Отсюда в Иерусалиме возношение первого снопа жатвы совершалось обычно на второй день опресноков. В отличие от иудеев, самаряне понимали слово в Лев. 23в его обычном значении, как название субботы недельной. Поэтому, днем возношения снопа они считали не второй день праздника опресноков, а второй день после субботы, падающей на пасхальную седмицу. Если, напр., 15-е нисана, т. е. первый день праздника опресноков, приходилось на воскресение, то омер приносился не в понедельник, как было у иудеев, а только в следующее воскресение 1068 . Указанное различие между самарянами и иудеями в понимании закона о принесении начатков жатвы вело к различию и в установлении дня Пятидесятницы. В законе Моисеевом время этого праздника определяется так: «отсчитайте себе от первого дня после праздника ( ) от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» ( Лев. 23:15–16 ). В выражении mimmacharath haschschabbath раввины понимали слово schabbath опять в широком значении праздника вообще и вели счет седмиц до Пятидесятницы от второго дня опресноков 1069 . Поэтому, иудейская Пятидесятница падала на тот же недельный день, на который приходился второй день Пасхи. Самаряне принимали слово schabbath в его обычном значении и вели счисление от первого дня после субботы пасхальной недели 1070 . Отсюда самарянская Пятидесятница не совпадала с иудейской. Празднование самарянами дня Очищения ( Лев. 23:27 ) отличалось от иудейского наибольшею строгостью в отношении предписанного на этот день поста. Самаряне, как видно из писем их, пост в день очищения считали обязательным не только для взрослых, но и для детей, освобождая от поста лишь грудных младенцев. Гатт сообщает о нынешних самарянах, что они заставляют поститься в день очищения даже и грудных младенцев: если ко времени дня очищения младенец достиг уже второй половины периода кормления грудью, то его считают необходимым отнимать от груди, дабы он мог поститься 1071 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Отсюда мы видим, что и в книгах Моисея, и у пророков увещание хранить субботу часто соединяется с увещанием не уклоняться от служения Иегове 329 . С другой стороны, история древних евреев свидетельствует о том, что забвение истинного Бога и уклонение Израиля в идолопоклонство всегда сопровождалось нарушением субботы 330 . Вследствие столь тесной связи субботы с основною истиною ветхозаветной религии, тот, кто осквернил субботу Иеговы, уже не мог принадлежать к Его избранному народу. Поэтому и говорит законодатель: „соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего“ 331 . Таково было значение ветхозаветной субботы, как дня, который народ израильский должен был посвящать Иегове. Но, но словам блаж. Августина, „Бог не повелевает ничего, что приносило бы пользу Ему, а не тому, кому повелевает“ 332 . Поэтому и субботний покой, будучи со стороны избранного народа жертвой Иегове, являлся в то же время для него самого великим благодеянием. Суббота была установлена „ради человека“ 333 . В субботнем покое ветхозаветный народ воспринимал то благословение, которое положил Господь на седьмом дне, и вкушал блаженство и наслаждение, которое разлил Творец в этот день на все, созданное Им. Уже одно прекращение труда давало чувствовать благодетельное значение субботы. Труд падшего человека есть труд обременительный, – труд „в поте лица“ и на земле, произращающей волчцы и терния. Поэтому, уже как день покоя от такого труда, суббота была днем радости. Это благодетельное значение субботнего покоя в особенности должны были чувствовать те, на которых труд ложился всей своей тяжестью. Если и для всего народа суббота была днем радости и отдыха, то для рабочих классов и рабочего скота она была таким днем по преимуществу. И законодатель Моисей, заповедуя хранить субботний покой, действительно, часто указывает на благодетельное значение этого покоя именно для рабов и скота 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Писания. Нельзя, прежде всего, вместе с Шмидом и Клифотом утверждать, что под седьмым днем в этих словах Бытописатель разумеет продолжительный период. Известно, что в четвертой заповеди десятословия этот день божественного покоя Бытописатель сопоставляет с днем покоя человеческого: „шесть дней работай“, говорит книга Исход, „и делай в них всякия дела твои; а день седьмый суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил“ (XX, 9–11). Но из этого сопоставления мы должны заключать, что и в начале II-й главы кн. Бытия Моисей разумеет под седьмым днем не продолжительный период, а день в обычном смысле этого слова. Такое понимание седьмого дня является для нас тем более несомненным, что к нему склоняются многие отцы и учители Церкви, как напр. св. Феофил Антиохийский , Василий Великий , Григорий Нисский , блаженный Феодорит , Амвросий Медиоланский и другие 171 . – Как нельзя вместе с Шмидом и Клифотом разуметь под седьмым днем в приведенных словах Бытописателя продолжительный период, так нет оснований вместе с другими исследователями истории субботы видеть в этих словах указание на божественное намерение освятить седьмой день, а не на совершившийся факт этого освящения. В словах Бытописателя нет ни малейшего намека на то, что эти слова содержат в себе иную мысль, чем какая в них представляется, или что они относятся к иному периоду, нежели тот, с событиями которого они связаны. По прямому же смыслу этих слов, Бог благословил тот самый день, в который он почил, и потому именно благословил, что в этот день почил. Равным образом, и в самом изложении субботнего закона в книге Исход Бытописатель говорит о благословении и освящении седьмого дня, как о событии уже древнем и народу еврейскому хорошо известном (XX, 8 – 11). – Наконец, нельзя признать справедливым и мнение Генгстенберга и Кейля, что в начале ИИ-й главы книги Бытия идет речь только о субботе божественной, и что здесь не делается никакого указания на субботу человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

