Начало его служения на Курской кафедре омрачилось «неприятной» историей. При посещении Белгорода в сент. 1832 г. имп. Николай I обнаружил на внутренней стене кафедрального Троицкого собора свое изображение в позолоченной раме, а рядом портреты др. императоров. В записке, направленной вскоре обер-прокурору Святейшего Синода кн. П. С. Мещерскому , Николай I сообщал, что, «к неудовольству и стыду увидев» свой портрет в храме, повелел его снять, а И. «за сие сделать строжайший выговор, с объявлением по всем епархиям». В рапорте от 20 окт. того же года И. написал, что портреты в соборе помещены при его предшественниках, а он «по недавнему поступлению в епархию, опасаясь подать народу, привыкшему издавна видеть изображения каждого благополучно царствующего монарха на боковой стене, повод к разным толкам... удержался от снятия портретов». Синод ходатайствовал перед имп. Николаем I о снятии с И. строжайшего выговора, и вскоре царь отменил взыскания с «только что вступившего на паству епископа» архиерея ( Кобец. 2006. С. 137-138). При И. указом Синода от 8 июля 1833 г. был осуществлен перевод архиерейского дома и духовной консистории из уездного Белгорода в губ. Курск, в помещения курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря . Одновременно братия последнего переводилась в Белгород, в бывш. архиерейский дом, при котором И. учредил второклассный Свято-Троицкий мужской мон-рь. Сергиево-Казанский собор (1752-1778) в Курске стал кафедральным. В 1851 г. в Курске в перестроенном здании архиерейского дома была освящена ц. во имя Трех святителей. Проявляя заботу об остававшейся в Белгороде Курской ДС, И. настоял на увеличении ее штатного содержания и числа казеннокоштных воспитанников. Считал необходимым перевести семинарию в Курск, но осуществить это намерение по различным причинам не смог (переведена только в 80-е гг. XIX в.). Ближайшим помощником И. был (1837-1843) ректор семинарии архим. Варлаам (Успенский ; впоследствии архиепископ Тобольский). И. особо покровительствовал обучавшемуся в семинарии М.

http://pravenc.ru/text/389289.html

«Марианна Михайловна, подите-ка Вы в отставку из группы координаторов столь ненавистного Вам эксперимента. Я уж точно с Вами ни одной строчки «координировать» не собираюсь», - заявил он в связи с этим . Так под контролем ли ОРОиК проводящийся ныне «эксперимент» в российских школах? Факты это отрицают. Сделал ли что-то реальное ОРОиК в сложившейся критической ситуации, чтобы отстоять законные интересы православного населения страны? И это известные факты отрицают. То есть представители ОРОиК столько времени морочат православным людям и руководству Церкви головы? Это как это, эксперимент при таких вот его параметрах и особенностях «имеет хорошие перспективы»? Очевидно, с этим руководителем синодального отдела религиозного образования и катехизации что-то не так... Отметим также, что в результате неправомерной монополизации в области учебного обеспечения предмета основ православной культуры издательством «Просвещение» и АПКиППРО на обочину выдавливаются уникальные, ценнейшие учебные пособия таких замечательных авторов, как: В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене, архимандрит Зиновий (Корзинкин), В.М. Меньшиков, А.В. Бородина, С.Э. Наперстникова, группа екатеринбургских православных педагогов, священник Сергий Коротких, М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий и многие другие. Через пятьдесят-сто-двести лет люди будут воспринимать работы этих авторов как классику православной педагогики и как жемчужины православной педагогической мысли, но сегодня всё это погребено под толстым слоем равнодушия и презрения внедренных в Церковь нано-калин. Как ни прискорбно, но придется признать, что после победы над практикой нормального изучения православной культуры в школе следующей целью группы И.И. Калины для извращения содержания кулуарно заявляется православная теология в вузах. Это не менее лакомый кусок для издательства «Просвещение», которое в случае сотворения и в этой области тех «волшебных превращений», что сотворены с курсами православной культуры, получит госзаказ на массовое тиражирование выхолощенных и свободных от православного содержания учебных пособий по якобы православной теологии, а И.И. Калина получит возможность навязать и вузам систему формирования оккультно-религиозных «планетарного сознания» и «валеологии». Это лакомый кусок и для АПКиППРО, которая с удовольствием стала бы готовить и лже-теологов тоже.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/03/...

