Да обретут милость все, которые ежегодно радостно участвуют в жертвенной трапезе и возвещают праздники Твои! Благословенный праздничный день для всех вас: для стражей закона ( ) и для священников. Гимн Бет-Манифа на субботу Амалика. 1348 С вершины горы закона смотрим мы на Рефидим и видим, как сошлись Амалик и Израиль. Об этой битве Моисей написал книгу воспоминания, согласно повелению преславного Господа. Моисей сказал Иисусу: „выбери нам мужей, которые сильны сердцем, и пусть сойдутся они для битвы». Тогда Иисус, согласно слову Моисея, послал повеление по стану: „будьте готовы к утру, чтобы сражаться в Рефидиме. Мир да будет на вас от Моисея! Так он говорит вам: при начале утра стойте уже пред ним. Так приказывает он вам: тот, сердце которого готово, пусть выходит, снаряженный на битву не под прикрытием одежд“ (?). Когда засветило утро, могучие люди битвы стояли вокруг шатра Моисея. Тогда Моисей вышел и увидел полк Израиля, выступавший с его воинским оружием, подобно блистающим молниям. Моисей возвысил с воплем голос свой, приветствовал их, и они преклонились до земли. Он сказал им: „благословен Господь, Который из семидесяти душ сделал вас множеством, (людьми) искусными в учении! Бог всемогущий да изведет вас в безопасности из этой битвы, подобно тому, как Он вывел вас из дома рабства». Потом Моисей, Аарон и Ор пошли на вершину холма, а полк Израиля двинулся, надеясь на славу. Солнце поднялось над землею, и Амалик и народ его, – исполины земли, – в своей злобе выступили против него. Тотчас Иисус и Амалик оказались лицом к лицу, и все, у кого в руке был меч, горели, подобно пламени. Вот сын Елифаза приблизился; приблизился к нему и Иисус, и они оказались вдвоем между полками. Тогда сказал Амалик Иисусу: „кто ты, что можешь сражаться с главою сынов Нимврода?» Иисус отвечал: „если ты глава нимвродитов, то я, Иисус, глава учеников». Амалик сказал ему: „посмотри на мой вид. Весь мой народ, приносящий жертву демонам, подобен мне“. Иисус сказал ему: „наш вид иной, потому что мы исповедуем пророчество сына Амрамова“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Древнейшее свидетельство о Симоне волхве мы имеем в Деян. 8:5–25 . По Деян. 8Симон „волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого». Деятельность Симона имела необычайный успех среди самарян, так что „ему внимали все от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия“ (ст. 10). Но когда явился в Самарию диакон Филипп с благовестием о царстве Божием и о имени Иисуса Христа, народ оставил Симона и обратился к Филиппу. Сам Симон уверовал в Христа, принял крещение и даже не отходил от Филиппа, изумляясь его знамениям (ст. 13). Вскоре к самарянам пришли ап. Петр и Иоанн, чтобы извести на новокрещенных Св. Духа. Тогда Симон, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес апостолам деньги и обратился к ним с просьбой дать ему власть возложением рук низводить Св. Духа (ст. 14–19). Но ап. Петр сильною речью обличил нечистое желание волхва получить за деньги дар Божий и призвал его к покаянию (ст. 20–23). Симон же сказал в ответ: „помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (ст. 24). Кроме кн. Деяний, в древней письменности имеются и другие многочисленные свидетельства о Симоне волхве 1232 . Все эти свидетельства примыкают к свидетельству Деян. 8:5–25 , но вместе с тем восполняют последнее многими существенно новыми чертами. Так, апокрифические Деяния Петра в их различных редакциях, представляя Симона магом и гоитом, разукрашивают краткое сообщение кн. Деяний о его волшебствах легендарными рассказами 1233 . Местом встречи Симона с ап. Петром, а по некоторым редакциям и с ап. Павлом, в апокрифах представляется Самария, иногда Иудея, в частности Иерусалим, и особенно Рим. Временем деятельности Симона называется царствование Клавдия и Нерона. При этом апокрифы усвояют Симону притязания на мессианство и наименование οτ ς. Из церковных учителей важные сведения сообщает о Симоне Иустин Мученик в первой Апологии (гл. 26 и 56) и в Диалоге (гл. 120). По его словам, Симон был родом из Гитты. Своими волхованиями он увлек почти всех самарян и некоторых из других народов настолько, что его признали „за первого бога» ( ς τν ρτον θεν), „богом выше всякого начальства, власти и силы». Вместе с Симоном, по свидетельству Иустина Муч., почитали „какую-то Елену, которая везде с ним в то время ходила, а прежде жила в блудном доме», называя ее „первою происшедшею от него мыслию». К этому Иустин добавляет, что Симон своими волшебными действиями, совершавшимися силою демонов, возбудил веру в себя и в Риме; здесь он признан был, как бог, и почтен даже статуей с надписью „Симону, богу святому».