Наконец, и наш нынешний святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл тоже призвал превратить в общенародный праздник памяти князя Александра именно 12 июня, а не 6-е. И это совершенно правильно. – День рождения Александра Невского, таким образом, совпадает с государственным праздником – Днем России. Еще одно символическое совпадение? – Причем очевидное. С одной стороны, мы имеем государственный праздник с не очень внятным содержимым. Хотя слово «независимость» убрали из его названия, но все же помнят, в чем там дело. С другой стороны, у нас есть совершенно очевидное народное волеизъявление относительно общенародной значимости конкретного лица. Патриарх Кирилл и призвал наполнять этот праздник именно таким созидающим смыслом, праздновать его как день рождения выдающегося русского исторического деятеля. Что же касается так называемого «официального юбилея» Невской битвы 1240 года, то получилось еще смешней и печальней. «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», в подлинности которой никто не сомневается, прямо свидетельствует: «Выступил же на них в день воскресения, 15 июля, на память 630 святых отцов Халкидонского Собора и святых мучеников Кирика и Улиты». Возьмите любой, даже самый дешевый, церковный календарь и посмотрите, на какой день выпадает память этих святых. Это и сегодня 15 июля. Ничего за девять веков не изменилось. Но по новому-то стилю это будет 28 июля! И даже если пересчитывать по григорианскому календарю, выйдет 22-е. Откуда взялось 15-е? – Может, это не так уж и важно? Главное, что вспомнили… – Хорошо, что вспомнили. Но связи опять обрываются. Например, на 15/28 июля сегодня падает день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. В XIII веке он еще не был канонизирован, иначе бы составитель жития Александра обязательно и его упомянул. Но день его успения – 15 июля 1015 года – был хорошо известен всем летописцам. Так вот, некоторые церковные историки, например Г.П. Федотов, полагают, что именно победа в Невской битве ускорила общецерковное прославление князя Владимира. Сначала в Новгороде, а потом и в остальных русских княжествах. При нынешней дате «официальных» торжеств даже разговор на эту тему выглядит странно.

http://pravoslavie.ru/38449.html

Более того, им даже позволили литургисать в Риме несколько раз, а после кончины Кирилла Папа Римский захотел похоронить его в гробнице, приготовленной для себя! Мефодий насилу умолил того не поступать таким образом, и тогда они совместно погребли тело младшего из братьев в римском храме Святителя Климента. Мы стараемся подчеркнуть значение святых Кирилла и Мефодия как молитвенников пред Богом за просвещенные их трудами народы, за тех, кто живет на землях, по которым они проходили. Накануне праздника мы износим на поклонение верующих ковчег с мощами равноапостольного Кирилла, совершаем молебны с освящением воды и молитвой святым братьям. Центр праздника — конечно же, соборная Литургия с крестным ходом, куда мы собираем все епархиальное духовенство и приглашаем учащихся образовательных учреждений. Так, в прошлом году участвовали три сотни школьников — для Калмыкии это много. Дети приходят с приготовленными большими буквами славянского алфавита, которые они несут во время крестного хода. Уже второй год процессия, кстати, опоясывает стройплощадку возводимого кафедрального собора — по сути, целый городской квартал. Кроме того, празднование Международного дня славянской письменности и культуры мы разнообразим разноплановыми акциями различных культурных учреждений (Русского театра, детских музыкальных школ), ежегодно выступающих с теми или иными интересными программами. Вместе с проведением научных чтений епархия готовит к празднику различные издательские проекты. Например, весной прошлого года мы подготовили и издали перевод на калмыцкий язык жития Кирилла и  Мефодия. Дань уважения крещеным калмыкам — Литургический текст целиком переведен на калмыцкий? — Нет, частично. — Насколько часто за богослужением можно услышать молитвы на калмыцком языке? — По-калмыцки произносятся в основном «Отче наш», антифоны и ектении. Можно было бы, конечно, и увеличить эту долю. Но калмыков, не понимающих по-русски, сегодня нет. И через фрагментарное употребление калмыцкого языка за богослужением мы воздаем дань уважения и признательности крещеным представителям титульного для республики народа, молящимся вместе с нами. Кроме того, перевод церковных текстов — это дополнительная возможность для учителей калмыцкого языка в качестве пособий представить православные молитвословия, познакомить калмыцких детей с христианской литературой на родном для них языке. Специалисты епархии в сотрудничестве с местными учеными сделали переводы жития святого равноапостольного князя Владимира, святителя Николая Чудотворца. При поддержке Петербургского благотворительного общества в свет вышли православный катехизис и житие преподобного Серафима Саровского на калмыцком языке. Мы также издали молитвослов с параллельным текстом на церковнославянском и калмыцком языках.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhiepisk...

