«Организация Богословского института, можно сказать, закончена – все кафедры замещены, и в следующем году корпорация наставников начнет действовать в полном составе. Желательно ознаменовать это важное для института обстоятельство выражением признательности от целостной корпорации Светлейшему Патриарху за его постоянное отечески попечительное отношение к институту. Студенты соорудили портрет Святейшего Патриарха и он будет открыт в помещении института 17 февраля после молебствия, которое совершится в Троицком подворье Владыкой Митрополитом в сослужении со своими викариями. Президиум, со своей стороны, предлагает Совету просить Его Святейшество оказать честь институту принятием на себя звания почетного члена института» 340 . Присутствующие согласились, что вполне справедливо выразить благодарность Святейшему Патриарху за милостивое отношение к институту. Святейший Патриарх Тихон – единственное самое высшее лицо в России и его необходимо отличить от всех других почетных членов. 5 апреля 1922 года заведующий отделом регистрации Обществ, Союзов, Религиозных и иных объединений ОУП Г. И. Карпов запросил к 10 апреля «списки в двух экземплярах на преподавателей и членов Совета с указанием адреса каждого и занимаемого общественного положения» 341 . 17 апреля в Административный Подотдел Отдела Управления Петрогубисполкома были поданы «списки наставников и членов Совета Богословского института», которые и сейчас представляют ценность, поскольку дают возможность узнать имена замечательных христиан сложного исторического периода нашей Церкви, поэтому приводим полностью списки, поданные летом 342 . БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ Фамилия, имя и отчество Общественное положение ЧУКОВ Николай Кириллович Ректор, протоиерей Пр. 25 октября, 11, кв. 19 КАРСАВИН Лев Платонович И. о. ректора, Профессор В.О., Универс. наб., 11, кв. 55 ЩЕРБОВ Иван Павлович Проректор Троицкая ул., д. 3 Профессор Саперный пер., 10, кв. 66 АЛЯВДИН Анатолий Павлович Преподаватель Наб. Ждановки, 3/1, кв. 17 Загородный пр., 21, кв. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Незадолго до этого епископ Алексий так охарактеризовал о. Николая в письме к митрополиту Арсению: «Очень исполнительный, тактичный и усердный к службе Божией» 333 . Второй учебный год (1921–1922) в Богословском институте прошел успешно. В своем отчете за прошедший год ректор отец Николай Чуков говорил о том, что в течение года в институте произошли следующие изменения: 30 августа преподавателем по истории религии были избраны С. С. Безобразов и ассистентом по кафедре христианской педагогики свящ. В. Ф. Пищулин, 23 ноября преподавателем церковного проповедничества – прот. Н. В. Чепурин, освободившуюся кафедру русского сектантства и раскола занял по предложению Совета ассистент при кафедре сравнительного богословия прот. М. В. Митроцкий. Преподавательница греческого языка С. В. Толстая подала прошение об увольнении и на ее место был избран А. П. Алявдин. На собраниях 23 ноября и 20 декабря 1921 года, а также 7 февраля 1922 года были избраны еще восемь профессоров и один преподаватель: прот. П. Лепорский , Д. Абрамович , проф. П. Верховский , М. Н. Соколов, Б. Ф. Фармаковский, Н. Малицкий, прот. В. Верюжский , И. И. Соколов и И. Гревс. На заседании Совета 5 октября 1921 года о. Николай Чуков сделал следующее сообщение: «Наблюдение над общественной жизнью показывает, что интерес к религиозным вопросам все более и более увеличивается. Учитывая это, Центр. Комитет Российск. Коммун. Партии разработал целую программу антирелигиозной пропаганды (см. Петроградскую Правду 204 от 2 окт. «Резолюции 15 Губ. конференции» и «О нарушениях программы партии в религиозной области»). Чтобы не оставить современных христиан без руководства, было бы целесообразно с христианской точки зрения осветить такие вопросы, как происхождение мира, жизни на земле и происхождение человека, происхождение религиозных верований, монотеизм и политеизм, христианство, наука и религия, жизнь и религия, естественно-научный монизм, этика и материалистическое понимание истории. Разработанные на эти темы доклады могли бы быть предложены в виде публичных лекций в Богословском институте и различных церквях в Петрограде, а с течением времени напечатаны в виде отдельных брошюр».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лекторским Бюро внешкольного подотдела был организован в течение минувшего сентября цикл из трех лекций: Н. Д. Флитнер „Боги и храмы Египта“; проф. А. Г. Вульфиус „Роль духовенства в Западной Европе“; проф. В. А. Десницкий „Православие и самодержавие в России“. Читались лекции и церковного характера. Как, например, лекция прот. И. Ф. Егорова на тему „Литургия грядущей церкви ап. Иоанна“, куда вошел разбор всех основных христианских литургий – католической, протестантской и византийской – и литургии грядущей церкви ап. Иоанна. Помимо лекций и собраний, в различных организациях устраивались отдельные диспуты на религиозные темы, примером такого диспута может служить диспут, состоявшийся в помещении столовой завода „Треугольник“ на тему „О происхождении Бога“» 279 . Значительное место курсы по истории религии и религиозной философии еще занимали и в высших учебных заведениях. Так в 1919/1920 году в Петроградском университете в рамках курса «История религии» читали: «Проф. И. И. Толстой. Греческая и римская религии. Проф. Н. Н. Глубоковский . 1) История религии в передней Азии. 2) Практические занятия по истории религии в передней Азии. Проф. Л. П. Карсавин. 1) Начало христианской догмы и философии. 2) Практические занятия: а) средневековые ереси б) средневековая мистика. Проф. А. Г. Вульфиус. 1) Реформация. 2) Практические занятия; а) христианский гуманизм (просеминарий), б) крестьянское восстание в Германии 1525 г. (семинарий). Проф. И. Д. Андреев . 1) История религий (общий курс). 2) Практические занятия: а) история догмы (семинарий). Проф. М. Д. Приселков. 1) Церковь и государство в до-Петровской Руси. 2) Практические занятия: а) повесть временных лет (просеминарий), б) московское летописание (семинарий). Преп. А. П. Алявдин 1) История христианства на Востоке. 2) Практические занятия: история христианского культа. Преп. С. С. Безобразов. 1) История первохристианской иерусалимской общины. 2) Практические занятия: чтение и разбор Евангелия от Матфея. 3 ) История религии в ветхозаветную эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

