7 января Ленинград. Прошел сочельник и первый день. Служил вчера и утром, и вечером; сегодня литургию. Народу много очень, и даже на улице. Первый раз служил вчера вечером в преднесении креста. 3-го числа получил почтой указ Патриарха от 25 декабря 1947 г.: «Во внимание к понесенным Вашим Преосвященством трудам по выяснению положения церковных дел в Америке, положившим основу для дальнейшего их упорядочения, и архипастырским заботам о Вверенной Вам епархии, мы признали справедливым ко дню Праздника Рождества Христова присвоить Вам предношение Св. Креста за богослужениями. П.А.». 7 февраля Получил письмо от о. Дзвончика; отправил копию Л.Н.Парийскому для Патриарха; также и корреспонденцию о запрещении и суде над епископами. Пока без шума. Кто-то уже раньше указа сообщил в американскую прессу: опять, не Никитина ли? Сообщил и обо всем прочем американском. А [рхиепископа] Адама, по-видимому, надо будет все-таки убрать. 8 февраля Сегодня у меня был о. Владимир Кобец. В монастыре он приготовляет помещение для богадельни, куда может быть помещен еп. Георгий, еп. Гавриил и другие старцы – инвалиды, - там, где помещается келья о. Агафона [xix] . 16 февраля Получил телеграмму от м[итрополита] Вениамина о выезде сегодня в 23 ч. вечера из Хельсинки. Завтра прибудет вечером, в среду – в Ригу. Вместе уезжает туда и о. Владимир и увозит еп. Георгия Садковского в монастырь на жительство. 18 февраля Сегодня у меня обедали: М[итрополит] Вениамин, еп. Гурий, еп. Симеон с Тарасовым и Медведским. М[итрополит] Вениамин рассказывал про Америку: а[рхиепископ] Макарий пополнел, поправился, тверд в управлении; с а[рхиепископом] Адамом есть шероховатости, он там нежелателен, об этом говорил и архиеп[ископ] Афинагор греческий. Собор местный карпатороссов перенесен на 25 мая. В отношении замены епископа, М[итрополит] Вениамин рекомендовал обратить внимание на прот. Вас. Тимофеева в Париже, человек образованный […], спокойный, авторитетный. М[итрополит] Вениамин привез письма от Печковского, Казембека, который просит посодействовать ему выехать в СССР церковным вызовом (скорее).

http://bogoslov.ru/article/2908919

В конце утрени отец Иннокентий прочитал с амвона телеграмму от Святейшего Патриарха – поздравление с началом богослужений в Лавре и благословение служащим и всем молящимся. На литургии, взяв на горнем месте у отца наместника благословение, я прочитал Апостол. Под торжественный трезвон расходились православные от светлой службы, радостно удивляясь непостижимым судьбам Божиим. В пять часов вечера – вечерня, перед ней и после – звоны, звоны. Отец Гурий пригласил к себе на праздничный вечерний чай отца Алексия, отца Иннокентия, Сашу, Игоря и меня, отец Иларион уехал. Поблагодарив отца Иннокентия, отец Гурий отпустил его. Отец Алексий тоже уехал. На Пасхальной неделе прибыли священнослужители: архимандрит Иоанн, алтаец, священник Иоанн Крестьянкин, иеродиакон Порфирий, священник отец Владимир Павлов, архимандрит Владимир (Кобец), архимандрит Нектарий, иеромонах Иерон. На следующей неделе приехали иеродиаконы Серафим, Питирим, архимандрит Клавдиан. Перед Неделей жен-мироносиц нашла темная тучка: кто-то где-то добился запрещения звона, но только на пять дней. Звон был восстановлен. До Троицына дня пришлось петь мне со смешанным хором все службы ежедневно. Первое свое служение в Успенском соборе Патриарх Алексий назначил на Троицын день. В соборе на правом клиросе была устроена временная сень для раки со святыми мощами Преподобного Сергия. Перед малой вечерней Святейший сам открыл крышку раки (по внесении святых мощей в собор крышка оставалась закрытой). К Троицыну дню Патриарх благословил организовать мужской хор, что мной и было сделано. Смешанный хор под управлением Н.Н. Плющева стал петь за ранними литургиями под Успенским собором, где по благословению Патриарха отец Гурий освятил престол во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Своим служением на Троицын день Патриарх Алексий завершил открытие Лавры. Воспоминания написаны в 1987 г. скрыть способы оплаты Комментарии тамара 29 апреля 2016, 15:01 Вечная вам память насельники и братия Свято-Троицкой обители. Наш светильник в нашем жизненном пути.И какая радость теперь видеть возрождённую обитель,братий монастыря. Слава Богу за всё.