Более того, им даже позволили литургисать в Риме несколько раз, а после кончины Кирилла папа Римский захотел похоронить его в гробнице, приготовленной для себя! Мефодий насилу умолил того не поступать таким образом, и тогда они совместно погребли тело младшего из братьев в римском храме святителя Климента. Мы стараемся подчеркнуть значение святых Кирилла и Мефодия как молитвенников пред Богом за просвещенные их трудами народы, за тех, кто живет на землях, по которым они проходили. Накануне праздника мы износим на поклонение верующих ковчег с мощами равноапостольного Кирилла, совершаем молебны с освящением воды и молитвой святым братьям. Центр праздника, конечно же, — соборная Литургия с крестным ходом, куда мы собираем все епархиальное духовенство и приглашаем учащихся образовательных учреждений. Так, в прошлом году участвовали три сотни школьников — для Калмыкии это много. Дети приходят с приготовленными большими буквами славянского алфавита, которые они несут во время крестного хода. Уже второй год процессия, кстати, опоясывает стройплощадку возводимого кафедрального собора — по сути, целый городской квартал. Кроме того, празднование Международного дня славянской письменности и культуры мы разнообразим разноплановыми акциями различных культурных учреждений (Русского театра, детских музыкальных школ), ежегодно выступающих с теми или иными интересными программами. Вместе с проведением научных чтений епархия готовит к празднику различные издательские проекты. Например, весной прошлого года мы подготовили и издали перевод на калмыцкий язык жития Кирилла и Мефодия. Дань уважения крещеным калмыкам — Литургический текст целиком переведен на калмыцкий? — Нет, частично. — Насколько часто за богослужением можно услышать молитвы на калмыцком языке? — По-калмыцки произносятся в основном «Отче наш», антифоны и ектении. Можно было бы, конечно, и увеличить эту долю. Но калмыков, не понимающих по-русски, сегодня нет. И через фрагментарное употребление калмыцкого языка за богослужением мы воздаем дань уважения и признательности крещеным представителям титульного для республики народа, молящимся вместе с нами. Кроме того, перевод церковных текстов — это дополнительная возможность для учителей калмыцкого языка в качестве пособий представить православные молитвословия, познакомить калмыцких детей с христианской литературой на родном для них языке. Специалисты епархии в сотрудничестве с местными учеными сделали переводы жития святого равноапостольного князя Владимира, святителя Николая Чудотворца. При поддержке Петербургского благотворительного общества в свет вышли православный катехизис и житие преподобного Серафима Саровского на калмыцком языке. Мы также издали молитвослов с параллельным текстом на церковнославянском и калмыцком языках.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5578410...