По свидетельству клинописных текстов, Саргон увел из Самарии только 27 290 жителей. Если мы допустим, что при предшественниках Саргона было отведено в плен в нисколько раз больше, чем при Саргоне, то все-таки невероятно предположить, чтобы тогда было выселено нисколько миллионов. Ни откуда не видно, чтобы переселенные в Ассирию израильтяне образовали где-либо компактную массу и вообще оставили значительные следы своего пребывания 339 . Наиболее естественно это можно объяснить тем предположением, что в плен ассирийский уведено было не все население, а лишь часть его, разорившаяся и исчезнувшая среди восточных племен. Если так, то необходимо признать, что и после падения Ефремова царства в стране остался значительный остаток прежних жителей. И в Библии можно найти весьма ясные указания на это. Так, писатель 2 Пар. отмечает, что на праздник Пасхи, торжественно совершенный Езекией, приглашен был весь Израиль „от Вирсавии до Дана» (20:5). Езекия писал письма „к Ефрему и Манассии» (ст. 1), гонцы царя „ходили из города в город по земле Ефремовой и Манассииной и до Завулоновой» и, хотя „над ними смеялись и издевались», „однако некоторые из колена Асирова, Манасиина и Завулонова смирились и пришли в Иерусалим“ (ст. 10). Из приведенного свидетельства видно, что территория разрушенного царства была занята на всем протяжении прежним населением. Это подтверждается и библейскими свидетельствами о реформаторской деятельности Иосии. В 2Пар. 34сообщается, что в числе жертвователей на обновление храма, предпринятое Иосией, были и люди „из колена Манассиина, Ефремова и прочие израильтяне”. Само собой понятно, что в данном случае нельзя разуметь пленников, отведенных в отдаленнейшие страны, а можно лишь разуметь тех израильтян, которые по воле завоевателей остались на прежних местах. Посылая послов к пророчице Олдане для вопрошения о словах найденной Хелкией „книги закона», Иосия дал им повеление: „пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги” ( 2Пар. 34:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