[xiii] Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 171. [xiv] Козлов В.Судьбы мощей русских святых//Отечество. Краеведческий альманах. М., 1991. Вып. 2. С. 140. [xv] Материалы Комиссии по канонизации святых и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии. [xvi] ЦГА СПб, ф. 143, оп. 1, д. 2, л. 16-17. [xvii] Нетленные мощи преп. Александра Свирского// (дата посещения 27 сентября 2017 г.) [xviii] Там же. [xix] ЦГА СПб, ф. 2815, оп. 1, д. 27, л. 60-60об . [xx] Нетленные мощи преп. Александра Свирского. [xxi] См.: Революция и церковь. 1919. 1. [xxii] ЦГА СПб, ф. 142, оп. 1, д. 5, л. 27, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14-17. [xxiii] Акты Святейшего Патриарха Тихона. М., 1994. С. 158. [xxiv] См.: Революция и церковь. 1919. 6-7. [xxv] Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 161. [xxvi] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14-15. [xxvii] Подробнее см.: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публ. М.В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992. С. 560-563. [xxviii] ЦГА СПб, ф. 7879, оп. 1, д. 27, л. 9. [xxix] Красиков П. Религиозная хитрость (письмо в редакцию)//Революция и церковь. 1919. 1. С. 23-25. [xxx] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14-15. [xxxi] Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 168. [xxxii] Там же. [xxxiii] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 3, д. 119, л. 8-10, оп. 4, д. 73, л. 83-84, ф. 142, оп. 1, д. 5, л. 27об . [xxxiv] См.: Революция и церковь. 1920. 9-12. [xxxv] Протоиерей Олег Кобец, А. Крупенков. Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление. Белгород, 2008. С. 63. [xxxvi] Там же. [xxxvii] Курская правда. 1920. 10 декабря; Житие святителя Иоасафа Белгородского и первое прославление изложено по книгам: Акафист иже во стыхъ отцу нашему Иоасафу епископу Белгородскому. СПб., 2008. Б/с; Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. М., 1997. С. 201-202. [xxxviii] Протопресвитер Михаил Польской. Новые мученики российские. Джорданвилл, 1957. С. 306-307.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/31/a...

Курск, 1914; он же. Свт. и чудотворец Иоасаф, еп. Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых Правосл. Рус. Церкви. Х., 1916; Церковное прославление свт. и чудотворца Иоасафа, еп. Белоградского, по восп. очевидцев и современников. Белгород, 1916; Молчановский А. Св. Иоасаф, еп. Белгородский: (Из истории Рус. Церкви XVIII ст.)//ЖМП. 1945. 3. С. 42-50; Комаров Е. Второе обретение мощей свт. Иоасафа//Там же. 1991. 12. С. 52-57; Веселкина Т. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский//Там же. С. 62-66; Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление свт. Иоасафа, еп. Белгородского/Сост.: А. Н. Стрижёв. М., 1997; Крупенков Н. Ф., Крупенков А. Н. Свт. Иоасаф Белгородский. Белгород, 1998; Крупенков А. Н. По Иоасафовским местам св. Белогорья. Белгород, 2005; Кобец О. Н., прот., Крупенков А. Н. Белгородский чудотворец: Жизнь и прославление. Белгород, 2008. А. И. Папков Иконография Портреты И. писались при его жизни и после кончины. Ранняя иконография святителя достаточно разнообразна. Вероятно, она складывалась под влиянием прижизненных портретов свт. Димитрия Ростовского. В нач. XX в. при подготовке канонизации святителя «чрез посредство газет и журналов» было выявлено 49 живописных изображений. В издании кн. Н. Д. Жевахова ( Жевахов. 1907-1911. 3 т.) помещено 24 вклейки с портретами и появившимися до прославления портретами-иконами И. (нек-рые сохр.). Многие из них были созданы для почитателей святого с более ранних оригиналов: «…еще задолго до прославления угодника Божия Иоасафа редкий дом в Курской губернии, а может быть, и во всей южной окраине России, не имел портрета Святителя, который помещался рядом с иконами» (Белгородский чудотворец. 1997. С. 262). В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях России и Украины обнаружено ок. 15 портретов И., к-рые, судя по художественному исполнению, написаны не ранее 2-й пол. XVIII в. Практически все изображения сохраняют индивидуальные черты внешнего облика святителя: сухощавое лицо с впалыми щеками и узким подбородком, большие, глубоко посаженные карие глаза, длинный прямой нос, слегка вьющиеся жидкие волосы до плеч, небольшие усы и едва заметная, раздвоенная на конце борода с проседью.

