Во время обучения в 1-й московской гимназии Николай увлекся толстовством, от которого воспринял критику существующего политического строя, стал симпатизировать левым идеям, вступил в нелегальные кружки, выступал со страниц рукописных гимназических журналов с пропагандой социализма. Эсер М.В. Вишняк впоследствии вспоминал: «Была у нас, классом ниже, и (...) будущая достопримечательность Николай Николаевич Гиммер, впоследствии Суханов, эс-эр, потом меньшевик-интернационалист, вдохновлявший политику " революционной демократии " в самые первые дни и недели февральской революции и ставший ее первым историографом. В гимназии он держался всегда в стороне, как бы стараясь быть незаметным. Невзрачный и сутулый, он обращал на себя внимание умным лицом с не сходившей с него ядовито-иронической улыбкой и такой же речью. Учился он отлично. Тоже окончил с золотой медалью». Окончив в 1901 г. обучение в гимназии, Суханов уехал в Париж, где продолжил свое образование в Русской высшей школе общественных наук (свободном университете для российской революционной молодежи), где слушал лекции В.И. Ленина , Ю.О. Мартова, Л.Д. Троцкого, В.М. Чернова . Вернувшись в России в 1903 году, Суханов поступил в Московский университет, однако закончить его не сумел, так как был отчислен по политическим мотивам. К этому времени он примкнул к партии социалистов-революционеров, был членом московской эсеровской организации. Вишняк вспоминал о нем: «Спорить с ним было трудно: он был въедлив, как аналитик, и неугомонен, как диалектик. Суханов был лично связан с членами, так называемой, московской оппозиции в партии с.-р., из которой вскоре выделились, так называемые, " максималисты " ... Уже тогда Суханов был много радикальнее всех нас» . В мае 1904 года Суханов был арестован и приговорен к полутора годам тюрьмы, но начавшаяся революция 1905 года позволила ему оказаться на свободе раньше срока. Сразу же после опубликования Манифеста 17 октября, провозглашавшего политические свободы, в числе других Суханов оказался на свободе по требованию революционных демонстрантов и тут же с головой окунулся в революцию. Он был одним из участников декабрьского вооруженного восстания в Москве, после подавления которого перешел на нелегальное положение и эмигрировал в Швейцарию.

http://ruskline.ru/history/2017/01/24/ma...

Когда погиб мой духовник, митрополит Антоний позвонил и спас меня Отец будил дочь в пять утра, и это повлияло на всю ее жизнь 14 августа, 2017 Отец будил дочь в пять утра, и это повлияло на всю ее жизнь «Этот мир безопасен». О том, зачем таскать детей на Эльбрус, какие главные вещи можно услышать от отца и как благодарить Бога после гибели духовника и смерти мужа, «Правмиру» рассказывает художник Мария Вишняк. Свои выставки художник Мария Вишняк и ее муж иконописец Александр Соколов всегда проводили совместно. Каждый из них на своем художественном языке говорил о красоте Божьего мира. 34 года они были вместе. Два с половиной года назад Александр умер. «Пиши Россию, которая уходит» Наш с Сашей духовник, отец Анатолий Яковин, служил в маленькой деревне Пятница Владимирской области, среди мещерских лесов и болот. Так сложилось, что у него на приходе  нашли приют  репрессированные в  прошлом люди.  Он селил их заботливо, как мог, с  любовью обустраивал им быт.  В результате приход сложился как скит. Главными прихожанами на ежедневной службе были монахини и схимонахини.  Служба всегда была долгая, уставная. Это были удивительные люди, прожившие невероятно трудную жизнь, видевшие ужас сталинских лагерей. Каждый из них являл собой образ настоящего христианина, простого, глубокого, достойного и невероятно теплого и жертвенного. Мы встречали  много талантливых людей, прекрасных музыкантов, прекрасных художников, просто добрых людей. Но здесь было иное — какой-то загадочный внутренний свет, который шел от этих людей, родившихся в  совершенно незнакомой нам стране… Общение с этими людьми очень повлияло на нас с Сашей. Позднее, когда я уже работала над дипломом,  мой дорогой, любимый учитель Илья Сергеевич Глазунов посоветовал мне, чтобы я к своей работе написала несколько портретов космонавтов. Он хотел, чтоб моя жизнь устроилась как можно лучше, а такая работа дала бы мне известность, признание, то есть, как  он говорил, не просто хлеб с маслом, а еще что-то. Я примчалась к духовнику и говорю: «Батюшка что делать? Илья Сергеевич рекомендует писать космонавтов». Он мне ответил:

http://pravmir.ru/kogda-pogib-moy-duhovn...

