Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Льва за служение на Новгородской земле. «Я хотел бы поблагодарить Ваше Высокопреосвященство за труды, которые Вы несете на протяжении уже многих лет, окормляя новгородскую паству. Вы, как и я, были причастны к истории Православной Церкви в Новгороде в тяжелые 60-70-е годы, и, думаю, радуется сердце Ваше, видя многие перемены, которые произошли при Вашем активном участии в течение минувших десятилетий», сказал Святейший Владыка и вручил митрополиту Льву панагию и крест, изготовленные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар Софийскому собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону святителя Спиридона Тримифунтского, для храмов Новгородской митрополии напрестольные Евангелия. Верующим были розданы иконки Тихвинской иконы Божией Матери с Патриаршим благословением. Завтра 9 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Никольском соборе Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря . Софийский собор построен повелением Новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, и епископа Луки в 1045-1050 гг. Это одно из крупнейших сооружений Киевской Руси. С 30-х годов XII века София перестает быть княжеским храмом и превращается в главный храм Новгородской вечевой республики и символ Новгорода. Несколько веков собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода. В Софии принимали послов, иностранных гостей, решали важные государственные вопросы. В соборе хоронили видных политических и религиозных деятелей. Древнейший русский православный некрополь сосредоточен в южной части храма. У стен собора собиралось новгородское вече, отсюда уходили воевать новгородские воины, молился и получал благословение перед решающими сражениями святой благоверный Александр Невский. За всю историю Софийский собор неоднократно подвергался крупным перестройкам, несколько изменившим его первоначальный облик. В конце XIX начале ХХ века была проведена первая научная реставрация собора под руководством академика архитектуры В.В. Суслова. Были восстановлены первоначальное посводное покрытие, крестчатая форма столбов в интерьере и значительное число древних окон. Таким образом, архитектура храма максимально приблизилась к формам, задуманным в XI веке.

http://patriarchia.ru/db/text/4951878.ht...

Торжества в Князь-Владимирском соборе являются лишь составной частью общероссийских мероприятий, приуроченных к этой дате. Собор является одним из выдающихся храмов Санкт-Петербургской митрополии, который на протяжении своей более, чем 225-летней истории, практически никогда не закрывался. Даже в годы лихолетья Князь-Владимирский собор продолжал нести свое служение. Собор в его современном виде был построен выдающимися архитекторами А.Ринальди и И.Старовым и в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения. В данный момент идет интенсивная реставрация собора. Традиции церковной благотворительности, заложенные святым князем Владимиром, продолжаются и по сей день. Со времени своего основания приход Князь-Владимирского несет благотворительное служение. К торжествам, приуроченным к 1000-летию преставления Святого Равноапостольного Великого князя Владимира, в соборе были организованы курсы экскурсоводов из числа прихожан. По согласованию с Отделом образования Администрации Санкт-Петербурга началось регулярное проведение благотворительных экскурсий по храму и храмовым территориям для учащихся школ и средних учебных заведений города. На сегодняшний день уже проведено более 50 экскурсий; с началом нового учебного года экскурсии по Князь-Владимирскому собору продолжатся. В ходе экскурсий каждый участник получает в подарок уникальную открытку по одной из тем, посвященных святому князю Владимиру, Крещению Руси или Князь-Владимирскому собору. Издан красочный альбом «Заветы князя Владимира», вышел в свет специализированный номер журнала «Вода живая», снят фильм о Князь-Владимирском соборе, организована фотовыставка «История нашего храма», разработан проект паломническо-экскурсионной поездки, посвященной этому событию. В рамках празднования 30 июля и 1 августа состоятся благотворительные паломнические поездки в Александро-Свирский и Тихвинский монастыри при участии воспитанников детских домов, в том числе тех, кого уже много лет окормляет приход Князь-Владимирского собора.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/27/et...

