Слава о жизни и подвигах Глинских старцев издавна привлекала в эту обитель множество паломников, ищущих духовного наставления, утешения, молитв великих подвижников. И все они находили в обители удовлетворение своих нужд и духовных интересов. Дух живой веры, смиренной простоты и искреннего братолюбия сиял в Глинской обители и, наполненная этим духом, она являлась несокрушимой поддержкой для народа: оплотом немощных, пристанищем колеблющихся и подкреплением малодушных. Не только простые богомольцы, но и многие иерархи (не считая епархиальных) посещали Глинскую пустынь и пользовались наставлениями ее старцев. В их числе были епископ Севский Кирилл (Флоринский) 2068 ; епископ Чигиринский, викарий Киевский, Владимир (Алявдин) 2069 ; известный проповедник, воспитанник Киевской Духовной Академии, архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский), архиепископ Черниговский Варлаам (Денисов); епископ Черниговский Нафанаил 2070 ; епископ Степанаванский, впоследствии митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга). Чем же были так велики Глинские подвижники пред Богом и людьми? Что так влекло к ним народ и что особенно привлекательного было в их душах и благочестии? На это можно ответить словами апостола Павла: «Не аз живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). В Глинской пустыни достигали Духа Святого. Иноки обители воплотили в своей душе Христово учение и поистине были носителями в своем сердце Духа Святого. Живоносный огнь Духа обновляет тех, в кого вселяется. Невещественный Свет Духа просвещает и укрепляет Христовых последователей и тем самым дает им возможность ощутить в своих сердцах Божественную силу, помогающую в их спасении. Через наитие Святого Духа в душах Глинских подвижников снова возобновлялась та духовная благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме. И союз между Богом и ними восставливался в полной своей гармонии и идеальной реальности. При Божественном содействии Святого Духа они видели пред собой тот путь, по которому им следует идти, чтобы достичь вечной жизни. Дух Святой соделал Глинских старцев духовно сильными, неустрашимыми и ревностными проповедниками учения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Преосвященный Филарет Черниговский в «Обзоре русской духовной литературы» дал краткие биографические сведения о свт. Иннокентии и сделал перечень его учено-богословских трудов 7 . Самый замечательный ученый труд святителя Иннокентия – это, бесспорно, «Начертание Церковной истории от библейских времен до XVIII века», изданный Комиссией духовных училищ еще при жизни автора, в 1817 году. Церковная история свт. Иннокентия на долгое время сохранила за собой значение классического сочинения. Первое издание ее разошлось с необыкновенной быстротой. Трудолюбивый автор, находясь уже в Пензе, по поручению Комиссии духовных училищ взялся было сам за подготовку нового издания своей книги, но смерть, последовавшая в 1819 г., пресекла его труды. После свт. Иннокентия остались еще экзегетические сочинения 8 , каковы: объяснения первого и второго Псалмов, изъяснение Символа веры . Мы не ставили своей задачей сделать обзор трудов свт. Иннокентия, а предполагали дать его жизнеописание. Одним из главных источников для настоящей книги послужило житие свт. Иннокентия, написанное его учеником архимандритом Фотием: «Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 г. октября 10-го дня», составленное по живым воспоминаниям о святителе. Другим источником для настоящей книги была автобиография самого архимандрита Фотия. В ней приводится много новых данных о свт. Иннокентии, по сравнению с теми, которые сообщаются в житии святителя, специально составленном тем же автором. Это легко объясняется тем, что архимандрит Фотий и святитель Иннокентий были долгое время сослуживцами и всегда поддерживали самые близкие отношения. Многие сведения почерпнуты нами из писем святителя, частью изданных в печати, частью же найденных в разных рукописных сборниках, и из архивов. 