Закрыть Феномен русской культуры Об «Антологии стояния Донбасса» 27.01.2023 643 Время на чтение 13 минут Фото: предоставлено автором Знаковым, выдающимся событием в современной литературной жизни стал выход сборника «Антология стояния Донбасса», автором идеи и составителем которого стала главный редактор журнала «Берега» Лидия Довыденко, человек широко известный всей читающей России. Не случайно было выбрано и место для презентации «Антологии…» 24 января сего года – это Семёновский полк на улице Большая Серпуховская, 35, стр. 1. По словам Лидии Владимировны, «долгожданное мероприятие прошло отлично, писатели приехали. Выступали, как могли, все было красиво и душевно. В зале было шестьсот человек воинов». В «Аннотации» Лидия Владимировна поделилась с читателями своим замыслом: «В сборник вошли произведения членов Союза писателей России и писателей Донбасса, созданные за последние восемь лет, включённые в рубрику “Берега Новороссии” литературного журнала “Берега”. “Антология стояния Донбасса” – феномен русской культуры первой четверти XXI века, так как это произведения на кровоточащую тему, раскрывающие правду борьбы за справедливость, энергию русского духа, величие и гармонию русской души». Раздел «Проза» открыл Николай Иванов, председатель Союза писателей России, былиной нашего времени под названием «Саур-Могила. Песнь». По жанру – это героический эпос, перекличка времён и эпох, подвигов времён Великой Отечественной войны и битвы за Донбасс летом 2014 года. Особый художественный смысл приобрело здесь слово «высота». Это и высота легендарного кургана под триста метров над уровнем ближайшего Азовского моря, и высота подвига пехотинцев, на смерть стоявших на кургане в 1943-м, и духовная высота жителей шахтёрского края, что ни в какие времена «не гнал порожняк». В трагическом 2014-м казалось, что все четыре пилона на Саур-Могиле, олицетворяющие пехотинцев, танкистов, артиллеристов и лётчиков, вступили в непримиримую схватку с неофашистами, были разрушены, но не сдались врагам, как и воин-освободитель на вершине кургана: «Саур-Могила в руинах, но у остатков пилонов вновь высаживаются тюльпаны… Правда нынешней не объявленной войны на Донбассе – это в том числе и простреленный сапог с обрубком ноги чуть ниже колена – единственное, что осталось от центрального монумента. Хотя нет, из-под рухнувшей стелы виден сжатый бронзовый кулак солдата». И этот сжатый бронзовый кулак – символ грядущей Победы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/27/fe...

Не терял времени и Василий II. Утвердившись на великокняжеском престоле, он создает коалицию союзных с ним князей. Около осени 1432 г. вместе с дядей угличским князем Константином Дмитриевичем, можайским князем Иваном Андреевичем и верейско-белозерским князем Михаилом Андреевичем Василий II заключает докончание с серпуховско-боровским князем Василием Ярославичем. Оно содержит развернутую характеристику правовых норм взаимоотношений великого князя с серпуховским. В основных чертах они повторяют нормы докончания Дмитрия Донского с дедом Василия Ярославича Владимиром Андреевичем (около 1363 г.). По осеннему докончанию 1432 г., Василий Ярославич признавал себя «молодшим братом» Василия Васильевича, обязывался быть с ним (и родичами-союзниками) «заодин» и держать «под ним» великое княжение «чесно и грозно». Словом, серпуховско-боровский князь обязан был во всем и везде «хотети» великому князю «добра». Он обещал, узнав что-либо «о вашем добре или о лисе от хрестыянина и от поганина», сообщать ему об этом «в правду, без примышленья». Отныне друзья и недруги Василия II должны были стать таковыми же и для Василия Ярославича. Запрещалось ему без дозволения («веданья») великого князя заключать самостоятельно с кем-либо докончания. Новостью был пункт о том, что сношения с Ордой отныне становились прерогативой великокняжеской власти (опыт поездки в Орду князя Юрия заставил внести в формуляр докончания соответствующую оговорку: «...мне Орды не знати»). Со своей стороны великий князь должен был держать серпуховского князя «в братстве, без обиды». Формулировка весьма туманная, но докончание санкционировало сторонам владение теми землями, которые находились в их распоряжении по предшествующим грамотам или пожалованиям. После этих общих пунктов шли частные. Они касались правового положения ордынцев, делюев, числяков, слуг под дворским, холопов-должников, закладчиков и т.п. Важным было обязательство Василия Ярославича лично участвовать в войне с «недругом» великого князя или присылать своих воевод, если в поход пойдут только великокняжеские военачальники. Запрещение покупать села в великом княжении Василию Ярославичу с его боярами, а в его уделе великому князю и его боярам имело чисто декларативное значение и на практике нарушалось. «Примыслы» и «купли» не только были надежным средством проникновения великих князей в уделы, но и подготавливали их окончательное присоединение к основным территориям великого княжества.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

