После походов Мономах перечисляет заключенные им мирные договоры, а затем переходит к описанию своих «ловов», обнаруживая страстную душу смелого охотника. И вновь следует заключение. Обращаясь к детям или иным, «кто прочтет», Мономах просит не осуждать его. Он восхваляет не себя, не свою храбрость, а хвалит Бога, который его «худаго и грешного» столько лет сохранял от смерти и сотворил «не ленива», «худаго», «на вся дела человечьская потребна». Мономах отводит таким образом от себя, как писателя, обвинение в гордости, в самовосхвалении. Обращаясь к детям, он уверен, что, «сю грамотицю прочитаючи», они устремятся на добрые дела, и призывает их без страха творить «мужьское дело». К «Поучению» примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому. Олег Черниговский прославился своими крамолами – не случайно автор «Слова о полку Игореве» называет его Гориславличем. Разбитый Владимиром и Святополком, Олег вынужден был покинуть Чернигов и отправиться в Ростовскую землю, где произошло его столкновение с сыном Владимира Изяславом, который был убит в бою Олегом, а жена Изяслава захвачена в плен. Это событие, происшедшее 6 сентября 1096 г., и послужило поводом для написания письма Владимиром к Олегу Черниговскому. Письмо Владимир пишет, понуждаемый сыном Мстиславом, приславшим отцу грамоту с просьбой «ладиться» и «смириться» и не мстить, чтобы не погубить Русской земли. В письме ярко выражено чувство скорби отца, преждевременно потерявшего своего сына: «егда жеубиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю, яко цвету нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: «Увы мне! что створих? И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех себе, отцю и матери слезы», т. е. Владимир взывает к общечеловеческим чувствам своего врага, призывает его «вникнуть» в помыслы своей души. Желая добра «братьи» и «Русьскей земли», Владимир говорит о своем примирении с Олегом и только просит его освободить свою сноху (жену Изяслава) «да с нею кончав слезы, посажю на месте, и сядеть акы горлица на сусе древе желеючи, а яз утешюся о дозе». Поэтический образ тоскующей горлинки связан с традицией устной народной поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не так удачны были дела Мономаха с Грецией. Он отдал свою дочь за Леона, сына византийского императора Диогена, но вслед за тем в Византии произошел переворот. Диоген был низвергнут Алексеем Комнином. Леон с помощью тестя хотел приобрести себе независимую область в греческих владениях на Дунае, но был умерщвлен убийцами, подосланными Комнином. Леон оставил сына, для которого Мономах хотел приобрести то же самое владение в Греции, которого добивался Леон, и сначала воевода Владимиров Войтишич, посадил было Владимировых посадников в греческих дунайских городах, но греки прогнали их, а в 1122 году Владимир помирился с преемником Алексея, Иоанном Комнином и отдал за него свою внучку, дочь Мстислава. Владимир Мономах является в русской истории законодателем. Еще ранее его, при детях Ярослава, в " Русскую Правду " вошли важные изменения и дополнения. Важнейшее из изменений было то, что месть за убийство была устранена, а вместо того введено наказание платежом вир. Это повлекло к усложнению законодательства и к установлению многих статей, касающихся разных случаев обид и преступлений, которые влекли за собой платеж вир в различном размере. Таким образом, различные размеры вирных платежей назначались за разного рода оскорбления и побои, наносимые одними лицами другим, как равно и за покражу разных предметов. Независимо от платежа виры за некоторые преступления, как например, за разбойничество и зажигательство, виновный подвергался потоку и разграблению-древнему народному способу наказания преступника. Убийство вора не считалось убийством, если было совершено при самом воровстве, когда вор еще не был схвачен. При Мономахе, на совете, призванном им и составленном из тысячских: киевского, белогородского, переяславского и людей своей дружины, постановлено было несколько важных статей, клонившихся к ограждению благосостояния жителей. Ограничено произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений и вызвало по смерти этого князя преследование жидов, бывших ростовщиками. При Владимире установлено, что ростовщик может брать только три раза проценты и если возьмет три раза, то уже теряет самый капитал. Кроме того, постановлен был дозволенный процент: 10 кун за гривну, что составляло около трети или несколько более, если принимать упоминаемую гривну гривною куна

