155 Патриарх Никон, Каптерева (Православное обозрение. 1888. 1. стр. 56 (дела греческие 1652 г. – Московский главный архив Министерства иностранных дел). 157 См.: Каптерев. Характер отношений России к православному Востоку в 16–17 столетии. Гл. 11. Упадок значения греков на Руси после церковной реформы Патриарха Никона и окончательное утверждение у нас в конце 17 и начале 18 века западного влияния (стр. 455–516). 158 «От всех уничижен бых, и кроме истины, и сего ради многожды хотеша нас убити… зане ищем и держим вся и наипаче греческия законы и догматы » (послание к Дионисию, Патриарху Константинопольскому (Записки отдела русской и славянской археологии, т. 2, стр. 519); то же место по списку Воскресенского монастыря в несколько измененном виде – «не единою и дважды хотели убити», – см.: Макарий, т. 12, стр. 304. 161 Там же. т. 1, стр. 188–189; ср. т. 7, стр. 112. Паисий Лигарид не пощадил, однако, в своем сочинении «О Никоне» Неронова и его единомышленников за вражду к грекам. Сопровождая их имена разными эпитетами, он прибавляет: «Бездну лжи написали они против нас, далеко превосходящую зловонный навоз Авгия…» (Кн. 1, гл. 31). Об Иване Неронове см. статьи П. Знаменского (Православный собеседник. 1869. т. 1, стр. 236–282, 325–366). 162 Материалы для истории раскола. т. 8, стр. 1–66. О деятельности Аввакума как писателя см.: Жежеленко Д.Н. Протопоп Аввакум и его литературная деятельность (Странник. 1883. 3–4, 8–10); ср.: Аввакум, его мнения и секта (Православный собеседник. 1868. т. 2, стр. 18–61, 135–145); Протопоп Аввакум в Сибири (Тобольские епархиальные ведомости. 1885. 15–17 и др.); биографический очерк (Энциклопедический словарь 1861. т. 1, стр. 149–154, Мельников П.). 163 Аввакум сообщает еще одну любопытную нравоописательную черту, требующую пояснения: «Медведя Никон смеяся прислал митрополиту Ионе Ростовскому на двор, и он телом медведю» и т. д. (Т. 8, стр. 38; ср.: Древняя и Новая Россия. 1876. Т. 3, стр. 419). Другие данные см.: т. 5, стр. 205, 299, 342; т. 6, стр. 253 и др. Анна Ртищева – сестра Ф. М. Ртищева (Там же: 6, стр. 228). «Надобно Царя тово Алексея Михайловича постричи беднова» и т. п., пишет Аввакум (T. 8, стр. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Это мультфильмы, которые во всём мире воспринимаются как книги Чехова, Достоевского, Толстого и так далее. Однако надо признаться, что и после уничтожения Советского Союза, оставались режиссёры, которые ещё долгое время работали – Назаров, Хитрук, Норштейн, Хржановский. Казалось бы, никто не может сохранить эту традицию, но Россия всегда парадоксальна, и никто никогда не поймёт, как из насмерть закатанной асфальтом земли вырастают эти белые лилии. И сегодня в отечественной анимации есть такие гении, как Александр Петров из Ярославля, которого мы знаем по совершенно гениальному мультфильму «Сон смешного человека», я показывала его в Цикле «Возвращение на Родину», и который дублировал один единственный человек Александр Леонидович Кайдановский. Это гениальное произведение мировой культуры. Хотя «Оскар» Александр Петров получил за «Старик и море». Здесь я не могу ещё не назвать имя гениальной Александры Аверьяновой, которая сняла великий мультфильм «Оттенки серого». Каким-то чудом это всё продолжает существовать, но приобрести в свой дом для детей можно только мерзкую, подлую подделку под русские народные сказки и под великую советскую мультипликацию – индустриальную «Машу и медведь». – Не раз на педагогической конференции в Свято-Алексеевской гимназии, где мне доводилось выступать, психологи говорили о разрушительном влиянии на детскую психику мультфильма «Маша и медведь». Это насаждение феминизма, не говоря уже о том, что это разрушение пространства мифологии русского сознания. Ведь медведь – хозяин леса, русский народ обращался к нему «батюшка Медведюшка», и не иначе. А в этом сумасшедшем мультике из медведя сделали недоумка, которым руководит хулиганка. – Через эту индустрию подделок они и убивают русскую культуру. А ведь у нас есть мультфильмы «Жил-был пёс», «Слон и пеночка», «Про солдата», «Солдатская песня», «Путешествие муравья» и многое другое, созданное уже после уничтожения уникальной киностудии «Союзмультфильм». – Елена Владимировна, чем отличается певица от вокалистки? – Певец – это всегда вестник.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/04/...

