Разбирать ёлку для нас, детей, было всегда грустно, Петя плакал, а потому мама и няня так устраивали, что в наше отсутствие, пока мы были в школе или на прогулке, быстренько снимали все игрушки, заворачивали их в тонкую папиросную бумагу, шары обволакивали ватой и складывали до следующего года в коробки, которые хранились на антресолях. Когда мы возвращались домой, всё было убрано, иголки с паркета и ковров подметены, гирлянды сняты, и сама ёлка исчезала как в сказке, будто уносилась кем-то неведомым до следующего праздника. Прошло много десятилетий, жизнь наша стала другой, а в Советские годы были времена, когда нам нельзя было праздновать Рождество и даже запрещено было украшать ёлку вифлиемской звездой. Нам оставили только Новый год, но и то он был другим, не таким радостным и частенько голодным. Но так счастливо распорядилась моя судьба, что живы ещё «из той жизни» несколько друзей, которые вспоминают наши праздники и непередаваемое состояние Рождественского счастья, переходящее почти в волшебство, привитое нам с детства родителями. Оно осталось со мной на всю жизнь. Семья Дитя, не смею над тобой Произносить благословенья. Ты взором, мирною душой, Небесный ангел утешенья. A.C Пушкин. «Младенцу» «Острую жалость вызывает умирание и охлаждение человеческих надежд и человеческих чувств. Острую жалость вызывает всякое расставание. Острую жалость вызывают многие воспоминания о прошлом, о безвозвратном, и сознание своей неправоты, причинение страданий другим людям, особенно близким. Жгучую, пронизывающую жалость испытывал я часто, когда смотрел в глаза животных: есть выражение глаз страдающих животных, которое нельзя вынести. Вся скорбь мира входит в вас. Я часто, очень часто чувствовал людей, как угрожаемых смертью, как умирающих, и представлял себе молодых и радостных, как больных, постаревших, потерявших надежды.» Именно этими словами Николая Бердяева из «Самопознания» я и хочу продолжить свой рассказ. Вот уже более тридцати лет, как я живу в Париже и приезжаю в свой любимый Питер все реже, семья и работа связывают нас и диктуют свои законы, но каждый раз, когда я бываю в городе своего детства и юности, я прихожу к дому номер 4 на Гороховой улице. На его сером фасаде висит большая мемориальная доска, на которой золотом выписано: здесь «…жил знаменитый оперный певец Иван Васильевич Ершов». Рядом — другие мемориальные доски, громкие имена, прославленные люди, — в разное время все они проживали в этом доме.

http://azbyka.ru/fiction/puti-gospodni/

А после того явил государю поминки думный дьяк Иван Грамотин, и молвил: великий государь царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец и многих государств государь и обладатель, – Ерусалимскаго патриарха Феофана архимандрит Кирилл привез к тебе, великому государю: мощи великаго чудотворца Николы в серебряном ковчежце, мощи св. великомученика Георгия Победоносца, 2 свечи от Гроба Господня, меру Гроба Господня, воду св. Иордана реки, в ней же Христос крестися, да от Вифлиемскаго митрополита: мощи св. мученика Меркурия». Таким же образом дьяк являл «поминки» и от двух других архимандритов: саввинского и ватопедского. «И государь велел образ Спасов и мощи принять казенным дьякам. И велел государь сказати архимандритам свое государево жалованье», которое и перечисляется. А после того государь велел сказать свое государево жалованье архимандритам и старцам – «в стола место» корм и питье и отпустил их на подворье (1733 г. 5). 