С того времени как не стало «удерживающего» все шире развивается апостасия и создаются условия для пришествия антихриста – мирового правителя. При этом И.М. Концевич не исключает, что «удерживающий», возможно, отнят временно для вразумления, и судьбы мира еще могут продлиться в случае возрождения православной монархической России. 4. Полемическое богословие И.М. Концевича сконцентрировано вокруг критики толстовства и восточного язычества – индуизма и буддизма. Пройдя сам через увлечение йогой, спиритизмом и теософией. И.М. Концевич уже в середине XX века предсказал все большее проникновение восточного язычества в западный мир. Причины популярности восточной мистики в пост-христианской среде в том, что, во-первых, оскудевает и выхолащивается истинная вера, а, во-вторых, современному человеку близки идеалы основанного на гордыне индуизма и вуалирующего атеизм буддизма. Сравнивая христианский и индуистско-буддистский аскетизм И.М. Концевич замечает, что первый основывается на смирении, а второй – на гордом самоутверждении. Глава одиннадцатая. Николай Димитриевич Тальберг §1. Жизнеописание Николай Димитриевич Тальберг родился 10 июля (ст. ст.) 1886 г., в Коростышеве недалеко от Киева. Отец его Димитрий Германович был профессором уголовного права Киевского университета. Мать Викторина Лазо, потомственная дворянка Бессарабской губернии. Родители Н.Д. Тальберга умерли в молодых годах. Трое детей остались сиротами; опекунами их были – брат отца, Владимир Германович, и его супруга Наталья Васильевна, которые заменили детям родителей. В 1898 г. Н.Д. Тальберг поступил в Киевское Екатерининское реальное училище, а через два года в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, которое закончил в 1907 г. с золотой медалью. Затем он поступил на службу в Министерство внутренних дел, где по мере сил стоял на страже православной монархии и до последней возможности боролся с революционным движением. После революции 1917 г. Н.Д. Тальберг был участником подпольного монархического движения в России и на Украине.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Но не повторяю того, что сии апостолы не Христовы, но сатанинские, сивухою, как ядом заражают внутренности своя; об одном вопрошу их; что вы по меньшему на утренний день выкрикаете? Когда хмель глову ломит, а вы руками и составом вашим, как Каины трясетесь: добро ли вам зде быти гласите или паче переменше песнь вашу вопиете: ах, голова трещит! Ах, живот внутренности с душею извергает», г) отчасти ученая обстановка проповеди, как остаток схоластики. Что касается до речей Конисского, то они резко отличаются от его слов, и даже прямо противоположны им. Слова просты и безъискуственны по выражению; речи, напротив, блестят ораторским лоском; в них есть огонь чувства и сила, и мысли, которые отличают великих ораторов. В словах слог обилен и плодовит, в речах — сжат, лаконичен, а вследствие этого силен и выразителен; в первых оратор говорит рассудку, а в последних — чувству; там доказывает и убеждает, а здесь показывает и трогает. В словах замечается отсутствие художественного элемента, в речах наоборот, вся речь состоит из прекрасных, отборных образов и фигур; видно, что оратор хотел не просто пояснить мысль, но рассчитывал и на впечатление. Таковы, напр., сравнения Екатерины с солнцем, обходящим вселенную, и с Моисеем, переведшим иудеев чрез Чрмное море и пр. Кратко, но сильно изображается состояние православной веры в России под видом саженного еще св. Владимиром светильника, который на севере блистает ярко, а в Белоруссии свирепеющие от запада ветры погасили или превратили. Ораторское искусство Конисского современники его ценили очень высоко, называя речи его блестящими, неподражаемыми, образцами церковно-ораторского искусства; Сумароков же считал его выше французских знаменитостей: Бурдалу, Флешье, Боссюэта и равного ему не находил во всей западной Европе, а мы, и не соглашаясь вполне с критиком, должны признать Конисского одним из замечательных проповедников Екатерининского времени, и по правильному взгляду на дело проповедническое и по надлежащему исполнению его. 1. Слово в день святого пророка Илии Аще не послушаеши гласа Господа Бога твоего, хранити и творити вся заповеди Его, прокляты житницы твои и плоды земли твоея. Семя много посееши, и мало пожнеши; виноград насодиши, и грозды изгнетеши, но вина не испиеши (Вт. 28:15, 17, 38, 39). В прошедшем летнем круге сделался у нас недостаток в хлебе, по причине продолжавшейся стужи. Дорого покупали хлеб и богатые; а неимущие поселяне, все почти мякинами и древесною корою питаясь, едва могли продлить сею пищею живот свой, и различным подвергаясь болезням, ежедневно со смертию боролись. Вот и нынешнее лето, непрестанным лиянием дождей и стужею, паки грозит нам гладом и страшными бедами, кои обыкновенно сопровождают оный. В таком состоянии не надобно нам, слушатели, быть столь бесчувственными, чтоб ни настоящим злополучием не трогаться, ни последующего не бояться; но причину зол сих надлежит, конечно, уважить, и, ежели можем, отвратить.