Феодосий Печерский (†1074 г.) был сыном служилого великокняжеского человека 156 . Евфросиния Полоцкая (†1173) — княжна 157 . Кирилл Туровский — сын богатых граждан города Турова 158 . Варлаам Новгородский (†1193) — новгородский горожанин 159 . Моисей (†1162) архиепископ Новгородский — сын богатого новгородца 160 . Алексий, митрополит Московский (†1378) — боярского рода 161 . Сергий Радонежский (†1392) — от “родителей доброродну и благоверну”, причем отец его был в Ростове “един от славных бояр” 162 . Стефан Пермский (†1392) — сын причетника Устюжского 163 . Григорий Вологодский (†1392) “от славну родителю боярского рода” 164 . Дмитрий Прилуцкий (†1392) — купеческого звания 165 . Арсений, епископ Тверской (†1409) — от благородных родителей тверичан 166 . Кирилл Белозерский (†1427) 167 и Павел Обнорский (†1429) — от благородных родителей 168 . Иоасаф Каменский (†1453) — княжеского рода 169 . Евфимий, архиепископ Новгородский (†1458) — сын священника 170 . Иона, архиепископ Новгородский (†1471) — круглый сирота, воспитывавшийся в доме богатой вдовы 171 . Пафнутий Боровский (†1477) — внук татарского баскака 172 . Александр Ошевенский (†1479 г.) 173 , Зосима Соловецкий (†1479) 174 , Евфросин Псковский (†1481) 175 и Мартиниан Белоозерский (†1483) — дети крестьян 176 . Макарий Калязинский (†1483) — из рода дворян Кожиных 177 . Пахомий Нерехтский (†1484) — сын владимирского священника 178 . Паисий Углицкий (†1504) — от служащего человека княжеского двора 179 . Иоасаф Волоцкий (†1515) — от видных великокняжеских служилых людей 180 . Серапион Новгородский (†1516) из крестьян 181 . Игнатий Углицкий (†1523) — княжеского происхождения 182 . Александр Свирский (†1533) из крестьян 183 . Корнилий Комельский (†1537) — от знатных служилых людей великого князя 184 . У Стефана Комельского (†1542) отец “живяше у некия княгини во дворе” 185 . У Антония Сийского (†1556) “родителя беста художеством земледельцы” 186 . Гурий Казанский (†1563) происходил от “меньших боляр” 187 . Филипп, митрополит Московский (†1569) — боярского рода 188 .

