Василий Тимофеевич Георгиевский (06.01.1861–14.12.1923) Василий Тимофеевич Георгиевский Исследователь древнерусского искусства и церковной старины, архивист, статский советник. Биография Родился в городе Судогда Владимирской губернии в семье священника. Учился во Владимирской духовной семинарии, которую окончил в 1881 году, и в церковно-историческом отделении Киевской духовной академии (окончил в 1885 году). Преподавал во Владимирском женском епархиальном училище, служил инспектором церковно-приходских школ в Киеве и Киевской губернии. С 1901 по 1914 годы Георгиевский — уполномоченный по делам иконописных школ при Комитете попечительства о русской иконописи. В 1907—1917 годах — член Училищного совета при Святейшем Синоде. В 1911—1913 годах Василий Тимофеевич совершил три научных путешествия на Афон, доставив в Россию несколько фрагментов афонской стенной живописи и опубликовав альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914). После Октябрьской революции, в 1917—1918 годах, был делопроизводителем на Всероссийском Поместном соборе в Москве. В июле 1918 года Георгиевский вошёл в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. Принимал участие в расчистке фресок XII века в Дмитриевском соборе и фресок начала XV века в Успенском соборе во Владимире. С сентября 1918 года был членом экспедиции А. И. Анисимова в Белозерский и Ферапонтов монастыри города Кириллова, по возвращении из которой получил должность инспектора при Главном управлении архивного дела и с сентября 1919 года был назначен хранителем древних тканей Оружейной палаты Московского Кремля. Жил в Москве в Замоскворечье. Умер 14 декабря 1923 году в Москве после болезни. Похоронен на Даниловском кладбище. Дочь Георгиевского — Е. В. Георгиевская-Дружинина после смерти отца издала последнюю, подготовленную до 1917 года, научную работу отца — «Памятники старинного русского искусства Суздальского музея» (Москва, 1927). У неё же сохранилась часть архива В. Т. Георгиевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Антипов размышлял, томился, плохо слушал, ребята бубнили свои замечания, автор только что прочитанного рассказа, бледный, раздавленный, чиркал слабой рукой в блокноте, Сусанна Владимировна вела по обыкновению дневник в толстой тетради самодельного переплета — вести дневник было совсем не обязательно, сидеть ей тут тоже было не нужно, однако она усердно записывала все речи Бориса Георгиевича, его замечания и шутки, — а Борис Георгиевич, куря трубку, смотрел в окно. Настроение у него, как видно, было плохое. Когда все кончилось и надо было решаться — просить Бориса Георгиевича или нет? — Антипов пал духом и склонился к тому, что просить нельзя, дурная минута, а просить позже нет смысла, поэтому все отпадает, но вдруг выступил Мирон. — Борис Георгиевич, а вот у Антипова, — начал он тоном ябедника, тыча в Антипова пальцем, — есть к вам просьба. Только он стесняется. Видите, покраснел? Достоевский написал бы: покраснел как рак… Борис Георгиевич бегло, без особого интереса взглянул на Антипова. Тот, пораженный новым предательством Мирона, стоял как в столбняке. — Какая же просьба, Антипов? — Он лишился дара речи. Я объясню: у него есть новый рассказ, очень приличный. Ему что-то обещают в одной газете, но, так как он лопух и не умеет делать дела, рассказ своим ходом не пройдет. Если бы хоть два слова или, может быть, звонок, чтоб подтолкнуть… — Кому звонок? Вокруг стояли члены семинара и слушали замерев. Всем было любопытно, чем кончится разговор. Большего испытания придумать было нельзя. Антипов мертво глядел в пол. — Есть такая газета «Молодой москвич». Ну, не бог весть что, конечно. Там выпускают литературную страницу… — разглагольствовал как ни в чем не бывало Мирон. — И есть там товарищ Ройтек, завотделом… — Ройтек? — спросил Борис Георгиевич, и его рука, державшая шляпу, стала медленно подниматься. Он надел шляпу и сказал: — Ройтеку я звонить не стану. Поклонился и пошел к выходу. За ним устремились, как всегда, Эллочка и Толя — проводить до Бронной. Мирон обнял Антипова за плечи, тот резко стряхнул руку. Быстрыми шагами, не оглядываясь, грохоча рабочими заводскими ботинками, побежал по коридору. Мирон что-то кричал сзади. Антипов мысленно клялся: порвать с ним раз и навсегда! Когда пробегал в ярости, в унижении и в стыде, никого не видя, мимо двери канцелярии, раздался властный крик Сусанны Владимировны:

