Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс 21 января 2007 г. 14:46 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал двадцатисемилетний владикавказский башмачник Абдул-оглы. Владикавказ исторически формировался как полиэтничный город. Коренные народы Кавказа, украинцы, поляки, немцы, евреи, татары, персы и, конечно же, русские — Владикавказ принимал всех, объединяя в пространстве и времени, сохраняя при этом уникальные особенности каждого этноса. Разумеется, культурное своеобразие проявлялось и в конфессиональной сфере. В конце XIX века в городе действовали, помимо православных храмов (русских, грузинского, греческого, осетинского), также армянская церковь, две синагоги, кирха, костел, шиитская мечеть (суннитская была построена в начале XX века) и др. На 1897 год в городе проживало немногим менее 50 тысяч жителей, и население постоянно прирастало. Одним из тех, кто приехал в те годы искать счастья в столице Терской области, был двадцатисемилетний перс Абдул-оглы, зарабатывавший на жизнь изготовлением обуви. Он и стал первым (из известных к настоящему времени) за Христа пострадавшим жителем Владикавказа. По словам Абдул-оглы, первое же соприкосновение его с христианством породило горячее желание последовать истинной вере. Вскоре он направил соответствующее прошение правящему архиерею Владикавказско-Моздокской епархии епископу Владимиру (Сеньковскому) с просьбой крестить его. Владыка поручил штатному клирику Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерею Алексию Гатуеву совершить катехизацию, и, «ежели оглашенный окажется достоин», то и крестить его. Выбор наставника для молодого человека не был случайным. Долгие годы отец Алексий служил в отдаленных местностях Осетии, где проявил себя как блестящий миссионер. «Под руководством своего духовного отца этот чрезвычайно способный, как заметил отец Гатуев, юноша скоро усвоил учение Христа и 20 июля… был крещен и наречен Иоанном», писала 26 июля 1898 года газета «Терские ведомости». Так Абдул-оглы обрел свое новое имя — Иван Андреевич Щербинин (восприемником молодого перса стал Андрей Щербинин, староста Осетинской церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/185471.htm...