во имя сщмч. Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских в Петровском парке в Москве был выполнен художником-мозаичистом С. Д. Голышевым в 2006-2008 гг. Ок. 2010 г. в Казанской ц. Дивеевского монастыря была создана композиция с изображением посещения государем и Александрой Феодоровной блж. Паши Саровской. Ок. 2013 г. в ц. св. Царственных страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря Московской обл. был выполнен цикл росписей, в к-ром Н. А. представлен в житийных сценах: «Миропомазание на царство», «Прославление прп. Серафима Саровского», «Последняя обедница», «Убиение Царственных страстотерпцев», «Видение о раздаянии манны» и др. В 2017 г. фреску с образами Царственных страстотерпцев написали в ц. во имя Новомучеников на Крови в Екатеринбурге. Тем же годом датируется мозаичная икона из часовни во имя Н. А. в Клину Московской обл. В декоративно-прикладном искусстве Образы Н. А. встречаются на шитых иконах (напр., работы Е. Черкашиной, 2012-2013), а также на пасхальных яйцах (напр., работы Б. С. Мельника, ок. 2010, частное собрание - Н. А. держит свиток с надписью: «Несть жертвы юже аз не принесох бы во спасение России», на противоположной стороне - имп. Александра Феодоровна). На серебряном панно «Царственные страстотерпцы» (нач. XXI в., Художественно-производственное предприятие «Ростовская эмаль», ювелир В. С. Маленкин, худож. Т. Ф. Маркина), выполненном в технике росписи по эмали и скани, миниатюрный портрет Н. А. восходит к эмалевому портрету государя 1913 г. (ГЭ). Памятники Наиболее значительный из памятников Н. А. воздвигнут 26 мая 1996 г. в с. Тайнинском (ныне в черте г. Мытищи Московской обл.). Через это село проходил древний царский «путь к Троице», по к-рому в кон. XVI - XVII в. цари направлялись паломниками в Троице-Сергиев мон-рь (скульптор В. М. Клыков). 1 апр. 1997 г. памятник был взорван активистами левоэкстремистской орг-ции РВС («Реввоенсовет»). 20 авг. 2000 г. Клыков восстановил памятник на прежнем месте. Государь представлен в полный рост, на нем парадный мундир, мантия, на голове имп.

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Отвечая на вопросы следователя, диакон Николай сказал: «Против власти ничего не говорил и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живем и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, – в частности, я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу» . Диакона Николая обвинили в том, что он состоял членом загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской монархической агитацией. Власти подразумевали под этим поминание в храме за упокой Российских императоров, когда диакону Николаю приходилось читать вслух их имена по поданным запискам. Этого для сотрудников ОГПУ оказалось достаточно, чтобы вынести суровое решение. 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила диакона Николая Аристова к расстрелу; он был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. После того, как отца Николая расстреляли, дочерям вынесли из тюрьмы оставшиеся от него вещи и записку, в которой он просил младшую дочь Надежду не оставлять своим попечением больную сестру. Надежде было тогда двадцать три года, и она работала в школе учительницей. Сразу же после расстрела отца ее вызвал директор школы и сказал: «Вас видели в храме, – или церковь, или школа». Без малейших колебаний Надежда выбрала Церковь, тут же написала заявление об увольнении и устроилась на другую работу. Вскоре после мученической кончины отца сестры приютили в своем доме семью арестованного священника, протоиерея Владимира Медведюка . Молитвами отца-мученика Надежда безмятежно и благочестиво прожила жизнь, ухаживая за сестрой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Май». Тверь. 2007. С. 249-252 Примечания Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/445/nikolay/