http://azbyka.ru/fiction/dom-na-naberezh...

Антипов поспешно кивнул и метнулся к двери. Когда он пробегал третью комнату, его криком позвали назад: — Одну минуту, Антипов! Хотел вас спросить… Вы что же, собирались нынче читать? — Да, — сказал Антипов. — Рассказ или отрывок? — Рассказ. — Мгм. Так, так. Рассказ. Вы сядьте на минуту… Гриша, подай стул. Сядьте, я вас прошу. Борис Георгиевич запахнулся в байковый балахон, сел на диванчике удобнее, нога на ногу, уставился на Антипова хмурым и, как показалось Антипову, испытующим взором. — О чем рассказ, если не секрет? — Ну, как… Трудно объяснить… О молодом человеке вообще… Описывается завод. — Какой завод? — Ну, скажем, авиационный. Который делает радиаторы. — Понимаю. Благодарю вас. Очень жаль, что чтение не состоялось… Извините меня… Впрочем, причины уважительные… Скажите, Антипов, а вот с этими дарами вы сами догадались притащиться ко мне или кто-нибудь надоумил? Только честно. — Честно, сам не догадался. Сусанна Владимировна надоумила. — Что? — Борис Георгиевич даже привскочил на диванчике. — А что я тебе сказал, Григорий? Вот результаты твоей деятельности! — Борис, ничего страшного… — Да не надо было! Кто тебя за язык тянул? — Борис Георгиевич стиснул руками голову, сполз с диванчика и стал, пошатываясь, мотаться по комнате, бормоча: — Знаешь, кто ты такой? Ты мелкая провинциальная балда! Извините, Антипов… Вы ни при чем… Просто этот гражданин вместо помощи и облегчения умеет все еще больше запутать… Ах, шут с ним! Реникса, как говорил Антон Павлович. — Я пойду, — сказал Антипов. — До свиданья, Борис Георгиевич. — Нет! Садитесь. Сейчас он принесет лекарство, и я почувствую себя человеком… Признайтесь, Антипов, небось смотрите на меня и думаете: у старика жидкая бороденка, как у Ван Гога… И ногти серые, нечищеные… Да и проза у него какая-то серая. Сейчас так не пишут. Сейчас этак длинно, пышно, развесисто, под Толстого, а у старика какой-то поганый телеграфный стиль. А? Угадал? Неси, что ж ты стоишь! Горбатенький побежал, торопясь, приседая на одну ногу, в соседнюю комнату. — Григорий Наумыч… старинный друг. Наверное, единственный, кто остался. Он бесконечно добр. Но от доброты делает глупости. Мы учились в одной гимназии в Ярославле — он, я и Миша Тетерин. Слышали такого писателя?

http://azbyka.ru/fiction/dom-na-naberezh...

