Опубл.: Историческая записка о духовных училищах Олонецкой губернии.//ОГВ. 1889. 96. С. 1013–1015; Крестьянин поэт-самоучка.//ОГВ. 1891. 87. С. 885; Базарные дни в Каргополе И там же. С. 885–886 [подп.: К. К-ий]; Бережнодубровский и Коневский приходы, Пудожского и Каргопольского уездов, Олонецкой епархии.//ОГВ. 1892. 62. С. 666–667; 63. С. 675–677; 64. С. 685–687; 65. С. 698–700; 66. С. 709–710; 67. С. 718–719; 68. С. 728–729 [подп.: К. К-ий]; Архипастырское наставление, в Бозе почившего Архиепископа Олонецкого Игнатия. Сельскому духовенству, о постоянном стремлении к цели обучения крестьянских детей.//ОГВ. 1898. 2. С. 13–17; Несколько руководственных наставлений к инструкции и программе Главного Совета Александро-Свирского Братства для ведения внебогослужебных собеседований и религиозно-нравственных чтений – с краткой историей оных в Олонецкой епархии.//ОЕВ. 1899. 7–8. С. 30–35. 9. С. 19–22; 10. С. 10–13; О расколе в Троицком приходе Каргопольского уезда.//ОЕВ. 1900. 2. С. 44–48; 3. С. 91–96; Открытие краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ Олонецкой епархии в г. Петрозаводске.//ОЕВ. 1900. 13–14. С. 516–519; К вопросу об открытии реального училища в г. Вытегре.//ОГВ. 1909. 106. С. 2; Речь 29 ноября 1910.//Церковные ведомости, 1910, Прибавления. 51–52. С. 2264–2265; Чествование пастыря.//ОЕВ. 1911. 8. С. 120–122; О возможности сельскому духовенству получать содержание от казны ежемесячно, а не по полугодиям.//ОЕВ. 1913. 22. С. 431–432 (перепечатано в: Олонецкая неделя, 1913. 32. С. 8–9). См.: Бовкало А. А., Галкин А. К. Выпускник Олонецкой духовной семинарии К. И. Казанский.//Традиции образования в Карелии. Материал республиканской научно-практической конференции, посвященной 165-летию Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск. 1995. С. 24–27. 52, 104, 163 Казанский Федор Павлович; (22 апреля 1873 – 8 августа 1948). Окончил Вологодскую ДС (1894) и Казанскую ДА (1898), к. б. Учитель русского языка, словесности и географии Вологодского ЕЖУ с 31 августа 1898 по 1 октября 1899 и одновременно с 1 апреля по 1 октября 1899 – арифметики и географии. 1 мая 1899 назначен священником Владимирской церкви Вологды, рукоположен 9 мая. С 30 августа 1899 по 1 января 1907 – законоучитель Вологодской воскресной школы для взрослых. С 1 октября 1899 – Вологодской Мариинской гимназии и с 31 октября 1899 – настоятель гимназической Покровской церкви с откомандированием от Владимирской церкви. С 1 января 1907 – законоучитель 2-й мужской Житомирской гимназии; с 7–26 мая 1908 – наблюдатель церковно-приходских школ Волынской епархии. После 1917 служил на приходе в Вологде, затем в Москве. Уклонился в обновленчество, впоследствии воссоединился с Православной Церковью. Был настоятелем Воскресенской ц. на Ваганьковском кладбище, благочинным III округа Москвы. 6 октября 1944 награжден медалью «За оборону Москвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Памятник было решено установить во дворе Владимирского собора, поскольку во время визита в Чувашию 25 июня 1996 года Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол этого храма и присвоил ему статус соборного. Фото: cheb-eparhia.ru 25 ноября. ПРАВМИР. В городе Новочебоксарске республики Чувашия состоялась торжественная церемония открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, сообщает официальный сайт Чувашской митрополии . После Божественной Литургии в соборе святого равноапостольного князя Владимира митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава освятил памятник, который находится рядом с храмом. В церемонии открытия и освящения памятника участвовали представители духовенства храма и прихожане. Памятник Патриарху Алексию выполнен из бронзы. Его было решено установить во дворе Владимирского собора, поскольку во время визита в Чувашию 25 июня 1996 года Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол этого храма и присвоил ему статус соборного. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/pamyatnik-patriarxu-al...