http://sedmitza.ru/lib/text/435561/

Великий русский полководец Михаил Дмитриевич Скобелев, покоритель Средней Азии и освободитель Болгарии, один из пантеона Русских героев, вместе с Владимиром Мономахом, Александром Невским, Димитрием Донским, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым, Ростиславом Фадеевым, Георгием Жуковым и другими русскими военноначальниками входящими в «зал Русской славы», дает нам понять, что недобитый враг — это опасный враг. Почитатель военных талантов Наполеона и Мольтке, человек XIX века, фактически повторяет мотив русских былин — враг должен быть уничтожен, компромисс с недобитым врагом это преступление. Однако Былины — это идеальные и крайние ситуации и решения, «как надо» и «как не надо» поступать и делать, что же было в исторической жизни Руси, насколько там понимались и применялись на практике договорные отношения? И, в качестве примера, обратим внимание на события XII века, помня о том, что Русский героический эпос уже сложился столетием ранее. Один из лучший представителей Средневековой Руси, государственный деятель и воин, князь Владимир Мономах уделял много внимания дипломатии. В своем «Поучении» (XIIb.) он так говорит об этом: «И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей» (Владимир Мономах Поучение//В кн.: Изборник. Сборник произведений древней Руси. М., 1969, с. 163). Далее Мономах перечисляет знатных половцев, отпущенных им из плена в результате успешных переговоров с противником: « И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто». И тут же русский князь сообщил, что ряд половецких князей, попавших в плен, он убил: « Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, изсек и бросил в ту речку Сальню». В период «мрачного Средневековья» никто и представить не мог, что через ряд веков люди изобретут «машину времени» и будут ничтоже сумняшеся переписывать историю, задним числом подгоняя ее под свой лад, поэтому действовали намного откровеннее и честнее.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/22/...

Наряду с личным участием в десятках крупных боевых операций, а уж более мелкие исчислялись сотнями, Мономах считал важным достижение политического результата и дипломатическими способами, придавая большой значение силе заключенного договора. Не жалея для успеха переговорного процесса своего личного имущества, проявляя милосердие к пленным, Владимир Мономах был суров к преступающим соглашение о мире, придавая последних жестокой казни. Можно предположить, что упомянутые Мономахом в его «Поучении» половецкие командиры, убитые по его приказу, являлись как раз таки нарушителями договора. В пользу этого предположения говорит следующий факт, зафиксированный в самой ранней из сохранившихся русских летописей, в «Повести временных лет» . Во время первой масштабной наступательной операции коалиции русских князей на половцев в 1103 году, 4 апреля состоялось решающее сражение этой кампании. Битва на реке Сутени была выиграна русскими. 20 половецких князей пали в бою, один — Бельдюзь, попал в плен. Он предлагал за свой выкуп целое состояние, но был отдан автору плана войны на чужой территории Владимиру Мономаху: « И когда он пришел, начал спрашивать его Владимир: «Знай, это клятва захватила вас! Ибо сколько раз, дав клятву, вы все-таки воевали Русскую землю? Почему не учил ты сыновей своих и род свой не нарушать клятвы, но проливали кровь христианскую? Да будет кровь твоя на голове твоей! " » И повелел убить его, и так разрубили его на части». Говоря современным языком Мономах сказал, что половцы проиграли сражение так как стали клятвопреступниками, а конкретно высокопоставленный пленник виновен не только в непосредственном нарушении договора, но и в том, что будучи авторитетным человеком в своем сообществе не смог/не захотел научить собственных детей и иных родичей держать слово. Русский князь продемонстрировал очень верный мужской взгляд на иерархию смыслов: если ты старший, то и спрос с тебя больший, особенно если ты начальник. Тут власть рассматривается исключительно как бремя, а не как привилегия.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/22/...

