Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а 16. Перенесение нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа Прокимен, глас 4 Воспойте Господу песнь новую,/ибо дивное сотворил Господь. Стих: Увидели все концы земли спасение Бога нашего. Пс 97:1а, 3б Зачало Образа 250 и рядовое. И праздника, прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Лк 1:46–47 Аллилуия, глас 4 Стих: Господи, во свете лица Твоего пойдём, и о имени Твоём возрадуемся вовеки. Ср. Пс 88:16б–17а И Аллилуия праздника, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а 23. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Прокимен праздника, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало рядовое и праздника, зачало 240. Аллилуия праздника, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а 24. Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 25. Перенесение мощей Апостола Варфоломея. Апостола Тита Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 300а. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 26. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Та же вера, оправданная делами, станет источником национального творчества в новом строительсте России и оплотом будущого государственного и общественного порядка в ней, ибо нет ничего незыблемого в этом мире, где шатаются народы, падают вожди, колеблются самые царские престолы. Только Престол Царя Царствующих остается непоколебимым во веки и владычество его во всяком роде и роде и на нем, как на своем последнем основании, утверждается всякая власть на земле. Пред лицом Божиим смирится гордость богача, утешится бедняк и униженный будет хвалиться высотою своею (Иак. 1, 9). Церковь соединит снова всех в лоне святой любви, как детей одного Отца Небесного и братьев во Христе. Мы все сохранили еще в сердце своем дорогой для нас образ Святой Руси и жаждем снова увидеть ее – эту вновь возродившуюся Русь Св. Владимира, Преп. Сергия и Серафима, сияющую своим благолепием, украшенную богоданным ей Первосвятителем и державным Царем – Помазанником Божиим. Мы знаем, что она может обновиться только чудом, как обновляются древния иконы, и об этом чуде мы должны молиться со всею силою веры, со всем дерзновением любви и крепостью христианской надежды. Вострубите трубою в Сионе, – взывает к нам ветхозаветный пророк, – назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни и говорят: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над нами народы. Для чего будут говорить между народами: где Бог их? (Иоил. 2, 15–17). Сам Просветитель и постоянный наш печальник пред Богом Св. Владимир да принесет нашу молитву к престолу Царя Славы, дабы Он, повелевший в Ветхом Завете в каждый юбилейный год объявлять свободу всем жителям на земле (Лев. 25, 10), в нынешнюю священную годину отпустил, наконец, в отраду сокрушенных русских людей, изнемогающих под тяжким игом безбожной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Тихон, Патриарх Московский и всея России Следственное дело С. 783. Слова и речи Слово Высокопреосвященного Митрополита Московского Тихона в Крестовой церкви Троицкого подворья при благовестии ему патриаршества 5 ноября 1917 года Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, приемлю и ни мало вопреки глаголю». Конечно, беспримерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?.. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня ( Чис.11:11–13:14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во все дни. А к сим кто доволен даже и из креплих мене? Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавши меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатью нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она, пришествием Своей честной иконы Владимирской, в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз сам жребий взят от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она – Многомощная – и мне, слабому, руку Своей помощи и да избавит и град сей, и всю страну Российскую от всякой нужды и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

" Уповать на Бога " декабря 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Князь-Владимирском соборе " Каждый раз на Всенощном бдении или Божественной литургии Святая Церковь предлагает нам послушать небольшой отрывок из Евангелия, - сказал владыка в проповеди. - Важно слышать Слово Господне, запоминать его и хранить в сердце, как это делали всегда святые люди. Они руководствовались словами Господа и поступали правильно, без растерянности. Надо каждый день читать Евангелие и слушать его в храме. Там все сказано для нашего спасения и назидания. В сегодняшнем чтении говорилось о том, как жены-мироносицы пришли ко гробу Господню на третий день и увидели, что камень отвален от него, а тела Христа нет. Они были растеряны и в недоумении, подумали, что кто-то украл Его тело. Размышляя, подняли головы и увидели ангелов, которые сказали: " Что вы здесь делаете? Пришли