Интересна и поучительна история двух крымских храмов святого равноапостольного великого князя Владимира. В их строительстве самое непосредственное участие принял П.И.Губонин. Из-за схожих названий эти храмы нередко путают. Оба они связаны с принятием Русью христианства. Известно, что в Херсонесе в 988 году великий князь киевский Владимир Красное Солнышко сам принял крещение, а уж затем крестил всю древнюю Русь. Поселения, расположенные в этом месте, в разное время назывались Херсон и Корсунь, сейчас Херсонес. Развалины средневекового Херсонеса находятся на окраине современного Севастополя. Понятно, почему Владимирский собор первоначально планировалось построить в Херсонесе. Но по просьбе командующего Черноморским флотом адмирала М.П.Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города.  Подготовительные работы начались в 1848г. Автором проекта был знаменитый К.А.Тон.  В 1851г. умер Лазарев, и в память о его заслугах было решено похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Закладка собора произведена 15 июля 1854г. Предполагалось построить его за три года. Но уже начавшаяся Крымская война внесла существенные поправки. 11 октября  1853  года  турками  на  Дунае из крепости Исакчи была обстреляна небольшая русская флотилия. Погибли капитан II ранга Варпаховский и шесть матросов. Турция объявила войну России в октябре 1853 года.  Николай I обратился с манифестом к народу 20 октября.  18 ноября — уничтожение турецкого флота у Синопа.  9 апреля 1854 года — обстрел флотом союзников неукрепленной Одессы.  1 сентября 1854 г. произошла высадка англо-франко-турецкого десанта в Евпатории. Это было  началом сухопутных боев за Крым, приведших к осаде Севастополя. Таким образом, закладка храма была произведена после предъявления Россией ультиматума  султану  в связи с притеснением христиан в Османской империи.  Турция готова была выполнить справедливые требования России, но подстрекательство  Англии и Франции привело к срыву переговоров и спровоцировало Восточную (в России обычно называемой Крымской) войну.

http://pravmir.ru/petr-ionovich-gubonin-...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . Во внимание к помощи в восстановлении Успенского кафедрального собора г. Иваново Святейший Владыка наградил губернатора Ивановской области П.А. Конькова орденом преподобного Серафима Саровского II степени. В благословение на труды Предстоятель вручил митрополиту Иосифу панагию и крест, изготовленные к 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира. В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону Иоанна Предтечи. Верующим были розданы иконки Казанской Божией Матери с Патриаршим благословением. До революции в городе Иваново-Вознесенске находились три величественных храмовых комплекса: Покровский и Троицкий соборы на Покровской горе (нынешняя территория площади Пушкина); Крестовоздвиженский и Христорождественский храмы на Торговой площади (территория современной площади Революции); Вознесенский храм в центре Вознесенского посада. Все они, вместе с расположенными рядом ними старинными кладбищами села Иваново и Вознесенского посада, были уничтожены в 30-е годы прошлого века. В годы гонений уцелела лишь небольшая Преображенская церковь деревни Рылиха — населенного пункта, вошедшего в состав Иваново-Вознесенска после революции 1917 года. Именно она оставалась единственным действующим храмом, а после 1944 года в силу необходимости стала кафедральным собором Ивановской епархии. Несколько поколений ивановцев знали этот храм под именем «Белая церковь». Когда в Ивановской области возродилась церковная жизнь, Преображенский храм ввиду скромных размеров и отсутствия инфраструктуры уже не мог полноценно исполнять функции главного храма региона. Рассматривались различные варианты строительства кафедрального собора. В апреле 2013 года было принято решение придать статус кафедрального собора восстановленному Успенскому храму города Иваново. Этот храм был заложен 12 сентября 1834 года. Его проект был разработан в традициях позднего классицизма владимирским губернским архитектором Е.Я. Петровым.

http://patriarchia.ru/db/text/4168780.ht...