http://pravenc.ru/text/578038.html

И.А. Гиндер Скачать epub pdf Современный процесс формирования новых религиозных движений дал заметный феномен, явившийся славянским неоязычеством, который продолжает свое непрерывное развитие. Данная статья посвящена рассмотрению достаточно новой проблемы в области религиоведения, истории, социальной философии – начавшемуся неожиданному росту все возрастающего интереса отечественных исследователей к вопросам неоязычества в России во второй половине 90-х годов. Неоязычество – одно из современных направлений духовно-религиозных исканий претендующих на возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом. К теме неоязычества обратилось уже немало отечественных специалистов: немалый вклад в изучение неоязычества сделал И.Куликов (Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1. Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.), описав все известные ему организации, автор О.В.Асеев «Славянское неоязычество в современной России»//«Государство, религия, церковь », выявил основные черты современного неоязычества. В.Кобец «Неоязычество: понятие и сущность»//«Государство, религия, церковь », " 2002, смог дать определение данному явлению, Прибыловский В. Прибыловский В. «Новые язычники – люди и группы»//«Русская мысль», 30 апреля – 6 мая 1998г. – Действительно, проблема изучения неоязычества последнее десятилетие становится как нельзя актуальной. Идет бурное развитие неоязыческих общин по территории России (Первая организация была зарегистрирована 3 июля 1991 года «Нижегородская языческая община»). В современных реалиях неоязыческая организация имеет выбор: регистрироваться или нет, т.е. заявить о своем существовании государству через регистрацию в Минюсте, либо вести полуподпольную деятельность. На данный момент Сведения (на 1 мая 2004 года) в Минюсте России зарегистрировано 63 организации под графой «Языческие верования». Это только те, кто изъявили желание, но организаций намного больше: еще в 2000 году их уже было выделено 120 (см. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1/Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obzor-pr...

В 1891 году открылась аналогичная мужской четырехлетняя школа для девочек — Преображенская. Её попечительницей стала ближайшая помощница и сестра Неплюева — Мария Николаевна Уманец. Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства В 1889 году окончил школу первый выпуск. Трое из шести выпускников остались с Неплюевым и положили начало Крестовоздвиженскому трудовому братству. Все они остались при школе и в течение года готовились под руководством Неплюева к поступлению на должности учителей. Андрей Иванович Фурсей занял должность управляющего школой, преподавателя земледелия в старших классах и управляющего Воздвиженским имением. Федор Ефимович Чвертка стал преподавателем скотоводства и ветеринарии. Илья Павлович Кобец был преподавателем первого подготовительного класса, стал старшиной братской семьи учителей, готовился к принятию священного сана, но заболел чахоткой и скончался в 1893 году. Как отмечал Неплюев, он заслужил «искреннюю любовь и глубокое уважение всех его знавших». С момента основания Трудового братства жизнь Н. Н. Неплюева и дело братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. В 1890 г., после смерти отца, Н. Н. Неплюев стал владельцем значительного состояния. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга тоже активно включились в братскую жизнь. Братские священники В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. За все время деятельности братства в нем сменилось пять настоятелей. Имена двух из них хорошо известны по их дальнейшей церковной деятельности: священник Сергий Четвериков и священник Роман Медведь. В 1903 году настоятелем братского храма стал священник Александр Секундов. Он оставался братским духовником до конца деятельности братства. К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви». На клиросе пел братский хор. Кроме обычных храмовых богослужений, в которых участвовало все братство, существовала общая молитва утром и вечером в братских семьях. Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило своё выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях. Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