683 Правило приведено по сокращению Аристина, как оно изложено и в софийской Кормчей, именно: «Должно есть хотящим ся поставить, да уведят ставление священники, единако да смыслять, тогда епископ испытает, пришедшим послухом о нем, да поставлен будет. Поставление же в тайне да не бывает " (л. 358). 686 Подлинный смысл правила иной; но в славянском переводе оно начинается словами: «Никомуже священнику быть незнаемому». 776 В софийской и рязан. Кормчей текст правила короче: «пресвитеры в алтарь преже епископа да не внидут» (соф. л. 110). 777 И здесь во всех списках, кроме Рб, ошибочно показано правило .кг. (первого вселенского собора); сравни далее гл. 6. 798 Поставленное в скобках есть, очевидно, позднейшая схолия, попавшая в текст не на свое место. Слов «того же сбора» нет в Рб. Правильное чтение должно быть такое: «пакы же сбора иже в Лаодикии правило 15: не освящену ни пети, ни чисти на анбоне, или и пр.», как в тексте. Приводится собственно не правило (15-е) названного собора, а толкование на оное. 812 входяще Ч. Далее в РДРв прибавлено: держа закон Богом дан. В Рб правило оканчивается так: да не досаждают пречистому месту; прочие (чит. прочее) аще кто явится без чину входя до самых святитель, да извергутся, а мирские да отлучатся. 813 Следующих двух правил нет в старших списках (софийском и чудовском); но они находятся в очень многих бумажных Кормчих, например, в соловецкой 1493 года (л. 275), в чудовской 1499 г. 167, в берсеневской Публичной Библиотеке XV века (л. 172) и др. Текст – по первому списку. 814 В известных нам рукописных Кормчих статья эта стоит отдельно от постановлений владимирского собора. Но по своему содержанию, языку и форме, особенно по заключительным словам: «отселе не буди тако; аще ли, то проклинать повелеваем», она столь же тесно примыкает к определениям названного собора, как и два предыдущее привила. Старший список ее находится в той же софийской Кормчей (л. 462 об.); текст – по чудовскому пергаменному списку, как более исправному (л. 259).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Владимирская семинария Закончив Шуйское духовное училище, четырнадцатилетний отрок в 1902 году поступил во Владимирскую семинарию. Жизнь семинаристов в дореволюционной России была далеко не безоблачной. Выйти из семинарии хорошим пастырем, да и просто сохранить в пей христианский настрой жизни было не гак уж просто. В духовных учебных заведениях процветали азартные игры п грубые развлечения. Семинаристы часто отличались антицерковными настроениями, участвовали в революционных выступлениях молодежи. То, что многие революционные деятели, в том числе и Сталин, учились в семинариях, во многом определило особенности русского коммунизма. Бывшие семинаристы охотно использовали созданные школьным богословием схемы, в результате чего коммунистическая идеология обретала вид своеобразной религиозной системы. «Коммунизм, – писал Николай Бердяев . – не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией, идущей па смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни» 3 . О жизни Владимирской семинарии сохранились воспоминания митрополита Евлогия 4 (Георгиевского), который служил в ней инспектором в 1895–1897 годах. «Семинария была огромная (500 человек семинаристов). Дух в ней был «бурсацкий» и в то же время крайне либеральный. Дисциплин? начальство поддерживало строжайшую, но это не мешало распущенности семинарских нравов и распространению в среде учащихся революционных идей. У семинаристов была своя нелегальная библиотека, которой они пользовались в течение многих лег. Прятали они ее где-то в городе, а когда ей грозила опасность, перевозили в более падежное место; о том, где она находилась, знали всегда лишь два семинариста-библиотекаря. Каждый ученик после летних каникул делал свой взнос и пользовался весь учебный год запретными плодами. Начальство перехватывало отдельные экземпляры, конфисковывало их, обрушивалось репрессиями на провинившихся, лишая их стипендий, но зла искоренить не могло. Отнятые экземпляры заменялись новыми, тем дело и кончалось. Семинаристы проявляли редкую товарищескую дисциплину, друг друга никогда не выдавали, и библиотека оставалась неуловимой» 5 . В 1895 году пьяный семинарист бросился с топором на инспектора семинарии, которого спасло чудо: клобук защитил голову от первого удара, а при вторичном замахе топор слетел с топорища. Экстраординарная ситуация потребовала ответных действий. Несостоявшегося убийцу признали сумасшедшим, а заодно исключили 75 семинаристов, не отличавшихся