Глава 10 Еккл.10:1 . Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Мёртвые мухи портят благовонную масть; сильнее мудрости и славы небольшая глупость. Доказательство представляет мысль предшествующего стиха, в котором сказал, что из-за одного глупого может погибать много доброго, что худой человек, примешавшись к хорошим, заражает многих, подобно тому как мухи, если умрут в благовонной масти, портят и запах и цвет ее. И так как к мудрости часто примешивается хитрость, и ум часто бывает соединён с нечестием: то повелевает, чтобы мы искали мудрости чистой, чтобы она соединялась с голубиною невинностью, чтобы мы были разумны на добро, а просты на зло. Может быть и такой смысл: праведному лучше иметь немного простоты и, при чрезвычайной терпеливости, когда отмщение он предоставляет Богу, казаться неразумным, чем, тотчас отомщая, делать зло, сохраняя вид умного. Иначе: мухи, которые, по Исайе ( Ис.7:18 ), владеют частью реки Египетской, портят вкус елея, в каждом верующем оставляя запах и следы своей нечистоты. От этих-то мух и получил название князь бесовский Веельзебуб ( Мф.12:24 ), что в переводе значит: «идол мух», или «человек мух», или «имеющий мух». Еккл.10:2–3 . Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую. По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Сердце мудрого на правой стороне его, а сердце глупого на левой стороне его. Но и по дороге, когда глупый идёт, сердце его уменьшается, и он говорит, что всякий глуп. В Евангелии заповедуется, чтобы левая рука мудрого не знала, что делает правая ( Мф.6:3 ). И получившим удар в правую щеку, повелевается подставлять бьющему не левую щеку, но другую ( Мф.5:39 ). Ибо праведный не имеет у себя левого, а у него все правое. И когда Спаситель придёт для суда, агнцы станут по правую, а козлища будут по левую сторону ( Мф.25:33 ). И в Притчах написано: «пути бо десныя весть Господь, развращени суть, иже ошуюю» ( Прит.4:28 ). Итак, кто мудр, тот всегда помышляет о будущем, о том что ведёт к правой стороне; а кто неразумен, тот помышляет о настоящем, что поставлено по левую сторону. Следуя этому, философ и поэт сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 6 Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам. Иов.6:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.6:2 .  о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Иов.6:3 .  Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии ( Иов 4.5 ), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. Его «слова неистовы» (« ματ φαλα» LXX – злы; » λγοι κατπικροι« Симмаха – полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», « ργ» LXX ср. Иов 5.2 ), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского ( Притч 27.3 ; Сир 22.15 ), неисчислимее этого последнего ( Быт.22:17, 32:12, 41:49 ; Иер 33.22 ; Авв 1.9 ). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою. Иов.6:4 .  Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог . Он, как «ратоборец» ( Иер 20.11 ), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, «палящими» стрелами ( Пс 7.14 ). Иов.6:5 .  Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего? Иов.6:6 .  Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? Иов.6:7 .  До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою ( «отвратительною» – ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял ( «не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья ( Иов 29.18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III    Но если он видел вне тела и — не тела, то возможен вопрос, были ли это телесные образы, или же субстанция, которая не представляет никакого подобия тела, как, например, Бог, как ум, понимание или разум человека, как добродетели — благоразумие, справедливость, чистота, любовь, благочестие и все то, что только мы мысленно исчисляем, расчленяем, определяем, не видя ни их очертания, ни цвета, ни того, как они звучат, чем пахнут, какой имеют вкус, теплы ли они, или холодны, мягки или тверды, тонки или жестки; но созерцая их при помощи зрения, света и представления другого рода, и притом такого, который гораздо превосходнее и несомненнее остальных.    Возвратимся же к словам апостола и рассмотрим их с большей тщательностью, признав сначала, что несомненно апостол гораздо лучше и полнее нас знал то, что мы стараемся так или иначе узнать о бестелесной и телесной природах. Итак, если он знал, что ни в коем случае нельзя видеть ни духовных предметов посредством тела, ни телесных — помимо тела, то почему же из того, что видел, он не распознал и того, как он это мог видеть? Ибо если он был уверен, что то были духовные предметы, то почему не был в то же время и уверен, что видел их вне тела? Если же знал, что то были предметы телесные, то почему не знал, что мог видеть их только посредством тела? Откуда же в нем возникло сомнение, в теле ли, или вне тела он их видел; уж не сомневался ли он и в том, были ли то тела, или телесные образы? Итак, прежде всего рассмотрим, что в его словах есть такого, относительно чего он не сомневался, и если потом останется в них что-нибудь такое, относительно чего он сомневался, то, может быть, из того, относительно чего он не сомневался, разрешится и вопрос, каким образом он сомневался в остальном.     «Знаю, — говорит, — человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2 Кор. 12:2). Итак, он знает человека во Христе, четырнадцать лет тому назад восхищенного до третьего неба: в этом он нисколько не сомневается; не должны, следовательно, сомневаться и мы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава XV. Ст. 1. Бремя Моава; ибо ночью опустошен Ар, Моав умолк; ибо ночью разрушена стена, Моав умолк. О бремени и тяжести пусть будет достаточно сказать один раз. Кратко отмечаю лишь то, что бремя всегда сопровождается печальным, а в видении высказывается или тотчас же радостное, или после печального радостное. Моав есть Аравийская область, в которой был Валав сын Веора ( Числ. 22 ), приведший из Месопотамии прорицателя Валаама, чтобы он проклял Израиля, где народ и предался служению Веельфегору (там же гл. 25). Столица этой области есть город Ар, который теперь из соединения еврейского слова с греческим называется Арсополис, а не потому, как некоторые думают, что это есть город ρεος, т. е. Марса. А как он был знаменит, об этом свидетельствует Иеремия, говоря: «нет более ликования в Моаве» и еще: «ты полагался на укрепления твои и на сокровища твои»; и еще: «плодороден был Моав от юности своей, и сидел на дрожжах своих, и не переливался из сосуда в сосуд, и в переселение не ходил, и оттого оставался вкус его в нем, и запах его не изменялся». И в другом месте: «каким образом переломлен жезл сильный, трость славная»? и немного ниже: «слышали мы о гордости Моава, он горд чрезмерно. Высокомерие, и надменность, и гордость, и возношение сердца его Я знаю, говорит Господь, и дерзость его» ( Иер. 48:2, 7, 11, 25, 29, 30 ). Следовательно как против Вавилона и Филистимлян пророк предсказывал, что они будут угнетать народ Иудейский, так теперь предсказывается разорение Моавитян, т. е. Аравии Ассириянами и Вавилонянами. Ибо они были опустошены тем и другим народом в то время, когда Сеннахериб отвел в плен Израиля, и когда Навуходоносор разрушил Иерусалим ( 4Цар. 17 и 25). Ибо Моав, по случаю нашествия на Ефрема и Иуду того и другого врага, радовался, как говорит Иеремия: «ударит рукою Моав в блевотине своей, и сам будет посмеянием. Не был ли в посмеянии у тебя Израиль, как будто между ворами ты поймал его» ( Иер. 68:26–28 ). Итак за слова твои, какие ты сказал против него, ты будешь отведен в плен. А слова: ночью опустошен Ар, Моав умолк составляют приличное начало поругания, что опустошен был в темноте тот, который от кровосмешения отца был зачат ночью; если только под ночью мы не должны разуметь силы ужаса, и если нельзя думать, что так как он надеялся на стены, то был побежден хитростью и подкопами. Я слышал от одного Ареополитанца, что подтверждает и самый город, – что великим землетрясением, бывшим во время моего детства 23 , когда во всем мире моря вышли из берегов, в ту же ночь пали стены и этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Гонения за правду. Человек, идущий по пути, указанному Христом, не останется без внимания окружающих. В ком-то он будет вызывать насмешку, в ком-то зависть, в ком-то —  раздражение. Безусловно, он будет мешать – просто самим фактом своего присутствия, и свидетельством о Господе. Реакция неизбежна – он встретится с враждебностью и даже гонениями. Но Иисус утешает: в таком случае человек поднимается до уровня пророков и обязательно получит свою награду у Бога. Поразмышляйте: как использовать блаженства в собственной молитве? Как эти блаженства могут вас утешить? Чего из сказанного Христом вам больше всего не хватает, о чем можно молиться? Как блаженства могут помочь определить свое внутреннее состояние, подготовиться к исповеди? Блаженства могли вызвать у учеников смешанные чувства: «однако трудные эти блаженства!» Обычный человек, сообщив такие новости, попытался бы здесь приласкать, утешить. Но Иисус поступает иначе. Он показывает, насколько Он на нас надеется: 13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Соли обычно немного, но как она важна! Она придает вкус, сохраняет от порчи, а в некоторых случаях способна остановить процесс разложения. Но посыпь соль на рану – и будет щипать. Так и христиане: несмотря на пользу для этого мира, их служение и присутствие будет далеко не всегда приятно окружающим! Многих интересовало, как Иисус относится к закону Моисея. Ходили слухи, что Он отвергает заповеди. Этот же вопрос волновал и первых христиан. Некоторые считали (и сегодня такие находятся), что после Христа главное – жить «по любви», а детали не важны. Но Иисус говорит: 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

http://blog.predanie.ru/article/blazhens...