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

Нравственное состояние недавно обращенных в христианство пермичей, как духовных, так и мирян, требовало особенной заботливости со стороны митрополита, требовало особенного поучения. В 1501 году митрополит писал к пермскому духовенству: " Слышу о вас, что о церковном исправлении и своем спасении не радите, о духовных детях не брежете и душевной пользы не ищете: сами едите и пьете не в приличное время, до обеда, а этим и новокрещенным людям послабление даете; многие новокрещенные люди, смотря на вас, соблазняются, то же делают; да и вступают в незаконные браки в родстве и другие богомерзкие дела творят " . К мирянам тот же митрополит писал: " Кумирам не служите, треб их не принимайте, воипелю болвану не молитесь по древнему обычаю и всяких тризнищ не творите идолам, в браки незаконные не вступайте, как слышно о вас, что у вас женятся в родстве, по ветхому и татарскому обычаю: кто у вас умрет, то второй его брат берет за себя его вдову, и третий брат так же делает; а жены ваши ходят простоволосые. Все это вы делаете не по закону христианскому " . Что касается материального благосостояния духовенства, то митрополит пользовался теми же доходами, какие имел и прежде: нерехтские соляные варницы митрополичьи и живущие в них люди были освобождены от дани, пошлин, подсудности волостелям и тиунам великой княгини Марии; в 1504 году великий князь освободил митрополичьи села и монастыри в Московском и Владимирском уездах от подсудимости своим наместникам и волостелям; обозы с шекснинскою рыбою, шедшие в Москву для митрополита, освобождены были от пошлин; митрополит отправлял слугу своего с товарами для торговли, " чтоб прибыло церкви божией в подможение " ; в подорожной этому купчине митрополит просил, чтоб пошлин нигде с него не брали и в тесных местах провожали. Относительно архиерейских доходов с подчиненного духовенства в описываемое время мы узнаем некоторые новые подробности против прежнего; пошлины перечисляются так: " Дань петровская и рождественская, десятина, данская пошлина, десятинничьи пошлины, доводчичьи, заездничьи, зазывничьи, благословенная куница, явленная куница с грамотою, полоть, казенные алтыны, писчее, людское " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Спас. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Спас расположено слева от дороги. Свое название получило от церкви Спаса Преображения. Село было центром одноименной волости и до 1764 года принадлежало Костромскому Ипатьевскому монастырю. В центре села возвышается церковь, сооруженная в 1802 году в стиле позднего барокко. Двусветный четверик завершается традиционным пятиглавием. Современный церкви иконостас в целях сохранения перевезен в город Нерехта, где после реставрации будет смонтирован во Владимирской церкви. В четверике фрагментарно сохранились росписи первой половины XIX века. Сельская приходская церковь Спаса Преображения старинного села Спас (Спасское Шиповых), выстроенная в архаичных для рубежа 18-19 веков формах, вполне характерна по своему типу и декору для храмов Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Само село Спас некогда было центром одноимённой волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая каменная церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 года. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова Богородицы, видимо, около сер.19 века. Сама композиция Преображенской церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера вышеупомянутыми приделами и трёхъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырёхгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане, равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырёхгранный глухой барабан. В храме фрагментарно сохранилась настенная живопись, исполненная маслом в сер. 19 века. В частично уцелевшей храмовой летописи указан 1853 г. как время создания иконостаса, очевидно, синхронного с росписью. В своде алтаря написана Троица Новозаветная на облачном фоне. На западной стене алтаря над входом - образ Богородицы. Свод входного арочного проёма декорирован кессонами, внутри которых помещены розетки и небольшая композиция с церковными атрибутами. В вершине свода храма написан поясной образ Господа Саваофа. На его лотках располагались сцены Страстей - " Несение Креста " , " Снятие со Креста " и " Положение во гроб " , окаймленные пышными гризайльными картушами. На стенах храма клейма располагались в четырёх ярусах. Под окнами второго света проходит узкий ярус с овальными клеймами; часть клейм этого яруса иллюстрирует историю Моисея. Среди больших клейм в нижнем ярусе выделяются: " Усекновение главы Иоанна Предтечи " , " Жертвоприношение Авраама " , на западной стене над входом был представлен " Страшный Суд " , по сторонам от него - 4 сцены из Книги Бытия, в частности, " Сотворение Адама " и " Грехопадение " .

http://sobory.ru/article/?object=03119

Прихожан муж. пола 434, жен. пола 481, приход сельскохозяйственный, с кустарным производством (торговля полотном). Приходских селений 5, дальняя деревня в 4 верстах. Школа в приходе одна – земская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Сельская приходская церковь в запоздалых для рубежа 18–19 вв. формах раннего классицизма характерна по своему типу и декору для Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Село было центром одноименной волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 г. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова, по-видимому, около сер. 19 в., возможно, в два периода – сначала с юга, затем с севера. При этом были заложены нижние западные проемы храма, которые оказались выходящими в придельные алтари. В советское время обрушилась главка на колокольне, утрачена значительная часть настенной живописи в интерьере. Главный иконостас перевезен во Владимирскую церковь в городе Нерехте. Кирпичные стены побелены. Симметричная относительно продольной оси композиция церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера приделами и трехъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырехгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырехгранный глухой барабан. Четверик храма со скругленными углами, фланкированными пилястрами, завершен профилированным карнизом с сухариками. Южный и северный фасады в три оси окон разделены на прясла пилястрами. Прямоугольные проемы заключены в рамочные наличники и акцентированы сандриками, треугольными над окнами первого света и прямыми над окнами второго. Подоконники нижних проемов соединены с накладными досками. В средней части фасадов по осям проемов помещены квадратные накладные доски с круглыми филенками. В апсиде выложен венчающий карниз, как у храма, а окна оформлены аналогично верхним проемам четверика, но с такими же накладными досками, как у его нижних проемов. Такой же декор повторяется на фасадах трапезной, прорезанных тремя окнами с каждой стороны. Ярусы колокольни со всех сторон имеют крупные арочные проемы (на южном и северном фасадах первого яруса они ложные), фланкированные тосканскими пилястрами. Проемы заключены в рамочные наличники с клинчатыми замками. В первом ярусе над ними выложена накладная доска с вырезом по нижнему краю, а в верхних ярусах – два круглых медальона.

