Сей Князь, по свидетельству современников, был украшением века и России. Другие воевали для корысти: он только для славы и, презирая опасности, еще более презирал золото, отдавая всю добычу Церкви или воинам, коих всегда ободрял в битвах словами: за нас Бог и правда; умрем ныне или завтра, умрем же с честию. «Не было такой земли в России (говорит Летописец), которая не хотела бы ему повиноваться и где бы об нем не плакали». Народная любовь к сему Князю была столь Велика, что граждане Смоленские в 1175 году единогласно объявили его, в отсутствие Романа, своим Государем, изгнав Ярополка Романовича; но Мстислав согласился властвовать над ними единственно для того, чтобы усмирить их и возвратить престол старшему брату. Новогородцы погребли Мстислава в гробнице Владимира Ярославича, строителя Софийской церкви. Надлежало избрать преемника: в досаду Всеволоду Георгиевичу они призвали августа 1180 г.] к себе Княжить Владимира, сына Святославова, из Чернигова. Князь Черниговский, раздраженный пленением сына, хотел не только отмстить за то, но и присвоить себе, счастливым успехом оружия, лестное первенство между Князьями Российскими. Еще Всеволод не имел прав Андреевых, утвержденных долговременною славою; не имел и силы Боголюбского: ибо Смоленск, область Кривская и Новгород не помогали ему. Святослав надеялся смирить его, но желал прежде вытеснить Рюрика и Давида из области Киевской, чтобы господствовать в ней единовластно. Смерть Мстислава Храброго и Олега Северского, их зятя, казалась ему случаем благоприятным: уверенный в дружелюбии Олеговых братьев, Игоря и Всеволода; выдав племянницу за Князя Переяславского, Владимира Глебовича, и называясь покровителем сего юноши, он дерзнул на гнусное коварство, рассуждая, что все способы вредить Мономаховым потомкам согласны с уставом праведной мести и что ближайшие из них должны быть ее первым предметом. Не имея в самом деле никаких причин жаловаться на Ростиславичей – которые жили с ним мирно и вместе отразили набег Хана Половецкого, Кончака – Святослав вздумал схватить Давида на звериной ловле в окрестностях Днепра; сказал о том единственно жене и главному из любимцев, именем Кочкарю; тайно собрал воинов и нечаянно ударил на стан Давидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Такие несчастья могли быть предсказаны нашим предкам не одними хитрыми обманщиками, а каждым человеком, видевшим, что их государством правило пять государей. Из пяти сыновей Ярослава, имена которых Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав, старший Изяслав был великим князем, другие же четверо — удельными князьями. Кроме того, вы помните, было еще особенное княжество Полоцкое, принадлежавшее потомкам Рогнеды, или Гориславы. В это время государем там был молодой и храбрый Всеслав. Все эти шесть Русских государей жили очень недружно. Всеслав ненавидел своих родственников и называл себя законным наследником великого княжества, потому что его дедушка был старшим сыном святого Владимира. Ярославичи также ссорились друг с другом за наследственные области: каждому хотелось иметь больше других. Великий князь Изяслав вынужден был даже два раза бежать из России и просить помощи у чужих государей. Он возвратился в Отечество только тогда, когда из его четырех братьев в живых остался только один Всеволод. Этот добрый брат, узнав о возвращении Изяслава, встретил его с войском, как государя, далеко от столицы и торжественно привез в Киев, уступил ему великое княжение, а сам довольствовался только Черниговской областью. Но несчастный Изяслав ненадолго успокоился: через год после своего возвращения в Отечество он был убит в сражении с племянниками Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем. Ссоры князей от 1078 до 1097 года Вы, конечно, удивляетесь, читатели мои, что великий князь Изяслав Ярославич погиб в сражении с племянниками? Но, к несчастью, это была правда: примеру отцов следовали и дети, и как недружно жили между собой сыновья Ярослава, точно так же жили и его внуки. Самые примечательные из них были: Святополк — сын Изяслава; Олег и Давид — сыновья