119 Из донесения путивльского воеводы государю о том, кто, откуда, зачем, с какою святынею и с какими грамотами приехал в Путивль; из ответной грамоты государя: пропустить просителей в Москву; из второго донесения воеводы государю, что по его приказу приехавшие отпущены в Москву с таким-то приставом, на стольких-то лошадях, а поденные кормы и питье даны им до Москвы такие-то; из записи расспросов просителей в Посольском приказе; из обозначения корма и питья, выдаваемого им в Москве; из описания церемонии представления государю; из перевода просительных и рекомендательных грамот или грамот с политическими и другими вестями; из перечня поднесенной государю святыни и из обозначения даров государя каждому просителю; из разных челобитных просителей государю, подаваемых в Москве по тому или другому случаю; из описания прощальной аудиенции у государя; из ответной грамоты государя, если приезжий был посланный от патриарха; из обозначения количества кормов и питья от Москвы до Путивля и проезжей грамоты – слагалось так называемое «дело» (греческое) о приезде в Москву такого-то или таких-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Согрешил – обидел нищих, голодных, холодных, долго меня дожидавшихся на улице; я несправедливо думал, что они обманывают меня и на шалость просят у меня денег, а они в самом деле нуждались. Обидел я тем, что вырвал за волосы одного и на всех ярился и кричал. Прости мне, разбойнику, грех мой тяжкий, Господи! Каюсь пред Тобою. Наказал я нищих, но и снабдил их тем, что просили. Когда маловерный и грешный человек приступает к молитве Божией, то он ощущает в сердце своем лукавство и холодность к Богу и святыни Его; сердце его бывает чуждо тому, что он произносит устами; он внутренно борется с противником и побеждается от него, если с крепкою решимостию не восстанет против лукавства и в покаянии не восплачет пред Создавшим его. При слезах покаяния и умиления как воск тают грехи наши, и душа наполняется росою благодати Божией, очищающей, освежающей, обновляющей, укрепляющей, умиротворяющей, веселящей сердце. Слава Господу о сем! 28 сентября Четверг. Благодарю Господа за безмерное милосердие, явленное мне при служении ранней литургии, за избавление от смерти духовной, грех ради моих свирепствовавшей во мне; от врагов невидимых, терзавших меня, смущавших и теснивших меня, за совершенное умиротворение меня, когда я оплакал себя как мертвеца духовного, когда молился о упокоении умершего Николая (Гуляева). Чем отличается человек от попугая, когда говорит заученные слова молитв или уроки? Тем, что он размышляет и понимает сам то, что говорит, а попугай не размышляет и не понимает. 28 сентября Четверг. Поражает меня крайнее, бесконечное смирение и истощание Богочеловека, меня ради Себя истощившего и смирившегося; поражают меня Вифлиемские ясли и убогие пелены бедной Девы, Пречистой Матери Его; поражает меня вольное распятие на кресте и мучительнейшая и поноснейшая смерть за мир, когда я представляю, Кто Этот, родившийся в Вифлиемских яслях, Кто Этот, распятый на кресте, когда говорю: это Тот, Имже вся быша, Коим сотворено всё, что на небеси и на земли, видимое и невидимое, Коему со страхом служат небесные силы, Коего трепещут Херувимы и Серафимы! Дивны дела Твои, Владыко святый! Превосходит всякий разум любовь Твоя к роду человеческому!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прихожанка. Так это отсюда берет свое начало присказка, что как встретишь новый год, так его и проведешь?! Пресвитер. Именно. До сих пор считается, что кто весело встретит и проведет первый день Нового года, тот целый год будет жить весело. Отсюда обычай собираться накануне Нового года, чтобы встретить его в обществе и как можно разгульней. Быть пьяным считалось необходимым даже для тех, кто не пьет. Вся ночь проводилась в песнях, плясках, гуляниях по улицам. По свидетельству блаж. Августина, некоторые наряжались в животных и языческих богов, и ходили по домам с плясками, гадали. Утром все спешили друг к другу с подарками по случаю Нового года, а вечер проводили в новых увеселениях. Прихожанка. Но ведь точно так же встречают Новый год и сегодня! Пресвитер. Вот и ответ на ваш