Царь умер ночью с 15 на 16 августа 1118 г. В эту же ночь, сопутствуемый своим братом Исааком, Иоанн поспешил в св. Софию, провозгласил себя императором и был коронован патриархом Иоанном IX. Отсюда он отправился в Большой дворец, где варяжская стража оказала было ему сопротивление, но перстень с царской печатью открыл Иоанну доступ во дворец. Партия Ирины и Анны была проиграна. Но что положение считалось весьма серьезным, можно видеть из того, что тело умершего царя без обычной помпы на другой день было погребено не в царской усыпальнице, а в монастыре Спаса Филантропа, что поблизости от дворца Манганы 108 . Несколько дней Иоанн не решался выходить из дворца, боясь измены. В последние годы царствования Алексея, именно под 1114 г., упоминается в придунайских областях о русском отряде под предводительством Владимира Всеволодовича Мономаха. Не в первый раз византийская летопись говорит то о дружественных, то о враждебных отношениях Руси к Византийской империи. Мы оставляли этот вопрос без обстоятельного разъяснения, хотя уже и в течение XI в. русские принимали некоторое участие в судьбах империи в качестве постоянного военного корпуса, жившего в империи и состоявшего на службе царя. Существование этого корпуса, постоянно обновляемого притоком новых дружинников из Киева, свидетельствует о прочной связи, установившейся между Русью и Византией после просвещения Владимира христианством. После прекрасного исследования о варяго-русской дружине в Константинополе, принадлежащего академику Васильевскому 109 , легко восстановить историю военного вспомогательного отряда, присланного в Константинополь Владимиром в 989 г. Первое время русские, по-видимому, были присоединены в качестве небольших частей к разным византийским отрядам и упоминаются в разных местностях, где происходили военные действия. Так, в 1016 г. царь Василий II, захватив в плен болгар, предоставил третью часть пленников союзной Руси. Это было около нынешней Битоли. В 1019 г. в сражении при Каннах греки нанесли норманнам большое поражение, причем часть победы приписана русскому отряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Си слышав, повеле всякому нищему убогому» и т.д., что мы приводили уже выше. То же самое говорит и м.Иларион, что Святой князь «не до слышания стави глаголанное, по делом сконча слышанное», т.е., не хотел слова Евангелия оставлять просто для услаждения слуха, но решил осуществить их на деле. Можно себе «представить, как должен был поразить воображение языческого народа этот неслыханный опыт – во всем государстве утолить всякую нужду! Какая пертурбация должна была произойти в системе государственного хозяйства и финансов! Недаром предание и былины так запомнили щедроты «ласкового князя – Красного Солнышка». «Твоя бо щедроты и милостыня», говорит м.Иларион, «и ныне в человецех поминаеми суть». Тот же м.Иларион сообщает нам, что Святой Владимир, «часто собираясь с новыми отцами, нашими епископами с великим смирением советовался с ними, как установить закон сей среди людей, недавно познавших Господа». Это не иначе можно понять, как совещания с иерархией не по миссионерским только вопросам, а скорее по вопросам проведения в жизнь всего государства «закона» христианского, как совещание о посильном осуществлении Царства Христова на земле. Смелость замыслов святого князя в этом направлении подтверждается и летописью. Проникаясь духом Евангельским, Святой Владимир переживал в своей совести со всей силой нравственную антиномию государственной силы и личного всепрощения. Он тяготился долгом меча казнящего. И епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть: «живяще же Володимер в страсе Божии, и умножишися разбоеве, и реша епископы Володимеру: се умножишася разбойницы, почто не казниши их? Он же рече им: боюся греха. Они же реша ему: ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованье; достоить ти казнити разбойника, но со испытом. Володимер же отверг виры, нача казнити разбойника». Святой Владимир не впал в сектантство и покорился мудрым советам Церкви, не признающей насильственного введения Евангельских норм в жизнь через принудительный механизм государства. Не превратил в мертвый закон и своих широких филантропических мер, подсказанных ему лично его пламенной христианской любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

