На паперти кафедрального собора к Святейшему Владыке обратился епископ Никодим. Отметив, сколь глубоки корни православной веры на Владимир-Волынской земле, и рассказав об истории Успенского храма, он подчеркнул, что паства и священнослужители этого пограничного края сильны в вере и крепки в Православии. Владыка Никодим преподнес Святейшему Патриарху икону Собора святых, в земле Волынской просиявших. Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл . В дар Успенскому кафедральному собору Владимир-Волынской епархии Предстоятель передал образ Спасителя. Святейший Патриарх попросил священнослужителей раздать всем присутствовавшим образки святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, с Патриаршим благословением. «Я буду очень рад, если у каждого из вас в доме сохранится этот образок в память о нашей сегодняшней молитве, в память о том, о чем мы сегодня молились и говорили, — сказал Святейший Владыка. — Пусть святой Креститель Руси хранит своими молитвами всех нас, пусть святой Владимир хранит Украину в мире, единомыслии и процветании. Многая Вам и благая лета!» Клирики, а затем и все собравшиеся на площади пропели Святейшему Патриарху Кириллу «Многая лета». Святейший Патриарх Кирилл подошел к людям, которые пришли в этот день к собору, чтобы приветствовать своего Патриарха, и благословил их. Владимир-Волынский, бывший столицей Владимир-Волынского княжества, славился в свое время множеством находившихся в нем церквей. Первая из них — каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, сооруженный, по преданию, равноапостольным князем Владимиром вскоре по принятии им христианства. Храм этот был освящен первым Владимир-Волынским епископом Стефаном и служил усыпальницей для владимирских удельных князей. Но от этого древнейшего памятника Православия на Волыни остались одни развалины: недалеко от города, близ деревни Федоровцы, сохранились остатки фундамента, известные как «Старая катедра». В 1160 году удельный князь Мстислав II Изяславович, впоследствии великий князь Киевский, соорудил во Владимире-Волынском новый великолепный храм, посвятив его также Успению Пресвятой Богородицы. Храм этот, в котором погребен сам строитель, скончавшийся в 1170 году, называется поныне Мстиславским. Это единственный храм на территории Волыни, дошедший до нас со времен Киевской Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/711789.htm...

1. Включить имя протоиерея Михаила Союзова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память священноисповедника Михаила Союзова совершать 6 октября по ст. ст./19 октября по н. ст. в день его кончины. 3. Честные останки священноисповедника Михаила Союзова, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора». Затем протоиерей Андрей Марущак прочитал жизнеописание святого. При пении хором тропаря протоиерей Михаил Рязанцев и протоиерей Владимир Воробьев передали икону священноисповедника Михаила Союзова Святейшему Патриарху Кириллу. При пении хором величания Предстоятель Русской Православной Церкви благословил народ Божий иконой ныне прославленного святого. Икона была возложена на аналой для поклонения. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Сергия Николаева, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Михаил Донченко, клирик храма равноапостольного князя Владимира в Старых Садех г. Москвы. По завершении Литургии было совершено славление Собору Московских святых. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к вкладу в развитие церковно-государственных отношений заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ А.К. Уваров был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени. Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 75-летием со дня рождения заслуженный деятель искусств, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической капеллы имени А.А. Юрлова и Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова г. Москвы Г.А. Дмитряк был награжден орденом благоверного князя Александра Невского III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/5956497.ht...

Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса. Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Он подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых. Князь составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

В ноябре 1945 года Константин Ильчевский был демобилизован по ранению и вернулся на родину. С детства воспитанный родителями в церковном духе, в традициях веры и благочестия, он решил посвятить жизнь служению Богу и Церкви. В 1948 году архиепископ Пинский и Лунинецкий Даниил рукоположил Константина в сан диакона, а в 1949 году — в сан священника. В 1963 году протоиерей Константин Ильчевский переехал в Костромскую область, где служил настоятелем нескольких сельских храмов и Введенского кафедрального собора г. Галича. В 1971 году архиепископ Костромской и Галичский Кассиан (Ярославский; 1899—1990) назначил его настоятелем Иоанно-Златоустовской церкви Костромы. В 1983—1989 годах протоиерей Константин работал секретарем Костромского епархиального управления, став верным помощником старца-архипастыря. В августе 1991 года, когда возрожденный из руин Богоявленско-Анастасиин собор в Костроме стал кафедральным храмом епархии, отец Константин начал служить здесь, пред ликом главной святыни Костромской земли — чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. По сей день умудренный годами и жизненным опытом добрый пастырь наравне со своими более молодыми собратьями исполняет чреду священнослужения в соборе, является членом епархиального совета и епархиального суда. Отцу Константину часто приходится выступать на страницах газет и журналов, проводить беседы с молодежью, встречаться со школьниками, призывниками. Церковные и государственные власти высоко оценили его пастырские и патриотические труды: рясу отца Константина украшают Патриарший крест, ордена святого равноапостольного великого князя Владимира (II и III  степеней), преподобного Сергия Радонежского всех трех степеней, святого благоверного князя Даниила Московского (III степени), орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского III степени (полученный из рук Святейшего Патриарха Алексия), орден Отечественной войны (I степени), орден Почета (который отцу Константину вручил Президент России В.В. Путин), ордена Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» (IV степени), медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

http://e-vestnik.ru/history/soldaty_pobe...