С. Девятова Скачать epub pdf Подвижники Ставропольского края и Кавказа Старица Анастасия (Владикавказская) († 1932 г.) По рассказам современников матушка Анастасия родилась в семье владельца крупной недвижимости Андрея Андреева. Благочестивые родители, Андрей и Устиния, смогли дать Анастасии и сыновьям не только хорошее светское образование, но позаботились о христианском воспитании детей. Анастасия была замужем дважды. В первый раз родители выдали ее замуж за состоятельного человека, но этот брак был недолгим. После кончины мужа родители выдали ее замуж за вдовца с двумя дочерями. С большой любовью Анастасия относилась к своим падчерицам, уделяя много внимания их религиозному воспитанию. Овдовев второй раз, будущая подвижница стала ежедневно ходить в храм, молилась об упокоении души умершего супруга, вопрошала Господа как ей жить дальше. Вскоре во сне ей явился Ангел и повелел ей оставить мир. Анастасия рассказала о чудесном видении духовнику, по его благословению возложила на себя пост и ежедневно строго выполняла данное ей молитвенное правило. Через четыре года чудесное видение повторилось вновь. К тому времени падчерицы уже выросли, стали жить отдельно. Анастасия раздала свое имущество и поступила в новооткрытый Владикавказский Покровский женский монастырь 44 , где вскоре приняла постриг. Однако по Промыслу Божиему ей суждено было вести подвижническую жизнь вне монастыря. Благословение на юродства Христа ради матушка, вероятно, получила от епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского). Сохранилось свидетельство, что в год, когда из Моздока во Владикавказ впервые принесли Моздокскую икону Божией Матери 45 , и святыня временно стояла на носилках посередине храма, на глазах у всех матушка Анастасия, юродствуя, стала засовывать за икону картонку. Один из священников сделал ей замечание, однако, вышедший из алтаря епископ Владимир попросил священника ей не препятствовать. Блаженная Анастасия поселилась во Владикавказе на улице Суворовской в хижине, сплетенной из хвороста, с маленькой печкой внутри. День и ночь она молилась, спала крайне мало, ночью лишь изредка ложилась отдохнуть на лавку, кладя под голову большой камень. Днем, путешествую по городу, творила умную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКРЕНЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в 1-м Донском окр. обл. Войска Донского, близ станицы Мариинской, в Бекреневской балке. Первоначально на месте Б. м. по ходатайству и на средства хорунжего Мариинской станицы Ивана Васильевича Стефанова и торгового казака Стефана Абросимова была устроена Никольская часовня в память избавления имп. Александра II от покушения 25 мая 1867 г. в Париже. По благословению еп. Донского Платона (Городецкого) ежегодно к часовне стал совершаться крестный ход из станицы Мариинской. В 1886 г. часовня с земельным участком площадью ок. 6 дес., пожертвованным урядником Сергеем Поляковым, и подсобными строениями была передана в собственность архиерейского дома и названа Бекреневским подворьем. В 1889 г. часовня была обращена в ц. свт. Николая Чудотворца с приделом, освященным в 1892 г. во имя блгв. Александра Невского. В 1892 г. по ходатайству архиеп. Донского Макария (Миролюбова) указом Святейшего Синода подворье было преобразовано в муж. общежительный мон-рь. Инициатива открытия обители принадлежала И. В. Стефанову, к-рый принял участие в ее обустройстве и пожертвовал 70 тыс. р. К 10-м гг. XX в. в Б. м. с игуменским управлением было 13 монахов и 24 послушника. Мон-рь содержал странноприимный дом, владел 2 виноградниками, кирпичным заводом, усадебной землей (6 дес. 1424 кв. саж.), сдаваемым в аренду участком (200 дес. 1610 кв. саж.) на границе юрта Мариинской станицы. В 1910 г., после обнаружившихся серьезнейших нарушений монашеской дисциплины, решением Синода муж. обитель была упразднена и на ее месте создан жен. мон-рь. Насельников разослали по др. мон-рям России. Указом архиеп. Донского Владимира (Сеньковского) Б. м. был передан в ведение игум. Иннокентии, настоятельницы Донского Ефремовского жен. мон-ря , часть насельниц к-рого в 1911 г. перешла в Б. м. Игуменией мон-ря была назначена опытная мон. Амфиана. По инициативе игум. Иннокентии в Б. м. был построен и 29 июня 1913 г. освящен еп. Аксайским Ермогеном (Максимовым) новый Никольский собор. 21 марта 1913 г. имп. Николай II пожертвовал мон-рю священные сосуды. Облачения, пелены и покровы изготовили сами сестры, переведенные из Ефремовского мон-ря. К 1917 г. в Б. м. было 2 корпуса, дом настоятельницы, 11 небольших флигелей, 4 сарая, конюшня, 3 виноградных и фруктовых сада. Ежегодно 6 мая и 9 мая совершались крестные ходы к монастырскому колодцу и вокруг мон-ря.

http://pravenc.ru/text/77852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. 1. Б. в. Томской епархии было учреждено Святейшим Синодом РПЦ 2 янв. 1880 г. по ходатайству Томского еп. Петра (Екатериновского) , желавшего, чтобы Алтайская духовная миссия имела начальника в сане епископа. 7 февр. 1880 г. на Б. в. указом Святейшего Синода был назначен начальник Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) , 16 марта 1880 г. в Томске хиротонисанный во епископа Бийского. В 1883 г. еп. Владимир перенес резиденцию начальника миссии из центрального стана в с. Улала (совр. г. Горно-Алтайск) в Бийск, где был создан миссионерский центр, включавший в себя Бийское миссионерское катехизаторское уч-ще (с 27 марта 1890 имело статус ДУ, размещалось в нижнем этаже архиерейского дома), архив и б-ку Алтайской миссии (в 1886 пожар уничтожил б-ку и значительную часть архива). Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. 6 авг. 1883 г. еп. Владимир был назначен на Томскую кафедру. 12 февр. 1884 г. во епископа Бийского был хиротонисан свт. Макарий (Невский) , 26 мая 1891 г. переведенный на Томскую кафедру. 18 авг. 1891 г. состоялась хиротония во епископа Бийского Владимира (Сеньковского) , 12 июня 1893 г. назначенного во Владикавказскую епархию. Хиротонии 4 последующих Бийских епископов: Мефодия (Герасимова) - 2 июня 1894 г., Сергия (Петрова) - 12 февр. 1899 г., Макария (Павлова) - 18 марта 1901 г., Иннокентия (Соколова) - 3 апр. 1905 г.,- возглавлял Томский еп. (с 1906 архиепископ) свт. Макарий (Невский). Каждому из епископов после хиротонии и напутственной речи свт. Макарий вручал хранившуюся в Томске святыню - жезл Черниговского архиеп. свт. Феодосия (Углицкого) . Кроме 3 миссионерских благочиний, охватывавших к 1917 г. 30 отд-ний Алтайской духовной миссии, епископам Бийским подчинялось неск. благочиний Томской епархии вокруг Бийска и миссионерские мон-ри: Тихвинский жен. (недалеко от Бийска), улалинский во имя свт. Николая Чудотворца жен. и чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж . В 1919 г. Б. в. было преобразовано в Бийскую и Алтайскую епархию .

