29 января 1991 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором председательствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, было принято решение и благословлено открытие мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь. 29 марта 1991 года Архиепископом Тверским и Кашинским ВИКТОРОМ многолетний и бессменный (более 40 лет) настоятель Знаменского собора города Осташкова был пострижен в монашество с наречением имени Вассиан, в память святого преподобного Вассиана Пертоминского (празднуется 18 июня по новому стилю). 10 апреля 1991 года был назначен наместником и строителем полуразрушенного монастыря Нило-Столобенская пустынь. С 2000 года член Епархиального совета. Особая историческая заслуга принадлежит отцу Вассиану в том, что батюшка сохранял чудотворные мощи преподобного Нила Столобенского, у которых он служил Богу всю свою священническую жизнь в Осташковской церкви в трудное советское время притеснения верующих. Мощи не раз безбожные власти во времена правления Н.С. Хрущёва планировали отобрать и передать их на исследование в Военно-медицинскую Академию. Но батюшка отстоял мощи и сберёг их как великую святыню нашей Русской Православной Церкви до времени Перенесения мощей обратно в Нилову пустынь из Осташкова 9 июля 1995 года, когда в город Осташков для Торжественного Перенесения мощей прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. Поистине батюшка был хранителем чудотворных мощей преподобного Нила — доступных для поклонения верующими во времена воинствующего атеизма и сохранившихся до нашего времени, благодаря отцу Вассиану. За самоотверженное, добросовестное служение Церкви Христовой Архимандрит Вассиан был награждён церковными наградами: — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени; — орденом святого преподобного Сергия Радонежского III степени в 2000 году; — орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени в 2002 году; — медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 1990 году архимандрит Вассиан возобновил ежегодное освящение истока реки Волга.

http://pravmir.ru/otoshyol-ko-gospodu-se...

В завершение стороны обменялись памятными сувенирами и пожелали друг другу здоровья и успехов во всех благих начинаниях. После встречи с акимом области митрополит Александр совершил чин освящения креста и закладного камня в основание строительства собора в честь Воскресения Христова в городе Кокшетау. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Павлодарский Варнава, епископ Кокшетауский Серапион, епископ Петропавловский Владимир, священнослужители, прибывшие с архипастырями, клирики Кокшетауской епархии. На освящении присутствовали первый заместитель акима области К.М. Отаров, аким города Кокшетау Е.Б. Маржикпаев, руководитель управления по делам религий Акмолинской области С.Л. Ибраева. Совершить молитву о строительстве храма собрались многочисленные православные жители города. К собравшимся обратился К.М. Отаров. Представитель администрации поздравил верующих со значимым событием и подчеркнул, что соседство храма с главной городской мечетью «Науан Хазрет» будет символизировать межнациональный мир и межконфессиональное согласие, утверждаемое в Казахстане политикой Президента страны Н.А. Назарбаева. В присутствии иерархов, духовенства и верующих была оглашена грамота об освящении креста и закладного камня, подписанная владыкой митрополитом и архипастырями, участвующими в торжествах. Документ был помещен в металлическую капсулу для закладки в фундамент строящегося храма. После совершения чина освящения глава Казахстанского Митрополичьего округа поздравил всех с днем Архистратига Божия Михаила, рассказал о значении храма в духовной жизни христианина и призвал горожан вносить посильную лепту в дело строительства дома Божиего. Аким области С.В. Кулагин дал прием по случаю празднования 1000-летия святого князя Владимира и архипастырского визита митрополита Александра в Акмолинскую область. Гостями приема стали архипастыри, духовенство, благотворители епархии, сотрудники епархиального управления, члены приходских активов, представители городского и областного акиматов.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