Так, при Торжестве Православия, благословляет она память Константина Великого , который первый из царей решительно прекратил враждебные отношения государственной власти к христианству, и превратил в покровительственные, который возвел христианство в лице своем на престол и начал христианством освящать царство, который заслужил наименование Равноапостольного тем наипаче, что, созвав первый Вселенский Собор, доставил ему удобство поставить твердую опору православию в Никейском символе веры . Так благословляет Церковь Феодосия Великого, который с твердостию продолжал преобразование римской Империи языческой в христианскую, и созванием Второго Вселенскаго Собора споспешествовал Церкви довершить Никейский и – должно сказать по справедливости – вселенский символ веры . Благословляет православная Церковь и нашего великого князя Владимира, по истине Равноапостольного: ибо чрез него Россия сделалась государством христианским и православным. Благословляет православная Церковь и других благочестивейших государей российских, которым она так же справедливо признательна за их попечение о ее благе, как справедливо должны были они быть признательны ей за ее попечение о благе государства и народа. Наконец, при настоящем Торжестве Православия, Церковь почтила и благословила и ныне благословенно царствующего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича: и, если бы спросили нас, какая мысль одушевляла нас при произнесении сего благословения, то мы отвечали бы, что у нас отзывалось и отзывается в сердце, от сердца Его Величества исшедшее слово: «сие есть первое живейшее желание Наше, да свет спасительной веры, озаряя умы, укрепляя сердца, сохраняет и улучшает более и более общественную нравственность» (Высоч. Маниф. 19 марта 1856 г.). После сего, надеюсь, и прежде напоминания моего, вам уже приходит на мысль, как благовременно в день православия мы празднуем восшествие на Престол Православного Самодержца нашего Помазанника Божия, призваннаго Богом в трудное время подавать помощь и защиту православной Церкви в пределах и за пределами Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря. Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов XVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня - чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, способствовала содержанию на Перерве духовных школ. Накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора, которое вылилось в истинное Торжество Православия. Из часовни была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство; процессия останавливалась, причем владыка митрополит прикладывался к святым иконам и благословлял народ. Пройдя всю Москву, Высокопреосвященнейший Владимир у Покровского монастыря оставил шествие и направился на лошадях в Перервинскую обитель, чтобы там встретить шествие, а крестный ход продолжал свой путь через пригородные селения. На следующий день в девять часов утра началось освящение главного престола нового собора во имя Иверской иконы Божией Матери, которое совершил Высокопреосвященнейший Владимир соборно с тремя преосвященными, тринадцатью архимандритами из Московских и подмосковных монастырей и другим духовенством, при пении хора Чудовского монастыря. Через несколько дней после освящения главного Иверского придела, в воскресный день 21 сентября , митрополит Владимир вновь посетил Николо-Перервинский монастырь, чтобы освятить правый придел Иверского собора, названный в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Левый придел Иверского собора в честь святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен митрополитом Владимиром в 1909 году, на третий день Пасхи.

http://sobory.ru/article/?object=05404

http://www.ryazeparh.ru/ Дмитриевский собор, обращающий на себя внимание внушительными размерами и высокой колокольней, находится на центральной площади Кадома (бывшей Соборной). В послевоенные годы он был единственным действующим из двенадцати существовавших в городе храмов. Собор - каменный, трёхпрестольный. Главный престол посвящён святителю Димитрию Ростовскому. Правый (южный) престол пророка Иоанна Предтечи устроен на пожертвование кадомского купца И. И. Буренина. Левый (северный) престол святого благоверного князя Михаила Черниговского первоначально посвятили великомученице Екатерине. Его устроили на средства сестёр Кадомской богадельни во главе с Екатериной Горской. На первом от алтаря столбе в северном приделе изображён лик святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. В храме также находится икона святой равноапостольной княгини Ольги, бабки великого князя Владимира. Дмитриевский собор, снабжённый отопительной системой, действовал круглый год. Здание с мощными стенами имеет внутри четыре массивные колонны, отчасти затемняющие придельные иконостасы. Колонны поддерживают крышу с высокими куполами. Возведение Дмитриевского собора, средства на которое предоставил купец Рожнов, сопровождалось большими неприятностями. В 1833-1885 годах здание стало оседать, своды дали трещины. Причиной послужила неустойчивость фундамента, грунт под которым размывался подземными водами. В результате купола и часть стен рухнули, под обломками тогда погибли несколько рабочих. В местном краеведческом музее сохранились два фотоснимка собора: в разрушенном состоянии и уже восстановленном, ещё в лесах. Вторая фотография датирована 27 августа 1896 года. Во избежание повторения катастрофы здание собора на этот раз возвели ниже уровня соборной колокольни, не задетой обвалом. На колокольню после завершения строительства подняли колокола общим весом до 15 тонн. Самый большой и знаменитый из них весил более 8 тонн. Его необыкновенный по мощности и тембру " голос " разносился по округе на 50 километров. Кадомский соборный колокол сравнивали со знаменитыми и лучшими колоколами в России. Отлит он был на Кадомской горе пензенским мастером. Почти все кадомчане пожертвовали на его изготовление семейные ценности - от золотых часов и колец до серебряных столовых приборов.