Андрей Владимирович (в. кн.). Дневник. Красный Архив XXVI. Андреев. Из офицерских писем с фронта в 1917 г. Кр. Арх. L-LI. , Анэ. La Révolution Russe. Paris 1919. Арбатов. Екатерннослав, 1917–22. Арх. Рус. Рев. XIII. Блок. Последние дни императорской власти. 1921 г. (переп. в А. Р. Р. IV). Болдырев. Из дневника, 1917 г. Кр. Арх. ХХШ. Борьба за октябрь на Артемщине. Харьков 1929. Боткина-Мельник. Воспоминания о царской семье. Белград 1921. Бош. Год борьбы – 1925 г. Брамсон. К истории трудовой партии. Пет. 1917. Бубликов. Русская революция. Hью-Iopk 1918. Булгаков. Революция на автомобилях. «На Чужой Стороне», 6. Буржуазия накануне революции. Ред. Граве, 1927. Бьюкенен. Моя миссия в России. Берлин 1924. Васильев. Mes souvenirs. «Monde Slave». 1927. Верешак. Революция на Кавказе. «Воля Pocciu». Верховное Командование в первые дни революции. Кр. Арх. V. Верховский. Россия на Голгофе. Петр. 1918. Верховский. На переломе жизни. «Былое» 27. Верцинский. Год революции. Талин 1929. Вильчковский. Пребывание Государя Императора в Пскове по разсказу ген. Рузскаго. Русская Летопись кн. 3. Винберг. Крестный путь. Мюнхен 1922. Витте. Воспоминания. Берлин 1922. Вишняк. Два пути. Париж 1931. Вишняк, Lenin. Paris 1933. Воейков. С Царем и без Царя. Гельсингфорс 1936. Волконский. Мои воспоминания. Мюнхен 1923. Воронович. Записки председателя Совета солд. депутатов. (Архив Гражданской войны, вып. II). Берлин. Врангель. Записки. Ч. I. «Белое Дело», кн. V. Врангель Н. От крепостного права до большевиков. Берлин, 1924. Гайстер. Всеподданейший отчет Саратовскаго губ. Столыпина. Кр. Ар. XVII. Галкин. Октябрьская рев. в Ростовском у. Ростов. Генкина. Февральский переворот. Очерк истории окт. рев. под ред. Покровскаго II – 1927. Головин. Русская контр-революция. Париж 1937. Головин. Внешния усилия России в мировой войне. Париж 1939. Гольденвейзер. Киевския воспоминания. Арх. Р. Рев. VI. Горелов. На реках вавилонских. Берлин 1921. Государственное Совещание. Архив Окт. Рев. 1930. Горев. Предисловие к книге ген. Мартынова «Февральская Революция».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Едва ли не единственным выступил против этой идеи Н. А. Бердяев в 1923 г. в «Философии неравенства» (самой нелюбимой книге Степуна): «Христианство не имеет ничего общего с демократией и не может давать обоснования демократии, Эта попытка сблизить христианство и демократию есть великая ложь нашего времени, отвратительная подмена. Христианство — иерархично» (Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС. 1990. С. 172). Эту идею он развивал неоднократно. В 1925 г. он опубликовал статью «В защиту христианской свободы (Письмо в редакцию)», где снова разводил эти два понятия, утверждая: «Не в демократии, а в христианстве открылось абсолютное значение человеческого лица» («Современные записки». 1925. Кн. 24. С. 295). В том же номере ему отвечал Степун. Понимая, что Бердяевым движет как бы религиозный максимализм, он писал: «Нельзя христианство противопоставлять демократии. Христианство вечная, " в небесах заданная " человечеству тема. Демократия же одна из попыток ее разрешения на земле» («По поводу Письма Н. А. Бердяева»//Там же. С. 319. См, также наст. изд. С. 858—859). Степуна в данном случае поддержал его обычный противник М. Вишняк: «В апокалиптическом максимализме Бердяева видим такое же отрицание современной культуры и свободы, какое в свое время он сам видел в социально-политическом нигилизме русской интеллигенции. Недаром евразийцы, во многих отношениях буквально копирующие Бердяева, сами называют свое учение системой максимализма. Чем бы ни вдохновлялся максимализм, нигилизмом, апокалипсисом или