Святослава; Владимир — сын Всеволода; Давид — сын Игоря; Борис — сын Вячеслава и еще внуки шестого сына Ярослава, умершего в молодые годы, — Володарь и Василько Ростиславичи. Знаменитейшими из этих князей были Олег и Владимир. Бог одарил их самыми большими способностями: они были очень умны, храбры, великодушны. Владимир получил даже за военные заслуги название Мономаха , что по-гречески значит «единоборец». Впоследствии вы еще услышите об этом славном князе. Но все достоинства его и Олега много теряли оттого, что они не любили друг друга и жили совсем не так, как должны жить братья. Это же можно сказать и о всех других Русских князьях того времени. Главной причиной их разногласий были споры за уделы и то, что младшим поколениям князей вовсе не давалось уделов. Оттого и зачинщиками споров были чаще всего младшие; но нельзя слишком сильно обвинять их, потому что нередко их отцы и дяди поступали несправедливо. Так, Изяслав и Всеволод лишили некоторых своих молодых племянников наследных владений их отцов. Обиженные князья удалились в отдаленную Тмутороканскую область и думали, как бы отомстить дядям за обиду. Скоро они нашли для этого средство.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Исправленные слова в публикуемом тексте выделены курсивом. Ошибочно повторенные или излишние (то есть искажающие строй фразы) слова опущены; такие пропуски обозначены многоточием. ИЗ ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ В год 6691 (1183) . Месяца февраля в двадцать третий день, в первую неделю поста, измаилтяне, безбожные половцы, пришли войной на Русь, к Дмитрову, с окаянным Колчаком и с Глебом Тириевичем, но по Божьему заступничеству не принесли они беды. Князь же Святослав Всеволодич посоветовался со сватом своим Рюриком, и пошли они против половцев и остановились у Олжич, поджидая Ярослава из Чернигова. Встретил их Ярослав и сказал им: «Сейчас, братья, не ходите, но, сговорившись о времени, если Бог даст, пойдем на них летом». Святослав же и Рюрик, послушавшись его, возвратились. Святослав послал сыновей своих с полками своими степью к Игорю, велев ему ехать вместо себя, Рюрик же послал со своими полками Владимира Глебовича. А Владимир Глебович послал к Игорю, испрашивая у него разрешения выйти вперед со своим полком, ибо князья русские поручали ему передовые полки в Русской земле. Но Игорь не разрешил ему этого. Разгневался Владимир и возвратился. И идя оттуда, напал на города северские и захватил в них большую добычу. Игорь же повернул назад киевские полки и поставил над ними Олега и племянника своего Святослава, чтобы довели они войско без потерь, а сам поехал, взяв с собой брата своего Всеволода и Всеволода Святославича, и Андрея с Романом, и некоторое число воинов из черных клобуков с Кулдюрем и с Кунтувдеем, и пришли они к реке Хоролу. И было в ту ночь тепло, шел сильный дождь, и поднялась вода, и не удалось им найти брода, а половцы, которые успели переправиться со своими шатрами – те спаслись, а какие не успели – тех взяли в плен; говорили, что во время этого похода и бегства их от русских немало шатров, и коней, и скота утонуло в реке Хороле. В том же году побудил Бог Святослава, князя киевского, и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев. И послали они к соседним князьям, и собрались к ним Мстислав и Глеб Святославичи, и Владимир Глебович из Переяславля, Всеволод Ярославич из Лучьска с братом Мстиславом, Мстислав Романович, Изяслав Давидович и Мстислав Городенский, Ярослав, князь пинский с братом Глебом, и из Галича пришла помощь от Ярослава, а свои братья не пришли, говоря: «Далеко нам идти к низовьям Днепра, не можем свою землю оставить без защиты, но если пойдешь через Переяславль, то встретимся с тобой на Суле».