http://sobory.ru/article/?object=10026

    Собор трехнефный шестистолпный крестово-купольный с пятью верхами, выдержан в формах византийской архитектуры.     Внутренним оформлением собора и подбором художников руководил профессор А. В. Прахов. Ему принадлежит также проект ряда архитектурных деталей интерьера, в том числе бронзовых дверей (модель фигуры княгини Ольги выполнена скульптором Р. Р. Бахом, а князя Владимира — скульптором Г. Р. Залеманом). Мозаичные изображения на фасадах выполнены под руководством художника А. А. Фролова, а художественная мозаика интерьера — венецианскими мастерами.      Над росписью собора (1885—1896 гг.) работали В. М. Васнецов, М. В. Нестеров.     Основной достопримечательностью здания является настенная живопись, отражающая стремление возродить монументальное искусство, основываясь на отечественной тематике и художественных традициях.     Большие живописные работы были поручены художникам В. А. Котарбинскому и А. А. и П. А. Сведомским.     Орнамент по эскизам В. М. Васнецова выполняли художники С. П. Костенко, Н. К. Пимонен-ко, С. П. Яремич, В. Д. Замирайло и др., правый неф частично расписал М. А. Врубель.     В росписях центрального нефа изображены княгиня Ольга, князья Владимир, Борис и Глеб, Андрей Боголюбский, Нестор-летописец и др. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 22, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Первый камень собора, проект которого разработал И. Штром, а упростил П. Спарро был заложен 15 (27) июля 1862 г., в день празднования памяти князя Владимира. Уже в 1866 г. собор был выстроен до куполов. Однако, неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили. В июне 1876 г. работы были возобновлены под руководством В.Н. Николаева. В 1882 г. строительство завершилось. Для росписей собора Адриан Прахов пригласил в 1885 г. Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников. Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику всё-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора. Главная роль в декоре храма принадлежит В.М. Васнецову.

http://sobory.ru/article/?object=01026

В ответном слове старейший иерарх Казахстанского Митрополичьего округа поблагодарил Преосвященных архипастырей и всех участников праздника за совместную молитву, пожелав помощи Божией на жизненном пути и душевного спасения.  После поздравительных слов участники торжеств открыли на стене собора памятную доску в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира.  В этот же день состоялся прием по случаю праздника, гостями которого стали постоянные члены священного Синода Русской Православной Церкви, посол и генконсул России, аким Западно-Казахстанской области, епископат и духовенство, главы и представители этнокультурных объединений, благотворители епархии, сотрудники Уральского епархиального управления.  В ходе визита в Уральскую епархию состоялась встреча митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия и архиепископа Уральского и Актюбинского Антония с акимом (губернатором) Западно-Казахстанской области Н.А. Ногаевым.  Аким области поздравил архиепископа Антония с 75-летием со дня рождения и получением высокой государственной награды России — ордена Дружбы. Н.А. Ногаев подчеркнул, что деятельность владыки Антония способствует как развитию духовных и культурных связей Казахстана и России, так и укреплению внутри региона межконфессионального и государственно-церковного диалога.  По обоюдному мнению сотрудничество органов государственной власти с лидерами ведущих конфессий страны — ислама ханафитского мазхаба и православного христианства — служит воплощению в жизнь в Республике Казахстан идеалов братолюбия, добрососедства мира и согласия, которые являются неотъемлемой частью политики главы государства Н.А. Назарбаева.  Руководитель области выразил признательность главе Православной Церкви Казахстана за визит в область и принесение в Западно-Казахстанский край ковчега с мощами равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси. Н.А. Ногаев просил митрополита Александра передать слова благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за награждение орденом Русской Православной Церкви «Славы и Чести». 