3979. БУЕВСКИЙ А.С., д-р, секретарь ОВЦС МП. А.С. Буевский – доктор Богословия “гонорис кауза” Прешовского Богословского факультета/Архим. Владимир. – 1985, 5, 56. 3980. БУЕВСКИЙ А.С., д-р, секретарь ОВЦС МП. Награждение орденом Дружбы народов. – 1990, 11, 13. 3981. БУЕВСКИЙ А.С., д-р, секретарь ОВЦС МП. Чествование 70-летия со дня рождения. – 1990, 12, 25. 3982. БУЕВСКИЙ А.С., д-р, секретарь ОВЦС МП. Церковно-общественная деятельность. – 1990, 12, 26. 3983. БУЕВСКИЙ А.С., д-р, секретарь ОВЦС МП. Вручение ордена Дружбы народов. – 1991, 7, 5. 3984. БУЛЫЧЕВ П.И., директор Художественно-производственного предприятия “Софрино”. Некролог. –2000, 3, 92. 3984. ВЕДЕРНИКОВ А.В., Издательский Отдел Московской Патриархии. Некролог/Е.Полищук. – 1993, 6, 103. 3985. ВЕРТОГРАДОВ В.С., профессор МДА. Хочешь светить – гори! (К 25-летию со дня кончины)/Седов В. – 1989, 7, 21. 3986. ВЕРТОГРАДОВ В.С., профессор МДА. Беседа с сыном профессора В. С. Вертоградова, А. В. Вертоградовым. – 1989, 7, 23. 3987. ВИРАНОВСКИЙ Н.Г., регент ОДС. Некролог/Свящ. А. Решетняк. – 1985, 9, 23. 3988. ВОЛКОВ В.М., заведующий библиотекой МДА. Некролог. – 1988, 5, 32. 3989. ВОЛКОВА Т., сотрудник Московской Патриархии. Наследники Рублева/Е. Алексеева. – 1987, 2, 12. 3990. ВОЛКОВА Т. Я, сотрудник Московской Патриархии. Некролог. – 1987, 2, 29. 3991. ВУЛЬФЕРТ В.Ю., (МДА). Некролог/Диак. В. Асмус . – 1985, 2, 34. 3992. ГЕОРГИЕВСКИЙ А.И., профессор МДА/Сообщение о кончине. – 1985, 2, 25. 3993. ГЕОРГИЕВСКИЙ А.И., профессор МДА. Некролог. – 1985, 6, 24. 3994. ГЕОРГИЕВСКИЙ А.И., профессор МДА. Биография. – 1996, 4–5, 87. 3995. ГЕОРГИЕВСКИЙ С.И., сотрудник Московской Патриархии. Некролог. – 1990, 7, 47. 3996. ГЛУХОВ И.А., доц. МДА и С. Некролог/Прот. С. Соколов. – 1999, 12, 69. 3997. ГОЛУБИНСКИЙ Е.Е., проф., церковный историк. История Церкви/Г. Вернадский. – 1998, 7, 72. 3998. ГОЛУБЦОВ А.П. , профессор МДА. К 75-летию со дня кончины/Протодиак. С. Голубцов –1989, 3, 18. 3999. ГУБОНИН М.Е., историк. “Жизнь прожить…”/Прот. В. Воробьев, А. В. Щелкачев, З. П. Губонина. – 1993, 11, 51.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Было медицинское производство, это был элемент национальной безопасности. Многие компоненты этой системы мы утратили. Мы переживаем сейчас смутный период. Мы сейчас столкнулись с большой проблемой того, что первичной помощи на местах практически нет. Поэтому я не знаю, как можно критиковать Советский Союз, который эту помощь в целом обеспечивал, посылая молодых специалистов после института работать в деревню, на какие-то корабли, на острова и так далее, в малодоступные места, куда человека очень сложно мотивировать поехать. Поэтому медицина была доступна. Да, высоконаучные центры концентрируются в Москве, Санкт-Петербурге, в Челябинске, Новосибирске. Невозможно и нет необходимости строить крупный институт, например, в деревне с численностью населения 100 или 1000 человек. Невозможно создать всю инфраструктуру там, где небольшая плотность населения. Специалистов можно туда завезти, у них не будет опыта, потому что наша медицина имеет клиническую компоненту. Опыт врача определяется числом его клинических наблюдений, числом пациентов. Это возможно только там, где есть большой поток. Другое дело, что есть вопрос образования, информированности, вопрос формирования потока пациентов. Сельский врач должен хотя бы заподозрить возможность онкологии, чтобы перестать лечить «пневмонию» и направить ребенка на обследование в многопрофильную клинику. В этом смысле у нас есть недоработки. Врач первичного звена должен четко представлять, что делать с пациентом, куда направлять. Как теперь говорят, «логистика» должна, конечно, работать безошибочно. – В феврале наш главный детский онколог Владимир Поляков заявлял, что отправка детей лечиться за границу дискредитирует российскую медицину. – Мне эта тема очень близка, потому что я работал в институте детской онкологии, руководил отделением на Каширке, и Владимир Георгиевич Поляков был моим непосредственным руководителем. Я подписываюсь под каждым словом, которое сказал Владимир Георгиевич, и абсолютно его поддерживаю. Владимир Георгиевич сказал еще очень мягко.

