—167— новский отличные деятели в пользу духовного просвещения. От чего же это? От того, что на все науки наложен уже был духовно-православный характер. Чужие влияния только сверху навеялись на мысль их, и они слетели с них как скоро вдумались они сами в дело. – Даже и с точки зрения чисто педагогической академиям еще нужно приготовлять наставников для семинарий по светским наукам потому, что теперь не находят наставников для светских заведений, а где найдут для духовных? Когда явится изобилие в наставниках, тогда думай о закрытии светских наук в академиях. Наконец образование из академии чисто богословского факультета проложит путь к слиянию академии с университетами. Нельзя не заметить, что лютеранские идеи проскальзывают в распоряжениях нашей высшей администрации и слияние академий с университетами проложит им широкий путь. Потому надо противодействовать этой мысли. 1867 август. 1-го Сейчас был я у о. наместника, который говорит, что вызываются Тверской, Калужский, Тульский, Рязанский, Владимирский и Полоцкий Савва, просившийся у Синода, и попавший посему в назначенные. Ярославский испросил себе разрешение приехать; от Синода Рождественский, будет Гурий. Адреса предполагаются в таком порядке: Рескрипт, адреса от Синода, Москвы, епископов, Академии Наук, университета, академии Московской, остальные Владыка прочитает сам про себя, чтобы не обременить. Здоровье Владыки лучше. 1867 г. август. 7-го. Сожалею, что тщетно прождал вас на праздник наш. Совершился он торжественно. Архиереи были: Ярославский, Тверской, Рязанский, Нижегородский, Калужский, Тульский, Владимирский, «Леонид и Софония». 2928 Савва 5-го отслужил обедню в Москве, с экстренным поездом приехал и Игнатий. 2929 Всенощную в Троицком соборе служили: Филофей, Савва, Леонид, в Успенском —168— соборе Нил с двумя архимандритами. В Троицком пели чудовские певчие, а в Успенском монахи. Обедня также разделена была. Митрополит стоял у себя и там причащался. О. наместник не служил. В Троицком служил и наш ректор и москов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не прекратятся эти неудобства и затруднения, не замолкнут упреки и сожаления по поводу разобщения духовной академии с религиозно-нравственною жизнию столицы до тех пор, пока снова не поднят будет и не разрешится в благоприятном смысле старый вопрос о том, чтобы Московскую академию сделать действительно Московскою. Помнится, что одним из сильных аргументов против перевода академии в Москву выставлялись, между прочим, те большие денежные затраты, которые являлись неизбежными при приобретении и приспособлении в Москве потребного для академии здания. Но как странно звучит этот аргумент теперь, когда, оглядываясь на минувшие годы, мы имеем возможность припомнить, что на расширение и улучшение существующих в лавре академических зданий истрачено с той поры гораздо более, чем сколько потребовалось бы для перевода академии в Москву. Уже не одна сотня тысяч положена с того времени на академические здания; но если бы истрачено было и еще столько же, наша академия, разбросанная по нескольким отдельным постройкам, все-таки не получила бы и никогда не получит такого удобного, цельного и представительного вида, какой она имела бы, поместившись, может быть даже с меньшими затратами, в одном из тех зданий, какие в свое время указывались для нее в Москве. Вступив в близкое духовное общение с столицей, наша академия и по внешности своей получила бы столичный вид; но, увы, ей суждено и доселе еще оставаться посадскою, сохраняя в значительной степени и посадскую наружность. – Да простит мне читатель это невольное отступление; он, конечно, понимает, что бывают вопросы, так близко касающиеся наших —366— давних мыслей и чувствований, что слишком трудно пройти мимо их в равнодушном и важном молчании. 330 В начале второго часа Высокопр. Палладий простился с Московскою академией и в половине третьего, в тот же день, выехал обратно в Москву. В последние годы наша академия была особенно счастлива архипастырскими посещениями. В минувшем 1892-м году двадцать семь иерархов видела она в своих стенах, а именно её посетили: Высокопреосвященные – митрополиты: Московский – Леонтий и С.