В. Из истории нерехтской иконы Владимирской Богоматери 1636 г.//Худож. наследие: Хранение. Исслед. Реставрация/ГНИИР. М., 2001. Вып. 19. С. 55-56. Ил. 1-3). После укрепления и частичной реставрации икону поставили во вновь открытую в 1992 г. Преображенскую (Ильинскую) ц. 15 мая 2004 г. Костромской епархии был возвращен Владимирский собор г. Нерехты, куда была перенесена икона. Икона (66 ´ 53 см) XVII в. вставлена в живописную раму (83,5 ´ 64,5 см) нач. XX в. (?); видимо, одновременно с изготовлением рамы сильно попорченное изображение на обороте иконы было счищено. На тыльной стороне под черной бархатной тканью реставраторы обнаружили надпись, сообщающую о поновлении иконы в 1915 г. верхневолжским живописцем Н. И. Баженовым трудами нерехтского купца Е. П. Сыромятникова. Поскольку икона первоначально была двусторонней (на обороте сохр. фрагменты левкаса со следами темперной живописи, стесанные поля ковчега), исследователи заключили, что она является 2-й нерехтской святыней, заказанной Е. Вавиловой. По иконографии икона из Нерехты, как и большинство изображений В. и. XVII в., повторяет древнюю чудотворную (левая рука Богоматери высоко поднята - пальцы закрывают край рукава рубашки Младенца Христа). Над венцом Богоматери изображена корона, зубцы к-рой, как и венец, украшены нарисованными драгоценными камнями. Мафорий Богоматери коричневый, одеяние Христа красного цвета, прописано золотом. Венцы и корона золотые, фон светло-охристый. Поля иконы темно-зеленые, с орнаментальной каймой. В. и. «Оранская» В. и. была поставлена в монастырский храм, от нее совершались многочисленные чудеса, записанные очевидцами. Боярский сын Василий Потапов, собиравший «архиерейские дани» в Нижегородской земле, сообщил о новоявленной чудотворной иконе Патриарху Иоасафу I. По грамоте Патриарха для расследования чудес была создана комиссия (вероятно, в 1635) из нижегородского духовенства во главе с архим. нижегородского Печерского мон-ря Рафаилом и протопопом Архангельского собора Иосифом. После тщательного расследования чудеса были признаны достоверными и переписаны в специальную книгу для предоставления ее Патриарху Иоасафу и царю Михаилу Феодоровичу.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Владимирская (Сретенская) церковь (Нерехта) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Сретения Владимирской Богоматери в Нерехте — самая древняя в городе, построена в 1685 году в связи с принесением чудотворного образа Владимирской Божией Матери. На ее строительство жертвовали средства царь Федор Алексеевич в 1678 и Петр I в 1685 году. Содержание История [ править править код ] Одной из великих святынь древнего города Нерехта является образ Нерехтской иконы Божией Матери - чудотворный список с Владимирской иконы . В 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: " Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу по имени Димитрий, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси её в город Нерехту - там многие желают видеть Меня " . Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжёлой болезнью. Убедившись, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке по рекам Волге и Солонице доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса - в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева - сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянную часовню, а затем по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году Царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра Первого Владимирский собор был построен и освящён. 1700 году к храму пристраивается шатровая колокольня, в 1718 - игуменские кельи и ограда. После упразднения Сретенской обители в 1764 году собор стал приходской церковью; православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в её стенах святыню - список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_(...