http://sobory.ru/article/?object=03119

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса ПАРКЕР Мэтью (1504-1575), английский церковный деятель; архиепископ Кентерберийский (1559-1575), родоначальник англикан. епископской иерархии ПАРМЕН (I в.), апостол от 70 (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами, чтобы урегулировать конфликт между христианами из язычников и обращенными из евреев (Деян 6. 1-6) ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 1717-1795), еп. Смоленский и Дорогобужский ПАССАРИОН († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви «PASTOR AETERNUS» догматическая конституция Ватиканского I Собора об ординарном юрисдикционном первенстве и о наивысшем учительном авторитете папы Римского по вопросам веры и морали во Вселенской Церкви ПАТРИАРХ титул предстоятеля автокефальной Церкви; употребляется также в инославных Церквах - восточных (нехалкидонских), Римско-католической и нек-рых протестантских; иногда используется в сектантских общинах и непризнанных схизматических образованиях ПАТРИАРХИЯ Патриархия, совокупность постоянно действующих органов высшего управления автокефальной Поместной Церкви, возглавляемой первым епископом с титулом Патриарха ПАТРИАРШЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. обитель в честь Схождения Св. Духа на апостолов (Св. Троицы) Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827-1907), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии, публицист ПАФНУТИЙ (Шикин Патап Максимович; 1815-1890), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии, публицист ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_192.htm...

В Арзамасе прошли торжества, посвященные чтимой иконе Божией Матери «Достойно есть» Новодевичьего Алексеевского монастыря 25 июня 2019 г. 14:20 23-24 июня 2019 года в городе Арзамасе Нижегородской области прошли торжества по случаю празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть». Один из чтимых списков иконы находится в Арзамасе и является святыней возрождающегося Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, женского монастыря. Чудотворная икона «Достойно есть» была утрачена в 20-е годы ХХ века после закрытия обители, а в начале 2017 года обретена стараниями попечителей. Образ является одним из чтимых списков известной иконы, пребывающей на Святой Горе Афон. 23 июня икона была крестным ходом перенесена из церкви в честь Святого Духа, где она постоянно пребывает, в Воскресенский кафедральный собор. По прибытии святыни в храме было совершено всенощное бдение с акафистом Божией Матери. 24 июня в Воскресенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия. Богослужения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Ему сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, ключарь кафедрального собора и благочинный Арзамаса протоиерей Игорь Медведев, настоятель Оранского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель нижегородской Благовещенской обители архимандрит Александр (Лукин), настоятель Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), исполняющий обязанности наместника арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какурин), благочинные округов, руководители отделов и другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении присутствовали мэр Арзамаса Александр Щелоков, председатель городской Думы Игорь Плотичкин, глава местного самоуправления Арзамасского района Виктор Миенков.

http://patriarchia.ru/db/text/5460059.ht...

Особо представлены (Фото Эдуарда Скворцоа и фото Мissis87/CC-BY-SA-4.0): Церковь Богоявления ( Никольская ) — здесь любуемся фресковой живописью XVIII века, обозреваем окрестности с колокольни, звоним в колокола; Церковь Воскресения ( Варваринская ) — здесь проходят разные выставки. Например, «Обряды, обычаи жителей Нерехтского края»; Владимирская церковь Сретенского монастыря — напрестольное Евангелие было подарено храму шестилетним царевичем Петром, будущим императором Петром I; Казанский собор — с его колокольни открывается великолепная панорама окрестностей на 15 км в округе. Видны семь нерехтских церквей. ЛЮДИ (раздел). — С. 40-73. Диакон Игорь Цуканов . Как святые воспитывали детей. 5 историй о святости, переданной по наследству. [Главы: Святая Нонна и святитель Григорий Богослов; Святая Эмилия и святитель Василий Великий; Святая Моника и блаженный Августин; Святые Алексий и Сергий Мечёвы; Святые царственные страстотерпцы Николай, Александра и их дети]. Ил.: Иконы святых и святителей; Святой Августин и его мать святая Моника. Джоаккино Ассерето, XVII в.; Фото Василисы Коноплянцевой; Семейные фото Мечёвых и Романовых//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С. 40-45. — (Раздел « Люди »). Алексей Дарькин : « Я знаю, все это для обычного человека смешно...». Рассказ парня, который не может говорить и ходить. [Несколько лет назад на почту «Фомы» пришло письмо. В нем учительница из Мордовии рассказала о своем ученике Алексее Дарькине. Он болен тяжелой формой ДЦП, не говорит и не ходит. Но пишет рассказы о своей жизни. Эти рассказы «Фома» дал на сайте под заголовком «Что сказал человек, который не может говорить?». С тех пор мы получили много просьб от читателей опубликовать что-то еще из текстов Алексея. Мы связались с ним — и вот новое слово человека, который не может говорить]. Фото//Фома — 9(233) — сентябрь 2022. — С. 46-47. — (Раздел « Люди »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает основатель и президент Фонда «Женщины России» Юлия Школенко //Фома. — 9(233) — сентябрь 2022.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