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Захарии, в видении первосвященника Иисуса, обвиняемого диаволом (3:1–7), представлено образно отношение самарян к иудеям 6 . В недавнее время Дум целый ряд указаний на самарян нашел в кн. Исайи. По его мнению, весь последний отдел кн. Исайи, именно гл. 55–66, усвояемые критикой так назыв. Трито-Исайи, заключает речи о самарянах и изображает то положение, которое существовало в Палестине в первое столетие по возвращении иудеев из плена. Враги Сиона, о которых говорит пророк в названых главах, это, по Думу, прежде всего „еретики, смешанный народ, ложные братья иерусалимской общины, замышляющие Сионскому храму противопоставить свой и только еще не знающие, где должны они воздвигнуть его» 7 . В частности, обличения и угрозы гл. 57:3–13 направляются против самарян. Слова пророка „приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы» и пр., по мнению Дума, имеют смысл только в отношении населения самарийской области, составившегося из смешения разнообразных элементов. Вопросы гл. 56– „Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык?» обличают высокомерное отношение самарян к иудеям во время прибытия в Иерусалим Неемии (Неем. 3и д.). Слова ст. 5–6: „разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, закалающие детей при ручьях, между расселинами скал. В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияния и приносишь жертвы» и пр. – представляют характеристику первоначального самарянского культа, который, таким образом, состоял в служении на высотах, в человеческих жертвах, в служении домашним божествам (ст. 8), Молоху (ст. 9), а также в некромантии 8 . В 62:8, в словах от имени Иеговы – „не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился» – пророк, по Думу, указывает на разбойнические вторжения самарян и их союзников в область голы 9 . В 63в замечании „враги наши попрали святилище Твое» пророк опять, по мнению Дума, разумеет самарян и при этом имеет в виду тот факт, о котором говорится 10 и в Неем. 1:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Значит, можно иметь самую ревностную, самую пламенную и самую православную веру и, однако же, не иметь Духа Божия и уподобляться сатане, как и в другом месте Нового завета говорится: " И бесы веруют и трепещут " . И чем с большею ревностью и прямолинейностью проявляется внешним образом такая вера, тем она не только противнее Духу Христову, но тем менее в ней самой внутренней мощи и прочности. Не напрасно опять–таки рассказано в евангелиях, как тот же ревностный ученик Христов отрубил ухо слуге первосвященника для защиты своего Учителя, а затем в ту же ночь три раза отрекся от Него. Приписывать эту несостоятельность веры Петровой его особенному характеру — это все равно, что вину псевдо–христианского фанатизма и насильничества сваливать, как это у нас принято, на одну западную католическую церковь, для которой апостол Петр признается специальным прототипом. Но в Евангелии нечто подобное рассказывается и о любимом ученике Христовом — об Иоанне, этом прототипе, как иные думают, нашего восточного православия. " Заговорил Иоанн и сказал: Наставник! Мы видели какого–то человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не следует за нами. И сказал ему Иисус: Не запрещайте, ибо, кто не против нас, тот за нас " . " И было, что исполнялись дни взятия Его (от земли), и Он уставил лице Свое идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим. И, идя, вошли в село самарянское, чтобы приготовить Ему. И не приняли Его (там), потому что лице Его было, как у идущего в Иерусалим. Видя же (это), ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи, хочешь, скажем, чтоб огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? — Обернувшись же, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать. — И пошли в другое село " (Лук. IX, 49 — 56). Если главное дело в вере, то уж на что, кажется, сильнее веры, когда сейчас же, без малейшего сомнения готовы огонь с неба низводить; и, однако, при такой великой, по–видимому, вере Иаков и Иоанн не знали духа Христова, и именно потому не знали, что верили более всего в Его внешнюю чудодейственную силу.

