#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть О расследовании гибели Императора Михаила II Часть II. 1921 – 1928 годы Людмила Лыкова   Александр Мощанский   22:09 12.02.2024 196 Время на чтение 77 минут Начало см. здесь . О расследовании гибели Императора Михаила II Поиски монархистов 1921 год существенно изменил в отношении русского общества по обе стороны государственной границы к вопросу о судьбе последнего Российского Императора Михаила II. Причиной этого стали внешнеполитические обстоятельства. 29 мая — 6 июня 1921 года в курортном местечке Рейхенгалль (Бавария) в Германии состоялся первый международный съезд русских монархистов, находившихся за границей, который имел своей целью положить начало организованной работы русского монархического движения, как некой самостоятельной политической силы. Продекларировав приверженность к идее самодержавия, съезд должен был определиться и с «Самодержцем в изгнании». Однако достоверной информации о судьбе Императоров (бывшего и легитимного), а также Наследника престола у эмиграции не нашлось. При этом из разных источников поступали слухи о том, что «Великого князя Михаила Александровича видели» то тут, то там. Например, такие : — из протокола допроса Р.М. Нахтмана 11–12 декабря 1919 года Судебным следователем по особо важным делам Омского Окружного суда Н.А. Соколовым : «… Мы же сами собираемся уехать на север по Каме. Если Вы скоро отсюда не уедете, может быть, Вы будете нужны; княгине и Джонсону ничего не говорите». Знамеровский достал карту. Мы рассматривали с ним ее. На карте были нанесены по Каме к северу отдаленные монастыри. Знамеровский, указывая их, высказывал надежды получить помощь при бегстве в этих монастырях. … 13 июня вечером (по новому стилю) я был срочно вызван к Наталии Сергеевне. Вызывала меня через какого-то посланного из своей прислуги княгиня Вяземская. Когда я пришел к ней, я Наталии Сергеевны не застал. Княгиня же сказала мне, что из Перми получена телеграмма следующего содержания: «Наш общий любимец и Джонни вывезены неизвестно кем и куда». Я хорошо помню содержание этой телеграммы и удостоверяю, что оно было именно таково, как я вам передаю. …Сказав мне об этой телеграмме, княгиня стала меня просить: «Роман Михайлович, теперь надо как можно стараться вывозить ценности. Будут обыски. Надо ценности спасать. Вы хлопочите. Я сама всю ночь спать не буду, буду укладываться». Взял я много ценностей и вывез их в Москву. Там я сдал их князю Вяземскому. …(…) Нужно было ехать в Сибирь и отыскать Михаила Александровича. Этого хотела Наталия Сергеевна. Эту роль взял на себя князь Вяземский. Я должен был провезти его через фронт…

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Мы трое тогда уж смело бежим в Королевские зная, что там не застанем воров. Нам нужно было выиграть время. В расспрашиваем, как это было. Нам надпоминают, что нужно поднять на ноги милицию, что может быть можно догнать. Благодарим за надпоминание и бежим в ЧК, а не из гостиницы начинаем звонить по всем милицейским участкам, что Михаил бежал, что всех необходимо поднять на ноги, все тракты, станции, вокзалы занять. Поездов и пароходов без осмотра нашими сотрудниками не выпускать из Перми. Сотрудников своих направляем на вокзалы и пристани. Телеграфируем в Екатеринбург, что Михаил украден и шифровкой извещаем Белобородова, чтобы он особо не беспокоился…» Результатом этой цепи событий стало то, что легитимный Император Михаил II и его секретарь Николай Николаевич Джонсон в ночь с 12 на 13 июня были вывезены в район долины реки Большая Язовая и там убиты. Намеченный на 13-е число арест архиепископа Андроника (в миру – Владимира Александровича Никольского) не состоялся из-за его болезни. Однако это не помешало проведению специальной операции в ночь с 16 на 17-е, задержать и расстрелять его ночью 20 июня 1918-го. В эти же дни были арестованы бывшие деятели Союза Русского Народа и « за агитацию было арестовано 13 священников и диаконов, которые были доставлены в Чрезвычайный Комитет по борьбе с контр-революцией. После допроса они были Комитетом освобождены, причем с них была взята росписка следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, даю эту росписку в том, что никогда не буду вести агитацию против Советской власти, а также по поводу ареста епископа Андроника». (Подпись)» . Таким образом все задачи по укреплению Пермского «тыла республики» были выполнены. А председатель ПОЧК Ф.Н. Лукоянов Центром был направлен в г. Екатеринбург создавать Уралобл ЧК, куда он и выехал с 60-тью надежными мотовилихинскими большевиками… Людмила Анатольевна Лыкова , доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории Александр Борисович Мощанский, полковник полиции в отставке, член Межведомственной рабочей группы по поискам при Агентстве по делам архивов Пермского края (2016-2019), член Пермского отделения РСПЛ

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/19/...

