118. Поучение на 6-й день Рождества Христова Христос рождается – славите Ирмос И на небе рождается, и на земли рождается, и жертвеннике рождается, и в человеке рождается. На небе рождается: «Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс.2:7 ), – говорит Отец Небесный. На земли рождается – в Вифлиемской пещере: «и роди Дева Мария Первенца Сына» ( Мф.1:25 ) – написано во Евангелии. На жертвеннике рождается; ибо является во образе Агнца, освящается Духом Святым, хлеб и вино претворяется в Тело и Кровь Христову, и раздаётся в снедь верным. В человеке рождается; ибо, тела наши суть Храм живушего в нас Бога, – мы члены Христовой Церкви, – мы дом Его, и Христос, Сын Божий, в доме сем ( 1Кор.6:19 ). Сколько таинственных рождений Иисуса Христа, а между тем Христос один есть! Христос по Божеству предвечно рождён от Бога Отца – в вечности и есть вечен, как Бог-Отец. Это величайшая тайна. Христос родился на земли от Пречистыя Девы Марии чрез Духа Святого, родился от утробы Девы Марии и от кровей Ея; между тем Она была Девою – до рождества Девою, и по Рождестве осталась Девою – опять тайна для нас непостижимая! Он закалается на жертвеннике и раздробляется на престоле и раздаётся человекам; а между тем остаётся всегда один в целом Агнце и в каждой частице – цел и невредим . Опять великая и непостижимая Тайна! – Христос принимается человеком, который делает Его новою тварью, – человек облекается во желает, помыслы устрояет, силами управлять, узы его составляет, и человек растёт в «меру возраста исполнения Христова – в мужа совершенна» ( Еф.4:13 ); а между тем Христос остаётся Христом, a человек – человеком. Опять подумайте – сколько здесь таинственного заключается! Неудивительно! Дела Божии и должны быть таинственны; потому, что Бог есть невидим и непостижим. За то позволено нам не разумом понимать эти тайны; а верою, только верою разумною и безграничною. Сказано тебе: «веруй» и веруй – и спасёмся: «иже веру иметь... спасен будешь, а иже не иметь веры – осуждён будет» ( Мк.16:16 ). Когда Господь сказал Никодиму: «кто не родится водою и Духом – не войдёт в Царствие Небесное» ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Рождество Христово 11.01.2016 09:35:13 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/01/07/21-00.html С Рождеством Христовым, дорогие наши радиослушатели! Я тоже от всего сердца поздравляю вас, дорогие друзья, с благодатью, излившейся на Церковь, а через нее и на всю Вселенную, благодатью, наставляющей нас на целомудренное, благочестное и праведное житие. Николай Васильевич Гоголь некогда написал, что по-настоящему Воскресение Христово празднуется только в России. Не кажется ли Вам, батюшка, что то же можно сказать и о празднике Рождества Христова? Ведь многие люди, которые живут в Европе или часто бывают там, говорят, что и в этом году, и в прошлом там уже не ощущается праздника в рождественские дни так, как это было раньше… - Я рискнул бы поправить Николая Васильевича, надеюсь, он не обидеться на меня, если я скажу, что Пасху умеют праздновать и на Афоне, и в Греции, и в Сербии, и в Грузии, и на островках православных по всей Вселенной, где живут подлинно благочестивые люди. Но, конечно, он прав в том отношении, что здесь, на русской земле, главные евангельские вехи жизни Господа, прежде всего Рождество и восстание из мертвых – это те духовные потенциалы, между которыми простирается вольтова дуга Божественной благодати, это точка отсчета, это те горные вершины, спящие во тьме ночной, на которые мы свершаем восхождение посредством весенней и зимней Четыредесятницы.   И Рождество Христово всякий раз вводит нас в ткань евангельского повествования, делает нас не отвлеченными созерцателями, но участниками евангельских событий. Да, действительно, мы духовными очами созерцаем это поле пастушков, где некогда простых и незлобивых пастырей осенило ангельское воинство, и они изменились душою, умом и сердцем, услышав богооткровенную песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Мы, постясь по силам, борясь с соблазнами и искушениями, падая и вставая, через покаяние обновляемые и через причащение Святых Христовых Таин освящаемые, шли вместе с волхвами и нашли цель своего странствования – вифлиемскую пещеру.

http://radonezh.ru/text/rozhdestvo-khris...