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

Идея субботы, как „дня Господня“, по мнению Генгстенберга, так тесно связана с фактом грехопадения, что „если не признать этой связи, то нужно будет утверждать необходимость суббот и для ангелов, которые непрестанно воспевают Бога“ 180 . Таковы основания взгляда на субботу, как институт по своему началу моисеевский. – Но, как ни многочисленны эти основания, их недостаточно все-таки для того, чтобы отвергнуть вывод, сделанный нами из II-й главы кн. Бытия. Защитники моисеевского происхождения субботы справедливо указывают на то, что вполне ясные упоминания о праздновании седьмого дня в Св. Писании относятся только ко времени пребывания евреев в пустыне. Но мы уже замечали, что эти упоминания весьма кратки и делаются как бы случайно. А этим дается мысль, что суббота, заповеданная Моисеем, не была совершенно неизвестна евреям и до него 181 . Что же касается, в частности, XVI-й главы кн. Исход, на которую ссылаются защитники рассматриваемого нами взгляда, – то она, вопреки мнению Генгстенберга 182 и других, не может иметь решающего значения в занимающем нас вопросе. Выражения её настолько не ясны, что в них, как известно, находят подтверждение своих взглядов как признающие субботу институтом чисто Моисеевским, так и те, которые возводят начало её к самому творению мира 183 . Во всяком случае, на основании этой главы нельзя заключать с „несомненною“ достоверностью, что суббота, праздновавшаяся в пустыне Син, была первой, и что раньше этого празднования особенное значение седьмого дня было вовсе неизвестно. – Когда евреям была послана манна, – рассказывается в этой главе, – Моисей повелел им собирать, каждый день по гомору на человека, а в шестой день по два (21–22). „В шестый день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого; и пришли все начальники общества и донесли Моисею. И (Моисей) сказал им: вот, что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра“ (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Известны гневные слова Господа к Лаодикийской Церкви, переданные апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15–16). Это состояние святые отцы называют теплохладностью. Как обнаружить в себе первые его признаки? Как избежать? Когда надо задуматься, а в верном ли направлении идет моя духовная жизнь? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову . О теплохладности мы беседовали с батюшкой Великим постом, но предлагаем интервью с ним именно сейчас, в пост Петровский: время любого поста – время сосредоточения на духовном, отрешения от внешнего, углубления в себя. – Отец Валериан, здравствуйте! Спасибо большое, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру» . Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о теплохладности. Что такое теплохладность? О чем она свидетельствует? – Есть прекрасное изречение, что последнее слово науки – это первое слово Библии. Поэтому, разыскивая на путях земного бытия истоки какого-либо явления, нам, прежде всего, нужно обращаться к Библии. Есть одно очень интересное высказывание о философии . Когда некий молодой человек поступал в духовную академию, владыка, присутствовавший на экзамене, просил его: «Что такое философия?» Молодой человек ответил: «Это наука о смысле человеческой жизни». «Вы уверены в этом?» – продолжает владыка. Юноша смутился, почувствовал, что тут что-то непростое. А владыка ему говорит: «Запомните, молодой человек: философия – это наука о заблуждениях человеческой мысли». Любая философия, как говорил Владимир Соловьев, логически приходит к Богу, однако материалистическая не может к Нему прийти, потому что в ней нет логики. Поэтому все нужно начинать со слов Божиих: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Равнодушие и теплохладность – не одно и то же Теплохладность – это слово, которое употребляется в Апокалипсисе. «Ты не холоден и не горяч», – говорит Господь одной из Церквей. А дело все в том, что человек, сотворенный по образу Божию, был поставлен в раю для того, чтобы трудиться. Теплохладность же – это некое безразличие. У нас, правда, некоторые думают, что теплохладность – это то же самое, что и равнодушие. Это не так. Равнодушие – это спокойное отношение к тому, что происходит, без эмоций, именно холодно. Теплохладность иное. Вроде как тепло, но и холодно. Почему тепло и хладность, как так? Тепло же, а здесь – холодно.

