А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Елена Громова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Елена Громова для «Азбуки веры» Елена Громова родилась в Москве в 1977 году. Окончила педагогический колледж в 1996 году, Московский городской педагогический университет в 1999 году. Работала в разные годы в частной, государственных и воскресной школах, детском саду и центре развития ребёнка, психолого-медико-социальных центрах, центре социального обслуживания, кризисном центре. Частнопрактикующий психолог. Консультирует взрослых, подростков и супружеские пары. Замужем, трое детей.  Елена, еще в начале девяностых на психфаке МГУ проходили семинары по христианской психологии? А в педагогическом университете, где вы учились, было что-то похожее? Нет. Я как раз в студенческие годы активно воцерковлялась , преподаватели об этом знали, некоторые относились к этому с уважением и интересом, а некоторые настороженно. Преподаватель по детской литературе даже сказала мне, что я узко мыслю. На экзамене сказала. Я вытащила билет, в котором один из вопросов был о смысле « Поучения Владимира Мономаха » и, когда она меня спросила, чему же главному учит Владимир Мономах своих детей, ответила: « Страху Божьему ». Она возразила: «Неправильно. Владимир Мономах учит своих детей общечеловеческим ценностям». Я сказала: «А на чем они основываются? На десяти заповедях . Он призывает детей иметь страх Божий и соблюдать заповеди. Это основы духовно-нравственной жизни». «Вы очень узко мыслите, Лена,  сказала она.  Есть духовно-нравственные основы, которые не связаны с религией». И поставила мне тройку. Эта тройка у меня во вкладыше стоит. А когда мы заканчивали университет, должны были принести справку, куда идем работать. Я уже понимала, что хочу заниматься психологией, но еще не знала точно, куда пойду работать, и батюшка дал мне справку, что я работаю в воскресной школе (я действительно там работала по воскресеньям). Члены аттестационной комиссии посмотрели справку, и кто-то из них сказал: «Понятно… Почему же в воскресную школу?..» В голосе чувствовалось сожаление, что выпускница, на которую возлагали надежды, идет работать не в светскую, а в религиозную организацию.

http://azbyka.ru/way/ja-s-karandashom-pr...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОБЫТИЯ ПРИ ВНУКАХ ЯРОСЛАВА I (1093 – 1125) Прежние причины усобиц. – Характер Владимира Мономаха . – Он уступает старшинство Святополку Изяславичу. – Характер последнего. – Нашествие половцев. – Олег Святославич в Чернигове. – Борьба с ним Святополка и Владимира. – Неудача Олега на севере. – Послание Мономаха к Олегу. – Съезд князей в Любече и прекращение борьбы на востоке. – Новая усобица на западе вследствие ослепления Василька Ростиславича. – Прекращение ее на Витичевском съезде. – Распоряжение насчет Новгорода Великого. – Судьба Ярослава Ярополковича, племянника великого князя. – События в Полоцком княжестве. – Войны с половцами. – Борьба с другими соседними варварами. – Связь с Венгриею. – Смерть великого князя Святополка. – Киевляне избирают Мономаха в князья себе. – Война с минским князем Глебом и с волынским Ярославом. – Отношение к грекам и половцам. – Смерть Мономаха. – Дружина при внуках Ярослава I. Не прошло полвека по смерти Ярослава Старого, как уже первое поколение в потомстве его сменилось вторым, сыновья – внуками. Мы видели начало усобиц при первом поколении, видели их причины в стремлении осиротелых князей добыть себе часть в Русской земле, которой не давали им дядья; усобицы усилились, когда Изяслав был изгнан братьями, когда, возвратившись по смерти Святослава, он отнял прежние волости у сыновей последнего, которые должны были искать убежища в отдаленной Тмутаракани и, если верить некоторым известиям, в Муроме. С выступлением на поприще внуков Ярославовых причины усобиц оставались прежние, и потому должно было ожидать тех же самых явлений, какими ознаменовано и правление сыновей Ярославовых. Владимир Мономах с братом Ростиславом были в Киеве во время смерти и погребения отца своего; летописец говорит, что Мономах начал размышлять: «Если сяду на столе отца своего, то будет у меня война с Святополком, потому что этот стол был прежде отца его», и, размыслив, послал за Святополком в Туров, сам пошел в Чернигов, а брат его Ростислав – в Переяславль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Русское государство 1 в первые века своего существования (IX, X, XI вв.) входило в сношения почти со всеми окружающими его государствами и народами: на севере – с финскими племенами и скандинавами, на северо-западе и западе – с литовцами, балтийскими славянами, поляками, чехами и венграми, на юге – с болгарами и Византийской империей, на юго-востоке с находившимися здесь степными-кочевыми