У М. появилось много друзей и почитателей из числа белого духовенства и монашествующих. Особенно она привечала монашек и девиц. В доме М. собирались большие группы девушек и под ее руководством вечерами распевали канты. Она строго соблюдала посты, кроме среды и пятницы держала пост и по понедельникам, с 17 лет не употребляла мяса. Не реже раза в месяц М. причащалась Св. Христовых Таин, в 30-х гг. ХХ в. ее причащал духовник - священноисп. Александр Орлов, настоятель храма во имя мц. Параскевы Пятницы с. Шеянки. В конце жизни М. перестала интересоваться мирской жизнью. Старица предчувствовала грядущие гонения, готовилась к переходу в иную жизнь. В кон. июня 1933 г., когда М. посетил свящ. Николай Правдолюбов с женой Пелагией, она много говорила о тяжести жизни, о страданиях, о том, что необходимо терпеть все, что посылает Господь, с благодарностью нести крест, данный Богом каждому: «От креста-то своего никуда не убежишь, как ни трудно, а надо его нести… Пошли и нам, Господи, терпенье, помоги крест донести». Исп. Матрона Анемнясевская и новомученики Касимовские. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. при Бутырской тюрьме, Москва) Исп. Матрона Анемнясевская и новомученики Касимовские. Икона. Нач. XXI в. (Покровская ц. при Бутырской тюрьме, Москва) Местные власти со все большим беспокойством следили за посещавшими Анемнясево паломниками. Летом 1935 г. Бельковский районный отдел НКВД в связи с доносом о составлении свящ. Николаем Правдолюбовым и его братом Владимиром жизнеописания М. начал следственное дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Всего по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации были арестованы 10 чел., в основном из числа местного духовенства. 23 июня 1935 г. в районном отделе НКВД был выписан ордер на арест М., однако вышестоящие областные власти распорядились допросить ее на дому. На допросе 29 июня М. сказала: «В предъявленном мне обвинении виновной себя не признаю. Действительно, меня ежедневно посещает много почитателей, но я их не приглашала и против советской власти ничего не говорила».

http://pravenc.ru/text/2562614.html

«Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё» Фрагмент из книги «Хранители веры» 27 января, 2014 Фрагмент из книги «Хранители веры» В издательстве «Никея» вышла книга «Хранители веры». Предлагаем вниманию читателей фрагмент беседы с проф. МГИМО Андреем Борисовичем Зубовым из книги. 30 января в культурном центре «Покровские ворота» состоится презентация книги «Хранители веры». Среди гостей вечера — о. Валериан Кречетов, о. Сергий Правдолюбов, о. Владимир Тимаков, о. Иоанн Каледа, о. Георгий Бреев и проф. А. Б. Зубов. Встреча посвящена тому поколению христиан, которые выстояли, сохранили веру в годы гонений, преодолели собственный страх. — Андрей Борисович, какое отношение к вере, к Церкви было в вашей семье? — Я себя помню с середины 1950-х годов. Судя по моим дневниковым записям, я никогда не был человеком, отрицающим бытие Божие, тем более — воинствующим атеистом. В моем детстве, как это часто бывает, активным носителем религиозной идеи была няня, Марфа Осиповна Карпичко из Сумской области Украины, почти неграмотная женщина, тем не менее верующая обычной простонародной христианской верой. В то же время и родители мои, хотя оба были коммунистами, никогда о религии и Церкви ничего плохого не говорили, а, напротив, высказывались с уважением. Мама просто любила заходить со мною в церковь, думаю, и молилась. А папа был человеком чести: раз уж он стал коммунистом и дал какие-то обязательства, то он их выполнял. Но при этом он говорил, что главная, самая серьезная ошибка коммунистов в том, что они борются с религией. В старшем поколении, поколении дедов, одни были верующими, другие нет. Например, моя бабушка, папина мама Елизавета Ивановна, в девичестве — Лебедева, образованная культурная женщина, была верующей. Она училась в Первой киевской гимназии, а потом какое-то время учительствовала. Не сразу она пришла к вере, но уж когда (еще в дореволюционное время) сознательную веру обрела, то пронесла ее через всю жизнь. Я очень хорошо помню, как я маленьким мальчиком приходил в ее комнату в общей квартире в Колокольниковом переулке, засыпал в кроватке, а она читала молитвы. Там в красном углу была икона с лампадой, бабушка стояла и молилась перед ней. Она рассказывала, что это — ее венчальный образ.

http://pravmir.ru/ya-otkryl-glavu-o-svya...