Эта идея была официально утверждена Синодом и императором Николаем I в 1852 году. Тогда же начался сбор средств на строительство собора. К осени 1859 года было собрано около 100 тысяч рублей. Свято-Владимирский собор был заложен в день святого равноапостольного князя Владимира 15 (28) июля 1862 года. Его строительство планировалось завершить к 900-летнему юбилею Крещения Руси (1888), но оно растянулось на тридцать три года - с 1862 по 1896. Руководство внутренней отделкой храма, составление проекта росписи, приглашение художников и наблюдение за ведением работ поручили знатоку русской старины профессору Андриану Викторовичу Прахову. К работе над художественным оформлением собора были привлечены Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, ученики киевской школы Мурашко... К Виктору Михайловичу Васнецову, первому из приглашенных им художников, Прахов специально приехал в Абрамцево. Васнецов заканчивал в это время свою знаменитую впоследствии картину " Богатыри " , где художник выразил идею непоколебимой веры в русский народ, в его богатырские силы. Несмотря на то, что работа над " Богатырями " требовала еще значительного времени, Васнецов уже на другой день после визита Прахова, 30 марта 1885 года, послал Андриану Викторовичу телеграмму с согласием расписывать Свято-Владимирский собор. Готовясь к работам, Васнецов предпринял путешествие в Италию, где знакомился с памятниками раннего христианства, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. В сентябре 1885 года В.М. Васнецов пишет из Киева в Москву П.М.Третьякову: " Теперь голова моя наполнена святыми, апостолами, мучениками, пророками, ангелами, орнаментами, и всё почти гигантских размеров... Дело по значению и величине считаю серьёзным, и дай Бог силу хорошо исполнить " . А уже в ноябре 1885 года Прахов привёз эскизы росписей Васнецова в Петербург. О своих впечатлениях знакомые художники написали Виктору Михайловичу в Киев: " Поленов, Репин, Суриков в восторге от твоих произведений. По выражению Репина, ты создаёшь себе памятник, к которому не зарастёт тропа... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи митрополит Иоанникий освятил собор. Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г. Кризис Российской империи во второй половине XIX века отразился на развитии архитектуры. Одновременно со сменой идеалов красоты поменялись нормы строительной эстетики. Вместо ордера как единого мерила красоты в классицизме начали применяться свободно трактованные формы всех исторических эпох и национальных стилей. Медленно уходил в прошлое классицизм, уступая место откровенной декоративности. Ранее импозантная, цельная архитектура все чаще отказывалась от правил, призревая единственный идеал прекрасного – античные формы. Зато мастера вспомнили и оценили искусство Византии и Древней Руси. Заказчики проявляли больший интерес к проектам в готическом, английском, итальянском вкусе. Зодчество того времени подчинялось требованиям удобства и возможностям будущих домовладельцев, вместе с тем воплощая идеалы романтизма – стиля без жестких канонов и однажды найденных форм. Строительная экспансия киевских властей не ограничивалась реставрационными работами. Весной 1862 года в начале новой улицы был заложен первый камень уникального храма, посвященного памяти князя Владимира Святославича. Создание культового сооружения в неовизантийском стиле является заслугой киевских архитекторов, которые пользовались проектом Беретти. Фасады собора, его купола и окна увенчались изящными арками. Живописность архитектурных масс определялась сильно выступающими из плоскости стен контрфорсами. Несмотря на красоту и гармоничность внешних форм, здание снискало славу благодаря интерьеру, точнее, росписям, исполненным самыми знаменитыми художниками России. Живописные работы велись под руководством профессора искусств Киевского университета А.В. Прахова. Разработкой эскизов занимались М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, П.А. Сведомский, В.А. Котарбинский. В группе декораторов вначале состоял молодой Михаил Врубель, творчество которого высоко оценил Прахов и, к сожалению, отвергли заказчики – представители высшего киевского духовенства. Его рисунки, удивительные по изяществу палитры и глубине проникновения в образ, не нашли применения в отделке Владимирского собора. Впоследствии некоторые из них вошли в фонды Музея русского искусства в Киеве.

http://sobory.ru/article/?object=01026

В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал образ Божией Матери. Во внимание к трудам Святейший Владыка наградил наместника монастыря архимандрита Лонгина (Жара) орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Министр топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко и председатель Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне Д.В. Фирташ во внимание к помощи в деле строительства Свято-Троицкого собора были награждены орденами святого преподобного Серафима Саровского II степени. Верующим были розданы иконки Святой Троицы с Патриаршим благословением. Вознесенский Банченский мужской монастырь (с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл. Украины) Основан в 1994 году. Открыт решением Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 1996 года (журнал 28 мая 1998 г. обитель освятил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. При монастыре действуют дом инвалидов и детский приют в соседнем селе Молница, в котором проживают более 200 сирот. 25 апреля 2001 года молебен на закладку детского дома совершил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 29 сентября 2002 года Блаженнейший митрополит Владимир освятил детский дом и храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при приюте. 31 июля 2006 годы в обители был заложен Свято-Троицкий собор. Наместник монастыря — архимандрит Лонгин (Жар). Первых детей отец Михаил усыновил в начале 1990-х годов. В 2008 году удостоен звания Героя Украины за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

http://patriarchia.ru/db/text/1636743.ht...