вопрос: праздновать ли вам этот праздник и как праздновать. Если вы живете по обычаям церковным, то для вас такая встреча Нового года не обязательна. Прихожанка. Легко сказать… Новый год считается праздником семейным, как можно детей лишать его? Пресвитер. Новогодняя семейность – советский рефлекс на празднование Рождества Христова. Когда провалились попытки уничтожить празднование Рождества Христова, советская власть стала наделять его чертами празднование Нового года. Если до 1935 года запрещалось использовать «рождественскую» елку, то после этого елка вошла во все дома как новогодняя. Вместо ангелов и волхвов появились шарики, домики и зверюшки, вместо лампадок и свечей стали использовать гирлянды цветных лампочек, а вифлиемскую звезду заменили на пятиконечную. Стали устраивать и театральные действия, только вместо младенца Христа и девы Марии появились Снегурочка с Дедом Морозом. Детям дарили подарки и открытки, только не рождественские, а новогодние. Но самой главной подменой стала подмена рождественского чуда на новогоднее. В связи с этим появились рассказы и кинофильмы со сказочными, мистическими, научно-фантастическими и многими другими вариантами доброго чуда. Советская власть, взяв форму рождественского праздника, заменила его содержание и вместо реальности предложила сказку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Святый град Иерусалим четвероуголен: восточная стена внизу ко Юдоли Плачевной, а западная стена на горе, близ Святаго Сиона, а полуденная стена от Святаго Вифлеема на сгории, а полуночная стена такожде на сгории. На восточной стене, против востока, первыя Гефсиманския врата. И мало пошед против Святая Святых есть врата, в них же вниде Христос Бог наш во Святой град Иерусалим на осляти от Вифании, против Елеонския горы, а те врата нарицаются Давыдовыми, 221 стараго здания, ныне закладены, только знать. А с полуденную страну на южной стене малыя врата, 222 тако нарицаются, близ Святая Святых; да на той же стене Вифлиемския врата. А на западной стене врата Венияминова, 223 близ дому Давыдова; да на той же стене Шамсыя 224 великия врата, да против Святаго Сиона малыя врата. А на полунощной стене от севера врат нет. 225 А стенами Святый град Иерусалим устроен камением белым четвероугольным не зело высок, но покрыт зубцы широки. На коейжде стене по пяти башень; а башни не велики, плоски, точно едиными зубцы выше стены, мало выставлены из стены. О церкви Святаго Воскресения Христова. Церковь Святаго Воскресения Христова четвероугольна, врата на полуденной стене, близ колокольницы; а та колокольница создана четвероугольна, высока вельми, о самую стену церковную, а под нею церковь Святаго Иоанна Богослова, на левой руке идучи в церковь. 226 Только теми едиными враты входят во святую и великую церковь , а иныя врата все и окна великия закладены камением. А внутрь великия церкви Святаго Воскресения в долготу 30 сажен землемерных, а в ширину 27, в высоту 12 сажен. В ней же столпов облых 16, а на тех столпех палаты пространны; а верх церковный не до конца сведен камением, и тако не покрыто ни чем же. И вшед во святую церковь преждереченными враты, впрям противо врат сажен с пять, место–снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа; 227 на том месте в саван облекоша, и то место устроено мрамором белым возвыше пяди, яко лавица, и над тем местом висят 7 кандил с маслом деревянным Греческих два, а разных Вер пять: Французское, Армейское, Хабежское, Коптское и Сирьянское. И тому святому месту Христиане покланяются и целуют. А от того места на право ко Святой Голгофе, в восточной угол, а на лево к животворящему Гробу Господню. О Святом Гробе Господнем