http://pravoslavie.ru/92957.html

Первые насельники Лавры – в 1946 году 155 В сентябре 1943 года Советское Правительство под влиянием ряда факторов 156 переменило репрессивную политику в отношении Церкви на благоприятную. Стали открываться храмы, воссоздаваться некоторые епархии, возвращаться из ссылок иерархи и некоторые (но далеко не все!) клирики. Летом 1945 г. был назначен наместник для еще закрытой Лавры – возвращенный из ссылки в Среднюю Азию архимандрит Гурий, хорошо известный Патриарху Алексию по своей деятельности в Александро-Невской Лавре в начале 20-х годов. Открытие же Лавры было приурочено к Пасхе 1946 года. Первая служба, вечерня Великой Пятницы, (после малого освящения престола) была совершена в Успенском соборе в два часа дня 6/19 апреля архимандритом Гурием и схиархимаидритом Иларионом (Удодовым) с участием регента Сергея Михайловича Боскина. В Великую Субботу к литургии прибыли еще игумен Алексий и иеродиакон Иннокентий (Коляда). В семь часов вечера были принесены в раке мощи Преподобного Сергия и поставлены на помост у правой стены собора, а в одиннадцать часов первый удар в «Лебедя», молчавшего более четверти века, возвестил начало новой эры в жизни Лавры. На Пасхальной седмице, как отметил С. Боскин в своих воспоминаниях, прибыли в Лавру: архимандрид Иоанн с Алтая, священник Иоанн Крестьянкин , иеродиакон Порфирий, священник Владимир Павлов, архимандрит Владимир Кобец, архимандрит Нектарий и иеромонах Иерон, на Фоминой – архимандрит Кламиан (Моденов) и еще два иеродиакона. Возрождение Лавры как духовного центра России было бы невозможно, если бы любовь к Преподобному Сергию не привлекла бы в разоренную его обитель изрядный сонм подвижников, высоких носителей Духа, которые подъяли на себя тяжелый труд восстановления монастырской жизни, претерпевая холод и голод, всякое стеснение и поношение и от населявших Лавру тысячи жителей, чуждых ее духу, и от антирелигиозно настроенных работников Музея, местных властей и милиции. Уже поэтому заслужили благодарную память потомков: – Архимандрит Гурий (Егоров). – первый наместник Лавры, пробывший на этом посту лишь до августа 1946 года, когда был назначен епископом Ташкентским. Скончался же в июле 1965 года в сане митрополита Симферопольского и Крымского. (См. о нем в книге «Сергиев Посад и Лавра...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 января 1944 года на Ленинградском фронте началось мощное наступление Красной Армии, и уже в Неделю по Просвещении, 23 (10) января, в соборе, как и в других храмах города-героя, был совершен благодарственный молебен по случаю разгрома врага. «Верующее сердце русского человека чувствует в этой победе силу правды Божией, за которую ополчился русский народ, и Божию милость, которая дарована нам по молитвам Церкви», - писал в послании к своей пастве митрополит Ленинградский и Новгородский. После войны Князь-Владимирский собор становится активным участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной Церкви, его посещали предстоятели и иерархи многих Поместных Православных церквей. В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Бессменный и усерднейший клирик храма блокадной поры, архимандрит Владимир (Кобец), постриженик Киево-Печерской лавры и последний настоятель ее подворья в городе на Неве, в марте 1948 года был рукоположен в сан епископа. В 1946 году в клир Князь-Владимирского собора был назначен вернувшийся в Ленинград протоиерей Александр Медведский, до высылки в 1932 году служивший настоятелем собора (в 1949-1953 годах вновь его настоятель). Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район «Мокруши», исполнится три века. Современное состояние [ править править код ] Сегодня к прихожанам Князь-Владимирского собора относят себя православные верующие со всей Петроградской стороны, поскольку остальные храмы в старейшей части города, включая такой бесценный памятник как деревянный Троице-Петровский собор, были закрыты и уничтожены еще в начале 1930-х годов. Собору возвращена часовня св. Александра Невского, внутренняя отделка которого утрачена полностью. Ее реставрация еще впереди. Соборное духовенство регулярно совершает богослужения и все требы в Доме ветеранов сцены на Петровском острове.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

