Из второстепенных вставок назовем следующие. Не только не было слышно поющих от народнаго рыдания, но и сами поющие не раз переставали петь от плача. При описании чуда автор усматривает в нем выражение той любви и предупредительности, с которой Александр при жизни относился к освященному чину. Любопытно, что чудо рассказано по сокращенной версии, известной нам из Владимирской редакции. К тому же источнику восходят некоторые выражения, напр. «не разумеющим же им», «восплакашася вси». В конце главы находится перечень великих князей, помещенный в Степенной после жития. Предисловие к чудесам составлено из разных элементов. Начало до слов «подавая требующим» включительно восходит к Степенной. Следующая затем фраза взята из Владимирской редакции. Предметом дальнейшего рассуждения служит общее место агиографических произведений о скрытом светильнике. Чудеса, за исключением новейших и чуда во время пожара, рассказаны по Владимирской редакции, к тексту которой автор относится довольно свободно. Относительно двух чудес, следует заметить, что при описании их была использована и Степенная книга. Автор, который всегда выдает себя за действующее лицо там, где ему приходится сталкиваться с личным отношением к факту своих предшественников, не забывает, рассказывая о чуде во время Донской победы, упомянуть, что он сам слышал о чуде от Прокопия. Нигде не упуская из виду основной цели сообщить житию характер назидательного произведения, автор от себя прибавляет немало подробностей, основанных на маловероятных предположениях. Прокопий, от которого узнали о чуде, и монах, очевидец события, обязательно называются богобоязливыми и благоговейными. Последний во время видения не спал и проводил ночь во бдении, призывая Александра на помощь против иноплеменников, нашествие которых напоминает автору времена Батыя. Автор прибавляет еще, что молах был «объят страхом Божиим» и поведал о виденном не только священному собору, но и митрополиту. Впоследствии автору удалось, как он уверяет, узнать от многих, что победа нам Мамаем, действительно, была одержана в тот же час, когда случилось чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпевание кинорежиссера Алексея Балабанова совершено в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга мая 2013 Чин совершил протоиерей Владимир Сорокин. Отпевание выдающегося кинорежиссера Алексея Балабанова было совершено 21 мая в  Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга . Проводить мастера в последний путь пришли сотни людей.  Среди них были его друзья - воины-интернационалисты, десантники, участники боевых действий. Они пришли в военной форме, при наградах, в тельняшках. В такой же тельняшке лежал в гробу и Алексей Балабанов - создатель фильма " Война " (2002), в котором действие происходит во время второй чеченской кампании. С " горячими точками " покойный был знаком не понаслышке - он служил военным переводчиком в Афганистане. Алексей Балабанов отошел ко Господу в пасхальные дни, и в чине его отпевания, который возглавил настоятель собора - протоиерей Владимир Сорокин , звучали песнопения пасхального канона.  " Господь, несомненно, упокоил его светлую душу в селениях праведных " , - сказал отец Владимир в беседе с корреспондентом " Воды живой " . Он назвал знаменательным тот факт, что гражданской панихиды не было, а были, как  желал покойный, только церковные проводы в путь всея земли.  Собравшиеся проникновенно молились - в окружении режиссера было много глубоко верующих людей. Гроб выносили из собора под праздничный, а не погребальный перезвон колоколов и пение тропаря " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав " .  В беседе с журналистами, состоявшейся после отпевания, Никита Михалков назвал Алексея Балабанова " настоящим русским художником, самостоятельной планетой в мире кинематографа " . Он никогда не делал того, чего не хотел и сам перед собой отвечал за то, что подсказывала ему совесть. Неуютный, неудобный, всевидящий, мучающийся и мучающий других, он обладал талантом обостренного и болезненного переживания жизни. В этом был его крест, который он пронес до конца.  " Я хочу говорить правду, которую я не знаю, но ищу " - этими словами одного из героев Федерико Феллини можно охарактеризовать творческий поиск режиссера. " Мы еще не осознаем по-настоящему масштаб его личности " , - уверен Никита Михалков, снимавшийся у своего младшего коллеги.  

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=317...