народами – торками, печенегами и хазарами. Торговые интересы были главной причиной сношений северной России, преимущественно Новгорода, с балтийским славянами и Скандинавией, а южной России с Византийской империей; с последнею киевские великие князья Олег, Игорь и Святослав в 907, 911, 944 и 971 годах заключили особые договоры, сохранившиеся в русских переводах в наших летописях и имевшие в виду упорядочение различных вопросов торговли Русских с греками. – Брачные союзы также соединяли русских князей с иноземными государями в X–XII вв.: женою великого князя Ярослава была дочь шведского короля Олафа I, старшая дочь его была за норвежским королем Гаральдом, младшая Анастасия за венгерским королем Андреем, вторая Анна за французским королем Генрихом I, а сестра за польским королем Казимиром (XI в.). Дочь английского короля Гаральда выдана была датским королем за внука великого Князя Ярослава-великого князя Владимира Мономаха (XII в.). Великий князь Владимир киевский был женат на сестре византийских императоров (Х в.), а дочь кн. Мстислава и Христины была за наследником Византийского престола Алексеем Комниным. Наши летописи говорят еще, что за великим князем Изяславом была дочь польского короля Гертруда, а за великим князем Всеволодом – греческая царевна (XI в.). – При своих спорах русские князья обращаются за помощью к иноземным государям и, в случае неблагоприятных обстоятельств, находят у них убежище. Так князь Новгородский Владимир Святославич, спасаясь от преследований вел. князя Ярополка, уходит за море, к варягам (X в.); вел. кн. Святополк Окаянный от князя новгородского Ярослава бежал к тестю своему Болеславу, королю польскому (XI в.); вед. князь Изяслав (ум. 1077 г.) получает помощь от польского короля Болеслава Смелого и с нею занимает Киев; князь Волынский Ярослав приглашает к себе на помощь поляков, венгров и чехов (XII в.); великий князь Мстислав (ум. в 1182 г.) отправляет полоцких князей в изгнание в Грецию; вел. князю Изяславу Мстиславичу (ум. в 1154 г.) в его борьбе с князем ростовским Юрием постоянно помогал венгерский король Геза II, женатый на сестре его. Точно также и иностранные государи иногда находили убежище себе в России; как напр. Олаф норвежский у вел. кн. Владимира и Ярослава, или у последнего дети английского и венгерского королей. – Вероятно, еще более частые сношения были у русских князей c кочевыми народами, окружавшими Русское государство и постоянно нападавших на окраинные земли его; по крайней мере, вел. князь Владимир Мономах говорит, что он один заключил около 19 мирных договоров с половцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  разделы   рассылка  распечатать Ирина Стовбыра Детское кино в резервации Выход из нее искали на круглом столе в рамках фестиваля " Лучезарный ангел " Источник:  Благовест-инфо Круглый стол " Российский кинематограф для детей и юношества. Вчера. Сегодня. Завтра " состоялся 5 ноября в Фонде социально-культурных инициатив в рамках VII Международного благотворительного кинофестиваля " Лучезарный ангел " . В мероприятии участвовали ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), директор Департамента кинематографии Минкультуры РФ Сергей Зернов, председатель Комиссии по культуре Московской городской думы Евгений Герасимов, заместители сопредседателей Оргкомитета кинофестиваля " Лучезарный ангел " Татьяна Шумова и игумен Киприан (Ященко), завкафедрой кинорежиссуры ВГИК Владимир Хотиненко, ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров Вера Суменова, заместитель генерального директора киностудии им. Горького Валерий Русин. Архимандрит Тихон (Шевкунов) начал с риторического вопроса: можно ли детскому кино выжить в рыночных условиях, потому как других сейчас просто не существует? И объявил, что оргкомитет фестиваля " Лучезарный ангел " учреждает на будущий год премию в размере 2 млн. рублей за лучший сценарий фильма для детей и юношества. К участию в конкурсе приглашаются профессиональные сценаристы. " Когда будет выбран лучший сценарий, мы все с помощью государственных структур и общественности приложим максимум усилий для того, чтобы фильм на его основе был снят " , – пообещал архимандрит. " Фильм начинается со сценария. Если будет увлекательный сценарий – приключенческий или какой-то другой, востребованный зрителем, имеет смысл его поддержать " , – сказал священник, выпускник сценарного факультета ВГИКа. Депутат и актер Евгений Герасимов отметил, что на сегодняшний день практически нет фильмов, адресованных детской, юношеской и семейной аудитории и это катастрофическим образом сказывается на подрастающем поколении. " Я говорил с учащимися школ, и на вопрос, кто такой Александр Невский, они отвечают: культурист. А на вопрос, кто такой Мономах, говорят, что это торговый центр " .