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святослав спал на конском потнике, клал седло в головы, следовательно, он ходил в поход на лошади, равно как и вся дружина его; иначе трудно объяснить ту быстроту, с какою он, по летописцу, ходил на врагов. Во время сражения Ярополка с Олегом дрались на лошадях. В 1042 году Владимир Ярославич ходил на ямь на лошадях же. Но при этом очень вероятно, что русские, привыкши ходить в лодьях и биться пеши, не были отличными всадниками, как свидетельствуют византийцы. О трудностях сухопутных походов можно судить по тому, что нужно было гораздо заранее исправлять дороги и мостить мосты. Города брали с большим трудом, обыкновенно принуждали к сдаче голодом или хитростию: Ольга целый год стояла под Коростеном и взяла его только хитростию; Владимир осадил Ярополка в Родне, но не брал города, а полагался на голод и предательство Блуда. Владимир не мог взять Корсуня, грозился стоять три года и принудил жителей к сдаче, отнявши у них воду. Только раз Святославу удалось взять копьем (приступом) Переяславец Дунайский. Оружие состояло из мечей, копий, стрел, ножей, сабель, броней, щитов. Об камнестрельных машинах упоминает Иоакимова летопись в рассказе о сражении новгородцев с Добрынею при Владимире; но византийцы также упоминают о них. Употреблялись при войске знамена, или стяги. Обратимся к остальному народонаселению, городскому и сельскому. Мы видели, что прежние города славянских племен были не иное что, как огороженные села, жители которых занимались земледелием. Это занятие всего более способствует сохранению родового быта: по смерти общего родоначальника сыновьям его и внукам выгодно поддерживать родовую связь, чтоб соединенными силами обрабатывать землю. Как же скоро среди народонаселения являются другие промыслы, мена, торговля, как скоро для членов рода является возможность избирать то или другое занятие по своим склонностям, является возможность посредством собственной, самостоятельной деятельности приобресть больше других членов рода, то с тем вместе необходимо должно являться стремление выделиться из рода для самостоятельной деятельности; следовательно, если в конце описываемого периода мы видим различные занятия, торговлю в городах, то необходимо должны предположить ослабление родового быта.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

За период домонгольский известен один пример обращения к папе. В 1073 году был согнан с великокняжеского престола Изяслав Ярославич своими братьями Святославом и Всеволодом. Он отправился искать помощи к польскому королю Болеславу, потом к немецкому императору Генриху IV; по совету последнего Изяслав решил обратиться к папе, знаменитому Григорию VII – Гильдебранту. Он просил помочь возвратить ему престол, обещая через своего сына, который был послан к папе, повергнуть свое государство к стопам св. Петра. Папа посольство принял и обещал помощь, но существенного ничего не сделал. Все дело кончилось ничем, и Изяслав успел возвратиться на престол без помощи папы (в 1077 г.). Усердный почитатель преп. Феодосия Печерского , увы, показал себя человеком не высокого нравственного характера. Просвещение Креститель Руси св. Владимир, принимая от Греков христианство, вместе с тем, желал заимствовать от них и всю их культуру, имея цели просвещения на первом плане. Но X век был еще далеко «не у пришедшим» для нас временем. Став народом христианским, мы вовсе не стали народом просвещенным. Просвещение у нас не принялось и не привилось, и осталась у нас простая грамотность, одна простая грамотность, одно простое уменье читать, представляющее из себя лишь средство для некоторого самопросвещения, посредством чтения книг или книжной начитанности. То, что Владимир хотел ввести у нас просвещение, доказывается его настойчивым намерением заключить родственный союз с императорами греческими. Настаивая на этом союзе, Владимир преследовал цели государственные, ибо, крестив Русь, присоединив ее к семейству государств, исповедующих христианство, Владимир желал перенести к себе гражданскую культуру, которая была у самих Греков. Для этой цели ему нужны были многие люди; непременно необходимо было, чтобы Греки имели желание доброхотствовать Руси, и, следовательно, для этой цели ему, действительно, необходим был тот тесный, родственный союз с императорами греческими, которого он так настоятельно добивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) После смерти Всеволода