Разделы портала «Азбука веры» Мария Вишняк " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 6  голосов:  5.0 из  5) Мария Вишняк для «Азбуки супружества» Художник Мария Вишняк рассказала о своем муже, иконописце Александре Соколове (1959–2015), об их знакомстве, совместной жизни, о воспитании детей. Мария, сколько лет вы с Александром прожили? Тридцать четыре года, три месяца и одиннадцать дней. Когда поженились, уже были воцерковлены? Да. Мы оба крестились в семнадцать лет, причем пришли к этому независимо друг от друга. Мы в то время уже были знакомы, так как вместе учились в художественной школе, общались дружески, но еще были не настолько близки, чтобы делиться друг с другом такими сокровенными вещами, как внутренние поиски. Я пришла к вере скорее через музыку. В детстве училась не только в художественной школе, но и в музыкальной, очень любила многоголосие. А в тринадцать лет приехала из Ставропольского края в Москву, поступила в художественную школу при Академии художеств, она находится напротив Третьяковской галереи, а рядом, на Большой Ордынке, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он в советское время не закрывался, и там был потрясающий хор под управлением регента Николая Матвеева. Я заходила туда просто послушать, как поют, и пение меня завораживало. Потихонечку Господь открыл мне, что поют, и я поняла, что мне надо креститься. К тому времени я уже Достоевским увлекалась, и это тоже меня подвигло к крещению. Тогда школьники и студенты не могли открыто ходить в церковь, тем более в Москве. Послушать хор в будни я заходила, а попасть в храм на Пасху молодым людям было невозможно. Но чудесным образом получилось, что моя подруга, Наталья Отрошко (ныне покойная монахиня Иоанна), путешествуя по России, забрела в село Великодворье Владимирской области. Маленькое село, двенадцать или тринадцать дворов, и половина нежилая, но там стояла церковь Параскевы Пятницы, построенная, как ни странно, в 1926 году, когда все церкви разрушались. Построили ее на средства рабочих находившегося недалеко оттуда стекольного завода. Маленькая церковь, простой деревянный сруб, никакой замысловатый архитектуры, но настоятель, отец Анатолий Яковин, тогда еще молодой батюшка, произвел на мою подругу большое впечатление. Человек очень образованный, но при этом простой и открытый, он располагал к себе и очаровывал людей сразу. Вскоре подруга привезла к нему меня, а когда мы уже ближе познакомились и подружились с Сашей, приехали к отцу Анатолию вместе с ним. Отец Анатолий венчал нас, когда Саша вернулся из армии, крестил всех наших четверых детей, и, наверное, благодаря ему, его молитвам наша семья сложилась как такое милостью Божьей гармоничное сообщество.

http://azbyka.ru/semya/romantika-iz-nash...

Ходила обычно в храм Иоанна Воина на Якиманке , потому что мне его посоветовала Мария Вишняк, преподававшая у нас в художественной школе последний год. Потом я познакомилась с ее мужем, иконописцем Александром Соколовым, и считаю его одним из учителей. Советов он мне почти не давал, но морально поддерживал, помог поверить в себя и даже отдал мне, когда я была еще начинающим иконописцем, свой заказ – икону « Воскресение Христово ». – А иконописи у кого учились? – Не только я, но большинство начавших писать иконы в конце восьмидесятых годов – самоучки. Не было тогда иконописных школ, и мы учились технике друг у друга. И в Музее Андрея Рублёва, где работала после школы, училась иконописи, потом, когда мы с мужем открыли мастерскую, пригласили туда известных иконописцев – уже названного мной Александра Соколова, Александра Лавданского, Алексея Вронского, – и, конечно, в плане техники я многому научилась у них. Но всё это было уже позже, в девяностые годы, потому что до 1991 года иконы у меня совсем не получались. А в 1991 году кое-что стало получаться. – Не получались, потому что вы оставались неверующей? – Нет, вера, к счастью, вернулась ко мне довольно быстро, в новогоднюю ночь 1986 года. Я была не в церкви, а дома. Отец Сергий Объедков (он служил в храме Иоанна Воина, и к нему я обратилась тоже по совету Марии Вишняк) звал меня на новогодний молебен , но, как я уже говорила, родителей мой интерес к Церкви не обрадовал, и я решила, что новый год ради мира в семье лучше провести дома. И там открылось… Словами трудно передать, что именно я ощутила. Было озарение, были слезы радости. С того момента никаких сомнений в том, что Бог есть, у меня не осталось. Отец Сергий провел краткий катехизический курс , я крестилась , сразу стала исповедоваться , причащаться , появились верующие друзья, после Тысячелетия Крещения Руси поездила по монастырям . Но иконы не получались. А в 1991 году так счастливо совпало, что я замуж вышла и иконы стали получаться. – Со священником советовались?