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод и комментарии Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.– киевским. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами и с их обычным союзником – князем Олегом Святославичем. Против половцев Мономах организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Стремясь предотвратить распад русского государства на ряд самостоятельных княжеств и вместе с тем придерживаясь принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца, он придавал огромное значение идеологической пропаганде единства Русской земли. С этой целью он организовывал съезды русских князей, поддерживал культ «святых братьев» Бориса и Глеба, жизнь которых должна была подать пример послушания младших князей старшим, покровительствовал летописанию, напоминавшему об историческом единстве Руси и всего княжеского рода («все князья – братья») и писал сам произведения, в которых выражал те же идеи единства Руси и необходимости бескорыстного служения родине. В собственной деятельности Владимир Мономах не всегда выдерживал изложенные им принципы, но все же законодательным путем он несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, в целом ряде случаев добивался прекращения княжеских усобиц и добился прекращения на некоторое время половецких набегов, совершив успешные походы в глубь степей. Княжение Владимира – это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях (Ипатьевской, Радзивилловской и др.) текст, разделенный в Лаврентьевской летописи «Поучением», читается без всякого разрыва и «Поучение» отсутствует. «Поучение» – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г. Печатается по Лаврентьевской летописи (РНБ, F. п. 2) с незначительными исправлениями описок. Ниже дается самый сжатый комментарий к «Поучению». Подробный комментарий см. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 425–457.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти соображения, и преимущественно последнее, не могли не представиться умному Мономаху, который, едва ли быв прошен киевлянами остаться у них княжить, как думают Татищев и Соловьёв 29 , сумел, на этот раз, угомонить своё честолюбие и тем явил пример похвального самообладания. Конечно, киевляне ничего не выигрывали, принимая на свой стол жестокого, корыстолюбивого и властолюбивого Святополка, не имевшего к тому же ни ума, ни твёрдости; но киевляне вовсе не были знакомы с характером своего нового князя, которому, впоследствии, всегда бы предпочли не только Мономаха но кого угодно, тем более, что они не очень-то уважали княжеское родовое старшинство 30 . Таким образом, Святополк II Изяславич был признан вел. кн. киевским и не замедлил обнаружить своё тупоумие, приказав бросить в тюрьму половецких послов, прибывших к нему с мирными предложениями. Само собой разумеется что половцы не заставили дожидаться себя и в мае того же 1093 г. обступили Торческ, – нынешнее село Торчицы, на берегу Торчи, впадающей в Рось. Видя, что дело плохо, Святополк спешил вывести 800 отроков своих и бессмысленно хотел броситься с ними на полчища половецкие, но был остановлен людьми рассудительными, которые говорили ему: «аще бы пристроил и 8 тысяч, не лихо то есть; наша земля оскудела есть от рати и от продаж; но послися к брату своему Володимеру, дабы ти помогл» 31 . Ближайшим из всех князей к театру возникавшей войны был, действительно, Владимир Мономах , пользовавшийся кроме того, громкой известностью сокрушителя половцев, бить которых составляло, так сказать, его специальность, существенно-полезную тогдашнему распорядку русской земли. Зная это, Святополк послушался благоразумного совета и послал за помощью к Владимиру, который, вследствие такого призыва, не только сам выступил из Чернигова к Киеву, но велел спешить сюда же и брату своему Ростиславу, княжившему в Переяславле. У Михайловского монастыря Мономах встретился и соединился со Святополком, и тут тотчас же обнаружилось разногласие союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Как бы то ни было, но та же борьба, спустя два года, была причиною того, что святителю Анфилохию пришлось выдержать вместе с другими в городе Владимире тяжелую двухмесячную осаду, так как Мономах решился наказать вероломного Ярослава и для этого в 1117 году, явившись под стенами Владимира с тремя союзными князьями – Давидом Олеговичем, Володарем, и Васильком, целых шестьдесят дней осаждали город, пока Ярослав не смирился и не попросил прощения. 