в 1093 г. киевский стол с согласия влиятельного черниговского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха занял старший в княжеском роде Святополк Изяславич (1093-1113). Смертью Всеволода воспользовался наиболее воинственный из Святославичей - Олег (с 1083 при поддержке Византии княживший в Тмутаракани), к-рый в 1094 г. при помощи половцев силой вернул себе отчинный Чернигов, вытеснив оттуда Владимира Мономаха в Переяславль. В этой запутанной политической ситуации в 1097 г. в днепровском г. Любече собрался общерус. съезд князей, призванный усовершенствовать учрежденный Ярославом Мудрым киевский сеньорат, приспособив его к изменившимся условиям. Постановление Любечского съезда: «Каждый да держит отчину свою» - означало, что владения князей по завещанию Ярослава закреплялись за его внуками: за Святополком Изяславичем - Киев, за св. кн. Давидом , Олегом и Ярославом (Панкратием) Святославичами - Чернигов (Тмутаракань в 90-х гг. XI в., видимо, перешла под власть Византии), за Владимиром Всеволодовичем - Переяславль и Ростов (помимо которых в руках Мономаха оказались еще Новгород и Смоленск), за Давидом Игоревичем - Волынь, за счет юга и юго-запада к-рой (буд. Галицкого княжества) были, однако, наделены также двое Ростиславичей. Эффективность системы коллективного сохранения status quo, установленной в Любече, была немедленно продемонстрирована в силовом урегулировании конфликта на Волыни, развязанного Давидом Игоревичем и начавшегося ослеплением Василька Ростиславича: Святополк был вынужден отказаться от попыток захватить владения Ростиславичей, а Давиду пришлось лишиться своего стола и довольствоваться второстепенным Дорогобужем. Др. положительным следствием княжеских съездов стали инициированные Владимиром Мономахом совместные действия против кочевников, набеги к-рых резко активизировались в 90-х гг. XI в., после смерти Всеволода. В результате побед 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. половецкая опасность была устранена на полвека и половцы заняли подчиненное место союзников тех или иных рус. князей в их междоусобной борьбе. Решения Любечского съезда не затрагивали традиц. принципа наследования киевского стола генеалогически старейшим из князей; они лишь, как ясно из дальнейшего, исключили Святославичей из числа его потенциальных наследников - ведь de jure Киев не был для них отчиной, т. к. киевское княжение Святослава Ярославича считалось узурпацией. Это привело к фактическому соправлению на Руси Святополка и Владимира Мономаха, так что после смерти первого в 1113 г. Киев при поддержке местных бояр беспрепятственно перешел в руки последнего. Киевское княжение Владимира Мономаха и его старших сыновей (1113-1139)

http://pravenc.ru/text/180439.html

В рассказе Переяславского летописца отразились древнейшие представления о взятии города как захвате женщины. Они были свойственны всем европейским народам эпохи Средневековья. Отсюда происходит такое понятие, как девственная крепость – крепость, которая никогда не была взята штурмом. О полоцком князе Всеславе, правнуке Рогнед, которого киевляне на семь месяцев посадили князем в 1068–1069 гг., в «Слове о полку Игореве» сказано: «...връже Всеславъ жребий о д вицу себ любу. Тъи клюками подперся о кони, и скочи къ граду Киеву, и дотчеся стружиемъ злата стола Киевскаго». В основе таких представлений могло лежать воспоминание о тех временах, когда власть переходила в материнском роду, а не в отцовском. Реликты этих взглядов отразились и в волшебных сказках, где герой становится наследником старого царя, победив его и женившись на его дочери, причем иногда против ее воли. 295 Но для составителя летописца Переяславля Русского эта древняя сакральная, магическая основа уже потеряна. Насилие воспринимается не как утверждение своей власти в покоренном городе, а как месть жениха за оскорбление. Само предание сложилось еще в XI в. и бытовало, судя по всему, в Полоцкой земле (см. Гл. 5. 