-Петербургский – Палладий, и Архиепископы: Тверской – Савва, Владимирский – Феогност, 331 Экзарх Грузии – Владимир, Ярославский – Ионафан, Рязанский – Феоктист, Казанский – Владимир и Владимирский – Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время в наличности во владении лавры имеется до ста десятин дровяного леса, который теперь служит только для укрытия скитского уединения. Посему обитель преподобного Сергия крайнюю нужду имеет в лесной даче, из которой бы хозяйственным образом можно было заготовлять дрова для отопления, разделив на правильные участки, из коих бы по расчислению одни срубались на дрова, а другие, при хозяйственном наблюдении осеменялись и подрастали к будущему употреблению. Есть близ Лавры лес, сверх наделения крестьян, в двух дачах: 1) Московской губернии Дмитровского уезда, так называемая Запасная роща в урочище Копнине и Олфанове. Всей земли под лесом и под покосами 1176 десятин 1989 квадратных сажен. 2) Владимирской губернии, Александровского уезда урочища Отхожие Пустоши а) Тарбеевские десятины б) Роганиха – 728 десятин 1056 квадратных сажен. А всего в помянутых двух дачах Московской и Владимирской губернии 1905 десятин 645 квад. сажен. Обитель смиренно умоляет предстательствовать пред Благочестивейшим Государем Александром Николаевичем о наделении Лавры помянутыми лесными дачами к поддержанию древней обители преподобного Сергия молитвенника и покровителя земли Русской». В дополнении к сему представлению Учрежденного Собора истребованы от него мною следующие сведения: В Лавре находится ныне: Монашествующих 92 Послушников 98 Живущих временно на испытании 98 Малолетних учеников начального училища 90 Учеников школы иконописания и ремесел 110 Всех 488 В Гефсиманском Ските: Монашествующих 34 Послушников 35 Живущих временно на испытании 50 Всех 119 В Лавре печей: В церквах 18 В келлиях 161 В помещениях служб и странноприятия 108 В двух больницах 22 В двух училищах 6 В гостинице 69 В доме призрения 52 Всех 436 печей. В Гефсиманском ските 125 печей. Дров употреблено в Лавре в прошедшем 1856 году на 5601 рубль, кроме употребленных на кирпичном заводе, который Лавра имеет по необходимости для поддержания многочисленных и обширных зданий своих. По нахождению моему ныне в Лавре, присовокупляю мое нынешнее личное наблюдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мысль, и очень хитрая, русских в данном случае была, по мнению Иерофея, ясна: русские искусно возбудили в Иеремии желание и надежду сделаться патриархом Русским, имея при этом только в виду получить от него согласие на учреждение у себя патриаршества, а в действительности вовсе не думая оставлять его у себя. Когда Иеремия неосторожно согласился на предложение остаться в России патриархом и тем самым согласился уже на признание в России патриаршества, русским оставалось только приличным образом отделаться от Иеремии и заставить его посвятить патриарха из русских, к чему, собственно, они и стремились. Чтобы заставить Иеремию отказаться от мысли сделаться партриархом Русским, ему предлагают жить не в Москве, а во Владимире с верным расчетом, что он откажется необходимо от такого предложения, так как по византийским понятиям, которые отлично знали русские, патриарх всегда должен жить при царе, а не вдали от него, что было бы великим унижением для его сана. Русские этой хитростью вполне достигли своей цели: Иеремия соглашался остаться патриархом в России. «Только мне во Владимире, – говорил он, – быти невозможно, за иже патриархи бывают при государе царе всегда. А то, что за патриаршество, что жити не при государе, тому статься никак нельзя». Русские несколько раз повторяли патриарху свое предложение остаться в России, во Владимире, конечно, опять в полной уверенности, что патриарх ни под каким видом не примет этого предложения, и он наконец действительно решительно отказался от всяких переговоров по этому поводу. Того только и нужно было русским. Ввиду решительного отказа Иеремии ему от имени царя прямо заявлено было, что так как он отказался быть на владимирском патриаршестве и жить во Владимире, то государь определил передать ему посоветовать, чтобы он благословил быть на владимирском и Московском патриаршестве из Российского Собора митрополиту Иову. Иеремия против воли, замечает хронограф, принужден был согласиться на это требование царя, и хотя теперь увидел, что был обманут русскими, однако отступиться было уже невозможно, он сам себе отрезал отступление своим неразумным, настойчивым желанием остаться патриархом в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Московскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Вифанской, Вологодской, Иркутской, Калужской, Костромской, Олонецкой, Орловской, Полтавской, Рязанской, Тверской, Тобольской, Тульской, Харьковской, Холмской, Черниговской и Ярославской и по два из Владимирской и Волынской, и г) в Казанскую академию – 17, по одному воспитаннику из семинарий: Александровской-миссионерской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Казанской, Курской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Тобольской, Томской и Уфимской; 2) остальные затем казеннокоштные вакансии в академиях С.