Поучение воспитанникам владимирской гимназии, в день св. благ. вел. кн. Александра Певского. (23 ноября 1875 г.) Веселись юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. И помни создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни, и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: нет мне удовлетворения во них! ( Еккл. 11:9, 10; 12:1 ). Этими словами священный мудрец хочет дать вам почувтствовать, любезные юноши, высокую цену вашего прекрасного возраста, и открыть вам тайну, как не погубить этой цены и вполне воспользоваться дорогими своими преимуществами, как найти истинное и прочное счастие на земле, переходящее, как дорогое наследие, от юности даже до дней старости. Никто так весело и светло не может смотреть на мир Божий, в котором разлито столько жизни и счастия, как юноша; ничье сердце так недоступной не открыто для впечатлений всего прекрасного и благородного, как чуткое и нежное сердце юноши. Следовательно, ни в каком другом возрасте так не близки к и человеку счастие жизни и радость бытия, как в юности. Сие-то обстоятельство и вызывает конечно из уст мудреца восклицание: «веселись юноша в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей!» Однако же радость и веселье, понимаемое в своем обыкновенном и житейском смысле, есть состояние довольно поверхностное, случайное и скоропреходящее ибо радостей и счастия, при всей жажде нашей к ним, вообще выпадает нам не весьма много в жизни большею частию они достаются нам с трудом и пополам с неприятностями, заботами и огорчениями. Самая восприемлемость сердечная к житейским радостям и наслаждениям есть нечто непостоянное и ослабевающее. Умножение числа лет и с ним нарастающий суровый опыт жизни, а равно и постепенное истощание сил физических, незаметно уносят эту чуткость и восприимчивость сердечную, и естественно охлаждают человека ко всему, из чего слагаются радости и счастие земное. Стало быть, возводить в некоторое постоянное и так сказать философское правило жизни гоньбу за радостями и наслаждениями нельзя и не стоит ни для какого возраста человеческого; ибо мимолетное и случайное может-ли быть крепкой основою нашего счастия, и достойно ли быть целию наших стремлений? Посему то и священный мудрец, как бы с некоторою горькою ирониею, сопоставляет юношескую жажду наслаждений с мимолетностию юношеского возраста: «веселись, веселись юноша, спеши наслаждаться, –ибо детство и юность суета»! Т. е. и не увидишь, как они промчатся и исчезнут, как сладкая мечта или очаровательный сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Если все грехи — от любви к себе, и себя любить нельзя, то как исполнить заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя»? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Отцы говорят - Все грехи - от любви к себе. Следовательно как можно не любя себя исполнить главные заповеди Господа нашего Иисуса Христа? Владимир. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Владимир! Любить себя – это значит любить в себе образ Божий, который есть в каждом человеке, а все, что этот образ оскверняет, решительно отвергать. То есть любовь к себе – это отнюдь не самолюбование или самовлюбленность, не потакание своим привычкам, прихотям, желаниям. Это постоянная работа над собой, своей душой, своим сердцем: очищение от страстей и грехов. Этому всем нам нужно постоянно учиться. Что касается отношения к ближним, то в них нужно учиться видеть не грехи и недостатки, а образ Божий. Старайтесь поступать со всеми так, как хотите, чтобы поступали с Вами, но не ожидайте за это какой-то благодарности или похвалы – ведь так относиться к ближним учил нас Господь, так что это – наш долг. Конечно, это очень сложно воплотить в жизни, поэтому христиане должны подкреплять свои духовные силы молитвой, регулярным посещением богослужений и участием в церковных таинствах. В Таинстве покаяния (исповеди) мы получаем от Господа прощение грехов и благодатную помощь для продолжения трудов. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы таинственным образом соединяемся с Господом и получаем благодать Святаго Духа, которая обновляет нас и дает силы для борьбы с грехами. С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/esli-vse-...