Из других известных лиц духовного и монашеского звания, занимавшихся иконописью, архиеп. Макарий называет: преп. Пахомия Нерехтского († 1384); инока Иринарха, ему помогавшего; преп. Феодора, архим. Симонова мон., впоследствии архиепископа ростовского, написавшего, между прочим, образ своего дяди – преп. Сергия Радонежского и «Деисусы у Николы на Болванке»; старца Игнатия иконника Симонова м., бывшего в нем спостником преп. Кирилла Белозерского; ученика преп. Сергия Радонежского Епифания премудрого ; преп. Дионисия, основателя Глушицкого м. В числе творений последнего имеется икона преп. Кирилла Белозерского, написанная при жизни чудотворца. В юные годы, едва поступившим в монастырь, был «иконником чудным» будущий Святитель митрополит Петр. Иконописанием занимался Святитель Василий, архиепископ новгородский. Свят. митрополит Алексий, после вторичной поездки в Царьград, привез оттуда чудную икону Нерукотворного Спаса, которую поставил в основанной во имя этого образа Спасо-Андрониковой обители. Свят. Дионисий, архиеп. суздальский, пребывая долго в Царьграде, снял точные копии образа Пресв. Богородицы-Одигитрии, находившегося в Софийском соборе. Одна из копий прислана была им в 1381 г. в суздальский собор, другая – уцелевшая позднее – в нижегородский Преображенский собор. Преп. Арсений Коневский, подвизавшийся три года на Афоне, привез оттуда ок. 1393 г. икону Божией Матери. Чудотворная икона эта чтится в Коневском монастыре. С того времени чтутся чудотворные иконы Пресв. Богородицы: Устюжская, перед которой в 1290 г. блаж. Прокопий Устюжский силой своей молитвы отклонил от Устюга каменную тучу. Владимирская, писанная Святителем Петром, в бытность его игуменом Ратским и поднесенная им ок. 1301 св. митрополиту Максиму. Она находилась во Владимирском кафедральном соборе. Донская, сопутствовавшая вел. кн. Димитрию Донскому в 1380 г. на Куликовом поле. Икона пребывала в Благовещенском соборе в Москве. Максимовская, написанная по видению, бывшему во сне Святителю Максиму в 1299 г. при начале переселения его из Киева во Владимир и находившаяся во Владимирском Успенском соборе над гробницей с его мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Таким образом, в 1812 году в Покровском монастыре образовался целый скопческий корабль; к нему принадлежали – монахиня Назарета, суздальские мещанки – Матрена и Ирина Биркины, Лев Биркин, отец последних и мн. др. Скопчество в монастыре до того усилилось, что в 1812 году владимирский епископ возбудил против Паисии преследование и она была заключена в переяславльский женский монастырь. Здесь она оставалась до 1820 года. В этом же году, вероятно, по ходатайству петербургских скопцов, она снова переведена была в Покровский монастырь 445 . Находясь в этом монастыре, она возобновила скопческие собрания, проникла к Селиванову, который, как увидим, находился в Спасском монастыре, сделалась посредствующим лицом между Селивановым и приезжавшими в Суздаль скопцами и завела, наконец, переписку со скопцами симбирской губернии, иркутской 446 и московской 447 . Значение Паисии для скопческого общества было велико; это видно из того наименования, какое дали Паисии скопцы; ее называли „мироносицей-женой“ и с таким именем она вошла в один скопческий роспевец 448 . Распространяясь в Суздале, скопчество проникло и в другие местности владимирской губернии. Так, уже до 1820 года отец Паисии Иван Коробов и крестьянин Иван Федосеев судились во владимирской уголовной палате за распространение скопческой секты 449 .– В костромской губернии, как сказано, распространял скопчество солдат Алексей Громов 450 . Громов, после несчастия, постигшего его в 1818 году в доме Солодовникова, был заключен в Николаевскую крепость. Здесь, впрочем, оставался он весьма не долго; в том же 1818 году он, благодаря заботливости скопцов, находившихся в Николаеве, успел бежать и с этого времени началась его деятельность на пользу скопчества. Первая местность, в которой Громов начал свою преступную деятельность, была нынешняя костромская губерния и именно нерехтский уезд. Здесь под управлением Громова находилось до пятисот человек скопцов, проживавших в селениях: Панине, Ганине, Борисове, Скитине и др. Под управлением же Громова находился и „корабль галицкий“, состоявший из ста человек женщин и нескольких мужчин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Скачать epub pdf Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII в.