Хронологическая таблица Митрополиты древней Руси 988 Михаил (991 по Голубинскому Леон ум. после 1004). Леонтий Иоанн I Иларион Митрополиты Киевские 1055 Георгий св. Иоанн II Иоанн III Николай Никифор I Никита Вакансия Михаил II Климент или Клим Константин I Феодор Иоанн IV Константин II Никифор Пупомин Матфей 1201–1220 Кирилл II В Киеве и Владимире попеременно Кирилл III Во Владимире Максим св. Петр с 1308 по 1325 во Владимире, с 1325–1326 в Москве Митрополиты Московские 1328 Феогност св. Алексий Михаил-Митяй, нареченный митрополит Киприан Киприан вторично Фотий (рукоположен в 1408) Исидор св. Иона Феодосий Филипп I Геронтий Зосима Варлаам Даниил Иоасаф Макарий Афанасий св. Филипп II Кирилл IV Антоний Дионисий Патриархи Московские – Иов с 1566 митрополит, с 26 янв. 1589 г. патриарх до Игнатий лжепатриарх Гермоген Междупатриаршество 1612–1619 Филарет Никитич Иоасаф Питирим, митрополит Крутицкий, правитель Иосиф II Питирим Иоаким Адриан Св. Синод в С.-Петербурге Тихон, патриарх Князья древней Руси 862 Вещий Олег Игорь Рюрикович Св. Ольга Святослав Св. Владимир Ярослав Мудрый Великие князья Киевские 1054 Изяслав I Ярославович Святослав II Ярославович Изяслав I Ярославович опять Всеволод I Ярославович Святополк II Изяславович Владимир II Всеволодович Мономах св. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий Ярополк II Владимирович Всеволод II Олегович Игорь II Олегович (около недели или двух) Изяслав II Мстиславович Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий Изяслав III Давидович В Киеве и Владимире св. Андрей Георгиевич Боголюбский во Владимире св. Ростислав (Михаил) Мстиславович в Киеве Мстислав II Изяславович в Киеве Владимир III Мстиславович в Киеве Михаил I Георгиевич во Владимире Всеволод III Георгиевич во Владимире Роман Ростиславович в Киеве Святослав III Всеволодович в Киеве Рюрик II Ростиславович в Киеве Георгий II Всеволодович во Владимире Всеволод III Святославович в Киеве Константин Всеволодович во Владимире Георгий II Всеволодович опять во Владимире Мстислав III Романович в Киеве

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Рисунок 1676–1682 г. Рисунок родословного дерева Русских князей и царей, помещенный в синодике Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, представляет последовательный ряд прямых наследников рода Владимира по степеням от родоначальника до последнего в роде царя Феодора Иоанновича и затем ряд трех царей из роду Романовых. Родословное дерево останавливается на царе Феодоре Алексеевиче; следовательно, и составлено еще при его жизни. Царь Феодор Алексеевич (род. в 1661 г.) вступил на престол по кончине отца, 29 января 1676 г., и скончался, по 22-му году от рождения, 27 апреля 1682 г.; следовательно, рисунок делан не ранее 1676 г. и не позже 1682 года. Замечательный и сам по себе, как образец русского рисовального искусства XVII-ro века, он еще более замечателен, как произведение царевны Татьяны Михайловны, мирно проведшей свою долгую жизнь в занятиях молитвой, чтением и работами. Не в первой молодости она уже была в то время, когда рисовала это родословное дерево: она родилась 5 января 1636 года (Акты Арх. Экспедиции, III:396; Дворцов. разряды, II: 490–491); следовательно, во время вступления на престол царя Феодора ей было уже сорок лет. Представляя знатокам дела судить о достоинстве рисунка, я сделаю только несколько заметок о его содержании. На рисунке изображены князья и цари с надписями, одни по правую, другие по левую сторону 1 , исключая первого, Владимира, занимающего место в середине на верху, в следующем порядке: великий князь Владимер Киевский 2 (†1015) вел. князь Ярослав – (†1054) – вел. князь Всеволод (†1093) вел. князь Владимер(Мономах: †1125) – князь Георгий Долгорукий (†1157) вел. князь Всеволод – Владимерский (†1212) – князь Ярослав Владимерский (†1246) князь Александр Невский – (†1263) – князь Даниил Московский (†1303) князь Иван Калита – (†1340) – князь Иоанн (†1359) князь Димитрий Донский – (†1389) – князь Василий Димитриевич (†1425) князь Василий (Темный – †1462) вел. князь Иоанн всея – Росии (†1505) – царь Василий инок Варлаам (†1534) царь и вел. князь Иоанн – (Грозный) инок Иона (†1584)