М. В. Свешникова . Поповичи. Дети священников о себе . – М.: Никея, 2017. – 304 с.: ил./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – август 2017. – С.89. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Книга Марии Свешниковой, журналистки и дочери протоиерея Владислава Свешникова, получилась лирическая, задушевная и в то же время беспощадно откровенная. В ней звучат голоса Сергея Шмемана, Сергея Шаргунова, Ксении Асмус, диакона Владимира Правдолюбова и детей других известных священников. Семейные истории складываются в многоцветную мозаику, картину жизни второй половины ХХ века, на которую пришлись детство и юность рассказчиков. И это действительно живая история России,     отразившаяся в судьбах интеллигенции, выбравшей путь священства. В этой книге воспоминания разные: уютные, юмористические, горькие. Каково было       сознательно прийти к вере и мужественно хранить ее в годы атеизма? Каково          было ощущать свою «инаковость» в комсомольско-пионерском окружении?          Каково это – делить любимого папу с прихожанами, которые круглосуточно         осаждают батюшку? Об этих и многих других проблемах семьи священника рассказано с предельной исповедальностью. Книга захватывает с первых          строк, ведь в ней, помимо частного быта, есть и истории скрещения судеб, упоминаются знаковые для русской культуры и Русской Церкви имена:         Иоанн Мейендорф, Александр Шмеман, Леонид Кишковский, Иоанн Крестьянкин, Таврион Батозский, Николай Фудель, Николай Емельянов… В    рассказах «поповичей» о своих семьях – любовь, уважение и благодарность родителям. Образ отца, светлый, бескорыстный, трепетный - вот что делает эту книгу интересной для всех, кто начинает свой путь к Христу.   Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.   Реклама: С.92-95.   Вопросы мастерам о церковном искусстве: Почему некоторые иконы называют «таблетками»? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Святые Дмитрий, Никита, Георгий. Святые Антоний, Савва, Евфимий. Двусторонняя икона-«таблетка». XV в.//Фома. - – август 2017. – С.96. – (рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-172-...