05.01.1835 20.01.1835 26.09.1836 Владимир Алявдин (Алаудин?) 21.11.1836 08.03.1841 Иннокентий Борисов 06.04.1841 01.01.1843 Иеремия Соловьев 31.01.1845 30.06.1845 Варлаам Успенский 15.08.1845 10.01.1858 30.03.1858 31.10.1859 Антоний Амфитеатров 10.01.1860 04.01.1865 Серафим Аретинский 14.02.1865 31.12.1877 04.02.1878 14.01.1883 20.02.1883 11.05.1885 Виталий Иосифов 03.11.1885 03.06.1890 Иероним Экземплярский 12.07.1890 19.12.1892 Ириней II Орда 16.01.1893 26.01.1898 Иаков Пятницкий 28.06.1898 27.04.1902 Димитрий Ковальницкий 05.06.1902 08.06.1907 03.01.1908 16 09.1908 Агапит Вишневский 26.10.1908 18.09.1911 16.11.1911 18.05.1917 Сщмч. Никодим Кротков 21.06.1917 10(23)08.1921 Сщмч. Никодим Кротков, паки Александр (1932?) Чикагская Основана в 14(27)04.1922. Местопребывание – в г. Чикаго (США). Упразднена в 1957 г. 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Леонтий Туркевич) 04(17)12.1956 23.12.1956(05.01.1957) Чимкентская Чимкентская и Акмолинская. Основана 09(22)11.1990. 09(22)11.1990 01(14)02.1991 02(15)02.1991 Чистопольская Основана 01.03.1899. Именование – по г. Чистополь (Казанская губерния; Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1926 г. 01.03.1899 14.07.1900 Антоний Храповицкий 10.09.1900 26.03.1905 18.07.1905 27.08.1905 Феодосий Олтаржевский 27.08.1905 17.01.1912 Алексий II Дородницын 04.03.1912 30.05.1913 Анастасий Александров 29.06.1913 15(28)02.1922 29.06(12.07)1922 06.1926 13(26)04.1934 04(17)09.1935 Андрей Солнцев Чистопольская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Чистополь (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)01.1924 Василий Троицкий (1928) 04(17)09.1932 18.09(01.10)1933 Василий II Катагошин Читинская Основана 28.01.1894. Иркутское викариатство (выделено из территории Селенгинского викариатства той же епархии). Самостоятельная с 12.03.1894. Упразднена в 1936 г. («...передана в управление Иркутским Преосвященным» [Саввин Д. Читинско-Забайкальская епархия в 1917–1936 гг.//Православие в Забайкалье. История и современность. Чита, 2004. С. 35]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