23 ноября... в присутствии учеников восьмых-девятых классов Мощанский проводил контрреволюционную агитацию, направленную на распространение провокационных слухов оскорбительного характера против наших ученых, говоря: " Ученый Павлов перед смертью завещал, чтобы имеющиеся церковные здания не ломать и не занимать под музеи, вот видите, и ученые заступаются за религию " . На вопрос, откуда вы это узнали, Мощанский замолчал. Летом 1937 года Мощанский свою контрреволюционную агитацию проводил в поле на выгоне скота среди отсталых женщин, имеющих коров " . В тот же день сотрудник Вышне-Волоцкого НКВД допросил священника: – Когда вы прибыли в город Вышний Волочек и откуда? – В город Вышний Волочек я прибыл из села Спасского Кашинского района. – Назовите, кого вы знаете из духовенства Вышнего Волочка. – Из духовенства я знаю Всеволода Федоровича Зосимовского, священника собора, Александра Алексеевича Кобарова, священника собора, Ивана Никитича Воронцова, священника собора, Владимира Васильевича Успенского, настоятеля храма. – Вы обвиняетесь в контрреволюционной антисоветской агитации, дайте по этому вопросу правдивые показания. – Себя я в этом виновным не признаю и показаний или примеров по данному вопросу дать не могу. 16 февраля следователь продолжил допрос " дежурных свидетелей " . Как почти всегда по делам о православных священниках, такими свидетелями были обновленцы, выполнявшие зачастую роль " судебных убийц " . Обновленческий священник храма на кладбище показал: " Знаю Владимира Дмитриевича Мощанского с января 1938 года. Он тоже служитель культа, только тихоновского порядка. Мощанский контрреволюционно настроен. Контрреволюционную агитацию Мощанский проводил открыто и систематически, под всякими предлогами. Кроме того, Мощанский формально отказался от служения, но на самом деле является активным проводником антисоветских разговоров и уже тем совершает преступление, когда нелегально крестит младенцев и участвует в службах. 28 января 1938 года Мощанский открыто стал говорить: " Новообрядцы – это предатели православной земли, они ее продали антихристам-коммунистам " .

http://drevo-info.ru/articles/21885.html

В продолжении разговора Мощанский заявил: " За нами идет вся масса верующих, а за вами никто " . Кроме того, Мощанский является активным организатором встречи Нового года в церкви по-старому... 3 февраля 1938 года я зашел в Зимний собор, где службу вел священник Мощанский. После службы Мощанский подошел к церковному старосте, и ему председатель двадцатки стал что-то говорить; на это ему Мощанский строго ответил: " Потише, здесь есть шпионы " . 19 марта сотрудник НКВД, имея перед собой протоколы допросов " дежурных свидетелей " , приступил с вопросами к о. Владимиру. – Вы обвиняетесь в контрреволюционной агитации. Дайте подробные показания. – Контрреволюционной агитации я не проводил и виновным себя в этом не признаю. – Зачитываю показания свидетеля о проведении вами контрреволюционной агитации. Признаете ли себя виновным? – Считаю показания свидетеля неправдоподобными и их категорически отрицаю. – Зачитываю показания свидетеля о распространении вами клеветнических слухов оскорбительного характера по адресу советских ученых. Признаете вы это? – Да, действительно, такой разговор имел место, но я не говорил с целью проведения контрреволюционной агитации, этот разговор касался только одного ученого, про которого я и сейчас остаюсь при своем мнении. – Что вас заставило встать на этот контрреволюционный путь? – Поскольку я священник, то меня молодежь старалась втянуть в разговор, но я всегда старался этого избегать и больше молчать, но этот разговор я не мог пропустить мимо, не стерпел и дал ответ. – Вы следствию говорите неправду. Следствие настаивает дать правдивые показания. Что вас заставило встать на этот контрреволюционный путь? – Я следствию говорю только правду, никаких других причин не было. На следующий день следователь вывел престарелого священника на очную ставку с " дежурным свидетелем " , который показал: " Хорошо помню, в октябре 1937 года Мощанский в присутствии верующих на одной из могил сказал: " Вот пришло время, нас, духовенство, преследуют за религию, ведь раньше этого царь не делал, а теперь свободная страна, и арест за арестом, а посмотреть, кого арестовывают, так можно смело сказать – невиновных людей " .