Письмо 162. Преподавателю Владимиру В., о словах из Евангелия от Марка Народное движение к Богу коснулось и Вас. И Вы начали читать Евангелие, но встречаются непонятные Вам слова. Вы приводите место, где Спаситель говорит о/внешних/:/вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах/ 331 . Ученики Его должны понимать тайны небесные непосредственно и воспринимать их как реальность, без образов и символов, а/тем внешним все бывает в притчах/, в указаниях на природные явления и в сравнениях, ибо/своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют/ 332 . Как это возможно? А так: разве не видели они Христа лицом к лицу, а Его Самого не видели? Поэтому, рассказывая в притчах о сеятеле, о царе, о хозяине, о милостивом самарянине и далее, Он говорил им о Себе. Так исполнилось пророчество великого пророка Исаии евреям:/И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите/( Ис. 6, 9 ); эти же слова повторяют три евангелиста: Матфей (См.: Мф. 13, 14 ), Марк (См.: Мк. 4, 12 ) и Иоанн (см.: Ин. 12, 40 ). Богодухновенный Иоанн Златоуст толкует так: «Они сами были причиной тому, что не разумели, заградив свой слух, ослепив зрение и окаменив сердца. А сделали это, говорит Господь, чтобы не обратиться и чтобы Я не исцелил их 333 . Говорит им это намеренно, чтобы их привлечь, показать им, что, если обратятся, Он исцелит их. Если бы Он не хотел спасти их, Он бы молчал, а не учил их в притчах»./Да не обратятся/– этими словами Господь выразил не Свое, а их желание. Как если бы мать посмотрела на свое непослушное, перепачканное грязью дитя и сокрушенно сказала: он испачкался, чтобы не подойти поцеловать меня! Иоанн Златоуст пишет: «ослепив зрение и окаменив сердца». Что ослепило их глаза и окаменило сердца? Кто? Грех или Бог? Грех по природе своей лишает видения Бога, Бог по Своей чистоте и святости не открывается нечистому зрению, пока оно не очистится. Ибо сказано:/блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят/ 334 . Мир Вам и радость от Господа. Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Прямой эфир: протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов отвечают на вопросы радиослушателей, гость программы Андрей Иванович Солодков - преподаватель сектоведения, миссиологии, истории религий в Российском Православном Университете 08.05.2015 10:12:29 Кульков Сергей Андреевич - Как назвать грех, когда я не делаю того, что могу, по причине боязни исповедования православной веры перед людьми? Как с этим бороться? Еще: Часто прихожу в уныние из-за того, что многим людям в жизни не повезло, а я здоровый, хорошая семья, мне здесь Бог благоволит. Должен быть благодарным и отплатить Богу добром, а не унывать? Что мне сделать Богу, чтобы доказать свое хорошее положение? -Читаем -  в Писании есть такой текст – «И так кто разумеет делать добро - и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). И очень важно при этом, как тоже в Писании говорится, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Само ваше стремление делать добро во славу Божию как акт благодарения с вашей стороны по отношению к Богу очень похвально и правильно, например, в  Нагорной  проповеди – «да светит свет ваш пред людьми с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». Воспринимайте любое доброе дело, сделанное вами, как акт  служения Богу. И это укрепит вас в вашем доброделании. -Моя одна хорошая знакомая сказала мне, что дети в церкви должны стоять смирно как взрослые, не ходить по церкви, ничего не трогать,  не плакать, не шуметь. Если я не приучила своих к правильному поведению - то ходить с ними на целую службу нельзя. Нужно приучать их к церкви понемногу, а то такое поведение будет  отвлекать прихожан от молитв, и это будет еще одним моим грехом. Подскажите, так ли это? Я всегда думала, что к ребенку надо относиться по- другому, и даже  если он капризничает -  нужно его успокоить, если это не получается - тогда выходить из церкви. -Ну, что можно сказать? Ваша подруга заботится о находящихся в храме, кому реально могут мешать ваши дети. Вы заботитесь о детях, что и должны делать, приходя вместе с ними в храм.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-pro...

