Подобное «шефство» осуществляли над госпиталями и вновь открытые украинские монастыри. Сразу после освобождения Киева в ноябре 1943 г. Покровский женский монастырь организовал госпиталь, в котором медсестрами и санитарками были насельницы обители. В этом госпитале монахини работали до 1946 г. 481 . Участвовали в поддержке госпиталей и отдельные приходы. Еще в начале войны Князь-Владимирский собор Ленинграда, исполняя, как было сказано в письме председателя двадцатки, завет Христа о любви к ближнему, выделил на создание лазарета для раненых и больных воинов свыше 700 тысяч рублей и принял решение в дальнейшем выделять на содержание лазарета 30 тысяч рублей ежемесячно 482 . В период отступлений 1941–1942 гг. многие приходы брали на себя попечение об оставленных на произвол судьбы раненых, хоронили убитых, в прифронтовой полосе при храмах действовали убежища для престарелых и детей, перевязочные пункты 483 . В дальнейшем приходы помогали вернувшимся с фронта и семьям военнослужащих. Община одной из церквей Ярославля во время войны оказывала денежную и материальную помощь инвалидам Отечественной войны и особенно семьям красноармейцев 484 . В Орле по инициативе благочинного, была создана касса взаимопомощи, в которую каждая из пяти церквей города ежемесячно отчисляла по 300 рублей. Из этих денег оказывали помощь нуждающимся, которых было много в освобожденных областях. По признанию орловского благочинного, при посещении верующих на дому для совершения треб приходилось, «видя их бедность, опускать руку в свой карман и оказывать им материальную помощь, а не брать с них». Тот же благочинный Маковеев пытался через уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви приобрести путевку на курорт для инвалида Отечественной войны 485 . Екатерининский кафедральный собор Краснодара за год, с февраля 1943 г. по январь 1944 г., расходовал до 10 тысяч рублей ежемесячно на поддержку раненых красноармейцев и многосемейных 486 . Георгиевская церковь Краснодара раздала «в индивидуальном порядке» бедным, больным, престарелым до 40 тысяч рублей в 1942 г. и 25 тысяч рублей в 1943 г. 487 . Крестовоздвиженская церковь Ставрополя в 1943 г. выдала «в порядке оказания материальной помощи» 11 тысяч 800 рублей 488 . Помогала нуждающимся и ставропольская Преображенская церковь 489 . Община Покровской церкви города Бийска на Алтае в 1943 г. выдала разным лицам 5400 рублей в качестве материальной поддержки 490 . Помимо 1 миллиона 300 тысяч рублей, сданных во время войны в Фонд обороны, верующие Алтайского края собирали средства и вещи для раненых бойцов и детей фронтовиков 491 . Приход омской Крестовоздвиженской церкви за свой счет предоставлял неимущим гробы для умерших родственников, ремонтировал двери, отпускал стройматериалы. Причт этой церкви «премировали» вещами, из числа пожертвованных на украшение храма (скатерти, шелковые шали, полотна, полотенца), а певчих – деньгами 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1682 . Козмодемьянский – Заполотский, мужской, не оставивший следа, в окрестностях Полоцка, Витебской губ., за р. Полотью. История его неизвестна; существовал до завоевания Полоцка Сте­фаном Баторием, т. е. в 1579 г., и упоминается в грамоте, данной в 1595 г. полоцкими иезуитами. Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.”, 105, в примеч.; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 215; “Памят. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 115 (Опись имений 1692 г.; игум. Варсонофий); “Акты Зап. Р.”, примеч. к I тому 11 . 1683 . Козмодемьянский на Подокстовье, женский, ныне обрушив­шаяся, имеющая вид башни, церковь , в гор. Муроме, Владимирской губ., на возвышенной, полугористой местности левого берега р. Оки, называемой в ста­рину Подокстовье. Основан в XVI ст. на месте, где был стан царя Иоанна Грозного; по описным книгам 1637 г. в нем были церкви Козмодемьянская и Екатерининская. Когда упразднен – неиз­вестно; в 1868 г. оставшаяся церковь Козмодемьянская обвалилась, после чего церковная утварь перенесена в храм Смоленской Бож. Матери. “Владим. сборн.”, 1857 г., 88, 159 (опись 1637 г.); “Ежегодник Вла­дим. губ. стат. Комит.”, IV, Отд. III, 45 (подробное описание); “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 14 (взгляд на г. Муром); 1853 г. 52 (опись 1637 г.); 1859 г., 26 (Козмодем. цер., XVI в.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 722. 