фашизмом — Ф. А. Степун совершенно точно определил евразийство как русский фашизм — он одинаково идет бунтом против свободы, культуры, влечения человека и человечества к свободе» (Вишняк Марк. Две Свободы//Там же. С. 334). В 1933 г. в «Новом граде» в статье «Основы христианской демократии» Г. П. Федотов сызнова ставит вопрос, «совместимы ли свобода и демократия с христианством» (Федотов Г. П. Тяжба о России. Раш. УМКА-РКЕ58, 1982. С. 132). И отвечает: «Христианская демократия есть не бесцарствие, но царство народа Божия. Демократическая теория народного суверенитета, разливающая суверенитет между всеми личностями, составляющими народ, является секуляризованным отражением той же идеи. Демократия в Европе долго говорила христианским языком , прежде чем заговорить языком Руссо» (Там же. С. 138). Необходимость отстаивания этой идеи вытекала для него из политической ситуации времени: «У большевиков и у гитлеровцев равно бродят сакральные страсти. Должны они проснуться и в демократии» (Там же. С. 139). Публикуемая статья Степуна есть важное звено в развернувшейся полемике. Позднее о христианстве как основе демократии скажет и С. Л. Франк (См. прим. 11 наст. изд. к статье «Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Для композиции был выбран момент, когда государь вместе с цесаревичем идут перед конными войсками казаков – особых передовых частей. Вновь нарушена историческая хронология, и за государем – не те генералы, которые на тот момент были в Ставке, а все те, кто остался ему верен до самого конца, не предал в последующие страшные годы. Снова духовная правда оказывается вернее исторической. – Все эти генералы идут с суровыми лицами, прекрасно понимая, что из себя представляет война, – рассказывает Мария Вишняк. – Только один царевич с сияющими глазами, счастливый. Многие фотографии свидетельствуют, как он был горд, счастлив, что отец брал его с собой на передовую линию. Здесь, в этой картине, может быть как нигде, мне было позволено через природу показать трагизм происходящего. Толстые березы, отчасти уже сломанные снарядами, теряют последние листья в порывах ветра. Смотр войск происходит на холодном восходе солнца, последняя стая улетающих птиц. Сильный ветер развевает полы шинелей, обрывает последние листья. Можно разглядеть, что идет первый снег. Природа словно реагирует холодом на ужас потерь войны, усугубляя ощущение трагедии. Сцена в лазарете С одной стороны, сюжетно эта картина близка предыдущей, но настроение здесь иное, светлое. Люди прошли через ужас войны и выжили, и теперь о них заботятся государыня, ее дочери и персонал, тщательно подобранный Александрой Федоровной. Если смотреть на сюжет с точки зрения земной истории, то, казалось бы, чему радоваться, ведь скоро – конец всему, и жертвы этих солдат в итоге напрасны. Но речь ведь о храмовых росписях, а значит, о Горнем мире. Поэтому – здесь весна, цветущие яблони за окном, торжество жизни над смертью, отзвук Пасхальной радости, Божественного света. Поэтому – много света, много белого цвета – в одеяниях персонажей, как и положено у сестер милосердия. Но мы же знаем, что белый цвет в иконе – это тоже – свет. – Эта композиция складывалась труднее остальных, – говорит Мария Вишняк. – Просто нарисовать людей с травмами в лазарете было довольно сложно, нужен был сюжет. Работая над этой темой, я нашла удивительно красивую историю. Однажды в лазарет в Царском Селе поступает штабс-ротмистр Лейб-гвардии Уланского Ее Императорского Величества Александры Федоровны полка Дмитрий Малама. Это 25-летний красивый молодой человек, у которого была раздроблена левая нога. Он вел свой полк в атаку и подорвался на мине.

