Год назад состоялось второе обретение святых мощей преподобного Пахомия, Нерехтского чудотворца. Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия,а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011г, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку. Преподобный Пахомий, Нерехтский чудотворец, родился во Владимире в начале XIV века в семье священника. При Святом Крещении он получил имя Иаков. После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушел в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пахомия Великого. Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы святителем Алексием, будущим митрополитом Московским, пребывавшим тогда на Владимирской кафедре. В 1360 году митрополит Алексий, зная благочестивую жизнь своего ставленника, назначил преподобного Пахомия настоятелем основанного им монастыря во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Устроив порученную его попечению обитель и духовную жизнь насельников, преподобный Пахомий, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, удалился в нерехтские пределы. Здесь, на берегу реки Солоницы, в месте, издавна называемом Сыпаново,

http://pravmir.ru/godovshhina-obretenia/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75, Нерехта - 21.03.1720, Н. Новгород), старообрядец-поповец (см. Поповцы ), глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия , из посадских людей. В 1701-1702 гг. А. д. служил диаконом ц. Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском жен. мон-ре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг А. д. усомнился в истинности обрядов и вероучения правосл. Церкви и вместе с женой ушел в старообрядческие скиты в чернораменских лесах (см. Керженец ), жена А. д. постриглась в одном из скитов. А. д. остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. А. д. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских (см. Ветка ) поповцев Феодосием в связи с тем, что А. д. порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира , сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение , между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец» ( Иоаннов. С. 271-278), в к-ром признавалась правильность каждения А. д. В 1709 г. А. д. был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита свящ. Лаврентием и в том же году, после смерти последнего, занял его место. К А. д. помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей , старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Т. М. Лысенин , ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год можно считать временем возникновения данного согласия, когда сторонники А. д. обособились от др. керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от др. направлений поповщины и беспоповщины (см. Беспоповцы ) учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырехконечный крест, чтением молитвы Иисусовой со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках 1-й четв. XVIII в., составленных преимущественно Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» - коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев (см. Поморское согласие ), по-видимому отредактировавших текст.

http://pravenc.ru/text/64352.html

Спас. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Село Спас расположено слева от дороги. Свое название получило от церкви Спаса Преображения. Село было центром одноименной волости и до 1764 года принадлежало Костромскому Ипатьевскому монастырю. В центре села возвышается церковь, сооруженная в 1802 году в стиле позднего барокко. Двусветный четверик завершается традиционным пятиглавием. Современный церкви иконостас в целях сохранения перевезен в город Нерехта, где после реставрации будет смонтирован во Владимирской церкви. В четверике фрагментарно сохранились росписи первой половины XIX века. Сельская приходская церковь Спаса Преображения старинного села Спас (Спасское Шиповых), выстроенная в архаичных для рубежа 18-19 веков формах, вполне характерна по своему типу и декору для храмов Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Само село Спас некогда было центром одноимённой волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая каменная церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 года. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова Богородицы, видимо, около сер.19 века. Сама композиция Преображенской церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера вышеупомянутыми приделами и трёхъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырёхгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане, равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырёхгранный глухой барабан. В храме фрагментарно сохранилась настенная живопись, исполненная маслом в сер. 19 века. В частично уцелевшей храмовой летописи указан 1853 г. как время создания иконостаса, очевидно, синхронного с росписью. В своде алтаря написана Троица Новозаветная на облачном фоне. На западной стене алтаря над входом - образ Богородицы. Свод входного арочного проёма декорирован кессонами, внутри которых помещены розетки и небольшая композиция с церковными атрибутами. В вершине свода храма написан поясной образ Господа Саваофа. На его лотках располагались сцены Страстей - " Несение Креста " , " Снятие со Креста " и " Положение во гроб " , окаймленные пышными гризайльными картушами. На стенах храма клейма располагались в четырёх ярусах. Под окнами второго света проходит узкий ярус с овальными клеймами; часть клейм этого яруса иллюстрирует историю Моисея. Среди больших клейм в нижнем ярусе выделяются: " Усекновение главы Иоанна Предтечи " , " Жертвоприношение Авраама " , на западной стене над входом был представлен " Страшный Суд " , по сторонам от него - 4 сцены из Книги Бытия, в частности, " Сотворение Адама " и " Грехопадение " .