-Петербургской – 5, Киевской – 10, Московской – 10 и Казанской – 12 предоставить лучшим из имеющих явиться к приемным испытаниям в качестве волонтеров; 3) в виду обнаружившегося неодобрительного настроения среди учащихся в Вятской духовной семинарии и в частности среди воспитанников VI класса сей семинарии, лишить кончающих в названной семинарии курс учения в текущем году воспитанников права поступления в духовные академии; 4) поручить Советам духовных академий, по окончании приемных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения, требующиеся Синодальным определением от 12 января 1849 г., с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число воспитанников академий, и 5) предписать семинарским начальствам, чтобы при избрании воспитанников в академии: а) обращали, согласно особым постановлениям высшего духовного начальства, самое строгое внимание на благонадежность избираемых как по способностям, успехам в учении и благо- —217— нравию, так и по состоянию здоровья и склонности их к продолжению духовного образования, б) на основании указа Святейшего Синода от 19 марта 1871 г. 14, обязали избранных при самом отправлении подписками по прибытии на место не отказываться от поступления в академию, а по окончании академического курса учения от вступления в духовно-учебную службу, в) выслали по предписанному в приведенном указе Святейшего Синода порядку таковые подписки вместе с другими требуемыми документами избранных воспитанников непосредственно в академические Советы, не допуская ни в каком случае передачи таковых документов в Советы академий чрез самих воспитанников, и г) снабдили отправляемых воспитанников прогонными и суточными для проезда деньгами, а также необходимым на экипировку пособием на основаниях, изъясненных в определении Святейшего Синода, от 5 мая 1905 г. за 228 (Церк. Вед. 21). Для должных распоряжений и исполнения со стороны Советов духовных академий, послать Преосвященным Митрополитам С.-Петербургскому, Московскому, Киевскому и Архиепископу Казанскому печатные циркулярные указы, уведомив таковыми же прочих Преосвященных тех епархий, из которых предназначается вызов семинарских воспитанников в академии, а также Преосвященного Вятского».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом основном вопросе метода воспитания сразу обнаружились несогласованность и расхождение с теми лицами, от которых зависело направление всей педагогической работы... Мне хотелось внести в юные души луч света, их согреть, возбудить любовь к добру... Нужно было находить какую–то меру и в строгости, и в мягкости. Я отнимал водку у семинаристов и строго им выговаривал, но без огласки... Если была возможность за мальчиков заступиться, отвести жестокую репрессивную меру, я это делал... Озлобленные сердца, исковерканные характеры, страстный, слепой протест против окружающей жизни — вот с какими душами приходилось иметь дело. Случалось, в семинарию поступали неиспорченные, хорошие мальчики, но как быстро они подпадали под влияние старших товарищей, усваивали их вкусы и нравы, заражались революционными идеями... И все же в глубине их юных душ таилось стремление к добру [ 18 ]. Пребывание иеромонаха Евлогия во Владимирской семинарии принесло плоды: семинаристы его полюбили и, когда он уезжал, провожали со слезами на глазах. Много лет спустя митрополит Евлогий станет инициатором создания Свято–Сергиевского богословского института в Париже, где попытается воплотить в жизнь воспитательные принципы, впервые примененные им во Владимире. За два года пребывания во Владимирской семинарии Владыке Евлогию удалось понять то, чего не понимали столь многие его коллеги по преподавательской и воспитательской работе. Он понял, что 1) не студенты являются в большинстве случаев виновниками печальной ситуации, складывающейся в духовных школах, а общая воспитательная система, созданная усилиями членов администрации и профессорско–преподавательской корпорации; 2) задача администрации и преподавателей заключается не в том, чтобы при помощи репрессивных мер подавить в учащемся дурные инстинкты, но в том, чтобы развить присущий ему положительный духовный потенциал; 3) причиной пьянства и других пороков, царивших в духовной школе, был не злой умысел тех или иных учащихся, а главным образом именно протест против всей бурсацкой воспитательной системы, державшейся на насилии над личностью и потому в корне порочной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1300...