примерным поведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Посланные заявили патриарху, что так как после неоднократных совещаний с ним во многие приезды, он отказывался быть на владимирском патриаршестве и жить во Владимире, то государь определил передать ему и посоветовать чтобы он благословил и поставил в патриархи на владимирское и московское патриаршество из российского собора митрополита Иова 105 . Вопрос был поставлен прямо и ответ на него долженствовал быть решительный. Но патриарх не сряду дал свое согласие на это, ему было жаль расстаться навсегда с давно лелеянной мыслью о своем патриаршестве в России, не смотря на то, что на эту мысль он выслушивал резкие замечания со стороны своего спутника и друга, митрополита Иерофея. В этот приезд царских посланников патриарх много и долго говорил с ними; наконец должен был уступить царской воле и «приговорил, что он на патриаршество владимирское и московское и всея России благословит и поставит из российскаго собора, кого государь произволит, и вперед благословение свое даст, чтоб впредь патриархам поставлятися здесь в российском царстве от митрополитов, архиепископов и епископов по чину патриаршескому, как о том чин обдержит; а его бы государь пожаловал отпустил в Царьград» 106 . Характеризуя согласие Иеремии на учреждение патриаршества в России, греческий хронограф отмечает, что патриарх дал это согласие против своей воли, уступая настойчивому требованию исполнить царское определение, вызванному настояниями самого патриарха о своём патриаршестве в России. Желая как бы оправдать Иеремию и в этих настояниях и в уступке его царскому желанию, хронограф даёт разуметь, что патриарх и сам под конец сознал свою ошибку и уступил из опасения нарушить правила церковных законов, чтобы, оставаясь патриархом Царьграда, в тоже время сделавшись патриархом России и живя в особой её области Владимирской, не быть ему дважды епископом, что несогласно с канонами. Русским только и нужно было теперь же, во время пребывания Иеремии в Москве, получить согласие и обещание его устроить патриаршество в России и поставить ей своего патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

в 1893), учившегося в Киевской дух. академии в 1835–1839 годах и следовательно бывшего на курс старше преосв. Феофана. 17 Известно издавна ходячее сравнение его, как «Филарета благочестиваго» с «Филаретом мудрым», митрополитом Московским, между тем как Иннокентия уже в то время, при уважении к его необыкновенному дару красноречия, не совсем без основания, упрекали в свободомыслии. Филарет Киевский скончался в 1857 году. 18 О преосв. Иеремии см. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1890 г., ч. III. отд. 2, стр. 1 и дал. 19 К тому же не забудем, что в отношении к Г.В Говорову собственно ближайшее влияние Иннокентия могло иметь силу лишь на 1837–1839 годы его обучения в академии, когда Инникентий был ректором. 23 Письма о христианской жизни, вып. 2, изд. 2-е, стр. 116–118. СПб. 1862. Проповеди преосв. Иннокентия (Борисова) и Я.К. Амфитеатрова преосв. Феофан не только сам читал и изучал, но и сролникам своим рекомендовал и дарил. 24 См. Слова С.-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, стр. 137 и дал. СПб. 1859. См. его же Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни, издан. Афон. Русск. Пантел. мон., стр. 169–179. Москва, 1883. 25 Проповедник приводит слова св. Епифания и при этом ссылается на «Воскресное Чтение» за 1839 г. (в нем имеет в виду слово на Вознесение Господне). Журнал этот основан был, как известно, Иннокентием Херсонским в бытность его ректором Киевской академии, издаваемый при сей академии. 29 Именно устроено было так: на место родителя Г.В. Говорова в Чернявск переведен из Ольшаного зять его о. Гавриил Переверзев (которого преосв. Феофан любил за его смирение и часто бывал у него в Ольшаном, когда был семинаристом) с обязательством содержать сироту – дочь покойного Анну до ее совершеннолетия, а в Ольшаное поступил сын покойного же Ив.В. Говоров. Сведение о сем сообщил нам сын Анны Васильевны И.А. Крутиков. 31 См. Душеп. Чтение за 1894 г., стр. 521–522. О значении, какое имел о. Парфений в духовном совете Киевского митрополита Филарета, см. напр. в письмах последнего к упомянутому преосв. Иеремии, в Чтениях в Общ. люб. дух. просв., за 1886 г., ч. III, отд. 3, стр. 107. Сам преосв. Феофан также не раз с уважением вспоминает об о. Парфении в своих сочинениях. См. напр. его Письма о христиан. жизни, вып. 1, стр. 28, 32 и др. Изд. 2. СПб. I860. 