— В чем отличие «Святой Руси», показанной французам, и «Святой Руси», которую увидят в России? — Цель экспонирования наших шедевров во Франции была, прежде всего, в том, чтобы познакомить европейскую публику с не столь известной для них русской культурой. В залах Лувра, которые представляют собой анфиладу, экспонаты были расположены в хронологическом порядке. Российского посетителя, в массе своей знакомого с собственной культурой и историей, здесь ждет просвещение особого рода: радость нового узнавания знакомых или хотя бы подсознательно близких по духу явлений. Нам хотелось показать, что сегодня «Святая Русь» — это не просто устоявшееся словосочетание или идеальное представление о нашем историческом прошлом. Это национальная идея, которая, как показывает наша выставка, по-разному раскрывалась в каждую историческую эпоху и в различных сторонах нашей повседневности: и в частной жизни человека, и в доме, и в храме, и в отношениях Церкви и государства. Кроме того, на выставке в России возможно было представить уникальные экспонаты, например, фреску «Битва новгородцев с суздальцами» из собрания Государственной Третьяковской галереи. — Как удалось логично выстроить экспозицию, состоящую из настолько разных произведений искусства, к тому же принадлежащих к разным историческим периодам? — Особой задачей, стоящей перед музейными кураторами, была необходимость так организовать пространство достаточно большого — 2500 кв. м. — зала Третьяковской галереи на Крымском Валу, чтобы это было логично и интересно. В результате наши специалисты создали особую сложную схему показа. В ее основе семь тематических разделов. Первый — «Рождение в духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры» прослеживает истоки христианства, начиная со времен святого равноапостольного князя Владимира. Главным смысловым акцентом здесь являются грандиозные Златые врата из собора Рождества Богородицы в Суздале начала XIII столетия. Здесь же представлен редкий экспонат из Лувра — оплечье (армилла) с изображением Воскресения — Сошествия во ад. Как предполагают исследователи, данное оплечье было частью парадного облачения князя Андрея Боголюбского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1500048...

Во время пребывания в Дамаске мы имели ряд бесед с Патриархом Александром по текущим общецерковным вопросам, а также о православных русских общинах в Тегеране и Бейруте. По всем этим вопросам со стороны Патриарха Александра мы встретили полное взаимопонимание и готовность к содействию в осуществлении мероприятий, направленных ко благу Святой Церкви. В Дамаске мы осмотрели дом, откуда, по преданию, был спущен из окна апостол Павел, избегая преследования «языческого князя Азефы царя» (2 Kop.rл.II, ст.32); посетили также Седнайский женский монастырь с чудотворною иконой Божией Матери и прекрасным приютом для девочек-сирот; представлялись Президенту Республики и 19 ноября выехали в Бейрут, осмотрев на пути развалины огромного древнего храма Ваала и Вакха, поражающие своей грандиозностью и удивительно точной кладкой громадной величины камней на большой высоте, в те века при отсутствии нынешних технических приспособлений. В Бейруте мы пробыли с 19 до 21 ноября у Бейрутского Митрополита Илии (Салиби). Православная русская община в Бейруте состоит приблизительно из 130 человек и возглавляется присланным из