http://drevo-info.ru/articles/21885.html

В продолжении разговора Мощанский заявил: " За нами идет вся масса верующих, а за вами никто " . Кроме того, Мощанский является активным организатором встречи Нового года в церкви по-старому... 3 февраля 1938 года я зашел в Зимний собор, где службу вел священник Мощанский. После службы Мощанский подошел к церковному старосте, и ему председатель двадцатки стал что-то говорить; на это ему Мощанский строго ответил: " Потише, здесь есть шпионы " . 19 марта сотрудник НКВД, имея перед собой протоколы допросов " дежурных свидетелей " , приступил с вопросами к о. Владимиру. – Вы обвиняетесь в контрреволюционной агитации. Дайте подробные показания. – Контрреволюционной агитации я не проводил и виновным себя в этом не признаю. – Зачитываю показания свидетеля о проведении вами контрреволюционной агитации. Признаете ли себя виновным? – Считаю показания свидетеля неправдоподобными и их категорически отрицаю. – Зачитываю показания свидетеля о распространении вами клеветнических слухов оскорбительного характера по адресу советских ученых. Признаете вы это? – Да, действительно, такой разговор имел место, но я не говорил с целью проведения контрреволюционной агитации, этот разговор касался только одного ученого, про которого я и сейчас остаюсь при своем мнении. – Что вас заставило встать на этот контрреволюционный путь? – Поскольку я священник, то меня молодежь старалась втянуть в разговор, но я всегда старался этого избегать и больше молчать, но этот разговор я не мог пропустить мимо, не стерпел и дал ответ. – Вы следствию говорите неправду. Следствие настаивает дать правдивые показания. Что вас заставило встать на этот контрреволюционный путь? – Я следствию говорю только правду, никаких других причин не было . На следующий день следователь вывел престарелого священника на очную ставку с " дежурным свидетелем " . – Хорошо помню, – показывал свидетель, – в октябре 1937 года Мощанский в присутствии верующих на одной из могил сказал: " Вот пришло время, нас, духовенство, преследуют за религию, ведь раньше этого царь не делал, а теперь свободная страна, и арест за арестом, а посмотреть, кого арестовывают, так можно смело сказать – невиновных людей " .