5. Довгий Татьяна Петровна, заместитель начальника Департамента образования Смоленской области. «Региональная система духовного воспитания и образования». 6. Чернега Ксения Александровна, юрисконсульт Московской Патриархии, к. ю. н. «Нормативно-правовая база введения «Основ православной культуры» как учебного предмета в российскую систему образования». 7. Захарченко Марина Владимировна, профессор, заведующая кафедрой истории педагогики Академии педагогического постдипломного образования, д. филос. н. «Православная культура как компонент профессиональной подготовки педагогов». 8. Иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, декан педагогического факультета ПСТГУ, к. пед. н.; игумен Георгий (Шестун), профессор, заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Духовной семинарии, к. пед. н. «Православная культура в системе российского образования». Выступления представителей из регионов 1. Меньшиков Владимир Михайлович, профессор Курского государственного педагогического университета, д. пед. н. «Опыт введения православной культуры в систему образования Курской области». 2. Протоиерей Олег Кобец, благочинный г. Белгорода, настоятель храма Преображения Господня, доцент кафедры социальной работы Белгородского кооперативного университета . «Опыт преподавания религиоведческих дисциплин в светских учебных заведениях Белгородской области». 3. Шафажинская Наталья Евгеньевна, доцент кафедры философии, истории и культурологии Московского государственного университета пищевых производств, к. психол. н. «Особенности включения православной культуры в процесс преподавания курсов религиоведения и культурологии в светском вузе». 4. Санкевич Елена Юрьевна, доцент кафедры философии Липецкого государственного педагогического университета, к. пед. н. «Роль преподавания курса “Основы православной культуры” в нравственном воспитании студентов». 5. Протоиерей Виктор Дорофеев, кандидат богословия (Ногинск). «Об эффективности курса “Основы православной культуры”».

http://pravoslavie.ru/423.html

В дальнейшем в Крестовую церковь и помещение Епар­хиального Управления поступил еще целый ряд церков­ных святынь и произведений искусства: портрет Петра I работы XVIII в., портрет митрополита Гавриила кисти Борови­ковского и «Обручение Марии и Иосифа» итальянской школы XVI в. 9 ноября 1951 г., после осмотра помеще­ния, представитель ГИОПа сделал заключение, что эти че­тыре картины имеют музейное значение. 14 апреля 1953 г. из Спасо-Преображенского собора Епархиальному Управ­лению был передан макет Исаакиевского собора. Родствен­ники преподобного Серафима Вырицкого после его смерти пожертвовали перламутровый крест, а 20 января 1954 г. по разрешению президента Академии художеств из за­пасников музея Академии Епархиальному управлению пе­редали 35 предметов церковной одежды и утвари, а также Царские врата, две палицы, оклад образа «Успение» из золотой парчи и 66 икон, в том числе несколько работ известного художника В.П. Верещагина [xxi] . Таким образом, в конце 1950 г. Епархиальное управ­ление, его канцелярия и бухгалтерия получили возможность работать в прекрасных условиях в обители, а митрополит - резиденцию, где он мог достойно принимать высоких го­стей, отцов, сотрудников корпорации духов­ных школ, студентов и всех посетителей и просителей. Митрополиту отпускалось ежемесячно 30 тыс. руб­лей из средств Епархиального управления «на представи­тельство». На эти средства владыка совершал поездки по служебным обязанностям и принимал высоких лиц: Святейшего Патриарха, членов Учебного Комитета и пред­ставителей Московской Духовной Академии, иностран­ных гостей. В 1951 г. в новых апартаментах были приняты епископы Гродненский и Брестский Сергий (Ларин), Таллиннский Роман (Танг), Житомирский и Овручский Владимир (Кобец) и члены финляндской делегации. В мае 1952 г. владыка принимал в своей резиденции митрополита Молдовы и Сучавы Севастиана (Румынская Православная Церковь), а 24 октября в епархиальном доме обедали приехавшие из Финляндии ставленники. В первой половине 1953 г. владыка принимал антиохийскую делегацию и митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова), а 23-24 ноября - ан­глийскую церковную делегацию: «Его Высокопре­освященство рассказал историю возникновения Александро-Невской Лавры, показал портреты митрополитов... Указал количество церквей в Ленинграде и епархии (14 в Ленинграде и около 200 в епархии)» [xxii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В иконописи нач. XXI в. образ И. разрабатывали также иконописцы В. Н. Кутявин (икона с 15 клеймами жития, ок. 2005, ростовой образ И. на фоне обители и др., все - в Марфо-Мариинском мон-ре Белгорода.), И. А. Морозова (аналойная икона в приделе во имя И. Николо-Иоасафовского собора Белгорода, 2008), Е. А. Кучинская (иконы в храмах пос. Борисовка). В 2005 г., к 300-летию со дня рождения И., местными мастерами написана его икона из собора арх. Михаила в Борисовке, в к-рую вложена частица мощей, там же находится Тихвинская икона Божией Матери с избранными святыми (в т. ч. с И.). Изображения святителя включались в деисусные ряды белгородских иконостасов (2005-2006, Успенский собор Марфо-Мариинского мон-ря). В 1999 г. местными мастерами изготовлена мозаика с погрудным образом И. на западном фасаде Николо-Иоасафовского собора. Образ И. как главного покровителя епархии занимает центральное место на иконах «Собор Белгородских святых», «Собор новомучеников и исповедников Белгородских» (иконописец Морозова, Преображенский собор Белгорода). И. изображался также на полях списков Песчанской иконы Божией Матери, напр. работы И. В. Волочковой (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве). В 2001 г. в Белгороде установлен памятник И. (скульптор А. А. Шишков). И.- крайний слева внизу среди избранных святых на рельефном Распятии Христовом (1997, ц. Покрова Богородицы Марфо-Мариинского мон-ря). В музеях и церковных учреждениях Белгорода хранится неск. совр. живописных полотен московских и белгородских художников с композициями из Жития святителя («Ноша. Из жизни святителя Иоасафа Белгородского», 1994-1999, худож. В. Ф. Желобок, БГХМ). Поясной образ И. традиц. извода (эскиз росписи) создан владимирским худож. А. В. Ореховым (2005, БГХМ). Лит.: Жевахов Н. Д. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский (1705-1754): Мат-лы для биографии. К., 1907-1909 (на обл. 1911). 3 т.; Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление свт. Иоасафа, еп. Белгородского/Сост.: А. Н. Стрижёв. М., 1997; Духовные светочи России. С. 79-81. Кат. 64-67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 144, С. 230-239; Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 43. 86; Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Бeлikoba, Л. Членова. К., 2004. С. 165, 277-278. 147, 336; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006; Зеленина Я. Э. Портреты свт. Иоасафа Белгородского в музейных и частных собраниях Украины и России//Moruляhcьki читання, 2006: Доля музейных зiбpahь. К., 2007. Ч. 2. С. 57-72; она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/578038.html