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Глава седьмая Постепенное приспособление епархиального устройства Русской церкви к гражданскому – губернскому делению после образования наместничеств на основании Екатерининского Учреждения о губерниях (1775 года). Губернии или наместничества, их состав и время открытия с 1775 по 1784 год. Несоответствие епархиального и губернского делений. Письмо графа Безбородко к обер-прокурору С. В. Акчурину 1784 г. по этому вопросу. Предварительные работы в Канцелярии Св. Синода и проект о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими. Общие заседания Св. Синода и Сената по рассмотрению проекта. Сдача дела незаконченным в архив. Соединение (15 марта 1787 г.) двух епархий -Архангелогородской и Олонецкой в одну – Архангельскую и Олонецкую в составе двух соименных им губерний. Учреждение новгородского викариатства – епископства старорусского (15 марта 1787 г). Введение Ярославской и Вологодской епархий в границы их губерний. Присоединение к Вологодской епархии Устюжской епархии (17 янв. 1788 г.). Общий именной указ 1788 года 6-го мая о приведении епархий в соответствие с губернскими границами. Прикрытие епархий: Крутицкой, Переяславль-Залесской; соединение в одну епархию Суздальской и Владимирской епархий с прикрытием кафедры во Владимире. Учреждение московского викариатства – епископства Дмитровского. Состав епархий после указа 6-го мая 1788 года с указанием городов, уездов, монастырей и церквей – соборных, приходских и кладбищенских. Дела, возникшие после указа 1788 г. 6 мая, по частным случаям упорядочения епархиальных границ, вследствие отписки отдельных городов, сел и деревень из одной епархии в другую впредь до 1797 года. Губернское устройство России при Екатерине II было одной из правительственных мер для упорядочения государственного управления, улучшения народной жизни и к беспрепятственному течению правосудия. В самом начале своего царствования Екатерина Великая высказала мысль, что главные части, составляющие целое отечество суть губернии. На губернаторов, стоявших во главе губерний, она смотрела как на поверенных от государя. Губернатор в губернии – глава и хозяин всей губернии. Все гражданские места губернии состояли в ведомстве губернатора, как истинного опекуна врученной ему губернии. Он должен знать все в губернии и обо всем доносить Сенату или даже самой Государыне. 770

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Выставка рисунков детей из Беслана «Трагедия Беслана глазами детей» открылась в храме св.вмц. Екатерины в Москве 30 мая 2005 г. 16:29 В воскресенье, 29 мая 2005 года, в храме св. вмц. Екатерины открылась недельная выставка рисунков детей из Беслана «Трагедия Беслана глазами детей». Дети рисовали эти произведения искусства, подвергаясь воздействию арт-терапии, находясь в эмоциональном напряжении после такого ужасающего акта терроризма в школе г. Беслан 1 сентября 2004 года. Московские психологи внимательно отслеживали и анализировали состояние детей через их рисунки, чтобы добиться наилучших результатов в процессе выздоровления и предложить необходимое лечение. Архимандрит Закхей, настоятель храма св. вмц. Екатерины и организатор этой выставки в своей вступительной речи отметил, что «Мы собрались здесь для того, чтобы увидеть рисунки детей, пострадавших от нападения террористов на школу в Беслане в прошлом году. В этих рисунках мы видим проявления самых разных чувств, от страха и отчаяния, до надежды и даже радости, и все это в рисунках невинных детей, вынесших то, что нам даже трудно представить. Мы, дорогие друзья, многое должны понять из этих рисунков». На открытии выставки присутствовали: А.П. Торшин, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Генеральный консул Посольства Соединенных Штатов Америки в Москве г-н Джеймс Петтит, Послы из Сербии и Черногории и так же Эфиопии, Глава отдела по отношениям с религиозными организациями Министерства Внутренних дел РФ Владимир Ф. Джунковский. Также на открытии выставки присутствовали представители Администрации Президента РФ, Правительства Москвы, Представительства Северной Осетии, Посольства Арабской Республики Египта. В заключительной части своего выступления отец Закхей сказал: «Мне особенно отрадно видеть как много людей собралось здесь сегодня для того, чтобы воздать долг памяти этой трагедии в истории России и, поистине, всего человечества. У нас в Свято-Екатерининском приходе ежегодно совершается панихида в память о жертвах террористического нападения на Соединенные Штаты 11 сентября. Мы также совершали панихиды в память о жертвах Беслана и пригласили детей, переживших эту трагедию, вместе с родителями посетить наш приход во время пребывания на лечении в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/19483.html