32 1841–1842 год был уже последним годом этих путешествий. В 1842 году оба митрополита – Филарет Киевский и Филарет Московский возвратились на свои епархии и более не вызываемы были в Петербург для присутствования в Св. Синоде. 34 Собрание мнений и отзывов митроп. Москов. Филарета изд. преосв. архиеписк. Тверским Саввой, том дополнит. стр. 102, 103. СПб. 1887. Читать далее Источник: Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский : Биогр. очерк/[Соч.] Проф. Ивана Корсунского. - Москва, 1895. 294 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Justinian. lib. I, tit. III, leg 11, Novell. 6 cap. 4 и 123 cap. 15, cfr y Ралли и П. I, 74 sqq (Никоновская Кормчая гл. 42, §47 и 51). В позднейшее время из числа этих ограничений как будто не существовало ограничения относительно состоятельных городских граждан (декурионов и плебеев), – Царские книги lib. III, tit. 1, §§28 и 32,. tit. III, §6, cfr у Ралли и П. ibid. Что касается до того, как было у нас в России в позднейшее время, то в договорной грамоте великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана постановляется: «а слуг моих князя великого и моих данных людей в диаконы и в попы митрополиту не ставити», – Акт. Эксп. I, стр. 5 col. 2. Но представляется вероятным думать, что в период до-монгольский ещё не было этого ограничения на основании следующего: во-первых, митрополит Кирилл в деяниях Владимирского собора 1274г. между прочим предписывает дознаваться относительно ищущего священства, не бегает ли он даней, – в Памятниках Павлова col. 91, из чего должно заключать, что данных людей дозволялось ставить в священники; во вторых, ханы монгольские в своих ярлыках дозволяют митрополитам принимать в клир кого бы то ни было; но если бы прежде существовало ограничение, то едва ли бы ханы отменили его. 819 Митрополит Кирилл в деяниях Владимирского собора 1274г. даёт знать, что иногда поступали в священники люди, имевшие челядь (предписывает смотреть, чтобы ищущий священства не томил своей челяди голодом и наготой), – в Памятниках Павлова col. 91. 820 В подложной грамоте Всеволода Новгородской св. Софии: «изгои три: попов сын грамоте не умеет”... (у преосвященного Макария в Истории т. 2, издание 2, стр. 383). 821 В помянутой Уставной грамоте великого князя Василия Димитриевича и митрополита Киприана: „который попович будет писан в мою (великого князя) службу, а восхочет стати в попы или диаконы, ино ему волно стати; а попович, который живет у отца, а хлеб ест отцов, ино той митрополич”. 822 В Греции с этой наследственностью священства доходило даже до того, что некоторые старые священнические роды получали от императоров наследственное право священства (имев быть ставимы епископами, хотя бы и были недостойны или, если не хотели идти в священники, имев право на места, которые сдавали в аренду другим).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На другой день я отправился в Москву к митрополиту с докладом о приличных мерах с целью заручиться его согласием, которое и дано, а также свез и прошение инспектора об увольнении, которое митрополит принял. Я просил его, в случае увольнения инспектора, дать ему другое приличное место. Он ответил: «Там видно будет». В.К. Саблер действительно хотел приехать в Академию, чтобы сказать «речь», но митрополит отговорил его. «Должно быть, обиделся он», – добавил митрополит. 28–е, суббота. Угроза потерять балл по поведению начинает оказывать свое воздействие. Некоторые студенты начинают приходить [ко] мне с заявлением о совершенной непричастности этому постыдному делу; а другие – с извинением, что участвовали в сходках, но пассивно. Все более и более выясняются некрасивые стороны дела: несколько студентов терроризируют остальных. Теперь среди студентов страшные междоусобицы, идет борьба – извиняться или нет, особенно принимая во внимание, что некоторые уже извинились, следовательно, происходит раскол. 29–е, воскресенье. Предполагая, что митрополит сегодня уедет в Петербург для присутствования в Синоде, я поехал в Москву проститься с ним. Оказалось, что он выедет 2го декабря. Был у него в четыре часа и рассказал ему о положении дел в Академии. Здесь же узнал, что теперь в Москве В.К. Саблер, приехавший сюда для «освящения» (!) Сергиевского приюта, устроенного купчихою Е.