Москвы архимандритом Симеоном Никитиным. Богослужение им совершается в Ильинском приделе собора св. Георгия, по воскресным и праздничным дням, обыкновенно с 10 часов утра, после окончания арабского богослужения, совершаемого в алтаре. Имеется в Бейруте и другая русская община, состоящая в ведении Митрополита Анастасия, находящегося в расколе с Московской Патриархией. Возглавляется она архимандритом Гермогеном; богослужение в ней совершается в Благовещенской церкви. о. Симеон в Бейруте недавно: всего 3-4 месяца. Около него группируются православные русские люди, стремящиеся быть в молитвенном общении с Московской Патриархией. Мы посетили собрание этой общины и в дружной беседе подробно рассказали о положении Православной Церкви в СССР, о чем за границей нашими недоброжелателями распускались самые невероятные сведения. Наши разъяснения были выслушаны с большим вниманием, радостью и благодарностью.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Далее, в загородной резиденции главы области прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиереями сибирских епархий. В ходе продолжительной беседы Предстоятель Русской Церкви поделился с Преосвященными своим видением форм церковного служения в митрополиях. Патриарх затронул различные вопросы устройства епархиальной жизни в новообразованных епархиях, особо отметив важность личного участия клириков в различных сферах общественной жизни. При этом, подчеркнул Предстоятель Церкви, главным делом любого священнослужителя является его попечение о народе Божием, осуществляемое как в пастырском, так и в социальном служении. Главы митрополий, в свою очередь, рассказали об актуальных вопросах своей деятельности. 24 августа Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма Троице-Владимирского собора г. Новосибирска в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и возглавил в нем Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором, в частности, коснулся истории и миссии Православной Церкви в России с момента Крещения Руси до наших дней. «Церковь призвана помогать людям обращать взгляд свой вовнутрь, и через испытание самого себя, через исследование своей собственной внутренней жизни — делать правильные выводы и заключения, которые помогают верующему человеку строить отношения с ближними и дальними, видеть опасности переживаемого исторического момента, помогают духовно собраться, укрепиться благодатью Божией и противостоять там, где нужно противостоять, и отдать свои силы там, где нужно их отдать, для того чтобы сила Божия совершалась в человеческой жизни и являлась великолепием и красотой человеческих поступков, образа жизни в человеческом творчестве, в молитве, в благочестии, в чистоте и в красоте таких стен, какие обрел этот храм, вознесенный здесь, в центре Сибири, в память о 1025-летии Крещения Руси», - сказал Патриарх. В благодарность за труды на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл подарил митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону панагию с изображением Святой Троицы. Губернатор Новосибирской области В.А. Юрченко был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, председатель Законодательного собрания Новосибирской области И.Г. Мороз - орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, мэр г. Новосибирска В.Ф. Городецкий - орденом «Славы и чести» III степени.