http://fond.ru/kalendar/726/vladimir/

Быков П.М., Нипоркин Н.Г. Рабочая революция на Урале. Эпизоды и факты. – Екатеринбург: Государственное издательство Уральского областного управления. 1921. С. 25-26. Ленин В.И. О международном и внутреннем положении Советской республики/ПСС. Издание 5-е. Том.45. – М.: Издательство политической литературы. 1970. С.16. Мощанский А.Б. По следам пермского злодеяния. Анализ документов Истпарта по вопросу похищения М.А. Романова/А.Б. Мощанский. – Пермь: Тираж. 2022. С.10-13. То, что это фото сделано не позже октября 1921 года свидетельствует надпись на обороте: « На добрую память дорогому тов. и незабвенному другу А.В. Маркову. От друга И. Колпащикова. 24/Х 21 г.» Демиденко Т.И. Первый партийный архивист: о заведующей бюро Пермского губернского истпарта К. Г. Ольховской./Ноябрьские историко-архивные чтения – 2017 г. Материалы научной конференции «Россия в период революционных потрясений. К 100-летию Русской Революции 1917 г.» (ПермГАСПИ. 14–16 ноября 2017 г.) Сборник/Под ред. С. В. Неганова – Пермь. 2018. С.55-62. Мощанский А.Б. По следам пермского злодеяния. Анализ документов Истпарта по вопросу похищения М.А. Романова. – Пермь: Тираж. 2022. С. 110. Мощанский А.Б. Второе формирование Пермского Губернского ЧК. 1919-1922 гг./Государство. Законность. Честь: 100 лет органам государственной безопасности Российской Федерации. – Пермь: Пушка, 2018, с.83. Мощанский А.Б. Похищение Михаила Романова. О причинах и обстоятельствах похищения и убийства в г. Перми граждан Романова Михаила Александровича и Джонсона Николая Николаевича. — Пермь: Кунгурская типография. 2022. С.250. Мощанский А.Б. По следам пермского злодеяния. Анализ документов Истпарта по вопросу похищения М.А. Романова. – Пермь: Тираж. 2022. сС41-43. Быков П.М., Нипоркин Н.Г. Рабочая революция на Урале. Эпизоды и факты. – Екатеринбург: Государственное издательство Уральского областного управления. 1921. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОЩАНСКИЙ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Владимир Мощанский с сыновьями. 1910-е годы Диакон Владимир Мощанский с женой Евдокией Ивановной С 20 мая 1900 года служил диаконом в селе Архангельское-Чашниково Зубцовского уезда Тверской губернии. 21 октября 1911 года был рукоположен в сан иерея к Преображенскому храму в селе Спасском Кашинского уезда. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея . За отзывчивость к нуждам людей, кротость и милосердие прихожане любили его как попечительного пастыря и отца. Несмотря на скудость средств, он всегда благотворил нуждающимся, отдавая иногда последнее. Когда о. Владимир шел в церковь, нищие подходили к нему, и он всех оделял деньгами, так что уже и Александра Ивановна говорила ему: " Отец, ты все раздаешь, у нас уже и у самих почти нет ничего, а ты раздаешь " . Переехав впоследствии в Вышний Волочек , он жил по соседству с фабричными рабочими. Бывало, они получат зарплату и в три дня ее прогуляют, а между тем у них были семьи – и идут занимать деньги к отцу Владимиру. Александра Ивановна скажет: " Отец, они же тебе не отдадут " . Но о. Владимир, зная это, давал все равно – его доброе сердце никому не могло отказать. По утрам, если не было церковных служб, о. Владимир подолгу молился, а свободное время посвящал чтению Священного Писания. В 1924 году власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил о. Владимир с семьей. Было совершено последнее богослужение, во время которого храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход – шли тридцать километров пешком. Из Кашина о. Владимир переехал в Вышний Волочек и поселился в доме своего отца, к тому времени уже умершего. Гонения все усиливались, и дети о. Владимира стали просить его, чтобы он не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями как для него, так и для них.