http://religare.ru/2_80475.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Зeмckiй учитель Главы 1-4 09.10.2021 638 Время на чтение 36 минут Источник: блог автора Иллюстрация из свободного доступа «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» К. Маркс «И в земле (сокровищ) не прячьте, то нам большой грех…» Князь Владимир Мономах Глава 1. Узник совести «Дорогие маменька и папенька! Пишу вам с последней станции, до коей мне довелось добраться железною дорогой. Давеча отметился у местного оберполицмейстера, а завтра предстоит путь через грязь и топи на подводах в село Округа, где мне, вашему сыну, предстоит нести свет разума непросвещенным народным массам. На здоровье не жалуюсь, теплого платья имею в довольствии. Единственно, чего хочу у вас попросить, - направить в Округу, местному почтмейстеру денежный перевод. Те ассигнации, что вы мне перед дорогой отправляли, у меня закончились, - слишком дорог здесь провиант. Заранее прелюбезно благодарствую. P.S. Не ведомо мне, дойдут ли до вас слова сии, или снова жандармские кровопийцы наложат свои грязные лапы на написанное свободным человеком, но до основания своего ощущаю, что не написать сих слов я не могу. Вы серчаете на меня, за то, что меня исключили, что состоял я в кружке «Черная сажень», что сослали меня в глухие края… Но не ведомо пока вам, человечеству старой формации, что такие какие, как мы – суть ростки той новой свободной поросли, которая скоро взойдет над порабощенной землей и пробудит в оной те дремлющие силы народной массы, посредством которой будет выстроен новый свободный мир, без эксплуатации, попов и царизма. Чаю всем своим сердцем, что когда-нибудь вы меня поймете Avec l'amour, vous Alexander, 15 апреля сего года». Вот это незатейливое письмецо успел отправить своим родителям отчисленный из Санкт-Петербургскаго, Его Императорскаго Величества Университета за революционную деятельность студент-романтик Александр Вавилевский. Так, днем ранее, распрощавшись с благами культурного быта, он угрюмо сидел на подводе, расположив на коленях свесившихся ног забрызганный грязью саквояж.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/09/zemski...