15. Протокол общего собрания прихожан второго русского православного прихода в Берлине (Тегеле). Берлин, 23 октября 1938 г. 16. Заявление Братства во имя святого равноапостольного князя Владимира в совет второго русского греческо-православного прихода в Берлине – Борзигвальде. Берлин, 9 ноября 1938 г. 17. Проект ответа приходского совета общины свв. Константина и Елены Братству св. кн. Владимира. Берлин, 15 ноября 1938 г. 18. Выписка из журнала заседания Епархиального совета Управления православных русских церквей в Европе в юрисдикции митр. Евлогия. Париж, 21 ноября 1938 г. 19. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиеп. Курскому и Обоянскому Феофану (Гаврилову) о временном поручении ему управления Германской епархией. Сремские Карловцы, 15/28 февраля 1938 г. 20. Письмо епископа Берлинского и Германского Серафима митр. Анастасию. (Грибановскому) в Белград. Берлин, 9 января 1939 г. 21. Закон о землевладении Русской Православной Церкви в Германии. Мюнхен, 25 февраля 1938 г. 22. Рапорт сп. Серафима (Ляде) Архиерейскому Синоду РПЦЗ о положении в Германской епархии. Берлин, 8 июля 1939 г. 23. Обращение части прихожан Берлинского собора Воскресения Христова к управляющему Германской епархией РПЦЗ епископу Потсдамскому Серафиму (Ляде). Берлин, июль 1938 г. 24. Соглашение между архиепископом Серафимом (Ляде) и епископом Бельским Сергием (Королевым) из Праги о вхождении евлогианских общин с сохранением их юрисдикционной принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ. Берлин, 24 октября/3 ноября 1939 г. 25. Обращение архим. Иоанна (Шаховского) к прихожанам свлогианского храма св. князя Владимира в Берлине. Берлин, ноябрь 1939г. 26. Ответ заместителя фюрера по партии Р. Гесса на запрос рейхсминистра науки, воспитания и народного образования о возможности учреждения института православной теологии при университете в Бреслау от 3 декабря 1938 г. Мюнхен, 5 января 1939 г. 27. Письмо рейхсминистра науки, воспитания и народного образования в Министерство церковных дел. Берлин, 20 июня 1939 г. 28. Ответ Министерства церковных дел на запрос МИД о состоянии дела учреждения православного учебного заведения в Берлине от 21 августа 1941 г. Берлин, 3 сентября 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь, на самом Крещатике, крестились сыновья великого Владимира, немного далее – граждане Киева, в устье Почайны, ныне поглощенной Днепром, где была некогда пристань Киевская. Что может быть трогательнее слов самой летописи Блаженного Нестора: «Владимир послал по всему городу, говоря: если кто не обретется завтра на реке, богатый или убогий, тот будет мне противник. Люди же все, услышав сие, с радостию пошли и радостно говорили друг ко другу: если бы не добро сие было, не приял бы сего князь и бояре»? Какая младенческая простота нравов, достойная новорождаемых в Царствие Божие! На утро вышел на Днепр сам Владимир с пресвитерами Царевны и Корсунскими, и собралось бесчисленное множество людей; все взошли в воду и стояли иные по шею, другие до персей, младенцы же ближе к берегу, а иных младенцев держали взрослые на руках. Священники, стоя на берегу, творили молитвы, и видима была радость великая. Владимир же, радуясь, что познали Бога сам он и люди его, воззрел на небо и воскликнул: «Боже Великий, сотворивший небо и землю! Призри на новых людей Своих, дай им, Господи, узнать Тебя, Истинного Бога, как увидели страны христианские, утверди в них веру правую и несовратимую, и мне помоги, Господи, на сопротивного врага, да надеясь на Тебя и на Твою державу, побеждаю князя его». Каменный памятник Крещатика воздвигнут в начале нынешнего столетия благочестием Императора Александра, и на сей священный водоем два раза в год совершаются крестные ходы: один, более торжественный, в день Преполовения, из собора Софийского митрополитом со всем духовенством; другой же, более смиренный, бывает в день памяти равноапостольного Князя, из приходской соседней церкви Рождества Христова, которая стояла в древности в самом устье Почайны. Под сению Крещатика долго стоял я, опираясь на края священного водоема; взор мой безотчетно блуждал по юдоли, ухо прислушивалось к ее звукам. Ниже к реке несколько белых хижин мелькало из-за развесистых ракит, и в них слышался как будто говор, а вдали на Днепре протяжная песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

28 июня 2008 года в Успенском соборе Московского Кремля был совершен благодарственный молебен, за которым молились иерархи, участвовавшие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В завершение службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прочитал особую молитву по случаю открытия торжеств 1020-летия Крещения Руси. В тот же день в Государственном Кремлевском дворце состоялся торжественный акт в честь отмечаемой памятной даты, на котором присутствовали Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, видные политические и общественные деятели, православные священнослужители, представители традиционных религиозных общин, почетные гости. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II тепло поздравил собравшихся со знаменательной датой. Он сообщил, что участники Освященного Архиерейского Собора были единодушны в своем желании сохранять и крепить церковное единство в вере, руководствоваться принципом соборности, трудиться на общем поприще. Деяния Архиерейского Собора завершились 29 июня 2008 года Божественной литургией в кафедральном Патриаршем Храме Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архипастырей Русской Православной Церкви. После праздничного молебного пения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и членам Собора с приветствием обратился Президент России Д.А. Медведев. Отмечая, что Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности, церковные святыни, Президент России совершил передачу святынь, хранившихся на протяжении десятилетий в запасниках Московского Кремля. Это:  часть ризы Божией Матери; гвоздь,  явившийся орудием мучений Господа; части мощей святого Иоанна Крестителя, святого равноапостольного князя Владимира, святителей Григория Богослова и Василия Великого, святого великомученика Феодора Стратилата, святой мученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