http://pravmir.ru/onkolog-andrey-ryabov-...

Мы предполагаем, что будет сделано десять документальных фильмов и запись их обсуждения для Первого канала. Два фильма уже сделаны и поставлены в программу. Запись их обсуждения прошла в пятницу на прошлой неделе. (Сайт Первого канала сообщает: премьера проекта «Общее дело» состоится 28 февраля в 16-00. – Ред. РЛ). Владимир Георгиевич Жданов и некоторые из здесь присутствующих в этом обсуждении участвовали. Все прошло очень интересно. Потому что, как сказали представители технических служб телевидения, такого горячего и принципиального обсуждения на ЦТ они не помнят. Конечно, что-то из отснятого вырежут. Но самое важное, я надеюсь, останется. Возможно, это первый блин. Может, дальше будет лучше, может еще кто-то присоединится и сделает что-то более эффективное. Здесь нужно объединять все наши силы и возможности. Я плохо представлял себе трезвенническое движение. Для меня всегда это было скучно и неинтересно. Но когда я познакомился с тем, что наработано, то, увидел, что наработано много, незаурядно и порой блестяще. Прежде всего, для меня это – Владимир Георгиевич Жданов, лекции которого на меня произвели огромное впечатление. Надеюсь, что Владимир Георгиевич сегодня прочтет лекцию в Сретенской духовной семинарии для будущих священников, для которых это немаловажно. Духовенство каким-то образом должно скорректировать свое поведение в отношении спиртного. Поскольку мы, в первую очередь я говорю о себе, порой очень безответственно относимся к этому вопросу: говорим одно, а делаем другое: на праздниках, во время застолий. Это крайне печально. (Здесь участникам Чтений был предложен просмотр фильмов). Это первые ролики, работа начата год назад, расписаны сценарии, прошли съемки. В начале мы сделали медицинские ролики. Они связаны с компьютерной графикой, с большими трудовыми и финансовыми затратами. Слава Богу, ролики с 19 января запущены на ТВ. Огромное спасибо сотрудникам Первого канала, за то что они откликнулись на эту идею. Эти ролики выставлены на сайте нашего Сретенского монастыря http://pravoslavie.ru/sm/29300.htm . Есть раздел, он так и называется: проект «Общее дело». Там выставлены ролики в двух масштабах. Один – тот, который можно переписать на DVD для трансляции на кабельном, региональном телевидении. И второй масштаб – чтобы легко можно было посмотреть на компьютере.

