Когда учишь, тогда и научишься. Я в процессе преподавания очень хорошо изучил славянский язык и полюбил его. Конечно, предмет сухой, студентов заинтересовать очень нелегко, потому что там формы, переводы, категории, времена. Сложно все это, поэтому они без особого энтузиазма зачастую. Я где-то лет 10 преподавал церковнославянский язык, и в 1995 году, когда я уже более-менее его освоил, меня, тоже помимо моей воли, пригласили в членство Синодальной богослужебной комиссии. Конечно, для меня это была большая честь. В ней состояли покойный владыка Алексий (Фролов), отец Матфей – авторитетные пастыри. Сейчас отец Макарий еще остался, отец Владимир Кучерявый уже умер, отец Сергий Правдолюбов, отец Андроник. И я стал учиться. Смотрел, как они разбирают тексты, как дискутируют. Знаете, написать стихиру – это ведь непросто. Столько надо изучить и житие святого хорошо знать, конечно. Нужно иметь музыкальные способности, чтобы на глас положить. Иной раз стихира составлена как будто бы грамотно, но, когда пропевается, она не ложится на мелодию, потому что ударение в слове не там, а мелодическая строка должна совпадать. Много приемов и нюансов, которые нужно учитывать. Поэтому я стал, так сказать, учиться. Сначала вникал не особенно, но со временем, когда стали спрашивать мое мнение, пришлось вникнуть. Владыка Алексий всегда считался с мнением членов, и потом уже мои знания очень пригодились в самой комиссии, потому что я, по сути, оказался единственным, кто знает славянский язык.  Профессионально.  Ну, может быть, не так уж и профессионально, но хотя бы как-то. И поэтому всегда, прежде чем отдать в Синод какой-то текст, мне давали его на проверку, я все проверял, досконально прочитывал. И эта любовь была привита мне благодаря такому участию, ну, конечно, и сам, может быть, трудился. И сейчас, до сих пор тружусь. Скажу даже, что очень интересно для меня творчество. Что я написал? Понимаете, дело в чем. Еще в 2005 году владыка Ювеналий сделал меня председателем епархиальной комиссии, то есть до этого я был членом Общецерковной, синодальной… А тут я уже председатель, и как раз в 2005 году мы стали очень активно заниматься прославлением новомучеников.

http://bogoslov.ru/article/6192209

Для исполнения этих совокупных велений Евангелия требовались не только религиозный героизм и религиозное воодушевление. Тут нужно было нечто большее: здесь необходима еще и христианская опытность, потребна была некая мудрость, посещающая личность свыше, которая позволяла бы ей отличить одно от другого и найти безошибочный путь исполнения закона любви. В поведении Калашникова присутствует твердая, неколебимая убежденность в высшей правоте своих действий, отражающая присутствие в нем такой мудрости. Он с невозмутимым спокойствием отправляется на кровавый поединок, с уверенностью просит милости своим близким у грозного царя, с величием духа кладет голову на плаху. Даже кровавый тиран поражается духовному благородству его души. «Хорошо тебе, детинушка что ответ держал ты по совести», — говорит он Калашникову, называя его ласковым словом. В истории столкновения с царским опричником Калашников возвысился до осуществления высшего союза важнейших христианских добродетелей. Именно в силу того, что в трагическое, страшное по своей концентрированности зла время Калашников достиг воплощения закона евангельской любви, он и остается в народной памяти. Хоронят московского купца на перекрестке трех дорог — «Тульской, Рязанской, Владимирской», — чтобы могила его, как могила народного героя, обозревалась всеми и была напоминанием для нации о человеке, который в эпоху рабского молчания и всеобщей нравственной подавленности не побоялся безбоязненно возвысить свой голос в защиту правды перед лицом грозного тирана, а также сумел достичь той жертвенной любви, которая в сознании русского человека всегда занимала место абсолютной ценности. Русский человек хранит в своей душе память о поединке правдолюбивого и по-христиански сострадательного купца. Поступок Калашникова и живая память о нем являются подтверждением того факта, что на Руси даже в самое страшное и безнадежное время в недрах русского народа остаются неуничтоженными нравственные силы, отражающие величие национального духа. В обращении Лермонтова к этическим ориентирам христианства и заключается принципиальная новизна поэмы «Песня… про купца Калашникова».

http://azbyka.ru/fiction/tajna-lermontov...

