Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75, Нерехта - 21.03.1720, Н. Новгород), старообрядец-поповец (см. Поповцы ), глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия , из посадских людей. В 1701-1702 гг. А. д. служил диаконом ц. Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском жен. мон-ре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг А. д. усомнился в истинности обрядов и вероучения правосл. Церкви и вместе с женой ушел в старообрядческие скиты в чернораменских лесах (см. Керженец ), жена А. д. постриглась в одном из скитов. А. д. остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. А. д. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских (см. Ветка ) поповцев Феодосием в связи с тем, что А. д. порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира , сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение , между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец» ( Иоаннов. С. 271-278), в к-ром признавалась правильность каждения А. д. В 1709 г. А. д. был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита свящ. Лаврентием и в том же году, после смерти последнего, занял его место. К А. д. помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей , старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Т. М. Лысенин , ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год можно считать временем возникновения данного согласия, когда сторонники А. д. обособились от др. керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от др. направлений поповщины и беспоповщины (см. Беспоповцы ) учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырехконечный крест, чтением молитвы Иисусовой со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках 1-й четв. XVIII в., составленных преимущественно Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» - коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев (см. Поморское согласие ), по-видимому отредактировавших текст.

http://pravenc.ru/text/64352.html

Преподобный Пахомий, в крещении Иаков 454 , сын Владимирского священника Игнатия, семи лет «отдан был учиться священным книгам». Воспитание, совершавшееся под наставлением слова Божиего, образо­вало в Иакове доброго отрока; когда «научился он Божественному писа­нию», то утешением для него было ходить в храм Божий и славословить Господа; самым же любимым местом его молитв был Рождественский монастырь. Здесь при мощах благоверного князя Александра Невского зажглось в душе его усердие посвятить жизнь свою на служение Госпо­ду. По смерти родителя мать не препятствовала ему исполнить желание души своей; он поступил в любимый Рождественский монастырь и здесь был пострижен с именем Пахомия. Тогда был ему 21 год от роду. Моло­дой инок поручен опытному старцу; духовный отец строг был к духовно­му сыну, но ученик безмолвно выполнял приказания наставника. Воля настоятеля назначила молодому монаху послушание в пекарне; инок неутомимо трудился в пекарне и трудами усмирял плоть. Несколько годов Пахомий трудился в пекарне. По просьбе настоятеля святитель Алексий, тогда Владимирский епископ (1352 г.), посвятил его в иеро­диакона. Пахомий зрел в жизни духовной. Когда святитель Алексий возобновлял во Владимире монастырь Константиновский (а это было в 1365 г.) 455 , он поставил Пахомия игуменом сей обители. Преподобный усердно выполнял желания святителя об обители. Он пробыл в ней столько, сколько нужно было для устроения наружного и внутреннего порядка ее. Сердце его давно горело желанием составить обитель молит­вы не в стенах города, а в пустыне, где могли иметь в ней нужду многие. И он решился исполнить это желание. Ночью, тайно от всех, Пахомий вышел из Константиновской обители, ничего не имея при себе, кроме Псалтири и книжки канонов. Он пришел в Нерехтскую сторону. Место на речке Гриденке, впадающей в Салоницу и потом в Волгу, показалось ему красивым и удобным для пребывания иноческого; Сыпаново, так называлось то место, находилось в глухом лесу и представляло возвы­шенный полуостров. Преподобный пошел в посад Нерехту и просил жителей отдать ему Сыпаново для устроения обители молитв. Нерехтцы с радостью согласились на просьбу человека Божия. Одни из них пошли вместе с ним и помогли ему очистить место для келлии; другие обещали помощь свою при устроении обители. Блаженный Пахомий написал об­раз Святой Троицы. Отшельник остался подвизаться в молитве. Нерехт­цы выполнили свое обещание: одни помогали ему в нуждах его, а другие приходили и оставались при нем жить. Строгая жизнь его одушевляла благочестием посещавших