По свидетельству кн. Деяний, в день сошествия Святого Духа на апостолов, в Иерусалиме собрались прозелиты иудейства из всех известных стран древняго мира: здесь были Парфяне, Мидяне, Еламиты, жители Месопотамии, Иудеи н Каппадокии, Понта и Асии, Фригии, Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киринее, и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10–11 ). Та же кн. Деяний, повествуя о миссионерских путешествиях ап. Павла, упоминает о существовании боящихся Бога Израилева в Антиохии, Фессалонике, Афинах ( Деян. 13 , Деян.17 ). Свидетельства о широком влиянии иудейской религии мы имеем и в сочинениях Иосифа Флавия. Защищая иудейские законы от нападок грамматика Аниона, Знаменитый историк так говорит об их широком распространении: «наши законы и у всех других людей всегда возбуждали ревность о (соблюдении) их, – и притом все более и более... Даже в народных массах издавна проявилась великая ревность о нашем благочестии, и нет такого города – ни эллинского, ни варварского, ни какого либо иного, и нет ни одного народа, куда бы не распространился обычай празднования седьмого дня, в который мы покоимся, и где бы не соблюдались посты и возжение светильников и многое из заповеданного нам относительно пищи. Стараются также последовать нашему взаимному согласию, нашей щедрости, усердию к наукам и твердости при притеснениях за законы. И удивительнее всего то, что закон возымел такую силу сам собою, без всякой приманки, и как Бог во всем мире, так закон перешел ко всем людям. Каждый, кто взглянет на свое отечество и на свой дом не откажет в доверии моим словам... И если бы мы сами не постигли добродетели своих законов, то мы все-таки могли бы гордиться ими по причине множества ревнителей их» 86 . Подобно этому, и другой иудейский писатель Филон, заметив, что обыкновенно каждый народ соблюдает только свои законы, прибавляет далее следующее: «не так обстоит дело с нашим законом; всех он привлекает к себе – и варваров, и греков, и жителей материков и островитян, народы востока и запада, Европу, Азию, всю вообще вселенную от края до края. Кто не соблюдает священного дня, возвращающегося чрез каждую седмицу?.. Кто не почитает поста?.. Святость (наших) законов служит предметом удивления не у иудеев только, а и у всех других народов» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Поэтому, дело лучше представлять так. Самаряне не могли не видеть, что построение храма и восстановление города объединит иудейский народ, упрочит его положение в Палестине и сделает его господствующим. Рассчитывать на это можно было тем более, что в это время иудеи стояли под особенным покровительством персидских царей. Желание воспользоваться выгодами такого положения, соединявшееся, быть может, с тайной надеждой приобрести, вследствие численного превосходства, влияние на дела возрождающейся общины, и побудило, вероятно, самарян предложить свое участие в построении храма 399 . К этому мог присоединяться, конечно и мотив религиозный. Предложение самарян представляло некоторые выгоды для иудеев. Соединившись с многочисленными и сильными соседями, иудеи могли бы чувствовать себя в полной безопасности совне и скорее осуществили бы задуманное дело восстановления храма и города. Присоединение к новой общине самарян, кроме того, восстановляло бы то положение, которое существовало в Палестине до разделения царства. Тем не менее руководители иудейского народа отклонили самарянское предложение. По совету с главами поколений израилевских Зоровавель и Иисус сказали самарянам: „Не строить нам вместе с вами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь персидский 400 (4:3). Таким образом, основанием отказа самарянам было выставлено то, что разрешение на построение храма дано персидским царем одним только иудеям. Без сомнения, иудейский ответ самарянам был „дипломатический» 401 , так-как в указе Кира не ставились никакие препятствия участию самарян и вообще не говорилось об участии не иудеев: ссылкой на указ хотели положить предел дальнейшим домогательствам, а вместе с тем, может быть, предупредить недоброжелательство оскорбленных соседей. Какие же были действительные мотивы иудейского отказа? Некоторые исследователи хотят видеть в этом отказе выражение иудейской нетерпимости к соседним народам и их гордости, или же проявление того „духа боязливости», который характеризует позднейший период иудейской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Поэтому упоминание о разрушении храма для пророка не являлось необходимым. Обращают также внимание (Корнели, Орелли, Юнгеров) на то обстоятельство, что ни в ст. 10–14, ни далее пророк не называет по имени вавилонян и что вообще враги Иуды в ст. 10–14 у него называются неопределённым sarim, nachrim (ст. 11: «чужие», «иноплеменники»). В этом видят возражение против отнесения ст. 10–14 к завоеванию Иерусалима халдеями. Но ведь с таким же правом неопределённость названия врагов в рассматриваемых стихах можно считать возражением и против всякого другого понимания этих стихов. Если непременно должны быть названы халдеи, то должны быть названы и сирийцы, и филистимляне. По мнению Новака, халдеи не называются потому, что ко времени написания книги они сошли со сцены истории. Возможно и другое объяснение: враги у всех пред глазами и слишком хорошо известны, чтобы их нужно было называть определённо. Во всяком случае, ни к какому другому моменту истории отношение Иуды и Едома ст. 10–14 так хорошо не подходят, как к моменту враждебных действий едомитян при взятии Иерусалима Навуходоносором. Поэтому 586 г., год взятия Иерусалима есть время, ранее которого кн. Авдия не могла появиться (terminus a quo). Кроме данных, заключающихся в содержании кн. Авдия, издавна для решения вопроса о времени происхождения её привлекается ещё, как замечено выше, факт близкого сходства видения Авдия об Едоме с пророчеством о том же народе Иеремии (49 гл.). Сходство это представляется в следующем виде: Авд. 1 . Весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: вставайте и выступим против него войною! 2. Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. 3. Гордость сердца твоего (sedon libbecha) обольстила тебя: ты живёшь в расселинах скал, на возвышенном месте и говоришь в сердце твоём, кто низринет меня на землю? 4. Но хотя бы ты, как орёл, поднялся высоко и среди звёзд устроил гнездо твоё; то и оттуда (mischscham) Я низрину тебя, говорит Господь. Иер. 14 . Я слышал слух от Господа и посол послан к народам сказать: соберитесь, и идите против него и подымайтесь на войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Пророчество Исаии о судьбе Вавилона, по мнению крайних критиков, не может быть относимо все-таки позднее, чем ко времени завоевания города персами. Вавилон в то время еще оставался столицей, многолюднейшим и богатейшим городом мира, и, однако же, пророк с уверенностью говорит: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей на нем. Не раскинет аровитянин шатра своего, а пастухи со стадами не будут отдыхать там, но будут обитать в нем звери пустыни, а домы наполнятся филинами, и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах» (13, 19–22). Для обычного человеческого взора такая судьба Вавилона была бы столь же невероятной, как для нас, напр., невероятным было бы предсказание о погибели Лондона, Парижа или другого какого-либо центра. И, однако же, пророк не только ждет погибели Вавилона, но с уверенностью предсказывает ее. И история свидетельствует, что это предсказание осуществилось удивительным образом. Многочисленные путешественники, посещавшие область Вавилона, подтверждают это все в один голос. Вот что, напр., говорит об этом Гильпрехт, долго живший в Вавилоне. «Это Вавилон – это поистине страна гробов и молчания. Простертая рука Божия тяготеет над несчастною землею уже две тысячи лет. Слово Исаии как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился об землю попиравший народы, – звучит, как погребальная песнь над рассыпавшимися стенами Вавилона, отдается насмешливым эхом пророческого проклятия от упавших башен и храмов Нуффара и Варки… Запустение и безграничное разрушение, характеризующие нынешнюю Вавилонию, таковы, что, хотя я в последние 14 лет многократно посещал эту страну, она все еще не перестает производить на меня потрясающее впечатление. Страна выглядит так, как будто бы здесь Бог ниспроверг Содом и Гоморру. Бесчисленные большие и малые каналы, которые, подобно питательным жилам, прорезывали во всех направлениях богатую равнину и несли жизнь и плодородие во всякую деревню и на всякое поле, давно уже засыпаны мусором и землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