    Св. Владимир не впал в сектантство и покорился мудрым советам Церкви, не признающей насильственного введения евангельских норм в жизнь через принудительный механизм государства. Не превратил в мертвый закон и своих широких филантропических мер, подсказанных ему лично его пламенной христианской любовью. Он не создал карикатуры христианского государства, но осуществлял его в пределах заповеди Христовой постольку, поскольку лично ему, облагодатствованному властителю, даны были дары Духа «вспоможения, управления» (I Кор. 12:28). В наследство своим преемникам св. Владимир не оставил никаких радикально измененных основных законов, предоставляя им быть слугами Христовыми в меру их даров духовных. И его    15    святые сыновья Борис и Глеб не были социальными реформаторами, а скорее аскетами и молитвенниками, в ином стиле исполнявшими заветы Христовы.    Таким образом, в начале русского христианства был момент исключительного порыва к исполнению евангельского идеала, подобный порыву первобытной иерусалимской Церкви к самоотверженному общению имуществ. Аналогичные порывы у сектантов — монтанистов, павликиан, вальденсов, анабаптистов, приводили к извращениям фанатизма и деспотии, ибо выпадали из под руководства благодатной мудрости Церкви и подчинялись человеческому своеволию и гордыне. Не то было в жизни первохристианской общины и в деле св. Владимира. Это были порывы, покорные воле Духа Святого и в меру подлинной свободной любви Христовой. И, как веяние Св. Духа, эти чудесные достижения приходили и проходили, подобно видениям и обетованиям царства Христова, не окаменевая в фальшивом насильствующем законе. В первенствующей Церкви была эпоха чрезвычайных дарований. И первоначальную историю русской Церкви озарил благодатный луч Царства Христова, прошедший через великое сердце Владимира, Великого не по титулу только, но и по благодатному «дару вспоможения, управления», ему ниспосланному (I Кор:12, 28). И св. князь не преткнулся на своем пути. За 1000 лет до Л. Толстого он ответственно, сидя на княжем судилище, пережил антиномию меча и принял в сердце трагедию его по внушению Церкви, так же точно за 1000 лет до новейших соблазнителей хлебами, св. Владимир сделал все, что мог для помощи меньшей братии, как устроитель и реформатор государства, и не пролил рек крови и не заковал народ во имя «свободы, равенства и братства», в цепи рабства, подобно антихристианским «народолюбцам» наших дней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2698...

И восстановление социальной справедливости составляет неотъемлемую черту евангельского идеала, воплощенного в образе Царства Божия… Бог “низложил сильных с престолов и вознес смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем”» . Неслучайно в описании митрополитом Иларионом первого опыта социальной помощи явственно ощущается именно эсхатологический контекст деятельности святого государя – как попытка осуществления Правды Божией, справедливости на русской земле: «Ты, о честная глава, был нагим – одеяние, ты был алчущим – насыщение, ты был жаждущим – охлаждение их утробы, ты был вдовам – вспомоществование, ты был странствующим – обиталище, ты был бескровным – покров, ты был обидимым – заступление, убогим – обогащение» . Масштаб этой деятельности убедительно свидетельствует о том, что борьба с бедностью была продиктована не просто сиюминутным благочестивым порывом «неофита во власти», а отражала решимость святого Владимира построить социальное государство, основанное на христианских идеалах и ценностях. Святитель Иоанн Златоуст: «Богач есть как бы приемщик денег, следующих к раздаче бедным» «Чтобы не оставалось у нас сомнения, что эта княжеская филантропия не ограничивалась столицей или пределами дворцовых имений, мних Иаков, касаясь этого вопроса, определенно поясняет, что святой Владимир установил это как систему решительно во всем государстве до деревенских захолустьев включительно. “Боле всего бяше милостыню творя князь Володимер: иже немощнии и стареи не можаху дойти княжа двора и потребу взяти, то в двор им посылаше; немощным и старым всяку потребу блаженный князь Володимер даяше. И не могу сказати многия его милостыня; не токмо в дому своему милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но и по всей земле Русской, и в градех, и в селех, везде милостыню творяше, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напаяя, странныя покоя милостию; нищая и сироты и вдовицы и слепыя и хромыя и трудоватыя вся милуя и одевая и накормя и напаяя”» . Очевидно, что бедность и безвинные страдания русских людей святой князь считал общественным злом. Никто не должен был голодать и дрожать от холода в государстве, провозгласившем себя христианским. На причину общественного зла святой Владимир, вероятно, смотрел уже глазами святителя Иоанна Златоуста, ставшего за короткое время первым и самым любимым переводным автором на Руси. Великий же святитель утверждал, что «богач есть как бы приемщик денег, следующих к раздаче бедным… посему, если он истратит их на себя сколько-нибудь сверх необходимой нужды, то подвергнется жесточайшей ответственности» .

