Если во время похода удельный князь захочет оставить кого-нибудь из своих бояр у себя, то он обязан доложить об этом великому князю, и оба распорядятся вместе, по обоюдному согласию (по згадце): кому будет прилично остаться, тот останется, кому ехать, тот поедет. Младший должен служить старшему без ослушанья, по згадце, как будет прилично тому и другому, а великий князь обязан кормить удельного князя смотря по его службе. Когда оба сядут на коня, то бояре и слуги удельного князя, кто где ни живет, должны быть под его знаменем. Если случится какое-нибудь дело между обоими князьями, то они отсылают для решения спора (для учинения исправы) своих бояр; если же бояре будут не в состоянии покончить дела, то едут к митрополиту, а не будет митрополита в Русской земле, то едут к кому-нибудь на третейский суд (на третей), кого сами себе выберут; и если который князь проиграет свое дело, то бояре его не виноваты в том. Владимир Андреевич отказался от старшинства в пользу племянника, обязался признавать последнего старшим братом, но все же он был дядею Василию Димитриевичу, и потому договор, заключенный между ними, написан в более легких для серпуховского князя выражениях. Последний обязывается держать своего племянника, брата старейшего, честно, а слова грозно нет; великий князь обязывается держать дядю и вместе брата младшего в братстве и в чести без обиды. Во втором договоре старик дядя выговаривает даже себе право не садиться на коня, когда племянник сам не сядет; этот второй договор замечателен тем, что договаривающиеся уже хотят продлить и упрочить свои отношения: здесь в первый раз князья клянутся исполнять условия договора за себя и за детей своих. В завещании своем Владимир Андреевич приказывает жену, детей и бояр своих брату старшему, великому князю; если между детьми его случится какой-нибудь спор, то они для его решения посылают своих бояр; если и эти не согласятся между собою, то идут пред старую княгиню-вдову; которого сына княгиня обвинит, на том великий князь должен доправить, так, однако, чтоб вотчине их и уделам было без убытка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вот она, времен связующая нить Отзывы посетителей о выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» Выставку «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», которая проходит в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж», посетили уже более 60 тысяч человек. Она проходит в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства». На этот раз в Москву привезли 150 лучших произведений живописи и скульптуры о войне из 34 городов России. Мы собрали и представляем вашему вниманию отклики посетителей этой замечательной выставки. На выставке «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Фото: Владимир Андреев «Наплакалась. Вспомнила своё детство. Всё время хотелось есть. Однажды мама послала нас, троих детей, за хлебом в магазин. Мы простояли целый день в этой очереди и, пока возвращались домой, съели полбуханки. Мама села на край стула за столом и, не ругая нас, опустила голову на руки. Было это в 1949-м году» ( Бесетина Н.В., 12.11.19) «Спасибо! Прекрасная выставка. Радует то, что посещают её люди не только старшего и среднего поколения, но и много детей, у которых заинтересованные лица и одухотворённые глаза. Вот она, времен связующая нить”» ( Неразборчивая подпись. 10.11.2019) «Спасибо за эту выставку. Мне 86 лет – родилась в Москве. В 1941-м году мне было 7 лет. Четыре года войны на куске чёрного хлеба. В 1941-м школа закрылась. Мама купила мешок мороженой картошки и поменяла на пианино. Я пошла во Дворец пионеров учиться музыке. Помогали книги и радио. Я хотела в 9 лет стать Зоей Космодемьянской. Все знали: Сталин, Жуков, Рокоссовский не отдадут Москву. Была я и на замечательном Салюте Победы» (Т.Е. Харитончик, 12.11.2019) Фото: Владимир Андреев «Выражаем огромную благодарность организаторам выставки и экскурсоводу, семинаристу Вениамину. Очень интересное содержание выставки, логичное построение, интересный подбор картин. Вениамин рассказывал полно, подробно, эмоционально. Картины перед нами словно оживали и вызывали большой душевный отклик. Мы счастливы, что посетили эту выставку.