День третий. Приехали, уже привычно разложились, нам разгрузили 50 пачек. Очень быстро раздали: с 6:30 до 8:30 раздали всё, еще и с другого выхода пачек пять, и поехали в семинарию. Выводы. Я, наверное, могу разделить бравших Евангелие людей на следующие категории: – православные, которые боятся брать; – православные, которые берут, чтобы раздать знакомым; – берут просто почитать в дороге; – берут по привычке брать любую рекламу; – берут те, кто к религии относится с уважением, но им без разницы, кто что раздает; – проходят и боятся взять (как сами люди определили – «лохотроны»); – мусульмане берут часто, но ни одного воинственно настроенного не было. В основном брали люди среднего возраста, чаще женщины, видно, что они сидят обычно в офисе. Молодежь брать боится: «Ещё и о религии! Мы независимые, мы сами по себе, мы взрослые». Дедушки нередко берут. Хорошо было бы объявить заранее по телевизору, что будет раздача. Можно было, чтобы все-таки отличаться от сектантов, поставить палатки у метро: и больше внимания, и культурнее. По поводу подрясников: по крайней мере, на нашей станции разницы не увидел: что в нем, что без него. Что понравилось: многие, может, и не рады, но говорят: «Почитаю». На следующий день говорили, что очень понравилось. В первый день из всех пачек выбросили, точнее положили, около 100 Евангелий, на второй – где-то 50, на третий я подобрал только одно Евангелие. Владимир Правдолюбов, 3-й курс   Когда нам объявили о предстоящей акции и о нашем в ней участии, лично я сначала воспринял все это с неким задором. Но чем ближе дело шло к понедельнику, тем более озадаченным я становился: как отреагирует народ, как будет относиться к нам милиция и всякие неформалы. Но больше всего я боялся, что люди не станут брать Евангелие. Подъем прошел нормально, и, умывшись, я бодро пошел на завтрак. Там мы спокойно поели и пошли переодеваться в дорогу. В 5:30 утра стоянка перед гаражом больше всего напоминала поднятый по тревоге мотострелковый полк: подъезжали машины, в них запрыгивали ребята и машины уносились. Кто добирался на точку своим ходом, тот споро шел к метро. Мы тоже добирались своим ходом, и люди с недоумением смотрели на группы в четыре-пять человек, идущие к метро в такую рань.