С. Ляминою, и для «освящения» церкви где-то во Владимирской губернии, куда, впрочем, не поехал ввиду тревожных известий о состоянии здоровья митрополита Палладия, почему и решился ехать сегодня же обратно в Петербург. От митрополита между прочим узнал, что в нашей академической истории принимает нехорошее участие сующийся везде и любвеобильнейший преосвященный Антоний (Храповицкий) , ректор Казанской академии, в письмах к своему другу Саблеру обвиняя начальство Московской академии в жестокости (за уменьшение балла по поведению студентам, участвовавшим в прошлом году в депутации к митрополиту по поводу студента Покровского; по его мнению, этим студентам, вероятно, следовало бы прибавить еще как героям), в частности меня – в горячности и в прикрикивании на студентов (на что митрополит заметил: «Не гладить же их по головке за допускаемые безобразия»), а инспектора – во всех гадостях, о которых предусмотрительно докладывается преосвященному Антонию студентами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Литовская митрополия окончила свое недолговременное существование, по-видимому, благодаря стараниям митрополита всея Руси Феогноста. Тотчас же по своем приезде на Русь в 1328 г. он поставляет галицкого и владимирского епископов при участии еп. туровского, который не мог бы участвовать в этом хиротонийном соборе, если бы в этот момент не упразднилась литовская митрополия. В таком случае присутствие литовского митрополита Феофила в КПле в 1329 г., вероятно, значит то, что он явился туда хлопотать об открытии своей митрополии, упраздненной при назначении на Русь митрополита Феогноста. Об литовской митрополии в греческой росписи архиерейских кафедр времени импер. Андроника есть такого рода приписка: «эта митрополия раз учрежденная при импер. Андронике Старшем, охотно возводившем епископии на степень митрополий, потом совершенно упразднилась, частию потому, что в Литве христиан слишком мало, частию потому, что этот народ, по соседству с Русью может быть управляем русским митрополитом».    Едва только митр. Феогност успел добиться единства русской митрополии, как оно снова было нарушено. В 1331 г., в апреле месяце под актами КПльской патриархии подписывается митрополит Галицкий (o " Gali " tzh_s u " pe " rtimo_s). При тогдашнем крайне корыстолюбивом патриархе Исаии такое открытие новой митрополии было делом нетрудным. Неизвестно только: кто позаботился об этом? Галицким князем в то время был непредприимчивый и крайне слабый Юрий II Андреевич (1324—1336), последний потомок Романа Великого, со смертью которого галицко-волынское княжество поделили между собой Литва и Польша. Один специальный исследователь судеб Галицкой митрополии ему именно, т. е. Юрию Андреевичу, и приписывает инициативу дела. Но Голубинский весьма удачно подозревает, в виду отмеченных качеств Галицкого князя, что здесь действовал тот же Гедимин Литовский. Его литовская митрополия была закрыта под тем предлогом, что в Литве мало христиан и потому она не может быть самостоятельной церковной единицей. Но Гедимину, конечно, желательно было иметь свою Литву, хотя бы и в качестве составной части какой угодно митрополии, только не киево-владимирской (или московской).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем – игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу. 11 декабря 1681 года отец Иларион был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. Смиренно принял он назначение на архипастырский пост. С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма – 1 000 земных поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Священное Писание. 25 марта 1682 года патриархом Иоакимом был возведен в сан митрополита. Главным в своей деятельности он считал попечение о делах веры. В этом вопросе он был образцом для других. Ежедневно совершая Божественную литургию, митрополит Иларион молился с таким усердием, что слезы ручьями лились из его очей. Большое значение придавал митрополит Иларион строительству храмов. Он построил в своей епархии до 70 церквей. Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства. Замечательной чертой митрополита Илариона была его благотворительность. Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения – кормил нищих и убогих, помогал бедным. За его богоугодную жизнь Господь наградил митрополита Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами. 28 февраля 1705 года митрополит Иларион уволен на покой. Незадолго до кончины митрополит Иларион лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, митрополит Иларион ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как будто покрывает какой-то мрак. Скончался митрополит Иларион 14 декабря 1708 года (по другим источникам – 14 декабря 1707 года) во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010