Говорю убежденно, что если в настоящее время познания их и уступают познаниям молодых людей, окончивших курс средних учебных заведений, то уступают им только в совершенно несущественном для дела преподавания в низшей с.-х. школе и в самом непродолжительном времени, при помощи самообразования и экскурсий по лучшим хозяйствам России, посетить которые я дам им возможность, они и в познаниях далеко превзойдут своих предшественников с высшим образовательным цензом. Многие из них уже теперь сумели пробудить в учениках значительно больший интерес к наукам и предметы свои излагают с увлекательною энергией. В настоящее время личный состав преподавателей таков: 1 . Законоучитель и преподаватель второго подготовительного класса, окончивший полный курс Духовной Семинарии – Василий Григорьевич Кучеровский. 2 . Преподаватель земледелия в старшем специальном классе и исправляющий должность управляющего Воздвиженской школой, управляющий Воздвиженским имением – Андрей Иванович Фурсей. 3 . Преподаватель земледелия в первых двух специальных классах и учитель пения – Тихон Павлович Макушенко. 4 . Преподаватель скотоводства и скотоврачевания – Феодор Евфимович Чвертка. 5 . И. д. преподавателя математики и геодезии в специальных классах – Николай Иванович Ивченко. 6 . Преподаватель первого подготовительного класса – Иван Фомич Кулеш. Кроме того подготовляются занять должности учителей и теперь уже помогают в деле преподавания: Павел Платонович Дорофеев и Андрей Иванович Ивченко, а гимнастику ежедневно и безвозмездно преподает Сергей Павлович Свириденко. Все эти лица за исключением г. Кучеровского, окончили курс в Воздвиженской школе и состоят членами Трудового Братства, из них гг. Кулеш, Дорофеев и А. Ивченко выдержали экзамен при Глуховской Гимназии на звание учителя. Должность законоучителя будет со временем занята священником. На должность эту готовился, подававший большие надежды как добрый, высокочестивый христианин и, несмотря на молодые годы, уже выдающийся по своим познаниям богослов, бывший по окончании курса нашей школы преподаватель в ней – Илья Павлович Кобец, умерший от скоротечной чахотки 13 мая 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

7. Известно ли Вам, Ваше Святейшество, что к формированию содержания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» привлечен некто А.С.Прутченков ? Надо полагать, это тот самый Прутченков, который вместе с известным пропагандистом антипатриотизма и нетерпимости к христианству в школах Я.В.Соколовым издал учебник: Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. - М.: НВЦ «Гражданин», 1997, 384 с. На странице 99 этого учебника предложено следующее задание: « Что бы Вы предпочли, неожиданно получив в наследство старинную икону », предлагая на выбор лишь три варианта действий: « 1) повесить на видном месте для украшения интерьера, 2) продать подороже, 3) повесить дома в укромном месте и любоваться в часы досуга ». Уверяем Вас, в обозначенной книжке есть и более гадкие вещи. 8. Известно ли Вам, Ваше Святейшество, что формированием содержания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» де-факто руководит А.Г.Асмолов, публично оценивавший практику изучения православной культуры в школах как « изнасилование школы любовью к религии » ? 9. Понимаете ли Вы, Ваше Святейшество, что в результате действий выше обозначенной группы чиновников Минобрнауки уничтожается целый пласт бесценного православного педагогического опыта, накопленного за 2 десятилетия? При этом на обочину жизни выдавливаются уникальные, ценнейшие учебные пособия таких замечательных авторов, как: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене, архимандрит Зиновий (Корзинкин), В.М.Меньшиков, А.В.Бородина, С.Э.Наперстникова, священник Сергий Коротких, М.Ю.Андрицова, Д.В.Валуев, Т.П.Довгий и многие другие. Хотя, и это надо признать, были откровенно слабые и негодные учебные пособия, типа материалов Н.Г.Храмовой или Л.Л.Шевченко . История все рассудит, и через пятьдесят-сто-двести лет люди будут воспринимать работы этих авторов как классику православной педагогики и как жемчужины православной педагогической мысли, но сегодня все это погребено под толстым слоем равнодушия и ревности.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/09/...