публикация А. Петровой Примечания: 1 Речь идет о дне Всех святых, в земле Российстей просиявших. 2 2Пет 3:9: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 3 Антоний, митрополит Сурожский . Об истинном достоинстве человека// Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. 4 Антоний, митрополит Сурожский . Духовное руководство в Православной Церкви//Там же; см. также Митрополит Сурожский Антоний . Пастырство. Минск, 2005. 5 Об отце Александре Ветелеве см. Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43). — Ред . 6 Ср. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин 14:21 ) и кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (14:23). 7 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт 3:22 ). 8 Ср. в: Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. С. 580, 784–785, 790–791; первоначально у Лактанция . 9 Ср. Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 793. 10 Ср. Мф 16:26 , Мк 8:36 , Лк 9:25 . 11 Ср. 1Кор 3:16; 6:15,19 . 12 Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 383, 557–558. 13 Об отце Николае Голубцове см.: Мудрый сердцем. М., 2001. 14 Об отце Владимире Смирнове см.: Горе имеим сердца. Протоиерей Владимир Смирнов (духовные дети о духовном отце). М., 2004. 15 Об отце Александре Ветелеве см.: Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43); см. тж. его книгу: ПротоиерейАлександрВетелев . Путь к пробуждению. Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. М., 2002. 16 Точная цитата: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин 20:17 ).

http://azbyka.ru/fragmenty-iz-besed-o-du...

Разделы портала «Азбука веры» В. Петров, директор Православного торгово-просветительского центра при храме Апостола Иакова Зеведеева Во многих печатных изданиях можно встретить восторженную рекламу вазелинового масла, которое усердно рекомендуется для лампад. В связи с этим хотим поделиться своими сомнениями в целесообразности размещения подобной информации на страницах газет и журналов, адресованных православным христианам. Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции — вместе с православной верой. Но не в греческих храмах он возник. Лампады, заправленные елеем, употреблялись еще в ветхозаветной скинии Моисея. Устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых повелений, данных Моисею Господом. Об этом свидетельствует Ветхий Завет ( Исх. 25, 31, 37 ). Там же заповедано: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения, от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них… елей для светильника, ароматы для елея… И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин… чтобы горел светильник во всякое время… ( Исх.25:1-3, 6; 27:20 ). Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение. И у нас в стране до революции его применение являлось безусловным каноническим требованием. В обиходе оно называлось деревянным. Но с приходом советской власти атеистическое правительство прекратило импорт оливкового масла для нужд Церкви. Собственные оливковые рощи в России отсутствуют. Поэтому верующие были вынуждены жечь все, что горит. В ход пошли самые различные отечественные пищевые масла, имевшие хождение в быту. Однако, забегая вперед, следует сразу же заметить, что их использование в качестве лампадного масла изначально было обречено на неудачу. И вот почему.

http://azbyka.ru/o-lampadnom-masle

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010