День рождения Главы Российского Императорского Дома был ознаменован торжественным богослужением в храме Святой Ирины Москва, 24 декабря 2018 г.      23 декабря 2018 года, в день памяти Святителя Иоасафа Белгородского, Главе Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыне Великой Княгине Марии Владимировне исполнилось 65 лет. В ознаменование этого события в московском храме Святой Великомученицы Ирины в Покровском, основанном первым Царем из Дома Романовых Михаилом I Феодоровичем, были совершены Божественная Литургия и молебен о здравии Благочестивейшей Благоверной Государыни Великой Княгини Марии Владимировны и Наследника ея Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича.      Богослужение возглавил настоятель храма Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский, Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста города Москвы;иеродиакон Софроний (Михальский), клирик Архангельской епархии; а также священнослужители храма св .Ирины, клирики Витебской епархии: иеромонах Димитрий (Тыщенко), иеромонах Мисаил (Дойлин), иерей Андрей Ярмольчук, иеродиакон Варфоломей (Капинский), диакон Иоанн Беленец, диакон Евгений Макаревич, диакон Андрей Швец, диакон Николай Фесенко. Богослужебные песнопения исполнил хор храма св. великомученицы Ирины (регенты – Нина Сирикян и Екатерина Шамова).      В храме молились чины Канцелярии Российского Императорского Дома во главе с Директором А.Н. Закатовым, члены Российского Дворянского Собрания во главе с Предводителем О.В. Щербачевым, соратники Общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество» во главе с Заместителем секретаря Руководящего Центра Е.В. Веселовой, Секретарь кавалерской думы Императорского военного ордена святителя Николая Чудотворца полковник О.В. Кузнецов, советник Московской Патриархии по имущественным вопросам известный писатель-агиограф А.В. Бугаевский, Президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры С.Н.Бабурин, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ А.А. Ранних, председатель обществ потомков Отечественной войны 1812 года и I мировой войны В.И. Алявдин, известный грузинский актер и режиссер Давид Гиоргобиани, проживающий в Германии художник Евгений Шеффер и прихожане храма.

http://pravoslavie.ru/118151.html

Эти параграфы, унаследованные от дореформенных академий и семинарий, восходили к соответствующим пунктам иезуитского документа «Ratio studiorum» (1599). За воспитательный процесс отвечало правление академии с возложением личной ответственности на инспектора, который «неотлучно» проживал при академии. Поэтому на протяжении 55 лет действия Устава 1814 г. инспекторскую должность занимали монашествующие. Первый инспектор архим. Филарет (Амфитеатров), известный своим благочестием, ввел в академии строгий порядок и ритм церковной жизни. В помощь инспектору был назначен бакалавр иером. Никанор (Клементьевский), наместник лавры. Это обуславливало тесную связь жизни академии с лаврской жизнью и монастырскими богослужениями. 10 студентов 1-го выпуска приняли монашество: Платон (П. Н. Березин), Владимир (Алявдин) , Моисей (М. А. Сахаров), Михаил (М. И. Добров), Анастасий (А. Г. Воскресенский), Иероним (В. А. Нестеровский), Иоанн (А. Вишняковский), Сергий (П. Г. Извеков), Амфилохий (А. А. Тумский), Филарет (Ф. М. Райский). 16 февр. 1816 г. инспекторскую должность занял иером. Ермоген (Сперанский) - видимо, на это назначение повлиял отзыв о нем, данный в 1815 г. при ревизии МДА архим. Филаретом: «неутомимо прилежен… назидателен для сотрудников и воспитанников примером благочестивой и строгой жизни» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 298). На рубеже 50-х и 60-х гг. XIX в. в МДА, как и в др. академиях, произошли «вспышки вольномыслия», спровоцированные внешними событиями, но указывающие на неблагополучие не только нравственной, но и учебной стороны деятельности академии. В 1858 г. поводом послужило издание за границей брошюры калязинского свящ. И. С. Беллюстина , в мрачных красках рисовавшей жизнь духовенства, в т. ч. и уровень образования ( Беллюстин И. С., свящ. Описание сельского духовенства. P.; B.; L., 1858. (Рус. заграничный сб.; 4)). Студенты МДА послали благодарственный адрес издателю брошюры Франку ( Потапов В. Н. Письмо к отцу от 22 окт. 1858 г.//ЦГИА СПб. Ф.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Священник Алексий Яковлев. Москва. Настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раёве, руководитель проекта «Общее дело», помощник начальника Военной академии РВСН имени Петра Великого. О проекте «Общее дело». Комиссарова Лариса Александровна. Москва. Фонд возрождения национальных традиций «Новый век». О деятельности Фонда возрождения национальных традиций «Новый век». Алявдин Виссарион Игоревич. Москва. Российское дворянское собрание, Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года, Центральный Совет Общества потомков участников Первой мировой войны. Об уроках истории. Данилова Марина Дмитриевна. Ярославль. Визит-центр «Ярослав Мудрый» Центральной детской библиотечной системы города Ярославля. Ярослав Мудрый и национальная идея (о днях памяти Ярослава Мудрого). Щербачев Олег Вячеславович. Москва. Российское Дворянское собрание, предводитель. О деятельности Российского дворянского собрания. Мартышин Владимир Сергеевич. Ярославская область. Международный фонд славянской письменности и культуры, Ивановская на Лехте школа. 400-летие памяти прп. Иринарха Затворника: к итогам. Боровикова Татьяна Михайловна. Ярославская область. «Много деток хорошо». Защита, сохранение и приумножение духовно-исторического наследия в контексте вызовов нашего времени. Спиридонов Сергей Александрович. Тверь. Ассоциация тверских землячеств. О деятельности тверских землячеств: к итогам года. Иванов Сергей Васильевич. Москва. Российское военно-историческое общество. Приветственное слово. О мероприятиях в память о Сталинградской битве. Никитина Ольга Александровна. Тверская область. Кашинско-Калязинское землячество Ассоциации тверских землячеств, Общество изучения Кашинского края. Мероприятия духовно-нравственной и патриотической направленности, проводимые в Кашинском районе в 2016 году. Гороховатский Виталий Николаевич. Калужская область. Калужское отделение Императорского православного палестинского общества, МКОС. О деятельности Калужского отделения ИППО и Калужского дворянского собрания за 2016 год и плане мероприятий на 2017 год.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/22/ot...