1684 . Козмодемьянский на Утоплениках или с Утоков, муж­ской, давно уничтоженный, в гор. Пскове, на Запсковье, близ моста через р. Пско­ву. Существовал в XVI ст.; первые из­вестия о нем находятся в летописи по следующим случаям. В 1541 г. «у св. чудотв. Козмы и Дамьяна вся церковь выгоре, и мощи святых и иконы все, и казна вся церковная, и 3 человека в ней сгорело». В 1544 г. при бывшем пожаре на Полонище снова сгорел «чу­дотв. Козмы и Дамьян на Утоплениках». Наконец, в ужасный пожар 1609 г., истребивший почти весь Псков, «разве не погорели ль три монастыри во граде, Козма и Дамиан на Гремячей горе, да Никола в Песках, да Козма, и Дамиан на Утоплениках, да на Проломе немного храмов». Это последнее известие вполне подтверждает, что тут был монастырь, и его не следует смешивать с монастырем Козмодемьянским на Гре­мячей Горе. “Полн. собр. лет.”, IV, 304, 306, 345; Василев, “Ист.-стат. указатель г. Пскова”, 53, 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Отправляясь на железную дорогу, я заехал проститься с семейством почтенного Петра Ивановича Соломона и, позавтракавши у него, поехал на Московскую станцию железной дороги. Тут были: сын нашего владыки, протоиерей Гавриил Иванович, архимандрит из Алтайской миссии Владимир и Семен Григорьевич Котов, приехавшие проводить меня. В июне того же года владыке благоугодно было избрать меня в благочинные над монастырями на место отца Иакова, архимандрита Даниловского, вызванного в Санкт-Петербург для присутствования в консистории и более года там находившегося. При этом сделано преобразование: прежде было четыре благочинных: 1) архимандрит Богоявленский отец Никодим, 2) наместник Лаврский отец Антоний, 3) архимандрит Даниловский отец Иаков и 4) архимандрит Иосифо-Волоколамский отец Гедеон. Из числа упомянутых отец-наместник Антоний и отец Гедеон отказались от благочиния, но им предоставлено было право остаться благочинными над своими монастырями. Тогда владыка разделил все монастыри Московской епархии между двумя благочинными. Штатные монастыри поступили в ведение отца Никодима, а общежительные мне. У отца Никодима в благочинии находились штатные монастыри, мужские II класса: 1) Андроньевский, 2) Богоявленский, 3) Лужицкий близ Можайска; III класса: 4) Знаменский, 5) Златоустовский, 6) Данилов, 7) Покровский, 8) Перервинский, 9) Сретенский, 10) Борисоглебский (в г. Дмитрове) и 11) Высоцкий (в г. Серпухове). Женские I класса: 1) Вознесенский, 2) Новодевичий; II класса: 3) Алексеевский, 4) Рождественский и 5) Брусенский (в г. Коломне); III класса: 6) Никитский, 7) Страстной, 8) Зачатьевский и 9) Владычный (в г.Серпухове), а всего в его благочинии 20. У меня монастыри общежительные: II класса 1) Троицкий Новоголутвин (в г. Коломне), III класса 2) Угрешский, и пустынные: 3) Николаевский-Пешношский, 4) Старо-Голутвин (в г. Коломне), 5) Бобренев (в г. Коломне), 6) Белопесоцкий (близ Каширы), 7) Берлюковская пустынь, 8) Давыдовская пустынь, 9) Екатерининская пустынь и 10) Гуслицкий. Женские II класса: 1) Бородинский, и пустынные: 2) Аносин Борисоглебский, 3) Зосимова пустынь, 4) Спасо-Влахернский и 5) Крестовоздвиженский в селе Лукине. У Лаврского наместника остались в ведении: мужские II класса: 1) Спасо-Вифанский, и пустынные монастыри: 2) Гефсиманский скит, 3) Параклит, 4) Пещеры, 5) Филиппова Киновия и 6) Махра. Женский II класса – Хотьков монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Среди святынь Екатерининского собора в наше время особым почитанием по праву пользуется икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Это список иконы, которая была привезена в 1863 году с Афона в Слободской Христорождественский женский монастырь и здесь прославилась чудотвореньями. По преданию икона была написана иконописцем Владимиром Неволиным, который первый получил исцеление от нее. Находится эта икона в правом приделе, освященном в честь Влади­мирской иконы Божией Матери. В левом приделе, который, освящен в честь чуда Михаила Архангела в Хонех, особый интерес представляют иконы: «Ангелов Божих», «Воскресение Христово - Сошествие во ад» и «Явление Бо­жией Матери преподобному Сергию Радонежскому». В Екатерининский собор эти иконы были пе­реданы из храма Михаила Архангела, который находился в мужском Крестовоздвиженском монас­тыре. Особенно интересны иконы «Ангелов Божих». На одной из них изображен Ангел Божий, сто­ящий возле аналоя. На