http://pravoslavie.ru/37305.html

Мы проводили В.Г.Цветкова на остановку, посадили на автобус. Шло время, а улучшения здоровья не наступало. Его положили в больницу N5. Первый раз мы пригласили отца Вассиана 29 декабря, но в больнице врач отказал в посещении. Как выразился этот «культурный» человек - из-за своих суеверий. На следующий день после литургии в Печорском монастыре мы,отец Вассиан, Сергей Цветков и я снова попытали счастье исполнить свой христианский долг. На этот раз нас пустили в реанимационную палату. Подошли к прикованному к кровати полулежащему брату, похристосывались. Я стал осматриваться, моё сознание подсказывало нелепую случайность всего видимого, ибо оно отказывалось воспринимать реальность поступающей информации, реальность того, что Владимир Георгиевич умирает. Онлежал под капельницей,опутанный множеством датчиков, прикреплённых на открытой груди и животе, выглядел устало, болезненно, но нам был очень рад.Рад вниманию и заботе, которые мы проявили, благодарил нас. Говорил Владимир Георгиевич с трудом, замирал, набираясь сил, и далее продолжал высказывать прерванную мысль. Его пребывание без сна, невозможность перевернуться со спины на бок, сменить позу, поглядеть в окно на «белый свет», а довольствоваться только искусственным неоновым светом, было мучительно. Время тянулось, и он уже не знал, с его слов, какой сегодня день и час, а я смотрел на друга, вёл беседу, старался утешить, обнадёжить, но на душе было ощущение, что он попал на адские мытарства, и мне невольно хотелось бежать из этого мрачного места. После причастия отец Вассиан благословил Владимиру большую просфору. Но потом, видя слабость больного, разделил её на нас четверых. Владимир Георгиевич с трудом жевал свою часть, держа её обеими руками, боясь уронить крошку святыни, и всё повторял: «Какое счастье. Какое счастье». А нам, здоровым, это было понятно только умозрительно. Нас выпроваживали, но мы ушли только тогда, когда выполнили долг. Это большое дело - сподобиться церковных Таинств: Соборования и Причастия.Утешение В.Г. Цветков, вероятно, получил предстательством за него святого мученика Григория Распутина, ибоэто свершилось в день памяти ритуального убийства старца 30 декабря 1916 года.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/19/...

Любили ходить по монастырям и писать там акварели В студенческие годы я также всерьез увлекся живописью. На каникулах мы ездили в археологическую экспедицию в Новгород, и во время экспедиции очень любили ходить по заброшенным церквям и монастырям (многие тогда были в разрушенном состоянии) и писали там акварели. Несмотря на разруху, заброшенность, чувствовался дух прежнего времени. Тогда я еще не осознавал, что же меня так задевало, а позже, став верующим, понял: намоленность места. Увлечение живописью привело меня в художественную студию при Союзе архитекторов, которую вел Борис Георгиевич Биргер — прекрасный художник и человек, фронтовой разведчик. Он познакомил нас со многими художниками: Валентином Поляковым, Михаилом Ивановым (его сын, протоиерей Петр Иванов — китаист, помощник Управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам), Дмитрием Краснопевцевым, Владимиром Вейсбергом. Одни из них приходили к Биргеру в мастерскую, к другим мы с ним сами ходили. Борис Георгиевич также вел студию на телевидении и в 1967 предложил мне и моему другу и сокурснику Станиславу Морозову перейти туда работать художниками. Станислав сейчас — известный театральный художник, по-прежнему активно работает. А тогда мы приняли предложение, и я расстался с архитектурой. Расстался без особого сожаления, хотя очень люблю ее до сих пор. 20 лет проработал я на телевидении: в учебных программах, в молодежной редакции с Сагалаевым и Лысенко, оформлял «Взгляд». Но это было для хлеба насущного, а для души я все годы занимался графикой. От живописи отошел, хотя Борис Георгиевич высказывался о ней одобрительно, но однажды на занятиях в студии нам надо было построить тени. А я, как уже говорил, в школе очень любил геометрию, и решил не от руки нарисовать их, как мы обычно делаем, а аккуратно, геометрически — как бы провести архитектурную линию. С той поры я увлекся этой графикой и, работая на телевидении, в свободное время окончательно переключился на нее. Даже оформил несколько спектаклей в таком стиле, но это все были разовые заказы. В основном рисовал просто для души.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-rezn...