http://azbyka.ru/way/poshla-v-cerkov-cht...

В нач. марта 1917 г. совет об-ва собирался для того, чтобы составить для правительства записку, которая указала бы пути к отделению Церкви от гос-ва, 23 марта записка была опубликована как «манифест» общества в «Русском Слове» (1917. 66. С. 4). В авг. 1917 г. был открыт Поместный Собор Православной Российской Церкви , к-рый, по мнению М., должен был стать вехой на пути к религ. революции в России. Октябрьский переворот 1917 г. М. не принял. 24 дек. 1919 г. М. с женой покинули голодный Петроград и бежали в Польшу, где М. читал лекции, а Гиппиус и Философов издавали варшавскую газ. «Свобода», публиковавшую статьи против большевизма, призывавшие маршала Ю. К. Пилсудского к походу на Россию. М. В. Вишняк писал, что в Варшаве «Мережковские… узрели в маршале Пилсудском тройственный лик совершенства - воплощенную мудрость, подвиг, красоту, даже… «Дух Божий»» ( Вишняк. 1957. С. 25). В нояб. 1920 г., после заключения Польшей мира с Советской Россией, М. переехал в Париж, где у него была собственная квартира. 16 дек. 1920 г. в парижском Зале научных сообществ М. прочитал лекцию «Большевизм. Европа и Россия». М. считал, что основной задачей зап. цивилизации в тот момент было спасение России от большевизма. В 1927 г. в Париже М. организовал для рус. эмиграции литературно-философское об-во «Зеленая лампа», на собраниях к-рого помимо лит. тем предлагались и религиозные (о Св. Троице, «третьем завете», единстве жизни и смерти), читались доклады о философии Вл. Соловьёва, Ницше, К. Маркса. Председателем об-ва был поэт Г. В. Иванов, секретарем - В. А. Злобин. Заседания «Зеленой лампы», как и ранее заседания Религиозно-философского об-ва в Петербурге, протоколировались и печатались в ж. «Новый корабль», к-рый в 1927 г. начал выпускать М. Статьи М. в этом журнале носили характер духовного наставничества. В эмиграции М. сохранил веру в наступление 3-й религиозной эпохи, а также свое прежнее отношение к Русской Церкви как находящейся в духовном «параличе». Он продолжал читать лекции об «истинных» задачах Русской Церкви, настаивал на ее политической активности и требовал от Церкви всенародно произнести анафему советской власти, а далее решать вопросы свободы, права, гос-ва, политики и социальных отношений, выходить на арену мирового служения.