Полоцкий Собор не был случайным событием и не явился результатом давления на греко-католиков со стороны правительственных структур Российской империи. Воссоединение униатов с православными в 1839 году имело целый ряд объективных, как внутренних, так и внешних, и субъективных предпосылок. Я не буду их долго перечислять, скажу лишь, что исторические обстоятельства и сложное взаимодействие разнородных процессов, часть которых получила развитие еще во времена Речи Посполитой, послужили возникновению в первой трети XIX века в среде униатского духовенства, совершавшего служение в пределах Российской империи, негативного отношения к союзу с Римом и поначалу симпатии, а затем и стремления к Православию. Можно утверждать, что главное, что привело унию к упразднению в 1839 году, было желание широких кругов униатского духовенства вернуться в Русскую Православную Церковь. Это согласие являлось осознанным и твердым, о чем свидетельствует тот факт, что во время восстания 1863–1864 годов, когда революционеры, стремившиеся восстановить Речь Посполитую, призывали белорусское духовенство возродить унию, воссоединившиеся из унии священники и их сыновья – новое поколение белорусских пастырей – решительно отвергли эти призывы. Они были готовы быть ограбленными, оскорбленными действием, избитыми и даже шли на смерть, но не соглашались отказаться от Православия и вернуться к унии. Значение Полоцкого Собора для современного Белорусского Православия очевидно. После воссоединения униатов белорусский народ вернулся к своим духовным истокам, к наследию святого равноапостольного великого князя Владимира. То, что в начале XXI века в Республике Беларусь 85% верующих причисляют себя к Православной Церкви, является результатом Полоцкого Собора и дальнейшей интеграции бывших белорусских униатов в состав Русской Церкви. В наиболее общем смысле значение воспоминания Полоцкого Собора состоит в том, что оно является поводом для обращения к историческому опыту Белорусской Православной Церкви, который свидетельствует о губительности канонического и конфессионального разделений, о трудности их преодоления. Воспоминание Полоцкого Собора решительно направляет нас к новому осмыслению и возвышению ценности церковного единства для религиозной, культурной и государственной жизни народов. В наши дни резких перемен во всем мире это представляется особенно актуальным.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/09/doklad...