24 июля 2013 г. 15:40 Архитектурный конкурс на лучший проект памятника героям Первой мировой войны вступает в решающую стадию На победу претендуют полтора десятка работ, макеты которых выставлены в зале экспозиций Государственного Исторического музея (здание Музея Отечественной войны 1812 года на площади Революции). Через год монумент должен появиться на столичной Поклонной Горе. Как считает настоятель соседнего Георгиевского храма (Патриаршее подворье) протоиерей Серафим Недосекин, среди прошедших сито предварительного отбора претендентов есть как откровенные удачи, так и не лучшие представители авангардного направления современной скульптуры, появления которых в святом для любого русского человека месте следовало бы избежать. Через неделю, 1 августа, Россия впервые будет отмечать День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне (соответствующие изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных днях России» были внесены в конце прошлого года). Именно к этой дате жюри должно определить призеров и победителя архитектурного конкурса, с которым будет заключен контракт на реализацию его идеи (на саму установку отводится ровно год). Первоначально памятник героям Первой мировой войны предложили возвести Координационные советы соотечественников во Франции и Великобритании. После одобрения этого начинания президентом России Владимиром Путиным и делегатами Всемирного конгресса российских соотечественников за рубежом начался активный сбор средств на установку памятника. Недавно аналогичный счет открыло и Российское историческое общество. Что касается бюджетных источников, профинансировать возведение мемориала согласились как федеральное, так и московское правительства. Последнее, кстати, уже выделило место – в самом начале центральной аллеи Мемориального комплекса на Поклонной горе, слева от ее главной пешеходной оси. Именно выбор этой точки, считает настоятель соседнего Георгиевского храма, благочинный храмов Георгиевского округа Западного московского викариатства протоирей Серафим Недосекин, налагает серьезные ограничения на стилистику памятника и на исполнительские средства, выражающие основную архитектурно-скульптурную идею композиции.

http://e-vestnik.ru/news/geroi_pervoy_mi...

Издание фресок Ферапонтова монастыря, исполненное в виде атласа прекрасных фототипических снимков и монографии В.Т. Георгиевского , археолога, известного по своим работам над древностями Владимира и Суздаля, является наиболее выдающимся предприятием в ряду других работ по русским росписям, появившимся в последнее время. После продолжительного перерыва, наставшего со времени появления истинных росписей проф. Н.В. Покровского и различных изданий архитектора В.В. Суслова, в самое последнее время, произведен был целый ряд внимательных расследований по стенным росписям новгородских церквей Пскова и Ладоги, трудами проф. Д.В. Айналова и начинающих археологов: В.К. Мясоедова, Н.П. Сычева, Л.Л. Мацулевича, Н.Л. Окунева и А.И. Анисимова. Работы эти, ныне сосредоточиваются, главным образом, на исполнении и опубликовании точных снимков, на изысканиях по вопросам техническим, по переделкам и реставрациям, и на установке времени росписей и их состава. Но, благодаря этим работам, в русской археологической науке появляется точно расследованный ее материал, которым может и очевидно, должен лечь в основу дальнейших историко-критических исследований. Каким далеким представляется теперь то состояние русской археологической науки, когда весь интерес к древнерусскому искусству полагался в сохранении им древнего византийского предания! И вот, теперь кладутся основы той исторической науки, в которой безразличная область неподвижного предания заменяется историческим движением художественной формы, которая должна быть изучаема в результате точного стилистического анализа памятников в их оригиналах или безусловно точных снимках. Заслуга В.Т. Георгиевского , по примеру прочих исследователей и сосредоточивается именно в том, что он не только разбирает памятник, но и вводит его, как новый точный материал, в историю русских художественных древностей, так как фрески Ферапонтова монастыря, по его почину сняты и им изданы в точных снимках. Не входя в подробности, примем пока соображение автора, что согласно имеющейся в храме надписи, роспись Ферапонтова монастыря относится к 1500-м годам и что надпись упоминает иконописца «Дионисия иконника с чадами», который роспись исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010