1 Свящ. М.Я. Морошкин. Иезуиты в России. СПб. 1870. Т. 2. 2 Князь Александр Николаевич Голицын (1773– 1844) был обер-прокурором Св. Синода с 1803 г. по 1824 г. 3 Отец Владимир, в миру Василий Алявдин, состоял инспектором Пензенской Духовной семинарии в бытность свт. Иннокентия епископом Пензенским. Архиепископ Филарет Черниговский . Обзор русской духовной литературы. 1863. Кн. 11. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Николаева; с 10 мая 1907 – протоиерей Адмиралтейского собора св. Спиридона Тримифунтского; с 17 августа 1909 – протоиерей церкви 19-го драгунского Архангелогородского полка. 28 мая 1911 уволен от службы по духовно-военному ведомству. Пострижен в монашество 17 марта 1912, иеромонах Корнилиево-Комельского монастыря Вологодской епархии. С 19 сентября 1912 – преподаватель обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Олонецкой ДС, с 4 апреля 1913 – смотритель Севского Духовного училища Орловской епархии, с 16–17 ноября 1917 архимандрит, позднее – настоятель Брянского Свенского монастыря Орловской епархии. 9 сентября 1921 хиротонисан во епископа Бежицкого, викария Орловской епархии. Уклонился в обновленчество; в расколе был: с 21 августа 1923 – архиепископом Брянским, с 25 июня 1924 – Калужским, с 9 декабря 1924 – Таврическим и Симферопольским, с 23 июня 1925 – митрополитом Крымским, член обновленческого Св. Синода. Алявдин Анатолий Павлович; (3 декабря 1885 – 19 августа 1965). Специалист по истории раннего христианства. Окончил гимназию в Пензе и историко-филологический (1912) и Восточный (1916) факультет Санкт-Петербургского университета. С 1 января 1912 по 1 января 1916 состоял при университете в качестве оставленного при историко-филологическом факультете по кафедре истории Церкви для приготовления к профессорско-преподавательской деятельности, 9 декабря 1915 по 1 октября 1921 – приват-доцент той же кафедры. Одновременно с 1 января 1915 по 1 января 1918 состоял в качестве оставленного при факультете Восточных языков по кафедре сирийского языка и словесности. В 1918–1919 – преподаватель сирийского языка и словесности, с 1 октября 1921 – сверхштатный, с 4 октября 1927 – штатный доцент кафедры сирийского языка, с 14 октября 1927 – доцент кафедры гебраистики и арамейских наречий. В 1917 работал в Комиссии по изучению племенного состава России. 1921–1928 – действительный член Научно-исследовательского института сравнительной истории языков и литератур (Научно-исследовательский институт им.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27.01(09.02)1954 Сергий Ларин 27.01(09.02)1954 03(16)03.1961 03(16)03.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 14(27)01.1966 14(27)01.1966 24.06(07.07)1966 24.06(07.07)1966 07(20)03.1969 Варфоломей Гондаровский 07(20)03.1969 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 28.03(10.04)1978 Викторин Беляев 28.03(10.04)1978 16(29)07.1986 16(29)07.1986 23.06(06.07)1989 24.06(07.07)1989 06(19)11.1999 06(19)07.2000 24.09(07.10)2002 Кирилл Наконечный 24.09(07.10)2002 Тульская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1944 г. Викарные кафедры: Епифанская, Алексинская, Ефремовская, Котельническая, Белевская. 06(19)08.1922 27.04(10.05)1930 Николай Алявдин 03(16)10.1930 25.12.1932(07.01.1933) Тихон Попов 31.08(13.09)1942 Тульчинская Тульчинская и Брацлавская. Основана в 1994 г. (выделена из Винницкой епархии). Местопребывание – по г. Тульчин (Винницкая область, Украина). 