http://pravenc.ru/text/2563000.html

Ну, этот образ как бы с русского памятника, переосмыслено с новгородского Спаса XII века, а вот это больше тяготеет к византийской живописи. И вот происходит его мощный разворот и желание придать иконе не просто церковное, но и художественное значение. Зинона часто упрекают и вспоминают его слова, сказанные когда-то в интервью, что иконописец должен убить в себе художника. Я как-то его спросила: «Батюшка, ну что ж Вы так сказали? Теперь все говорят, что художеству учиться не надо, что надо только прориси перерисовывать, вот тебе и вся икона». Он (человек очень горячий, грек наполовину) возмутился и сказал: «Художником-то надо еще быть, чтоб его убить в себе». То есть убить надо в себе художественную гордыню, чтобы написать настоящий образ, но художником ты просто обязан быть, потому что иначе ты ничего не сделаешь. И он мне показал, как рукой можно нарисовать фигуру не отрываясь, в золотом сечении. Вот его портрет, это его духовная дочь Мария Вишняк (она жена известного иконописца из круга отца Зинона Александра Соколова) написала его портрет в Печорах. Великолепный портрет. А вот ее же портрет человека, который тоже сыграл большую роль в развитии иконы и в ее возрождении и сохранении в Советском Союзе. Это отец Анатолий Яковин, он написан Марией Вишняк на фоне иконостаса в своем храме. О таких подвижниках тоже нужно писать, говорить, про него снят маленький фильм (не знаю, правда, где он) по заказу Министерства культуры, но, по-моему, он нигде и никогда не показывался. Это был фильм про его храм Параскевы Пятницы, который находится в селе Великодворье (Пятница), в самой глубинке Владимирской области, на стыке с Нижегородской областью, это, можно сказать, живой музей современного искусства с самого начала этапа его возрождения (1980-е – начало 1990-х годов). Этот деревянный храм и сам по себе очень интересный. Он был построен в 1925 или 1927 году, то есть когда храмы разрушались, рабочими стекольного завода, там рядом Гусь Хрустальный, большие производства, и рабочие были настолько набожны, что они взамен разрушавшихся храмов решили построить свой собственный храм на территории, прилегающей к заводу, чтобы его точно никто не разрушил. И построили. В тот самый момент, когда везде все рушилось.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

ВБУ – Вольный богословский университет. ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации. ГД – Государственная дума. ГУДП – Главное управление по делам печати. ДС – Духовная семинария. ИМУ – Императорский московский университет. МКДП – Московский комитет по делам печати. ИФСО – Историко-филологическое студенческое общество. МОС – Московский окружной суд. МРФО – Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва . МСП – Московская судебная палата. ОР РГБ – Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. ПРФО – Петербургское религиозно-философское общество. РАЕН – Российская академия естественных наук. РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства. РФС – Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге. СПДА – Санкт-Петербургская духовная академия. ХББ – Христианское братство борьбы. ЦИАМ – Центральный исторический архив г. Москвы. Печатные источники АСХ – А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист: Сб. ст. по материалам междунар. науч. конф./Отв. ред. Б. Н. Тарасов. Т. 1–2. М., 2007. ВГ – Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Сост., подгот. текста, вступ. ст. и комм. В. И. Кейдана. М., 1997. Указывается номер письма по этому изданию. ВишнякВишняк М. Дань прошлому. Н.-Й., 1954. ВРХД – «Вестник русского христианского движения» (журнал). ВФ – «Вопросы философии» (журнал). Достоевский – Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972–1990. ЖМП – «Журнал Московской Патриархии». ЗПРФС – Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.). М., 2005. ЛН – «Литературное наследство» (серия). МвМ – Валентин Свенцицкий , прот. Монастырь в миру. Т. 1–2. М., 1995–1996. МЕ – «Московский еженедельник» (журнал). ОСК – Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. ПРФО–Записки Санкт-Петербургского религиозно-философского общества. Вып. 1. СПб., 1908. ПЭ – Православная энциклопедия. М., 2000– . РДСМ – Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Барабанов Н. Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в.//Византийский временник. 1989. Т. 50. С. 139–146. Бармин А. В., Буганов Р. Б. Иоанн XI Векк//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 489–492. Беляева E. Г., Масиэль Санчес Л. К. Адрианополь//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 325–326. Бернацкий М. М. Иосиф Калофет//ПЭ. 2011. Т. 26. С. 42–43. Буганов Р. Б. Иоанн XII//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 492. Вишняк М. А. Личность святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского согласно его житию, составленному Феоктистом Студитом. Магистерская диссертация. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2014. Жаворонков П. И. Андроник II Палеолог//ПЭ. 2001. Т. 2. С. 417–418. Жаворонков П. И. Византийская империя. Исторический очерк. II. Время Палеологов//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 158–161. Каждан А. П. Рецензия на: The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials/an Edition, Translation and Commentary by A.-M. M. Talbot. Washington, 1975//Византийский временник. 1978. Т. 39 (64). C. 252–255. Крюков А. М. Авксентия святого гора//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 147. Макаров Н. А., Гайдуков П. Г., Седов Вл. В., Бейлекчи В. В. Печать Константинопольского патриарха Афанасия из Переславского Спасо-Преображенского Собора//Российская археология. 2015. 4. С. 196–202. Мейендорф И. , протопр. История Церкви и восточно-христианская мистика/сост. и общ. ред. И. В. Мамаладзе. М.: Институт ДИ-ДИК, 2003. Мейендорф И. , протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение/пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. Изд. 2-е, испр. и доп. для русского перевода. СПб.: Византинороссика, 1997. (Subsidia byzantinorossica; т. 2). Острогорский Г. А. История Византийского государства/пер. с нем. М. В. Грацианского, ред. П. В. Кузенкова. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Попов И. Н. Афанасий III (II) Синаит//ПЭ. 2002. Т. 4. С. 50. Попов И. Н. Иоанн IV Дука Ласкарь//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 595. Попов И. Н. Латрос//ПЭ. 2015. Т. 40. С. 170–174.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

86 ...все его звали Семёныч... – Ср.: «Это наименование привилось и закрепилось за Орловым на десятки лет – не только в нашей, товарищеской среде, но и среди посторонних» (Вишняк. С. 28). Орлов Александр Семёнович (1882–?) – школьный приятель Свенцицкого; окончил гимназию с золотой медалью, с 1902 студент математического факультета ИМУ, товарищ министра торговли и промышленности в период Директории (осень 1917), фактический управляющий министерством. 89 ...от одних этих случайностей можно всякую веру потерять... – Случайность – безотчётное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провидение (Даль). Христиане же видят, что случает (соединяет в одно место или вообще сближает) Божий промысел, недаром «лучший» буквально значит «случившийся, выпавший на долю» (Шанский Н. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971). 90 К чему? зачем? отчего? Ничего не понимаю!–Даруй, Господи, узреть волю Твою благую и помоги терпеть то, чего не понимаю. 91 Народная газета. 1917. 12. 26 июля. С. 2. С подзаголовком «Рассказ»; подпись: Далёкий Друг. 92 Мы умрём, сгниём, вырастет лопух... – Ср. слова героя романа «Отцы и дети»: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» (Тургенев И. Собр. соч. Т. 3. М., 1961. С. 218). Г-жа Хохлакова в «Братьях Карамазовых» излагает мысль именно в той форме, что представлена у Свенцицкого: «...умру и вдруг ничего нет, и только «вырастет лопух на могиле», как прочитала я у одного писателя» (Достоевский. 14, 52). 93 Записки передвижного общедоступного театра. 1917. 