http://sobory.ru/article/?object=03119

Евгеньевич Бухарин (22.03.1871, Кострома - 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника (по др. сведениям, из семьи чиновника). В 1895 г. окончил Костромскую ДС. Служил учителем церковноприходской школы, в 1896 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Архангельской ц. с. Пронина Нерехтского у. Костромской губ. 7 сент. 1900 г. был перемещен на священническую должность к кинешемскому Вознесенскому жен. монастырю. Позднее служил заштатным священником в Успенской ц. г. Кинешмы. 17 марта 1906 г. назначен на должность священника кладбищенской Крестовоздвиженской ц. г. Нерехты. В февр. 1912 г. переведен в Преображенский храм Нерехты. С июня 1915 г. священник храма Марии Магдалины при женской церковной общине Костромской епархии. В 1916 г. Н. назначен законоучителем Мариинского жен. уч-ща Дамского попечительства о бедных в Москве, одновременно являлся священником училищного Введенского храма. В 1921 г. был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Покровского собора г. Иваново. После передачи собора обновленцам в 1927 г. служил в храме в слободе Гаврилов-Ям Ивановской промышленной обл. (ныне город Ярославской обл.). В нач. 1935 г. был священником Троицкого храма с. Маврина Кинешемского р-на, в том же году перешел служить в г. Гаврилов Посад Ивановской промышленной области. 16 окт. 1937 г. был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе духовенства и монашествующих» и в проведении контрреволюционной агитации. Находился в тюрьме в г. Юрьев-Польской Ивановской (ныне Владимирской) обл. 26 окт. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Ивановской обл. к 10 годам ИТЛ. После вынесения приговора был переведен в тюрьму в Иваново, где находился в одной камере с неск. священниками. 25 янв. 1938 г. против заключенных священнослужителей было возбуждено новое следственное дело по обвинению в антисоветской агитации. Н. не признал себя виновным. Был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Ивановской обл. от 3 февр. 1938 г. вместе со священномучениками прот. Иоанном Доброхотовым , священниками Иоанном Розановым , Петром Зяблицким , Иаковом Зяблицким , Иоанном Успенским , Иоанном Коржавиным .

http://pravenc.ru/text/2565674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ПАХОМИЙ (XIV-XV вв. (?)), Каменский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАХОМИЙ († после 1513), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ПАХОМИЙ (Ионов Петр Матвеевич; 1883-1937), иером., прмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАХОМИЙ (Русин Прохор Петрович; 1880-1941), иером., прмч. (29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАХОМИЙ (Туркевич Павел Акимович; 1864-1937), игум., прмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ (Пелагия Тимофеевна Тестова) (1887 - 1944), инокиня , прмц. (пам. 21 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Никитична Балакирева (1901-1943), мц. (пам. 17 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Степановна Жидко (1897-1944), мц. (пам. 13 июня, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807-1884), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых) ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых),