Поучение детям, Письмо к Олегу и отрывки Русская историческая наука находится в настоящее время в таком состоянии, что всесторонне – специальное изучение её древнейших источников является настоятельной потребностью. Предпринятое Академией Наук полное издание древнейших русских авторов (с XI до нач. XV в.) без сомнения поможет удовлетворению этой научной потребно¬сти, оживить дело историко-литературного исследования. Обследование памятников древней русской письменности со стороны их языка, литературных источников, исторического и бытового материала увеличить ценность каждого из них для целого ряда наук, занимающихся родным прошлым. Но разумеется, нисколько не лишние работы в этом роде и частных лиц: настоящее исследование Г. Ивакина и своевременно и желательно. «Бумаги Мономаховы», – как называет Карамзин все литературное наследие после знаменитого князя – вполне заслуживают специального изучения. Поучение или «грамотица» детям важный источник не только для изучения личности Мономаха, но и для истории Руси конца XI нач. XII стол.; послание Олегу единственный в своем роде памятник, вскрывающий интимную сторону между – княжеских отношений; и то и другое проникнуты религиозно-учительным элементом и неразрывно соединены с целым рядом выписок из книг священного писания – главным образом из псалтири – из богослужебных книг и из церковно – учительных сборников. Помимо важности содер¬жания и древности своей бумаги Мономаха требуют исследования и потому, что сохранились в списке неисправном и содержат много трудностей для понимания. Единствен¬ный их список в летописи Лаврентьевской (кон. XIV в.), куда они попали, как механическая вставка. Г. Ивакин предполагает, что в том оригинал, с которого монах Лаврентий списывал свою летопись, бумаги Мономаха были просто вложены отдельной тетрадью, вложены под тот самый год (1096), о событиях которого говорится в письме к Олегу. В таком виде они попали и в копию. Разные части этих бумаг писаны в разное время: письмо к Олегу, по предположено автора, появилось в декабре или январе 1096 года, поучение детям в период между 1118 – 1125 годами; определить же время составления выписок нет возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Предисловие, комментарии и перевод А.Ю. Карпова Письмо Владимира Мономаха его двоюродному брату князю Олегу Святославичу сохранилось в единственном списке в составе комплекса сочинений («Поучение», письмо, Молитва) в Лаврентьевской летописи, где оно помещено под 1096 г. – годом войны между Владимиром и Олегом (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 252–255). Летописец никак не разделил эти сочинения, поэтому остается не вполне ясным, на каких словах заканчивается собственно «Поучение» и с каких слов начинается письмо Мономаха Олегу; неясно также, дошел ли до нас текст письма целиком, или какие-то части его утрачены. Принятое в современной литературе разделение двух памятников (начало письма: «О многострастныи и печалныи…»), предложенное еще первым издателем «Поучения» А. И. Мусиным-Пушкиным и обоснованное И. М. Ивакиным, является в известной степени условным. (А. Ф. Бычков и Е. Ф. Карский в изданиях Лаврентьевской летописи за начало письма принимали: «Но все дьяволе наученье…»; И. И. Срезневский : «Да се ти написах…»; Н. В. Шляков: «Что есть добро и красно…».) Обстоятельства, при которых было написано письмо, определяются, благодаря летописи, достаточно точно. В конце лета 1096 г. Олег, изгнанный в мае Владимиром Мономахом и киевским князем Святополком Изяславичем из Чернигова и потерпевший в начале июня поражение под Стародубом, начинает новую войну против Мономаха и выступает к Мурому, который незадолго до этого захватил сын Мономаха Изяслав (как выясняется из письма, крестник Олега). 6 сентября в битве у города Изяслав был убит. Олег не ограничился возвращением принадлежавшего ему Мурома, но занял Суздаль и Ростов, принадлежавшие Мономаху. Старший сын Мономаха Мстислав, княживший в Новгороде, обратился к Олегу с предложением о посредничестве в мирных переговорах, обещая не мстить за брата. Олег, однако, отказался, угрожая захватить еще и Новгород. Мстислав двинул против Олега свои войска и вынудил его оставить Ростов и Суздаль (который Олег предварительно сжег) и укрыться в Муроме. Мстислав вновь предложил переговоры, и на этот раз Олег ответил согласием – но, как оказалось, лживым. 21 февраля (в Федорову субботу Великого поста) 1097 г. Мстислав получил известие о том, что Олег внезапно начал военные действия и угрожает нападением. Ему удалось наскоро собрать войска, к тому же 26 февраля к Мстиславу подошел его младший брат Вячеслав, присланный отцом. 