http://pravoslavie.ru/125686.html

Корреспондент справедливо спросила меня: «А что же вне благотворительности?» Для единства, дамы и господа, нужна национальная идея. Когда лично мне бывает нужна большая идея (нечасто это бывает), я вспоминаю африканское солнце русской поэзии, «наше всё», Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня я вспомнила пожар в Кистеневке. «Дубровский». Помните? Я вам напомню. Подьячие приехали в Кистеневку с вестью о том, что имение Дубровского вместе со всеми «душами» переходит Троекурову. И вот – бессонная ночь, Владимир Андреевич разбирает бумаги покойного отца, с ним вместе не спят и его люди. В доме храпят только подьячие. Дубровский принимает страшное решение. Лучше Пушкина все равно не расскажешь. Прочтите, вспомните: — Все ли здесь? — спросил Дубровский, — не осталось ли никого в доме? — Никого, кроме подьячих, — отвечал Гриша. —Давайте сюда сена или соломы, — сказал Дубровский. Люди побежали в конюшню и возвратились, неся в охапках сено. — Подложите под крыльцо. Вот так. Ну, ребята, огню! Архип открыл фонарь, Дубровский зажег лучину. — Постой, — сказал он Архипу, — кажется, второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их. Архип побежал в сени — двери были отперты. Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так, отопри!» — и возвратился к Дубровскому. Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор. — Ахти, — жалобно закричала Егоровна, — Владимир Андреевич, что ты делаешь? — Молчи, — сказал Дубровский. — Ну, дети, прощайте, иду куда Бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином. — Отец наш, кормилец, — отвечали люди, — умрем, не оставим тебя, идем с тобою. Лошади были поданы; Дубровский сел с Гришею в телегу и назначил им местом свидания Кистеневскую рощу. Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла трещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «Горим, помогите, помогите». — «Как не так», — сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар.

http://pravmir.ru/nas-mozhet-obedinit-to...

Все это дает достаточные основания для того, чтобы считать новгородский заговор вымыслом. Исследователи (в особенности Р. Г. Скрынников) затратили много сил и изобретательности, чтобы выяснить, как и при каких обстоятельствах появился этот вымысел и кто был заинтересован в его распространении, однако до сих пор никакого определенного ответа на эти вопросы мы не имеем. Вероятно, в иной ситуации царь и его советники не придали бы слуху о подобном заговоре никакого значения. Но в той обстановке психологического напряжения, которая сложилась в условиях постоянной борьбы с «изменой», к этим сообщениям относились со всей серьезностью. Вероятно, уже в этих слухах называлось имя Владимира Андреевича как будущего царя, так как первой реакцией монарха на полученные сведения стало убийство двоюродного брата. После участия в Ливонском походе осенью 1567 года Владимир Андреевич жил в своем уделе, не принимая какого-либо участия в государственных делах. Лишь летом 1569 года, когда под Астраханью появились османские войска, царь послал его в Нижний Новгород. В случае если бы появление османов под Астраханью привело к осложнению обстановки в Поволжье, присутствие представителя царского дома могло сыграть важную роль. Очевидно, во время пребывания князя в Нижнем Иван Грозный получил доносы, которые решили судьбу его двоюродного брата. Царь послал Владимиру Андреевичу приказ прибыть вместе с семьей к нему в Слободу. О том, что последовало дальше, сохранился подробный рассказ в «Послании» Таубе и Крузе, который в своих основных моментах подтверждается свидетельствами русских источников (в частности, «Пискаревского летописца»). До Слободы удельный князь так и не доехал. На ямской станции Богане его встретило вооруженное опричное войско. Опричные дворяне Мал юта Скуратов и Василий Грязной объявили князю Владимиру, что «царь считает его не братом, но врагом, ибо может доказать, что он покушался не только на его жизнь, но и на правление». Соображения престижа, почти сакральный ореол, окружавший членов царского дома, не давали возможности ни устроить суд, ни тем более казнить двоюродного брата царя. Поэтому по приказу Ивана Владимир Андреевич, его жена и девятилетняя дочь 9 октября 1569 года были отравлены.