http://pravoslavie.ru/94988.html

Исаия; если же он не порицает его, то, очевидно, потому, что считает его вполне законным и необходимым. – Далее, как на доказательство постепенного развития идеи субботнего покоя, Велльгаузен ссылается на запрещение пр. Иеремии носить тяжести (XVII, 21–22). Но и эта ссылка не может быть названа основательной. Мы видели, что уже во время Амоса по субботам должна была прекращаться торговля. Поэтому нельзя допустить, чтобы ношение тяжестей в субботу раньше века Иеремии считалось дозволенным и стало запрещаться впервые только этим пророком. И сам Иеремия, настаивая на хранении субботнего покоя, показывает, что он не вводит нового закона, а требует только соблюдения предписаний, данных уже отцам. В XVII-й главе его книги мы читаем следующее: „так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний и не занимайтесь никакою работой, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим“ (ст. 21–22). Эти слова ясно показывают, что ношение тяжестей в субботу из круга запрещенных дел Иеремия выделяет лишь только потому, что это был труд, которым в его время по преимуществу нарушался субботний покой. – Нельзя найти подтверждения мнения о постепенном развитии идеи субботнего покоя и в книге пр. Иезекииля. Говоря о субботе, Иезекииль дает понять, что днем строгого покоя суббота была уже в древности, и что этот покой считался обязательным не для известных только классов, а для всего народа. В нарушении субботы пророк обвиняет и начальствующих народа (XXII, 8), и весь народ (XXIII, 38). На осквернение субботы он указывает, как на национальный грех Израиля, и говорит, что за это осквернение Господь хотел истребить избранный народ еще в то время, когда водил его по пустыне (XX, 12–24). – Наконец, когда при Неемии народ дал обещание прекращать в дни субботние торговлю, то и это рассматривалось не как нововведение, а как исполнение закона, установленного еще при Моисее ( Неем. Х, 29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

К какому же историческому моменту с наибольшим правом можно отнести указания ст. 10–14? Объясняя причину суда Божия над Едомом, Авдий говорит: «За притеснение брата твоего Иакова покроет тебя стыд, и ты истреблён будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял насупротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен, и иноплеменники вошли в ворота его, и бросали жребий о Иерусалиме, ты был, как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его, и даже смотреть на злополучие его в день гибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрёстках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия» (10–17). Некоторые комментаторы кн. Авдия, как бл. Теодорит, а из позднейших Каспари и Генгстенберг считают ст. 10–14 не указанием на совершившийся факт, а пророчеством о будущем. Поясняя слова пророка ты был, как один от них, бл. Теодорит замечает: «выражается так по свойственной пророкам своеобразности, не потому, что это было уже, но предсказывая будущее» 18 . Каспари и Генгстенберг понимают ст. 10–14 в смысле пророчества о будущем в виду содержащегося в них увещания 19 . Но такое понимание не натурально и для него нет оснований. Сущность пророчества Авдия, как видно из контекста, состоит в возвещении наказания Едому, а не в предсказании его поведения во время взятия Иерусалима, о чём пророк говорит уже как о факте, имевшем место в прошлом. Таким образом, в ст. 10–14 пророк обличает идумеев в проявлении ими вражды к иудеям во время взятия Иерусалима. При определении исторического момента, который имеет в виду пророк, из упомянутых выше фактов взятия Иерусалима мы должны прежде всего, без сомнения, исключить первый – взятие Иерусалима египтянами при Ровоаме, так как появление пророческой письменности, по многим основаниям, не может быть относимо к столь раннему времени. Затем речь Авдия в ст. 10–14 не может быть приурочена к взятию Иерусалима при Амасии израильским царём Иоасом. Против отнесения ст. 10–13 к этому последнему событию говорит то, что пророк называет завоевателей Иерусалима чужими: если он признаёт родственным народом даже едомитян и выделяет их из ряда чужих (11), то тем более, конечно, он не мог назвать чужими израильтян, которые при этом в дальнейшей части книги представляются участвующими в славном будущем Иуды (18–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Конец третьей части