   «В Касимове попасть к отцу Иоанну было еще труднее, — рассказывает Сусанна Валова. — Из-за явной слежки за ним приезд для чад был строго ограничен. Отец Иоанн сразу взялся за дело. Опять леса, опять забинтованные рукава подрясника и круглосуточная уборка храма. Даже регламент такой дома был: за трапезой никаких разговоров, поели — и снова в храм, на леса. На просьбу поисповедовать батюшка отвечает: «Только вечером». И принимает исповедь, стоя на коленях, — ноги уже не держат».    «Отец Иоанн обновил храм внутри и снаружи. Летовские монахини пошили облачения недостающих цветов — эти облачения и по сей день называют Иоанновскими. К плащанице его духовные дети привозили из Москвы живые цветы. С тех пор и поныне этот обычай живет в церквах Касимова.    По молитве и благословению отца Иоанна и невозможное начинало осуществляться. Наглядный тому пример. В храме не на месте стояла чтимая икона Казанской Божией Матери. Но о том, чтобы ее передвинуть, нельзя было и помыслить. До приезда отца Иоанна настоятели пытались это сделать, но, кроме расстройства и нарушения мирных отношений, ничего не добились. Старые монахини воспринимали эти попытки как оскорбление святыни. Отец Иоанн, молча проходя мимо иконы, стал ее по сантиметру сдвигать. К концу его служения в Касимове икона стояла уже на новом месте, и на это никто, в том числе и монахини, не обратили внимания.    Несмотря на то что отец Иоанн знал уже тяготы неволи, в Касимове он действовал и говорил проповеди без страха и без оглядки на власть. Помню его грозные проповеди о безбожниках: «Ладонью солнце хотят закрыть, веру похоронить! Но она-то жива и будет жить, а тех, кто против нее, уже хоронят!» — вспоминает отец Владимир Правдолюбов.    «Только год, ровно год потерпели отца Иоанна на городском приходе. Не только храм успел облагородить отец Иоанн. Его доброе, сердечное отношение к людям, его искренняя вера были той живой проповедью, которая красноречивее слов привлекала многих к Церкви. Последнюю литургию отец Иоанн служил в Касимове на Сретение. Храм был переполнен, — вспоминает Соня Правдолюбова. — Отец Владимир вышел на правый клирос петь концерт и говорит мне: «Посмотри, храм плачет». И у самого слезы на глазах. На другой день, в день отъезда, опять пришел отец Иоанн проститься с храмом. Помолился, приложился к праздничной иконе и благословил ею на все стороны Касимов». Утешая остающихся, он говорил: «Я вам дорожку топчу в Псково-Печерский монастырь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А. Кормухин: - Пообещаем здесь сейчас на «Радонеже», что подготовим мероприятие заранее, проведем его в более чем 100 регионах. Приглашаем не ждать, а уже сейчас заняться подготовки «Муромской дорожки 2024». Ощущение тех, кто пришёл – радость огромная! Пишите, кто захочет организовать у себя мероприятия – звоните, расскажем. В. Носов: - Мы сейчас предлагаем каждому взять на себя функцию организатора мероприятия. Сложностей нет – нужно просто намерение сделать во славу Божию хорошее дело. А. Кормухин: - Важное дополнение. Я сейчас сижу рядом с членом Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, мастером спорта международного класса, Владимиром Носовым, так вот наша комиссия всецело поддерживает «Муромскую дорожку», а это значит, что и Церковь поддерживает, и батюшки поддерживают. Если вы не можете выйти сами на епархию свою с предложением о празднике таком, звоните нам, поможем договориться. В. Носов: - Дерзну сказать, что это мероприятие поддерживают и святые. Чудесным образом после 5-6 лет проведения праздника у нас в зале в боксерском клубе «Торпедо» появились мощи прп. Илии. Один из спортсменов, которому в дар на святой горе Афон были вручены частицы мощей, он решил пожертвовать этот дар нам. Мы заказали икону преподобного, список был сделан в городе Муром в одном из мужских монастырей. В икону была помещена частица мощей, икона была освящена, дано благословение отцов, икона находится как живое свидетельство присутствия святого. А в одной деревне Коломенского района есть клуб спортивный, в котором один человек занимается с трудными детьми. Так вот батюшка (священник из известной династии Правдолюбовых), который окормляет этот клуб, преподнес им икону прп. Сергий с частицей мощей. А мы периодически на наших мероприятиях ходим молиться в храм, где почивают мощи Осляби и Пересвета, которых, как известно, благословлял сам преподобный Сергий. А. Кормухин: - Святынями приросли. А смотри, какая связь. Прп. Сергий и Илья Муромец. Один в Троице-Сергиевой Лавре, и другой в Киево-Печерской. Наша история так переплетена. Когда нам сегодня говорят, что якобы Украина другая страна, то это звучит как фантастика – какая другая? Это наше общее, наш народ, наша история, хватит придумывать. Никогда Украина не была чужой страной. Тот же самый Серафим Саровский из Курской области пришел получать благословение на Дивеевский монастырь именно в Киево-Печерской Лавре, основанием которой был Феодосий и Антоний из Черниговской области. Его хоть как-то можно туда отнести, а Феодосий курянин. Наша история едина во всем.

http://radonezh.ru/2023/01/20/pravoslavi...

Священнической династии Правдолюбовых триста лет. В их роду — одиннадцать святых. В ХХ веке отдали свою жизнь за веру и стали новомучениками и исповедниками российскими четверо представителей фамилии: протоиерей Анатолий Авдеевич и три его сына — Владимир, Сергий и Николай. Жизнь каждого из них связана с Касимовом; Казанская икона Божией Матери (Фото kas-eparhia.ru): Главная святыня храма — самый древний список с Казанской иконы Божией матери, созданный вскоре после обретения образа в 1579 году. Старица Иустиния привезла его из Казани. Икона хранилась в Казанском женском монастыре Касимова, а после разрушения монастыря ее перенесли в Никольский храм. Музеи Касимова (Фото Владимира Ештокина): В Касимове много интересных музеев, связанных с историческим прошлым города. А если вы устали, можно попить чайку с баранками и вареньем в музее самоваров. Никольская церковь (Фото Татьяны Цибушок /Фотобанк Лори с пояснениями): Никольский овраг условно делит город на две части: православную русскую и мусульманскую татарскую. B XV beke город был пожалован татарскому хану Касиму и от него получил свое нынешнее название. Здесь есть и мечети, и храмы. И у каждого — своя удивительная история; Колокольня (1867); Трапезная часть храма. B XIX веке к ней добавились приделы святителя Димитрия Ростовского и святителя Митрофана Воронежского; Каменная церковь святителя Николая с приделом мученика Иоанна Воина (1705); Часовня Петра Отшельника ; Старец Петр Отшельник (Фото: nikolokas.cerkov.ru): Старец-отшельник Петр (Семенов) восемь лет был послушником в Саровской пустыни, где в то же время начинал свои подвиги преподобный Серафим Саровский. По его совету Петр и стал отшельником. Он пришел в Касимов, поселился в каменном ущелье в овраге и прожил там... двадцать лет! А потом — еще девять лет в Никольском овраге возле Никольской церкви. Скончался отшельник в 1847 году, прожив... 134 года!//Фома. апрель 2023. — С.46-49. — (раздел « Вера », рубрика « Дорога к храму »). ЛЮДИ (раздел). — С.50-77. Марина Борисова.