Последняя комната – совершенно темная – Батюшкина спаленка, тоже освещавшаяся лампадами. Василий Петрович хотел мне что-то о ней рассказать, но не успел. Он только сказал, что в этой комнате Иван Грозный пытал людей, и что никто до о. Герасима не решался там спать, т. к. там являлись привидения... Однажды Батюшка рассказал нам, почему его поселили в этой келлии. Перед посвящением его в иеромонахи Батюшка имел послушание топить печь у одного иеромонаха. После того, как он получил сан, он уже не стал топить печь, как прежде, и на вопрос, почему он не пришел на свое послушание, ответил, что он теперь иеромонах и топить больше не будет. Этот его ответ был передан наместнику, и о. Герасим в наказание получил вот эту самую келлию. Впоследствии ему предлагали перейти в хорошую келлию, но он отказался и остался жить в ней до самой своей кончины. Батюшку многие любили. Почитал его и сам Московский митрополит Владимир. Он незадолго до кончины Батюшки дал ему сан игумена и выбрал его своим духовником, – сам приехал к нему просить его об этом. Какое счастье было для нас попасть к Батюшке в гости, ставить у него самовар, потом разливать чай и пить с ним вместе. Батюшка был всегда такой какой-то светлый, благостный, благодатный... Сердце горело, когда были мы в его обществе, а это верный признак присутствия в человеке благодати. Не раз мне приходила в голову мысль, что если бы понадобилось, то я, не раздумывая, пошла бы за него на костер – так он был дорог, этот старенький, восьмидесятилетний отец Герасим. Батюшка нам говорил, что все, что стояло или вообще было в его келлии, – это все ему подарили добрые люди – сам он ничего себе не покупал. Ему дарили и конфеты, и печенья, зная, что Батюшке нужно угощать тех, кто к нему приходил. Я ему вышила по полотну покрывало на тот угольник, где находились его иконы, а Лара – сестра – прекрасно вышила для него теплый коврик под ноги, так как в Соборе не топили, а Батюшке приходилось целую неделю подряд стоять у мощей Святителя Ионы на железных ступенях. Лара расшила коврик великолепными цветами – лиловыми ирисами, и Батюшка сначала решительно отказался становиться ногами на такие чудные цветы. Долго пришлось уговаривать Батюшку, пока он, наконец, согласился.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Молчит Епифаний и о другом, не менее важном для судеб тогдашней Руси державном деянии старца - о его встрече в Рязани с великим князем Олегом Ивановичем. Последний, как известно, был тогда Сергием пристыжен, покаялся и дал твердое слово никогда более не затевать распрей с Москвой. Каковое слово и держал до самой своей смерти. Наконец, не упомянул Епифаний и о самом выдающемся миротворческом, державоустроительном поступке Сергия. Незадолго до смерти Дмитрия Донского троицкому игумену пришлось мирить великого князя Московского и всея Руси с его двоюродным братом Владимиром Храбрым, князем Серпуховским. Ссора двух прославленных героев Куликовской битвы, судя по ее смутным отголоскам, оставшимся в договорных документах, возникла в связи с вопросом о наследовании московского престола. Похоже, что, предвидя близкую кончину Дмитрия, боярское окружение Владимира принялось небескорыстно «обрабатывать» последнего: он, только он - законный наследник Москвы и земли. Ведь такой порядок власти от старшего к младшему брату искони существовал на Руси. Но в окружении Дмитрия сложился иной, непривычный еще для большинства взгляд на вещи: порядок наследования власти по боковой, братней, линии обветшал. Он приводил в веках к беспрерывным распрям, и пора, наконец, заменить его на порядок прямого наследования - по восходящей линии, от отца к сыну, в данном случае, от Дмитрия к старшему из его сыновей - Василию. Сергий, которому пришлось разрешать спор, стал на сторону великого князя и тем самым благословил, подкрепил своим авторитетом небывалое престолонаследное новшество - устав преемства державы по прямой - по сыновней - линии, устав, который, собственно, и есть основной принцип самодержавия. «И вот,- поясняет позднейший церковный автор,- охранение этого столь важного постановления, которому не только Москва , но и вся Россия на века обязана укреплением единой самодержавной власти, было вверено Промыслом Божиим не кому иному, как великому печальнику земли Русской Преподобному Сергию!.. Его драгоценная для нас подпись украшает и скрепляет это великое по своему значению государственное законоположение».