Для осуществления управления приходским духовенством (включавшим взимание упомянутого побора) иерархи нуждались в административных органах. Первым должен быть назван клирос — объединение священников кафедрального собора. Хотя первые упоминания о клиросе относятся уже ко 2-й половине XI в. , лишь с XIII в. он выступает как орган управления епархией. Правила Владимирского Собора устанавливали плату за поставление в пользу клирошан — «7 гривен от поповьства и от дьяконьства от обоего» . Очевидно, такая сумма взималась в пользу членов клироса за подготовку кандидатов в священники. Это подтверждается не только поздними украинскими свидетельствами о существовании такого порядка , но и правилами Собора, обязывавшими кандидатов в священники в течение определенного срока «конархисати» в «соборной» церкви. В правилах Владимирского Собора и в ряде других текстов XIII в. имеются упоминания об институте владычных наместников . В отличие от владычных тиунов — светских лиц, управлявших имениями епископов, владычные наместники были духовными лицами (в правилах говорится об их поставлении) и принимали участие в управлении епархией. В современной правилам Владимирского Собора Синодальной редакции «Устава Владимира» о наместниках упоминается как о судьях . Белорусско-украинские материалы XV–XVI вв. позволяют судить о характере этого института. Грамота митрополита Ионы его киевскому наместнику протодиакону Михаилу (февраль 1451 г.) дает наиболее полное представление об обязанностях наместника. Ему поручалось прежде всего «оправданиа вся церковная и суды, и дела духовныя управляти». В понятие «духовные дела», как видно из последующих разделов, входило освящение церкви, проверка пригодности кандидатов на поставление в священники и диаконы. Наместник должен был заботиться о церковных имуществах на территории его округа («села церковныа и наши митропольские строити») . Выполнение этих функций требовало объезда округа, в грамоте Сигизмунда I Гришке дьяку, назначенному наместником в Каменец (1516 г.) «visitatio poponum» (посещение попов) выступает как одна из главных его обязанностей . В документах середины XVI в. упоминается обязанность собирать «церковную дань» с духовенства . Все эти данные ясно показывают, что наместник выступал в роли заместителя владыки по управлению епархией, и в этом отношении его должность можно рассматривать как аналогичную должности архидиакона, описанной в ранних чешских и польских источниках.

http://sedmitza.ru/lib/text/442919/

Никон (Софийский Николай Андреевич), архп. Карталинский, Экзарх Грузии Родился 14 мая 1861 года в семье священника Солигаличского уезда Костромской епархии. Детство свое он провел среди крайней нужды и всякого рода затруднений. Когда ему было три года умер его отец. Начальное образование он получил в Солигаличском училище, а среднее – в Костромской духовной семинарии. 27 авг.1882 года был назначен надзирателем Макарьевского духовного училища. 20 февр.1883 года рукоположен во священника. В 1884 году он потерял жену и это, тяжко поразившее его обстоятельство, дало направление дальнейшей судьбе: он поступил в СПБ духовную академию. В 1887 году пострижен в монашество. В 1888 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором СПБ духовной семинарии. 30 марта 1891 года определен ректором Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Педагогическую деятельность его характеризовал один из старейших наставников Владимирской семинарии в следующих чертах: «Привязывая к себе сердца наши обаянием своего общения и любовью к нам, вы с другой стороны твердо и мудро держали пред нами и знамя дарованной вам власти. Действуя всегда прямо и открыто, но без шума, сохраняя постоянно ровный благородный тон, вы невольно подчинили нас своему начальственному влиянию и тому строю, который крепко держали в своих руках.И тем охотнее и свободнее мы сами подчинялись ей, что видели в вас блюстителя справедливости и законности и в области прерогатив, исключительно предоставленных усмотрению и совести начальника. Оттого ваша власть над нами не была каким-либо бременем, а только средством возбуждающим и ободряющим; нам служилось при вас легко, – легко не потому, что являлась возможность легкого отношения к своим обязанностям, а потому, чтовы умели делать и самые трудности для нас легкими и нечувствительными» ... Приведем слова, сказанные им при прощании с воспитанниками Владимирской семинарии. Он говорил: «Я наказывал лишь для сохранения целого заведения и сотен питомцев его, следуя словам великого иерарха русской земли, говорившего: всегда нужно смотреть, как бы милуя одну личность, не погубить все целое», и примеру врачей, которые для сохранения жизни человека, отрезают больные члены... Но все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью я всегда растворял милостью; лишь непосвященным в дело они казались сухой правдой. Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда я совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служить поводом к распущенности заведения. Теперь без вреда для вас могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто видя не видел и слыша не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности» .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Монумент появится во Владимирской области 17 октября. ПРАВМИР. В городе Александрове Владимирской области 4 ноября хотят установить еще один памятник Ивану Грозному. На прошлой неделе, напомним, монумент царю установили в Орле. О том, что в России появится второй памятник Ивану Грозному, сообщил глава Александровского района Владимирской области Игорь Першин. Открытие монумента запланировано на 4 ноября на берегу реки Серой. «В связи с тем, что первый памятник открылся сегодня в Орле, нет ни грамма расстройства, 17 лет при Иване Грозном Александров был негласной столицей Руси. Царь управлял страной отсюда. Поставили первыми в Орле, молодцы, наш памятник будет правдоподобнее», —  сказал Першин ТАСС. По его словам, новый памятник будет «более реалистичным». Сейчас рабочие заливают постамент и готовят площадку. Сам монумент (трехметровая скульптура из камня) отливают в Москве. В Александрове в эпоху опричнины находилась резиденция царя, напоминают историки «В день народного единства хотят открыть памятник человеку, который страну как раз разделил — на опричнину и земскую часть. Это сопровождалось массовыми переселениями, именно в опричнину, особенно в 1568 году, начался массовый террор. И, кстати, о «единстве»: в Троицком соборе слободы посетители могут наглядно убедиться в некоторых последствиях опричного погрома Новгорода в январе-феврале 1570 г. В соборе находятся древние врата — Васильевские и Тверские — Новгородского Софийского собора, вывезенные опричниками в Александрову слободу зимой того же года. Можно сказать, материальное воплощение единства», — цитирует историка Владислава Назарова «Новая газета». На прошлой неделе, напомним, памятник Ивану Грозному был установлен в Орле. На открытие монумента, в частности, приехали Александр Проханов, Сергей Кургинян, депутат Госдумы и координатор «Бессмертного полка» Николай Земцов и байкер «Хирург». Идея установить в городе памятник вызвала протест среди многих местных жителей и историков. Градозащитники устраивали протестные пикеты, собирали подписи, а затем, когда начались работы по подготовке места для памятника, останавливали эти работы. В числе лозунгов протестующих были «Убийце митрополита всея Руси Филиппа второго тут не место!», «Памятник тирану нам не нужен!».