http://sedmitza.ru/lib/text/438959/

Отец Алексея Адашева смело сказал больному государю: " Мы рады повиноваться тебе и твоему сыну, только не хотим служить Захарьиным, которые будут управлять государством именем младенца, а мы уже испытали, что значит боярское правление " . Спор между боярами шел горячий. В числе не хотевших присягать был двоюродный брат государя Владимир Андреевич. И это впоследствии подало царю повод толковать, что отказ бояр в присяге происходил от тайного намерения по смерти его возвести на престол Владимира Андреевича. Спор о присяге длился целый день и ничем не решился. На другой день Иван, призвавши к себе бояр, обратился к Мстиславскому и Воротынскому, которые прежде всех присягнули и уговаривали присягнуть других; " Не дайте боярам извести моего сына, бегите с ним в чужую землю " , а Захарьиным царь сказал: " А вы, Захарьины, чего испугались? Думаете, что бояре вас пощадят? Нет, вы будете первые у них мертвецы! " После этих слов царя все бояре один за другим присягнули. Владимир Андреевич - тоже. Трудно решить: действительно ли было у некоторых намерение возвести Владимира на престол в случае смерти царя, или упорство бояр происходило от нелюбви к Захарьиным, от боязни подпасть под их власть, и бояре искали только средства, в случае смерти Ивана, устроить дело так, чтобы не дать господства его шурьям. Владимиру Андреевичу поставили в вину то, что в то время, когда государь лежал больной, он раздавал жалованье своим детям боярским. Не любившие его бояре стали тогда же подозревать его и вздумали не пускать к больному государю. За Владимира заступился всемогущий тогда Сильвестр, и этим поступком подготовил враждебное к себе отношение царя Ивана на будущее время. Иван не умер, как ожидали; он выздоровел и показывал вид, что ничего не помнит, ни на кого не сердится, но в сердце у него заронилась ожесточенная злоба. Люди такого склада, как Иван Васильевич, столько же боязливы в начале всякого предприятия, пока не уверены в удаче, сколько неудержимо наглы впоследствии, когда перестают бояться.

http://sedmitza.ru/lib/text/435603/

Владимире-Суздальское летописание претерпело в конце XII века новую редакцию. Этот период ознаменовался созданием во Владимире летописного свода. Текстологические наблюдения позволяют датировать его концом 80-х – началом 90-х годов. Очень интересные сообщения первой половины XIII века находим в Московском летописном своде 1480 года. Существовала ростовская летопись, которая велась от 1206 года до уонца 80-х годов XIII столетия, в конце 1278 – начале 1279 года она была отредактирована, причём использовала владимирскую летопись. Последняя заканчивалась 1276 годом. Летописец Переяславя Суздальского был создан в середине второго десятилетия XIII века. В основу он положил владимирскую великокняжескую летопись в редакции начала XIII века (Радзивилловскую летопись), дополнив ее местными известиями и сообщениями о деятельности князя Ярослава Всеволодовича в «суждальской» и Новгородской землях. Сам факт создания памятника и политическая направленность Летописца говорят о возросшем значении Переяславского княжества, об авторитете Ярослава. Изложение летописца заканчивается 1214 годом. Также комплекс известий, посвящённых князю Ярославу Всеволодовичу, содержит тексты источников северо-восточного летописания первой половины XIII века. Эти сообщения в основном рассказывают о походе князя на чудь, емь, на литву, освещают его политику в отношении Новгорода, излагают семейные дела Ярослава. Видимо, надо признать, что в период княжения Ярослава во Владимире был составлен свод. Свод, враждебный в отношении Ярослава, возник в период княжения во Владимире Святослава. Известно, что шла борьба из-за престола между ним» и Ярославичами. Определение свода Святослава позволяет продолжить рассмотрение редакции времени Ярослава. В составе Владимирской летописи выделяется ещё ряд сообщений, которые надо отнести к источнику, привлечённому в момент создания свода Ярослава. Видимо, это был личный Летописец Ярослава. Подобное предположение подтверждается не только направленностью и подробностью записей известий, но и их тематикой. Все они отражают деяния Ярослава. Созданием свода 1239 года ознаменована начало княжения Ярослава во Владимире. Свод 1239 года как будто подводит итог предыдущей истории Владимире-Суздальской Руси и открывает её новый этап правлением Ярослава Всеволодовича».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Он невольно пошел стороною и скрылся за деревом. Они его не заметили и с жаром говорили между собою, проходя мимо его. – Удались от зла и сотвори благо, – говорил поп попадье, – нечего нам здесь оставаться. Не твоя беда, чем бы дело ни кончилось. – Попадья что-то отвечала, но Владимир не мог ее расслышать. Приближаясь, увидел он множество народа; крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. У сарая стояли две тройки. На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сертуках, казалось, о чем-то толковали. – Что это значит? – спросил он сердито у Антона, который бежал ему навстречу. – Это кто такие и что им надобно? – Ах, батюшка Владимир Андреевич, – отвечал старик, задыхаясь. – Суд приехал. Отдают нас Троекурову, отымают нас от твоей милости!.. Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. «Отец ты наш, – кричали они, целуя ему руки, – не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим». Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его. «Стойте смирно, – сказал он им, – а я с приказным переговорю». – «Переговори, батюшка, – закричали ему из толпы, – да усовести окаянных». Владимир подошел к чиновникам. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя. Исправник, высокий и толстый мужчина лет пятидесяти с красным лицом и в усах, увидя приближающегося Дубровского, крякнул и произнес охриплым голосом: «Итак, я вам повторяю то, что уже сказал: по решению уездного суда отныне принадлежите вы Кирилу Петровичу Троекурову, коего лицо представляет здесь господин Шабашкин. Слушайтесь его во всем, что ни прикажет, а вы, бабы, любите и почитайте его, а он до вас большой охотник». При сей острой шутке исправник захохотал, а Шабашкин и прочие члены ему последовали. Владимир кипел от негодования. «Позвольте узнать, что это значит», – спросил он с притворным холоднокровием у веселого исправника. – «А это то значит, – отвечал замысловатый чиновник, – что мы приехали вводить во владение сего Кирила Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». – «Но вы могли бы, кажется, отнестися ко мне, прежде чем к моим крестьянам, и объявить помещику отрешение от власти…» – «А ты кто такой, – сказал Шабашкин с дерзким взором. – Бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею божиею помре, мы вас не знаем, да и знать не хотим».