Наблюдая через благочинных за исправным поведением вверенных им священнослужителей, главные священники производили духовный суд, ежегодно представляли в Святейший Синод отчёт о состоянии подведомственных церквей, под их постоянным надзором находилась также хозяйственная часть церквей. Свои административные распоряжения главные священники направляли в виде ордеров, что свидетельствовало о жёсткой дисциплине, укреплявшейся среди военного духовенства. Протоиереи М. И. Богословский и П. Е. Покровский. С 1865 по 1888 годы должность главного священника армии и флота поочерёдно занимали протоиереи Михаил Измайлович Богословский (1865–1871 гг.) и Пётр Евдокимович Покровский (1871–1888 гг.), а с 1888 года – Александр Алексеевич Желобовский (1888–1910 гг.). С 1865 года по 1871 год главным священником армии и флота являлся Богословский Михаил Измайлович, который родился в 1807 году в семье причётника во Владимире. Первоначальное образование получил во Владимирском духовном училище, потом в духовной семинарии. В 1827 году, т. е. в 20 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил её в 1831 году первым магистром и с 7 ноября этого же года был назначен бакалавром академии по кафедре греческого языка. Через два года М. И. Богословский рукоположен во священники Благовещенской церкви на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а в 1835 году назначен настоятелем Екатерининской церкви Императорского училища правоведения и, одновременно, законоучителем и преподавателем логики и психологии в училище. В это же время он продолжал занятия в духовной академии, где в 1839 году был избран членом академической конференции, с 7 февраля 1840 года назначен профессором богословия и в этом звании оставался до 1842 года. В 1844 году М. И. Богословский возведён в сан протоиерея. В 1856 году получил в училище правоведения звание заслуженного профессора, а в 1858 году за написанную Священную историю Ветхого Завета Св. Синод удостоил его степени доктора богословия. Он состоял почётным членом Санкт-Петербургской, Московской духовных академий, общества любителей духовного просвещения и участвовал во многих комиссиях по вопросам духовно-учебным и духовно-административным (по составлению программ и учебников для духовных семинарий, по пересмотру уставов духовных учебных заведений, по разработке узаконений о правах православного духовенства, по преобразованию церковного суда и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Мусиным-Пушкиным, Α. Φ. Малиновским и Η. Η. Бантыш-Каменским, а также копией с текста «Слова», изготовленной не позднее 1793 года для Екатерины II. Сравнение первого издания (оно обозначается в дальнейшем буквой П) и Екатерининской копии (Е), а также сравнение языка «Слова» с языком других древнерусских памятников позволило исследователям установить, что издатели в ряде случаев не только недостаточно точно передали текст, подновив его орфографию и допустив немало опечаток, но и не поняли смысла отдельных слов и фраз, не сумели разобраться в написаниях рукописи. Поэтому, положив в основу текст первого издания «Слова», мы устраняем некоторые явные опечатки, иначе, чем в издании 1800 года, делим текст на слова, а также исправляем ошибки рукописи и восстанавливаем написания, неверно прочтенные издателями. Β перевод внесен ряд изменений, сравнительно с прежними изданиями. Более подробные комментарии κ тексту см. в издании «Слова» в серии «Литературные памятники» (1950 г.) и в изданиях серии «Библиотека поэта» 1952, 1967 и 1985 гг. СЛОВО О ПОХОДЕ ИГОРЕВОМ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТОСЛАВОВА, ВНУКА ОЛЕГОВА Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову! Ведь Боян вещий, если кому хотел песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, ибо помнил он, говорят, прежних времен усобицы. Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал сокол – та первой и пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, зарезавшему Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. А Боян, братья, не десять соколов на стаю лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал, а они уже сами славу князьям рокотали. Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который обуздал ум своею доблестью и поострил сердца своего мужеством, преисполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государь, как известно, отрёкся и от своего имени, и от имени сына, чего он делать не имел права – это было нарушением закона о престолонаследии. Но здесь победила отцовская любовь, забота о больном сыне и защита, как он это понимал, его здоровья. Он обратился к лейб-врачу и спросил, может ли он гарантировать здоровье и жизнь его сыну. Врач ответил: «Нет, не могу». Потому что гемофилия в то время была болезнью неизлечимой. И тогда император взял на себя акт отречения. К сожалению, ни Шульгин, ни Гучков не поняли, какое ответственное поручение им было доверено. Вместо того чтобы сохранить послание в тайне, они предали текст обращения гласности. Ещё до приезда в Петербург они начали говорить об этом открыто, давать журналистам интервью и т. д. Это была непоправимая ошибка. Когда это стало известно моему деду, он страшно побледнел и горько заплакал. Он сказал: «Теперь Россия погибла, ничего сделать нельзя». Это мне рассказал его личный секретарь Садыков, который при этом присутствовал. После этого мой дед взял на себя управление страной до того момента, когда можно было создать Временный комитет Государственной думы, потому что Дума была распущена. Комитет должен был создать Временное правительство. Четыре дня мой дед единолично правил Россией. За эти четыре дня не было никаких эксцессов, страна точно оцепенела. Нельзя не согласиться с мнениями некоторых людей, в частности Солженицына, который мне лично говорил, что ошибкой моего деда было то, что он не продолжил управление Россией до того момента, когда власть можно было бы официально передать. Впоследствии брат моего деда Павел Владимирович Родзянко, отец того самого Павла Павловича Родзянко, генерала, который вместе с Соколовым вёл расследование в Екатеринбурге обстоятельств убийства царской семьи, сказал о своем брате, моем дедушке: «Да, институтское воспитание, увы, повлияло». Какое, вы спросите, институтское воспитание? Дело в том, что моя прабабушка, мать моего деда, скончалась, когда мой дед был ещё маленьким мальчиком, и его воспитание взяла на себя его тётя, которая руководила Екатерининским институтом благородных девиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Учебное дело в Суздальской семинарии покоилось на началах общих с семинарией Владимирской. До восьмидесятых годов Суздальская семинария представляла типичный образ дореформенной школы со всеми ея недостатками и крайностями. С 80-хъ годов, со времени новых Екатерининских течений в учебно-воспитательном деле, и в жизни Суздальской семинарии можно наблюдать некоторые перемены, говорящие о попытках, если не реформировать старые порядки, то по крайней мере приспособить их к новым требованиям, поставленным на очередь самою жизнью. Для обучения в семинарию принимались только дети священно-церковнослужителей Суздальской епархии. Набор их производился не ежегодно, а чрез известные промежутки времени соответственно тому, как освобождались места в низших классах, за переходом учеников в высшие. Набору предшествовало обыкновенно составление ведомостей о детях священно-церковнослужителей, которые заготовлялись в консистории. В ведомости вносились все мальчики от девяти до четырнадцати лет. К назначенному времени родители зарегестрованных детей должны были представить их в Суздаль, где они подвергались экзамену. Экзамен производился большею частью ректором. Умеющие читать и писать определялись в низшие классы семинарии, а неграмотных отпускали в дома родителей, предварительно обязав отцов их подписками, чтобы они чрез известное время, обучив детей своих грамоте, представили их в консисторию для отсылки в семинарию. В противном случае им угрожали карой закона и жестоким штрафованием. 142 Из числа принятых в семинарию некоторые обладающие хорошими голосами отбирались в архиерейский хорь и поступали под наблюдение особого учителя. 