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-240-...

О Касимове 20 февраля 2019, 12:22 По одной из дорог в Великодворье проезжаешь мимо Касимова.Икона самой известной Касимовской святой-блаженной Матроны Анемнясевской-пришла как-то к нам в храм неожиданно:её привёз батюшка.И так долго лежала на аналое эта небольшая иконочка,что я к ней подошла: " Матронушка,я не про тебя ничего не знаю,а ты ведь непросто пришла,раз так долго в алтарь тебя не забирают " .После этого-убрали.Из всего прочитанного интересным показалось,что в Деле Св.блаженной исповедницы Матроны сохранились чудесным образом три жизнеописания Касимовских подвижников:Царевича Иакова,отшельника Петра и самой Матронушки,составленные священномучеником Николаем и мучеником Владимиром Правдолюбовыми. О Вертьянове 31 декабря 2018, 01:14 Мон.Серафима Булгакова в своих воспоминаниях писала( " Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель " М.,Отчий дом,2011,с.411-412): " Батюшка преподобный Серафим даже указывал точно место,где построится приходская церковь.Это центр Вертьянова,прямо против монастыря- " Полуешкина гора " [взгорок напротив монастыря в середине Заречной улицы] " .Как-то какой-то молодой странник предсказал,что " место это особенное.-Всю ночь и весь день здесь паникадилы горят " ,и что на этом месте будет со временем храм " .Какой то был странник неизвестно,а храм время пришло построить-в честь святых Царственных Страстотерпцев(точная копия храма в Дармштадте).Лесная,16 от храма-не очень далеко. Елена 29 декабря 2018, 12:44 Фильм был снят в ноябре 1988 года.А вот слова матушки Фроси(в схиме-Маргариты): " «Он[Царь Николай] и раньше ко мне приходил, в Вертьянове, это было в году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси».Вертьяново-это как раз Лесная улица,где жила матушка Фрося. Елена 29 декабря 2018, 11:30 О видении Дивеевской старицы Ксении было рассказано С.Бехтееву ещё в 1917г. Почему-то он только в 1922г. написал это стихотворение.Сам не верил до того,может,в слова: " Не печалься,убогая дщерь,духом не падай,надейся,молися и верь " . Следующее его стихотворение того же года как раз и посвящается " любящим,верящим и надеющимся " .Оно называется " Он жив! " .

http://pravoslavie.ru/110565.html

Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) В 1970 г. И. тайно приняла монашеский постриг с именем в честь мц. Иулиании Птолемаидской. В 1971 г., ко дню интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена, она написала копию в размер подлинника с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (по разрешению икона копировалась в ГТГ). До 1980 г. все реставрационные работы в лавре осуществлялись при непосредственном участии И. В 1965-1967 гг. проводилась реставрация стенной живописи (1883?) в трапезной палате ц. прп. Сергия Радонежского. В 1970-1972 гг. под рук. Кирикова И. выполняла ответственную работу по укреплению икон древнего иконостаса Троицкого собора. В 1973-1974 гг. вместе с учениками она отреставрировала (укрепление, расчистка) иконы главного иконостаса (80-е гг. XVII в.) храма прп. Сергия. В 1969 г. И. организовала реставрационно-иконописную мастерскую в ЦАК МДА. В 1976 г. по благословению Патриарха Пимена в лавре была создана реставрационная мастерская во главе с И. И. была награждена орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1964) и 2-й степени (1974), прп. Сергия Радонежского (1980). Ее иконы находятся во мн. мон-рях и храмах (напр., в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве), у частных лиц; они отличаются особым узнаваемым стилем. И. писала плащаницы Спасителя и Божией Матери, иконы на митры и панагии, образы на пасхальные яйца. В 1970 г. игум. Марк (Лозинский) собрал 4 альбома фотографий работ И. (ЦАК МДА, иконописная школа МДА). У нее учились иконописцы и реставраторы схиеп. Алипий (Погребняк), мон. Митрофания (Емельянова), А. Е. и Н. Е. Алдошины, Ватагина, Е. М. и И. М. Волковы, Т. Я. Волкова, Л. С. Говядина, О. В. Маркевич, Е. А. Правдолюбова, Чуракова и др.