его. Являлись к Пахомию и иноки с желанием подвизаться под его руководством; мирян, изъявлявших то же желание, охотно принимал он и постригал в иночество. Святитель Алексий, к ко­торому ходил он в Москву, с любовью благословил его строить храм и обитель Святой Троицы в глухом краю. Храм Святой Троицы, укра­шенный иконами и утварью, освящен с живым усердием преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобные: Никита Переславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосии († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаилверижник, Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404/1405), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переслав ский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713); преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542) Феодосия Муромская (XVII). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания († 1604) Муромские, Карп Медушский, Ковровский (XVII), Савва Мошокский († 1592). Блаженные Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († 2-я пол. XVI в.) Суздальские. Святыя мученицы Агрипины Стихиры мученицы, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Рим тя предлагает,/якоже цветоносный шипок благовонен,/Агрипино многострадальная,/верных мысль благоухая вонями добродетельными/и злосмрадие страстей отгоняя благодатию всегда,/мучеников удобрение,/Церкве утверждение,/дев похвала и чудес пучина. Богатство яко многоценно, Сикелии тя дает,/в Риме пострадавшую, Христос Бог наш,/идеже пришедши, славная мученице,/демонов лукавое множество отгониши/предстательством твоим./Темже тя ублажаем/ и святое твое днесь празднуем страдание,/Агрипино многострадальная. Ношаху на раменах тя Васса и Павла,/повелением всяческая Носящаго,/места пременяюще и долготу пучины,/мученице Агрипино,/чудодействия страшная совершающи Божественною благодатию,/почила еси на месте,/идеже Бог учини,/утружденным покой бывши, всехвальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

...В марте этого года довелось мне быть в селе Писцове ныне Комсомольского района, Ивановской области, что в 15 км от Маркова. По дореволюционному административному делению это старое торговое село с четырьмя массивными храмами находилось в черте Нерехтского уезда Костромской епархии (губернии). На ночлег остановился у одного старожильца, от которого я узнал, что здесь, в с. Писцове, на кладбище, за селом, при церкви похоронен 21/8 сентября 1934 года архиепископ Костромской и Галичский, Высокопреосвященный Евгений (Бережков), который с 1899 по 1908 г. Последовательно занимал должности инспектора и ректора во Владимирской духовной (некоторые сведения почерпнул в «Истории ВДС» Н. В. Малицкого) семинарии. Я возгорелся пламенным, горячим желанием разыскать дорогую могилку и поклониться праху этого выдающегося церковно-общественного деятеля. Пришел на кладбище, находящееся в относительном порядке. Оно оказалось покрытым снежной пеленой. На его территории б[ывшая] церковная сторожка. Вошел в нее. На печи оказался ее обитатель – убеленный сединами старец Павел Васильевич Кулиманов, 43 года жительствующий здесь. Я обратился к нему с просьбой – показать мне могилу Высокопреосвященного Владыки Евгения. Он любезно откликнулся на мою просьбу, и мы пошли на кладбище. Я ошибочно предполагал, что могила Владыки расположена возле алтаря. Оказалось, что она находится на противоположной стороне, близ паперти. П[авел] В[асильевич] сказал: «Вот она!» И каково же было мое удивление, когда я не обнаружил на могиле не только ограды, но даже простого деревянного креста? Меня это крайне удивило и... взволновало... Из беседы со словоохотливым старичком-сторожем выяснились некоторые детали в отношении архиепископа Евгения. Оказалось, что последние годы жизни он проживал в деревне Подболотье, прихода церкви с. Сретенья, у древней старушки, его призревшей. Накануне писцовского храмового праздника – Рождества Пресвятой Богородицы – гроб с телом на крестьянской телеге был доставлен в с. Писцово и установлен в главном, соборном храме. На следующий день, после Божественной литургии, был совершен чин отпевания 12-ю священниками (к сожалению, без епископа: епископ Кинешемский, викарий Костромской, преосв[ященный] Севастиан 560 , сослуживец усопшего, не прибыл, а в Иванове уже не было епископов – преосвященный Августин (Беляев), выпускник Костр[омской] д[уховной] сем[инарии] 1908 г. и канд[идат] богословия Казан[ской] Д[уховной] Акад[емии] интернирован, а обновленческий епископ Иерофей Померанцев был переведен в Казань (да его и не стали бы приглашать) во главе с настоятелем о. Геннадием Крутиковым, вторым священником о. Иоанном Смирницким и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Евгеньевич Бухарин (22.03.1871, Кострома - 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника (по др. сведениям, из семьи чиновника). В 1895 г. окончил Костромскую ДС. Служил учителем церковноприходской школы, в 1896 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Архангельской ц. с. Пронина Нерехтского у. Костромской губ. 7 сент. 1900 г. был перемещен на священническую должность к кинешемскому Вознесенскому жен. монастырю. Позднее служил заштатным священником в Успенской ц. г. Кинешмы. 