В мае 1830 г. еп. Костромской и Галичский Самуил (Запольский-Платонов) утвердил созданный костромским губ. архит. П. И. Фурсовым проект перестройки приделов. В том же году Покровский придел разобрали и выстроили заново, пристроив к нему с запада обширную 2-столпную трапезу, объединившую храм с колокольней в единое целое. В приделе был установлен иконостас, изготовленный Николаем Исаковым, резчиком из посада Б. Соли. 13 дек. 1831 г. обновленный придел освятил протоиерей костромского кафедрального Успенского собора Димитрий Муравьёв (впосл. архим. Дионисий, настоятель Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря ). В 1833-1836 гг. был расширен и перестроен в стиле классицизма придел прп. Пахомия, вход с юж. стороны украсил 4-колонный портик с фронтоном. В это же время на гробницу прп. Пахомия установили медную посеребренную раку, изготовленную на пожертвования городского головы Нерехты Б. И. Дьяконова. Обновленный Пахомиевский придел 5 июля 1838 г. освятил еп. Костромской и Галичский Владимир (Алявдин) . В 1841-1842 гг. четверик Троицкого храма расписали художники из посада Б. Соли: Кознаков с сыном, Соколов и братья Демидовы; все они были учениками провинциального худож. Т. А. Медведева (ок. 1780 - после 1845 (?)). В мае 1848 г. в Нерехте и Нерехтском уезде началась эпидемия холеры. За короткий срок в Сыпановском приходе умерло более 60 чел. В разгар эпидемии по просьбе жителей Нерехты прот. Михаил принес в город чтимую икону прп. Пахомия с его гробницы. 4 июля икону обнесли крестным ходом вокруг Нерехты, затем она 10 дней находилась в городе. 14 июля многолюдным крестным ходом икону возвратили в Сыпанову Слободу. До принесения иконы в Нерехту в городе умерло более 300 чел., после принесения - 9 чел. Вскоре по просьбе окрестных жителей прот. Михаил обошел с иконой все села и деревни на расстоянии 20-30 верст вокруг Нерехты. В 1853 г. холера вернулась и унесла в Нерехтском у. жизни ок. 3 тыс. чел. И снова прот. Михаил Диев с иконой прп. Пахомия обошел Нерехту и окрестности.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