Выйдя за штат, папа работал научным сотрудником в ряде научно-исследовательских учреждений, занимался разработкой и конструированием различных приборов и установок, о чем имел авторские свидетельства. У папы были золотые руки, он любил выдумывать всякие мелкие приборы. Помню, он что-то паяет, а потом ходит дует куда-то в трубку. Так он сделал мне маленькую железную чернильницу “невыливайку”, так как в школе не было чернил и мы носили их из дома в пузырьках или стеклянных чернильницах, и, опрокидывая их, вечно обливались чернилами. Вместе с владыкой Мануилом он увлекался инкубаторами и курами. У меня с Женей были свои куры, для которых папа сделал специальный курятник из фанеры с гнездами и поилкой из перевернутой бутылки. Но, находясь на гражданской службе, он не оставлял духовную работу, особенно среди молодежи, что ему всегда инкриминировалось. В свое время будучи “лишенцем” и зная всю тяготу жизни оставленных без отцов семей, он организует постоянную им помощь. Он прикреплял к таким семьям более обеспеченных людей и требовал от них строгой и неукоснительной поддержки в определенные числа месяца, чтобы семья знала, когда она получит фиксированную сумму. Значительную часть своего заработка он отдавал другим, оставляя своей семье лишь самый минимум, не допуская никакого излишества ни в пище, ни в одежде. Помню, у меня были туфли, а кто-то подарил мне синие резиновые тапочки, папа их у меня отобрал и отдал нуждающейся семье. Среди семей, опекаемых моим отцом, была семья отца Михаила Соловьева (впоследствии архиепископ Тихвинский Мелитон; †1987), семья отца Сергия Сидорова (расстрелян в Бутово 27.09.1937). Помню как мы с ним вдвоем в начале 30-х годов ходили по Сергиеву Посаду и искали семью отца Владимира Медведюка 10 , с которым папа, видимо, был достаточно хорошо знаком, так как они одно время служили в соседних храмах — в то время, когда папа служил у Соломенной Сторожки, отец Владимир Медведюк служил в храме святителя Митрофания Воронежского на 2-й Хуторской улице.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

После смерти матери заботу о детях взяла на себя её подруга по студенческому движению Мария Алексеевна Жучкова (†1957), которая впоследствии стала их крёстной. С 1924 г. деятельность христианских студенческих кружков становится нелегальной. Появляется необходимость конспирации. Приходилось часто переезжать с места на место. Одним из временных московских адресов семьи стал Данилов монастырь. В течение полутора лет они жили у сестры отца Владимира, занимавшей комнату в общежитии, под которое был приспособлен келейный корпус. Там семью Амбарцумовых духовно окормлял старец архимандрит Георгий (Лавров; †1932). Монахиня Георгия любила вспоминать, как они ходили к нему в келию и как она сидела у него на коленях. Благословение и молитва отца Георгия сопровождали Матушку всю её долгую жизнь, и имя в постриге она получила в его честь как новомученика. Потом семья непродолжительное время снимала квартиру в Новогирееве, а позже переехала в Сергиев Посад. Они поселились по благословению старца в его доме на Полевой улице, который после ареста отца Георгия стал приютом многих его духовных чад. Мария Алексеевна водила детей на службу в богадельню с церковью Михаила Архангела, находившуюся неподалёку, где в то время молились изгнанные из Лавры монахи. Постепенно почти всех иноков арестовали, а церковь закрыли и переоборудовали под школу, в которую Лида и пошла в первый класс в 1931 году. В этот период отец Владимир служил в Москве в храме святителя Николая у Соломенной сторожки и иногда вырывался к семье в Сергиев Посад. Эти короткие встречи оставили неизгладимый след в детских воспоминаниях Матушки. Вот она вместе с отцом бродит по улицам Посада в поисках семьи арестованного московского священника Владимира Медведюка, вот она отдаёт в семью нуждающихся очень нравящиеся ей самой новые резиновые тапочки, вот она занимается с отцом обиходным пением, осваивает так полюбившийся ей седьмой глас… 5 апреля 1932 года отец Владимир был арестован по обвинению в контрреволюционной работе среди молодёжи. В день Святой Троицы Лида дала обет, что если папа вернётся, а она когда-нибудь выйдет замуж и у неё будет сын, то назовёт она его в честь преподобного Сергия. Её желание было исполнено: в день преподобного Сергия папу освободили. Его приговорили к трём годам исправительных лагерей, но по ходатайству Академии наук, где отец Владимир работал как физик, наказание было условным. Пройдёт около двадцати лет — и благословение на брак с Глебом Александровичем Каледой она будет просить у раки Преподобного, а родившегося вскоре первенца назовут Сергием.