http://pravmir.ru/vtoroy-pamyatnik-ivanu...

К худшему изменилась ситуация и в уцелевших духовных школах. Не сумев до конца их ликвидировать, государство пошло по пути жесточайшего контроля над ними. Запрещалось издавать учебные пособия, преподавать общеобразовательные дисциплины (психологию, логику, историю философии, историю литературы), необходимые для усвоения богословия. Власти опасались всесторонне подготовленных священнослужителей . Между тем епархиальные архиереи стремились к тому, чтобы в числе клира и епархий были не только выпускники Духовных семинарий, но и Духовных академий. Митрополит Ивановский и Кинешемский Антоний, желая, чтобы в Ивановскую епархию направлялись специально кандидаты священства из числа выпускников Московской Духовной академии, даже выделял в середине 1960-х годов 15000 рублей на ее поддержание . Действительно, определенное количество духовенства с высшим богословским образованием в епархии имелось. В ограниченном количестве, но направлялись в них выпускники Духовных академий. В 1968 году в Ивановскую епархию прибыли для прохождения служения три выпускника Московской Духовной академии, кандидаты богословия: иеромонах Модест (Кожевников), священники – Н. Винокуров, С. Паршуто . Достаточно высоким был образовательный уровень у духовенства Владимирской епархии в 1970 годы. В 1972 году примерно 20% священников Владимирской епархии имели ученую богословскую степень, в том числе двое – степень магистра богословия, т. е. с духовным образованием духовенства во Владимирской епархии в 1970 годы все обстояло достаточно благополучно . По всей видимости, это было связано с посещавшими ее с экскурсиями иностранными туристами. Тенденция в основном сохранялась и на 1 января 1984 года – в епархии из 70 священников был один магистр и 5 кандидатов богословия . Впрочем, число образованных священнослужителей в епархиях, в связи с давлением советских органов и с рядом других причин, было достаточно непостоянным. Например, в Ивановской епархии в 1968 году имелось только два священнослужителя с высшим богословским образованием, а в 1972 году было уже 7 священнослужителей, имеющих степень кандидата богословия, и один человек с высших духовным образованием без богословской степени; в 1972 году – 8 кандидатов богословия, в 1977 году – 1 магистр и 4 кандидата богословия . Но в то же время, например, в 1972 году в Ивановской епархии почти 50% духовенства не имели духовного образования . Одной из причин этого были всемерные препятствия, которые местные органы советской власти ставили на пути появления в епархиях новых священнослужителей из числа закончивших духовные семинарии и академии .

