Сохранилось описание Успенского храма, составленное священником Федором Гальковским в 1900г. " Успенская церковь зданием каменная, одноэтажная, оштукатурена, во всем крепка, величественностью своего фасада и огромностью самого здания во многом подобна Смоленскому кафедральному собору... В недавнее время храм обнесен приличной каменной оградой, внутри которой с обеих сторон парадного входа в огаду имеются фруктовые садики... На колокольне имеются 5 колоколов, из коих в самом большом весу 103 пуда. В настоящее время благолепен этот храм! " . С 1888 г. при Успенской церкви действовала церковно-приходская школа. В приходе имелось министерское училище. В 1927 г. Успенский храм решением облисполкома упразднен. В нем располагался склад льнопродукции. В 1990 г. церковь передана Смоленсой епархии. Здание её постепенно реставрируется. Создан штаб по восстановлению храма, обратившийся к жителям города вносить добровольные пожертвования на реставрацию. По благословлению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Смоленская епархия выделила в 2003 г. на реставрацию 100 тыс рублей. Несмотря на частичное руинирование, Успенская церковь доминирует в панораме города Демидова и занимает ключевую позицию в его структуре. В объемном построении храма специалисты прослеживают приемы классицизма, смешанные с мотивами древнерусского зодчества XVIIb. Из книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина): " Поречская земля:православные храмы " . Смоленск, 2007 Выстроена в 185-62 гг. на средства купца И. Вишкорева. Кирпичные стены оштукатурены, цоколь облицован мрамором. В объемном построении этого крупного храма и в его фасадном декоре приемы классицизма смешиваются с мотивами древнерусского зодчества 17 в. Архитектура здания отличается оригинальностью, хорошими пропорциями и высокой профессиональной культурой в проработке деталей. Крестово-купольный крещатый храм завершен пятью главами. Четыре угловые были колокольнями и не открываются внутрь храма. Барабаны глав восьмигранные. Каждая грань заканчивается треугольным фронтоном, металлические каркасные шатры над барабанами увенчаны главками, у которых шейки суживаются внизу. Из трех полукруглых апсид средняя шире боковых. Членения фасадов характерны для классицизма. Обрамления порталов и окон навеяны нарышкинским барокко, над порталами в восьмигранных рамках помещены круглые окна. Арки внутри храма, перекинутые между крещатыми столбами, несут высокий круглый барабан. В его верхней половине прорезаны окна, а в нижней тосканские пилястры чередуются с неглубокими арочными нишами. Вся декорация интерьера - пилястры на стенах и столбах, архивольты арок, карнизы - имеет классицистический характер. В западной части находились хоры.

http://sobory.ru/article/?object=08294

«Благословясь, говорит он, пошёл я в пределы Греческого царства и, когда никто не противился, занял оба Полога с городами и округами, славный город Скопле, потом Овчеполе, Златову, Шанец; покорил все места и выслал Греческие власти из тех пределов. – Озлившиеся, лукавые Греческие начальники обнесли меня перед царём Палеологом. Он набрал Татар, Турков, Франков и пошёл войной на короля; но, дойдя до Илангыфа, где храм св. Георгия, внезапно скончался и похоронен в Силиврии. – Военачальники его устремились с войском на Сербию; доходили до Липляны и Призрена и, наделав много бед, воротились. Одна часть Татарского ополчения доходила до реки Дрима, но, переплывая её, частью побита, частью потонула; голова старейшины их Черноглава принесена была королю. – Приняв смелость и благословение, с помощью брата моего Стефана, краля Сремского, пошёл я опять в пределы Греческие, дошёл до места на суде и, отпраздновав там Рождество Христово, дошёл до св. Афонской горы. Заняв все пределы Струмские и Серские, Хрисополь и другие ближние места и взяв богатства и имущества, возвратился на родину. – Отпустив краля Стефана опять на Грецию, взяли мы землю Дебрскую, державу земли Кичавскую, землю Поречскую и всё это присоединили к нашему королевству. Потом воевали мы Влахиотскую землю (Эпир) и взяли там неисчислимые богатства». Все эти военные действия в краях империи, имевшие своим последствием присоединение Славянских поселений к Сербскому королевству, происходили в 1382–1385 г. 397 . Цена этих приобретений Славянства возвышалась ещё отношением их к папизму. Палеологовы бродячие толпы крестоносцев немного нанесли вреда Сербии; но что они делали на Афоне? Они предавали пыткам и смертям разным исповедников православия. Милютин оградил Славян от свирепых произволов романизма 398 . «В Браничеве два брата вельможные Куделин и Дремав с своими силами нападают на брата Стефана короля, присоединив к себе много Татарских войск. Тогда Стефан приходит к моему королевству и, став станом на Мораве у Мачковцы, просит помощи. Моё кралевство, немедля, идёт с войсками на тех безбожных и достигает желаемого; дурные эти люди обратились в бегство, переходят Дунай и погибают. – Затем поднялся князь Шишман Болгарский, живший в городе Бдыне (Виддине) и владевший многими соседними Болгарскими городами. Он, присоединив к себе проклятый Татарский народ, дошёл до места Хвостна и хотел занять место Ждрело. – Тут случилось великое чудо: явились огненный столп и мужи огненного вида и прогнали Болгар – Тогда мы пошли до города Бдына. Он на деревьях переходит реку Дунай. Заняв все его владения, моё кралевство готово было разорить все жилья и город, где был дворец его. Но он униженно умоляет, как самый последний из слуг, обещаясь быть в полном послушании моему кралевству. От меня предложено, чтобы взял себе в жену дочь вельможи моего, великого жупана Драгоши, и он так и поступил. Потом выдал я дочь мою за сына его Михаила».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010