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 20 июня 2021, 02:17 Мы из небольшого городка Подмосковья-Лотошино. Это 30 км от Иосифо-Волоцкого монастыря.Поэтому, когда здесь в 1993-94 годах началось возрождение духовной жизни,то Владыко стал для нас Вифлиемской звездой,которая освещала нам весь путь становления. Мне,как первой старосте местного прихода, посчастливилось часто контактировать с Владыкой на протяжении 10 лет.В настоящее время у круга единомышленников возникла идея сделать в Лотошино выставку посвященную Владыки. Есть автографы, фотографии,элементы истории наших храмов.Надеемся ,что в течении полугода нам удасться скомпоновать ее сначала в библиотеке, потом в Микулиино.Хотелось бы иметь помощь общества " Наследия Митрополита Питирима " . Ольга 12 апреля 2015, 12:36 Как жаль, что столько лет я жила без этого сайта! Тут столько интересного! Я бы, на месте Бориса Алексеевича, предложила вакантное (уже почти полтора года) место заведующего кафедрой «Теологии» отцу Тихону. Опыт ректорского руководства вполне позволит ему справиться с этой работой. Ничего, что не епископ, зато известный, знающий и располагающий к себе человек. Думаю, владыка Питирим был бы обеими руками «за». Светлана Николаевна Аристова 5 марта 2014, 19:46 Спасибо Владыке Питириму за наставление.Очень жалею , что не успела проститься. Nicolai 21 января 2014, 01:26 Митрополит Питирим выдающийся человек нашей эпохи. Это осознаешь когда уже его рядом нет. Наш профессор и любимый человек с которым было тепло,уютно и очень естественно находиться рядом. Прошу всех за него молиться. Протоиерей Николай Флоринский. Maria Kali 3 декабря 2013, 02:07 Дорогие авторы спасибо за статью! Вечная память Владыке, он в наших сердцах, Господи упокой его душу, а нас помилуй его молитвами и помоги! Елена.Украина 7 ноября 2013, 18:50 Митрополит Питирим - Архиерей с большой буквы,чувствуется Его близость ко Христу,любовь к Нему и к людям. Удивительный,благородный Человек. Со святыми упокой,Христе,душу раба Твоего.

http://pravoslavie.ru/65424.html

51. 1666 г., ноябрь. Проект приветственной речи восточным патриархам Радуйтася обрадовавша пришествием вашим великоросийскую церковь святейша патриарха, господие отцы и пастырие наши, радуйтеся о Господе, егоже волю исполняюща, дело пастырей добрых прилежно совершаета. Егда аки из горы паствинныя с высоты престолу вашего низшедша, во страны православно Росийскаго царства внити изволила еста, еже соглядати стада Христова и от него заблуждьшия вашим премудрым наставлением вовести во двор овец Христовых, недугующия душами, духовными исцелити врачбами, уязвенные обвязати и изнемогшия, еже на рамо вашего пособства возложше, принести ко Отцу небесному, и во церковнех упокоити недрех. Над всеми ж сими вдовствующему церкве престолу достойна жениха сочетати. Воистинну преблага еста пастыря всех пастырей началнику уподобившася, не своих си ищуща, но Христовых и Его стада корыстей. Сего ради, мы всерадостными сердцы и превеселыми душами целующе многотрудное пришествие ваше не во вертеп вифлиемской, но аще бы возможно во сердца и утробы наша ваше святительство еже витати приемлем. Сам пастыриначалник, странствовавый во вифлеемской пещере, весть сердец наших благохотство и благодарствие сего странствования вашего. Темже се во пребожественной своей иконе со преблагословенной Своею Материю и со прочими слугами и угодники своими сам исходит вама в стретение, яко верный свидетель радости и благоприятьства нашего. Еще же, и да благословит вас сим животворящим крестом своим за благословение ваше, еже на ны излиати богатно приходите. Изливайта убо на ны, преклоняющия главы наша пред вама, святительское ваше благословение. Рцыта мир градом нашим 100 и домом нашим, а Христос Спаситель, обещавый во Аврааме благословити благословящия ны се готов есть возблагословити, егоже и мы повседневно не престаем молити, да даст вама во мире здраво, честно, долгоденьственно правити слово своея истинны. По мнозех же странствиях в мире сем благополучных летех, небесная да дарует вама жилища наследити. Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Как некогда в Вифлиемской пещере Христос Господь, который есть «сияние Славы и образ Ипостаси Бога Отца» ( Евр.1:3 ), «уничижил Себя Самого, приняв образ раба; сделавшись подобным человекам, и по виду стал как человек» ( Флп.2:7 ), так и теперь: приняв образ хлеба и вина, снисходя к немощи человеческой – дает Себя в снедь верным. Как же нам не встречать торжественно Богочеловека? Не в ликовании, не в веселии, а в целомудрии и смиренномудрии, в чистоте и святости, мы должны сии дни проводить, с любовью Его встречать и принимать. Нечистый и неомытый от грехов, в протечете минувшего поста, не достоин здесь встречать Господа славы: ибо, хотя само существо Христа Бога для плотских очей наших невидимо: однако, истинно и действительно Он приходит на жертвенник и Его сопровождают Ангелы и все святые и воспевают Херувимскую и Трисвятую песнь, и славословят, как славословили некогда на полях Вифлиемских: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Как нам не славословить Христа Сына Божия за толикое к нам благодеяние и благоснисхождение? Как нам не благодарить за примирение нас с Богом Отцем? Как не прославлять за оказание нам толикой милости, что Он, приняв плоть нашу, приискренне соединился с нами с тем, чтобы мы были в Нем, и Он в нас, чтобы мы были один дух с Господом, чтобы сбросили с себя греховную одежду ветхого человека и облеклись в нового, человека Христа, чтобы мы обновлялись помыслами ума нашего, желаниями сердца нашего и всеми силами души? Не потому ли Святая Церковь и воспевает нам песнь: «елцы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ), или: «елицы вкушаете с верою Плоть Его и Кровь, во Христа одеваетесь». Разве не слышите какими радостными словами Святая Церковь призывает нас к торжеству: «с нами Бог – разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». К чему было бы это многознаменательное песнопение; если бы ныне не было Бога с нами? Он действительно с нами, ибо Он родился среди нас, и ежедневно рождается для нас: Христос раждается – славите, Христос с небес срящите. С нами Бог – пусть разумеют и чувствуют Его присутствие при нас и в нас наши домашние и всегдашние враги – плоть, мир и диавол. О, какую страшную войну они ведут с нами от юности и до самого гроба; но мы должны быть уверены, что мы их победим, потому именно, что Господь с нами, при нас и в нас. Мы храм Бога живого, и хотя наша душа бедна добродетелями, как пещера вифлиемская, сердце наше опалено страстями, совесть омрачена неправдами; но Он премилосердный не возгушается нашими пеленами, скотскими яслями, когда мы решимся отстать от грехов и прилепимся к Нему всею любовью нашею и всеми помышлениями нашими, когда презрим мир и все тленное и непрестанно душею и сердцем станем возноситься горе, жить мыслями там, «идеже есть Христос Господь одесную Бога Отца» – наше упование, наша надежда, наше спасение ( Кол.3:1 ); Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите, Христос на земли – возноситеся . Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В 1754 году в монастыре освятили кирпичную однопрестольную надвратную церковь Иоанна Воина, выстроенную в память о пожаре, случившемся в Великих Луках 30 июля 1738 года. Вот как описывает И.М. Пульхеров этот храм: «В нескольких саженях от главного собора, на западной стене монастыря, возвышается, наподобие Вертепа Вифлиемского, храм Великомученика Иоанна Воина, об одной главе... Храм этот имеет в длину 5 сажень, в ширину 4 и до 10 в вышину. Покрыт железом и освещается 8 окнами». В течение 1782–1796 годов игумен Порфирий Дураковский строил двухэтажную церковь Иоанна Предтечи. На втором этаже храма размещалась церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Не менее подробно описывает И.