http://pravoslavie.ru/5907.html

- Блестящее прошлое советского кинематографа сегодня обвиняют в тотальной идеологизированности, подразумевая, что уж сегодня-то таких " недостатков " и в помине нет. Это откровенная ложь. Сегодняшний кинематограф не только чудовищно идеологизирован, но и снабжен новейшими пропагандистскими технологиями. Последние 10 - 15 лет мы подвергаемся непрерывной идеологической бомбежке. Под ее воздействием меняются ценности, установки, поток сознания. При помощи специальных социальных технологий конструируется новый тип человека, подспудно происходят невидимые катастрофические сдвиги в фундаменте общества. Начало катастрофе было положено на знаменитом съезде кинематографистов в начале 90-х. Идеи, воспламенившие деятелей кино, были прекрасны: сбросить идеологическое и экономическое ярмо государства, освободить творцов и художников. В результате государство отказалось от участия в кинопроизводстве и потеряло не только крупный источник прибыли, но и возможность любого конструктивного влияния на общество. Основными фигурами, эдакими экономическими колоссами в кино, стали продюсеры. Они же по совместительству являлись главными цензорами и определяли идеологию. Заметим, что идеология была абсолютно однородной, и ее обязаны были исповедовать все счастливчики, оказавшиеся у финансового источника. Да и как же иначе? Это было главным условием поступления денежных средств. Образовался круг баловней судьбы, продолжавших работать в профессии, получать прекрасное вознаграждение и единовластно представлять новое лицо российского кинематографа. К числу таких баловней принадлежал и Николай Досталь. Нетрудно догадаться, что, работая в тандеме с продюсером Владимиром Досталем, он осуществлял и продолжает осуществлять линию, определяемую источником питания. Поэтому выбор режиссера для фильма об Отечественной войне не только неслучаен, а закономерен. Закономерен в этом свете и выбор положительного героя " Штрафбата " . Герой патриотического сериала не столько комбат Твердохлебов - обаятельный, но схематичный образ сурового и мужественного правдолюбца, - сколько целая банда рецидивистов, выглядывающих из-за его стандартно красивой кинематографической спины. Это и вор в законе Глымов - рассудительный убийца, обстоятельный бандит, обаятельный людоед; и вор-картежник, режущийся в очко даже в разведке и обыгравший немца-языка до нижнего белья; и геройски погибшие от рук подлецов-особистов уголовники, ограбившие буквально лопающихся с жиру тыловиков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Думаю, эта посадка была инспирирована, Горбачёву надо было убрать военную верхушку, готовую его сместить. Жаль, не успели. Всех разом поснимали, и главный редактор «Юности» Андрей Дементьев поставил повесть в номер. Ему сразу же позвонили из военной цензуры, мол, зря вы это сделали, мы всё равно не пропустим. На что Дементьев ответил: вы лучше бы Руста на Красную площадь не пропустили. И повесть вышла, наделав много шуму. Но только спустя годы я понял: страна, где главный редактор может послать военную цензуру, долго не простоит. Это я вам говорю как большой поборник свободы слова. Екатерина ГЛУШИК. Будучи главным редактором «Литературки», вы предпринимали попытки объединить писателей. Не получилось? Юрий ПОЛЯКОВ. К сожалению, русские литераторы очень разобщены, свои амбиции они порой любят больше Родины. Все мои попытки сплотить и объединить братьев-писателей наталкивались на вопросы, а зачем это Полякову нужно? Он, наверное, хочет всех подмять и калифствовать. Давайте мы лучше накатаем на него кляузу в Администрацию Президента. Наши либеральные оппоненты в этом отношении работают, как слаженная команда, которая выстраивается по первому сигналу. Союз писателей России такого влияния на процесс не имеет. Оно было утрачено, когда ушёл с поста могучий Сергей Владимирович Михалков, а авторитетный Юрий Васильевич Бондарев, утомившись рутиной, передал полномочия. Сейчас ситуацию героически пытается выправить нынешний председатель СП РФ Николай Фёдорович Иванов. Я ему, как умею, помогаю. Но восстанавливать морально-духовное влияние на власть и на читателя очень тяжело. Утратить легко, а возвращать трудно. Екатерина ГЛУШИК. Чем объясняется ваша предельная смелость в высказываниях о текущих событиях? Вы не можете молчать и поступиться принципами или же за вами стена, или над вами крыша? Юрий ПОЛЯКОВ. Я человек по природе своей неконфликтный, даже осторожный, предпочитаю худой мир доброй ссоре. Но всё это заканчивается, когда я сажусь за лист бумаги или выхожу к аудитории, тут в меня вселяется какое-то клиническое правдолюбие, и о последствиях сказанного или написанного я даже не задумываюсь.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/26/parado...

Атмосфера близка к коллективному помешательству. Кто-то громко возмущается действиями российского военного командования, указывая при этом, где и когда вдарить. Кто-то выкладывает видео торжествующего врага. Многие просто матерятся на всех и по любому поводу. Не счесть добровольных советников Верховного главнокомандующего, его стратегов и политтехнологов…» Тема эта многогранна и мы уже высказывались по ней, например здесь , поэтому обращаемся, прежде всего, к людям считающими себя верующими, но которые в порыве информобесия «повелись» за бесноватыми и требуют дать им всю, как ни на есть правду, о том, что происходит? Признав (о чём не раз писали ), что проблем у нас  с информационно-политическим обеспечением и сопровождением СВО очень много, призовём, тем не менее, к здравомыслию тех, кто не поддался всеобщей панике и не потерял способности внимать голосу очищенного постом и молитвой разума. Ведь что такое искомая ими «правда»? Подборка меняющихся ежесекундно фактов – информационный поток? Передовица в одноименной газете, как символе выверенного и непробиваемого официоза советских времён и её нынешний аналог в кремлевских таблоидах? Или что-то иное? Есть ли вообще человек, обладающий «всей правдой» – т.е. знающий абсолютно  всё, что происходит в данный момент в данном месте? Зато можно смело утверждать, что каждый без особого труда найдет «свою правду», которую ему нравится воспринимать, к которой он привык, благо в «правдовещателях» сегодня нет недостатков! Кого-то вполне устроит невозмутимый генерал Игорь Коношенков, а кто-то верит только иноагенту Дудю – спектр выбора огромный и зависит он исключительно от нас! Вернёмся опять к Разумовскому : «… И это притом, что надёжной информации очень мало. О картине в целом и говорить нечего, в сетях и средствах массовой информации её нет и быть не может. Сети забиты информационным мусором, создающим иллюзию всеведения…». Нормальный человеческий ум не в состоянии переварить весь доступный ему бешеный поток и объём информации! Наш Верховный Главнокомандующий, Владимир Владимирович Путин в этом плане не исключение, ему так же доступен не весь спектри вал информации, но только та его часть, которая адаптирована для лица соответствующего уровня, назовём её «путинской правдой». И это, конечно же, не та самая искомая правдолюбцами «полная правда»! Надо признать, что такой «правды» просто нет в природе!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/12/in...