3). Символический облик, приданный рассказу (переход княжества в чужой род и возвращение в свой род благодаря дочери-мстительнице), не позволяет расценить его как надежный исторический источник. Взяв Полоцк, Владимир двинулся на Киев. Согласно летописи, он договорился с воеводой Ярополка Блудом, пообещав ему место Добрыни («им ти тя начну въ отца м сто своего»). Когда Владимир осадил город, Блуд постоянно пересылался с ним, собираясь убить своего князя. Имя воеводы-предателя кажется поздним домыслом, но это не обязательно выдумка летописца. В то время у скандинавов были в ходу уничижительные или просто бранные прозвища. Их давали с целью обмануть беду. Например, воспитатель матери норвежского конунга Олава Трюггвасона был Торольв Вшивая Борода (см. Гл. 7. 2). Все списки Толковых пророков повторяют запись писца, работавшего над копией для новгородского князя Владимира Ярославича в 1047 г. Это был «попъ Упирь Лихыи». 296 Конечно, у него было и христианское имя, но он его не назвал. Воевода Ярополка вполне мог иметь прозвище Блуд, только оно не отвело от него беду, а, наоборот, накликало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и царствование Андрея было непродолжительно. Все князья южной России с досадой видели, что прекраснейшая область в их Отечестве была в руках чужеземцев; все они бросились отнимать ее у Венгров, но никто не преуспел в этом, потому что все они, по своему обыкновению, перессорились. Андрей радовался этим ссорам и уже думал спокойно владеть чужой областью, как вдруг совсем неожиданно лишился ее. Владимир Ярославич Галицкий был посажен по приказанию Венгерского короля в высокую башню. Ему удалось однако уйти оттуда в окно по веревкам, свитым из простыней и занавесов кровати. Немецкий император Фридрих Барбаросса и Польский король Казимир Справедливый были его покровителями. Последний даже дал ему войско, чтобы выгнать Венгров из Галича. Галичане радовались этому, потому что их новый государь, Андрей, принес им еще больше зла, чем Владимир. Он и приехавшие с ним Венгры так презирали Русских, что даже в наших церквах устраивали лошадиные стойла! После этого, подумайте, могли ли они не радоваться возвращению Владимира? По крайней мере, он был с ними одной веры. Владимир, выгнав Венгров, боялся других искателей Галича и для этого просил о покровительстве великого князя Всеволода Юрьевича. Он писал ему так: «Будь моим отцом и государем, я Божий и твой и со всем Галичем, но только твой; тебе одному хочу повиноваться». Такие слова государя знаменитого княжества были лестны для гордого Всеволода, и он объявил себя его защитником. Через несколько лет Владимир умер, не оставив детей. Тогда-то ужасна была судьба несчастного Галича! Роман Волынский тотчас явился туда с Поляками, которых выпросил на помощь себе у Польского короля. Галичане, зная жестокий нрав этого князя, умоляли сына Казимира, чтобы он сам управлял ими или прислал наместника. Однако он не согласился и силой сделал Романа их государем. Если бы бедные Галичане знали это, то, наверное, не показали бы Роману, что так сильно ненавидели его: дорого заплатили они за эту ненависть! С самого начала его княжения не проходило дня, чтобы кто-нибудь из бояр не был казнен. Лучших из них он умерщвлял, живых зарывал в землю, расстреливал и потом присваивал себе их имения. Любимая пословица его была: «Если хочешь есть мед, то надобно задавить пчел». После этого я уже не буду рассказывать вам, читатели мои, каково было княжение Романа. Вы сами поймете.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Следы киевской кодификации Ярослава имеются в Пространной редакции Русской Правды, первая часть которой имеет заголовок: «Суд Ярославль Володимеричь. Правда Русьская». В представлении составителя Пространной редакции этот заголовок должен был, по-видимому, относиться к статьям 1 – 52, после которых находится новое заглавие: «Устав Володимерь Всеволодича». В действительности далеко не все из первых 52 статей Пространной редакции могут быть связываемы с именем Ярослава. Некоторые 708 из них взяты из Правды его сыновей, некоторые 709 представляют переработку норм, относящихся ко времени Ярослава, с учетом постановлений, изданных Ярославичами. Словом, ясно, что перед