Однако ее рождение имело основанием почву прославленной в древнерусском летописании Корсуни, где в 988-м году принял Святое Крещение киевский князь Владимир. Будущий монастырь был призван выполнить миссию по созданию живого памятника этому событию, определившему духовный вектор развития русского народа и государства. Древность исторических руин осеняла молодую обитель, в полном соответствии с замыслом архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, понимавшего святость земли Тавриды. Благодаря усилиям иерарха Святейший Синод одобрил «восстановление и ознаменование церковными учреждениями древних святых мест на Таврическом полуострове». Одновременно обитель Святого Владимира стала преемницей тех монастырей, которые некогда существовали на этом месте, в Херсонесе-Корсуни. Ввиду удаленности херсонесского городища от городской застройки, в 1840-х было принято решение о строительстве еще одного храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира – в самом центре Севастополя, на Городском холме (Князь-Владимирский соборный храм – усыпальница адмиралов). Это решение отразилось на ходе строительства в самом Херсонесе. Нехватка материалов и рабочих рук порождала простои в работе, серьезно сказывался и недостаток денежных средств, путаница в проектах и документах. Строительство соборного храма в Херсонесе растянулось на три десятилетия, да и монастырь обустраивался медленно. В 1853-м году настоятель Бахчисарайского Свято-Успенского скита освятил небольшую церковь на месте Крещения князя Владимира. Некоторые исследователи считают, что он был освящен во имя Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, другие говорят о его освящении в честь Святого князя Владимира. В это время в киновии обустроили несколько небольших построек. Во время героической обороны Севастополя (1854–1855) на территории Херсонеса находились позиции французских войск, в ходе боевых действий все немногочисленные строения киновии были разрушены. В 1858-м году Император Александр II утвердил указ о производстве работ по возведению в Херсонесе соборного храма. Через 3 года Государь заложил камень в основание величественного Свято-Владимирского собора. Вскоре императорским решением и определением Святейшего Синода Херсонесская киновия получила статус «первоклассного монастыря по окладу западных епархий».

http://ruskline.ru/opp/2024/02/14/kratka...

В 1754 году в храме совершались богослужения. Собор имел 5 престолов. В центральном помещении храма престолы - Успения Божьей Матери, святителя Арсения и святого благоверного Великого князя Михаила Тверского, убитого в Орде в 1318 году. В приделах храма - престолы святых благоверных князей Бориса и Глеба, и святого Великого равноапостольного князя Владимира. Дополнением к великолепному архитектурному комплексу были две прекрасные каменные часовни. Одна из них на горе, на месте святого престола древнего деревянного храма, в память святой великомученицы Параскевы Пятницы (по преданию при Василии III, в 1531 году, здесь хранилась «обновленная» в Москве икона, от которой происходило немало чудес). Кстати, древнего письма икон в ржевских храмах было предостаточно, и случаи их обновления были не редки. В XV веке на территории ржевского Кремля существовала деревянная церковь с престолом Параскевы Пятницы. Историк предполагает, что сама церковь была названа Ее именем. Вторая часовня - Иверской Божьей Матери была построена в 1758 году у подножия Соборной горы, рядом со старинной кирпичной аркой надо рвом бывшей крепости. ...Старинные снимки и кадры кинохроники 1911 года, хранящиеся в Российском государственном архиве в Красногорске, показывают красоту архитектурного строения на Соборной горе. Даже печные трубы (храм отапливался дровами) сделаны так, что не портили его вид. Перед собором возвышалась, подчеркивала его величавость, колокольня со звонницами. При Успенском соборе вели богослужения настоятель храма - протоиерей, иерей, диакон и два псаломщика. Никакими сведениями о них историки не располагают. Но вот в июне 1856 года настоятелем ржевского Успенского собора значится протоиерей Матфей Константиновский. Он вошел в историю как духовный наставник Н.В. Гоголя. Известна фамилия последнего, служившего в 1920-е годы настоятеля Успенского собора - протоиерей Ангельский. К тому времени при храме имелась библиотека духовной литературы. В рапорте уездного исправника губернатору, датированном 10 апреля 1896 года, говорилось: «Имею честь донести Вашему Превосходительству, что в текущем апреле месяце имеет быть открыта в казенном доме близ собора библиотека церковно-служебных книг и книг религиозно-нравственного содержания для бесплатного чтения». Библиотека была открыта в честь императора Александра III, и собрана на народные деньги, в основном на частные пожертвования ржевского духовенства, с целью бесплатной выдачи книг бедному населению. К 1-му сентября 1901 года в ней числится книг: духовных - 708, по словесности - 870. Это была первая народная библиотека в Ржеве и уезде.