http://e-vestnik.ru/news/23-25_patriarch...

князем Владимиром Новгородским. Князь Мстислав, сын св. равноапостольного князя Владимира, бывший с 1024 года князем Черниговским, заложив этот собор, не успел его докончить, умер и в нем погребен в 1036 году, и его достраивал уже его брат, Киевский великий князь Ярослав, отдавший Чернигов своему сыну Святославу и за его малолетством сам управлявший некоторое время Черниговом. Потому-то в зодчестве Черниговского Спасского собора много замечается сходства с Киево-Софийским собором, построенным тем же Великим князем– Ярославом. В периоде своего сверх восьмивекового существования собор этот испытал много невзгод, перемен, пожаров и опустошений, и все-таки уцелел среди пепла и тления, в своей древней величавой красе; такова была прочность древних построек наших предков. Стены его толщины изумительной и сложены из тонкого квадратного кирпича, вперемешку с плитами крепкого кремнистого камня: цемент, овязывающий всю эту массу в одно целое, равняется крепостию своею тому же камню, особого – ныне неизвестного свойства. Внутри храм пропорционален, разделяется восемью мраморными столбами на три отделения; столбы эти поддерживают наверху хоры, или палати, которые ныне сняты для больного обилия света и оставлены только над западною папертью. Трехчастное разделение храма соответствует православному Богослужению. Жертвенник в нем отделен и доступен мирянам, как это было в древности. Главный престол во имя Преображения Господня довольно обширен этот алтарь арками соединяется с жертвенником и диакоником, в котором в недавнее время устроен – для ранних литургий – придел во имя святых страстотерпцев Черниговских – князя Михаила и болярина его Феодора. Куполов в храме пять, a к западным углам его присоединяются две круглые башни, по древнему красные терема княжеские, в которых доныне сохранились тесные княжеские комнаты. Из них левый терем более древен, в нем, по преданию, погребен был св. преподобномученик Игорь, князь Черниговский, в схиме Гавриил, убитый в Киеве мятежною толпою во дни междоусобий княжеских в 1147 году и блаженный Константин, митрополит Киевский, удививший современников своим духовным завещанием, чтобы тело его было лишено погребения и извлечено в поле на снедь зверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никольский собор был холодным, роль же тёплого храма в Зарайском кремле исполнял собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который стоит, согласно преданию, на могилах зарайского князя Федора, княгини Евпраксии и их сына Иоанна, погибших при Батыевом нашествии, - там, где ещё в XIII веке построили первую деревянную церковь с тем же посвящением. В летописях XVII столетия (1525) собор уже числится каменным храмом, " что под колоколами " . В 1740-х годах ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, при этом сень-шатёр над погребением зарайских князей оказалась вне храма. Храм строили более 20-и лет, так-как не хватало кирпича на постройку сооружения. Зарайский протопоп Алексий подал Рязанскому епископу Алексию Титову отписки, докладывая " о не приведении в окончание новостроенной церкви Божией св. Иоанна Предтечи за не имением в довольствии кирпича " . К 1764 году собор был ещё не освящён. Строители, однако, определённо с задачей своей не справились. Как сетует священник Иоанн Добролюбов, автор " Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии " , " через 50 лет после постройки храма стены его в алтаре оказались ветхими, иконы в иконостасе полинялыми, одежды на престоле и жертвеннике от времени истлевшими; в осьмнадцатом году текущего (XIX) столетия своды в алтаре обрушились, а стены развалились " . Вновь восстановленный Предтеченский собор в 1821 году был богато украшен и имел три престола, из которых средний был устроен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, правый - во имя апостолов Петра и Павла, левый - в честь равноапостольного князя Владимира. К алтарной стене собора примыкала колокольня, под коей прежде находилась трапезная прежней Предтеченской церкви. Храм был освящён Рязанским архиепископом Сергием 11 июля 1822 года. И этой ампирной церкви, возведённой в 1819-1821 годах на месте рухнувшего храма, тоже не слишком повезло с долголетием - простояла она менее восьмидесяти лет, и в 1901-1904 годах была " тотально реконструирована " . Впрочем, рискнём утверждать, что эта последняя перестройка оказалась удачной и храму пошла только на пользу.