17 марта 1906 г. назначен на должность священника кладбищенской Крестовоздвиженской ц. г. Нерехты. В февр. 1912 г. переведен в Преображенский храм Нерехты. С июня 1915 г. священник храма Марии Магдалины при женской церковной общине Костромской епархии. В 1916 г. Н. назначен законоучителем Мариинского жен. уч-ща Дамского попечительства о бедных в Москве, одновременно являлся священником училищного Введенского храма. В 1921 г. был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Покровского собора г. Иваново. После передачи собора обновленцам в 1927 г. служил в храме в слободе Гаврилов-Ям Ивановской промышленной обл. (ныне город Ярославской обл.). В нач. 1935 г. был священником Троицкого храма с. Маврина Кинешемского р-на, в том же году перешел служить в г. Гаврилов Посад Ивановской промышленной области. 16 окт. 1937 г. был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе духовенства и монашествующих» и в проведении контрреволюционной агитации. Находился в тюрьме в г. Юрьев-Польской Ивановской (ныне Владимирской) обл. 26 окт. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Ивановской обл. к 10 годам ИТЛ. После вынесения приговора был переведен в тюрьму в Иваново, где находился в одной камере с неск. священниками. 25 янв. 1938 г. против заключенных священнослужителей было возбуждено новое следственное дело по обвинению в антисоветской агитации. Н. не признал себя виновным. Был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Ивановской обл. от 3 февр. 1938 г. вместе со священномучениками прот. Иоанном Доброхотовым , священниками Иоанном Розановым , Петром Зяблицким , Иаковом Зяблицким , Иоанном Успенским , Иоанном Коржавиным .

http://pravenc.ru/text/2565674.html

В последние годы своей жизни он прославился даром исцелений и прозорливости. Он скончался 90 лет в 1480 г. (по другому исчислению, в 1481 г.) 8 сент. (см. Елеазаров мон. Псков. еп.). Ему есть рукописная служба. См. 7 сент. – Пр. Naxoмiя Нерехтского. В мире Иаков, сын священника г. Владимира на Клязьме, он семи лет «вдан бысть учитися священным книгам», а потому из детства «навык божественному писанию», и утешением его было, как можно чаще, посещать храм Божий. Возжелав отречься от мира, он скоро принял иночество в Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители равные послушания. Когда была, возобновлена (в 1362 г.) во Владимире обитель Равноапостольных Константина и Елены (ныне приходская церковь ). Пр. Пахомий был назначен в ней игуменом. Стремясь к безмолвному пустынному житию, он тайно оставил обитель и удалился в пределы Нерехты (Костромской губ.). Обходя окрестится места, он, наконец, избрал по своим мыслям место (Сыяпаново, на реке Гридевке) и с благословения св. Алексия построил здесь обитель с храмом Св. Троицы (упраздн. в 1704 г.; ныне слобода Троицы-Сыпанова, Костр. губ., в 2 вер. от г. Нерехты). По уставу преподобного в его обители никто не должен был иметь собственности; всякий обязан был питаться трудами своих рук; обрабатывая землю, преподобный и сам пахал, подавая другим пример. В этой обители преподобный подвизался многие годы, поучая окрестных жителей добродетели и исцеляя их от болезней. Скончался он 23 марта 1384 г. Мощи его покоятся под спудом в построенной им церкви (ныне приходской). Память его – 15 мая, потому что в этот день его тезоименитство. 