http://pravoslavie.ru/77988.html

192 . Арсений (Иващенко), еп. Описание одного рукописного сборника, принадлежавшего некогда б-ке Синайского монастыря. СПб. 1884. 49. [Отд. оттиск из ХЧ 1884. 7–8]. 193 . Владимир [(Филантропов)], архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) Библиотеки. 1: Рукописи греческие. М. 1894. 194 . Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ//ВВ 1959. 16. 216–243 (I); 1961. 18. 254–274 (II); 19. 194–239 (III); 1963. 23. 166–204 (IV); 1964. 24. 166–197 (V);25. 184–211 (VI). 1967. 27. 273–294 (VII); 1968. 28. 238–255 (VIII); 1971. 31. 132–144 (IX); 32. 109–130 (X). 195 . Порфирий Успенский , еп. Описание греческих рукописей монастыря Св. Екатерины на Синае/Изд. Имп. Ак. Наук, исполненное на завещанные ей еп. Порфирием средства, под ред. и с доп. Бенешевича В. Н. СПб. 1911. 1. Замечательные рукописи в библиотеке Синайского монастыря и Синаеджуванийского подворья (в Каире), описанные архим. Порфирием (Успенским) . XXVIII, 664. Приложения, указатели; Пг. 1917. 3:1. Рукописи 1224–2150. 354. Catalogue codicum manuscriptorum Graecorum qui in Monasterio Sanctae Catharinae in Monte Sina asservantur/Ed. Beneševi V. Hildesheim 1965. 196 . Фонкич Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний. Палеографические и кодикологические исследования 1988–1998 гг. М. 1999. 154, илл. 197 . Фонкич Б. Л. , Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. Палеографические, кодикологические и библиографические дополнения к каталогу архимандрита Владимира (Филантропова). М. 1993. 198 . Adler A. S. Catalogue supplemental des manuscrits grecs de la Bibliothèque royale de Copenhague. Copenhague 1916. 199 . Altaner В. Griechische Codices in abendländischen Bibliotheken des XIII. und XIV. Jahrhunderts//BZ 1936. 36. 32–35. 200 . Andres G. de. Catalogo de los codices griegos de la Biblioteca Nacional. Madrid 1987. 201 . [Andres G. de.] Escorial. Real Biblioteca. Catalogo de los codices griegos desaparecidos de la Real Biblioteca de el Escorial por Andres G. de. El Escorial 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЕГИПТЯНИН [греч. Ιωννης Αγπτιος] († 310), св., и 40 мучеников (пам. греч. 20 сент.). Сведения об И. Е. содержатся в соч. Евсевия , еп. Кесарийского († 339/40) «О Палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest.), в 13-й гл. которого рассказывается об исповедниках, по причине старости и болезней более неспособных работать на медных рудниках Палестины и живших в отдельном месте. Среди них был сщмч. Сильван , еп. Газский (пам. 4 мая), вместе с к-рым находились мн. египтяне. Один из них, И. Е., отличался «философским складом характера и образом жизни» и обладал удивительной памятью: после того как по приказу имп. Максимина Дайи (305-313) ему выжгли глаза и раскаленным железом изувечили ногу, И. Е. продолжал смело проповедовать Христа и наизусть цитировал отрывки Свящ. Писания. Исповедники проводили жизнь в посте, молитве и аскетических подвигах; по приказу императора 39 из них были обезглавлены. Из рассказа Евсевия неясно, был ли в их числе И. Е. В визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память И. Е.- исповедника содержится под 20 сент. Краткое сказание о нем было составлено на основе сведений из сочинения Евсевия с допущением некоторых неточностей: вместо имп. Максимина в Синаксарях упомянут имп. Максимиан (возможно, имеется в виду Максимиан Галерий (293-311)) и говорится, что И. Е. пострадал с 40 мучениками. В греч. стишном Синаксаре 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 518) И. Е. назван преподобномучеником. Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, датирует мученичество И. Е. 295 г., понимая, по-видимому, под именем императора, упомянутого в Синаксарях, Максимиана Геркулия (286-305). Кроме того, по мнению митрополита, И. Е. был родом из Александрии и пострадал вместе с еп. Савином. В лат. календарях имя И. Е. отдельно не упоминается. Под 4 мая в Мартирологе блж. Иеронима содержится память «Сильвана, пострадавшего в Кесарии, и в Александрии других 40 мучеников» (MartHieron. P. 229). По мнению И. Делеэ, упоминание г. Александрии по ошибке было заимствовано переписчиком из др. записи (MartHieron. Comment. P. 230).