В Ленинграде был уже Митрополит Алексий. Я встретился с ним в Никольском соборе за литургией, был у него. Поговорили - я о путешествии, он рассказал о московских новостях. После Воздвижения, 3 октября, созывается сессия Синода. Затем, в ноябре 14-22, будет съезд епископов для предсоборного совещания. Самый Собор церковный назначается на 22-31 января года. 12 октября.[...] 11-го был у Уполномоченного; порешили все дела; решили поездку в Вильно и в Таллин; но за ночь перерешили и сегодня я уже командировал Шишкина в Вильно, Тарасова - в Таллин, написал инструкцию и послал телеграмму М[итрополиту] Алексию о командировке для выявления положения церк[овных] дел в Прибалтике. Кроме того, предложил Тарасову: 1) собрать послужные списки всех священнослужителей епархии и 2) подготовить все сведения для отчета в Патриархию к 1 ноября. Митрополит предполагает приехать 23 октября/5 ноября. Затем, около 29-го, мы вместе уедем в Москву, чтобы заранее подумать вопрос о выборах и интронизации, как просил и о.Н.Ф. Колчицкий. В день отъезда из Москвы виделся в Совете с Зайцевым К.А.[...].Вечером завтра (на Покров) служу во Владимирском соборе, в самый Покров - в Шувалове, а в воскресенье - 2/15 октября - в Ник[ольском] соборе. 14 октября. Вчера торжественно праздновали мои именины. Устраивал все и хлопотал о.Филофей Поляков.. Литургию служил я во Влад[имирском] соборе; сослужили: Тарасов, Ломакин, Филофей [Поляков], о.Влад[имир] Кобец, о. Сем. Рождественский. Был ставленник о.Филипп. К молебну вышли еще о.В.Румянцев, о.П.Фруктовский, о.А.Кибардин, о.М.Славницкий и о.В.Дубровицкий. Протодиакон С.С.Дмитриев и 2 диакона - ставленники. Таким обр[азом] представлены были все 8 гор[одских] церквей почти полностью (от оо. Л.Егоровского, о.С.Румянцева, о.М.Смирнова получены телеграммы, от о.А.Мошинского - письмо, как и от председателей двадцаток - Шишкина и от Волк[овского] кладб[ища]. Успенский был лично с Нат[альей] Ив[ановной] и, конечно, свои - Владимирские. В храме было оч[ень] торжественно и сердечно. В конце молебна сказал речь о.Тарасов, за ним Ломакин.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Обретение мощей в истории Православной Церкви всегда воспринималось как событие чрезвычайного духовного значения, и относились к нему как к особенному проявлению Божественного Промысла об укреплении веры в народе. И личность Священномученика Никодима, и его стояние в Истине, и обретение его нетленных мощей для всех православных людей, а особенно для нас, белгородцев, яркий пример торжества Правды Божией, являемой через жизненный подвиг конкретной человеческой личности. Литература 1 . ГА РФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 168. 2 . Кобец О., прот., Крупенков А. Н., Крупенков Н. Ф. История Белгородской епархии. [Текст] – Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. 3 . Никодим (Кононов), свят. Архангельский. Патерик. [Текст] – СПб.: 1901 (второе издание – М.: 2000). 4 . Никодим (Кононов), свят. Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. [Текст] – СПб.: 1901. 5 . Никодим (Кононов), свят. Свят. Иоасаф, святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса. [Текст] – Курск: 1914. 6 . Никодим (Кононов), свят. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники. Исторические сведения о церковном их почитании. [Текст] – Петрозаводск: 1904. 7 . Никодим (Кононов), свят. Преподобный Трифон Печенгский чудотворец и его ученики. [Текст] – СПб.: 1901. 8 . Никодим (Кононов), свят. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии XIV–XVII вв. [Текст] – СПб.: 1901. 9 . Никодим (Кононов), свят. Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв. [Текст] – СПб.: 1900. 10 . Никодим (Кононов), свят. Старец о. Наум Соловецкий – подвижник-карел. Биографический очерк. [Текст] – Петрозаводск, 1910. 11 . Польский М. , протопресв. Новые мученики российские. [Текст] – Джорданвиль: Свято-Троицкий монастырь, Типография преп. Иова Почаевского , 1957. 12 . Субботин П.Ю. Никодим (Кононов) – священномученик, епископ Белгородский [Электронный ресурс] – Режим доступа: Значение исторического выбора святого князя Владимира для современной России