http://sobory.ru/article/?object=23544

«Этот год ознаменован еще одним важным юбилеем  семидесятилетием со дня основания Воскресенского кафедрального собора города Бишкека, который Вы ныне освятили. Совершенный чин великого освящения после двухлетней реконструкции главного православного храма нашей страны Вами, Ваше Святейшество, подлинное историческое событие в жизни современного Кыргызстана», подчеркнул правящий архиерей Бишкекской епархии. В дар Его Святейшеству епископ Даниил преподнес резную икону преподобноисповедника Ираклия Иссык-Кульского с частицей мощей святого. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . В память о пребывании в Бишкекской епархии Святейший Патриарх Кирилл вручил епископу Даниилу панагию и крест, изготовленные в память о торжествах, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал икону святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, часть мощей которого принесена ныне из итальянского города Бари в Россию. «Десятки тысяч людей уже поклонились этим мощам, сообщил Святейший Патриарх. Люди стоят часами в очереди в центре современного мегаполиса, одним этим только свидетельствуя о том, как крепко живет в сердцах наших людей вера православная. Пусть святитель Николай, пребывающий в этом храме своей иконой, помогает каждому из вас в вашей жизни, в ваших путешествиях, в решениях тех задач, которые перед вами стоят». Для приходов епархии Предстоятель Русской Церкви передал экземпляры издания Нового Завета на церковнославянском языке, которое можно использовать при совершении богослужений. Затем Святейший Владыка вручил высокие церковные награды. Во внимание к усердным пастырским трудам клирик Воскресенского кафедрального собора г. Бишкека протоиерей Валентин Никонов был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Во внимание к помощи в восстановлении Воскресенского кафедрального собора г. Бишкека медали святого благоверного князя Даниила Московского были вручены генеральному директору ООО Vertex gold company Д.Н. Ермошкину и президенту компании APL С.С. Куликову; Патриаршие грамоты  директору ООО «НС Информ Консалтинг» А.Л. Гайдукову, Т.А. Филатовой и главному менеджеру по управлению персоналом ОАО «Кантский цементный завод» В.С. Капранову.

http://patriarchia.ru/db/text/4913478.ht...

Мы вместе пытаемся привлечь внимание к страданиям наших братьев на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Косове и Метохии, а теперь — и на юго-востоке Украины, где проливается кровь православных христиан, оскверняются и разрушаются храмы Божии, где десятки тысяч беженцев, оставшись без крова, находятся в постоянной опасности от представителей радикальных сил, движимых идеологией национальной и религиозной нетерпимости. Кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23), — говорит Господь Иисус Христос. И потому мы не удивляемся, когда видим, что те, которые отреклись от единства Церкви, уйдя в раскол, теперь агрессивной пропагандой войны разрушают единство своего народа и своей страны, поощряют насилие и клеветнически обвиняют каноническую Церковь на Украине в отсутствии патриотизма за её призывы к миру и народному согласию. Единство Православной Церкви с особенной силой должно проявиться на готовящемся Великом Соборе Святой Православной Церкви, и потому так важно, чтобы этот Собор был тщательно подготовлен и прошел в мире, единомыслии и братском общении. От грядущего Собора мы ожидаем принятия документов, адресованных нашим современникам, нашим соотечественникам, людям разных национальностей — всем тем, для кого голос Православной Церкви имеет авторитет и силу. Мы ожидаем таких документов, которые были бы посвящены не темам, исчерпавшим свою актуальность и оставшимся в прошлом, а вопросам, со всей остротой стоящим на повестке дня. От лица Всеправославного Собора обязательно должны прозвучать мысли, которые найдут отклик в сердцах пастырей и верующих во всех уголках мира. Мы сейчас вступили в важную фазу подготовки к Собору, и я молюсь о том, чтобы подготовка осуществлялась в духе единомыслия, чтобы Господь умудрил всех тех, кто сегодня готовит тексты, ведет дискуссии, дабы Собор имел возможность обратиться ко всему миру с ярким и сильным пророческим словом. Именно такого слова ждет от нас сегодня мир. Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы и братия, за то, что вы приняли на себя труд и прибыли в Первопрестольный град Москву для участия в торжествах по случаю 1000-летия преставления князя Владимира. Мы будем иметь возможность завтра совершить Божественную литургию, еще раз засвидетельствовав наше единство, едиными устами и единым сердцем вознести Господу хвалу за милости, которые Он являет Православной Церкви, нашим народам, и одновременно вознести молитвы о мире, о справедливости, о спасении тех, кто страдает и кто за свои убеждения сегодня преследуется.

http://patriarchia.ru/db/text/4177792.ht...