(Соловьёв Алексей Федорович; 8.02.1812, с. Ильинское Шуйского у. Владимирской губ.- 8.03.1876, г. Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье священника. По окончании в 1832 г. Владимирской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1836 г. со степенью магистра богословия. 23 июня 1835 г. принял монашеский постриг, 20 июня 1836 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры . С 20 авг. 1836 г. преподаватель Свящ. Писания в МДА, с 8 окт. 1838 г. библиотекарь. В 1841 г. А. обратился к 3 митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , к-рого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу. 28 февр. 1842 г. А. был назначен инспектором МДА, преподавателем нравственного богословия, 21 сент. 1842 г.- ректором Харьковской ДС и настоятелем харьковского Куряжского Преображенского мон-ря с возведением 22 окт. того же года в сан архимандрита. 21 сент. 1845 г. переведен на должность ректора Костромской ДС, настоятеля Богоявленско-Анастасиина костромского мон-ря , а 20 янв. 1854 г.- ректора КазДА. В Казани в 1855 г. А. начал издавать ж. «Православный собеседник» . 31 марта 1857 г. А. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 февр. 1860 г. епископ Вятский и Слободской. В Вятке стал инициатором издания ЕВ, основал уч-ще для девиц духовного звания, епархиальную б-ку. В Вятскую ДС пожертвовал книги личной б-ки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня . 17 июля 1866 г. был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа. В Житомире издавал Волынские ЕВ, устроил ремесленное уч-ще в Почаевской лавре и общежитие при семинарии. А. был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, критиковал проект реформы церковного суда , инициатором к-рой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских ЕВ по поводу антиканоничности реформ. Знаток канонического права, древних и новых языков, особенно древнеевр., естественных наук и музыки. Изданы его перевод с древнеевр. Книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861), перевод с греч. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860). Однако значительная часть сочинений А. (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

http://pravenc.ru/text/63204.html

382 (...у мирового и земского начальников... – Мировой судья – должность, учрежденная в результате судебной реформы 1864 г. для разбора гражданских исков на сумму менее 500 руб. и мелких правонарушений. Мировой судья избирался на уездных земских собраниях или городскими думами сроком на три года. Там, где не было земств, мировой судья назначался администрацией. Всех мировых судей утверждал Сенат. См.: История России с древнейших времен до 1917 года: В 5 т. Т. 3: К–М. М., 2000. С. 612. Земский [участковый] начальник – в 1889–1917 гг. должностное лицо, как правило, из дворян, контролировавшее деятельность органов крестьянского местного самоуправления; являлся первой судебной инстанцией для крестьян и других податных сословий. Назначался министром внутренних дел по представлению губернаторов и предводителей дворянства. Земский начальник долженбыл иметь высшее образование, трехлетний стаж деятельности в должности предводителя дворянства, мирового судьи, мирового посредника или члена Губернского присутствия по крестьянским делам. См.: Там же. Т. 2: Д–К. М., 1994. С. 264.) 384 (...«в чужом пиру похмелье»... – Фраза, взятая из названия комедии А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье», опубликованной в 1856 г. См.: Островский А.Н. В чужом пиру похмелье//Соч.: В 2 т. СПб., 1859. Т. 2. С. 133–176.) 385 (29 марта. Приезд Их Величеств в Москву... «Московские ведомости»... описывают эти знаменательные события. – Неточность, 29 марта 1903 г. «Московские ведомости» лишь сообщили, что Император с семьей отъезжает в Москву (см.: MB. 1903. 29 марта. С. 2). Прибытие состоялось 30 марта. См.: Прибытие их Императорских Величеств в Москву//MB. 1903. марта. С. 1–2.) 