в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра Первого Владимирский собор был построен и освящён. После упразднения Сретенской обители в 1764 году собор стал приходской церковью; православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в её стенах святыню- список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. После закрытия Владимирского собора в 30-ых годах 20 столетия чудотворная Нерехтская-Владимирская икона, как и всё убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквях города Нерехты. 13 мая 2004 года Владимирский собор города Нерехты был передан Церкви; с того же времени чтимый образ Царицы Небесной пребывает в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре и приносится на богослужения, совершаемые, к сожалению, столь изредко в ныне закрытом Владимирском соборе. Владимирская церковь каменная, с такою же колокольнею. Холодная церковь построена в 1685 г. усердием ярославского гражданина Иоанна Аверкиева по случаю принесения в 1634 г. из Ярославля на место, где ныне церковь, чудотворного Владимирского образа Божией Матери. На построение ее царь Федор Алексеевич, изволивший в 1678 г. прибыть в г. Нерехту и поклониться чудотворному образу, выдал из своей царской казны значительное количество денег, а на окончание строения в 1685 г. царь Петр Алексеевич приказал выдать 250 руб. Придельная теплая церковь построена в 1833 г. на средства неизвестных жертвователей. Церковь окружена каменной оградой. Престолов три: в холодной - в честь Владимирской иконы Божией Матери, в теплой - правый в честь Сретения Господня и левый во имя архистратига Михаила. Достопримечательность церкви составляют два чудотворных образа Божией Матери, именуемые Владимирскими. Церковный капитал 3809 руб. 17 коп. В часовне на городской площади производится продажа масла и свеч, но по ничтожности дохода ему не ведется особой записи, а причисляется он к общему церковному доходу. Имеется по книжке сберегательной кассы капитал на позолоту крестов.

http://sobory.ru/article/?object=00156

Помимо исторических исследований, Михаил Яковлевич Диев с самого начала своей научной деятельности немало интересовался и этнографическими изысканиями, и не только в Костромской губернии, но и соседних Владимирской и Ярославской. Не имея возможности сам напечатать свои «Собрания», он сообщал их И. M. Снегиреву, который и охотно воспользовался ими при составлении своих трудов: «Русские простонародные праздники и свадебные обряды» (М., 1837—1839 г.) и «Русские народные пословицы и притчи» (Москва, 1848 год). За посланное в академию наук «Собрание слов языка, употребляемого в Нерехте, под названием Елтанского» (известного во Владимирской губернии под именем «Офенского»), Диеву была «изъявлена искренняя благодарность» от президента II отделения. Изучая язык, обычаи и праздники костромского вообще и нерехтского в частности простонародия, М. Диев одновременно заинтересовался и агиологиею, как она представляется сознанию народа. «В дополнение к нерехтским обычаям», писал он Снегиреву (1830 г.), «я помещу статью и о святых, коих костромские крестьяне почитают покровителями сельских работ...» Впоследствии он расширил программу своих агиологических исследований, результатом которых было оставшееся в рукописи сочинение: «Святая Русь или жизнеописание святых Российской империи», в трех частях, на 882 листах, и много сообщил данных А. Н. Муравьеву, для его труда: «Жития святых российской церкви, также иверских и грузинских» (СПб., 1857—1865 г.). О некоторых святых Диев поместил статейки в «Энциклопедическом Лексиконе» Плюшара. В 1840—1850-х гг. Диев особенно усердно занимался составлением «Продолжения словаря духовных писателей в России» и собиранием «Материалов» для «историческаго словоря» вообще костромских ученых и писателей. Последние (т. е. «Материалы») вошли в издание А. А. Титова: «Материалы для био-библиографического словоря. Словарь духовного и светского чина Костромской губернии». По рукописи Диева: «Ученые делатели костромского вертограда» (в «Библиографических Записках», 1892 г., 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/