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

30 августа. ПРАВМИР. Преподобный Алипий Печерский, один из первых и лучших русских иконописев, постриженик преподобного Никона (память 23 марта), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха и известен даром чудотворений еще при жизни: преподобный Алипий исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела построенная для икон церковь, все иконы остались целыми. Одну из этих икон (Успение Пресвятой Богородицы), получившую наименование Владимирская-Ростовская (празднование 15 августа), взял великий князь Владимир Мономах (1113–1125) для построенного им в Ростове храма. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия (скончался 17 августа не позже 1114 года). Он был погребен в Ближних пещерах (память Собора 28 сентября). У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони – в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Исаия, святитель, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая) Родом из Киевской области. В монашество пострижен в Киево-Печерском монастыре преподобным Феодосием Печерским († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа, 2/15 сентября). Превзошел многих подвижников в посте, молитве и многих иных добродетелях. В 1062 году за свою высокую жизнь поставлен игуменом Дмитровского Изяславова монастыря в Киеве. В 1077 или 1078 году хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Киевским Иоанном (1189). О деятельности святителя Исаии сохранились очень скудные сведения. Как преемник святителя Леонтия (память 23 мая/5 июня), он отличался ревностью в деле просвещения язычников. С проповедью о Христе он обошел Ростовскую и Суздальскую области, причем действовал исключительно убеждением. Содержанием его проповеди служило учение о Святой Троице. Часто даже самые закоренелые язычники не могли устоять перед силой его слова. Его называли апостолом земли Ростовской. Святитель мужественно ниспровергал статуи идолов, а на их месте строил храмы. Большую радость испытал святитель Исаия, когда князь Владимир Мономах на свои средства построил храм в Ростове и прислал в него одну из чудесных икон, написанную преподобным Алипием († ок. 1114; память 17/30 августа). Еще при жизни епископ Исаия прославился святостью и чудотворениями. Как передает его житие, он чудесно был перенесен Ангелом в Киев для участия в освящении великой церкви Печерской, которое совершилось 14 августа 1089 года, – «во едином часе ста в граде Киеве». 15 мая 1090 года святитель мирно скончался в городе Ростове. Нетленные мощи его были обретены в 1164 году при заложении в Ростове князем Андреем Боголюбским каменного собора на месте сгоревшего в 1160 году деревянного. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – С. 151–153. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 25, 36, 37 и прилож., с. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ Еп. Переяславский (Переяславля Южного) (12 нояб. 1105 - 6(16?) сент. 1117). Согласно ПВЛ, Л. в 1072 г. был настоятелем ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид) в Вышгороде под Киевом, в которую были перенесены мощи этих святых в присутствии рус. князей и епископата. В «Сказании чюдес святою страстотьрпцю Христову Романа и Давида», в Чуде 5 - «о жене сухоруце», говорится, что он был «старейшина клириком церкви тоя» (вышгородской), упоминается его сын (Жития. 1916. С. 58-59). В 1188 г. Л. был игуменом киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря , связанного с семейством Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В этом году в обители митр. Киевским Иоанном II был освящен новый собор. В 1093 г., вероятнее всего именно в Выдубицком мон-ре, состоялся княжеский съезд с участием вел. кн. Киевского Святополка (Михаила) Изяславича и блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха («совокупистася у святаго Михаила и взяста межи собою распря и которы и уладившеся, целоваста крест межи собою» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 219). Поставлен на кафедру Переяславля Южного 12 нояб. 1105 г. митр. Никифором I . В Переяславле в то время княжил Владимир Мономах (1094-1113), и есть все основания полагать, что именно он избрал на Переяславское епископство игумена своего родового мон-ря (показательно, что следующим Переяславским епископом в 1118 стал преемник Л. на игуменстве в Выдубицком мон-ре известный летописец Сильвестр ). 1-2 мая 1115 г. Л. в составе церковного собора во главе с митр. Никифором участвовал в освящении новой каменной ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде и перенесении в нее мощей св. страстотерпцев, организованном князьями Владимиром Мономахом, Давидом Святославичем и Олегом (Михаилом) Святославичем. Высказывалось предположение о принадлежности Л. печати с изображением святых Лазаря и Василия Кесарийского, однако впосл. оно было отклонено в связи с новыми сфрагистическими находками ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 129; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 52, 58).