http://azbyka.ru/fiction/dubrovskij-alek...

Ужасное безмолвие смерти прерывалось одним глухим стоном некоторых страдальцев, иссеченных саблями Татар, но еще не лишенных жизни и чувства». Войско Тохтамышево рассыпалось по всему Великому Княжению. Владимир, Звенигород, Юрьев, Можайск, Дмитров имели участь Москвы. Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслися от погибели; а город был сожжен неприятелем. Близ Волока стоял с дружиною смелый брат Димитриев, Князь Владимир Андреевич: отпустив мать и супругу в Торжок, он внезапно ударил на сильный отряд Моголов и разбил его совершенно. Извещенный о том беглецами, Хан начал отступать от Москвы; взял еще Коломну и перешел за Оку. Тут вероломный Князь Рязанский увидел, сколь милость Татар, купленная гнусною изменою, ненадежна: они поступали в его земле как в неприятельской; жгли, убивали, пленяли жителей и заставили самого Олега скрыться. Тохтамыш оставил наконец Россию, отправив шурина своего, именем Шихомата, Послом к Князю Суздальскому. С какою скорбию Димитрий и Князь Владимир Андреевич, приехав с своими Боярами в Москву, увидели ее хладное пепелище и сведали все бедствия, претерпенные отечеством и столь неожидаемые после счастливой Донской битвы! «Отцы наши, – говорили они, проливая слезы, – не побеждали Татар, но были менее нас злополучны!» Действительно менее со времен Калиты, памятных началом устройства, безопасности, и малодушные могли винить Димитрия в том, что он не следовал правилам Uoahha I и Симеона, которые искали милости в Ханах для пользы Государственной; но Великий Князь, чистый в совести пред Богом и народом, не боялся ни жалобы современников, ни суда потомков; хотя скорбел, однако ж не терял бодрости и надеялся умилостивить Небо своим великодушием в несчастии. Он велел немедленно погребать мертвых и давал гробокопателям по рублю за 80 тел: что составило 300 рублей; следственно, в Москве погибло тогда 24000 человек, кроме сгоревших и потонувших: ибо многие, чтобы спастись от убийц, бросались в реку. Еще не успели совершить сего печального обряда, когда Димитрий послал Воевод Московских наказать Олега, приписывая ему успех Тохтамышев и бедствие Великого Княжения. Подданные должны были ответствовать за своего Князя: он ушел, предав их в жертву мстителям, и войско Димитриево, остервененное злобою, вконец опустошило Рязань, считая оную гнездом измены и ставя жителям в вину усердие их к Олегу. – Вторым попечением Димитрия было возобновление Москвы; стены и башни Кремлевские стояли в целости: Хан не имел времени разрушить оные. Скоро кучи пепла исчезли, и новые здания явились на их месте; но прежнее многолюдство в столице и в других взятых Татарами городах уменьшилось надолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Доклад прот. Артемия Темирова, штатного священника Андреевского собора г. Санкт-Петербурга, главного врача больницы святой блаженной Ксении Петербургской декабря 2004 В настоящее время больница находится на ремонте. Это вызвано тем, что здание больницы построено в середине 19 века, и капитальный ремонт производился более 40 лет назад. Осложняет эксплуатацию здания и непосредственная близость напряженной автомагистрали. Пока было возможным, ремонтные работы производились без остановки лечебного процесса. Однако с 01 марта 2004 года по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Владимира лечебный процесс был приостановлен на период ремонтно-профилактических работ. Ваше Высокопреосвященство, досточтимое собрание! В настоящее время больница находится на ремонте. Это вызвано тем, что здание больницы построено в середине 19 века, и капитальный ремонт производился более 40 лет назад. Осложняет эксплуатацию здания и непосредственная близость напряженной автомагистрали. Пока было возможным, ремонтные работы производились без остановки лечебного процесса. Однако с 01 марта 2004 года по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Владимира лечебный процесс был приостановлен на период ремонтно-профилактических работ. Проектной конторой при Комитете по здравоохранению Администрации С.