До распада СССР в период 1960-1991 гг. В. Быков пишет о войне в очень глубоком психологическом ключе. Писатель глубоко смог проникнуть в душу своих героев, которых изображал, используя в том числе и христианские мотивы, раскрывающие сущность человека в момент его нравственного выбора. Особенно ярко это показано в повести «Сотников», который был экранизирован в знаменитом фильме Л. Шепитько «Восхождение» (1977) с Борисом Плотниковым и Владимиром Гостюхиным. Бывший учитель, партизан Сотников и кадровый военный Рыбак зимой 1942 года на оккупированной территории Белоруссии попадают в плен к немцам. Первый сохраняет молчание и идёт на подвиг, второй решается на сотрудничество с немцами и идёт на предательство. Сотникова немцы решают повесить, и на казни по иронии судьбы Рыбак выдергивает из-под ног полено у Сотникова, когда тот висит на виселице. Битва под Оршей – «День воинской славы» или очередной миф белорусской оппозиции? Писатель правдиво и точно показывает легкость и радость, с которой идёт Сотников на христианский подвиг самопожертвования, когда тот улыбается в момент казни. Рыбак же, почувствовав на себе взгляды собравшегося вокруг народа, понимает, какой экзистенциальный выбор он сделал и, как Иуда Искариот после предательства Христа, предпринимает попытку свести счеты с жизнью. Сам Быков говорит, что этой повестью он пытается ответить на вопрос о том, что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств. Точно также писатель критикует трусость и подлость в повести «Фронтовая записка» на примере сбежавшего с поля боя солдата Блищинского. Таким глубоким правдолюбом войны Василь Быков предстаёт перед своим читателем до распада СССР. Постсоюзный Быков: оправдание греха и ненависть ко всему советскому. О Быкове после 1991 года как-то даже и говорить не хочется. Писателя как будто подменили. Характерным проявлением этого изменения явилась повесть «Полюби меня солдатик», где показано насилие советским солдатом беззащитной немки во время наступления Красной Армии на Германию в 1945 году. По итогам этого «визита» между красноармейцем и немкой завязались отношения. Посыл этой повести В. Быкова заключается в том, что тяжелым является не только военное, но и мирное время, т.к. неизвестно, что хорошего еще мол можно ожидать от коммунистов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/22/va...

Наша бабушка никогда не отпускала своих внуков ни в какие пионерские лагеря. Читатели уже знают, что долгие летние каникулы мы проводили на съёмных дачах в сельской местности. Исключение из правила было единожды сделано родителями в зимнее время, на каникулах, когда предоставилась возможность от маминой работы (она всю жизнь преподавала физику в Московском энергетическом институте) получить для нас две путёвки в спортивный лагерь неподалёку от Москвы, в Фирсановке. Помню, как с рюкзачками за спиной мы с Митей (а нам было лет по десять-одиннадцать) в сопровождении мамы прибыли рано утром на место сбора. В большом вестибюле института всем «лагерникам» выдавали маленькие бумажки, которые почему-то назывались «памятками», с информацией о начале и окончании смены. Бумажки, действительно, весьма скоро помялись у нас в карманах и пропали, неким образом оправдав своё диковинное название. К сожалению, у меня не хватит ни времени, ни бумаги, чтобы описать всё, что сохранила в своих кладовых память. Вспоминается наш тесных кубрик, где разместилось человек семь или восемь. Неубранные кровати, которые нужно было заправлять к приходу вожатого… Удушливый запах прелых шерстяных носков, разложенных на батарее для просушки после спортивных состязаний. И весьма тесное двадцатичетырёхчасовое общение между собой случайно собранных сверстников, съехавшихся в лагерь на зимние каникулы. Мы с Митей очень любили играть и в футбол, и в хоккей, всегда выступая в одной команде. Будучи хорошо сыгранными, без слов понимая друг друга, мы привыкли одерживать победы, невзирая на лица противников. Между тем, честолюбие юнцов не каждый раз могло снести поражение от каких-то «салаг» – так именовали младших по возрасту соперников. Взять не мастерством, так плутовством, не жульничаньем, так силой – наши оппоненты не останавливались ни перед чем, только бы не допустить своего фиаско! Вы уже знаете, каким борцом за справедливость и подлинным правдолюбцем был мой близнец Митя. В таких случаях он закрывал глаза на опасность и шёл напролом, вовсе не принимая в расчёт превосходящие силы соперника. Как бы то ни было, мы весьма скоро впали в немилость у авторитетного в лагере парня по прозвищу Агафон. Этот Агафон вовсе не соответствовал прекрасному значению этого имени . Будучи тонким и лукавым дипломатом, не имея возможности лично отомстить нам за поражение в честном спортивном поединке, он пошёл на сговор с деревенскими ребятами, или, в просторечии, «шпаной». Пока мы с Митькой грелись в лучах неожиданно пришедшей славы, паутина заговора искусно плелась вокруг нас. К сожалению, мы дознались до всего слишком поздно.

