В Смоленске открыт памятник святому благоверному князю Владимиру Мономаху 31 августа 2017 г. 19:07 31 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника святому благоверному князю Владимиру Мономаху на Соборном дворе Успенского кафедрального собора в Смоленске. Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение и окропил памятник святой водой. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к собравшимся: «Сердечно приветствую всех вас, мои дорогие, собравшихся на этой площади перед памятником князю Владимиру Мономаху. Неслучайно именно здесь воздвигнут этот замечательный монумент. Если бы князь Владимир не принес чудотворный образ Одигитрии в Смоленск, если бы он не заложил первоначальный собор на месте, где ныне стоит наш Смоленский кафедральный собор, то, наверное, не было бы и княжества Смоленского с такой значительной историей, с такой огромной исторической ролью. Княжество располагалось в самом трудном месте цивилизационного пути «из варяг в греки». Смоляне знают, что именно здесь древним путешественникам приходилось перетаскивать суда из бассейна северо-западного в бассейн южный. Приближаясь к этому трудному месту, многие, конечно, обращались ко Господу с молитвой, и князь Владимир Мономах осознал, что эта молитва должна обязательно совершаться перед святыней. Икону, привезенную из Константинополя, отдали князю Владимиру, для того чтобы он передал ее земле Смоленской. После этого путники молились перед чудотворным образом — вот такова судьба Смоленска. Город находился в центре исторического пути с севера на юг, «из варяг в греки». Это был главный магистральный путь Древней Руси, и Смоленск играл ключевую роль в ее истории. В последующие годы Смоленск, как город-щит на западных рубежах нашего Отечества, делал все для того, чтобы оградить Отечество наше от иноплеменников. Не всегда это удавалось, иногда враг вступал на Смоленскую землю, но он всегда сталкивался здесь с непокоренным народом. Так было во времена трех нашествий — польского, французского и гитлеровского.

http://patriarchia.ru/db/text/4999744.ht...

Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии. Кем возвысилась Москва Московский герб 1730 г. На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия – по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием – от сокращенного Гюргия. Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце XI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.

http://pravoslavie.ru/33086.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству 4 мин., 29.06.2015 В историю России благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110/11–1174) вошел как один из первых, кто попытался создать единое Русское государство. Князь вписал свою страницу и в историю Русской Православной Церкви. Князь-политик Будущий князь был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны, принявшей в крещении имя Мария. Его дедом был не менее известный князь Владимир Мономах. Считается, что именно от него князь Андрей унаследовал любовь к чтению Священного Писания, особую духовную сосредоточенность и усердие в молитве. О ранних годах жизни князя Андрея известно немного, но само то время было непростое – Русь раздирали междоусобные войны, фактически страна разделилась на множество враждующих лагерей. Во многом происходящее напоминало гражданскую войну. Андрей Боголюбский В 1149 году, после того как его отец занял Киев, Андрей получил во владение Вышгород. После этого он принял участие в военном походе на Волынь против князя Изяслава Мстиславича. Затем некоторое время он владел Дорогобужем. В 1153 году Андрей Боголюбский был посажен на княжение в Рязани, но скоро был изгнан оттуда князем Ростиславом Ярославичем, вступившим в союз с половцами. После 1154 года он вновь был направлен в Вышгород, но уже через год, вопреки воле своего отца, уехал во Владимир-на-Клязьме. По дороге в Суздальскую землю как раз и произошло событие, ставшее причиной написания Боголюбской иконы… Князь предпринимал попытки централизации власти, что было гораздо полезнее для Руси, чем постоянные междоусобные конфликты. Так, например, он боролся с практикой вечевых сходок, изгнал из Ростовской земли многих бояр. Опорой его была княжеская дружина, в том числе младшие дружинники («милостники»), а также простые горожане Владимира. Можно сказать, что именно князь Андрей Боголюбский создал прообраз будущего дворянства России. Конечно, во многом, князь Андрей был сыном своего жестокого времени, но, несмотря на внешние обстоятельства, он стремился действовать исходя из голоса христианской совести. Летописцы отмечали миролюбивый характер князя. Он не любил ссор, а если что-то и происходило, то старался быстро примириться со своим противником.

http://foma.ru/andrey-bogolyubskiy-trudn...

Смоленская и Вяземская епархия 5 червня 2010 р. 12:00 Христианство стало распространяться на Смоленщине вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись, «в лето 6498 (990-й год от РХ) иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли». Первым городом княжества, принявшим крещение, стал Смоленск. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Смоленск становиться столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сыну Ярослава — Вячеславу, потом внуку, Владимиру Мономаху. Самостоятельное значение Смоленская земля получила со вступления на престол внука Владимира Мономаха, святого князя Ростислава Мстиславича (княжил с 1128 по 1158 гг.). Усердный ходатай о даровании Смоленску самостоятельного епископа, Ростислав получил название Набожного. Самостоятельная Смоленская епархия учреждена в 1137 г. ( по некоторым данным — в 1136 г.), в период правления святого князя Ростислава. Первым епископом Смоленским был епископ Мануил Грек. Между князем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава». Смоленская епископия получила от князя значительные доходы, земельные владения. В частности, грамота «О холме» от 1150 г. говорит о передаче Смоленской епархии Холма (Соборной горы), на котором еще Владимир Мономах построил в 1101 г. Успенский собор. Смоленская епархия была одним из значительных церковных объединений Древней Руси и играла важную роль в распространении христианства. Большое испытание выпало Смоленску в XV веке. В 1404 г. литовский князь Витовт в отсутствие последнего Смоленского князя Юрия захватил город и присоединил его к своему государству. До 1515 г. продолжалось господство Литвы над Смоленском. Все это время смоляне оставались верными Православной Церкви. В начале XVII века, в смутное для страны время, Смоленску досталась трудная участь. Польский король Сигизмунд III, овладев Смоленском в 1611 г., дал большие привилегии желавшим поселиться в разрушенном городе. Но за это смоляне должны были отказаться от своей веры. Король потребовал, чтобы все православные перешли в католичество. Он пригласил из Польши епископов, отдал им православные монастыри и объявил господствующим вероисповеданием католицизм. Смоляне просили для себя хотя бы одну православную церковь, и когда им было в этом отказано, стали переселяться за Московскую границу. Чтобы удержать смолян в городе, король после Деулинского перемирия объявил свободу исповедания и позволил православным иметь своего епископа. В 1654 г. царь Алексей Михайлович, окончательно воссоединив Смоленск с Российской державой, закрепил права Православия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208856...