16 . Д. Пр. отца нашего еодра Освященного, ученика пр. Пахомия Великого . Родом из Египта, от богатых родителей христиан, «от юности мудрый», пр. Феодор не увлекся земными предметами, но стремился к горнему, что превыше земного. Упражняя себя в молитве, воздержании и подвигах благочестия, он решился оставить родительский кров и, отказавшись от попечений отца и матери, тайно бежал сначала в один из египетских монастырей, а потом вступил в Тавенскую обитель пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Началось массовое закрытие церквей. В 1931 году постановлением одного только Нерехтского райисполкома за неуплату налога были закрыты Казанская, Благовещенская и Богоявленская церкви г. Нерехты, церкви в селах Владычнево, Богослово, Троицы, Давыдово, Блазново, Арменки, Пригово, Печенегово, Семеновское, Выдолово, Федоровское, Княжинское, Киеменовское и др. 87 Владимирским окрисполкомом были приняты решения о закрытии церквей в с. Ставрово, Беренцах Гороховецкого района, поставлен вопрос о закрытии Никольской церкви в г. Владимире 88 , закрыта церковь в с. Косунове 89 . Закрытия сопровождались множественными нарушениями законности, превышением местными органами власти своих полномочий. В связи с передачей дел по религиозным вопросам облисполкомом обладмуправлению для окончательного оформления и представления таковых на утверждение Президиума облисполкома обладмуправлением был выпущен циркуляр от 10.12.1930, который ограничивал власть райисполкомов в вопросе закрытия церковных зданий. Было отмечено, что райисполкомы при закрытии молитвенных зданий допускали грубые искажения постановлений ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года. По поводу закрытия церквей имелось большое количество жалоб верующих в административные органы власти 90 . В Коврове за закрытие церкви велась большая борьба. Постановлением Владимирского губисполкома от 16 ноября 1928 года и Ковровского уписполкома от 20 апреля 1929 года о закрытии Спасо-Преображенской церкви в г. Коврове было отменено постановление Президиума ВЦИК от 20 марта 1930 года. Однако местная власть проявила настойчивость и, постановлением ВЦИК от 20 июня 1931 года, храм был закрыт 91 . Несмотря на попытки верующих и пытающихся соблюдать законность представителей власти, как-то ограничить антирелигиозный террор и беспредел, он продолжал нарастать. Все также отмечались факты незаконного действия местных низших органов власти (например, в августе 1932 года отмечались незаконные действия местных с/совета с. Новоселки при закрытии церкви) 92 . В 1931 году со стороны облисполкома Ивановской промышленной области (ИПО) не было препятствий даже к слому Георгиевского придела в Успенском соборе г. Владимир 93 . Решением исполкома Ивановского областного совета от 11 сентября 1940 года, этот уникальный памятник, построенный в 1158 году, расписанный Рублевым, Иконниковым был передан под склад зерна Владимирской базы «Заготзерно», а 6 июня 1941 года поменял владельца и перешел к антирелигиозному музею 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода - скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном - " Прозрение Савла " . На боковых лотках свода трапезной помещены многофигурные клейма: " Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке " (на северном) и композиция " Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное " (на южном). Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах. Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к нач.20 в. В своде алтаря написана Троица в иконографии " Отечество " , а на стенах - " Распятие " и " Положение во гроб " . На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвящённые Илье Пророку, а в южной - житию Богородицы. На боковых гранях столба в арочных клеймах представлены образа избранных святых; на западной стене к северу от входа-композиция " Воскресение Христово " ... В 1898 г. церковная территория была окружена оградой с воротами. В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда. В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована, а ограда воссоздана по проекту архитектора ЦНРПМ С.В.Демидова. Кирпичные стены здания отштукатурены и окрашены на фасадах в два цвета с выделением декора побелкой. Церковь на сегодняшний день действующая, расположена на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской. По материалам: С.В.Демидов, Е.В.Кудряшов " Нерехта " , стр.47-49; " Памятники архитектуры Костромской области " , 11 выпуск, стр.74-77 Преображенская церковь каменная, двухэтажная, с колокольнею каменной, построена в 1791 г. усердием прихожан и граждан города, обнесена каменной оградой. Престолов три: в летней верхней - Преображения Господня, в зимней нижней - Успения Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Причт: священник, псаломщик. Казенное жалование священнику 298 руб. и псаломщику 98 руб. Причтовый капитал 4358 руб. 32 коп., аренды с неудобной земли, отдаваемой под постройку частных домов, получает 12 руб. на причт. Причтовые помещения церковные, земли, кроме указанной выше и находящейся под церковью и ее домами, всего 408 кв. сажень, нет. План и межевая книга на последнюю землю есть.

