III. Состояние церкви по вере и нравственности А) Общий взгляд на это состояние С усердием приняли предки наши Христианство; еще с большим усердием они содержали его и следовали его внушениям. Летописцы хвалят их веру, говоря, что она «преспеваше везде и цветяше и сияше, яко солнце»; хвалят также их благочестие, замечая, что повсюду в Руси множахуся людие христианстии зело, созидающеся и ходяще во страсе Божии 265 . Святитель Иларион, Митрополит Киевский, спустя несколько лет по смерти равноапостольного Просветителя России, уже взывал к нему: «встань от гроба твоего, честная главо, и посмотри на сына своего Георгия (Ярослава)…; посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри и на внуков и на правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их, как содержат они благоверие, тобою преданное, как часто посещают св. храмы, как славят Христа, как покланяются Его имени; посмотри и на город, сияющий величием, посмотри на процветающия церкви, посмотри на возрастающее Христианство; посмотри на город, освящаемый и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом, и оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями, – и видев все сие, возрадуйся, возвеселись и восхвали благаго Бога, тако строящего» 266 . Этот дух, дух всеобщей набожности и благочестия наших предков, выражался: а) В построении и украшении ими храмов Божиих и вообще в сердечной привязанности их к Церкви и богослужению. Не только каждый Князь, но и каждый почти, более достаточный, подданный считали для себя как бы непременным долгом соорудить одну и даже несколько церквей, или, по крайней мере, сделать на них значительные пожертвования: от того-то храмы Божии и возникали у нас так быстро и в такой изумительной многочисленности: от того-то очень нередко и сияли они, несмотря на всю сравнительную скудость того времени, золотом и серебром и драгоценными камнями. О некоторых Князьях и Княгинях летописи замечают: «ни на чтоже ино упражняшеся, но токмо о церковных потребах», или «хотение имяше ко всем церквам и любови ненасытну о зданиих…, вельми печашеся о созданьи прекрасных Божиих церквей и мнози церкви созда по своей власти»… 267 . Один из благочестивейших Князей древней Руси, Владимир Мономах , давая детям своим предсмертное наставление, сказал им, между прочим: «первое к церкви: да не застанет вас солнце на постели: тако бо отец мой деяшеть блаженный и вси добрии мужи свершении, заутреннюю отдавше Богови хвалу, а потом солнцу всходящу, узревше солнце, прославити Бога с радостию»… 268 , – и тем засвидетельствовал, как, обыкновенно, начинали тогда у ас каждый день свой благочестивые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Смоленске проходят торжества, посвященные иконе Божией Матери Одигитрия 10 августа, 2011. Новостная служба «Одигитрия была и остается заступницей Смоленска и его жителей», — указал в приветствии епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеймону губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. «Мы верим, что благодаря заступничеству Святой иконы Смоленской Божией Матери возможно достижение прочного мира и согласия в обществе, процветание Смоленщины и всей России». 10 августа. ПРАВМИР. «Одигитрия была и остается заступницей Смоленска и его жителей», — указал в приветствии епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеймону губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. «Мы верим, что благодаря заступничеству Святой иконы Смоленской Божией Матери возможно достижение прочного мира и согласия в обществе, процветание Смоленщины и всей России», — цитирует слова губернатора ИТАР-ТАСС. Накануне в город прибыл Крестный ход, который вышел из Сычевского, от истока Днепра. Совмещая пение акафистов и изучение священного писания, верующие разного возраста и социального положения, плечом к плечу с чудотворными иконами, хоругвями и крестами двигались также к Смоленску от Витебска . В Свято-Успенском кафедральном соборе, где настоящее время находится чудотворная икона «Одигитрия» была совершена Божественная Литургия. Вечером в концертном зале имени М.И.Глинки состоится выступление заслуженной артистки России Татьяны Петровой «Царице моя преблагая». Накануне здесь прошел концерт «Приношение Одигитрии». На Соборном холме было организовано театрализованное представление «Сказ о Заступнице земли Русской». В нем приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты. В областном центре открылась также художественная выставка «Русь Православная». Справка: Согласно преданию, «Одигитрия» написана евангелистом и художником Лукой. Из Иерусалима икона попала в Константинополь и стала главной святыней Византийской империи. В XI веке икона прибыла на русскую землю. В 1101 году великий князь Владимир Мономах установил святой образ в новом соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте сейчас находится кафедральный собор. С того времени икона стала называться Смоленской.

http://pravmir.ru/v-smolenske-proxodyat-...