искать живого Бога с мертвыми? Его нет, Он воскрес. Вы слышали, что Он вам говорил в Галилее: Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки грешников. Вы видели, как Его предали три дня назад в руки грешников. Он говорил вам, что будет распят. Вы были на Голгофе и видели это. Он говорил, что в третий день воскреснет. Если бы вы это запомнили, то сейчас бы обрадовались, что Он воскрес " . " После этого разговора они побежали к ученикам-апостолам сообщить об этой радости, но те тоже были в недоумении. Им Христос еще больше говорил о том, что пострадает и воскреснет. Они видели, как Господь воскрешал других людей, но не могли представить, как Он сам себя воскресит. Когда апостол Петр тоже подошел ко гробу и увидел лежащие пелены, он был в недоумении. А все просто: обращайтесь к Господу, вспоминайте слова Его - и все разрешится. Он говорил, что воскреснет. Если бы апостолы слушали внимательно и запоминали, у них не было бы страха и неведения. Но они слушали и все забывали. Когда с нами что-то происходит, это всегда по промыслу Божию. Нападки, искушения и боль происходят, чтобы мы были ближе к Богу. Если не будет боли, то мы Бога и не вспомним. Когда кто-то нанес нам огорчение, поругался с нами, мы сразу не понимаем, как поступать. А поступать надо по Евангелию. Как Господь говорил: " Да, больно, потерпите, это надо так, иначе вы про Меня вообще не вспомните " . Вы только на людей уповаете. Это плохо. Надо уповать только на Бога, Он нас ведет по жизни ко спасению и поэтому посылает огорчения искушения. Он призывает: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Мф. 11:28-29). Нужно только в Господе искать покой, подражать Ему в добродетелях - смирении и кротости. Поэтому когда приходим в храм или дома читаем Евангелие, будем запоминать, потому что оно показывает нам, как правильно жить и поступать. Если поступать, как Господь учит, никогда не будем ошибаться " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Христос принес мир " января 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре В четверг седмицы 30-й по Пятидесятнице, отдание праздника Рождества Христова , 13 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиереи Владимир Сорокин, Андрей Дьяконов, старший священник  иерей Дионисий Харин , иерей Павел Ермошкин, духовенство обители и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина)  с сестрами, игумении Людмила (Волошина), Илариона (Феоктистова), учащиеся Свято-Владимирской школы при обители. Среди молящихся был губернатор Александр Беглов. " Этим богослужением мы прощаемся сегодня с Рождеством Христовым до следующего года, - сказал владыка в проповеди. - В прошедшую неделю вся земля наполнилась радостью и благодарностью Господу за Его промышление о каждом из нас, за то, что Он пришел к нам, чтобы всех спасти. Мы слышали ангельское пение " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " (Лк. 2: 14). Глубинный мир Христос принес на землю: мир, который был нарушен падением наших прародителей, Он восстановил, завеса была разодрана Его искупительным подвигом, и теперь Спаситель призывает: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25:34), " Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим " (Мф. 11:29). Теперь каждый может откликнуться и пойти к Богу " . " Но чтобы попасть на небо, нужно иметь чистые душу, сердце и совесть, - продолжил архипастырь. - Надо иметь мир с ближними, " развязать " себя от всех страстей, грехов. Чтобы шарик улетел в небо, нужно выпустить его из рук. А мы часто привязаны к земле грехами, суетой, попечениями. Никак не можем оторвать взор от земли и обратить к небу. Ладья нашей жизни так привязана цепями к этому берегу, что мы не можем отплыть на другой берег. Господь как раз к этому и призывает - чтобы мы " развязали " себя от грехов. Он принес нам " свет разума " , о чем мы и поем в рождественском тропаре " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Во Владимирской епархии создан благотворительный фонд по восстановлению православных святынь «Владимирская Русь» 26 мая 2021 г. 14:37 25 мая 2021 года в Доме дружбы города Владимира состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда «Владимирская Русь». Благотворительный фонд «Владимирская Русь», основная цель которого заключается в сборе и аккумулировании денежных средств на восстановление православных святынь, в том числе аварийных и руинированных храмов, создан в текущем году. Во Владимирской области немало культовых и исторических памятников, которые необходимо привести в порядок. «Если мы сейчас не примем экстренные меры, через 10-15 лет нечего будет восстанавливать, — отметил в ходе заседания митрополит Владимирский и Суздальский Тихон . — Для реализации проектов и программ, направленных на восстановление церковных объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое и природоохранное значение, и мест захоронения создан Благотворительный фонд " Владимирская