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Постоянным членам Священного Синода Русской Православной Церкви сослужили: глава Оренбургской митрополии митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин, глава Орловской митрополии митрополит Орловский и Болховский Антоний, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий , епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий , епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор , викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир ; настоятель кафедрального собора Михаила Архангела архимандрит Феодосий Курьянов, благочинный Уральского округа игумен Дионисий Козулев, духовенство, прибывшее с гостями-архипастырями и клирики Уральской епархии.  К началу праздничной Литургии в собор был доставлен ковчег с мощами равноапостольного князя Владимира. Крестным ходом под пение тропаря Крестителю Руси святыня внесена под своды храма и установлена на аналое в центре собора, рядом с Животворящим Крестом Христовым.  За богослужением молились прихожане храмов города Уральска, паломники из окрестных населенных пунктов, казачество, воспитанники воскресных школ, благотворители епархии.  Гостями праздника стали: Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан М.Н. Бочарников, Генеральный консул России в городе Уральске С.М. Забитов, аким Западно-Казахстанской области Н.А. Ногаев, представители этнокультурных объединений и общественных организаций.  Литургия завершилась поклонением Честному и Животворящему Кресту и славлением перед ковчегом с мощами святого князя Владимира.  Архиепископа Уральского и Актюбинского Антония поздравили митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Юбиляр был удостоен награды Православной Церкви Молдовы — «Ordinul Recunotinei» (ордена Признательности), ордена Казахстанского Митрополичьего округа «Ынталы ызмет шih» (За усердное служение) и ордена Среднеазиатского Митрополичьего округа святителя Луки (Войно-Ясенецкого) II степени. К словам поздравлений и благопожеланий присоединились другие приглашенные архиереи, клирики и прихожане. 

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm 5 декабря 1777г. графу Владимиру Григорьевичу Орлову архиепископом Московским Платоном была дана грамота на постройку церкви во имя равноапостольного князя Владимира с приделом святителя Николая Чудотворца. Она была заложена как приходская церковь в 1778 г. К 1780г. работы по строительству храма, которыми руководил крепостной архитектор Бабакин, были закончены. Архитектура храма являла собой стиль барокко с элементами раннего классицизма. Двухэтажная, увенчанная восьмериком, церковь, существующую композицию приобрела в 1835г., после того, как архитектором Д.Жилярди были выстроены два придела. Тогда же поставили новый иконостас и надстроили верхний ярус колокольни. Еще позже появилась в храме масляная роспись. По воле Божией в апреле 1783 г. в новой церкви упокоились останки брата основателя – графа Григория Григория Орлова. Об этом факте сказано в “Биографическом очерке графа Владимира Григорьевича Орлова”, написанном его внуком Владимиром Петровичем Орловым-Давыдовым: “По окончании отпевания гроб был привезен Графом Владимиром в Отраду и положен в склеп под вновь построенной церковью Св.князя Владимира. Тело Князя Григория было первое из всех, долженствовавших впоследствии покоиться в фамильной усыпальнице”. В литературе встречается сообщение о том, что останки всех Орловых были сожжены большевиками в Отраде в 1924 году. Хотя Отрада, действительно, была уничтожена в 1924 году, гроб с телом Григория Орлова был ещё в 1832 году перенесён в новгородский Юрьев монастырь и захоронен на северной стороне Георгиевского собора у западной стены рядом с братьями Алексеем и Фёдором. Однако от этих погребений также ничего не сохранилось. История сохранила нам имя одного из служителей храма – иеромонаха Ионы (Васильева). Отец Иона служил в ней со дня основания 56 лет и умер в один год с графом В.Г. Орловым (1831г.). С 1844 по 1902 настоятелем был протоиерей Георгий Иоаннович Вишняков, который исполнял и обязанности благочинного Серпуховского округа. После его кончины настоятелем стал священник о. Иосиф Карташов, которого в 1912 заменил сын протоирея Георгия Вишнякова священник Михаил Георгиевич Вишняков. Долгие годы церковь радовала хозяев усадьбы и сельчан, была украшением всей округи. В 1896 году графом Анатолием Владимировичем Орловым-Давыдовым недалеко от церкви был установлен памятник императрице Екатерине II.

http://sobory.ru/article/?object=01603

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010