Интерьер Владимирского собора. Хромолитография С.В. Кульженко. Кон. XIX в. Интерьер Владимирского собора. Хромолитография С.В. Кульженко. Кон. XIX в. Работы были продолжены в 1875 г. по приказу имп. Александра II; при посещении Киева императора поразило удручающее состояние недостроенного храма. Приглашенный из С.-Петербурга архит. Р. Б. Бернгард, специалист по теории сводов, произвел новые расчеты нагрузок на стены и перекрытия и нашел техническое решение для ликвидации трещин: он предложил укрепить внешние несущие стены пристройкой боковых нефов и контрфорсов. На этом этапе строительство возглавил киевский архит. В. Н. Николаев, разработавший проект боковых нефов, после чего план В. с. стал напоминать древние базилики. Стены укрепили контрфорсами, надстроили главный купол и своды малых куполов. В соборе было устроено 3 престола: в центральной апсиде - в честь равпоап. кн. Владимира, на хорах - в честь равноап. кн. Ольги и св. блгв. князей Бориса и Глеба. В зап. части юж. нефа помещалась крещальня. К 1882 г. строительство было в целом завершено. В. с. представляет собой крестово-купольный 3-нефный храм; традиц. 5-главие над наосом (центральный купол крупнее и выше боковых, размещенных над угловыми ячейками) на зап. фасаде (над угловыми компартиментами хор) дополнено 2 звонницами меньшего размера, чем малые купола. Фасады имеют позакомарное покрытие, повышенное в центральных рукавах планового креста, в них вписаны арочные окна по визант. образцу (тройные в центральных пряслах, двойные в остальных), визант. традиция подчеркнута оформлением куполов с помощью арок, опирающихся на колонки, а также кладкой фасадов и арок из квадров. Нек-рые черты - мощные контрфорсы, прилегающие к пилястрам, четкое деление здания широким карнизом на 2 этажа, присутствие симметричных звонниц на зап. фасаде - нарушают точное воспроизведение визант. образцов. Освящение В. с. состоялось 20 авг. 1896 г., во время посещения Киева имп. Николаем II. Первым настоятелем храма стал проф. КДА прот. И.

http://pravenc.ru/text/159092.html

Митрополиты юго-западной Руси сохранили подчинение Константинопольскому престолу, но при этом часто склонялись к унии под давлением римо-католических мирских властей. В 1595 году Киево-Литовская юго-западная митрополия окончательно отпала от Православия по условиям Брестской унии. Так было положено начало униатской «Греко-Католической» Киевской митрополии. В 1620 году православная митрополичья кафедра была восстановлена Константинопольской церковью в Киеве, который таким образом вновь стал де-факто центром тезоименитой митрополии. В 1685—1686 году Киевская епархия, вместе со всей Киевской митрополией, была переведена из состава Константинопольского Патриархата в состав Московского, наследовавшего Киево-Московской митрополии. По указу царя Петра I Киевские митрополиты в начале XVIII века стали именоваться архиепископами. Так продолжалось до середины того века, когда по указу государыни императрицы Елисаветы Петровны им было вновь пожаловано митрополичье достоинство. В XVII—XVIII веках Киевская епархия состояла из двух частей на правом и левом берегах Днепра, в пределах впоследствии отошедших к Черниговской и Полтавской губерниям. Большая часть епархии называлась собственно «Киевской епархией», а меньшая — «Заграничной». В ведении Киевского митрополита в XVIII веке находилась Варшавская капеллания в пределах Польши. С 1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Киевские архиереи вновь становятся главами не только своей епархии, но и автономной Церковной области в пределах Украины. После её ликвидации по указу патриарха Тихона был установлен Украинский экзархат. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года вновь учредил самоуправляющуюся Украинскую Православную Церковь, в составе которой Киевская епархия является предстоятельской и управляется непосредственно митрополитом всея Украины. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] 10 февраля 2011 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, было установлено празднование Собора Киевских святых , которое Священный Синод постановил совершать 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_облас...