http://pravenc.ru/text/471173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН [Антоний], [греч. Αντωννος, Γερμανς, Νικηφρος] (нач. IV в.), мученики (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.), пострадали в Кесарии Палестинской. О них рассказывается в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках». По сведениям Евсевия, мученики пострадали в гонение имп. Максимина (309-313), греч. краткие жития ошибочно относят их кончину ко времени имп. Максимиана (286-305). Старец А. и юноши Н. и Г. были схвачены правителем Палестинской обл. Фирмилианом и за отказ принести жертву идолам обезглавлены. С ними пострадали мч. Зевин и мц. Манефа [Еннафа] из Скифополя. В греч. календарях и зап. мартирологах память палестинских мучеников указывается 13 нояб. В этот день память мучеников содержится в большинстве визант. памятников: Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 100), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 159-160), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 221-222), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 353). В ряде греч. рукописей (напр., Синаксарь. ГИМ. Син. греч. 354. Л. 115, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 525) и печатной Минее (изд. Венеция, 1593) память мучеников зафиксирована под 12 нояб. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития палестинских мучеников из Минология Василия II, включенный под 13 нояб. в нестишной Пролог (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 170). В 1-й пол. XIV в. краткое житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 170, 183 (1-я паг.)). Гимнография Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Νομβριος. Σ. 152). Ист.: BHG, N 1193; Euseb. De Mart. Palaest. IX 4-8; SynCP. Col. 221-222; ЖСв. Ноябрь. С. 371. Лит.: Aigrain R. Antonin (4)//DHGE. T. 3. Col. 851-852; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 964; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 48. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/114036.html

Любой обзор отечественной библиографии, относящейся к той или иной области знаний, следует начинать с задания временных и пространственных границ, определяющих начало и, возможно, конец деятельности в этой самой области, а также ее ареал, в первую очередь лингвистический, а затем и географический. Это относится к научным дисциплинам, различным направлениям литературы и искусства, прикладным видам деятельности, персоналиям и прочему. Но когда речь заходит о церковной библиографии в России, предметом исследования и обработки которой является, собственно, христианская письменность, то нам приходится говорить о полном совпадении ее «временнго начала» с началом христианской культуры в географических границах, соответствующих прежним пределам Российской империи. И если мы касаемся церковной библиографии церковнославянской, русской, украинской, белорусской книги, то географические границы нашего предмета уже включают в себя за счет «великого рассеяния XX в.» практически любую населенную территорию пяти континентов. По случаю 140-летия Государственного исторического музея, которое отмечается в 2023 г., публикуем введение к ценному справочному изданию: «Греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки. Палеогр., кодикологич. и библиогр. доп. к кат. архимандрита Владимира (Филантропова)»/Б Л. Фонкич, Ф.Б. Поляков; [Предисл. священника Б. Даниленко]. – М.: Синод. б-ка Моск. Патриархата: Мартис, 1993. Как известно, в ГИМ с 1918 г. хранится уникальная коллекция греческих рукописей, которую на протяжении веков собирали церковные книжники. В публикуемом введении к описанию рукописей читатель найдет краткую историю хранителей и кодификаторов этого собрания. Статья настоятеля храма святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове протоиерея Бориса Даниленко посвящена творчеству доникейского отца Церкви, священномученика Мефодия, епископа Патарского († 304 г.). Центральной темой сочинений святого Мефодия является библейская экзегеза. По мнению ученых, помимо полемики с Оригеном, его наиболее важным вкладом в патристическую традицию стало богословского обоснование практики целибата, которое предвосхитило появление христианского монашества. Сохранившийся греческий корпус сочинений священномученика Мефодия может быть дополнен церковнославянскими переводами, большинство которых находится в русских сборниках. В качестве примера в приложении содержится славянский перевод работы святителя Мефодия «De sanguisuga ad Eustochium», который не сохранился.в оригинальной греческой версии.