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Приток лютеран в Московскую губ. был связан с созданием мануфактур, открытием фабрик или со строительством мельниц. Так, в с. Вербилки Дмитровского у. (ныне поселок Талдомского р-на) лютеране появились после 1766 г., когда англ. купец Ф. Гарднер открыл здесь получивший впосл. широкую известность завод «Фарфор Вербилок». В селах Ивановском и Покровском Звенигородского у. образование лютеран. общины связано с развитием ткацкой фабрики. Лютеране являлись владельцами Староспасской мельницы в Серпуховском у., они работали на мельнице, полотняных, шелковых и суконных мануфактурах в Серпухове. Мн. города М. о., являвшиеся в XVIII в. крупными торговыми и ремесленными центрами (Верея, Руза и др.), имели связи с городами Зап. Европы, способствовали притоку купцов-лютеран. Ок. 50 населенных пунктов на территории М. о. до 2-й пол. XIX в. относились к приходу ц. святых Петра и Павла в Москве, требы исполняли пасторы этого прихода. В нач. XIX в. для лютеран, проживавших в удалении от столицы, на северо-востоке совр. М. о., безотлагательные требы исполняли пасторы из многочисленного прихода Твери, образованного в 1810 г. В 1823 г. был образован лютеран. приход Тула-Калуга, пасторы которого при необходимости совершали богослужения и исполняли требы для лютеран Серпухова. Наличие лютеран не только в Москве, но и в близлежащих городах (Владимир, Рязань, Тула, Калуга, Тамбов, Н. Новгород и др.) приводило к необходимости урегулирования адм. статуса лютеранских общин Подмосковья. В 1822 г. основан евангелическо-лютеранский приход Тамбов-Рязань, в который наряду с лютеранами из городов Борисоглебск, Липецк, Козлов (ныне Мичуринск), Моршанск и др. вошли лютеране, проживавшие в Зарайске, Егорьевске, в с. (ныне город) Пушкино Московского у. и в др. населенных пунктах. С 1832 г. приход Тамбов-Рязань вошел в состав Московского консисториального округа. К сер. XIX в. лютеране проживали в 40 населенных пунктах на территории М. о., в т. ч.: в селах Плесенское и Головково Верейского у.; в селах Завидово, Крюково и на ст. Подсолнечная Клинского у.; в селах Михалково, Даниловка, Никольское, Петровское-Разумовское, Пушкино, Ростокино, Хорошёво, Шеметково Московского у. Лютеране, проживавшие на территории совр. района Коломны Голутвин, образовали общину после 1863 г., когда инженеры Аманд и Густав Струве организовали здесь «Механический и литейный завод инженеров братьев Струве» (ныне Коломенский тепловозостроительный завод) и открыли железнодорожную станцию. На руководящих должностях завода (от директора до начальников цехов и мастеров) работали иностранцы-лютеране, приглашенные в Россию для выпуска 1-го паровоза. Участие торгового дома «Вогау и К°» в работе Подольского цементного завода привело к появлению значительного числа лютеран в Подольске.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Освящение памятника Людмиле Зыкиной (+ ФОТО) Три года назад ушла из жизни великая русская певица Людмила Зыкина. Вчера, 1 июля 2012 года, на могиле артистки был освящен памятник. 2 июля, 2012 Три года назад ушла из жизни великая русская певица Людмила Зыкина. Вчера, 1 июля 2012 года, на могиле артистки был освящен памятник. Три года назад ушла из жизни великая русская певица Людмила Зыкина. Вчера, 1 июля 2012 года, на могиле артистки был освящен памятник. На Новодевичье кладбище пришли люди, которые помнят и любят Людмилу Георгиевну. Чин освящения совершил владыка Роман, епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. Фоторепортаж Владимира Ходакова Епископ Роман (Гаврилов) У памятника Людмиле Зыкиной исполнили песни Музыкальный государственный академический камерный хор, хоровая капелла имени А. А. Юрлова. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 февраля, 2024 16 декабря, 2023 23 июля, 2023 21 июня, 2022 11 мая, 2022 7 мая, 2022 4 февраля, 2022 24 декабря, 2021 2 декабря, 2021 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/osvyashhenie-pamyatnik...