К офиц. полнофигурному варианту с подробным жизнеописанием святителя относился также портрет И. 1844 г. работы «курского живописца» (?) Сергея Моисеева, принадлежавший некогда Белгородскому архиерейскому дому ( Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.; Кобец и др. 2006. С. 68). Сохранился близкий по типу, упрощенный по живописи ростовой образ на холсте посл. трети XIX в. (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде): И. в светлом подризнике и в облачении ярких синего, малинового, зеленого цветов, с добавленными впосл. нимбом и надписью. Тогда же выполнен небольшой по размеру, холодный по колориту портрет из частного собрания в Белгороде: фигура И. поставлена на орлеце в церковном интерьере, вверху слева - большое облако с образом благословляющего Спасителя в сиянии. Группа портретов И. 2-го извода, имеющих не столь парадный характер, тоже довольно многочисленна и вариативна. На изображениях святителя в др. типе облачения (в архиерейской мантии, черном клобуке) его полуфигура обычно развернута вправо. К этому ряду можно отнести 2 идентичных по изводу портрета И. 1-й пол. XIX в. из Николо-Иоасафовского собора в Белгороде и нач. XIX в. из собрания ГМЗРК (опубл. как экспонат Ростовского музея церковных древностей, т. е. Белой палаты, дар камергера Высочайшего двора Д. А. Булатова, см.: Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.). Вероятно, это тоже списки более раннего оригинала, где у И. характерное широкоскулое лицо. На портрете из собора написано: «(koni)»; по деталям изображения он почти полностью совпадает с портретом, пожертвованным Е. Апостоловой в 1803 г. в Троицкий мон-рь Белгорода (см.: Там же; согласно опубл. подписи: «1798 года генваря 10 дня заболела и 1803 года, как только обещала изображение Святителя Иоасафа сделать, тот час начала выздоравливать, в чем свидетельство даю сим его изображением Елисавета Апостолова»), т. е. мог быть скопирован позднее. Особенностью иконографии является жест десницы святителя - раскрытая к зрителю ладонь (для средневек. канонического искусства - жест приятия благодати), что редко встречается на портретах духовных лиц. Др. специфическая деталь - жезл в левой руке, змеевидное навершие к-рого украшено высоким крестом с драгоценными камнями; на мантии скрижали красного цвета. На портретах имеются биографические тексты (на одном - под изображением, на другом - справа вверху), а на ростовском полотне - также и герб святителя.

http://pravenc.ru/text/578038.html

под любовью разумеет внешние дела» . А о приведенном выше фрагменте детских воспоминаний Неплюева, где тот «духовно коченел» с нелюбящими людьми, о. Сергий говорит: «Ему легко и отрадно только с любящими. Но такова ли истинная любовь? Истинная любовь - любить всех без различия» . Везде в замечаниях о. Сергия сквозит стремление уязвить Неплюева с позиции непогрешимого адепта Православия, хотя его соображения содержательно спорны, а нравственно небезупречны. Нельзя сказать, что проблема священника для Неплюева была неожиданностью. С самого начала возникновения Братства Неплюев надеялся, что священника можно будет вырастить в самом Братстве. И казалось, что эта надежда осуществится - Илья Кобец готовился стать священником. Но безвременная смерть в 1893 г. унесла его в могилу. Особое место занимает конфликт между Неплюевым и о. Романом Медведем , канонизированным РПЦ в 2000г. О. Роман приехал в Братство 12 января 1901г., однако в конце 1901г. его уже в Братстве не было. А перед отъездом о. Роман послал донесение в Синод, в котором он резко отрицательно отозвался о деятельности Братства. В донесении он писал: «Настоящая экономическая организация братства грозит обратить его в коллективного помещика, весьма тяжелого для округи, поскольку всякая частная благотворительность является запрещенной по уставу. Получается самая жестокая форма капиталистического строя, без всякого выражения не только христианских, но и просто человеческих чувств. Труд братства потерял нравственно-оздоравливающее значение, следовательно, по своему жизненному принципу братство неуклонно стремится в самоуслаждение. (...) Исторически сложившиеся отношения братства к православному священнику ненормальны. Братство постоянно разделяло в священнике нравственную личность и носимый им сан и через то открыло себе широкую дорогу для осуждения и попирания священства. Согласно этому разделению, все в пастырском руководстве неприятное для овцы и стада может быть относимо к личности священника, не имеющей никакого отношения к носимому им сану.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/16/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010