http://pravmir.ru/monahinya-georgiya/

Современная Урфа – главный город турецкой провинции в Верхней Месопотамии с чтимой мечетью, центр торговли и виноделия, насчитывает около 195.000 жителей ((Bertelsmann Universal Lexikon. Chefredakteur Wolf – Eckhard Gudemann. – Guetersloh: Bertelsmann Lexikon Verlag, 1990. – S. 925. 153 Житие святого отца нашего Феодора, епископа Едесского//Жития святых. Книга одиннадцатая. Месяц июль. – Москва, 1910. – С. 229–230. 154 В житиях святых и древних патериках нередко сообщается о дивном озарении святых несказанным божественным светом или осиянии их тел. Для примера приведем незатейливый рассказ из книги о подвигах: «В киновии св. отца нашего Феодосия авва Феодосий, бывший епископом в Капитолиаде, рассказывал нам об авве Нонне: «Однажды ночью, перед тем как ударять в било, лежа на своей кровати, я услыхал, как кто-то восклицал: «Господи, помилуй» Голос был тихий и умильный. Насчитав пятьдесят раз «Господи, помилуй», я захотел посмотреть, кто это молится. Выглянув из окна своей келии в церкови, я увидал коленопреклоненного старца! и лучезарная звезда сияла над головой его... При ее свете я и узнал старца. А другой из старцев той же обители рассказал нам об авве Нонне следующее: «Однажды также до удара в било, выйдя из келии, я пошел в храм, и вот вижу – перед храмом стоит старец с воздетыми к небу руками и молится. И руки его сияли, как горящие лампады. Исполнившись страха, я удалился» (Иоанн, Мосх, блаженный. Жизнь аввы Нонна пресвитера//Луг Духовный. Глава 1C4·/блаженный Иоанн Мосх . – Свяго-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. – С. 125) . 155 В качестве примера о покорности диких зверей святым приведем эпизод из жития прп. Флорентия († 547): «Как-то раз, совершив обычные молитвы и выйдя из храма, Флорентий увидал медведя, стоявшего у дверей храма, преклонившего голову свою к земле и не обнаружившего ни в чем своего зверского нрава, напротив, показывавшего кротостью своею, что он был послан к святому Флорентию от Бога для услуг и работ. Поняв это, святой раб Божий Флорентий возблагодарил Бога, пославшего ему такого сожителя. Флорентий имел при своей келии пять овец; не зная, кто бы мог пасти и охранять их, Флорентий приказал медведю, сказав: «Иди, выгони сих на пастбище и паси их. Около же шестого часа возвратись вместе с ними». И всегда зверь поступал так, приняв на себя порученное ему попечение об овцах. Таким образом, тот, кто привык всегда вкушать добычу, растерзав ее, пас овец, томясь голодом и препобеждая свой естественный нрав» (Память преподобных Евтихия и Флорентия//Жития святых. Книга двенадцатая. Месяц август. – Москва, 1911. – С 398).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Замечательно сказано. Лучше, пожалуй, и не требовалось. Законы совдепии просты и эффективны: лишних людей необходимо лишать легальных способов существования. И как объектов белковых тел, и как субъектов общественных отношений. Нас и лишали. Назвав лишенцами, поражали нас в основных гражданских правах. Ладно, когда лишали «прав» эфемерных, вроде избирательного. Но отлучали и от самых насущных, необходимых. Скажем, мы, дети лишенца, не имели права поступать в институт. Или мы — дети! — не получали продуктовых карточек! Поверить ли, но тогда это означало отлучение от права питаться. В Сергиев Посад папа возил нам продукты из Москвы. Голодая сам, он отдавал нам то, что собирали на пожертвование на приходе церкви в Соломенной сторожке: хлеб, сахар, крупы. Вообще, выжить тогда можно было только помогая друг другу, хотя, чего уж греха таить, выжить лишенцам было ох как непросто. Не из полевых лилий плетён был венок их. Но, может, и отпускались нам испытания эти вполне Промыслительно. Ведь как Промыслительно: нас, лишенцев, лишали тех лишних богатств: квартир, вещей, денег, — которые-то как раз и не пускали наследовать богатств истинных. Небесных. Взять нас. Не имея постоянного жилища, естественно, не имели мы и сколь-нибудь сносной мебели. И одежда была только самая необходимая, обиходная. Помню, у меня были туфли, а кто-то подарил мне еще синие резиновые тапочки, которые мне очень нравились. Но папа убедил меня отдать их в более нуждающуюся семью. Никогда не было и лишних денег. Даже когда папа зарабатывал вдруг что-то по научным договорам (все-таки физик с университетским образованием), то все «лишние» деньги уходили на помощь другим лишенцам. Среди опекаемых папой семей, была семья отца Михаила Соловьева, впоследствии архиепископа Тихвинского Мелитона; семья отца Сергия Сидорова, расстрелянного в 37-м в Бутове. Помню, как мы с папой в начале 30-х годов обошли чуть не пол Сергиева Посада в поисках семьи отца Владимира Медведюка, тоже расстрелянного позже на бутовском полигоне.