22.09(05.10)1994 17(30)03.1999 17(30)03.1999 Ипполит Хилько Тульчинская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Тульчин (Винницкая область УССР). Винницкое викариатство. Упразднена в 1936 г. Фотий Маньковский 26.11(09.12)1925 12(25)05.1928 08.1935 09(22)07.1936 Николай Поликарпов Туринская, обн. Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Туринск (Екатеринбургская губерния). Екатеринбургское викариатство. Именовалась: Туринско-Ирбитская. 15(28)07.1923 09.1923 Туркестанская (см. Астанайская) Туровская Основание епархии относится к XI в. Видный историк российской иерархии H. Н. Дурново относит время поставления первого епископа Туровского к 1072 г. (Н.Д. Девятисотлетие... С. 29) По предположению митрополита Макария (Булгакова) , кафедра была учреждена при сыновьях Святого Владимира, в частности в Турове при Святополке ( Макарий (Булгаков) , Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. M., 1995. С. 31). Современный белорусский исследователь A. А. Мельников относит основание епархии к 1005 г. и подтверждает это цитатой из Киево-Печерского Патерика (редакция архимандрита Иосифа Тризны), где сказано: «Третие богомолие епископию поставил в Турове в год 6513 (1005) и дал ей города с погостами ... и поставил первого епископа Фому...» (Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 48). В 2005 г. торжественно отмечалось 1000-летие епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИЕВ Михаил Яковлевич (23.10.1794, г. Нерехта Костромской губ.- 3.02.1866, усадьба Жары Костромского у. и губ., ныне Судиславский р-н Костромской обл.), прот., церковный историк. Прот. Михаил Диев. Портерет. Сер. XIX в. Неизв. художник Прот. Михаил Диев. Портерет. Сер. XIX в. Неизв. художник Род. в семье свящ. Иакова Нерехтского, служившего в Воскресенской (Варваринской) ц. Нерехты. Дядя по линии отца - архим. Платон (Агриколянский) , братья - собиратель рус. и иностранных рукописных и старопечатных книг П. Я. Актов, автор работ по церковной истории Нерехты свящ. В. Я. Актов. В 1813 г. Д. окончил Костромскую ДС. 22 окт. того же года рукоположен во диакона, 26 окт.- во иерея, служил в Успенской ц. с. Тетеринского близ Нерехты. В 1832 г., «по кляузам причта и некоторых прихожан», как пишет его биограф Н. А. Новосельский, должен был перейти в с. Сыпаново (или Сыпанова Слобода, ныне с. Троица) близ Нерехты, служил в Троицкой ц.- единственном храме, сохранившемся от ансамбля Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Св. Троицы мон-ря . По его инициативе Пахомиевский придел в 1833-1835 гг. был расширен и перестроен в стиле классицизма (автор проекта - архит. П. И. Фурсов). В это же время на гробницу прп. Пахомия Нерехтского установили новую медно-посеребренную раку. Обновленный придел 5 июля 1838 г. освятил Костромской еп. Владимир (Алявдин) . Во время холерных эпидемий 1848 и 1853 гг. Д. обходил дома в своем селе, ближайших к нему селениях и в Нерехте с чтимой надгробной иконой прп. Пахомия. С 1827 г. Д. преподавал Закон Божий в Нерехтском уездном уч-ще, с 1838 г. также стал законоучителем (без получения жалованья) в нерехтском Мариинском жен. уч-ще. Д. был одним из первых в России сельских священников, занимавшихся научными исследованиями. Он изучал историю Костромы, Костромской епархии, Нерехты и Нерехтского у., в т. ч. местных мон-рей, народных обычаев и фольклора (записывал песни, пословицы, поговорки). Особое место в его наследии занимают работы, посвященные Пахомиеву мон-рю. Д. опубликовал ряд уникальных актов по церковной истории Костромского края, всю жизнь работал над составлением «Костромской Вифлиофики», огромного сборника исторических документов, в к-рый входили различные акты, выписки из писцовых книг, жития святых и т. д. С кон. 30-х гг. XIX в. трудился над «Словарем писателей духовного и светского чина Костромской губернии», составил 1-й т. «Продолжения и дополнения исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина греко-российской Церкви». Это неопубликованное сочинение, написанное в дополнение к «Словарю историческому» Киевского митр. Евгения (Болховитинова) , было известно ряду историков, им пользовались В. С. Иконников , Н. К. Никольский , С. И. Смирнов . В последние годы жизни Д. писал биографические записки «Благодетели мои и моего рода».