Он интересы Отечества ставил выше собственных, понимая, что русский народ только тогда станет единым и сильным, когда будет верен выбору равноапостольного князя Владимира, а не чуждым и навязанным со стороны идеям». Обращаясь к горожанам и гостям Санкт-Петербурга, Александр Бельский отметил, что сегодня праздник не только города, но и всей страны: «Князь Александр Невский показал всем, что такое служение Отечеству. Дипломат, воин, прославивший землю Невскую, человек с непоколебимой силой духа, равных которому нет». В эти непростые времена, подчеркнул спикер Заксобрания, вся наша страна обращается с молитвами к святому князю — нашему защитнику и покровителю. Борис Пиотровский поздравил присутствующих от лица губернатора Александра Беглова и членов городского правительства. «В Санкт-Петербурге очень важны традиции, и мы делаем все, чтобы они сохранялись. Так, с 2013 года восстановлена традиция крестного хода по Невскому проспекту в этот важный для каждого россиянина день». Вице-губернатор напомнил, что в прошлом году в нашей стране широко праздновали 800-летие со дня рождения святого Александра Невского и что продолжается работа по реставрации храмов Александро-Невской лавры. Состоялось чествование ветеранов — кавалеров ордена Александра Невского. К могилам кавалеров ордена Александра Невского курсантами роты почетного караула при Военной академии связи были возложили венки. Завершился праздник на площади прохождением роты почетного караула и оркестра Академии связи. Богослужение и крестный ход транслировались на телеканале «Санкт-Петербург» и УоиТиве-канале Казанского собора. На сцене, установленной слева от Свято-Троицкого собора, состоялся концерт. На территории Александро-Невской лавры прошли праздничные гуляния. День 12 сентября неразрывно связан с историей России. В 1724 году, желая увековечить победу в Северной войне, основатель города на Неве император Петр I велел перенести сюда из Владимира мощи святого. Позже, по указу императрицы Елизаветы Петровны, день перенесения мощей святого Александра Невского стал общероссийским праздником, а в Санкт-Петербурге был учрежден крестный ход.

http://radonezh.ru/2022/09/13/v-sankt-pe...

Описание Успенского собора в книге «Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель», изданной Ярославской экскурсионной комиссией в 1913 году: «Начнем с кафедрального собора, который, правда, в художественном отношении уступает многим ярославским церквам, но слишком связан с историей города, чтобы любознательный турист мог пройти мимо него совершенно равнодушно. Освященный еще при великом князе Константине Мудром в 1215 году, он, по времени своего основания, является одним из древнейших в Ярославле. Но дважды перестроенный, последний раз при царе Алексее Михайловиче в 1646 году, несколько раз горевший и, наконец, искаженный пристройкой теплого придела и входов, собор представляет собой довольно безвкусную смесь несходных стилей. Все-таки он не лишен торжественного величия, которое так типично для ярославского стиля, «соборного» по преимуществу, как определяет его историк русского искусства Игорь Грабарь». Успенский собор в Ярославле сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, но затем его отреставрировали. В 1922 году храм закрыли для богослужений, разобрали колокольню, предварительно сбросив с нее колокола. Церковь отдали под Биржу труда, с 1930 по 1937 год в ней размещался склад зерна. В 1937 году городские власти приняли решение о сносе и самого храма. 26 августа 1937 года собор был взорван. На том месте, где стоял Успенский кафедральный собор, был разбит городской парк культуры и отдыха. http://www.moi-jaroslavl.ru/xrami/usp-sobor.html Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 г., находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII в. был взорван в августе 1937 г. Главный ярославский храм во имя Успения Богоматери с южным приделом во имя князя Владимира был заложен при ростовском князе Константине Всеволодовиче в 1215 г. После опустошительного пожара 1501 г. собор был перестроен в 1501-1504 г.г. В 1646 г. на его месте был построен новый пятиглавый храм. Летом 1658 года пожар вновь истребил значительную часть Ярославля и повредил много церквей, в их числе и Успенский собор. Собор был наново отстроен к началу 1660-х г.г., снова горел в 1670 г. но был быстро восстановлен. В 1674 г. митрополитом ростовским Ионой Сысоевичем был устроен теплый придел во имя равноапостольного князя Владимира и холодный - во имя святых благоверных князей Василия и Константина; в том же году собор был расписан фресковой живописью, которая поновлялась в 1825 и 1852 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=45186

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010