27 февраля в битве «на Кулачьце» Олег был разбит и бежал в Муром, затем в Рязань, откуда также вынужден был бежать. Мстислав заключил мир с муромцами и рязанцами и вновь предложил Олегу мир, который теперь был принят. На этом война с Олегом завершилась (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 236–240).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Согласно со всем строем управления в княжестве удельного времени и боярская дума при тогдашнем князе является с такими особенностями, которые во многом отличают ее от позднейшего боярского совета московских государей, хотя последний развился прямо из первой. К сожалению, трудно решить, насколько эти особенности новы, т. е. перешли ли они в северные княжества XIII и XIV в. по наследству с киевского юго-запада, или впервые возникли при княжеских столах на северо-востоке. Трудность решить это происходит от того, что мы узнаем княжескую думу в обеих этих половинах Руси или, точнее, в оба эти периода нашей истории, киевский и удельный, по историческим памятникам совершенно различного характера и следовательно узнаем ее не с одинаковых сторон. В рассказе южной летописи XI и XII в. княжеская дума является преимущественно в решительные, торжественные минуты, когда обсуждался вопрос особенно важный для князя и общества; но мы можем только догадываться о том, как велись текущие дела управления в тех ежедневных утренних ее заседаниях, о которых говорит Владимир Мономах в своем Поучении. Напротив северный летописец XIII и XIV в. очень редко и большею частью мимоходом упоминает о княжеской думе; мы знаем ее больше всего по частным актам XIV и XV в., в которых отражается ежедневный, будничный ход высшего управления. Впрочем черты, которыми обозначаются в этих актах характер и деятельность удельной думы, не перестают принадлежать ей, если даже не ею самой созданы, а достались ей по наследству от Руси других веков и других географических широт. Притом перемена, происшедшая во всем окладе русской жизни с отливом ее на северо-восток из среднего Поднепровья, поможет нам заметить по актам деятельности боярской думы, в каком направлении должно было измениться и это правительственное учреждение. Теперь благодаря удельному уединению северных князей у них реже, чем у их южных предков, бывали решительные, торжественные минуты, и мелкие будничные дела хозяйственной администрации княжества становились для них важнее прежних воинственных занятий и генеалогических счетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Скачать epub pdf 53. Владимир II Всеволодович, прозванием Мономах, великий князь киевский сын Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от брака с греческой царевной, «мономахиней», достоверно неизвестной по имени (см. 30). Родился в Киеве в 1053 г.; 13-летним ребенком уже ходил из Переяслава (Полтавского), удела его отца, к Ростову в 1066 г.; из Смоленска посылался отцом к Владимиру-Волынскому и Бресту в 1068 г.; опять ходил к Владимиру в 1069 г.; получил в удел от дяди своего Святослава II Ярославича, великого князя киевского, Смоленск в 1073 г.; по приказанию того же дяди ходил с сыном его Олегом (см. 154) через Чехию (Богемию) за Глогау (в нынешней Селезни) против немецкого императора Генриха IV в 1075 г.; по приказанию другого дяди, Изяслава I Ярославича, великого князя киевского, дважды ходил на Полоцк в 1077 г.; вместе с отцом и дядей осаждал Чернигов и был в бою на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.; по вокняжении отца в Киеве посажен на столе черниговском, опустошил владения полоцкие, бился на р. Десне с половцами в 1079 г.; смирил торков в 1080 г.; ходил на вятичей в 1082 г.; преследовал Ростиславичей, князей-изгоев (безместных), отогнал за Хороль половцев, взял «изъездом» (внезапно) Всеславов Полоцк, не оставя там «ни челядина, ни скотины», в 1083 г.; отнял у Ростиславичей Владимир-Волынский и возвратил его Ярополку Изяславичу летом 1084 г.; по удалении того же Ярополка, друга Мономахова, в Польшу, захватил его город Луцк с семьей и имуществом беглеца в 1085 г.; но успел примирить Ярополка со своим отцом в 1086 г. и послал сына своего, Мстислава, на стол новгородский, покинутый Святополком II Изяславичем, в 1088 г.; уступив по смерти отца стол киевский этому же Святополку как старейшему князю, бился с половцами на р. Студне под Киевом, тут потерял единственного брата своего Ростислава, князя переяславского, и, осажденный Олегом в Чернигове, без кровопролития удалился в Переяслав в 1093 г.; отсюда вместе с великим князем Святополком II ходил громить «вежи» (станы) половецкие и на Святославичей, князей черниговских, к Смоленску в 1095 г.; снова утвердился в Чернигове, отнятом у Олега, в 1096 г.; за вероломное ослепление Василька, князя теребовльского (см. 50), после любечского съезда князей в 1097 г. начальствовал осадою Киева, но, упрошенный мачехой своей, не отнял его у Святополка в 1098 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010