М. Пульхеров и эту монастырскую церковь: «Она помещается в северной части монастырских зданий, построена игуменом Парфением, но не вдруг: Предтечьевская в 1786, а Тихвинская в 1796 годах, об одной главе обе и не более 8-ми сажень вышины. Такая неодновременность постройки... есть следствие оскудения собственных средств монастырских... Нижний храм заключает в себе алтарь, церковь и трапезу, на пространстве 8-ми сажень длины и 6-ти ширины, с 7-ю окнами... Верхняя Тихвинская церковь в объеме своем пропорциональна Предтечевской». Помимо церквей на территории монастыря имелись: каменные монашеские кельи, настоятельские помещения, хозяйственные постройки (конюшни, погреба, бани, пивоварня). Был в монастыре и «покой смирения», куда заточали провинившихся священнослужителей. Во всё время своего существования монастырь был не только центром духовности. Неоценимый вклад монахи внесли в развитие образования и просвещения. Здесь располагалась первая в городе библиотека, при монастыре 6 июля 1758 года открылось духовное училище, а в 1798-м году – гимназия для обучения детей духовенства, позднее преобразованная в школу грамотности. 10 августа 1920 года Великолукская уездная комиссия особого назначения в своем постановлении рекомендовала использовать монастырь «для целей здравоохранения». Постановлением Псковского губисполкома от 4 июня 1924 года все храмы бывшего Сергиевского монастыря были закрыты.

http://sobory.ru/article/?object=39862

В доме Тютчевых он пробыл семь лет; там одновременно трудился над переводами в стихах латинских и итальянских поэтов и над воспитанием будущего русского поэта». Трудно сказать, кому повезло больше, – поповичу Амфитеатрову или же аристократу Тютчеву, «необыкновенные дарования» которого, как вспоминал он, «изумляли и утешали меня; года через три он уже был не учеником, а товарищем моим». Почти одновременно и сам учитель стал вольнослушателем в Московском университете, а в 1815 году сдал экзамен на степень кандидата. После поступления Тютчева в университет он будет продолжать ездить с ним на лекции. В 1820 году он перешел воспитателем к четырнадцатилетнему Андрею Муравьеву и, защитив диссертацию на степень магистра, стал преподавать в университетском Благородном пансионе. В том же 1820 году он дебютировал в печати с переводами «Георгик» Вергилия под псевдонимом Раич, являвшимся, вероятно, девичьей фамилией матери-сербки, – не случайно К. Полевой называл его «сербом по происхождению». Именно Раич познакомил Тютчева и Андрея Муравьева друг с другом и со своими новыми учениками в Университетском пансионе. Так образовалось Общество друзей Раича, в которое вошли юные поэты Благородного пансиона при Московском университете и самого университета: Владимир Одоевский, Степан Шевырев, Михаил Погодин, Дмитрий Ознобишин, братья Киреевские, Алексей Хомяков, Михаил Максимович, Михаил Дмитриев и другие; позднее – Михаил Лермонтов, Семен Стромилов, Лукьян Якубович. Собирались сначала в доме Андрея Муравьева и в библиотеке Благородного пансиона, в котором жил Раич, а затем в небольшом деревянном домике самого Раича близ Сухаревой башни, приобретенном для него братом, митрополитом Киевским Филаретом. В альманах вошло двенадцать стихотворений самого Семена Раича, в том числе отрывок из его перевода «Освобожденного Иерусалима» и «священная идиллия» на библейскую тему «Вифлиемские пастыри»; шесть стихотворений – его первого воспитанника Федора Тютчева (самая большая тютчевская подборка до пушкинского «Современника» 1836 года); пять – его второго воспитанника Андрея Муравьева; десять – Дмитрия Ознобишина, исполнявшего обязанности Общества друзей и соредактора Раича в издании «Северной Лиры».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005   006     007    008