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV в.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV в.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713). Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542), Феодосия Муромская (XVII в.). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания Муромские († 1604), Карп Медушский, Ковровский (XVII в.), Савва Мошокский († 1592). Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († втор. пол. XVI в.) Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского († 21 сентября 1612 г.) и были после него игуменами. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

—776— мому, понесли одинаковую заботу об образовании того юношества, из которого вышли потом святые подвижники: Феодосий Печерский († 1074 г.) был сыном служилого великокняжеского человека 1264 Евфросиния Полоцкая († 1173) – княжна 1265 Кирилл Туровский – сын богатых граждан города Турова 1266 Варлаам Новгородский (1193) – новгородский горожанин 1267 , Моисей († 1162) архиеп. Новгородский – сын богатого Новгородца 1268 . Алексий, митрополит Московский († 1378) – боярского рода 1269 . Сергий Радонежский (†1392) – от «родителей доброродну и благоверну», причем отец его был в Ростове «един от славных бояр» 1270 . Стефан Пермский († 1392) – сын причетникаУстюжского 1271 . Григорий Вологодский († 1392) «от славну родителю боярского рода» 1272 . Дмитрий Прилуцкий († 1392) – купеческого звания 1273 . Арсений еп. Тверской (†1409) – от благородных родителей тверичан 1274 . Кирилл Белозерский († 1427) 1275 и Павел Обнорский (†1429) – от благородных родителей 1276 . Иоасаф Каменский (†1453) – княжеского рода 1277 . —777— Евфимий, архиеп. Новгородский (†1458) – сын священника 1278 . Иона, архиеп. Новгородский († 1471) – круглый сирота, воспитывавшийся в доме богатой вдовы 1279 . Пафнутий Боровский († 1477) – внук татарского баскака 1280 . Александр Ошевенский († 1479 г.) 1281 , Зосима Соловецкий († 1479) 1282 , Евфросин Псковский († 1481) 1283 и Мартиниан Белоозерский († 1483) – дети крестьян 1284 . Макарий Колязинский († 1483) – из рода дворян Кожиных 1285 . Пахомий Нерехтский († 1484) – сын Владимирского священника 1286 . Паисий Углицкий (†1504) – от служащего человека княжеского двора 1287 . Иоасаф Волоцкий († 1515) – от видных великокняжеских служилых людей 1288 . Серапион Новгородский († 1516) – из крестьян 1289 . Игнатий Углицкий († 1523) – княжеского происхождения 1290 . Александр Свирский († 1538) – из крестьян 1291 . Корнилий Комельский († 1537) – от знатных служилых людей великого князя 1292 . У Стефана Комельского († 1542) – отец живяше у некия княгини во дворе 1293 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Услышав эти слова, Джиджум-Асим приказал связать исповедника и отвести в темницу. Но ни пытки, ни уговоры, ни обещания не могли сделать благоверного царя Арчила вероотступником. 20 марта 744 года святой царь Арчил был предан мученической смерти через усечение. Тело мученика тайно вывезли грузины-христиане в местечко Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем. Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII b.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Мирофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII b.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV b.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV b.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). - Владимир: 2004. С. 21-22 С Константино-Еленинской обителью связано и другое имя - св. Пахомия Нерехтского (в миру Иакова), родившегося в семье священника в начале XIV в. во Владимире. После смерти отца в возрасте 12 лет он был отдан послушником в Богородице-Рождественский монастырь, где позднее был пострижен в монашество и получил сан иеродиакона. Митрополитом Алексием назначен игуменом вновь открытого Константино-Еленинского монастыря близ Владимира, но вскоре удалился в костромские земли, где основал Троицкий монастырь в с. Сыпаново, в котором почил с миром 23/03/1384 и там же был похоронен. По материалам " Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь " . - Владимир, 2002. Еще в IX – начале Х вв. на этих землях жили угрофинские племена – язычники, которые поклонялись своим богам и приносили им жертвы на капищах. Здесь возникает первое поселение монахов-славян, пришедших с юга, и на месте бывших капищ строятся деревянные срубы храмов, православные церкви. Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру. В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами. Некоторые летописцы относят возникновение монастыря к кон. XII - нач. XIII вв., основываясь на том, что один из игуменов монастыря, Феодор, был посвящён в 1276 г. в сан Владимирского епископа. Монастырь вновь был открыт в 1362 г. другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а в последствии митрополитом Киевским и всея Руси. Первоначально при монастыре была построена в 1362 г. соборная Царе-Константиновская церковь, которая в указе Синода 1752 г. уже числилась как соборная церковь во имя святых благоверных царей Константина и Елены. В нач. XVII в. Константино-Еленинский монастырь не избег Литовского разорения, подобно Боголюбову монастырю. В 1721 г. по ветхости зданий и скудности средств содержания Константино-Еленинский монастырь был упразднён и приписан к Боголюбову монастырю, но в 1727 г. по просьбе братии опять восстановлен и оставлен на прежнем основании под управлением игуменов. По штатам 1764 г. он сделан второклассным с настоятелем архимандритом. Архимандритом Константино-Еленинского монастыря Авраамием было начато возведение пятиглавой каменной Константино-Еленинской церкви. В 1775 г., согласно указу Святейшего Синода, за ветхостью зданий Константино-Еленинский монастырь был окончательно упразднён и братия его переведена в Николо-Волосовский монастырь, с настоятелем, братиями и церковной утварью, отчего тот иногда именовался Цареконстантиновским Николаевским монастырем. Обитель была закрыта, храм передан общине села Доброе.

http://sobory.ru/article/?object=05408

Во всяком случае, православные общеобразовательные школы при монастырских приютах, где дети не мучаются от противоречий между нецерковным воспитанием в семье и церковным в школе, оцениваются, как образцовые, как церковным, так и светскими кругами. Вплоть до 1990 года, когда были приняты Законы СССР и РСФСР о свободе вероисповеданий, религиозные организации в СССР, в том числе и Русская Православная Церковь , были практически лишены возможности осуществлять общественное и социальное служение, заниматься благотворительностью. Статья 24 нового Закона РСФСР дала религиозным организациям право осуществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и через общественные организации (фонды) 411 . В целом оба закона позволили религиозным организациям начать осуществление общественного и социального служения, которое долгие годы было им государством запрещено. Церковь не замедлила начать деятельность в сфере благотворительности, в том числе и на местах. В начале 1990 года настоятель Успенского кафедрального собора г. Владимир протоиерей Александр Кузнецов обратился во Владимирский горисполком с просьбой о разрешении посещения священнослужителями детских домов, домов ребенка, интернатов и тюрем с благотворительной целью. Просьба была удовлетворена 412 . Большое внимание социальному служению уделяется в Костромской епархии. В селе Ковалево Нерехтского района настоятелем Преображенской церкви протоиереем Андреем Ворониным создан детский приют для мальчиков – сирот. Невдалеке от Нерехты, при Свято – Троицком Пахомиевом монастыре, приют для девочек организовала игуменья Алексия (Ремизова). В самом центре Костромы, в зданиях древней Богоявленско-Анастасьиной обители, расположились и приют для девочек – сирот, и богадельня для престарелых 413 . В селе Ковалево общими усилиями благотворительного фонда «Преображенье» и Костромской епархии в 1999 году готовился к введению новый корпус, строительство которого подходит к завершению. Новое здание примет более 40 детей. Богадельни действуют также при Пансиево-Галичском и Макариево-Унженском монастырях Костромской епархии, открыт православный медицинский центр, где оказывают бесплатную поддержку малообеспеченным больным, работают приходские благотворительные службы 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010