http://pravenc.ru/text/197236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВТОРОАФОНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ставропольской и Владикавказской епархии), находится на юго-зап. склоне горы Бештау, в 10 км от г. Пятигорска Ставропольского края. С XIX в. на склонах Бештау селились отшельники, в т. ч. схим. Савва (Савельев; † 25 апр. 1905), предсказавший устроение В. м. В нач. XX в. по инициативе настоятеля Иоанно-Богословской келлии мон-ря Хиландар иеросхим. Герасима (Попова) на Кавказе предполагалось устроить подворье обители. В июле 1902 г. иером. Иоанн (Мирошников), приехавший с Афона, собирал пожертвования в С.-Петербурге и Саратовской губ. Др. хиландарский мон. Сергий посетил Пятигорск и познакомился со схим. Саввой, к-рый предложил основать обитель на юго-зап. склоне Бештау. Намерения хиландарской братии поддержали св. прав. Иоанн Кронштадтский и товарищ обер-прокурора В. К. Саблер . 9 апр. 1903 г. директор Кавказских Минеральных Вод В. В. Хвощинский передал буд. мон-рю 20 дес. земли Бештаугорской казенной дачи для устройства образцовой молочной фермы, к-рая «могла бы служить для удовлетворения нужд» приезжей публики (16 авг. 1904 передача земли была согласована с Мин-вом земледелия и гос. имуществ Российской империи). Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. Фотография. 2003 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. Фотография. 2003 г. С весны 1904 г. на Бештау велись строительные работы, иером. Иоанн вместе с первыми насельниками жил в землянках. 21 июля 1904 г. вел. кн. Димитрий Константинович стал ктитором обители, полковник Д. П. Шишков - его помощником. По ходатайству еп. Владикавказского Владимира (Сеньковского) указом Синода 12 нояб. 1904 г. мон-рь был учрежден, его основание признавалось «желательным в целях религиозно-нравственного просвещения кабардинцев-магометан». Приехавший с Афона с 20 иноками иеросхим. Герасим (Попов) 27 нояб. 1904 г. был утвержден настоятелем В. м. Но Синод РПЦ отклонил прошение иеросхим. Герасима предоставить В. м. те же права, что и Новоафонскому муж. мон-рю , и не признал «староафонский» статус и сан насельников В. м.

http://pravenc.ru/text/155582.html

В 1887 году в селении Ардон Северной Осетии было открыто Александровское миссионерское духовное училище. Решением Синода от 20 сентября 1895 года оно было преобразовано в Александровскую миссионерскую духовную семинарию. С этого времени Ардонская семинария стала главным центром просвещения в Осетии, кузницей кадров не только осетинской интеллигенции, но и окрестного казачьего населения. Уже в начале XX века в Осетии повсеместно в сельских школах работали выпускники Ардонской семинарии, а по всей Владикавказской епархии служили священники, окончившие семинарию. В течение своей недолгой истории Ардонская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения Осетии. Ее выпускники внесли неоценимый вклад в духовное и культурное развитие не только Осетии, но и всего Кавказа. Среди ректоров Ардонской духовной семинарии было много выдающихся деятелей Церкви: первый ректор семинарии архимандрит Иоанн (Алексеев) — впоследствии епископ Пермский; архимандрит Димитрий (князь Давид Ильич Абашидзе) — впоследствии схиархиепископ Антоний, местночтимый святой Киевской епархии ; архимандрит Пимен (Белоликов) — впоследствии епископ Семиреченский и Верненский, канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских, и многие другие. Что же касается духовного училища, то в 1887 году по инициативе епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского) из Моздока во Владикавказ было переведено духовное училище, которое состояло из четырех классов с годичным курсом обучения в каждом и одного приготовительного класса. В училище принимались дети всех сословий православного исповедания, причем дети духовенства зачислялись бесплатно. Говоря о воспитанниках училища, нельзя не отметить, что здесь учились дети большинства духовенства Владикавказской епархии. — Учебная программа в современном училище имеет какие-то свои особенности? — Образовательный процесс в духовном училище осуществляется строго на основе учебных программ и учебных планов, утвержденных Учебным комитетом Русской Православной Церкви, и включает три курса обучения. На весь период обучения студентам очного отделения предоставляется бесплатно общежитие и четырехразовое питание, кроме того, студенты очного отделения получают стипендию, размер которой зависит от успеваемости.

http://patriarchia.ru/db/text/3138359.ht...