Александро-Невская церковь (Челябинск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Александра Невского — православный храм Челябинска, построенный по проекту известного российского зодчего А. Н. Померанцева, названный в честь Святого князя Александра Невского. Здание церкви Александра Невского является объектом культурного наследия Челябинской области. До 2013 года в храме размещался зал камерной и органной музыки. Последний музыкальный концерт в здании Александро-Невской церкви состоялся 27 ноября 2013 года. В декабре 2013 года орган был демонтирован. Содержание История [ править править код ] Строительство в конце XIX—haчaлe XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило боле 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского. В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, В. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах .

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Благоверный князь Георгий Всеволодович. Фреска в Архангельском соборе Кремля На излучине Волги, напротив того места, где впадают в нее реки Нёмда и Унжа, стоит маленький старинный городок Юрьевец. Он, основанный в 1225 году, всего на четыре года моложе своего старшего брата, огромного Нижнего Новгорода, но совсем почти неизвестен. Меж тем именно Юрьевец сохранил в своем названии имя их общего основателя — благоверного великого князя Юрия (Георгия) Всеволодовича Владимирского, могущественного и славного правителя Древней Руси, волею судьбы оказавшегося на самом изломе российской истории: он был великим князем на момент Батыева нашествия, последним правителем золотого Древнерусского государства и погиб, защищая свою страну, которой отныне, казалось, не должно было более существовать. Но милостью Божией это оказалось не так; Русь выжила и сохранила память о своем последнем древнем великом князе, а в середине XVII века причислила его к лику святых. Кто же был он, этот, на первый взгляд, почти никому сегодня не известный князь Юрий Всеволодович, и что за государство мы были в те времена? На Руси, пожалуй, вопрос «Кто он?» чаще заменяли вопросом «Чей он, чье чадо, внук?» Попробуем и мы начать с этого мудрого вопрошания. Юрьевец, Ивановская область Итак, будущий святой князь Юрий был сыном князя Всеволода Большое Гнездо и племянником святого князя Андрея Боголюбского, внуком Юрия Долгорукого (основателя Москвы) и правнуком князя Владимира Мономаха; довершим картину: Владимир Мономах — внук Ярослава Мудрого и правнук крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. Вот и окинули быстрым взором почти всю историю древнерусскую в ее известнейших лицах, историю великую и, получается, не такую уж незнакомую нам. Он был великим князем на момент Батыева нашествия и последним правителем золотого Древнерусского государства … Подходил к концу далекий 1188 год. Стояла осень; великий князь Всеволод Большое Гнездо, по всей видимости, с дружиной и семьей совершал полюдье — ежегодный сбор подати, и потому оказался в городе Суздале, где 26 ноября, в знаменитый осенний Юрьев день, родился у него сын, названный по святцам (и в память о тезоименитом в тот день деде) Георгием, или в другом русском произношении — Юрием. Рождение младенца в такой памятный для семьи день было воспринято как благословение Божие — до этого двое сыновей князя Всеволода и его супруги Марии умерли, и в живых остались только старшие дочери и один лишь сын, Константин.

http://pravoslavie.ru/158696.html

До монастиря — 30 травня 2021 р. 12:44 На портале Седмица.ru опубликована статья главного редактора научного журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», профессора кафедры истории мировой литературы Университета Российской академии образования, автора множества исследований по истории и текстологии древнерусской литературы доктора филологических наук Е.Л. Конявской. Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя « Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь Главный храм обители — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» — был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжьем дворе «на десни стран от святыхъ двереи Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и)с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и)с(ко)пъ Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет — упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг — победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5838261...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская " В настоящее время изображения в разделах " Одигитрия " (http://pravicon.com/icon-222) и " Одигитрия Смоленская " (http://pravicon.com/icon-234) спутаны, то есть фактически эти два раздела следует воспринимать как один раздел. В действительности же, все списки со Смоленской иконы являются Одигитриями, но не все Одигитрии являются списками со Смоленской иконы. Описания иконы Описание иконы Одигитрия Смоленская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православны[...] Икона Одигитрия Смоленская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводит[...]

http://pravicon.com/icon-234

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Одигитрия Смоленская - описание По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению. После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенёс икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться ещё и Смоленской. Впервые чудотворная икона явила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 году. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425 г.г.) В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно, с крестным ходом, возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 году, в память возвращения Смоленска, было установлено празднование в честь Смоленского чудотворного образа – 28 июля.

http://pravicon.com/info-428

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Одигитрия Смоленская из книги Е. Поселянина Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери. После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергался опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей мольбой к Божией Матери. Богоматерь услышала их моления и даровала городу спасение ради св. иконы Своей Одигитрии. Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, с намерением произвести внезапное нападение на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин, по имени Меркурий, человек весьма благочестивый. Его именно Богоматерь и избрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление объявить Меркурию:

http://pravicon.com/info-1345

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010