http://pravenc.ru/text/172006.html

Ты, так сказать, должен подыскать мне тот предлог, по которому я должен немедленно, сейчас же убраться отсюда. Аеллярдов. Не нужно теперь никакого предлога искать, когда сегодня же все семинаристы отпущены на Пасху... Все едут на родину... Почему же тебе не ехать к зятю? Алявдин. В том-то и дело, что им хорошо известны мои отношения к зятю, и я давно уже им заявил о том, что ни в каком случае на Пасху на родину не поеду. Авеллярдов. Ну, вот еще!.. Скажи, что по обстоятельствам непременно тебе нужно туда ехать! и ступай... Алявдин. Вот именно по обстоятельствам. Ты должен мне написать письмо от имени моей сестры о том, что дескать опасно больна моя несуществующая бабушка, желает меня благословить и просит непременно, как можно скорее, приехать на родину... Понимаешь, ведь это такой случай, когда всякие личные неприятности забываются и каждый спешит к смертному одру умирающего, чтобы исполнить его предсмертную волю?.. Это будет такой предлог, по которому они должны будут согласиться на мой немедленный отъезд... А раз я соберусь в путь, уложу все свои вещи в узел и ты их возьмешь на свои руки, как будто бы для того, чтобы донести их до постоялого двора; тогда прощай все!.. Им меня не остановить... И последнее свое слово я скажу тогда, как одною ногою уже переступлю чрез порог этого дома. Авеллярдов. Пожалуй, я это сделаю. (Берет перо и пишет письмо Алявдину. На сцене минутное молчание Алявдин в волнении ходит по комнате). Ну, вот, и письмо готово... Собирай поскорее все свои вещи, а я на несколько минут отлучусь, чтобы взять извощика... Алявдин. Вот и отлично. Ступай скорее, ищи извощика и приезжай на нем за мною. А я покамест соберу все свои вещи и напишу своей Маше последнее прости. Авеллярдов. Иду. Убирайся поскорее. (Уходит. Алявдин наскоро собирает все свои вещи и связывает их в узел, потом садится и пишет письмо. На сцене слышатся вздохи Алявдина при написании письма). ЯВЛЕНИЕ III Алявдин один Алявдин, Вот и письмо готово. Ах как вдруг мне стало грустно, тяжело!..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Мог бы там и выслушать пришедшего, если бы то оказалось нужным по обстоятельствам. Алявдин (входя и любезно раскланиваясь). Павел Васильевич Алявдин. (Маша входит и садится на стул). Степанова (в сторону). Фи!.. какой странный... образованный... и еще лезет сюда. Ему в пору-бы под окном милостыню просить. Степанов (окинув Алявдина беглым взглядом, перебивает его начальническим тоном). Что тебе нужно? Говори скорее. Алявдин (продолжая прежнюю речь)... семинарист... ученик богословского класса второго отделения. Степанов. Свои классы и отделения ты оставь при себе, а мне они вовсе не нужны. Говори скорее, что тебе нужно? Алявдин. Я слышал, что вам нужен репетитор для вашего сына, обучающегося в здешней гимназии. Степанов. Нужен, так что же? У тебя есть такой человек, который-бы мог быть репетитором моего сына? Алявдин. Я хотел бы вам предложить свои услуги. Степанова (в сторону, с изумлением и ирониею). Ах, батюшки!.. туда же суется с своими услугами!.. рвань такая.... полунищий, вот так репетитор! Срам бабушке сказать, и на глаза нельзя будет никому его показать... удружил! Степанов (поправляя свои очки). Свои услуги? Да тебя ведь срамно и в дом свой принять такого оборвыша. Алявдин. Я очень бедный человек... сирота, почти во все время своего семинарского