http://azbyka.ru/fiction/s-vysoty-ptiche...

Вот такое у них было взаимное уважение и взаимное согласие, это очень характерно. А сейчас иногда что бывает: когда рядом с каким-то авторитетным батюшкой оказывается другой авторитетный батюшка - между ними искры летят. (Продолжение следует.) Память Глинского схиархимандрита Илиодора (Голованицкий; † 1879) совершается 28 июня. См.: Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собр. игуменом Иассоном. М., 1906. Память Глинского иеросхимонаха Макария (Шаров; † 1864) совершается 21 февраля. См.: Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхимонаха Макария. Курск, 1893. Память схиархимандрита Серафима (Романцов; † 1976) совершается 19 декабря. Память схиархимандрита Андроника (Лукаш; 1974) совершается 8 марта. Иеросхимонах Макарий (Еременко) почил о Господе 24 февраля 1963 г. См.: Иеросхимонах Макарий (Еременко): Некролог//Журнал Московской Патриархии. 1963. N 5. С. 28. Архиепископ Николай (Чуфаровский; † 1967) возглавлял Рязанскую кафедру в 1951-1963 гг. Епископ Иероним (Захаров) возглавлял Рязанскую кафедру в 1947-1948 гг.; скончался 14 декабря 1966 г. в сане архиепископа Ростовского и Новочеркасского. Память преподобного Кукши Одесского († 1964) совершается 16 сентября. http://www.pravoslavie.ru/guest/070327140426 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Такие случаи были результатом задолго до того начавшегося в России духовного кризиса. Но вот в наше время, после того, как семьдесят лет народ был почти лишен духовного окормления, происходят события, говорящие о том, что в людях вовсе не отмерло религиозное чувство. Я много думал, к примеру, почему академик Андрей Дмитриевич Сахаров вдруг стал искать покаяния и бороться против своего же «детища» — водородной бомбы? Потом узнал, что, оказывается, дед Сахарова был протоиереем, служил в соборе в Арзамасе. Думаю, в какой-то момент в Сахарове проявил себя некий «ген покаяния». Нет, академик, скорее всего, не стал верующим человеком, но в нем пробудилась глубокая внутренняя совестливость, возникло чувство покаяния — то, о чем его дедушка всю жизнь говорил и в храме, и дома. Поэтому с религиозным влиянием на человека не все так прямолинейно и однозначно, как нам, возможно, этого бы желалось. Здесь кроются тайны, к которым почти невозможно найти ключ. Если вернуться к династии Правдолюбовых как таковой, не только «священнической», то в ней были и известные в Петербурге и Рязани хирурги, и профессор математики Харьковского университета, в детстве своем исписывавший ворота отца и деда математическими формулами. Даже старший сын протоиерея Анатолия Авдеевича ПравдолюбоваВладимир не пошел в священники, занялся «только богословием». А какой огромной силой веры он обладал!.. — Известны ли вам еще ныне существующие старинные священнические роды? — Наш род, конечно, не является единственным. Лично я знаю пять таких мощных, известных династий. В Москве — это Соколовы и Коляды, в Рязани — Смирновы, в Ярославле — Мальцевы, в Липецкой епархии — Кондратюки. И это наверняка не все из сохранившихся и продолжающих развиваться династий. Их истории, судьбы духовных лиц, нынешнее служение в условиях свободы — благодатное поле для пытливых исследователей церковной жизни. Источник: Опубликовано в газете «Труд» 25 января 2001 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/krest-pravdolyubovyx-t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010