(Собор встает и поет многая лета). Выразим также наше чувство признательности Королевскому Правительству в лице его председателя д-ра Милана Стоядиновича, за благожелательное и внимательное отношение к делу созыва Собора, предоставлением для его членов виз и права льготного проезда. С чувством душевной радости приветствую Вас, членов Собора, собравшихся со всех концов земли и поистине подъявших подвиг горячей любви и преданности Церкви, чтобы принять участие в сем Соборе – этом ярком проявлении нашего духовного единства. Нам особенно отрадно видеть в своей среде прибывших из наиболее отдаленныхь пределов – Преосвященного Архиепископа Мелетия со своими спутниками, 40 дней проведших в пути, и Преосвященного Урмийского Иоанна, несколько дней проехавшего по безплодной пустыни, горя желанием приобщиться к нашей соборной работе. Мы все утешены тем, что среди нас находится член столь дорогого нам Российского Императорского Дома, Его Высочество Князь Сергей Георгиевич Романовский, благоволивший лично принять участие в занятиях Собора, в качестве его члена. Со времени Патриарха Филарета Никитича династия Романовых спаяна с Русской Православной Церковью неразрывными узами. И ныне в годы нашего тяжкого испытания, представители Императорского Дома все также соединены с Русским народом общим страданием и общими чаяниями и верою. Об этом свидетельствует и полученное сегодня приветственное письмо Главы Императорского Дома, которое будет сейчас оглашено. Первый Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей был созван в 1921 году. Тогда Зарубежная Церковь была в зачаточном состоянии. С тех пор она сделала большую организационную работу, окрепла, распространилась по всему свету, где только есть Русские люди и включила новыя области их разсеяния в Русское Зарубежное Церковное единство. Авторитет Церкви вообще возрос за последние годы и она начала и исполняет свою великую историческую миссию: она напомнила русским людям их великий идеал Святой Руси, которым строилась Великая Россия, который одухотворял русскую государственность и русскую культуру. Очень знаменательно, что мы переживаем юбилейный год Крещения Руси и вся Зарубежная Русь достойно прославила Просветителя Руси Равноапостольного Князя Владимира, основоположника Святой Руси, под небесным покровительством которого собрался наш Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Корольков, старостой - проф. И. И. Малышевский. Церковный хор В. с. возглавил киевский регент Я. Калишевский. В мае 1914 г. при В. с. было основано благотворительное Свято-Владимирское братство, к-рое в годы первой мировой войны опекало раненых солдат. После установления в Киеве власти большевиков из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола; запрет на отопление привел к разрушению росписей. В 1929-1941 гг. в В. с. размещался Музей антирелигиозной пропаганды (филиал Всеукраинского музейного городка), нек-рое время находились архивы местных органов власти, книгохранилище педагогического ин-та. В период оккупации Киева нем. войсками осенью 1941 г. в В. с. возобновились богослужения, в 1944 г. он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1946-1952 гг. в В. с. проводились масштабные реставрационные работы под рук. укр. искусствоведа Л. Калиниченко, собору были возвращены нек-рые ранее конфискованные предметы церковной утвари. В соборе хранятся мощи вмц. Варвары и митр. Киевского сщмч. Макария. С 1991 г. В. с. находится в ведении представителей раскольнической УПЦ (К), возглавляемой Филаретом (см. ст. Денисенко М. А.). Особенности художественного убранства Крещение кн. Владимира. Роспись Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Художник В.М. Васнецов Крещение кн. Владимира. Роспись Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Художник В.М. Васнецов В. с. определяла идея возрождения нац. традиций монументальной церковной живописи, актуальная во 2-й пол. XIX в. и обусловленная успехами археологического изучения, реставрацией, эстетическим осмыслением древнерус., в т. ч. киевских, памятников. В 1883 г. искусствовед и археолог проф. А. В. Прахов представил проект внутреннего оформления собора; строительный комитет отклонил его, поручив работу Николаеву. Однако проект Прахова и его руководство работами получили поддержку С.-Петербургского археологического об-ва и министра внутренних дел, бывш. обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. Толстого (мин-вом внутренних дел на украшение храма было выделено 200 тыс.

http://pravenc.ru/text/159092.html

19 октября 1918 года Свято-Троицкий собор в Алапаевске стал местом погребения убитых большевиками великой княгини Елизаветы Федоровны, ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой), великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея. 28 сентября 1918 года в Алапаевск вступили части Белой армии. Назначенная следственная комиссия по убийству великих князей вскоре раскрыла место преступления —  шахту под Алапаевском. Тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба. 19 октября 1918 года крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято-Троицкий собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после нее отпевание. Затем тела были захоронены в склепе справа от алтаря собора. 14 июля 1919 года останки были вывезены отступающими частями Белой армии из Алапаевска в Сибирь. В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф.С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине. Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были погребены 30 января 1921 года в крипте церкви свяитой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. Местом временного захоронения в 1918-1919 гг. в Алапаевске преподобномучниц Елисаветы и Варвары и князей Романовых стал склеп — каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд СВято-Троицкого собора. В советское время он находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки хлебозавода. Восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе начались в 1991 году, с передачей здания храма Церкви. 8 августа 1999 года Свято-Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Расчистка склепа была выполнена к приезду Святейшего Патриарха Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор за два года до празднования храмом своего 300-летия.

http://patriarchia.ru/db/text/5238565.ht...

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов передал Его Святейшеству и всем участникам торжеств приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина. От имени костромичей временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников поблагодарил Святейшего Патриарха за визит и преподнес макет Троицкого собора Ипатьевского монастыря. На молитвенную память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю икону преподобного Сергия Радонежского и его родителей преподобных Кирилла и Марии. Епископу Ферапонту Предстоятель Русской Церкви вручил юбилейную панагию, изготовленную по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к активному содействию в возрождении православных святынь на Костромской земле временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к помощи в восстановлении собора Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря генеральный директор ООО ИСПО «Костромагорстрой» Е.Г. Нагоров был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Костромской епархии генеральный директор ОАО «Строймеханизация» В.А. Яхонтов был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Верующим были розданы иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Самый ранний из Рождественских храмов был сооружен в первый период существования Ипатьевской обители. Так же как и все строения монастыря, он был деревянным. В 1564 году на средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста была возведена в камне. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К.А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. К.А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4165594.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010