387 (...солистами: Смирновым, Дорошевским и Благоволиным. – Смирнов Александр Стефанович, о нем см. Примеч. к л. 13. Дорошевский Федор Алексеевич, о нем см.: Там же. Благоволин Федор Алексеевич (13.02.1871–?) – выпускник МДА. Сын диакона погоста Липовицы Муромского уезда Владимирской губернии. Окончил Владимирскую ДС (1891). С 1897 г. преподавал Закон Божий в Никольском двух классном училище в Покровском уезде Владимирской губернии. В 1901 г. поступил в МДА; окончил в 1905 г. со степенью кандидата богословия. Подробнее о нем: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 323. Личное дело студента МДА Ф.А. Благоволина.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

После службы подошел ко мне, священнику, один почтенный муж из важных чиновников города, и со слезами на глазах сказал: «благодарю, батюшка, за проповедь : «ей напомнили вы мне время университетской жизни моей в Дерпте, где изучали мы этот самый Катехизис». А.П. Бокк – сие мне говоривший, происходил от лютеранского отца, сам был православный христианин и глубоко веровавший. В пятидесятых годах во Владимирской гимназии служили учителями Малиновский и Бобров. Оба были из числа тех усердных слушателей митрополита Филарета, о которых упомянул я выше, и оба были глубоко религиозные и христиански-нравственные молодые люди. В селе Бакине Владимирской губернии, Александровского уезда, обуреваемом расколоучителями в сороковых годах, не столько священник сельский, сколько один из крестьян тамошних сильно противостоял расколу и удерживал единосельцев своих в православии. И это был крестьянин благочестивый и добродетельный, знаемый митрополиту Филарету. Часто ходил он или ездил в Москву нарочно, чтобы побывать на богослужении Филарета и послушать его проповедей. Возвращаясь во Владимир он обыкновенно являлся за благословением к преосвященному Парфению, и пересказывал дословно проповедь, или даже две и три, какие выслушал из уст митрополита Филарета. Тогда присутствовавшим вспоминалась высокая молитва Богочеловека к Отцу Своему Небесному: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам. Ей. Отче! Ибо таково было Твое благоволение». ( Лк.10:21 ). «Проповеди митрополита. Филарета московского – говорил преосвященный Костромской Платон (Фивейский) – глубоки и высоки по содержанию, почему не всякому доступны к пониманию. Но в Церкви всегда так было. Для умов сильных и крепких являлись Григории Богословы : для простейших – Иоанны Златоусты . Наш Владыка Митрополит Филарет последует св. Григорию Богослову , которого творения изучил совершенно. И для перевода на русский язык назначил их первыми, чтобы были переведены при жизни самого Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Священники ВДВ приняли участие в сборах по воздушно-десантной подготовке 27 марта, 2012. Новостная служба В ходе учений десантные батюшки под руководством специалистов изучили материальную часть парашютов, провели практические занятия по их укладке, наземной отработке элементов прыжка. Каждый день сборов начинался с молитвы в полевом Владимирском храме, который расположен на территории десантного училища. 27 марта. ПРАВМИР. Сборы священников ВДВ по воздушно-десантной подготовке прошли на базе военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» — Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, сообщает Православие.ru . Десять священнослужителей, духовно окормляющих воинские части десантников, по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Павла приняли участие в сборах. В ходе учений десантные батюшки под руководством специалистов изучили материальную часть парашютов, провели практические занятия по их укладке, наземной отработке элементов прыжка. Каждый день сборов начинался с молитвы в полевом Владимирском храме, который расположен на территории десантного училища. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-vdv-prin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010