Arhiva Mitropolitul de Krutitsy Iuvenalii a luat cuvântul la închiderea celor de-a XVI-lea Lecturi în cinstea Naterii Domnului din regiunea Moscova 14 decembrie 2018 17:47 12 декабря 2018 года в подмосковном Красногорске состоялось закрытие XVI Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность». В конференц-зале Красногорского дома культуры «Подмосковье» была проведена итоговая конференция. В ней приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель министра образования Московской области Н.Н. Пантюхина, глава Красногорского городского округа Э.А. Хаймурзина, епископы Видновский Тихон, Серпуховской Роман, Зарайский Константин и Луховицкий Петр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, руководители муниципальных органов управления образования Московской области и благочинные церковных округов. Глава Красногорского округа Э.А. Хаймурзина обратилась к участникам собрания с приветствием. Заседание продолжилось выступлением первого заместителя министра образования Московской области Н.Н. Пантюхиной. Наталья Николаевна представила участникам конференции книгу «Молодежь: свобода и ответственность», изданную к закрытию XVI Московских областных Рождественских образовательных чтений. Затем с докладами, посвященными итогам Рождественских чтений на местах, выступили председатель епархиального отдела по работе с молодежью священник Константин Александров, заместитель главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района, начальник управления образования О.К. Дударева, настоятель Знаменского храма г. Красногорска протоиерей Владимир Шафоростов, председатель Комитета по образованию администрации Раменского района Н.А. Асеева, директор Православной гимназии святителя Филарета Московского г. Коломны, член епархиального отдела образования и катехизации от благочиния г. Коломны А.А. Киселева. С заключительным словом выступил митрополит Ювеналий:

http://patriarchia.ru/md/db/text/5323375...

Орда в это время до того уже разлагалась от внутренних междоусобий, что Василий несколько лет не платил выхода хану и считал себя независимым; но в 1408 году на Москву неожиданно напал татарский князь Эдиги, который, подобно Мамаю, не будучи сам ханом, помыкал носившими имя хана. Василий Димитриевич не остерегся, рассчитывая, что Орда ослабела, и не предпринял заранее мер против хитрого врага, обольстившего его лицемерным благорасположением. Подобно отцу, Василий Димитриевич бежал в Кострому, но лучше своего отца распорядился защитой Москвы, поручив ее храброму дяде, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. Москвичи сами сожгли свой посад. Эдиги не мог взять Кремля, зато Орда опустошила много русских городов и сел. Москва испытала, что если Орда не в силах была держать Русь в порабощении, как прежде, зато еще долго могла быть ей страшной своими внезапными набегами, разорениями и уводом в плен жителей. Впоследствии уже, в 1412 году, Василий ездил в Орду, поклонился новому хану Джелаледдину, принес ему выход, одарил вельмож, и хан утвердил за московским князем великое княжение, тогда как перед тем намеревался отдать его изгнанному нижегородскому князю. Власть ханов над Русью висела уже на волоске; но московские князья еще несколько времени могли пользоваться ею для усиления своей власти на Руси и прикрывать свои поползновения значением ее старинной силы, а между тем должны были принимать меры обороны против татарских вторжений, которые могли быть тем беспокойнее, что делались с разных сторон и от разных обломков разрушающейся Орды. На западе литовское могущество, возникшее при Гедимине, выросшее при Ольгерде, достигло своих крайних пределов при Витовте. По праву, верховная власть над Литвой и покоренной ею Русью находилась в руках Ягелла, польского короля; но Литвой в звании его наместника самостоятельно управлял двоюродный его брат Витовт, сын Кейстута, некогда задушенного Ягеллом. Витовт, по примеру своих предшественников, стремился расширить пределы литовского государства за счет русских земель и постепенно подчинял себе последние одни за другими. Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софии: во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. Московский князь вел себя с большою осторожностью, насколько возможно было уступал тестю, но охранял себя и Русь от него. Он не помешал Витовту овладеть Смоленском: это происходило главным образом оттого, что последний смоленский князь Юрий был злодей в полном смысле слова, и сами смоляне предпочитали лучше отдаться Витовту, чем повиноваться своему князю. Когда же Витовт показал слишком явно свое намерение овладеть Псковом и Новгородом, московский великий князь открыто вооружился против тестя, так что дошло было до войны, однако в 1407 году дело окончилось между ними миром, по которому река Угра поставлена была гранью между