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

Богородице. После служения молебна перед Казанским образом («Моление старицы Иустины») царевич исцелился и стал часто посещать К. м., в котором подолгу молился пред чудотворной иконой Божией Матери. Он пожертвовал обители все имения, полученные в наследство от отца. Подвижническая христ. жизнь царевича и щедрая благотворительность, особенно помощь К. м., вызвали недовольство со стороны его соотечественников - касимовских татар, к-рые считали царевича отступником и искали случая его убить. Согласно монастырскому преданию, однажды на окраине города озлобленные люди напали на беззащитного царевича и избили его до полусмерти. 7 янв. 1677 г. Иаков скончался в К. м. и был погребен, согласно завещанию, справа от Казанской ц. Обстоятельства смерти и возраст царевича точно неизвестны - умер ли он вслед. избиения или по др. причинам (напр., в К. м. существовало предание о том, что царевича отравили родственники-мусульмане). По одной версии, ему было 17, по другой - 25 лет (см.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004; Он же. 2002). До кон. 30-х гг. XX в. в часовне на территории мон-ря сохранялась каменная плита над могилой царевича с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на Собор Иоанна Предтечи преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский». На плите была древняя «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна». Изображение царевича, хранившееся в К. м., было утрачено ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 97; Добролюбов. 1891. С. 72; Шишкин. 1892. 7. С. 319-320). Храмы и другие постройки Казанский храм с приделом во имя апостолов Петра и Павла был возведен на месте одноименного деревянного в 1715 г., при игум. Сапфире. Из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря был прислан иконостас с резными позолоченными царскими вратами. Справа в 1-м ряду иконостаса находился образ Господа Вседержителя, украшенный серебряным венцом, в позолоченном серебряном с финифтью окладе; слева - Казанская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Другой случай был связан с дарованием чада бездетным супругам. Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Они усердно просили блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь. В храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве находится одна из самых почитаемых святынь - икона святой блаженной Матроны Анемнясевской, обладающая чудотворной силой. Настоятель храма протоиерей Сергий Правдолюбов свидетельствует: «В храме было явлено множество чудес по молитвам блаженной Матроны. Многие прежде бездетные семьи, вымолили себе с её помощью деток, были и исцеления. К иконе святой постоянно приносят изображения бабочек, ювелирные, вышитые, бисерные. Это в благодарность за помощь и чудотворения. Почему бабочек? В детстве, ещё до того, как ослепнуть, святая любила ловить бабочек: «посажу их на окошко и не пускаю - этим только и грешна была...» Матрона Анемнясевская была канонизирована как местночтимая святая Рязанской епархии в 1999 году, а на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году была причислена к лику всероссийских святых с прибавлением именования чина святости «исповедница». Вместе с блаженной Матроной в том же 2000 году к лику новомучеников и исповедников российских были причислены и составители её жития - священник Николай и Владимир Правдолюбовы. Таким образом, житие блаженной Матроны Анемнясевской приобретает особое значение: оно является свидетельством мучеников об исповеднице. Подвиг новомучеников и исповедников Российских крайне поучителен и для нас, для современного поколения. Приведём только один пример из жизни блаженной Матроны Анемнясевской исповедницы. Известно, что тяжелобольная, парализованная старица брала на себя строгие посты и часто перебирала, перекладывала камни, принесённые её почитателями из разных святых мест. А ведь камни эти были довольно тяжёлые. И вот она своими маленькими немощными ручками перебирала их, а некоторые даже клала на свою слабенькую больную грудь.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/05/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010