Год назад состоялось второе обретение святых мощей преподобного Пахомия, Нерехтского чудотворца. Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия,а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011г, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку. Преподобный Пахомий, Нерехтский чудотворец, родился во Владимире в начале XIV века в семье священника. При Святом Крещении он получил имя Иаков. После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушел в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пахомия Великого. Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы святителем Алексием, будущим митрополитом Московским, пребывавшим тогда на Владимирской кафедре. В 1360 году митрополит Алексий, зная благочестивую жизнь своего ставленника, назначил преподобного Пахомия настоятелем основанного им монастыря во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Устроив порученную его попечению обитель и духовную жизнь насельников, преподобный Пахомий, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, удалился в нерехтские пределы. Здесь, на берегу реки Солоницы, в месте, издавна называемом Сыпаново,

http://pravmir.ru/godovshhina-obretenia/

Нерехта известна была в гражданском быту еще до появления монголов 661 : но только в 14 в. прославилась она благочестием одного подвижника. пр. Пахомия. Пр. Пахомий, в крещении Иаков 662 , сын владимирского священника Игнатия, семи лет «вдан бысть учитися священным книгам». Воспитание, совершавшееся под наставлением слова Божьего, образовало в Иакове доброго отрока: когда «извык он божественному писанию:» то утешением для него было ходить в храм Божий и словословить Господа; самым же любимым местом его молитв был Рождественский монастырь. Здесь при мощах благов. князя Александра невского зажглось в душе его усердие посвятить жизнь свою на служение Господу. – По смерти родителя мать не препятствовала ему исполнить желание души своей; он поступил в любимый Рождественский монастырь и здесь был пострижен с именем Пахомия. Тогда было ему 21 год от роду. Молодой инок поручен опытному старцу; духовный отец строг был к духовному сыну: но ученик безмолвно выполнял приказана наставника. Воля настоятеля назначила молодому монаху послушание в пекарне; инок неутомимо трудился в пекарне и трудами усмирял плоть. Несколько годов Пахомий трудился в пекарне. По просьбе настоятеля святитель Алексей, тогда владимирский епископ (1352 г.) посвятил его в иеродиакона. Пахомий зрел в жизни духовной. Когда св. Алексий возобновлял во Владимире монастырь Константиновский (а это было в 1365 г.) 663 : он поставил Пахомия игуменом сей обители. Преподобный усердно выполнял желания святителя о обители. Он пробыл в ней столько, сколько нужно было для устроения наружного и внутреннего порядка ее. Сердце его давно горело желанием составить обитель молитвы не в стенах города, а в пустыне, где могли иметь в ней нужду многие. И он решился исполнить это желание. Ночью, тайно от всех, Пахомий вышел из Константиновской обители, нечего не имея при себе кроме псалтири и книжки канонов. Он пришел в нерехтскую сторону. Место на речке Гриденке, впадающей в Салоницу и потом в Волгу, показалось ему красивым и удобным для пребывания иноческого; Сыпаново , так называлось то место, находилось в глухом лесу и представляло возвышенный полуостров.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Адрес: Россия, Костромская область, Нерехта, улица Ленина, 28б Проезд: Расстояние от Костромы - 42 км. Ближайшие церкви: Казанская соборная и Преображенская. Подробнее... Церковь Преображения Господня (Нерехта) [ править править код ] Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко, эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. Особую праздничность храму придавали росписи стен. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Церковь действующая, богослужения совершаются регулярно. Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Красной Армии, 10, Проезд: Преображенский храм расположен на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской. Ближайшие церкви: Казанская соборная, Благовещенская и Владимирская. Телефон: +7 (49431) 7-73-56 , +7 (953) 642-61-02 Подробнее... Крестовоздвиженская церковь (Нерехта) [ править править код ] Строительство Крестовоздвиженской церкви с приделом Дмитрия Солунского, проводившееся на средства Нерехтского купца и городского головы Дмитрия Прокофьевича Симонова, завершилось в 1788 году (освящена в 1793 г.) Церковь сооружали местные каменщики, но, по всей вероятности, при участии известного архитектора С.А. Воротилова, о чём свидетельствуют архитектурные особенности этой церкви. В храме под многочисленными записями частично сохранилась настенная живопись, первоначально выполненная маслом в 1810 г. художником из посада Большие Соли Алексеем Тимофеевичем Демидовым. Церковь действующая. С момента своего открытия храм не закрывался. В церковной ограде находится кладбище. Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Гагарина Проезд: Расположена на северной окраине города, у дороги на Кострому. Ближайшая церковь - Богоявленская.

http://azbyka.ru/palomnik/Нерехта_(храмы...