Русь " ». Во Владимирской епархии более 400 таких объектов, 50 из них находятся в руинах, 120 — требуют срочного капитального ремонта, 130 приведены в надлежащее состояние силами приходов и меценатов, но нуждаются в реставрации. Губернатор Владимир Сипягин поддержал инициативу создания благотворительного фонда. На стадии его создания по поручению главы региона содействие в подготовке необходимых документов Владимирской епархии оказывала Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия. Она будет консультировать фонд и в дальнейшем. «В России уже не одно столетие существует традиция участия общественности в восстановлении храмов и мест захоронения. Всем нам важно бережно заботиться о доставшемся наследии. Владимирская земля является одним из древнейших центров Православия и часто принимает туристов, которые интересуются храмовой архитектурой, паломников. Это придает особую значимость сохранению и восстановлению таких объектов с точки зрения развития туристической отрасли и экономики нашего региона в целом. Хочется поддержать в жителях области гражданское самосознание, желание беречь вечные ценности и созидать. Деятельность фонда " Владимирская Русь " отвечает этим задачам», — подчеркнул Владимир Сипягин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

История свидетельствует, что в ТМУТАРАКАНЬ, бывшую столицу некоторых удельных Российских Князей, в конце того же XI века поставлен был в Киеве Епископ, но Епархия сия при самом начале своём уничтожилась от нашествия Печенегов и Половцев. В ПОЛОЦКЕ, прежде бывшем Литовском, по требованию тамошних князей Российского поколения, в начале XII века поставляемы были Епископы, наконец, Архиепископы, через 500 лет бывшие православными, но с начала XVII века предались они к Униатам. Они одни только в Литве Архиепископами именовались. В ТУРОВЕ, Литовском знатном городке, по причине бывших Князей, в начале XII века или несколько ранее поставлен был от Митрополита Киевского Епископ с наименованием Туровского и Пинского. Епископство сие продолжалось до исхода XVI века. В начале XII века Великий Князь Мстислав Владимирович Киевский повелел поставить Епископа в СМОЛЕНСК. Епархия сия неоднократно уничтожалась, однако, ныне существует. В ней были сперва Епископы, потом, с 1589 года, Архиепископы и с 1682 года Митрополиты, а, наконец, с 1722 года разные, писались они просто сперва Смоленскими и потом вместе Брянскими, а с 1654 года доныне Смоленскими и Дорогобужскими. В 1215 году при Владимирском на Киеве Князе Гeopruu II Всеволодовиче учреждена во Владимире на Клязьме Епархия. Некоторые летописцы смешивают её с Владимирской на Волыни и полагают учреждённой ещё в 992 году, но несправедливо. Епархия сия на Клязьме в конце XIII века по приходу в Россию Митрополитов паки прекратилась. В половине XIV века опять казалась восстановленной, но ненадолго, и оставалась упразднённой до 1748 года. А в сем году по указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны возобновлена: но в 1788, Мая 6, соединена с Суздальской. Архиереи именовались сперва Епископами Суздальскими, Владимирскими и Юрьевскими; потом, с 1226 года, Суздальскими, Владимирскими и Переславля Залесского; с 1274 года Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими; с 1748 года Владимирскими и Яропольскими, с 1764 года Владимирскими и Муромскими; с 1789 года Суздальскими и Владимирскими, а с 1800 года поныне Владимирскими и Суздальскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

апост., а в толковании на него Аристина 496 , толкования же сделались у нас известны не в конце XIII в., когда владимирский епископ писал свое послание, а за несколько десятилетий прежде, именно в 1262 г., когда русский митрополит Кирилл II получил из Болгарии список славянской кормчей с толкованиями. Впрочем, скромно оговаривается проф. Павлов, могло быть и так, что владимирский епископ пользовался другою, более древнею редакцией статьи о церковных людех и о судех, в которой еще не было ссылки на 59 апостольское правило, как нет ее в епископском послании 497 . С это­го последнего признания и следовало бы начать рецензенту: тогда дело было бы гораздо яснее для читателей, которые могли бы, пожалуй, и в самом деле вообразить, что епископ владимирский сделал ссылку на 59 апост. пр. Впро­чем, даже и в таком случае затруднительно было бы по­нять, зачем нужно было проф. Павлову разъяснять, что кормчая с толкованиями сделалась известна на Руси лет за двадцать до того времени, когда епископ владимирский писал свое послание: как будто не мог он именно пер­вый сделать цитату из этой кормчей, которая, как надо полагать, не вдруг же распространилась в разных городах русских? Во всяком случае заметим, что епископ владимирский не ссылается на 59 прав. апост. и не употребляет выражения: «церковное богатство – нищих богатство”, а говорит прямо, что перечисленные им суды церковные даны „клирошаном на потребу, и старости, и