167 Когда же Мономах после этого заключил мир с Ярославом, «Ярославу, покоршуся и вдарившу челом пред стрыем своим Володимером», то Святителю Амфилохию нужно было принимать непосредственное участие в их примирении, так как в те времена все договоры между князьями, а тем более такие, как примирение враждующих, заключались не иначе, как с благословения и утверждения Святительского. В противном случае они не могли иметь ни какой силы. «И тако в мире», – а мы прибавим еще, – и за благословением Святителя Амфилохия, Владимир и Давид, Володар, Василько и Ярослав «разыдошася кождо во свояси». 168 Впрочем Ярослав жил в мире с своими родичами недолго. Вскоре он совсем прогнал от себя жену свою, и удалившись в 1118 году из Владимира в Венгрию, начал набирать там полчища, чтобы отнять Владимир у сына Мономахова Романа, которого Мономах послал на Волынь вместо Ярослава. К Венграм Ярослав присоединил еще Ляхов, и в 1121 году отправился в пределы Волынские против Романа. 169        . В таких обстоятельствах, само собою разумеется, Амфилохию оставаться во Владимире было невыгодно и опасно, теме более, что хотя Ярослав в 1121 году дошел только до Червеня, одного из ближайших ко Владимиру городов Галицких, но он готовил новую грозу, которая в 1123 году и разразилась появлением его у самого Владимира «с Угры и с Ляхы и с Чехы». 170 – Вследствие этого Святитель Амфилохий решился удалиться из неспокойного Владимира в Киев к Великому князю, под его защиту. Сюда же влекли его и излюбленные Киевские пещеры с своим неземным миром и удалением от всяких треволнений, столько лет обуревавших его на кафедре Владимиро-Волынской по причине междоусобий, центром которых Волынь тогда была по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

924 Таковы договоры Ивана III с Михаилом Андреевичем Белозерским и докончание с тверским князем (ДДГ. С. 279, 282; С 295; С. 297). 925 Там же. С. 254, 257, 259, 262, 265, 267; С. 270, 272, 275; С. 275; С. 318, 321; С. 325, 328; С. 365, 367, 369; С. 417,419. 927 Объединение Сеид-Ахмета на Руси определенно именовали «Ордой» (ПСРЛ. Т. 27. С. 116; Т. 25. С. 271). 928 В 1489 и 1490 гг. ногайские мурзы Муса и Ямгурчей вспоминали о дружественных отношениях с Москвой, существовавших при отце Ивана III (Сб. РИО. Т. 41. С. 82; С. 89). 930 Там же. С. 275. Союз «и» в .средневековых текстах, при отсутствии знаков препинания, мог выполнять не соединительную, а «уточняющую» функцию, близкую к современным запятой или скобкам (ср.: Янин В.Л., Зализняк А.А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1997 г.//Вопросы языкознания. 1998. С. 30. А.А. Зализняк определяет значение такого «и» как «то есть», «а именно»). Например: «Тогда Володимер и Мономах пил золотом шоломом Донъ» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 716), т.е. «тогда Владимир, Мономах, пил золотым шеломом Дон» или «Тогда Владимир (Мономах) пил золотым шеломом Дон»; «А князю великому Дмитрию Московскому бышеть розмирне с татары н с Мамаемъ» (ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. Стб. 106), т.е. «с татарами, с Мамаем» или «с татарами (с Мамаем)», но не отдельно «с татарами» и отдельно «с Мамаем». 931 Следует отметить, что в Рязанском великом княжестве еще в 1496 г. в договоре местных князей «Орда» называется в единственном числе (ДДГ. С. 333, 338). 933 См.: Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М., 1980. С 79–80. 935 См.: Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси»//ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 196, 200–201. 