Греческие мистерии (укорененность которых в традиционной народной религии эллинов сомнительна) предполагают возрождение еще при жизни. Еще до смерти человек должен обрести опыт нового рождения, что, в свою очередь, предполагает предварительное приобщение и к опыту умирания. Мистериальное умирание и воскресение рассматриваются как залог того, что с настоящей смертью посвященный разминётся… В христианстве же возвещается двойная эсхатология. Здесь есть два воскресения: первое — внутреннее, сокровенное, мистериальное возрождение в духе и в вере при жизни. И второе Воскресение — на пределе истории, общечеловеческое Воскресение, которое охватывает и тело. Души могут воскресать поодиночке; но воскрешение тела христианство видит только во всецелом общекосмическом перевороте [ 90 ]. Если одно из этих воскрешений затмит собой другое — появится ересь. Если весь упор делается на ожидании конечного воскресения мертвых, и всё религиозное чаяние перемещается в эсхатологическую даль — легко распространяются обрядоверие и законничество. Человек забывает вкус причастия к Вечности и живет вдали от нее, хотя по уставам, ею освященным. Если же акцент целиком делается на внутренних состояниях и переживаниях — рождается гностицизм, редуцирующий религиозную жизнь к чисто внутренним переживаниям (зачастую вполне авантюрного, неконтролируемого и непроверяемого характера). Для того, чтобы стать соучастником конечного восстановления человечества, надо пережить мистерию нового рождения в рамках земной жизни. Естественно, что это должно быть рождение, отличное от первого рождения от матери. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу ночью, и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 1-5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Да испытывает же себя человек», хотящий причащаться Святых Тайн, и тогда пусть причащается небесного Хлеба, Тела Христова, и от Чаши жизненной да пиет, «ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор. 11, 28–29 ). Итак, желающие причастия, испытывайте себя, свою совесть, вспоминая грехи свои, – осудите себя прежде Суда Страшного, ибо если бы мы рассуждали, т.е. разбирали бы подробно свою жизнь и исправлялись, тогда не были бы осуждены. Земной путь христианина к Богу Земной путь христианина к Богу – борьба с плотью, покаяние, исполнение христианских добродетелей: любви к Богу и ближнему, терпения и прощения обид, смирения, милосердия и прочего. Взгляд на богатство Часть I «От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11, 12 ). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати, и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один животворный, о коем Господь говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю» ( Лк. 12, 49 ), а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собой, чтобы возбуждать в себе огонь Божественный, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу всякими грехами. Вот, у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия всегдашнего к ближнему в его скорби, беде, бедности, болезни, – перемени себя, будь сочувствен... не имеешь усердия в молитве к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей дух, вкус и духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро – привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовною; добро привлекает к себе обетованиями вечной жизни за победу над страстями. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» ( Апок. 3,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Да это не важно! Какая разница? – Я могу назвать святых отцов Исаака Сирина и Ефрема Сирина , которые утверждают, что вкус плода на Древе добра и зла был точно таким же, как на соседних деревьях. Даже по форме, по цвету они ничем не отличались. Это было чисто условное ограничение. Всякая педагогика начинается с ограничения. Святитель Феофан Затворник писал о том, как детей обучать в строгости и в свободе. Например, дается ограничение: делай что хочешь, но играй в этом углу. То есть мы не запрещаем ребенку выплескивать энергию – творческую, игровую, но у него есть ограничение – находиться в указанном месте. Если посмотреть – в нашей жизни, на работе тоже есть предписания. На этом строится вся педагогика. Но предположим, вы говорите: «Не ходи», – а ребенок пошел. Требуете: «Не делай», – а он делает. Как тут поступить? Что произошло в раю? Дьявол, денница, павший с неба, люто ненавидящий людей, превратился в змея, влез на Древо. Что он предлагает Еве? Давайте попробуем воспроизвести их диалог. Какой у него первый посыл? – Правда ли, что Бог запретил есть все плоды со всех деревьев? – Да: «...подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю» ( Быт.3:1 ). То есть первое – это посеять сомнение. Дьявольское действие всегда начинается с этого. А так ли сказал Бог ? Потом второе, что увлекает: «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ). Это и есть цель – уподобиться Господу, но чтобы ее достигнуть, надо нарушить единственное требование Бога. А в чем главная ошибка Евы? Как надо было поступить Еве, чтобы не впасть в этот грех? – Спросить разрешения у Адама... Перекреститься... – Святые отцы говорят, что главная ошибка Евы состояла в том, что она начала слушать дьявола, она вступила с ним в диалог. И этот шепот дьявольский – «а правду ли Бог сказал?» – до сих пор раздается в ушах человека. Дьявол действует таким же образом – невидимо, через помыслы. Даже через благие: сделать еще лучше. Не как положено, а как лучше. Ты уже так совершенен, что тебе нет равных...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Даже все отношения и естественные отправления человеческой жизни должны проникаться христианским духом, соответственно той верховной цели, для которой они совершаются и тому настроению, с которым христианин выполняет их. «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор.10,31 ). По аскетическому учению, «все творения Божии добры и чисты. Сказано «Для чистых все чисто» ( Тит.1,15 ); преданным же страстям, грехолюбивым – все кажется нечистым и дурным, и все влечет их ко греху, – пища ли; питие ли, ... и осязание, и обоняние, и слух, и вкус, вообще всякая вещь, всякий образ, всякое движение побуждает таковых ко греху; напротив, верных, чистых, благоговейных все возбуждает к благодарению Бога, руководствует ко всякой правде и научает совершенному благочестию. ПОКАЯНИЕ Христианская религиозно-нравственная жизнь человека начинается покаянием. Являясь основополагающим актом нравственного воссоздания человека, покаяние есть первое и основное христианское аскетическое средство. Проповедническая деятельность Спасителя началась и во время своего продолжения проникалась призывом к покаянию, которое Им Самим в качестве обязательного условия для вступления в Царство Небесное: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.4,17 ). В апостольской проповеди ясно выражена мысль о том, что именно в покаянии выполняется фактически цель домостроительства Божия о спасении людей, так как именно этим путем человек переходит из области греха в жизнь вечную. «Его (т.е. Христа) возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние в жизнь» ( Деян.5,31 ), «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» ( Деян.11,18 ). В Новом Завете в отличие от употребления этого слова у классических писателей покаяние означает не просто перемену образа мыслей, сообщение направлению жизни новых целей, но именно обращение ко Христу, вступление в такие отношения к Богу, которые не стоят более в противоречии с волей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

Девятая желчная гроздь – гнев Божий, ибо пьянствующий, преступая заповеди Божии, подвигает на гнев Бога своими грехами. Поэтому пророк Исаия восклицает: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра, и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( Ис. 5:11–12 ). Таким и пророк Иеремия говорит: «пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас» ( Иер. 25:27 ). Десятая и самая горькая гроздь пьянственного винограда есть несомненная погибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу своей смерти, могут каяться и сожалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же как может, умирая, покаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к нему неожиданная кончина? Умирающий же без покаяния неизбежно попадает в геенну. Вот каковы гроздья того содомо-гоморрского винограда, то есть пьянства, вкус которых хотя вначале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в змеиный и аспидный яд. Все это сказано не для похуления вина, но для укорения пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда (1). Ослепляет [умные очи] чревобесие, то есть объедение и пьянство... Где царствует пьянство, там изгоняется ум, губится разум, погрешает совесть и извращаются суды (1). Объедение и пьянство сделало многих людей не только убогими, не только довело до беснования и сумасшествия, но и безвременно предало ужасным смертям, и совсем искоренило, искореняет и ныне держащихся его, ибо пишется: «Не смотри на вино» ( Притч. 23:31 ). Как бы много ни пить, вина не одолеешь, тебя же оно совершенно одолеет и обратит в ничто… Поистине, вредно и пагубно не только душе, но и телу пьянство, переходящее всякие естественные границы. Теперь люди придумали много пить о здравии за других людей и заочно, а себя безмерно губить этим, ибо от желаний пьяного человека никому не может быть никакой пользы, в них нет сердца, поднесенного любви Божией. Если человек удовлетворяет своим страстям, если не поучается закону Господню, лишается Святой Церкви и не сострадает своей братии никакими благотворениями, то он согрешает (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010