Нерехта известна была в гражданском быту ещё до появления Монголов 220 , но только в XIV веке прославилась она благочестием одного подвижника, преподобного Пахомия. Преподобный Пахомий, в крещении Иаков 221 , сын Владимирского священника Игнатия, семи лет «вдан бысть учитися священным книгам». Воспитание, совершавшееся под наставлением слова Божия, образовало в Иакове доброго отрока; когда «извык он Божественному писанию», то утешением для него было ходить в храм Божий и славословить Господа; самым же любимым местом его молитв был Рождественский монастырь. Здесь при мощах благоверного князя Александра Невского зажглось в душе его усердие посвятить жизнь свою на служение Господу. – По смерти родителя мать не препятствовала ему исполнить желание души своей; он поступил в любимый Рождественский монастырь и здесь был пострижен с именем Пахомия. Тогда было ему 21 год от роду. Молодой инок поручен опытному старцу; духовный отец строг был к духовному сыну, но ученик безмолвно выполнял приказания наставника. Воля настоятеля назначила молодому монаху послушание в пекарне; инок неутомимо трудился в пекарне и трудами усмирял плоть. Несколько годов Пахомий трудился в пекарне. По просьбе настоятеля святитель Алексий, тогда Владимирский епископ (1352 г.), посвятил его в иеродиакона. Пахомий зрел в жизни духовной. Когда св. Алексий возобновлял во Владимире монастырь Константиновский (а это было в 1365 г.) 222 , он поставил Пахомия игуменом сей обители. Преподобный усердно выполнял желания святителя о обители. Он пробыл в ней столько, сколько нужно было для устроения наружного и внутреннего порядка её. Сердце его давно горело желанием составить обитель молитвы не в стенах города, а в пустыне, где могли иметь в ней нужду многие. И он решился исполнить это желание. Ночью, тайно от всех, Пахомий вышел из Константиновской обители, ничего не имея при себе, кроме псалтири и книжки канонов. Он пришёл в Нерехтскую сторону. Место на речке Гриденке, впадающей в Салоницу и потом в Волгу, показалось ему красивым и удобным для пребывания иноческого; Сыпаново, так называлось то место, находилось в глухом лесу и представляло возвышенный полуостров.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго, Костромскаго (Службу зри 21 марта) Тропарь, глас 4: Житейских молв, преподобне, отвергся,/и, яко птищ, обрете себе в пустыни безмолвие,/в молитвах и бдении прилежа Богови,/преподобне отче Пахомие,/и остави древнее пребывание,/и отыде в пустыню, и в ней водворися,/и состави обитель во Имя Пресвятыя Троицы,/и процвел еси, аки финикс,/и бысть образ утешения духовнаго./Темже, преподобне Пахомие,/моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим. Кондак, глас 4: В пустыни безмолвствуя,/единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/с нимиже ти молящуся Господеви,/Троице пречестен храм воздвиже,/в немже предстояще, преподобне Пахомие,/молися о спасении душ наших. Преподобный Пахомий Нерехтский Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Яков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Семи лет он был отдан в учение, поэтому с детства хорошо знал Божественное Писание. Теготясь суетностью тленного мира, он принял постриг в Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания. Стремясь к безмолвному пустынному житию, подвижник тайно оставил обитель и удалился в пределы Нерехты. Там, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни – возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой разрешить ему поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Жители Нерехты согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во Имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно заселялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой подавал пример братии. Преподобный скончался в 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников – Иринархом была написана икона святого, позже была устроена гробница для святых мощей. Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 21 марта – в день преставления (в некоторых месяцесловах 23 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