нами поздняя редакция текста, а киевский кодекс Ярослава является лишь одним из его источников, отразившимся и в заглавии: «Суд Ярославль Володимеричь». Если удалить из текста то, что прямо заимствовано из Правды Ярославичей, то останутся статьи, восходящие в своей основе: 1) к Древнейшей Правде (новгородской) и «Покону вирному» 710 , 2) к «уставу и закону русскому» князя Олега 711 (непосредственно или через Древнейшую Правду или Правду Ярославичей); 3) к «уставу земленому» князя Владимира 712 . Кроме названных трех групп правовых норм, в составе «Суда» Ярослава в том виде, в каком он представлен Пространной редакцией, имеется ряд позднейших постановлений, вопрос о происхождении которых требует специального рассмотрения. Какие из них относятся к редакции 1037 г., мы не знаем. Поэтому возможно высказать лишь некоторые соображения весьма условного характера. Если думать (исходя из глухих намеков «Слова» Илариона), что при Ярославе был дополнен «устав земленой» Владимира, то, следовательно, эти дополнения надо искать в статьях об ответственности верви за разбой на ее территории и о дикой вире. Вернуться к этим статьям после крупного народного восстания 1024 – 1026 гг. было вполне своевременно. Но уже совсем одновременно с составлением редакции Правды 1037 г. произошла крупное событие, которое не могло не привлечь внимание власти к вопросам социальной борьбы. Это массовое движение в Польше в 1037 – 1038 гг. В Хронике Галла Анонима оно описано так: «...Рабы поднялись против своих господ, вольноотпущенники – против знатных, возвысив себя до положения господ; одних они, в свою очередь, превратили в рабов, других убили, вероломно взяли себе их жен, преступно захватили их должности. Кроме того... подняли мятеж против епископов и служителей Бога; из них некоторых убили более достойным способом – мечом, а других, как бы заслуживающих более презренную смерть, побили камнями» 713 . При всей тенденциозности описания, вышедшего из-под пера представителя лагеря феодалов, враждебно относящегося к народу, оно говорит о широте и остроте классовой борьбы. Восстание носило антифеодальный характер, и указание на рабов, как его движущую силу, было следствием литературной манеры автора, воспитанного на античных образцах 714 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. Чудесные возможности В. Б. видятся автору «Слова» причиной удивительного политического взлета и падения полоцкого князя: так, он «скочи ко граду Кыеву и дотчеся стружием (копьем? - А. Н.) злата стола Киевскаго», а затем «скочи от них (киевлян.- А. Н.) лютым зверем в плъночи из Бела-града, обесися сине мгле» и проч. Знаменательно отсутствие в «Слове» каких-то упреков в адрес В. Б., присутствующих в летописи, но нет и «воспевания» полоцкого князя «как общерусского героя», к-рое иногда усматривают (Б. А. Рыбаков ). В позднейших былинах, особенно о «Волхе Всеславьевиче», облик В. Б. окончательно теряет всякую реальную связь со своим историческим прототипом, превращаясь из узурпатора киевского стола в одного из сказочных защитников Киева от некоего «индейского царя», хотя волшебные способности Волха Всеславьевича, к-рый умеет «обвертываться» то «ясным соколом», то «серым волком», то «гнедым туром-золотые рога», живо напоминают В. Б. из «Слова о полку Игореве». Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 40; НПЛ (по указ.); Слово о полку Игореве/Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М., 1950; Волх Всеславьевич//Былины. Л., 1986. С. 89-94. (Б-ка поэта; Б. сер.) Лит.: Грушевський М. [С. ] Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2 (по указ.); Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. М., 1963. С. 85-98; Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв. М., 1975. С. 202-239; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 94. (САИ; Е1-47); Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в.//ВИ. 1985. 11. С. 29-33; Соловьев С. М. Соч. М., 1988. Кн. 1. Т. 1-2 (по указ.). А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/155544.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010