http://pravenc.ru/text/2462527.html

Москва. Часовня Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1820. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, деревня Кузнецово, улица Центральная. Координаты: 55.460621, 36.939346 Проезд:От Москвы по М-2, повернуть налево на поселок Яковлевское, далее держаться правее. Церковное место справа у дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В деревне Кузнецово (Рыжково) более 500 лет стояла часовня, в которой хранился чудотворный образ Смоленской Божией Матери (Одигитрии), что означает Путеводительница. Согласно легенде, Одигитрия была принесена из Царьграда на Русь в 1041 году, а в 1101 году Владимир Мономах привез ее в Смоленск. Об истории образа «Одигитрии» сказано, что икона принадлежала «рода сей деревни крестьянам Мозжухиным», которые отказали эту святыню «крестьянам всей деревни». Среди крестьян Смоленская икона Богородицы считалась верной охранительницей людей, скота и построек от пожаров и ударов молнии во время грозы. Наши предки верили, что находятся под особым ее покровительством и всячески чтили и оберегали Чудотворный Образ. И вот эту почитаемую в центре Руси икону (вероятно один из ее списков) с приходом оккупантов-французов жителям деревень Рыжково, Руднево, Федоровское приходилось прятать в окрестных непроходимых лесах. По свидетельствам старожилов, в 1820 году на месте старой деревянной часовни построили новую. Часовня была «деревянного здания на деревянных столбах, длина и ширина по 12 аршин, прочная, крыта и обита тесом, с одним небольшим окном, укрепленным железным запором с решеткою, пред дверью деревянное крыльцо, внутри по стенам и потолку оклеено бумажными обоями, пол деревянный. На оной водружен крест деревянный, обитый белой жестью». В часовне находились иконы, большинство из которых имели серебряные ризы: «Смоленская икона Божией Матери», «Спас Вседержитель», «Неопалимая Купина», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Всех скорбящих радость», «Дмитрий Солунский», «Усекновение Главы Иоанна Предтечи», «Воскресение Христово». Интересно, что кроме Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия, которая считалась общественной, остальные иконы принадлежали отдельным крестьянским семьям д.Кузнецово. Во второй половине XIX века деревянное здание часовни обложили кирпичом, пристроили деревянные сени, устроили второе окно и одностворчатую дверь.