московскими и литовскими владениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Если говорить о литературном источнике, давшем прямую тематическую экспозиционную привязку, так сказать, к сфере деятельности Белгородского литературного музея, то есть о «Задонщине», то это самая ранняя из сохранившихся воинских повестей, посвященных Куликовской битве. Она представляет собой страстный лирический рассказ о мужестве и воинской доблести русских воинов. В ней особо отмечается, что слава русской победы разнеслась по разным странам. Повесть «Задонщина» наполнена знаками и символами, понятными средневековому читателю, но загадочными для большинства наших современников. Поэтому выставка посредством фотоискусства в сочетании с отрывками из повести открывает глубинные смыслы содержания произведения. В самом деле, разве оставят русского человека равнодушными цитаты «Задонщины», крупно выписанные на больших листах: «Дон река три дня кровию текла», «зане же травы кровию пролита бысть и древеса тугою к земли приклонишася», «царь Мамай пришел на Рускую землю и оттоля Руская земля сидит невесела» или вот чуть ли даже не из области, увы, актуальной политики: «быти стуку и грому велику межю Доном и Нъпром». С кем же сразился меж реками Дон и Непрядва московский князь Дмитрий Иванович, даже получивший потом в народе прозвище «Донской»? Отчего эта битва отозвалась столь гулким эхом в русской истории? Бились русские воины с войсками темника Мамая и его марионеточного хана Тюляка (Тулунбека). А термин «Куликовская битва» был впервые применен русским историком Н. М. Карамзиным. Странно, но первые летописные повести о сражении, созданные практически сразу после сражения, очень мало рассказывают о событии. А литературные произведения XVI-XVII вв. - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» - изобилуют различными, даже фантастическими подробностями. Ни одно событие средневековой истории России не нашло столь широкого отражения в летописях, литературе, изобразительном искусстве, как битва на Дону. О нашествии Мамая в Москве стало известно в конце июля - начале августа 1380 г. Князь Дмитрий Иванович на военном совете с московскими боярами и своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским решил собирать полки Московского княжества и союзных князей. Сбор войска воспоследовал в Коломне 15 августа, а 20 августа оно выступило вверх по левому берегу Оки до устья Лопасни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Еще рельефнее обозначился межгосударственный союз Олега Рязанского и св. Димитрия Московского в их отношениях с татарами. Никоновская летопись повествует, что в «1373 году пришли Татары из Орды от Мамая на Рязанского князя Олега Ивановича города его пожгли, множество людей побили и с большим полоном воротились во свояси». Св. Димитрий Иванович Московский с братом Владимиром Андреевичем Серпуховским собрали «всю силу княжениа великаго» и поторопились на помощь рязанцам, но опоздали. Антиордынская направленность звучит во многих договорных грамотах русских князей. Так в договоре 1375г. со св. Михаилом Тверским, где Олег Рязанский назван в числе союзников Москвы, один из главных пунктов гласил: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем прошву их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного пойти на них». Осенью 1377 г. полчища Арапши (Араб-шаха) ворвались в пределы Рязанского княжества разорив его столицу — Переяславль. Захваченный врасплох этим внезапным нападением и плененный, князь Олег, однако, не потерял самообладания и, по свидетельству Софийской летописи, «из рук убежаша изстрелян». На следующее лето хан Мамай отправил на Русь мурзу Бегича с большой ратью. Бегич. пройдя далеко вглубь Рязанской земли, остановился у реки Вожи. правом притоке Оки. Рязанцы своевременно предупрежда¬ли св. Димитрия обо всех передвижениях Бегича. Св. блгв. князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, но Олег Рязанский и его зять — князь Пронский — явились по первому зову Московского князя и встали на реке Вожже. Сражение произошло 11 августа 1378 г. на берегах этой рязанской реки, в 15 верстах от Переяславля Рязанского. Бегич был наголову разбит Московско-рязанским ополчением. Выигран¬ная союзниками битва была предвестницей Куликовской победы. Мамай, собрав остатки разбитых войск, двинул полки на Москву. Но на его пути — на Оке — стояли вои¬ны св. Димитрия, а с ними дружины Рязанского и Пронского князей. Защищая Москву и переправы через Оку, князь Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Тогда Мамай и отомстил князю Олегу Рязанскому: осенью 1378 г. нечестивые пожгли Переяславль, Дубок и другие рязанские города, многие села, взяли большой полон, «вся земля бысть пуста и огнем сожжена».

http://pravicon.com/info-3978

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010