http://pravoslavie.ru/72029.html

Встает вопрос: каковы должны быть критерии для отнесения иконостасов к тому или иному типу? Надо полагать, такими критериями являются важнейшие особенности иконографии отдельных чинов, точнее – какие изображения в них представлены, полнофигурные («стоячие») или поясные. Именно эти определения икон верхних рядов иконостасов встречаются в очень скупых на иные характеристики иконографии описях храмов XVI-XVII вв. 819 Другой существенной чертой высокого иконостаса является его пропорциональная схема, под которой здесь понимается характер масштабных соотношений между высотами отдельных иконных чинов. Ясно, что в средние века, при тогдашнем господстве иерархического начала в культуре 820 , масштабное выделение отдельных элементов композиции являлось одним из основных приемов, выражавших содержание произведения. Таким образом, предложенные критерии для установления типологии высоких иконостасов, как я надеюсь, не являются произвольными, а более или менее соответствуют реальным представлениям эпохи средневековья. Известно, что старейшим фрагментарно дошедшим до нас русским высоким иконостасом является созданный около 1408 г. для владимирского Успенского собора иконостас, первоначально включавший в себя, кроме местных икон, полнофигурный деисусный праздничный и поясной пророческий чины. Важно обратить внимание на следующее. Во-первых, до сей поры не обнаружено никаких данных о наличии иконостасов столь полного состава в более раннее время. Во-вторых, этот иконостас возник в главной соборной церкви тогдашней русской митрополии. По-видимому, данные обстоятельства свидетельствуют в пользу предположения о том. что он был первым русским четырехъярусным иконостасом. Думается, такое несомненное новшество, которое представлял тогда высокий иконостас, могло возникнуть лишь с санкции высших церковных властей, и появление его в главном храме митрополии с предельной наглядностью олицетворяло эту санкцию. Характерной чертой владимирского иконостаса является его пропорциональная схема. Деисусные иконы имеют высоту 317 см. праздничные – 125 см и пророческие первоначально, по расчетам М. А. Ильина. – 165 см 821 . Явное превосходство по вертикальным размерам деисусного чина над остальными чинами свидетельствует о его иерархическом господстве в данном иконостасе, следовательно. основная идея владимирского иконостаса выражалась деисусным чином.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

6. 1274 г. Определения владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла IΙ Текст этого драгоценного памятника издается по той же пергаменной софийской Кормчей, по которой он издан был в Русс. Достопамятностях, ч. I, стр. 106–118. Для вариантов и поправок мы пользовались, кроме списков, указанных в примечании над текстом 2, еще следующими: Чудовскою (Ч) пергаменною Кормчею 4, л. 228 об. и Румянцевскими бумажными 233, л. 309 (Рб) и 238, л. 410 (Рв). Замечательно, что во многих списках Кормчей (именно в двух Соловецких 858, л. 271 об. и 1056, л. 369, в Берсеневской Публичной Библиотеки л. 170 и в Чудовской 169, л. 202 об. – все XV в.) определения владимирского собора прямо начинаются со 2-й главы («Понеже уведехом о божественном крещении» и пр.). Не было ли это сокращение делом своего рода цензуры, находившей в установленной собором пошлине «от поповства и дьяконства» противоречие вселенским канонам, которыми запрещалась всякая симония? По крайней мере, в появившемся у нас около половины XIV в., под заглавием «Власфимия», каноническом трактате против «поставления на мзде», о 1-м правиле м-та Кирилла сделан такой строгий отзыв: «в нем же ересь Симона волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято» (См. Прав. Собеседн. 1867 г. кн. II. стр.242). 631 В подлиннике чтительство, чт издатели Русс. Достопам. прочитали честительство; в Рб: святительство. 658 Это взято почти слово в слово из толкования на 2-е правило хадкидонского собора. В той же синодальной Кормчей это толкование читается так: «аще который епископ поставит кого на мзде, или епископа, или пресвитера или дьякона, или иного кого вочтеного в причт и до церковного ключаря, сам убо поставленный от него чужд да будет своего сана. И еще исходатайствующий от таковых поставленных, аще суть причетници, отпадут своего сана; аше ли мирские человеки или мнихи, да будут прокляты» (л. 119 об. 120). 667 В подлиннике и других списках, кроме Чуд., себе – неправильно. Слова, начиная от «яко невозможно Богу работать и мамоне» до «с Иудою сравняются» взяты из послания патриарха Тарасия к папе Адриану (см. в Чудовской Кормчей, л. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