аналое лежит развернутый свиток. В одной руке ангел держит перо, другой указывает на лежащий свиток. На свитке надпись/без соблюдения правописания и знаков препи­нания/: «Ангел Господень послан от Бога писать письмена на входящих во Святую Божию церковь и глаголющих в церкви. Изходящих из церкви до отпущения пения заглаживающе имена. Да се веду- ще братие прежде отпущения пения не изходити из церкви, да неопечалим ангела и непрогневаем Владыку, сотворшего нас». Второй Ангел изображен также в рост в воинских доспехах. В поднятой правой руке он держит меч, в опущенной левой развернутый свиток. Надпись на свитке гласит: «Внемли разумей к кому идеши и чего просиши не шед Церковь Божию ичего помышляеши. Не токмо сам внимавши но и хотящим слышити с пону содеваеши, до отпущения из церкви исходя­щий. На таковых бо неимеющих в сердцах своих страха Божия того ради Ангел Господень навостря- ет мечь и отсекает от Славы». В этом же приделе находится точный список с Почаевской иконы Божией Матери. В ризнице собора хранятся два креста-мощевика. Один из них деревянный четырехконечный, окантован металлом, напоминает орденский крест. На лицевой его стороне написано Распятие, на другой врезаны мощи святой великомученицы Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=03202

Избранное. Мои любимые храмы в Каталоге. По мнению автора Жукова Анна 1 Костромская область. Кострома. Церковь Воскресения Христова на Дебре 2 г. Москва. Куркино. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Куркине 3 Калужская область. Малоярославец. Николаевский Черноостровский монастырь. Собор Николая Чудотворца 4 Московская область. Дмитров. Борисоглебский мужской монастырь. Собор Бориса и Глеба 5 Владимирская область. Гороховец. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы 6 Владимирская область. Александров. Успенский монастырь 7 Московская область. Чашниково. Церковь Троицы Живоначальной 8 Ивановская область. Фурманов. Собор иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " 9 Ивановская область. Иваново. Введенский женский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы 10 Московская область. Осеченки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 11 Московская область. Марфино. Храмовый комплекс. Церкви Петра и Павла и Рождества Пресвятой Богородицы 12 г. Москва. Тверской. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках 13 Владимирская область. Мстёра. Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня 14 г. Москва. Арбат. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " на Шереметевом дворе 15 Тверская область. Волговерховье. Ольгинский монастырь. Церковь Спаса Преображения 16 Ярославская область. Переславль-Залесский. Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь 17 Владимирская область. Введенское. Покровская Введенская Островная женская пустынь 18 Тверская область. Тверь. Екатерининский женский монастырь. Церковь Екатерины 19 Ивановская область. Иваново. Введенский женский монастырь 20 Курская область. Курск. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского 21 Нижегородская область. Абабково (Молодежный). Абабковский Николаевский Георгиевский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы 22 Ивановская область. Юрьевец. Собор Успения Пресвятой Богородицы Всего: 22 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/best/?auth=2193

Избранное. Мои любимые храмы в Каталоге. По мнению автора hudozhnitsa 1 Ленинградская область. Мурино. Церковь Екатерины 2 Тверская область. Пушкино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 3 г. Санкт-Петербург. Выборгский район. Церковь Петра и Павла в Парголово 4 г. Санкт-Петербург. Василеостровский район. Собор Андрея Первозванного 5 г. Санкт-Петербург. Василеостровский район. Церковь Екатерины 6 г. Санкт-Петербург. Кировский район. Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове 7 г. Санкт-Петербург. Петроградский район. Собор Владимира равноапостольного 8 Ленинградская область. Ушаки. Церковь Николая Чудотворца 9 Московская область. Волоколамск. Кремль 10 Московская область. Волоколамск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 11 Ленинградская область. Кингисепп. Собор Екатерины 12 Тверская область. Тверь. Екатерининский женский монастырь 13 Псковская область. Гдов. Собор Державной иконы Божией Матери в Кремле Всего: 13 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/best/?auth=9586