Дополнение Житие святого благоверного князя Всеволода (в крещении Гавриила), Псковского 2, 41, 79 Память его празднуется месяца февраля в 11-й день, месяца апреля в 22-й день и месяца ноября в 27-й день † 1138 Всеволод Мстиславович – первое княжение в Новгороде началось с марта 1117 г., окончилось весной 1132 г. 41 " Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван« ( 1Тим.6:12 ), – так учил апостол. Значит, могут быть и громкие дела на земле и не быть достойными желаний души бессмертной. Да, напрасны труды и подвиги, если они не одушевлены святою верою, если они не имеют значения для блаженной вечности. Почести, слава, знатность ценны ли по себе, когда проходят, как сон? Жизнь князя Всеволода-Гавриила и в круге общественном, и в круге частном была жизнью для вечности. Потому-то известность его прочна. Сын святого великого князя Мстислава и внук доблестного великого князя Владимира Мономаха 2 , родился и воспитывался в Новгороде 79 , является в жизни общественной в 1117 г. В этом году престарелый Мономах вызвал Мстислава из Новгорода в Киевский Белград, чтобы иметь в нем помощника себе, а в Новгороде велел оставить внука, юного Всеволода. Достойный сын великого Мстислава много сделал добра для новгородцев, но они заплатили ему за то скорбями. Начало своего княжения юный, добрый князь ознаменовал построением великолепного храма в Юрьевой обители. «Князь Всеволод Мстиславич, – говорит летопись, – заложил в 1119 г. вместе с игуменом Кириаком каменную церковь в Великом Новгороде, в 3-х верстах от города, во имя святого великомученика Георгия; и устроили монастырь великий, собрали братию; князь Всеволод докончил храм и освятили его. «Вот я, Всеволод, дал святому Георгию серебряное блюдо, в 30 гривен серебра; велел бить в него на обед, когда обедает игумен», – так говорит смиренный князь в прибавлении к грамоте отца своего, которою тот дал монастырю село Буйце. Всеволод дал еще Юрьеву монастырю погост Ляховичи с землею и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища. Мир хочет жить только для своего удовольствия. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих», – говорит Богодухновенная мудрость ( Притч.3:9 ). И князь Всеволод поступил не по правилам мира забывчивого, а по внушениям любви к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Св. блгв. кн. Александр Невский К 777-летию Ледового побоища 06.05.2019 2254 Время на чтение 16 минут «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Александр Невский, сын великого князя Ярослава Всеволодовича родился 30 мая 1219 года в городе Переславле в Суздальской земле. Предком Александра был князь Владимир Мономах. Отец Александра Ярослав был пятым ребенком из одиннадцати детей великого князя Всеволода Большое Гнездо. Матерью Александра была княжна Феодосия, сестра рязанского князя Ингвара. Житие Александра Невского указывает на его выдающиеся способности с раннего детства. Александр быстро научился читать и писать, был силен, ловок, мужественен и красив. Везде он был первым. И в чтении Псалтыри и на охоте и в последствие на войне. Ему очень рано пришлось войти в жизнь из-за переезда в детском возрасте, вместе с семьей, из Переславля в буйный Новгород. Ярослав Всеволодович приучал сына с малолетства присутствовать на судах и бурных собраниях вече. Это была суровая школа жизни. В 1228 году после ряда крупных и бурных разногласий с новгородцами, Ярослав Всеволодович окончательно ушел из Новгорода и оставил там двух сыновей: старшего Федора и девятилетнего Александра с их боярами для управления городом. В 1233 году Федор перед самой своей свадьбой скоропостижно скончался. И Александр в 14 лет, остался один управлять Новгородом вместе с боярами. В течение трех лет отец Александра Ярослав Всеволодович приходил неоднократно отражать нападение Литвы и меченосцев на Новгород. Сохранились сведения, что Александр уже в пятнадцатилетнем возрасте принимал участие в военных походах своего отца. Три года спустя Ярослав Всеволодович стал Великим князем Киевским, и с этого времени Александр Невский в возрасте 17 лет, стал совершенно самостоятельным князем Новгородским. А через год начались страшные события - нашествие хана Батыя на Русь. В 1235г. на хурале в столице Монголии Каракуруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. Еще ранее в период с 1210 и до середины 30-х гг. монголам удалось создать колоссальную империю, включающую в себя Китай, Среднюю Азию, Иран, Ирак и Закавказье. В 1236 году монголо-татары овладели Волжской Болгарией, а в 1237 году перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 1 05.07.2018 1319 Время на чтение 33 минут О трудах и подвигах Николая Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского; Царя Казанского, Царя Астраханского, Царя Польского, Царя Сибирского, Царя Херсониса Таврического, Царя Грузинского; Государя Псковского и Великого Князя Смоленского, Литовского, Волынского, Подольского и Финляндского; Князя Эстляндского, Лифляндского, Курляндского и Семигальского, Самогитского, Белостокского, Корельского, Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных; Государя и Великого Князя Новагорода низовския земли, Черниговского, Рязанского, Полотского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Удорского, Обдорского, Кондийского, Витебского, Мстиславского и всея северныя страны Повелителя; и Государя Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследного Государя и Обладателя; Государя Туркестанского; Наследника Норвежского, Герцога Шлезвиг-Голстинского, Стормарнского, Дитмарсенского и Ольденбургского и прочая, и прочая, и прочая. «Верую Ему [Господу Иисусу Христу], яко Царю и Богу». из Чинопоследования Таинства Крещения каждого христианина «Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя». Патриарх Константинопольский Антоний (XIVb.) «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя». Преподобный Серафим Саровский Судьба Царя - судьба России. Не будет Царя - не будет и России» Оптинский старец Анатолий (Потапов) (1917 г.) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога». Старец Николай (Гурьянов) Россия - наследница Ромейской Православной Империи - на протяжении тысячелетия созидалась, распространялась вширь, обустраивалась, благоукрашалась православным русским народом во главе с Помазанниками Божиими. Равноапостольный Великий Князь Владимир; Великие Князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иоанн Данилович (Калита), Димитрий Донской, Василий Васильевич, Иоанн Великий, Василий Иоаннович; Цари Иоанн Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович; Императоры Петр Великий, Павел I, Александр I Благословенный, Николай I, Александр II Освободитель, Александр III Миротворец и многие другие созидали в согласии с Божией волей великую и славную Россию. Многие Государи Российские уже прославлены Церковной полнотой как Угодники Божьи или почитаются как местночтимые святые.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» (очерк из истории церковного искусства) Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений. Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»). После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

http://pravoslavie.ru/1533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в нач. XII в. Кон. XI-XVII в. Точное время основания К. З. м. неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский вел. кн. Святополк (Михаил) Изяславич и черниговский кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210). По мнению Я. Н. Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего К. З. м. ( Щапов. 1989. С. 135). Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-ре дает основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской ц. киевского Выдубицкого мужского монастыря , рядом с которым располагался княжеский Красный двор. 11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259), посвященный арх. Михаилу - небесному покровителю вел. кн. Святополка Изяславича. Позднее с зап. стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 10-20-х гг. XII в.- небольшой храм-крещальня ( Ibakih Г. Храм-крещальня. 1997) - т. о., возможно, одной из целей создания К. З. м. было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В сер. XVII в. игум. Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте ранее могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игум. Феодосием, и до нач. XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митр. Михаилу (см.: Фeoдociй (Софонович). 1992. С. 68). Однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь , был воздвигнут на месте древнего некрополя, где ранее производились погребения с сожжением ( Каргер. 1958. С. 134, 162-163). Возможно, что его материальные остатки игум. Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

протоиерей Михаил Браверман Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена У каждой иконы есть своя история. Многие иконы связаны со знаковыми историческими событиями. Так, например, Корсунская икона пришла на Русь в связи с ее крещением. Смоленская икона была приданым византийской царевны Анны (дочери Константина Багрянородного), когда та выходила замуж за князя Всеволода Ярославовича. Позднее их сын, Владимир Мономах , перенес образ в Смоленск. Федоровской иконой в 1613 году был благословлен на царство Михаил Романов. Августовская икона связана с явлением Девы Марии над польским Августовским лесом в 1914 году, во время Первой мировой войны. Державная икона, спрятанная во время нашествия Наполеона, была обретена в Коломенском 15 марта 1917 года, вдень отречения от престола царя – страстотерпца Николая II. Особая же роль в истории России принадлежит Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Этот образ принадлежит к иконографическому типу «Елеуса». Это слово, буквально означающее «Милостивая», в русской традиции передано очень красиво: «Умиление». Данный тип сложился в Византии к XI веку и открывает нам материнскую любовь Марии Девы. Ее нежность, а иногда и скорбь о Своем Сыне и Боге. Владимирская икона (наряду с Казанской) – одна из самых чтимых и значительных в духовной истории России. В честь этого образа, так же. как и в честь Казанской, было основано и создано множество храмов и монастырей. И так же, как Казанская, Владимирская икона прославляется несколько раз в течение церковного года: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). В эти дни вспоминаются милости Божии, явленные в нашем Отечестве по заступничеству Девы Марии с XIV по XVI век: избавление от нашествий Тамерлана и крымского хана, а также знаменитое стояние на реке Угре, после которого Россия окончательно избавилась от Ордынского ига 46 . В один из таких дней, 3 июня, Церковь прославляет еще и первого христианского императора, Константина, и его мать, царицу Елену. Обращение Константина ко Христу имело фундаментальное значение в истории всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010