http://pravenc.ru/rubrics/122346_56.html

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Воскресенском соборе Арзамаса августа 2017 В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня , 13 августа, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Арзамаса. Богослужение было приурочено к отмечаемому в этом году 150-летию со дня рождения приснопамятного Патриарха Сергия (Страгородского), который родился в 1867 году в Арзамасе. Род Страгородских с давних времен принадлежал к духовному сословию. Его Святейшеству сослужили: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Нижегородский и Арзамасский Георгий, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Владимирский и Суздальский Евлогий, Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, Казанский и Татарстанский Феофан Оренбургский и Саракташский Вениамин Саратовский и Вольский Лонгин Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Саранский и Мордовский Зиновий, Костромской и Нерехтский Ферапонт, архиепископы Александровский и Юрьев-Польский Евстафий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Солнечногорский Сергий, епископы Краснослободский и Темниковский Климент, Балахнинский Илия, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Канашский и Янтиковский Стефан, Городецкий и Ветлужский Августин, Выксунский и Павловский Варнава, Муромский и Вязниковский Нил, Кинешемский и Палехский Иларион, Альметьевский и Бугульминский Мефодий, Алатырский и Порецкий Феодор, Яранский и Лузский Паисий, Лысковский и Лукояновский Силуан, Уржумский и Омутнинский Леонид, Шуйский и Тейковский Матфей, Галичский и Макарьевский Алексий с духовенством Нижегородской митрополии. На богослужении присутствовали губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, другие представители местных органов власти, в также родственники приснопамятного Патриарха Сергия (Страгородского), настоятельницы женских обителей Нижегородской митрополии, учащиеся Арзамасской православной гимназии. Всего в соборе и на площади, молилось около 10 тыс человек.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская Нерехтская " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Владимирская Нерехтская Список с чудотворной иконы Богоматери Владимирской из соборной церкви девичьего монастыря Сретения иконы Богоматери Владимирской в Нерехте. В монастыре почитались две иконы Богоматери Владимирской. Первый образ был принесен из Ярославля в 1634 года, ярославским жителем Иваном Аверкивым. Тогда же была основана обитель Второй образ год спустя был принес из Успенского собора в Ярославле. Поскольку иконография этих икон : отличалась от традиционного извода Богоматери Владимирской, то списки с них без поясняющей надписи идентифицировать невозможно. Публикуемый памятник - редчайший пример такого списка. В 1634 г. переехавшему в Нерехту жителю г. Ярославля Иоанну Аверкиеву во сне явилась Богородица и повелела ему купить у иконописца Димитрия икону и перенести ее в г. Нерехту. Иоанн не сделал этого, и Божия Матерь еще дважды являлась ему с тем же указанием. За непослушание он был наказан «расслаблением» тела и только тогда купил икону, которую оставил в своем доме до весны, затем перевез ее[...] Описание иконы Владимирская Нерехтская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В городе Нерехты Костромской губернии есть две местночтимых Владимирских иконы Богоматери. Находятся они в городской Владимирской церкви, стоящей на месте упраздненного Сретенского Девичьего монастыря. Одна из них прославилась в 1635 году, а время прославления второй относят к 1634 году. Относительно этой последней предание добавляет, что ее принес в город Нерехты из Ярославля тамошний купец Иван Аверкиев по повелению Божией Матери, явившейся ему в сонном видении. Других, более подробных сведений об этих иконах не имеется. Владимирская Нерехтская Источник: Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://pravicon.com/icon-548

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимирская Нерехтская Нерехтская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра I Владимирский собор был построен и освящен. После упразднения Сретенской обители в 1764 году Владимирский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в его стенах святыню – список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, небесной Покровительницы нерехтской земли. После закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы ХХ столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Кресто-воздвиженской и Преображенской церквях града Нерехты.

http://pravicon.com/info-3910

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь — православный женский монастырь в Костромской области. Основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Содержание История [ править править код ] Согласно житию, преподобный Пахомий принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы , одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский . Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским , он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены , чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря , основанного преподобным Сергием Радонежским . В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма. Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сыпанов...

В Арзамасе завершились торжества, посвященные обретению чтимой иконы Божией Матери «Достойно есть» арзамасского Новодевичьего Алексеевского монастыря 26 июня 2017 г. 16:24 24 июня 2017 года в городе Арзамасе Нижегородской области завершились двухдневные торжества по случаю возвращения одного из чтимых списков чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» — святыни возрождающегося арзамасского Новодевичьего во имя Алексия, человека Божия, женского монастыря. В начале 2017 года святыня была обретена стараниями попечителей обители. Икона была утрачена в 20-е годы ХХ века после закрытия монастыря. Образ является одним из чтимых списков известной иконы. При личном участии заместителя губернатора Нижегородской области Антона Аверина он был найден в одной из частных коллекций. А. Аверин из собственных средств выкупил икону и передал в дар восстанавливаемому монастырю. 23 июня святыню встретили в Арзамасе и крестным ходом торжественно перенесли в Воскресенский кафедральный собор. По прибытии ее в храме были совершены всенощное бдение с акафистом Божией Матери. 24 июня, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», в Воскресенском кафедральном соборе совершены Параклис Божией Матери и Божественная литургия. Богослужения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Ему сослужили митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископы Балахнинский Илия , Ардатовский и Атяшевский Вениамин , Выксунский и Павловский Варнава , Муромский и Вязниковский Нил , Альметьевский и Бугульминский Мефодий , Лысковский и Лукояновский Силуан , Галичский и Макарьевский Алексий , секретарь архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, ключарь кафедрального собора и благочинный Арзамаса и Арзамасского района протоиерей Игорь Медведев и другие клирики Нижегородской епархии . На богослужении вместе с многочисленными прихожанами молились глава местного самоуправления Арзамасского района Виктор Миенков и глава администрации района Василий Демин, а также настоятели нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), Оранского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери архимандрит Нектарий (Марченко), нижегородской Благовещенской обители архимандрит Александр (Лукин) и Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010