http://bogoslov.ru/person/6171047

Сербский; министр-президент 2; санитарный отряд 142.143; посланник 9; престол 143. Сербское подворье в Москве 229. Сербы 139. 143. 144. 191. 194. 227. 229. Сергиева лавра 182. Сергий (Дабич), архимандрит 218. Сергий (Лавров), епископ 222. 226. Сергий (Страгородский) , архиепископ 277. Сибирский 52 стрелковый полк 280. Симеон (Нарбеков) , архимандрит 227. Синай 229. Синайская Гора 194. 230. Сирийские селения 222. Сирийцы 222. 224. Славяне 178. 190. 193. 283. Славянские народы 12. 35. Славянский язык 280. Славянские государства 140. Славянское; дело 35; благотворительное Общество 120. 140. 141. 142. 143. 144. 208. 210; см. петроградское, киевское; происхождение 258. Славянство 35. 141. 145. Словаки 191. Смарагд (Латышенков), иеромонах 202. Смирнов – см. Антоний. Смольный Институт 184. Смолянка 184. Соболевский Алексей Иванович, академик 141. 144. «Собрание узаконений и распоряжений Правительства» 166. 286. Соколов Виктор Павлович, дворянин 169. Солунь 218. Соснин Павел, священник 281. Старорусский 2-й полевой сводный госпиталь 282. Стокгольмский посланник 183. Стокгольм 178. 179. Страгородский – см. Сергий. Судейкин Власий Тимофеевич, сенатор 169. Супурганский епископ 194. 225. Суражский 280-й пехотный полк 282. Сусанна (Мельникова), игуменья 282. Сухомлинова Екатерина Викторовна 58. 59. Сухомлинов Владимир Александрович военный министр 81. 137. 290. Северные уезды 152. Северный район 154. 157. Северо-американское Филантропическое Общество 183. Сенцов – см. Леонид. Таврический архиепископ 309. Тамбовская Семинария 225. Татаре 49. Татиана Николаевна, Великая Княжна 10. 12. 72. 73. 130. 132. 170. 326. Татьянинский Комитет 120. 176. Тергявар, город 222. Тернавцев Валентин Александрович, чиновник особых поручений 157. 175. 279. Тифллс 60. 225. Тихон (Беллавин), архиепископ 175; 280. Тихон задонский , святитель 279. Толстой Иван Иванович, граф, петроградский городской голова 145. Торнео, г. 281. Торопец, г. псковской губ. 6. Трифон (князь Туркестанов), епископ 308. 309. Троицкий – см. Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

121. 762 Об этой поездке Фотия в Литву также не говорят наши летописи, как и о поездке 1411–1412 года. О ней читается в литовской летописи Даниловича и именно следующее: «В 1420 году поехал митрополит Фотий в Литву Июня 1-го, а с ним владыка Амвросий (посол патриарший), и нашёл великого князя Витовта в Новогродке, – тогда был (у Витовта) посол императоров Филантропен Грек (отправившийся в Литву, может быть, наперёд Фотия); того же лета пошёл митрополит в Киев и в Слуцке крестил князя Семёна Александровича (сына князя Александра или Олелька Владимировича, которого митрополит Иона называет кумом Фотию, – Акты Истории т. I, стр. 94 col. 1 fin.) и из Мозыри позвал назад митрополита великий князь (Витовт); того же лета был митрополит в Галиче; в 1421 году (был митрополит) и во Львове и во Владимире, (из которых в последний) приехал во вторник накануне Рождества Христова, а в Вильне был о Крещении, в оттуда поехал к Друтску и Тетерину, и был в Мстиславле у князя Семёна Лыгвения, и в Смоленске соборовал (в неделю православия) при князе Семёне Ивановиче, и приехал в Москву в великом посте», – в Учёных Записках стр. 56, в Чтениях Общества Истории и Древностей стр. 67. Если помянутую выше настольную грамоту неизвестному епископу владимирскому признавать за Фотиеву, то в ней говорится, что патриарх со своим собором и император прислали, – должно будет подразумевать: с нашими послами, соборную грамоту, которой «оправдали» митрополиту его митрополию – всю русскую землю. 764 См. указание акта от Июля 1413 года в статье А. С. Петрушевича: «О соборной Богородичной церкви и святителях в Галиче», помещённой в Галицком Историческом Сборнике, выпуск III (Львов, 1860) примечание 48 fin., стр. 117. 767 В предварительных совещаниях и приговорах о поставлении в Литву особого митрополита участвовал вместе с другими епископами Иоанн Галицкий, – Никоновская летопись V, 51 fin. и 58; на поставлении в митрополиты Григория Цамблака не присутствовал этот Иоанн, но вместо него присутствовал другой епископ Галиции – Геласий перемышльский, – Акты Западной России, т. I,

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010