http://sobory.ru/article/?object=43062

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) посетил русские скиты и кельи Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) посетил восстановленные скиты и келлии обители на Святой Горе, с которыми связана 1000-летняя история древнерусского монашества. 100-летний старец побывал в скиту " Богородица " , известным также под названием " Ксилургу " , основанном более 1000-лет назад при св. равноап. Князе Владимире и где подвизался прп. Антоний Киево-Печерский. Здесь отец-игумен помолился в восстановленных храмах, осмотрел отреставрированные корпуса, ознакомился с ходом продолжающихся работ, пообщался с братией. В тот же день Игумен Иеремия посетил скит Старый Русик, где также осмотрел восстановленные храмы и здания и пообщался с братией. Отец Иеремия преподал инокам, спасающимся в скитах, наставления о духовной жизни, молитве и чтении Псалтири. Особое внимание старец-игумен уделил братии Старого Русика, где недавно была восстановлена монашеская община и возобновлена ежедневная богослужебная жизнь. В тот же день о. Иеремия посетил Почаевскую и Благовещенскую келлии Свято-Пантелеимонова монастыря. В 2016 году православный мир празднует юбилей 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Эта дата связана с первым письменным упоминанием о древнерусском монастыре на Афоне — обители Роса или Ксилургу. В частности, 1016 годом датируется святогорский акт, на котором впервые появилась подпись игумена древнерусской афонской обители «Ксилургу». От этой даты принято вести отсчет присутствия русского монашества на Афоне, хотя первые русские иноки на Святой Горе появились задолго до этого. В акте 1048 года византийский император Константин IX Мономах именует русскую обитель Богородицы Ксилургу «Царской Лаврой». Ее Успенский собор является одним из древнейших русских храмов. Согласно монастырскому преданию, у престола этого храма преп. Антоний Печерский принял монашеский постриг, а также благословение своего Игумена возвратится на Русь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2312

Скачать epub pdf Ноябрь 3 Анна Всеволодовна, преподобная Ряд святых Русской Церкви начинается равноапостольной княгиней Ольгой. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, но первой девственницей из княжеского рода была блаженная Анна, дочь великого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 г. Магдалина прежде апостолов посетила гроб Спасителя и видела Его воскресшим. Таковы жены! Отец благоверной Анны, великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев». Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была греческая царевна, дочь императора Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище – св. мощи вмц. Варвары. Брат Анны Владимир Мономах своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его пользовались ее теплотой. Он любил монашество и ясно понимал значение его. В такой-то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты – честь и славу княжеского дома. По нежнейшей любви родителей она называлась уменьшительным именем – Янкою, по нынешнему -Аннушкой. Благоверная княжна, с юных лет возлюбив Господа, предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. «Девство, – говорит Антоний Великий , – подобие Ангелам, духовная и святая жертва, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве». Князь Всеволод построил каменный храм апостола Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвятила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г. Вслед за тем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Смоленская икона Божией Матери в Успенском соборе Смоленска 31 августа 2012 г. 10:13 Смоленскую икону Божией Матери принесут в Бородино и в Москву Чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери, датируемый 1602 годом, будет принесен из Смоленска в Спасо-Бородинский монастырь, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя и Новодевичьий монастырь в дни празднования 200-летия победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Церковные торжества, посвященные славному юбилею, пройдут в Бородино 7-8 сентября. Как сообщил в интервью " Журналу Московской Патриархии " , которое опубликовано в сентябрьском номере, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, " 7 сентября будет осуществлено принесение в Бородино из Смоленска исторической Смоленской иконы Божией Матери, перед которой российское воинство совершало молитву в ожидании сражения на Бородинском поле. На следующий день на поле боевой славы в Спасо-Бородинском монастыре будет совершена Божественная литургия, за которой последуют крестный ход на батарею Раевского и молебен в " воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык " . Богослужение 8 сентября, в день 200-летия Бородинской битвы, возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, литургия начнется в 9-30. Также 8 сентября во всех храмах Русской Православной Церкви будет совершено благодарственное молебное пение в воспоминание событий 1812 года. На следующий день, 9 сентября, Смоленская икона Божией матери будет доставлена в Москву. Здесь, в Храме Христа Спасителя, храме-памятнике героям войны 1812 года, Предстоятель возглавит Божественную литургию, а затем крестный ход и молебен перед Смоленским образом Пресвятой Богородицы. До 14 сентября чудотворная икона будет находиться в Храме Христа Спасителя, а с 14 по 21 сентября — в стенах московского Новодевичьего монастыря. Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия, имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск.

http://e-vestnik.ru/news/prinesenie_smol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010