В новом храме было три престола: главный престол во имя свв. первоверховных апп. Петра и Павла, придельный престол во имя св. ап. Филиппа, освященный в честь этого святого «для увековечения памяти о бракосочетании ныне благополучно царствующего государя императора Николая Александровича», и другой придельный престол — в честь иконы Божией Матери Одигитрия. 5 февраля 1913 года указом Святейшего Синода на имя архиепископа Владимира (Сеньковского) Петропавловская церковь г. Александровска-Грушевского была переименована в собор. Являлся центральным храмом углепромышленного центра на Дону и был одним из самых богатых во всей Области войска Донского. В 1911 году к зданиям, принадлежащим Петропавловской церкви, относились: кирпичная лавка, крытая листовым железом, каменный пятиоконный дом, крытый железом для второй Александровск-Грушевской церковно-приходской церкви. Кроме того, еще два каменных домика, крытых соломой, пожертвованных вдовой Герасимовой, три церковных дома для священнослужителей (построенных и приобретенных частично на средства церкви и частично на средства жертвователей в 1973,1883,1899 и 1909 гг.). В библиотеке собора насчитывалось 156 томов, предназначенных для чтения. После закрытия собора в 1930 году и сдачи его имущества государству встал вопрос об изыскании средств на переоборудование храма в музей. Но средств на эти цели найти новой власти не удалось. Оказалось, проще разрушить храм, что и было сделано в 1930-х годах. Кирпич из стен Петропавловского собора пошел на отмостку двора городской инкубаторской станции на ул. Шевченко. На фундаменте великолепного памятника архитектурного зодчества — Петропавловского собора было построено новое здание совнархоза. От собора осталась только алтарная часть здания, в которой сделан актовый зал. Ныне там располагается филиал Новочеркасского политехнического института. http://drevo-info.ru/articles/version/150075.html Комментарии и обсуждение Во многих статьях об этом храме тиражируется информация о том, что (цитирую):  " От собора осталась только алтарная часть здания, в которой сделан актовый зал " .

http://sobory.ru/article/?object=34389

В 1887 году в селении Ардон Северной Осетии было открыто Александровское миссионерское духовное училище. Указом Сената от 20 сентября 1895 года оно было преобразовано в Александровскую миссионерскую духовную семинарию. С этого времени Ардонская семинария стала главным центром просвещения в Осетии, кузницей кадров не только осетинской интеллигенции, но и окрестного казачьего населения. Уже в начале XX века в Осетии повсеместно в сельских школах работали выпускники Ардонской семинарии, а по всей Владикавказской епархии служили священники окончившие семинарию. В течение своей недолгой истории Ардонская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения Осетии. Ее выпускники внесли неоценимый вклад в духовное и культурное развитие не только Осетии, но и всего Кавказа. Среди ректоров Ардонской духовной семинарии было много выдающихся деятелей Церкви: первый ректор семинарии архимандрит Иоанна (Алексеев) – впоследствии епископ Пермский, архимандрит Димитрий (князь Давид Ильич Абашидзе) – впоследствии схиархиепископ Антоний, местночтимый святой Киевской епархии, архимандрит Пимен (Белоликов) – впоследствии епископ Семиреченский и Верненский, канонизирован в сонме Новомучеников и Исповедников Российских и многие другие. Что же касается Духовного училища, то в 1887 году, по инициативе Преосвященного епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), из Моздока во Владикавказ было переведено духовное училище, которое состояло из четырех классов с годичным курсом обучения в каждом и одного приготовительного класса. В училище принимались дети всех сословий православного исповедания, причем дети духовенства зачислялись бесплатно. Говоря о воспитанниках училища, нельзя не отметить, что здесь учились дети большинства духовенства Владикавказской епархии. - Учебная программа имеет какие-то свои особенности? Образовательный процесс в духовном училище осуществляется строго на основе учебных программ и учебных планов, утвержденных Учебным комитетом Русской Православной Церкви, и включает в себя 3 курса обучения. На весь период обучения студентам очного отделения предоставляется бесплатно общежитие и четырехразовое питание, кроме того, студенты очного отделения получают стипендию, размер которой зависит от успеваемости.