938 ПСРЛ. Т. 23. С. 77; Т. 24. С. 94, 96–97; Т. 25. С. 131, 136; Т. 28. С. 54. В более ранних источниках уничижительное определение по отношению к Батыю встречается лишь однажды: ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 219 (Софийская I летопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По полу вдруг ощутимо потянуло назойливым неприятным холодом. Стас вскочил, пробежал к окну и торопливо закрыл форточку. Лег. Но теплее не стало. И хотя было еще лето, близкая осень напоминала о себе совсем не летней прохладой. Стас то так, то этак пытался укрыться курткой, но ее хватало либо до подбородка, либо чуть выше пояса… А до рассвета было еще ой, как далеко… Ночь только входила в свои права. Оставалось терпеть и постараться как можно скорее уснуть. Но спать, как назло, не хотелось. Он лежал и думал о парне, а потом о том, сколько слов досталось нам в наследство от предков: весть, лад, подсыл, набег… И ведь каждое из них кто-то когда-то произнес первым… потом оно одобрилось, прижилось, и миллионы, миллионы людей повторяли их, вдыхая в них свое тепло и добавляя свое чувство, делая, наконец, настоящим живым словом, о чем мы теперь даже и не помышляем… Звезды за окном затянула туча. По карнизу забарабанил дождь. Стало еще холодней… Заменяя подушку то одной, то другой ладонью, Стас дышал, чтоб согреться, под куртку, и понемногу начинал понимать Славку, который продолжал лежать на промерзшей земле и никак не мог взять в толк, что же произошло, какой гром прогремел в неблизком Переяславле или еще в более далеком Киеве, что его эхо донеслось до самой Осиновки?.. Глава шестая. Достойное слово 1 Мономах скрестил на груди руки и задумался… А произошло вот что. Тремя днями раньше, посоветовавшись со своим ближайшим окружением, переяславльский князь Владимир Мономах решил, наконец, поговорить с Великим князем Святополком о том, что не давало ему покоя последние годы. Да что последние годы — всю жизнь! Он послал в Киев гонца, и тот, вернувшись, сказал, что Святополк, в самом хорошем расположении духа, готов, не медля, встретиться с Мономахом на берегу Долобского озера. Зная переменчивый характер своего двоюродного брата, Мономах, не долго думая, объявил сборы и в тот же день в крытом возке на санных полозьях отправился в путь. Сразу за городом он разоблачился — снял парадные княжеские одежды и остался в простом овчином полушубке и старенькой, отороченной парчой, шапке.

http://azbyka.ru/fiction/belyj-gonec-mon...

Идеалы добра, красоты, целомудрия, верности видит Владимир в женщинах. Заботясь о собирании семьи, он просит князя Олега Святославича, в битве с которым погиб младший сын Мономаха Изяслав, отпустить вдову Изяслава: «Ради Бога, пусти её ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге» (70), «чтобы я, обняв её, оплакал мужа её» (69). Потрясающа глубина христианских и патриотических чувств, с которыми Мономах смиряется с гибелью сына на ратном поле: «Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших» (70), – и прощает убийцу. Князь чуждается мести: «не враг я тебе, не мститель» (70), – памятуя завет Господа: «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим.12:19). «Многострадальный и печальный» отец убиенного Изяслава, испытывая  невырази­мую душевную муку: «Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце моё» (68), – Мономах в своём отцовском горе и княжеском поругании смиряется, имея перед собой пример Иисуса Христа: «Господь наш не человек, но Бог всей вселенной, – что захочет, во мгновение ока всё сотворит, – и всё же Сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал Себя, владея жизнью и смертью» (69). Заботясь не о собственной семье, но о судьбе всей русской земли и мире для неё, Мономах и его старший сын Мстислав оставляют грех Олега Святославича на суд Божий: «мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим» (69); «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!» (70). Слово Божие постоянно пребывает в мыслях и на устах Мономаха, который  в своём «Поучении» проявляется и как глубокий богослов. Убийцу сына князь призывает к нелицемерному покаянию – по примеру 50-го «покаянного» псалма царя Давида: «Надо было бы сказать тебе словами Давида: “Знаю, грех мой всегда передо мной”. помазанник Божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, – в тот час отпустил ему согрешенья его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную» (69).

http://radonezh.ru/analytics/sotvori-dob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010