Женский хор митрополии выступил в Токсове января 2023 Женский хор Санкт-Петербургской митрополии поздравил 14 января жителей поселка Токсово с Рождеством Христовым. Праздничная программа готовилась в нескольких месяцев, в репертуаре хора появились колядки на испанском и японском языках и несколько рождественских английских кантов. " В этом году мы готовили особенную рождественскую программу, - рассказала художественный руководитель и дирижер Виктория Воуба. - Важно было донести до каждого слушателя, что Рождество Христово - вне времени, пространства, всяких границ, что оно приходит в каждый дом на планете и освящает всех " . Прозвучали сочинения духовных и светских композиторов XIX столетия, современных авторов. Открыли программу тропарь и кондак Рождества Христова Георгия Свиридова и Сергея Трубачева. Были исполнены сочинение Франца Грубера " Ночь тиха " на финском, немецком и японском языках, традиционные гимны " What child is this? " и " Angels From the Realms of Glory " на музыку Ричарда Джонса и Генри Смарта, украинская колядка в грузинском стиле " Ой, лeлiя, лeлiя " , три белорусских канта - " Скиния златая " , " Нова радость стала " , " Дар ныне пребогатый " , произведения современных композиторов Вячеслава Петько " Сьвяты вечар " и колядка " Пречистая Дiba " в обработке Владимира Якимца. " Коляду-колядку " на музыку Лилии Кабильник и слова Леси Лазурко исполнила Мария Жмурина. В заключение прозвучала " Французская рождественская песнь " в обработке Ирины Денисовой. 22 января хор выступит с рождественской программой в Екатерининском соборе Царского Села . Начало в 18:00. Вход свободный. ИА " Вода живая " , 14.01.23 Поделиться 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 7 апреля 2024 15 марта 2024 14 марта 2024 12 марта 2024 10 марта 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Троицкий-Сергиев , 3 кл., в предместье г. Великих Лук. По некоторым основан он был в XV в. и к нач. XVI в. стал приходить в запустение; был возобновлен в половине того же века. Женские: Благовещенский , общ., в с. Воронцове, Холмского у. Учрежден в 1903 г. из общины, основанной в 1898 г. Кронштадтским пастырем о. Иоанном Сергиевым. Вознесенский , 3 кл., в г. Великие Луки. Время основания его неизвестно. В 1632 г. он был обращен из мужского Ильинского в женский. Здесь находится местночтимая древняя икона Всех скорбящих Радость и Владимирская (см. 21 мая). В день Вознесения и 20 июля совершается в мон. из городского собора крестный ход. При мон. школа. Иоанно-Предтеченский , 2 кл., общ., в Пскове, на бер. р. Великой. Основан в 1243 г. кн. Евпраксией, в мире Евфросинией 91 . Монастырский соборный храм во имя св. Иоанна Предтечи – архитектуры XIII в. Здесь находится древняя чудотворная икона Спасителя. Здесь же гробницы кн. Евпраксии и Марфы, внучки св. Александра Невского; у гробницы Евпраксии – медный древней работы подсвечник и посох ее из черного дерева. В другом монастырском храме, в честь ап. Андрея Первозванного, стены украшены живописными изображениями и иконами древнего письма и замечательны деревянные створцы древней работы с изображениями святых и двунадесятых праздников. Ежегодно 24 июня в мон. совершается крестный ход из городских церквей. При мон. приют для больных и престарелых. Покровский , общ., в пустоши „Ведрилово“, Порховского у. Учрежден в 1909 г. из общины, открытой в 1901 г. Спасо-Казанский , общ., при с. Екатерининском, близ г. Острова. Учрежден в 1907 г. из женской общины, существовавшей с 1897 г. При нем школа, богадельня и гомеопатическая лечебница. Старо-Вознесенский , 2 кл., в Пскове. Основан до 1420 г. В мон. храме Вознесения Господня, построенном в 1467 г., замечательны по древности иконы: Вознесения Господня, Пресвятой Троицы, Похвалы Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы. В храме Рождества Пресвятой Богородицы находится замечательная по древности и украшению высокочтимая Владимирская икона Божией Матери. Из Троицкого городского собора и других церквей в день Вознесения в мон. совершается крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