По-видимому, при устройстве гробницы в Пахомиевском приделе над ней была сделана упоминаемая гр. М. В. Толстым «иссеченная на камне» надпись, в к-рой П. назывался учеником прп. Сергия Радонежского. Надпись эта существовала до нач. 30-х гг. XIX в., когда произошла капитальная перестройка Пахомиевского придела. Прп. Пахомий Нерехтский, с житием. Икона. 2001 г. Иконописец М. Науменко (Пахомиев Нерехтский мон-рь) Прп. Пахомий Нерехтский, с житием. Икона. 2001 г. Иконописец М. Науменко (Пахомиев Нерехтский мон-рь) Троице-Сыпанов мон-рь был упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь, главной святыней к-рой являлись покоящиеся под спудом мощи П. Упразднение мон-ря никак не повлияло на почитание П. в Нерехте и Нерехтском у. Особым почитанием в XIX - нач. XX в. пользовался образ с изображением П., лежащий на гробнице святого. В нач. XIX в. помещик П. П. Протасьев из с. Иванникова (Костромской у.) после своего исцеления от слепоты у раки П. пожертвовал для украшения образа серебряную ризу весом ок. 7 кг, которую изготовил в 1805 г. костромской мастер В. Тевяков. В 1830-1831 гг. Пахомиевский придел был расширен и перестроен в стиле классицизма (автор проекта - костромской губ. архит. П. И. Фурсов). В это же время на гробницу П. установили медную посеребренную раку, изготовленную на пожертвования городского головы Нерехты Б. И. Дьяконова. Обновленный Пахомиевский придел 5 июля 1838 г. освятил еп. Костромской и Галичский Владимир (Алявдин) . Особого размаха почитание прп. Пахомия в Нерехтском у. достигло в 1848 и 1853 гг., во время смертоносных эпидемий холеры. В обоих случаях по просьбам жителей настоятель М. Я. Диев с надгробным образом П. обходил дома и улицы Нерехты, селения в окрестностях города на 20-30 верст вокруг ( Диев М. Я., прот. История города Нерехты. Кострома, 2014. С. 103-105). В XIX - нач. XX в. Троицкий храм в с. Сыпанова Слобода (Троица) с покоящимися в нем под спудом мощами П. являлся главным центром духовной жизни Нерехты и Нерехтского у. Почитание П. распространялось на юж. часть Костромского и вост. часть Ярославского уездов.

http://pravenc.ru/text/2579832.html

В 2004 году рядом возведена новая трепезная. Храм был деревянный, на каменном фундаменте, покрыт бляхой, стены обложены кирпичом. С юга пристроены коридор, ризница и четыре кельи. Под алтарем был погреб. При участии епископа также построен загородный архиерейский дом (1803; не сохранился), устроена пасека на 800 ульев, выкопаны два пруда, найден источник с целебной водой. В 1803 году митрополит Киевский Гавриил (Банулескободони) благословил называть Лазаревщину Феофанией в честь епископа Феофана (Шиянова). После перевода в 1807 году епископа на Полтавскую кафедру развитие Феофании практически прекратилось. В 1835 году епископ Владимир (Алявдин) предпринял попытку устроить на хуторе Феофания пустынный скит, но она не увенчалась успехом. Много сделал для благоустройства Феофании Иннокентий (Борисов) – епископ Чигиринский, настоятель Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, викарий Киевской епархии в 1836–1841 г.г. В 1836, считая местность подобной Иерусалимскому ландшафту, всем холмам, ручьям, прудам и дорогам он дал названия святых евангельских мест. С тех пор в Феофании есть горы Фавор и Элеон, холмы Синай и Хорив, потоки Кедр и Силоам и Йосафатова долина. Ко всем этим живописным местам были прорублены просеки в лесу и установлены беседки на них. До нашего времени большинство сакральных названий утрачено, сохранилось лишь несколько: гора Фавор, где расположен собор великомученика и целителя Пантелеймона, холм Синай, на котором стоял храм Всех Святых (сохранились остатки церкви), Силоамский поток и Живоносный Источник – ручей с целебной водой. В 1838 году епископ Иннокентий добился выделения еще 43,3 га земли, после чего общая площадь Феофании достигла 186 га. В 1836 и 1849 годах территорию окопали канавой (дл. – 5 км, шир. – 1,5 м, глубина-1 м), которая сохранилась до нашего времени и обозначена на геодезических картах. Изначально количество монахов при архиерейском доме-даче не превышало шести человек. В 1861 епископ Чигиринский Серафим (Аретинский) решил устроить в Феофании мужской скит и поручил сделать это опытному старцу Вонифатию (Венгровскому), который 25 лет своей жизни служил в армии, участвовал в войне России с наполеоновской Францией, был вахмистром 4-го уланского малороссийского полка. Взяв с собой двух иеромонахов, двух иеродиаконов и трех послушников, он поселился в Феофании и начал строительство обители.

http://sobory.ru/article/?object=05911

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010