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особое место среди лаврских подворий занимало С.-Петербургское, располагавшееся на Васильевском о-ве в здании, приобретенном в 1874 г. за 86 тыс. р. (ранее принадлежало Псковскому архиерейскому дому). Продажа была утверждена 11 июня 1875 г. При подворье был устроен домовый храм в честь Рождества Христова, а также резиденция митрополитов Киевских. В 1894-1900 гг. здание подворья было перестроено, возведен храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Его «византийский» по архитектуре проект (архит. В. А. Косяков) выполнен в традиции исторического стиля 2-й пол. XIX в. Компактный в плане, внушительных размеров храм благодаря декору в стиле московского зодчества сер. XVII в. (кокошники, профильные тяги наличников), луковичной форме глав разной величины (крупных и гладких - на световых барабанах 5 куполов, маленьких, с фигурной фактурой - на глухих постаментах-«шейках» малых глав над алтарными компартиментами и входом) приобрел «московский» облик и служил воплощением символического единства духовных центров гос-ва: Киева-Москвы-С.-Петербурга. Среди настоятелей известны: архим. Феогност (Поликов) (1892-1922), архим. Трифиллий (Смага) (1922-1924), игум. Никон (Белокобыльский) (1924-1925), игум. Клавдий (Савинский) (1925-1926), игум. Гурий (Егоров) (1926-1927), архим. Иоасаф (Стаценко) (1927-1928), архим. Феодосий (Михайловский) (1928-1929), архим. Трифиллий (Смага) (1929-1930 (вторично)), иером. Иустин (Перебийнос) (1930-1931), еп. Николай (Муравьёв-Уральский) (1931-1932), прот. Николай Тихомиров (1932-1933), прот. Николай Ладыгин (1933-1934), прот. Александр Боголепов (1934), архим. Владимир (Кобец) (1934-1935). Большинство из них были репрессированы и погибли в лагерях. В июле 1919 г. подворье было зарегистрировано как приходская трудовая община, к-рая фактически являлась монашеской. В 1921-1922 гг. на подворье происходило изъятие церковных ценностей. В 1922 г. в 8 оставленных для обители кельях проживало 15 насельников. В 1924-1925 гг. на подворье прибыли некоторые насельники К.-П. л., среди них - игум. Клавдий (Савинский), иером. Александр (Банько) и архидиак. Евмений (Хорольский; впосл. архиепископ), в 1928 г.- иеромонахи Савва (Каменский), Леонид (Данильченко) и др. В 1924 г. власти предприняли т. н. уплотнение жилплощади, поселив в здание подворья десятки семей. Так, в 1925 г. здесь проживало 98 чел., в т. ч. 18 монахов, в 1928 г.- 157 чел., в т. ч. 25 монахов в 2 кельях.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010