-Петербурга проведено обследование инженерных сетей больницы - систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации. В результате выяснилось, что износ этих сетей составляет свыше 80%, и они подлежат замене. После выполнения проектно-сметной документации и заключения договора с подрядчиком, работы по замене инженерных сетей выполнены в полном объеме до начала отопительного сезона. Также проведен частичный ремонт кровли, и заменена третья часть всех окон больницы. Предстоит выполнить работы по замене электрических сетей и косметическому ремонту помещений в том числе подвальных, в которых расположены пищеблок и склады. Осуществление этих работ было бы невозможным без непрестанного попечения о нуждах больницы Его Высокопреосвященства митрополита Владимира. Увеличение в этом году отчислений со стороны приходов делает возможным успешное выполнение ремонтных работ, завершение которых предполагается в IV квартале 2005 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Как он попал в Ваш семинарий со своей Владимирской, да еще на английском языке, для меня загадка. Кто его сосватал?»; «Анисимова я уже охарактеризовал. То, что Вы пишете, не изменяет, а укрепляет мое мнение о нем. Он, как говорится, благодаря привходящим обстоятельствам «из грязи вышел в князи» и, очевидно, считает себя князем. Будущее покажет все их махинации с очисткою икон. Тот же факт, что нет фото­графий с перечищенной Владимирской, сугубо знаменателен; конечно, они есть, но почему-то под спудом... Поставить его на надлежащее место в его претензиях было бы хорошим делом. Простите за откровенность и не сочтите ее за инвективу, а считать только моим мнением: в ученость Анисимова я не очень верю, а вот что он [стоит] первоклассного свежего материала – это верно, и с этим, конеч­но, приходится считаться». Однако, получив английское издание этого труда, Жебелев отдает ему дол­жное в открытке от 30 апреля 1928 г.: «Издание, по-моему, удалось на славу: оно очень изящно выгля­дит. Наглядная таблица с постепенными реставрациями превосходно объясняет весь процесс. Пока успел только пробежать текст Анисимова, и, по-видимому, он удовлетворителен вполне, так как содержит одни факты. Seminarium можно и должно поздравить с такою прекрасною публикацией, кото­рою, надо полагать, остался бы доволен и тот, чье имя Seminarium носит» (ОДФ ИТИИ АН ЧР. Ф. К1–19. 44). 2183 Андреев H. Е. Пражские годы//Новый мир. 1994. 11. С. 161. Полный текст мемуаров издан его дочерью Е. Н. Андреевой: Андреев H. Е. То, что вспоминается. Таллин, 1996. T. 1–2. 2185 См.: Варнеке Б. В. Материалы для биографии Η. П. Кондакова/Публ. И. В. Тункиной//Диаспора: Новые материалы. Париж; СПб., 2002. Вып. 4. С. 72–152. Ср. аналогичные размышления С. А. Жебелева: Из научного наследия: Записка о присуждении ученых степеней С. А. Жебелева: С. А. Же­белев. Ученые степени в их прошлом, возрождение их в настоящем и грозящая опасность их вырождения в будущем/Вступ. статья, подгот. текста, публикация и коммент. И. В. Тункиной//Очерки истории отечественной археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010