7/8. Подпись: В. Свенцицкий . В редакционном примечании указано: «В первый раз прочитан П. П. Гайдебуровым на концерте-митинге «Трудовиков» в оперном Зале Народного Дома 31 мая 1917 г.». 95 ...надо ударить в набат... – «Мы звоним в малые колокола – нас не слышат! Мы зазвоним в большие! Не услышат? Мы ударим в набат – но совесть народную разбудим. Или в Церкви иссяк Дух Божий?! Или в таинствах святых – не преподносится нам благодать Божия?! Верую – пошлёт Господь и апостолов, и пророков, и подвижников. И с помощью Божьей они совершат великое дело – возрождение Церкви и спасение России. Я знаю: гром не грянет – русский человек не перекрестится. Но гром уже грянул! Так креститесь же!..» ( Валентин Свенцицкий , свящ. Россия – встань! (Две проповеди ). Ростов н/Д, 1919. С. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

116 В приложении к брошюре «Правда о земле» далее следовало: «Клевета эта была пущена какой-то тёмной личностью, проживающей в Париже, под фамилией Череп-Спиридовича, и потом официально опровергнута русским правительством, но Синод не смущаясь снова подтвердил эту ложь и разослал по всем церквам для прочтения». Изложенное Свенцицким соответствует действительности. 118 К тому же склонялся М. А. Новосёлов и 17 января 1905 писал: «За отсутствием у нас, к сожалению, истинного русского органа приходится изобретать другие способы проведения в сознание общества трезвых идей» (ОР РГБ. Ф. 265, к. 195, ед. хр. 26, л. 1). 119 17 февраля пристав 1-го уч. Мещанской части препроводил в Московское охранное отделение экземпляр воззвания к православным христианам, «обнаруженный наклеенным в 3 часа ночи на фасаде дома Рождественского монастыря по 4-й Мещанской улице». В этот день листовку находили приставы по всей Москве: на телефонном столбе по ул. Красноказарменной напротив Московского военного училища (3 уч. Лефортовской ч.); на заборе владения Лиснера по ул. Кузнецкой (1 уч. Пятницкой ч.); в 6 ч. 20 минут на заборе владения Генералова по Лялину пер. (2 уч. Яузской ч.); на ограде храма Вознесения по ул. Вознесенской и стене д. Озеровой по ул. Гороховской (1 уч. Басманной ч.); в 5.00 в Болвановском пер. на заборе д. Бахрушина, а в 6.30 на заборе владения Трофимова по Шморовой наб. (2 уч. Пятницкой ч.); на Шаболовке и Малой Серпуховской (2 уч. Якиманской ч.); в 8 утра на воротах д. Герасимова по ул. Александровской (3 уч. Сущёвской ч.); на ограде храма свт. Николая в Курницком пер.; на улицах Сущёвской и 3-й Мещанской (ГАРФ. Ф. 63, оп. 25, д. 30, т. 4 (1), л. 18–75). Таким образом, документы обличают подхваченную Е. В. Ивановой клевету мемуариста: «Клеили где придётся, – где меньше было риска быть захваченными в укромных местах» (Вишняк. С. 99). 120 «Причина переживаемой нами смуты заключается не в ослаблении государственного начала, а наоборот, в чрезмерном развитии этого начала и в запоздании с его стороны уступок в пользу законных требований начал личного и общественного» (Завитневич В. О восстановлении соборности в Русской Церкви//Церковный вестник. 1905. 7 апреля. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Шумный успех романа отмечали многие современники (напр.: Вишняк. С. 166; Зёрнов Н. Русское религиозное возрождение XX в. Париж, 1974. С. 118; Як. Львов [Я. Л. Розенштейн]. У Корша//Новости сезона. 1910. 29 ноября. 2085), диссонансом звучит лишь реплика С. Н. Булгакова в письме А. С. Глинке (Волжскому) от 28 февраля 1908: « " Антихрист», слава Богу, почти не расходится, но автору его повредил страшно, судя по отзывам» (ВГ 92), при этом ссылается он на... благожелательную рецензию Гиппиус (см. далее). Хотя московский библиофил, со слов продавца книжного магазина на Кузнецком Мосту, 22 июля 1909 констатировал: «А Свенцицкого нельзя купить: запрещён и конфискован. Оказывается, что и «Антихрист» его отобран, и всё, что он позднее писал» (Пресняков А. Е. Письма и дневники. 1889–1927. СПб., 2005. С. 643), репрессиям со стороны властей книга не подвергалась. Аналитическая записка, хранящаяся в одном из уголовных дел «сумасбродного религиозного фанатика», гласит: «...