http://drevo-info.ru/articles/21885.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОЩАНСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александр Владимирович Мощанский ( 1894 - 1981 ), священник . Родился в 1894 году в семье диакона Владимира Мощанского , будущего священномученика. Окончил Тверскую духовную семинарию , но священником не стал, был учителем. Был женат на дочери священника Измаила Рождественского, Евгении . Во время Отечественной войны он с семьей попал в зону немецкой оккупации; немцы сочли, что он похож на еврея, и несколько раз собирались его повесить. В третий раз на шею уже была накинута петля, и в этот момент он дал обет, что, если останется жив, то посвятит жизнь служению Богу. За него заступился священник местной церкви, где Александр Владимирович служил псаломщиком. В 1946 году он был рукоположен в сан священника . Сначала он служил в Тверской епархии, затем во Владимирском соборе в Ленинграде , а в последние годы в Вырицкой церкви под Петербургом. Скончался в 1981 году. Использованные материалы   О. Измаил Рождественский служил в храме недалеко от Вышнего Волочка во все время гонений до начала тридцатых годов. К 1937 году он был уже настолько стар и немощен, что почти не поднимался с постели. В 1937 году его пришли арестовывать. Он в это время лежал на печи. Вошли трое незнакомых людей, и о. Измаил, поглядев на них, понял, что это пришли за ним. Склонившись с печи, он сказал ласково: “Матушка, согрей самовар. Видишь, как они замерзли”. Старший из пришедших поглядел, помолчал, еще поглядел на священника и сказал: “Пошли, ребята, тут нам уже делать нечего”. И не стали его арестовывать. Отец Измаил скончался спустя полтора месяца. Редакция текста от: 07.09.2012 15:17:26 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21887.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Владимир (Мощанский) 7 мин., 06.09.2018 Все камеры тюрьмы в Вышнем Волочке были переполнены, так что заключенным иногда приходилось стоять. В тюрьме отцу Владимиру исполнилось семьдесят два года. Состояние его здоровья становилось все хуже, так что и находившиеся вместе с ним в камере заключенные возмутились и, стуча в железную дверь, стали кричать: «За что вы мучаете старого священника? В чем он виноват?»   Священномученик Владимир родился в 1866 году в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье священника Димитрия Мощанского. Окончив Тверскую духовную семинарию, он обвенчался с дочерью священника Иоанна Дмитриевского Евдокией и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда, а затем — во священника к Успенской церкви в селе Спасском Кашинского уезда. У отца Владимира и Евдокии Ивановны родилось четверо детей: дочь Ольга и три сына — Владимир, Александр и Николай. При рождении последнего ребенка Евдокия Ивановна умерла, оставив отца Владимира с маленькими детьми, в дальнейшем помогала их воспитывать ее незамужняя сестра, Александра Ивановна. Один из сыновей отца Владимира, Александр, окончил Тверскую духовную семинарию, но рукополагаться не захотел. Во время Великой Отечественной войны он с семьей попал под немецкую оккупацию; немцы сочли, что он по национальности еврей, и распорядились его повесить. На шею уже была накинута петля, когда он, усиленно молясь, дал обет, что, если останется жив, посвятит свою жизнь всецело служению Богу. В это время за него заступился священник местной церкви, где Александр иногда помогал как псаломщик. После окончания войны Александр исполнил обет, и в 1946 году был рукоположен во священника. Тесть его, священник Измаил Рождественский, служил в храме недалеко от Вышнего Волочка. В 1937 году он был уже настолько стар и немощен, что почти не поднимался с постели, но когда в дом вошли трое ему незнакомых людей, отец Измаил сразу понял, что они пришли его арестовать. Склонив с печи голову, он ласково сказал супруге: «Матушка, согрей самовар. Видишь, как они замерзли». Старший из группы внимательно посмотрел на священника и, поняв, что дни того уже сочтены, распорядился уйти. На фото священномученик Владимир (Мощанский) с сыновьями, 1910-е годы

http://foma.ru/cvyashhennomuchenik-vladi...

Но о. Владимир не согласился. В Вышнем Волочке он служил в Зимнем соборе и ходил по городу в рясе. Почти каждый день священник был в храме. Только в последнее время, когда возраст стал подходить к семидесяти годам и подступили болезни, ему приходилось оставаться в будние дни дома. Ему пришлось воспитывать осиротевшую в восемь лет внучку Ольгу. Сначала он учил ее дома всем предметам, но прежде всего молитвам. Когда проверили ее знания, то приняли сразу в пятый класс. В школе ей велели выучить частушку: " Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу! " Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Александра Ивановна только ахнула и сказала: " Да что же это такое! " А о. Владимир промолчал, внимательно посмотрел на внучку и сказал: " А ты подумала, Оля, что твой дедушка – священник? " И такое у нее было раскаяние, что она упала на колени и попросила прощения. К 1930-м годам он стал заштатным священником, ввиду своего преклонного возраста. Он продолжал крестить младенцев, отпевать покойников, служил панихиды на Пятницком кладбище, где в Ильинской церкви служил когда-то его отец и где за алтарем было семейное захоронение Мощанских. 13 февраля 1938 года был арестован НКВД. В тюрьме врач обследовал состояние здоровья 72-летнего священника и выписал справку: склероз сердца, старческая дряхлость; годен к физическому труду третьей категории. В самый день ареста следователь допросил некую свидетельницу, она показала: " Мощанского Владимира Дмитриевича я знаю с 1937 года... как служителя культа в прошлом времени, а в настоящее время он проводит службы исключительно в большие духовные праздники и причем не зарегистрирован в соответствующих органах советской власти... Из разговоров верующих мне известно, что Мощанский прибыл из Кашинского района в город Вышний Волочек. Мощанский настроен к существующему строю и мероприятиям партии и советской власти враждебно, систематически высказывает среди верующих контрреволюционные антисоветские взгляды, направленные на подрыв советской власти, наносит оскорбления советской конституции, говоря, что это обман и свобода большевиков только на бумаге.

http://drevo-info.ru/articles/21885.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010