http://pravmir.ru/mitropolit-velel-raspi...

86. Урбане Гуго (1890-1946) — вступил в германскую социал-демократическую партию еще до Первой Мировой войны, и в Германскую компартию в 1920 году. За поддержку «левой оппозиции» Урбане был исключен из компартии в 1926 году и стал одним из основателей Ленинбунда в 1928 году. Член Международной «левой оппозиции» до 1930 года. В 1933 году эмигрировал в Швейцарию. 87. Истмен Макс Форрестер (1883-1969)— американский журналист, писатель, поэт, литературный критик и радикальный политический активист. Первоначально социалист, троцкист и один из ведущих представителей Гарлемского ренессанса, под конец жизни стал антикоммунистом. 88. экспургация (лат.) — чистка. 89. ad usum delphini (лат.) — «для использования дофином». Учебная библиотека греческой и латинской классики, предназначенная для воспитания Людовика — великого Дофина, сына Людовика XIV. 91. Родичев Федор Измайлович (1854-1933) — российский политический деятель. Член Государственной думы I, II, III и IV созывов (1906-1917). 92. Ткачев Петр Никитич (1844-1886)— русский литературный критик и публицист. Идеолог якобинского направления в народничестве. 94. Вишняк Марк Вениаминович (настоящее имя — Мордух Веньяминович Вишняк) (1883-1976) — российский юрист, публицист. Член партии социалистов-революционеров с 1905 года. Известный деятель культуры русского зарубежья. Один из редакторов парижского журнала «Отечественные записки». 96. coup d’Etat (фр.) — государственный переворот. 99. objection de conscience (фр.) — отказ от военной службы по религиозноэтическим соображениям. 100. толстовско-соловьевский спор... — см. «Три разговора» В. С. Соловьева (1900), в котором обсуждается позиция христианина во время войны. 102. Шестаков Андрей Васильевич (1877-1941) — советский историк, специалист по аграрной истории России. Профессор (1935), д-р ист. наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1939). 103. Жданов Андрей Александрович (1896-1948) — государственный и партийный деятель СССР 1930-1940-х гг. 104. Датов Сарымани — скорее всего, речь идет о Срыме Датове, предводитель восстания в Казахстане в 1783-97 годах.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Надежды на Учредительное Собрание означали лишь большее еще понижение общественной сопротивляемости и фактическое признание октябрьской победы большевиков. Что это победа временная – пока почти никто еще не сомневался. Не следует придавать слишком большое значение тем литературным формам, в которые облекались иногда те или иные обращения, адресованные к массам. Так «Земский Собор» вкладывал в свое воззвание слова: «окровавленная родина стоит на краю гибели и, если есть слабая надежда спасти Россию и великий народ, от иноземного ига и окончательного внутреннего распада – это надежда на Учредительное Собрание». В действительности этого трагизма современники не ощущали, и Бьюкенену взгляды самого инициатора Собора Шрейдера казались чрезмерно «оптимистическими». Вишняк в своей работе, посвященной Учредительному Собранию, приводит (по отчету «Нашей Речи» 28 октября) очень показательную выдержку из речи Мережковского на митинге писателей, выражавшей мнения довольно широких общественных кругов: «солнце русской земли» потушить нельзя. «Когда оно взойдет, исчезнут все призраки. Или, может быть, упырь захочет потушить солнце? Ну, что же пусть попробует. Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что на Учредительном Собрании Ленин сломает себе голову». Только в этой обстановке пассивного ожидания того, что должно неизбежно случиться, и призывов: «не растачать сил перед Учредительным Собранием возможно понять деятельность временного «подпольного» правительства. Черед 25 лет с некоторым недоумением рассматриваешь опубликованные черновые наброски протоколов его секретных заседаний. Только в уверенности, что жизнь вскоре должна вернуться в старое русло, возможны были ассигновки 10 мил. руб. Особому Совещанию по топливу для уплаты срочных платежей «по продовольствию, обмундированию и на инструменты», 7 1/2 мил. ссуды на заготовку дров Городскому самоуправлению, отпуск 431 тыс. на преобразование технических железнодорожных училищ и т. д. Обсуждался даже вопрос об ассигновании 4 мил. 800 тыс. «для разработки сланцев под Петербургом». С исчерпанием наличности Государственного Банка (доклад Фридмана 14 ноября о захвате банка большевиками) должна была прекратиться финансово-административная деятельность подпольного правительства: в протоколе 15 ноября имеется пометка – отклонить «ходатайство Министерства Земледелия об отпуске 4 мнл. 500 тыс. на сельско-хозяйственную перепись».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

48 To же произошло и в России. Дабы обойти цензуру, Свенцицкий не в первый раз прибегает к подобному иносказанию. 51 Ср.: «Задержанный в районе 1-го уч. Мясницкой [Москва] германский подданный А. Э. Ферингер за разговор на немецком языке подвергнут денежному штрафу в размере 200 руб. с заменой при несостоятельности арестом на две недели» (Русские ведомости. 1915. 18 июля. С. 4). 53 Ошибка памяти: перепись населения Москвы и пригородов проходила 31 января 1902 (предварительная началась 15 ноября 1901), а в ИМУ Свенцицкий поступил летом 1903. 54 МГ. 1915. 3 октября. 272. С. 2; 15 октября. 284. С. 2. Подпись: Отец; 1916. 7 марта. 65. C. 1. Без подписи. 55 Хвостов Алексей Николаевич (1872–1918) – министр внутренних дел России с 26 сентября 1915 по 3 марта 1916. Из автохарактеристики: «Я человек без задерживающих центров» (Спиридович А. Великая война и Февральская революция. Т. 2. Гл. 17); «беспардонный и жизнерадостный шут» (Падение царского режима. Л., 1924. Т. 1. C. XXVIII). Щербатов Николай Борисович (1868–1943) – министр внутренних дел России с 5 июня по 26 сентября 1915, выступал за сотрудничество с оппозицией. 56 МГ. 1916. 29 января. 28. Подпись: Далёкий Друг. Воспоминания о C. Н. Трубецком взяты из статьи «Благоразумная резолюция» (Новая Русь. 1910. 9 марта. 66. С. 4). 57 В ноябре 1901 возглавляемая профессором ИМУ Π. Г. Виноградовым студенческая комиссия «собралась для суждения об оскорблении, нанесённом русской учащейся женщине кн. Мещерским в «Гражданине»... Когда, в связи с тем же делом... курсистка стала взволнованно объясняться с директором Высших женских курсов, престарелый проф. Герье не то взял её за подбородок, не то не взял, а только сказал: «Цыпочка, сядь в клеточку!» С женских курсов волнение перекинулось в университет» (Вишняк М. Дань прошлому. Н.-Й., 1954. С. 57–58). Подр.: АнтогценкоА. История одной профессорской отставки//Казус. Вып. 4. M., 2002. С. 234–272. 58 Глинка-Янчевский Станислав Казимирович (1844–1921) – член Главного совета СРН с 1910, ред. газ. «Земщина»; для борьбы с террором предлагал «за каждого убитого сановника расстреливать известное число интеллигентных иудеев по жребию».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

172 ...случалось ли и с другими что-нибудь подобное? – То же происходит, например, в к/ф «Облако-рай» (реж. Н. Н. Досталь, 1990). 174 ...возвышалась сутуловатая фигура... – Эрн, по описанию Белого: «дылдистый казался аршином складным» (Белый А. Начало века. М., 1990. С. 298–299). 177 Если есть кто-нибудь... – Чтобы вернуть этому страстному воплю подлинный смысл, достаточно заменить одно слово: «жизнь» – на «смерть». 178 ...одним словом, гадость! – Отвращение вполне оправдано: описанный шабаш в масках имеет мало общего с благообразным празднованием Рождества Спасителя. 179 ...