немощи” и т. д., между тем как автор исторической записи, вообще весьма пространной, сравнительно с посланием епископа владимирского, начинает свою речь со ссылки на указан­ное апост. правило: „писано бо есть в ст56;ых ап56;л правиле и56;: цр56;ковное богатьство нищихъ богатство, възраста дела си­рот, и старости, и немощи” и т. д. Исторически более пра­вильно и естественно, как мне кажется, представлять вза­имное отношение между двумя рассматриваемыми памятни­ками не в таком виде, в каком оно представляется проф. Павлову, а в обратном. Епископ владимирский, – знал ли и имел ли он уже рязанскую кормчую или она еще не была списана во Владпмире, – говорит о назначении цер­ковного богатства, не имея в виду ни 59 прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В Свято-Владимирской духовной семинарии Православной Церкви в Америке создан Фонд имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 12 ноября 2021 г. 18:22 В преддверии празднования 75-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви в Свято-Владимирской духовной семинарии Православной Церкви в Америке создан Фонд имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный на поощрение исследований в области библеистики. Об этом 11 ноября 2021 года объявил президент семинарии протоиерей Чад Хатфилд перед открытием научно-богословской конференции «Исследуйте Писания», проходящей в стенах семинарии. Как подчеркнул протоиерей Чад Хатфилд, «присуждение имени Предстоятеля Русской Православной Церкви этому Фонду стало единогласным решением Совета попечителей семинарии, которые таким образом выразили поддержку Его Святейшеству как принципиальному и последовательному защитнику каноничности церковного устройства в условиях кризиса мирового Православия». Президент Свято-Владимирской семинарии отметил, что создание Фонда стало возможным благодаря участию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , который является почетным доктором семинарии и на протяжении многих лет входил в состав ее Совета попечителей. Привлеченные средства позволят существенно расширить возможности Свято-Владимирской семинарии в сфере изучения Библии: в частности, из них будут выплачиваться стипендии студентам, работающим в данном направлении. В перспективе в семинарии будет создана должность профессора библеистики. Конференция, открывшаяся в Свято-Владимирской семинарии, собрала ведущих ученых в области библеистики, работающих в университетах США. На открытии присутствовали многочисленные гости, включая Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона , председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, иерархов Поместных Православных Церквей, представителей иных христианских конфессий. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5861368.ht...

О.В. Творогов Серапион, епископ Владимирский Скачать epub pdf Серапион (ум. 1275) – епископ Владимирский, проповедник и писатель. Сведения о жизни и деятельности Серапиона крайне скудны. В летописи имеются лишь два сообщения о нем. Под 1274 г. говорится: «Того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приводе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему» (Московский летописный свод конца XV в. – ПСРЛ, 1949, т. 25, с. 151). Тот же текст читается в Воскресенской, сходный – в Никоновской летописи. В летописном своде 1479 г. сообщается несколько иначе: «Прииде из Киева митрополит Кирил и постави епископа Володимерю и Суздалю, привед с собою печерскаго игумена Серапиона» (ПСРЛ, 1963, т. 28, с. 61. Тот же текст читается в летописном своде 1518 г.). Под следующим 1175 г. в Московском летописном своде говорится: «В то же лето преставися епископ Володимерьски Серапион, бе же учителей зело в божественом писании, положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери» (ПСРЛ, т. 25, с. 151). В своде 1497 г. иначе: «Преставися епископ Володимерский Серапион и положен в церкви Пречистая Златоверхия, бе же зело учителей и книжен» (ПСРЛ, т. 28, с. 61; аналогичный текст в своде 1518 г.). Во Владимирском летописце в сообщении о доставлении Серапиона упомянуты только Ростов и Владимир, а в сообщении о его смерти отсутствует характеристика «книжности» епископа (ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 95). Кроме того, еще Е. Болховитинову удалось установить, что до доставления во Владимир Серапион игуменствовал с 1249 по 1274 г. Несмотря на скупость летописной оценки «книжности» Серапиона, в науке утвердилось мнение о принадлежности ему пяти поучений. Четыре из них надписаны именем Серапиона в одном из древнейших четьих сборников – «Златой чепи» XIV в. из собрания ГБЛ, Тр.-Серг. лавры, 11. Эти поучения следующие: 1. «Слово преподобнаго отца нашего Серапиона» (нач.: «Слышасте, братие, самого господа, глаголюща в евангелии; И в последняя лета будет знаменья...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Serapion_Vladi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010