http://religare.ru/2_101924.html

В другом месте епископ Гурий писал о том, что пределом терпимости по отношению к старообрядцам является невмешательство государства в их внутренние дела. 163 Он считал антиканоничным требование указа допустить браки со старообрядцами. 164 Еще резче характеризовали указ от 17 апреля кишиневские миссионеры, мнение которых приложено к отзыву епископа Кишиневского Владимира (Сеньковского). 165 По их мнению, Православная Церковь не может, в силу своего Божественного назначения, допускать для своих членов той религиозной свободы, которая допущена государством в указе от 17 апреля сего года о веротерпимости. Допустить это – значило бы, что Церковь потворствует еретикам и раскольникам и открывает своим чадам широкие врата, ведущие во временную и вечную пагубу. Ввиду этого отношения Церкви к расколо-сектантству и к инославным и иноверным исповеданиям должны – и после указа 17 апреля сего года о веротерпимости – остаться те же, какие были до сего времени. Церковь по-прежнему, в силу неотмененного постановления Большого Московского Собора 1667 года, коим дано русским церковным крамольникам название «раскольников», вменяет в обязанность во время бесед о вере, в проповедях церковных и в полемических сочинениях именовать глаголемых старообрядцев присущим им названием «раскольники», за что православные не должны быть привлекаемы к ответственности по 7-му пункту указа, а в официальных бумагах на имя гражданских чинов и учреждений можно величать их «старообрядцами», хотя на самом деле они не «старообрядцы», а «новообрядцы». 16-м пунктом того же указа воспрещается в официальных актах называть ламаитов идолопоклонниками и язычниками, а между тем Церковь Христова иначе их не может признавать и называть. 166 Манифест нередко воспринимался как прямой запрет миссионерской деятельности. Характерно, что на одном из заседаний Предсоборного присутствия И.Г. Айвазову 167 пришлось специально обосновывать право Православной Церкви публично «проповедовать иномыслящим свое вероучение» и различными методами «привлекать их в свое лоно». 168 Необходимость доказательства того, что миссионерская полемика не является чем-то противозаконным, весьма показательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В северокавказских республиках основное население — мусульмане, но осетинский народ в большинстве своем исповедует Православие. В Северной Осетии есть грузинские и армянские диаспоры. Как и в Татарстане, мусульмане и христиане живут там во взаимопонимании и соработничестве. Слава Богу, на Северном Кавказе сохраняется межрелигиозный мир, там традиционно добрые отношения между представителями разных религий. Приведу такой пример из истории этого края. Летом 1910 года, когда по обширной Терской области совершался крестный ход с чудотворным Моздокским образом Пресвятой Богородицы, он проходил в том числе через Дагестан, Чечню, Ингушетию. Когда богомольцы проходили по этим территориям, женщины-мусульманки выносили им студеную воду, чтобы те утолили жажду. Когда крестный ход прибыл в Беслан, состоялось богослужение в храме. Есть свидетельство епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), что во время богослужения в храме находился местный мулла и женщины-магометанки: «Мулла поставил большую свечу у Моздокского образа Богородицы, а женщины-мусульманки подошли к образу Пресвятой Богородицы и поклонились ей». Межрелигиозный мир и согласие — это очень важно, и не только для Северного Кавказа. В целом это прекрасный регион, с удивительными обычаями и традициями. Президент нашей Республики объявил 2023-й Годом национальных культур и традиций. Уникальные многообразные культура и традиции нашего народа — фундамент, на котором должна строиться жизнь. «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию» — «Почему, на Ваш взгляд, не удается возродить Казанскую духовную академию?» (Николай Семенов) — Эту задачу перед нами поставил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Эту задачу перед нами ставит и Учебный комитет Русской Православной Церкви. Как мы знаем, прославленная Казанская духовная академия была очень известной по многим причинам и, конечно, нам необходимо ее возродить. Но это дело не одного дня. К этому нужно прийти, и мы к этой цели целенаправленно двигаемся.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6008085...

  001     002    003