образования жил уроками, был и обут и одет на свои трудовые деньги, но случилась со мною беда: прежние уроки кончились, новых не нашел, все, что у меня было порядочного, распродал для своего содержания, дошел теперь до того, что и продать нечего и жить негде, хозяин гонит с квартиры. Вот каково мое положение! Несчастное из несчастных. Маша (в сторону, вздыхая глубоко). Бедняжка! Как мне жаль его! По-видимому, он очень хороший человек. Степанов (иронически). Можно этому поверить! Алявдин. Воля ваша. Можете мне лично и не поверить; но спросите обо мне моих учителей, товарищей и даже первого семинариста, какого вы встретите, и они скажут вам, что я прав и что я не пьяница, не картежник, не лентяй и не тупица, а бедняк и великий труженик.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Алявдин. Ищите его в печи (уходит с Авеллярдовым). Степанова. Ах, батюшки!.. ах!.. ах... (падает). Степанов. Держите его, мошенника!... (Занавес опускается) ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ «Семинарист не чета прочим » Сцена представляет часть мутноводского александровского сада. Дорожки усыпаны песком; кусты расцветшей сирени, тополи и клумбы цветов различных сортов виднеются на заднем плане; но главной аллее ходят Алявдин в полу-военной форме медика и Авеллярдов в форме чиновника губернского правления; на одной из боковых аллей сидит Маша в черном шелковом платье и шляпке, с зонтиком в руках, обратившись спиною к главной аллее. Действие происходит спустя пять лет после предшествовавшего. ЯВЛЕНИЕ I Алявдин и Авеллярдов Алявдин. Так-то, дядя: вот уже и пять лет прошло, как пять месяцев или как пять недель; вот я уже и курс окончил в академии... И когда, кажется, случились со мною все превратности моей судьбы!.. Точно во сне все пригрезилось мне... Много пришлось за это время видеть нужды и горя... случалось, что я за неимением уроков буквально сидел по целым суткам без хлеба; но теперь все это забылось, точно как не было этого... Вот что значит усердное-то занятие наукою!.. Недаром сказано: «науки юношей питают»... Действительно, брат, они питают нас духовно, а иногда и телесно, заставляя нас забывать о своей голодовке. Авеллярдов. Слава Богу, что все так кончилось благополучно. Я этому очень рад. Желательно было бы знать, каковы теперь твои планы на счет своего будущего... Куда ты думаешь поступить на службу, в полк ли какой-нибудь или еще куда?.. Алявдин. Такого вопроса я еще не задавал себе ни разу, будучи уверен в том, что Господь сам укажет мне дальнейший путь моей жизни и деятельности. Авеллярдов. Надеяться на Господа Бога хорошо, но все же и самому нужно не бездействовать. Алявдин. Придет время, подумаю и об этом. А теперь у меня есть предмет поважнее поступления на службу. Авеллярдов. Что же такое?.. Сочинение какое нибудь? Алявдин. Нет, женитьба. Любовь моя к Маше замерла только во мне на время, но не умерла совсем. Теперь она воскресла, ожила в моем сердце... Скажи же ради Бога: что ты знаешь о Маше?.. где она?.. что с нею было?.. как она ведет себя?.. не вышла ли замуж?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Степанов. Все это для меня неубедительно. Алявдин. Если это для вас неубедительно, вы можете обо мне спросить у Грушецких, которых, конечно, вы хорошо знаеге. С их сыном я целых три года занимался и вывел его в люди. Они мною были очень довольны. Маша. Так с Грушецким именно вы занималась? Это верно: они вами очень-очень довольны. Это я не раз слыхала и от самой madame Грушецкой и от ее дочери. Степанов. А ты можешь всеми предметами низших гимназических классов заниматься или только некоторыми? Алявдин. Да, всеми, не исключая даже и новых языков. Степанова. И математику знаешь хоть сколько-нибудь? Алявдин. Да. Алгебру я знаю хорошо, кроме одних только