По наставлению чудного наставника своего прп. Адриан задолго до голодного времени в 1601 году, когда хлеб был убит летним морозом и целые тысячи умирали от голода, наполнил монастырские житницы, а во время бедствия обитель Адрианова с любовью помогала страдавшим беднякам. Однажды литовцы хотели сжечь обитель Адриана, уже разожгли огонь среди нее, но по молитве святого обитель оставалась невредимой. Скончался прп. Адриан в основанной им обители 5 мая 1619 года. Мощи его были положены вместе с мощами прп. Ферапонта под спудом в Благовещенской церкви. Житие святых написано около 1645 года. Пахомий Нерехтский, преподобный Преподобный Пахомий, в миру Иаков, родился в благочестивой семье священника св. Николаевской церкви в городе Владимире Игнатия и жены его Анны, и семи лет «отдан бысть учитися священным книгам», а потому из детства «навык Божественному Писанию» и утешением его было как можно чаще посещать храм Божий. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного великого князя Александра Невского. После кончины отца своего, с согласия матери, Иаков поступил туда и принял постриг с именем Пахомия. Ему тогда был 21 год. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Пахомий безропотно проходил в обители разные послушания (например в пекарне). В 1352 году Пахомий по просьбе настоятеля был посвящен святителем Алексием, епископом Владимирским (впоследствии Московский митрополит), в диакона, а в 1365 году тем же святителем он был взят из Рождественского монастыря и поставлен игуменом Константинопольской обители. Но, устроив эту обитель, Пахомий из любви к уединению тайно оставил братию и, нашедше в глубоком костромском лесу в двух верстах от селения Нерехты полуостров Сыпаново, отличавшийся своей красотой, решился здесь, на речке Гриденке, устроить пустынную обитель. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Нерехта. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В соборе располагается хлебозавод. На колокольню можно подняться, купив билет в музее Никольской церкви. Архитектура Владимирской церкви сыграла важную роль в развитии нерехтскго каменного церковного зодчества XVIII века. Многие приемы ее фасадского убранства были использованы и в др памятниках и, в первую очередь, при сооружении собора в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты. До его строительства на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В XVII веке перед ним находилась одноименная Борисоглебская площадь. Указ о построении каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской)иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой. Для постройки Казанского собора Петром I приказано было сделать 200 тысяч кирпичей и нанять рабочих в Московской Ижерской канцелярии, " окромя петербургского наряда " , чтобы не отрывать рабочих от строительства Петербурга. Строительство собора велось с 1709 по 1713 год. В 1805-1806 годах собор перестраивался в своей трапезной части. Вот что пишет об этом М.Я. Диев: " В 1806г в июле месяце в нерехтском соборе упали своды теплой церкви, в то время вновь перестраиваемой. На своде, среди церкви, на четырех столбах была устроена верхняя церковь, фигурою круглая; в таком виде она простояла зиму 1805-06 годов непокрытою. В июле, когда начали выбивать кружала, именно под верхнею церковью, то с нею свод упал и засыпал несколько человек ... Своды были вновь сделаны без верхней церкви ... Теплый собор прекрасно и скоро был отделан с двумя приделами. "

http://sobory.ru/article/?object=03117

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010