http://sobory.ru/article/?object=00377

В 1997 г. монашеская община начала строительство храма и двухэтажного братского корпуса на месте прежней разрушенной церкви села Козиха. Средств было очень мало и стены утепляли саманом, который делали сами из глины и соломы. Жили в небольшом домике, ранее служившем кочегаркой. 17 июля 1997 г. Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменке (наместник — иеромонах Артемий (Снигур)). В том же году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень. В 1998 г. монашествующие из д. Малоирменки переехали в с. Козиху, а в д. Малоирменке был создан Михаило-Архангельский женский монастырь (настоятельница — игумения Мария (Серопян)). Михаило-Архангельский приход был упразднен, подворья остались у мужского монастыря. В 1998-1999 годах были построены храмы в других селах Ордынского района: Новом Шарапе, Красном Яре, Петровском, Верх-Чике. В 2002 г. силами АОЗТ «Ирмень» в селе Верх-Ирмени был построен второй храм — в честь пророка Божия Илии. В том же году монастырю были переданы для организации городского подворья приход во имя равноапостольного князя Владимира в г. Новосибирске по ул. Филатова, д.14 и площадка для строительства собора. В 2008 г. архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон освятил первый этаж Троице-Владимирского собора. В 2006 г. в с. Новошилово Новосибирского района был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (в 2008 г. передан Епархиальному подсобному хозяйству). В 2011 г. наместник монастыря игумен Артемий (Снигур) был назначен епископом Петропавловским и Камчатским. С ним на Камчатку уехали пять монахов из числа братии монастыря. В том же году Новосибирская епархия была преобразована в митрополию. Игумен Лука (Волчков) избран епископом Искитимским и Черепановским, иеромонах Феодосий (Чащин) — епископом Каинским и Барабинским. 24 августа 2013 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение второго этажа Троице-Владимирского собора на подворье монастыря в г. Новосибирске.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В начале XVIII в. на месте Князь-Владимирского собора была построена небольшая мазанковая церковь в честь Успения Богоматери. Уже к 30-м годам XVIII в. эта церковь обветшала, и в 1740 г. на ее месте по приказу императрицы Анны Иоанновны начато возведение нового каменного храма. Со смертью императрицы строительство собора было приостановлено. В 1766 г. завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Был разработан новый проект, по которому планировалось возвести не одноглавую, а пятиглавую церковь. Пожар 1772 г. помешал воплотить эту идею в жизнь, и строительство храма вновь было приостановлено до 1782 г. Храм был закончен к 800-летней годовщине Крещения Руси, а в 1789 г. был освящен главный алтарь собора во имя святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. В 1845 г. Собор был одним из немногих храмов города, который действовал во время Второй мировой войны и блокады. Еще одним местом посещения Святейшего Патриарха стал собор Владимирской иконы Божией Матери. Здесь его приветствовал настоятель храма протоиерей Владимир Фоменко. Владимирский собор построен в период с 1761 по 1769 гг. на месте одноименной деревянной церкви 1747 г. постройки. Освящен в 1783 г. После реставрации 1887-1888 гг. в соборе проходила часть торжеств в честь 900-летия Крещения Руси. В 1828 г. здесь отпевали Арину Родионовну (няню А.С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф.М. Достоевский. В настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя. В 1932 г. храм был закрыт, в здании разместилась фабрика «Ленмашучет». В августе 1989 г. собор отреставрирован и возвращен верующим. Также Святейший Патриарх посетил храм прп. Андрея Критского, являющийся подворьем Константино-Еленинского монастыря. Во всех храмах, которые посещал Предстоятель Русской Православной Церкви, прихожанам раздавались иконки прп. Серафима Вырицкого с надписью о посещении Санкт-Петербургской епархии Святейшим Патриархом Кириллом. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/605603.htm...

Говоря о Успенском соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, необходимо отметить, что возведен он был в 1815 году строителем нынешнего прибрежного Русика схиигуменом Саввой. В следующем году будет отмечаться 200-летний юбилей храма, однако история его не ограничивается 2-мя веками. Схиигумен Савва при строительстве обители на новом месте старался руководствоваться планировкой Старого (Нагорного) Русика, из которого братия в XIX в. переместилась ближе к морю. На прежнем месте обители также было два собора – Пантелеимоновский и Успенский, созданный в память о пребывании русской братии в Богородичной Свято-Успенской обители «Ксилургу». Таким образом Успенский храм Пантелеимонова монастыря является как бы символическим аналогом древнего Успенского собора, построенного 1000 лет назад первыми русскими иноками в первом своем пристанище на Святой Горе – в Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу». Успенский собор обители Ксилургу является одним из древнейшим русских храмов (Киевский Ильинский храм – 945 г.; Десятинная церковь – 996 г.; Успенский собор Киево-Печерской Лавры – 1076 г.). Существование его несомненно уже в 1016 г., однако построен он, как и сама обитель, несколько раньше. По мнению историков, основание русской обители на Афоне связано с посольством равноапостольного князя Владимира в Константинополь, состоявшегося в 989 г. С самого своего основания Русская Богородичная обитель получила статус Царской и носила наименование Лавры. Значение Успенского собора этой первой Русской Лавры несомненно должно быть памятно для всех чад Русской Церкви. Ведь именно здесь зажглась первая русская лампада на Святой Горе. У престола этого храма принял постриг основатель Русского монашества преп. Антоний Печерский. У этого престола он принял благословение своего старца Игумена Герасима, которым запечатлено все русское монашество. Поэтому для русского монашества на Афоне, традиционно, на протяжении более 1000 лет праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет особое значение, поскольку, помимо всего прочего, имеет и прямое отношение к устроению древнерусского святогорского иночества в Уделе Божией Матери.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010