на Рождестве через год после моего возвращения из Македонии. – Таким образом, знакомство с Марфой надо отнести к концу 1904, а борьбу с искушением, её приезд и смерть Верочки в результате уличных беспорядков – к осени 1905. Но события религиозно-общественной жизни странного человека разворачиваются в ином хронотопе. 180 ...наваждение было сильнее смерти... – Ср. безуспешную попытку старца отвратить от плотских искушений молодого послушника в рассказе «Песнь песней». Чистая любовь к Верочке тоже пересиливала смерть, но потом странный человек счёл её «дьявольским наваждением». 181 ...чтобы придерживаться хронологического порядка... – Для событий второго (не по значимости) плана повествования он никак не соблюдается, переходы от «сердечных дел к религиозным» обусловлены сугубо композиционными задачами. 182 Уверуешь, мол, и ничего не изменится. – Свенцицкий выявляет очередную диавольскую ловушку, попытку разъединить нас со Спасителем. Да, всё останется по-прежнему, если ограничиться отвлечённым суждением. Признание Бога умом, без сердечной решимости следовать за Ним, по существу ничего не даёт: без сораспятия Христу не будет нравственной перемены. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим. 6:8 ). 183 Всё лето и часть осени в лесной сторожке «Спасался»... – И это должно отнести не к Эрну, а к Свенцицкому: именно он удалялся в свою дачу-избушку, «на лоно природы для медитаций» (Вишняк. С. 168). Решение «выходить на активную общественную работу» созрело у друзей осенью 1904 (годом позже она уже вовсю велась).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Белый и антропософия — большая тема, которой я по существу в этой статье не касаюсь. 344 Вл. Ходасевич полагает эту тему во главу угла всего творчества Белого, на мой слух, снижая ее тем психоаналитическим поворотом, который он ей придает. Правда, в писаниях Белого есть совершенно прямые указания на наличие в душе Белого переживаний, прямо-таки вызывающих применение к ним фрейдовских методов исследования; тем не менее я думаю, что историософский подход к творчеству Белого существеннее психологического, и в особенности психоаналитического. 345 В этой словесной игре, — не больше, — нельзя не видеть попытки сближения «истины» и «бытия», т.е. тенденции к онтологическому, бытийственному пониманию истины. 346 «Переписка из двух углов» (Пг.: Алконост, 1921. 62 с. Изд. 2-е: М., Берлин: Огоньки, 1923. 71 с.) — книга, составленная из писем Вяч. Иванова и Мих. Тершензона. 347 Об «органической эпохе» говорилось в статье Вяч. Иванова «Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего» (впервые: Золотое руно. 1906. 5—6). 348 От мысли к мысли, с горы на гору (итал.). 349 Полностью поэма Вяч.Иванова «Человек» была опубликована только в 1939 г. 350 Стихотворение из цикла «Римские сонеты». 351 В своем посвященном Г. П. Федотову фельетоне М. В. Вишняк отмечает, что «имя Степуна, как редактора, было снято с обложки журнала только начиная с 7 номера; в 1938 г. он продолжал находиться в Германии и после прихода к власти Гитлера». В дополнение к этому разъяснению считаю важным прибавить, что в гитлеровской Германии я проживал, начиная с 1937 г., в качестве уволенного по политическим соображениям из высшего учебного заведения профессора, которому было запрещено как печататься, так и публично выступать с лекциями. Никакого расхождения между мною и редакцией «Нового града» по вопросу о национал-социализме, как мог бы подумать непосвященный читатель на основании слишком краткой заметки Вишняка, никогда не было. Это доказывается тем, что написанная мною в 1937 г. статья «Германия проснулась» была без всяких изменений и без моей подписи напечатана как редакционная в 7 номере нашего журнала. 352

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010