во еп. Магаданского и Чукотского. Руфим (Троицкий) в 1925 (1926) г. хирот. во еп. Саткинского, вик. Уфимской епархии; уклонился в старообрядчество. Савва (Бабинец) 30.03.1969 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 2.02.1972 еп. Черновицкий и Буковинский; с 18.03.1977 еп. Мукачевский и Ужгородский; с 26.06.1985 еп. Полтавский и Кременчугский; с 4.04.1990 в сане архиепископа; † 25.02.1992. Савва (Волков) 12.09.1995 хирот. во еп. Красногорского, вик. Московской епархии. Севастиан (Вести) с 8.09.1914 еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии; с 1919 г. еп. Нерехтский, вик. Костромской епархии; с 1920 г. еп. Костромской; с 1922 г. в обновленческом расколе; в июле 1923 г. принес покаяние и оставлен на той же кафедре; в сент. 1923 г. вновь в обновленческом расколе; в нач. 1924 г. принес покаяние и оставлен еп. Костромским; с 1929 г. в заключении; † 1934. Севастиан (Пилипчук) 16.10.1977 хирот. во еп. Кировоградского и Николаевского; с 14.09.1989 на покое; † 3.02.1992. Серапион (Фадеев) 5.03.1972 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии, представитель РПЦ при Патриархе Антиохийском; с 17.04.1975 еп. Иркутский и Читинский; с 9.09.1979 в сане архиепископа; с 24.04.1980 архиеп. Владимирский и Суздальский; с 12.05.1987 архиеп. Кишиневский и Молдавский; с 13.05.1987 в сане митрополита; с 7.07.1989 митр. Тульский и Белевский. Серапион (Шевалеевский) 8.09.1928 хирот. во еп. Моршанского, Тамбовской епархии; с марта 1933 г. еп. Арзамасский; с 1935 г. в заключении. Серафим (Александров) с 19.03.1918 еп. Полоцкий и Витебский; с сент. 1918 г. управ. Тверской епархией; с 1919 г. еп. Тверской и Кашинский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 24.03.1924 в сане митрополита; с 15.06.1928 митр. Саратовский; с 11.08.1933 митр. Казанский и Свияжский; с 15.11.1936 на покое; расстрелян 2.12.1937. Серафим (Афанасьев) 4.02.1923 хирот. во еп. (кафедра неизвестна); с 1932 г. в обновленческом расколе. Серафим (Велицкий) в 1920 г. хирот. во еп. Крестецкого, вик. Новгородской епархии; с 1922 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной П. изображен прямолично в рост, голова покрыта куколем, правая рука возле груди, в левой свиток с надписью: «Братïе терпите находщï на ны скорби на семъ мсте». По образцу этой прориси П. написан крайним слева в 1-м ряду на иконе «Собор Костромских чудотворцев» (2001, Е. П. Тисов) из собора Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме. Образ П. введен в программу Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», со св. иконописцами на полях (1999, А. В. Конюшевский, дипломная работа в иконописной школе при МДА). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 193; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви: 324 рис., выполненные свящ. Вяч. Савиных и Н. Шелягиной. М., 2001. С. 236; Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 621. Кат. 283. Ил. 442; Житие и чудеса прп. Пахомия Нерехтского: К 625-летию со дня преставления, 1384-2009. Кострома, 2009; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 2009. Вып. 11: Нерехта, Нерехтский р-н. С. 28, 58, 272-273, 276, 280-284; Рус. икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 138, 307, 331. Кат. 103; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 91, 100, 103; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель прп. Пахомия Нерехтского: К 25-летию возрождения. Нерехта, 2018. Н. А. Зонтиков, Е. Л. Тихомирова,Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2579832.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010