http://sobory.ru/article/?object=03118

ПАФНУТИЙ (XVI в.?), Балахнинский, прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших) 94-105 ПАФНУТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я пол. XVII в. (?)), прп. (пам. 15 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий 105-107 ПАФНУТИЙ [Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв], известный румын. иконописец (1657 - авг. 1735), прп. (пам. румын. 7 авг.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) 107-109 109-110 110-112 ПАФНУТИЙ (Костин Борис Федорович; 1866-1938), иером., прмч. (пам. 8 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыне просиявших) 112-113 ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827-1907), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии, публицист 113-115 ПАФНУТИЙ (Шикин Патап Максимович; 1815-1890), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии, публицист 115-116 116-117 117-121 ПАХОМИЙ (XIV-XV вв. (?)), Каменский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 121-122 ПАХОМИЙ († после 1513), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии) 122-128 ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 128-133 ПАХОМИЙ сщмч., архим. Владимирский († 1238) - см.: Даниил, Пахомий, Феодосий, преподобные, священномученики ПАХОМИЙ прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские ПАХОМИЙ (Ионов Петр Матвеевич; 1883-1937), иером., прмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/lv.html

В музейных и частных собраниях хранятся небольшие поясные и ростовые образки П. XIX в., исполненные местными мастерами и предназначавшиеся для паломников. Тип изображения традиционный: святой представлен в монашеском одеянии, правая рука в благословляющем жесте (ладонью к груди), в левой - свиток (иногда развернут). Непокрытая голова с большими проплешинами, короткими волосами и волнистой или округлой седой бородой (иногда волосы длинные и густые); вверху образ Св. Троицы. Эта иконография тиражировалась в литографиях нач. XX в. На выявленных расхожих ростовых образках П. представлен в 3/4-ном повороте, в молении Иисусу Христу, со слегка склоненной головой, приложившим правую руку к груди. Надписи с именем преподобного различаются, он назван Нерехтским, Нерехоцким, Нереховским. Последний вариант косвенно свидетельствует об изготовлении «раздаточных» икон вне Костромского региона, возможно в иконописных селах Владимирской губ. На иконе «Избранные Костромские преподобные» 1886 г., происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. (филиал КГИАХМЗ - Нерехтский краеведческий музей им. Н. П. Родионовой), П. изображен в числе 9 основателей монастырей в Костромской земле, в правой части в верхнем ряду, как средовек с русыми волосами, разделенными на прямой пробор, и бородой средней величины, почти без проседи. Редкий случай включения образа П. в число Радонежских святых на хромолитографии с Собором Радонежских чудотворцев, клеймами Жития прп. Сергия Радонежского и видом Троице-Сергиевой лавры, отпечатанной в 1891 г. в московской мастерской М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия (ГИМ, под 42; П.- средовек с небольшой окладистой бородой). На иконе кон. XIX в. с фигурным навершием (ц. Воздвижения Креста в Нерехте), исполненной профессиональным мастером во Мстёре или в Москве, П. изображен вместе с прп. Сергием Радонежским. Оба святых показаны прямолично, у каждого правая рука в благословении, в левой развернутый свиток (надпись соответствует упом. в иконописных подлинниках). П.- средовек с едва тронутой сединой бородой, волосы полностью закрывает куколь. Позем живописный, с характерным скалистым пейзажем, небольшими постройками вдали и скудной растительностью, фон золотой с чеканкой и полями, имитирующими полихромную эмаль. На иконе 2-й пол. XIX в. П. (или др. преподобный с именем Пахомий, надпись без уточнения) представлен в рост, вполоборота влево, на пейзажном фоне с рекой, вместе со св. царевичем Димитрием Угличским. У П. длинные волосы до плеч и раздвоенная борода, на нем епитрахиль, надетая поверх мантии, правая рука поднята в молении, в левой - развернутый свиток (надпись: Пс 115. 6).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010