Сердце мудрого по правую сторону, а сердце глупого по левую . Справа – правда и благочестие, пусть спасения, слева – ложь и беззаконие, путь погибели. Так устроены мудрость и глупость – одна избирает первое, а другая – второе. «Затем прислали греки к Владимиру философа», – сообщает «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца . После своего слова князю «философ показал Владимиру занавес, на котором было написано судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево – грешников, идущих на мучения. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись» Повесть временных лет]. Сердце мудрого на правую сторону. Через девятьсот лет другой Владимир увидел другой рай, рай Карла Маркса, утопию коммунизма. И выбор был другой. И раскрестилась Русь, расхристанная пошла налево. Малая глупость перевесила мудрость и почёт. Всё покатилось в тартарары, а сердце глупого по левую . Можно ли помочь глупому? По какой бы дороге ни шёл глупый, у него всегда недостаёт смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Всё-таки глупому ничто не поможет, нет дорог, на которых он хотя бы казался умным, ему всегда и везде недостаёт смысла , и он не преминёт всякому высказать, что он глуп . Беда великая – глупость. В оригинале говорится не о нехватке смысла , а о нехватке (леб), то есть сердца. Это далеко не Vernunft (разум, смысл), как в немецких переводах. Зато точно передано в LXX: καρδα=сердце. Вот чего не хватает глупому – не ума, а сердца! Даже при малых умственных способностях человек бывает мудрым, а вот если недостаёт сердца , то и гений глуп. Недостаёт смысла – это проблема сердца, а не ума. И вот такой не забудет всякому высказать, что он глуп , то есть продемонстрировать свою глупость, чтобы всем была видна. Только сам он её не видит. Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. Бывает, провинится человек, бывает, совершит и большой проступок .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою Владимир, епископ Самарский и Ставропольский Слово, сказанное в Самаре при появлении холеры 2 В только что прочитанном Евангелии мы выслушали, братия, историю исцеления Спасителем расслабленного ( Мф.9:1–8 ). Трудно представить себе человека-христианина, который мог бы и в благополучное время оставаться равнодушным при повествовании о таких ужасных болезнях, какова была болезнь евангельского расслабленного; но еще глубже западают они в нашу душу в такие небезопасные времена, каково настоящее, когда Бог посетил нас страшною эпидемической болезнью. С внутренней тугой следим мы за развитием этой болезни, и думы – одна другой мрачнее и страшливее – возникают в голове нашей: кто скажет мне наверное, размышляет каждый из нас, что эта болезнь в скором же времени не постигнет и меня? Кто поручится, что и мой дом не будет скоро походить на больницу? И в самом деле, кто может поручиться человеку за счастье и благополучие наступающих дней, если он не знает Небесного Поручителя, если он не полагается на провидение Того, у Которого и волосы на голове человеческой все сочтены ( Мф.10:30 )? Но если ты свой дом, свою семью и свою жизнь отдал в Его руки, то кто отлучит тебя от любви Божией ( Рим.8:35 ) и чего тогда бояться тебе? Тем, которые любят Бога, всё служит ко благу. Бог и на одре болезни может благословить тебя подобно тому, как благословил Он расслабленного, о котором повествуется в нынешнем Евангелии. Вот содержание этого евангелия: Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свои город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 18. Re: Владимир Путин: Ивана Грозного очернил Ватикан О, СТРОИТЕЛЬ раскрыл себя. И что вы делаете на православном форуме, милейший? 17. ответ 1, Русский Сталинист: - Наш Президент молодец, всё чётко сказал и по Грозному Царю, и по Второй мировой. Действительно, Первый Русский Царь был жёстким правителем, а чего вы хотели, если на дворе 16 век и в " просвещенных " европах за одну ночь вырезают в десятки и сотни раз больше людей, чем за три с лишним десятилетия его правления? Он был жёстким и грозным с врагами Руси и врагами Православия, потому они его так ненавидят и так клевещут на него уже четыре века, и всё никак не могут угомониться, шакалы, пинающие мертвого льва, ровно такая же история и со Сталиным, Иваном Грозным Русской истории ХХ века. Президент наш, конечно, молодец, за словом в карман не лезет, только зря он, говоря о России, за спину царя Ивана Грозного прячется. Времена нынче тоже жестокие и кровушка российская тоже не зря почем льется. Только президент, это не царь и заступаться за страну и народ перед врагами будет согласно либеральной конституции. А враги ненавидят Ивана Грозного за то, что он проявил себя самобытной личностью, сумевшей жестким правлением заложить основу российского государства. Россия с тех пор стала для всех костью в горле. Как тогда, так и сейчас одними словами страну не защитишь. Тут нужно быть вторым Иваном Грозным, на которого наш Президент-молодец, увы, пока не тянет. Да и вряд ли, кто в его окружении потянет. 16. Ответ на 15., СТРОИТЕЛЬ: Все равно не понятно. На земле человек заботится о хлебе насущном, заводит семью, строит дом, растит детей. А что там делать в этом Раю. Вечное блаженство, это как спайс курить чтоли. человек который не представляет себе как будет жить в раю, для будущей жизни неблагонадёжен. . Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14. ибо много званых, а мало избранных. (Св. Евангелие от Матфея 22:11-15)

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/17/vl...