— Да, может, назад понесем. — Э, нет, Москва назад ничего не отдаст. Да и то, где же, как не в стольном граде Владимирской пребывать… — Не, ну это, невозможно!.. Да не прите вы!… — Пожалей глотку, князь Данило, в пути на другое сгодится, переть все равно будут. — Не гляди, дети под ногами… Куда ты?! Задавят! — К Цалице Небесной плилозыться… — Плилозиться!.. — Князь Данило поймал мальчишку за шкирку и поднял его к иконе: — Прикладывайся, шельмец,… подстрахони, елецкий. — …Мамка, мамка, я плилозылся… — …Ну и ручищи у тебя, князь Данила! Думал завалимся… — Однака тяжела ноша, нести долго. Не сопреем? — Донесем. Кто хоругви несет, тем тяжельше. Потужимся. Это тебе не с ляхом юлить. — Это тебе не плуг за кобылой поправлять. — Да, взялись за плуг, князь Данила, да не обернемся… Эх, Царица Небесная, спаси землю русскую… Долго смотрел митрополит Киприан на Владимирскую из Ельца. Пытался представить, как на нее смотрел, что видел в ней Тамерлан. Большим мастером был неизвестный иконописец со скрупулезной, дотошной точностью скопировал он икону. Абсолютная копия. Сколько Киприан не видел списков с Владимирской, точной копии сделать никто не мог, ибо невозможно скопировать эти глаза, этот взгляд — приникающий, успокаивающий и взыскующий вместе, при чем все эти три качества на самом высшем недоступном для любой кисти уровне. Ибо как ни манипулируй красками, геометрией линии и точек, из которых составляется изображение, как ни изыскивай соотношение цветов, как ни вымучивай из себя всего мастерства — знания движения выражений лиц человеческих, никогда не положить тебе того единственного штриха, той единственной точки, которая сделает изображение женского лица единственным вселенским ликом Девы — Богоматери. Нету в природе того штриха, той точки, не причем здесь любое мастерство. Что б снизошел на штрих, на точку тот Дух, творящий из лица святой лик, нужна сверх молитва, нужна рука евангелиста Луки, смотрящего на живую Матерь Божью. И вот неизвестный это сделал. Или так Киприану казалось? Ибо очень ему сейчас хотелось увидеть то, что присутствовало только у Владимирской, Ее единственность, Ее вселенскость. Это — Сама Богородица… И только мы, русские, эту вселенскость видим-воспринимаем. Вообще само то, что иконы вообще есть, что или переполнена Русская земля, воспринималось сейчас как чудо, как вселенская богоизбранность того чуда-понятия «Святая Русь», которому беззаветно отдался служить митрополит Киприан и частью которого себя считал.

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

Неудивительно, что при определенного рода «опеке» со стороны властей, число священнослужителей было весьма невелико, хотя, впрочем, соразмерно числу храмов. Хорошо иллюстрируют это приводимые ниже таблицы. Таблица 2 294 . Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах   Численность священников Священников Диаконов Таблица 3 295 . Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах Годы Численность священников Священников Диаконов Из этих таблиц мы видим, что число священнослужителей, достаточно резко сократившееся во времена хрущевских гонений 1959–1964 годов, в начале 1970-х годов стабилизировалось и в начале 1980 годов, на примере Владимирской епархии даже появилась тенденция к некоторому его увеличению. Однако значительный рост числа духовенства начался лишь после 1988 года. Необходимо обратить внимание на то, что среди священнослужителей порой попадались личности непорядочные и неподходящие для этого служения. Архиереи боролись с этим явлением. Митрополит Ивановский и Кинешемский Антоний отмечал в 1965 году, что «одной из моих первых задач было внедрение надлежащей дисциплины среди приходского духовенства и наблюдение за должной постановкой церковного дела на местах… Приняты решительные меры по искоренению пьянства, лодырничества, кляузничества и прочих недостатков» 296 . О подобных проблемах в 1968 году писал и архиепископ Ивановский и Кинешемский Феодосий. Одного из священнослужителей, восьмидесятилетнего протоиерея П. Миловидова он характеризует как «уникальный тип священника – нигилиста» 297 . Необходимость постоянного поддержания строгой дисциплины в среде духовенства архиепископ Феодосий мотивирует следующим образом: «Существует мнение, что строгое отношение к клирикам может привести к количественному уменьшения членов клира, в которых и сейчас уже ощущается недостаток. Несомненно, применение строгой церковно-канонической дисциплины отразится на количестве членов клира, но зато возрастет качественный элемент, и это обстоятельство будет больше и лучше способствовать благу Церкви Христовой, чем стремление сохранить в клире явно недостойных людей, соблазнительная жизнь и деятельность которых отторгает людей от Церкви» 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010