Здесь на самом Крещатике крестились сыновья великого Владимира, не много далее граждане Киева на устье Почайны, ныне поглощенной Днепром, где была некогда пристань Киевская. Что может быть трогательнее слов самой летописи блаженного Нестора? – «Владимир послал по всему городу, говоря: если кто не обретется завтра на реке, богатый или убогий, тот будет мне противник. Люди же все, услышав сие, с радостью пошли и радостно говорили друг ко другу; если бы не добро сие было, не прияли бы сего князья и бояре! – (Какая младенческая простота нравов, достойная новорождаемых в царствие Божие!) На утро вышел на Днепр сам Владимир с пресвитерами Царевны и Корсунскими, и собралось бесчисленное множество людей; все взошли в воду и стояли иные по шею, другие до персей, младенцы же ближе к берегу, а иных младенцев держали взрослые на руках. Священники, стоя на берегу, творили молитвы, и видима была радость великая. Владимир же, радуясь, что познали Бога сам он и люди его, воззрел на небо и воскликнул: Боже великий, сотворивший небо и землю! призри на новых людей Своих, дай им, Господи, уведать Тебя истинного Бога, как уведали страны Христианския, и утверди в них веру правую и несовратимую, и мне помоги, Господи, на сопротивного врага, да, надеясь на Тебя и на Твою державу, побеждаю козни его.» Каменный памятник Крещатика воздвигнут в начале нынешнего столетия благочестием Императора Александра, и на сей священный водоем два раза в год совершаются крестные ходы: один, более торжественный, в день преполовения из собора Софийского Митрополитом со всем духовенством: другой же, более смиренный, бывает в день памяти равноапостольного князя из приходской соседней церкви Рождества Христова, которая стояла в древности на самом устье Почайны. Под сенью Крещатика долго стоял я. опираясь на края священного водоема: взор мой безотчетно блуждал по юдоли, ухо прислушивалось к ее звукам. Ниже к реке несколько белых хижин мелькало из-за развесистых ракит, и в них слышался как будто говор, а вдали на Днепре протяжная песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

14 июня 2020 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Патриаршего собора в честь Воскресения Христова – главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, расположенного в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха " Патриот " в подмосковной Кубинке, и Божественную литургию в новоосвященном храме. На площади перед собором были построены парадные расчеты родов войск, рота почетного караула, а также знамённые группы боевых исторических знамён и штандартов фронтов Великой Отечественной войны. Перед началом чина великого освящения в храм прибыл министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу. Министр обороны приветствовал находившихся в храме ветеранов Великой Отечественной войны. Затем у западных врат храма иерархи и священнослужители встретили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В верхнем храме были освящены пять престолов. Центральный престол освящен в честь главного христианского праздника – Воскресения Христова. Четыре престола посвящены небесным покровителям видов и родов войск Вооруженных сил: благоверному князю Александру Невскому – покровителю Сухопутных войск; пророку Божию Илии – покровителю Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск; апостолу Андрею Первозванному – покровителю Военно-морского флота; великомученице Варваре – покровительнице Ракетных войск стратегического назначения. Также был освящен нижний храм в честь равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; архиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Серпуховской Роман; епископ Луховицкий Петр; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель Патриаршего собора Воскресения Христова; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://religare.ru/2_119518.html

1946 . Иеромонах Иоанн (Вендланд) вышел на открытое церковное служение. Вместе со своим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым) принимал участие в возрождении Троице-Сергиевой Лавры. 1946, с августа . Секретарь епископа Ташкентского Гурия (Егорова). 1946–1953 . Священник Успенского собора города Ташкента. 1950 . Ко дню Святой Пасхи возведен епископом Гурием в сан архимандрита. 1953 . Отъезд из Ташкента. Настоятель Духосошественского собора в Саратове. 1956 . Завершение учебы в Ленинградской духовной академии со степенью кандидата богословия. 1957/58 . Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Андреевской церкви. 1958 . Начало церковно-дипломатического служения. Назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). 1958, 28 декабря . Хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) ; архиепископы: Можайский Макарий (Даев), Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров); епископы: Лужский Алексий (Коноплев) и Дмитровский Пимен (Извеков). 1960, 30 июня . Назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе. 1960, 22 августа . Возведен в сан архиепископа. 1960, с 28 августа . Член Комиссии по межхристианским связям. 1962, 16 июня . Назначен в Нью-Йорк архиепископом Алеутским и Североамериканским. 1963, с 22 февраля . Экзарх Северной и Южной Америки. 1963, 25 февраля . Награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2й степени. 1963, 11 мая . Награжден правом ношения креста на клобуке. 1963, 3 августа . Возведен в сан митрополита. Во время службы за границей награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием орденом Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; награжден Патриархом Александрийским Христофором орденом Святого апостола Марка; Блаженнейшим митрополитом Пражским и Всея Чехословакии Дорофеем – орденом Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010