143 Отцы детей, признанных годными для обучения в семинарии, всячески старались освободить своих питомцев от тяжелой учебной повинности. Подавались на имя архиерея прошения, где измышлялись разные причины, по которым мальчики оказывались к изучению наук непригодными. Но все эти просьбы, объяснения признавались «недельными отговорками» и во внимание не принимались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждый базар, коих в бытность Елисаветы Феодоровны было множество, имел свой собственный индивидуальный облик, свою конкретную цель, культивировал ценность личной коллекции продаваемых товаров, которые выделяли их владельца как человека определенных эстетических предпочтений, разнообразных вкусов. Каждый новый базар содействовал пробуждению творческой мысли в наиболее культурном слое общества, помогал занять свое неповторимое место в исторической эволюции этого вида благотворения. Следует заметить и то, что каждый благотворительный базар выявлял основной культурный фон эпохи, ее центральные темы и пристрастия. Строгий стиль и изящество одних предметов соседствовали с яркостью других, образуя несколько разных смысловых стержней базара. Когда базар закрывался и его покидал последний посетитель, все ждали приближения к каждому павильону Великой княгини. Это был достойный повод для расточения сдержанных комплиментов. Елисавета Феодоровна подыскивала для каждого утешительное слово, которое становилось духовным подарком, давало дополнительный импульс в повседневной жизни. 4.4. Дружба с творческой интеллигенцией Москвы Жизнь великокняжеской четы, особенно в тот период, когда Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, отмечена дружбой с выдающимся русским историком Иваном Егоровичем Забелиным, фактическим создателем первого национального Исторического музея, председателем которого после воцарения Александра III стал Великий князь Сергей Александрович. Дневник И.Е. Забелина, являясь достоверным свидетельством своего времени, вызывает в памяти образы великокняжеской четы, осознанно и целенаправленно содействующей сохранению и приумножению национального исторического наследия. Записи выдающегося русского историка выявляют существенную сторону бытия великокняжеской четы — превращение принципов отношения к истории России в норму повседневной деятельности. Примечательны в этом отношении свидетельства И.Е. Забелина об участии Великого князя Сергея Александровича и его супруги в работе подготовительного комитета X Археологического съезда, в изучении планов старого дворца в Кремле и организации раскопок в его подземной части. Проводились постоянные консультации с И.Е. Забелиным о приобретении и дарении Историческому музею различных экспонатов (древних монет, крестов, икон, старинного оружия). Важным свидетельством этого сотрудничества являются постоянные отчеты И.Е. Забелина перед Великим князем о работе Исторического музея, оказание помощи в открытии Екатерининского, Владимирского, Суздальского и других залов.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Но это что по сравнению с тем, что внутри: в дверях стискивали, в Купольном зале от входа сразу заворачивался круговорот, так что надо было с силой выбиваться локтями. Бюст Александра II, поставленный депутатами-крестьянами к 50-летию отмены крепостного права, – и к тому пристроили красный бант. Красные бантики, ленты, приколки торчали почти на всех прихожих. По всему Екатерининскому густо толпились, и в нескольких местах мельтешили митинги, другим неслышно. Всё же Гучков быстро нашёл и главных думских, и дознался о Военной комиссии, и понял свою задачу: взять её в твёрдые руки, сделать регулярным штабом и полностью перехватить к думскому Комитету. Для этого надо было быстро насажать сюда если не генералов, то расторопных полковников. При знакомствах и военном авторитете Гучкова это было недолго. Тут он застал подозрительных социалистов – жёлчного библиотекаря Академии, нервного лейтенанта – и, обдавая их презрением, потеснил. Потеснил собою и Энгельгардта, совсем неухватистого. Там же вдруг нашёл незаменимого Ободовского, обрадовался и поставил его фактическим старшим до прихода своих полковников. Тут же сел и без труда написал приказ командирам всех частей петроградского гарнизона ежедневно доносить ему о наличном составе. Представить списки офицеров, вернувшихся к исполнению своих обязанностей. (Кто ж у нас есть?) Ни в коем случае не допускать отбирания у офицеров оружия, нужного им для несения службы. С четверга 2 марта восстановить правильные занятия во всех военных учреждениях и заведениях. (С завтра было бы нереально.) А когда потом Гучков пошёл и пробивался к Родзянке, то увидел над толпой его возвышенную полукуполом голову без шапки, как она передвигалась к выходу. Пробивался к нему наискось, вдогонку. За Родзянкой двигался безумноватый черноглазый Владимир Львов. Снова через водоворот и скопление Купольного зала – выбрались на крыльцо. И увидели перед собой настоящее чудо: строгий строй юнкеров Михайловского училища в четыре шеренги, протянувшийся в сквере, лицом ко дворцу, а остальные оттеснились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010