сочинения составляет довольно пространный трактат о наиболее употребительных в Биб­лии тропах. Адриан находит в Библии 22 рода перенос­ных выражений. Они суть следующие: метафора, притча, синкрисис, синекдоха, гиподигма, метонимия, антифразис, перифраз, анакефалеосис или эпаналепсис, апокрисис, прозопопея, схематизм, аллегория, гипербола, эпитотазм, ирония, сарказм, энигма, апили, апофасис, апосиописис и паренесис. Автор Введения определяет сущность каж­дого из перечисленных тропов и затем, по обычаю, приводит из Библии несколько примеров для пояснения своей мысли. В заключительной части сочинения Адриан кратко излагает принципиальные воззрения на истолкование Священного Писания и некоторые основные правила экзегесиса. «Суще­ствует,– говорит он, – два вида священных писаний, именно, пророчество и история. Каждый из этих видов относится к прошедшему, настоящему и будущему времени. Прошедшим временем занимаются, напр., книги Моисея о творении вселенной, настоящим – записи блаженнейшего Елисея о Гиезии, о данном ему золоте; будущим – предсказания пророков относительно евреев и явления Христа, – предска­зания, полученные нами в форме речей, видений и симво­лических действий. Предсказания в форме речей мы видим в словах: «Вот наступают дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» ( Иер. 31, 31 ); пророчество в форме видения содержится в словах: «И была на мне рука Господня» ( Иез. 3, 22 ), и еще: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис. 26,19 ), «Видел я…с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий» ( Дан. 7, 13 ). Пророчество в действии мы видим в рассказе об Аврааме: «… возьми мне трехлетнюю телицу и трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя» ( Быт. 15, 9 ) и еще: «…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты лю­бишь, Исаака» ( Быт. 22, 2 )». «Поэтому ученики, прежде всего, должны понять ход мыслей в отдельных местах и потом передавать их в дословном и точном переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Молитва на день новолуния. 1346 Имя Господа мы призываем и восклицаем: благословен Ты, Господи Боже наш, Который избрал нас чрез господина Моисея, пророка нашего, и отличил нас новомесячиями, по правильному счислению, и повелел нам в счастливые времена в эти дни приносить в жертву козлов и овнов с надлежащими хлебными приношениями и возлияниями, и козлов в жертву за грех . Но ныне вместо жертвы мы приносим Тебе хвалы наши, моления наши и чтения наши. Отжени от нас это злое проклятое время, и да приблизится к нам милость Твоя. Аминь. Господи! Вспомни о милости Твоей и милосердии Твоем! Вспомни о заслугах верных рабов Твоих Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, о господине нашем Моисей, об Аароне, Елеазаре, Ифамаре, Финеесе, Иисусе и Халеве, о святых ангелах, о семидесяти старейшинах, о святой горе Гаризиме, доме Божием. Да будет мир им во все дни. Благословен Господь. Господь Бог наш Господь един. Да будет благословен Бог наш. Нет Бога кроме единого. Пасхальная песнь. 1347 Да будет мир над тобою в этот праздничный день, в который Господь поставил тебя царем. Он сокрушил рабов и ряды врагов твоих; чудесными знамениями, сильною рукою и великими, страшными действиями наказал египтян, а тебя вывел стройными рядами и двумя столпами указал тебе путь. Как прекрасен этот день жертвы, в который Бог Твой искупил тебя из руки врагов твоих и возвысил твое положение! Что принесем мы? что принесем мы? Принеси жертву Благодетелю Своему. Приступим и будем приносить жертву на этом месте, в то время как все народы окружают нас. Приноси жертву: хотя ты и слаб, благоволение Божие окружает тебя. Священник твой возносит хвалебные песни на молитвенном месте, в то время как народ закалает жертвенных животных, – жертву в назначенное время. С ликованием исповедуют они Моисея. Огонь горит в печах, вертелы заострены, в полночь все приносят свою жертву. Муж, жена, дочь и сын, все с радостной душою участвуют в священной трапезе, а оставшееся утром сожжено будет на огне. Потом возлагают они свои праздничные одежды пред Богом своим и молятся, не взирая на всех врагов, которые желают зла им и на них клевещут. О, как благ Ты был к Моисею! Жертва Твоя, жертва на огне, распространяет приятный, полный святости запах. Нет другой жертвы, подобной ей: кто ходит во тьме, не замечает этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010