вызывает большое недоумение его новая книга (...) не то исповедь, не то роман – что предоставляется решить самому читателю (...) Герой «Антихриста» кается, что постоянно лицемерно изображал из себя перед другими глубоко верующего христианина: в таком случае – если «Антихрист» есть исповедь самого Свенцицкого – он как будто желает показать, что лгал, когда свои революционные речи держал от имени Христа? Непонятное желание! Или, может быть, в лице Свенцицкого мы имеем дело с простым агентом масонства, имеющим поручение вносить возможно больше сумятицы в умы и души для революционных целей?» (ЦИАМ. Ф. 31, оп. 3, д. 628, л. 15). Сумасшедшая «догадка» охранителей престола заставляет вспомнить Библию : Господь, наказывая царя Иудейского, попустил духа лживого в уста всех пророков его ( 3Цар. 22:21–23 ). В 1925 о. Валентин говорил: «В этой книге мною ставился один общий духовный вопрос: можно ли узнать Христа, не пережив антихриста? Если бы я писал эту книгу теперь, я многое не написал бы так, как тогда. Но это основное положение я и теперь утверждал бы так же: нельзя узнать Христа, не пережив антихриста. В этом утверждении не заключается ничего идущего вразрез с учением Святой Церкви и святых отцов. Говоря так, я вовсе не разумел и не разумею, что для того, чтобы познать

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В одном месте крутой бок возвышений убирался гуще в зеленые кудри дерев. Искусственным насаждением, благодаря неровности гористого оврага, север и юг растительного царства собрались сюда вместе. Дуб, ель, лесная груша, клен, вишняк и терновник, чилига и рябина, опутанная хмелем, то помогая друг в росте, то заглушая друг друга, карабкались по всей горе, от низу до верху. Вверху же, у самого ее темени, примешивались к их зеленым верхушкам красные крышки господских строений, коньки и гребни сзади скрывшихся изб, верхняя надстройка господского дома с резным балконом и большим полукруглым окном. И над всем этим собраньем дерев и крыш возносилась свыше всего своими пятью позлащенными играющими верхушками старинная деревенская церковь. На всех ее главах стояли золотые прорезные кресты, утвержденные золотыми прорезными же цепями, так что издали, казалось, висело на воздухе ничем не поддержанное, сверкавшее горячими червонцами золото. И всё это в опрокинутом виде, верхушками, крышками, крестами вниз, миловидно отражалось в реке, где безобразно-дуплистые ивы, [одни] стоя у берегов, другие совсем в воде, опустивши туда и ветви и листья, точно как рассматривали это чудное изображение, где только не мешала им склизкая бодяга с пловучей яркой зеленью желтых кувшинчиков. Вид был очень хорош, но вид сверху вниз, с надстройки дома на отдаленья, был еще лучше. Равнодушно не мог выстоять на балконе никакой гость и посетитель. От изумленья у него захватывало в груди дух, и он только вскрикивал: «господи, как здесь просторно!» Без конца, без пределов открывались пространства: за лугами, усеянными рощами и водяными мельницами, в несколько зеленых поясов зеленели леса; за лесами, сквозь воздух, уже начинавший становиться мглистым, желтели пески. И вновь леса, уже синевшие, как моря или туман, далеко разливавшийся; и вновь пески, еще бледней, но всё желтевшие. На отдаленном небосклоне лежали гребнем меловые горы, блиставшие белизною даже и в ненастное время, как бы освещало их вечное солнце. По ослепительной белизне их у подошв их местами мелькали как бы дымившиеся туманно-сизые пятна. Это были отдаленные деревни; но их уже не мог рассмотреть человеческий глаз. Только вспыхивавшая при солнечном освещении искра золотой церковной маковки давала знать, что это было людное большое селение. Всё это облечено было в тишину невозмущаемую, которую не пробуждали даже чуть долетавшие до слуха отголоски соловьев, пропадавшие в пространствах. Гость, стоявший на балконе, и после какого-нибудь двухчасового созерцания ничего другого не мог выговорить, как только: «господи, как здесь просторно!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010