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Такими подвигами преп. Трифон достиг великой крепости духовной. Раз медведь вошел в его келью, опрокинул квашню и начал есть тесто. Подвижник, подходя к келье, сказал медведю: Иисус Христос , Сын Божий, повелевает тебе выйти из кельи и стоять смирно. Медведь вышел и стал у ног преподобного. Взяв жезл, преподобный наказал виновного медведя и сказав, чтоб вперед не смел беспокоить обители, отпустил его. С того времени, прибавляет писатель жития преп. Трифона, медведи никогда не делали вреда ни оленям, ни другим животным обители. В последние годы жизни своей преподобный часто удалялся в пустыньку, где построив храм успению Богоматери, проводил время в уединенной молитве. Перед кончиною своею блаж. Трифон был тяжко болен. Наконец, близкий к смерти, сказал он братиям: «Заповедую вам, погребите меня у церкви Успения Богородицы в пустыньке, куда отходил я на молчание.» Он преставился в глубокой старости, 15 декабря 1583 года, прожив на Печенге около 60 лет. 241 Чудь поморья Балтийского, в Ижоре и Копорье, 242 еще не отставала от жрецов давнего суеверия колдунов, чтила камни и дерева, совершала обряды языческие при рождении и смерти родных, и оставляла таинства христианские. Архиеп. Макарий, по сношению с государем, в 1530 году отправил способного священника к суеверам, велел разорять мольбища их, местному духовенству строго подтвердил о его долге. Старики, по привычке к старине, со страхом смотрели, как священник сокрушал страшные для них деревья и камни. Но дети оказались умнее стариков: они помогали священнику в трудах его. С того времени христианство прочнее утвердилось между Чудью. Апостольские подвиги распространения веры христианской между Лопарями и Чудью происходили в последние годы жизни великого князя Василия Иоанновича и перед самою его кончиною. Отвергнув добродетельную, но неплодную супругу, Василий поспешил вступить в новый брак, чтоб иметь наследника. Он избрал невестою княжну Елену Глинскую, родную племянницу знаменитого изменника князя Михаила Глинского. 243 Великолепно отпраздновали брак, но более трех лет Елена не имела детей. Наконец 25 августа 1530 года родился столь давно ожидаемый сын и наследник. Он был окрещен в обители Троицкой и наречен Иоанном: обрадованный отец принял младенца из рук восприемников – столетнего старца Кассиана Босого и преп. Даниила Переславского и положил в раку чудотворца Сергия, моля угодника Божия, да будет ему заступником в опасностях жизни. Василий не знал, как изъявить благодарность небу; сыпал золото в казны церковные и на бедных; велел отворить все темницы, и снял опалу со многих знатных людей, бывших у него под гневом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

и Филипп (Марышев)......................... 209 14.09 (27.09) Священномученик Иоанн (Бороздин)........... 231 Священномученик Николай (Цветков).......... 240 19.09 (02.10) Священномученик Константин (Голубев) и иже с ним два мученика................... 253 28.09 (11.10) Мученица Анна (Лыкошина)................... 276 30.09 (13.10) Священномученик Прокопий (Попов)........... 278 ОКТЯБРЬ 04.10 (17.10) Священномученик Тихон и исповедница Хиония (Архангельские)....... 280 08.10 (21.10) Священномученик Дмитрий (Добросердов), архиепископ Можайский, викарий Московской епархии, преподобномученики Амвросий (Астахов) и Пахомий (Туркевич), священномученик Иоанн (Хренов), преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученики Николай (Рейн) и Василий (Ефимов), мученицы Мария (Волнухина) и Надежда (Ажгеревич)...................... 292 Священномученик Иона (Лазарев), епископ Невельский, викарий Витебской епархии.................. 310 18.10 (31.10) Священномученик Андрей (Воскресенский)..... 313 29.10 (11.11) Священномученик Николай (Пробатов) и иже с ним пострадавшие мученики Косма, Виктор (Краснов), Наум, Филипп, Иоанн, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексий, Иоанн и мученица Агафия.................... 321 НОЯБРЬ 05.11 (18.11) Священномученик Гавриил (Масленников)...... 326 06.11 (19.11) Священномученик Никита (Делекторский), епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии................. 337 10.11 (23.11) Священномученики Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский, и Иоанн (Скадовский)....................... 341 Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский, преподобномученики Иоанникий (Дмитриев) и Нифонт (Выблов), священномученики Иоанн (Сперанский) и Борис (Семенов), мученики Александр (Медем), Алексий (Горбачев), Николай (Смирнов), Аполлон (Бабичев) и Михаил (Арефьев), мученицы Феоктиста (Ченцова), Анна (Остроглазова) и Ольга (Масленникова). 365 14.11 (27.11) Преподобномученик Аристарх (Заглодин-Кокорев)......................... 415 20.11 (03.12) Священномученик Владимир (Медведюк)

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010