5-го ч., после ранней обедни, отправился я далее – по направлении к г. Серпухову. Дорога, на протяжении 60 верст, лежала по левому берегу реки Оки. На пути этом встретил я две церкви в селах – Лужниках и Турове, и ничего особенного в них не нашел. Между тем, в Турове встретилось затруднение в лошадях по нераспорядительности станового пристава: почему пришлось мне 1865 г пробыть здесь около 3-х часов. Впрочем я провел это время без особенной скуки в доме помещицы Писаревой, которая радушно предложила мне трапезу. В 9-м ч. вечера прибыл в г. Серпухов и остановился в Высоцком монастыре, где для приездов архиерейских имеется особое приличное помещение. Отсюда 7-го ч. я писал Владыке – митрополиту: «Посетивши три пустынные обители – Екатерининскую, Давидову и Белопесоцкую с окрестными их селениями, 5-го сего июня я прибыл во град обительный – Серпухов, за Вашими святительскими молитвами, благополучно. С утешением могу свидетельствовать пред Вашим Высокопреосвященством, что, за весьма малыми исключениями, везде встречал я добрый порядок и даже там, куда являлся совершенно неожиданно. Вчера, 6-го ч., по желанию граждан совершена мною литургия в соборе, а завтра, если Бог благословить, намерен совершить служение в Высоцком монастыре? Во Владычнем монастыре, по причине отсутствия настоятельницы, служить почитаю неудобным. Испрашивая Ваших Архипастырских молитв на дальнейший путь, имею честь быть». Серпухов расположен на гористом месте по обе стороны реки Нары, в 4-х верстах от впадения ее в Оку и при речке Серпейке, впадающей в Нару. – В первый раз Серпухов упоминается в 1328 г. в завещании Великого кн. Иоанна Даниловича (Калиты). Жителей в Серпухове в 1865 г. было около 14 тысяч д. обоего пола. Церквей 18, в том числе собор; монастырей два – мужской и женский. Из Серпухова выезжал я в сопровождении соборного протоиерея о Левитского, для обозрения церквей в ближайших подгородных селах; между прочим, были в селе Тишков. Прежде всего приятно поразила меня красивая местность этого села. Оно расположено при устье р. Протвы, впадающей в Оку, на границе трех губерний – Московской, Калужской и Тульской. Церковь в селе Тишкове во имя св. Бориса и Глеба каменная, сооруженная в 1684 г., красивой архитектуры и внутри очень благолепна. Храмовая икона, с изображением равноапостольного князя Владимира и его святых сыновей Бориса и Глеба, весьма древняя и высокого иконописного художества.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1415 Имеется в виду главный коломенский тракт Большая Московская улица. Также называлась и Большой Астраханской (ныне ул. Октябрьской революции). 1417 Вероятно, это название было неофициальным. Губернская гимназия (позже Первая мужская) была основана в Рязани в 1804 г. и в 1815 г. разместилась в величественном здании на главной улице города – Астраханской (ныне Ленина); на Николо-Дворянской улице (с 1919 г. ул. Полонского) позднее располагалась Вторая мужская гимназия. 1419 Протоиерей Николай Андреевич Руднев (ок. 1812–1876), церковный историк, проф. МДА; тесть И. А. Вениаминова, ученика и преемника Гилярова по МДА. О трудной цензурной истории труда Руднева «Рассуждения о ересях и расколах в Российской Церкви со времени Владимира Великого до Иоанна Грозного» (М., 1838), в котором были обнаружены «догматические погрешности», прежде всего недооценка значения церковного предания (см.: Котович Ал. Духовная цензура в России (1799–1855 гг.). СПб., 1909. С. 175, 256, 269, 452), писал в своих мемуарах Гиляров: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 167, 185–187, 189. 1420 Протоиерей Михаил Васильевич Соловьев (17911861), законоучитель Московского коммерческого училища. О нем также упоминал Гиляров: Там же. С. 306. 1422 Московское училище ордена Святой Екатерины, один из институтов благородных девиц для обучения дочерей потомственных дворян. Основан в 1802 г. С 1928 г. в здании училища находится Центральный дом Красной Армии (ныне Центральный дом Российской Армии). Помимо институтской и двух церквей при Мариинской больнице, в районе Екатерининской площади была только одна приходская церковь – Иоанна Воина, иначе именовавшаяся Воздвижения Креста Господня на Старых Убогих домах, документально известная с 1635 г. и разрушенная в 1930-х гг. (на ее месте в 1937–1941 гг. построена гостиница Центрального дома Советской (ныне Российская) Армии. 1423 О протоиерее А. И. Невоструеве см. примеч. 3 на с. 232. Московское Александровское училище, где он преподавал Закон Божий в 1841–1848 гг., было основано в 1804 г. как отделение Екатерининского училища (с 1807 г. автономно; с 1891 г. Александровский женский институт).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010