От семинарской корпорации Владыке была поднесена Иверская икона Божией Матери; Владыка благодарил семинарскую корпорацию за добрые чувства и приношения и, между прочим, высказал, что душа его смущается пред тяжестью предстоящего ему великого служения, для коего недостаточно было бы и более крепких сил человеческих. «Глубоко сознаю, – говорил Владыка, – что несмь достоин внити под кров собора великих святителей Московских; я как бы слышу их укоризненный голос: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). И ныне меня ободряет только упование на помощь Господа Бога, на предстательство Пресвятой Владычицы Богородицы и на наши молитвы, братия моя. Не искал я почести сего вышнего звания и дверьми вхожу во двор овчий, а не инуде ( Ин.10:1 )»... 14-го марта Владыка прибыл в церковь святой Нины на Кукийском православном кладбище, чтобы совершить последнюю, прощальную литургию по всем усопшим. В обычное время святитель сказал глубоко прочувствованное слово. В этом слове, воодушевленном и искреннем, Владыка Митрополит указал, что обычай посещать могилы кладбища, виден еще с Евангельских повествований: «Мария и Марфа были у гробницы Лазаря; подобно им и жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело своего Божественного Учителя. Так и мы, по примеру святых жен, – продолжал далее Владыка, – окинем духовным оком кладбище, посетим могилы умерших. Вот читаем надпись: могилы юноши и молодой девицы. Какие мысли эти могилы возбуждают в нас?» Указав затем на могилы богатого человека, бедного и еще на могилу скоропостижно умершего, Владыка выяснил, какие мысли и чувства возникают у нас при посещении той или другой могилы. Наконец, в заключение своего вдохновенного и образного слова, проповедник обратил внимание слушателей еще на одну могилу, которую сейчас копают и которая, может быть, приготовляется для одного из нас... Впечатление от произнесенного слова было настолько глубокое, что весьма многие из присутствующих не могли удержать невольных слез умиления. 15 марта, в последний день своего пребывания в Тифлисе, митрополит Владимир служил в Сионском кафедральном соборе. В конце литургии он обратился к своей бывшей пастве со следующим прощальным словом: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. ( Флп.1:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Люди ждали встречи с Богом, самоуверенно полагая, что эта встреча принесет им радость и освобождение. Но человек, не знающий, что такое покаяние, не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх 33:20) — об этом Господь предупреждал еще Моисея. Недаром евреи, вышедшие под его водительством из Египта, упрашивали Моисея, чтобы он сам говорил с Господом от их имени, а они бы стояли в стороне, чтобы не умереть. Поэтому и День Господень (известный христианам как день Второго пришествия Господа Иисуса Христа) станет для многих людей, не готовых к встрече с Богом, «тьмой». Страшный суд (фрагмент росписи Владимирского собора) Василий Васнецов. 1904 Может показаться, что речь тут идет только об историческом Израиле, но это пророчество касается и христиан, предупреждает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. В Первом послании апостола Петра мы читаем:  Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет 4:17). То, что сказано об израильтянах, которые верили в свою богоизбранность и рассчитывали, что Бог будет всегда терпеть их беззакония, оказывается, относится и к «новому Израилю», к христианской Церкви. Сложность пророчества Амоса еще и в том, что Бог предстает здесь как бы облеченным во тьму, Он окружен мраком — и это, по-видимому, противоречит и нашим обыденным представлениям о Боге, и многим местам Священного Писания. Я свет пришел в мир , — говорит Христос народу в Иерусалиме (Ин 12:46); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы , — утверждает апостол Иоанн Богослов (1 Ин 1:5). Противоречит это вроде бы и свидетельствам святых отцов, которые описывали Бога как «нетварный свет» (Григорий Палама) и «огонь» (Симеон Новый Богослов). " Радость праведных о Господе " . Преддверие рая (эскизы росписи Владимирского собора) В. Васнецов . 1885-1896 Но «свет» и «тьма» — понятия весьма условные, когда речь заходит о Боге. Оба они обозначают непостижимость Божества, Его невыразимость человеческими словами. Когда апостол Павел говорит, что Бог обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16), а царь Соломон — что Он благоволит обитать во мгле (2 Пар 6:1), они говорят об одном и том же. Другое дело, что у пророка Амоса под «тьмой» подразумевается не столько непостижимость Бога, сколько незавидная участь тех, кто не очистил свое сердце покаянием и оказался не готов к Его приходу. Чем важно это пророчество:

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Целью любой церковной дискуссии и любой критики должно быть улучшение, очищение, созидание церковной жизни. Если же человек стремится разрушить Церковь, потворствует расколу, сам уходит в раскол, либо рассуждает только о «переделе власти», забывая о главном – о проповеди слова Божия, об устроении христианских трудов, — то это тоже грех, в котором нужно каяться и который нужно обличать. Протоиерей Владимир Вигилянский: Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе Протоиерей Владимир Вигилянский Предстоятели Русской Православной Церкви всегда говорили, что у нас нет ни тем, которые мы не могли бы обсуждать, ни областей церковной жизни, которые мы не могли бы критиковать. Однако в этом отношении существует несколько условий. Во-первых, критика должна основываться на реальных, проверенных фактах, а не на слухах и сплетнях, то есть не быть голословной. И второе, за подобной критикой должна стоять искренняя любовь к Церкви, забота о том, чтобы эта критика не способствовала нарушению единства Церкви. А также, чтобы в ее основе не стояли побуждения, не связанные с любовью к ближнему, потому что любовь, конечно, превыше всего. Такую критику Церковь и священноначалие будет принимать с благодарностью. Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе. В этом отношении следует руководствоваться евангельским принципом, заповеданным нам Самим Господом: « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь » (Мф. 18, 15-17). В Церкви существует множество механизмов, в которых возможно участие всех членов Церкви, стремящихся к улучшению положения Церкви. К ним относятся Поместные Соборы, Архиерейские Соборы, Синод, Святейший Патриарх, правящий архиерей, церковный суд, Межсоборное присутствие, синодальные отделы и т.д.

http://pravmir.ru/opros-mozhet-li-kritik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010