логорифмов... но и их я могу усвоить себе хорошо, если это понадобится... геометрию знаю прекрасно, так что могу отлично преподать ее своему ученику не посредством одних только чертежей разных геометрических фигур на доске или бумаге, а и наглядно, посредством представления всех этих фигур в натуре. Степанова. Но я тебя вовсе не о том спрашивала. Я спрашивала о том, знаешь ли ты математику? Алявдин. Я же вам и говорю именно о том, что знаю и алгебру, и геометрию, и тригонометрию. Степанова. Это совсем не то. Знаешь ли математику? Алявдин. После этого я не знаю, кто из нас кого не понимает. Я именно о математике и говорю. Маша. Молодой человек!.. здесь именно вышло недоразумение с обеих сторон: вы под математикою разумеете эти науки, а мамаша разумеет ничто иное, как просто арифметику, которую проходят в низших классах гимназии, но которая не всем легко дается. Алявдин. Благодарю вас, барышня!.. вы развязали узел... Действительно здесь было обоюдное недоразумение: у нас в семинарии привыкли математическими науками считать алгебру, геометрию и тригонометрию, а арифметику так и называют арифметикою, а в гимназии и арифметика называется математикою. Степанова. Да, именно я разумела арифметику. Алявдин. В таком случае я смею вам сказать, что я арифметику знаю превосходно, да иначе и быть не может: если я хорошо знаю алгебру, геометрию и тригонометрию, где нужно иметь дело с отвлеченными количествами и геометрическими телами и пространствами, то, конечно, я должен хорошо знать и арифметику, эту, если можно так выразиться, азбуку математики, начатки ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Больно было мне слышать все рассказы об этом от посторонних людей, но еще больнее было слышать это от самой матери Марьи Михайловны, которая рассказывала мне про это, встретясь со мною на большой улице, и рассказывала с таким цинизмом, что я пришел в крайнее озлобление против нее. От этого именно я и не навестил тебя в горе до сего времени: я избегал встречи с этою ведьмою. И теперь зашел к тебе как-то нечаянно, против своей воли, как будто предчувствуя, что я тебе буду нужен. Алявдин. Именно нужен. Ты можешь сослужить мне большую службу в настоящее время (задумывается). Авеллярдов. Жаль, что все так случилось. Следовало бы тебе тогда послушаться меня и быть поосторожнее. Огнем, брат, шутить опасно. Алявдин. Совершенно верно. То-то, дядя, молодо да зелено-то наше юношество. Ничего мы не смыслим в подобных делах, думая, что все так же честны, как и мы сами. А выходит, что подлость подстерегает нас, как змея самая лютая, таящаяся в засаде. Аеллярдов. В чем же теперь дело? Что ты думаешь делать и в чем я тебе могу помочь? Алявдин. Теперь я хочу отплатить им тем же, что и они мне сделали, чтобы наказать их за вероломство. Аеллярдов. Месть, друг мой, вообще законнопреступна, и я не намерен принимать участие в чем-либо таком, что будет делом бесчестным. Я полагаю, что за бесчестие можно отомстить только лишь бесчестием же. Алявдин. Оно так и выйдет, но выйдет само собою. Я хочу от них убежать и махнуть в медицинскую академию. С моей стороны будет это сделано так, что они мне не могут тут подставить своей ноги, но весь позор за бесчестие их дочери падет на их же голову. Аеллярдов. А обязательство-то? Алявдин. Обязательство? Конечно, оно связало меня по рукам и ногам; но его уже не существует. Оно мною изорвано и сожжено, и я теперь вольный казак. Аеллярдов. Так. А любовь твоя к Марье Михайловне. Неужели она тебя не остановит на этом пути? Алявдин. Любовь эта пламенеет в моем сердце, но в тоже время и ненависть к ее презренным родителям все более и более растет во мне, так что она заставляет меня пожертвовать своею любовию и беспощадно отомстить этим злодеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010