Ах! И с нами Бог, разумейте языцы и христиане, яко с нами Бог, повторяет пророческие слова св. Церковь , но и язычники многие узнали и уразумели эту тайну, а многие христиане не хотят и знать ее, – знать то, что Христос Господь родился для искупления нас от вечной погибели. Пастырям Ангелы Божии сказали, волхвам язычникам звезда указала путь, а вельможи Иерусалимские не обратили на это великое событие никакого внимания. Ирод царь, узнавши тайну от волхвов, в тайне изощряет меч для истребления всех младенцев, для погубления Царя небеснаго. Таким образом повитому пеленами и лежащему в яслях Богомладенцу Иисусу Христу уже приготовляется крест при первом появлении Его в мир сей, при первом воззрении на свет Божий. Христиане! Мы познали Христа, мы приняли веру Христову, но почтоже мы отвергаем Его заповеди, не хотим жить по правилам Евангелия; почто мы отвергаем то убожество, которое окружало Его ясли, царствовало в Назарете в доме Иосифа – древоделя, осеняло крест Голгофский? Кто хочет спастись, тот должен жить и страдать по примеру Спасителя: убожество и страдание – вот наш путь, вот наш удел на земли. Жизнь наша коротка, недолго нам страдать – только до гроба; за то если будем кратковременно страдать на земле со Христом, то будем и вечно с Ним царствовать на небе. Тяжело жить в бедности, тяжело и страдать, но пойдите в Вифлиемскую пещеру, посмотрите на эти рубищные пелены, на эти ясли: какою бедностью окружен Сам Искупитель Мира? Тяжело страдать, но взгляните на Голгофу, на распятого за нас Сына Божия – какие страдания наши могут сравниться с Его страданиямн? А без страдания, при роскоши и богатстве, нет пути к небесам, терние и волчцы рассеяны по пути добродетели. Прискорбен такой путь, и очень прискорбен для нашей плоти. Что делать? Но другого пути нет к вечному спасению. «Мы Христа проповедуем и Сего распятого», – сказал Апостол. На небе это дело решено, – крестом спасти человеков, страданиями привести человека в рай и возвести в первое достояние, – как же мы можем иначе думать? Вспомните мучеников и всех святых, какими путями они шли и спаслись.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Радуйся, дев христианских истинное украшение; Радуйся, верная ко Христу Богу молитвеннице о нашем спасении. Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова! Кондак 3 Дивная сила Всевышняго чудесно храняще тя, юнице преподобная. яко сожительницу ангелов и собеседницу их, показала бо еси пред всеми идолослужителями святую веру и молитву твою. Воистину Святый Дух бе глаголяй тобою: «Готово серце мое, готова душа моя умрети за Господа Иисуса». За сие тя величающе, просим усердно: моли спасти и просветити души наша, да славословим с тобою Творца всяческих Бога и поем Ему: Аллилуиа! Икос 3 Евангелия Христова имуще богоприятную святыню, во дни Декия царя и соправителя его Валериана при игемоне Прове, ты, блаженная дево Анастасие, в посте и подвигах день и нощь во обители малей работала еси Владыце Христу. Много враг завистливый и лукавый своими ухищрениями покушался на тя, Христову невесту, от равноангельскаго жития отвести. Но ты Жениху-Слову, яко дар, принесла еси непорочное твое девство и доблестное страдание. Сего ради умильно вопием ти: Радуйся, первое — поседение, второе же — кровь мученическую, яко алавастр мира, Иисусу Христу принесшая; Радуйся, крепкою волею своею благое иго Христово на себе понесшая. Радуйся, чисте сердце свое от всякия лести беззаконных мучителей дивно сохранившая; Радуйся, пречудная евангельская дево, светлогорящий светильник в себе имущая. Радуйся, достохвальная мученице, приявшая от Спаса Христа венец божественный и нетленный и силу благодатных исцелений; Радуйся, яко в созерцательней душе своей непрестанно имела еси веру, надежду, молитву и терпение. Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова! Кондак 4 Злобную бурю ярости своея воздвиже на тя нечестивый мучитель, святая Анастасие, близ двадесяти лет доброзрачну видя зело, и яко пленницу и рабу вменяше тя: ты же, воспоминающе Господа Иисуса Христа, яко вифлиемскаго Богомладенца, Пророка и Отрока Назарета, Мудрость храма Иерусалимскаго, чудо чудес истории мира, Спасителя, Врача душ и телес человеческих, Тому единому угождати вожделела еси, воспевающе песнь хвалебную: Аллилуиа! Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Деревянный собор просуществовал недолго, и уже в 1726 г. на его месте был воздвигнут каменный храм. Но окончательное обустройство Соборной площади закончилось лишь к концу XVIII в. В 1775 г. позади основного здания Собора строится Тёмный собор, или тёплая соборная церковь, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Вероятно, тогда же подвергается перестройке и главное соборное здание и возводится колокольня. Она располагалась несколько необычно - в стороне от Воскресенского собора на оси Казанской тёплой церкви. О том, что работы эти производились в конце XVIII столетия, рассказал старейший 6ежецкий краевед Б.П. Тарасов. В 20-е гг. он заведовал 6ежецким городским архивом и ему пришлось принимать документы из Воскресенского собора. Среди прочих там был проект перестройки храма и колокольни, выполненный М. Казаковым, имелись и другие документы, свидетельствующие, что проект этот был осуществлён в 80-е гг. XVIII в. Среди них письма И. Грабаря, выступавшего в защиту собора от разрушения, который также называл Матвея Казакова автором проекта по перестройке храма. Аналогичное обращение было подписано и видным 6ольшевистским деятелем П.Г. Смидовичем. К сожалению, судьба этих документов пока не известна, но есть надежда, что они будут найдены и тогда уже с полной уверенностью, а не в качестве предположения, можно будет называть бежецкий Воскресенский собор творением зодчего М. Казакова. Частичному ремонту собор подвергался еще как минимум дважды: в 1842 г. и в самом начале ХХ в., когда 6ежечанином Ильёй Михайловичем Смирновым на куполах храма были размещены золотые Вифлиемские звезды. С XVIII в. на городском соборе располагались часы-куранты, но незадолго перед революцией они были отправены в Петербург для ремонта и пропали. Пятиглавие собора осталось без изменения, но апсида была возведена заново, а фасады храма и трапезной полностью переделаны в стиле позднего классицизма. С юга и севера к четверику почти на всю его высоту пристроили четырехколонные портики ионического ордера. Над окнами апсиды и трапезной, согласно проекту, размещались фризообразные многофигурные лепные композиции (возможно, осуществлены не были). Вероятно, тогда же перед западным фасадом возвели монументальный портик из восьми колонн дорического или тосканского ордера.

http://sobory.ru/article/?object=38496

На самом деле не послушались Патриарха ни правые, ни левые, ни белые, ни красные. Красные ушли в " красный " обновленческий раскол. Белые были вынуждены вместе с войсками Деникина и Врангеля и с войсками Колчака на Дальнем Востоке уйти в зарубежье, уйти в эмиграцию. В принципе явление совершенно уникальное в церковной истории. Мы встречаемся со множеством случаев, когда в результате революций, социальных катаклизмов большие массы правящей элиты уходили в эмиграцию. Достаточно вспомнить Великую Французскую революцию и последовавшие годы наполеоновских войн, когда Францию покинула почти вся титулованная знать. Но никогда не было такого, чтобы вместе с титулованной знатью уходило такое значительное количество народа. Это был как бы национальный исход. Через один Константинополь в 1920 году прошло два миллиона русских беженцев. Еще более уникально то, что уходило духовенство, уходили иерархи, уходили целые епархии, целые приходы. Безусловно, такого явления в церковных канонах не предусмотрено вообще. Это нонсенс. Церковные каноны запрещают покидать территорию своей епархии, вне пределов своей епархии ни один архиерей не властен что-либо совершать. У нас даже поговорка есть: " Это не моя епархия " . И точно также никогда не бывало так, чтобы архиереи, покинувшие свои епархии, продолжали иметь большую паству. Византия, например, сжималась, как вы помните, как шагреневая кожа, и все иерархи, территория которых была занята сначала арабами, потом османами все съезжались в Константинополь. В Иерусалимском Патриархате вообще почти все иерархи находятся в самом Иерусалиме, за исключением епископов Назаретского и Вифлиемского. Но в Русской Церкви такого никогда не было. И вдруг оказалось, что все эти иерархи за рубежом, и они не просто сами за рубежом, но они со своими канцеляриями за рубежом, они со своей паствой, со своим духовенством. Вот в таком не предусмотренном канонами положении оказалась Русская Церковь. Духовенство в необычном положении оказалась и внутри России, оно привыкло быть в государстве, как я сказал, но тут вдруг оказалось, что оно внутри государства, которому оно не нужно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Ты же, о душе послушная, притяжи упование к Богу и освятися светом ведения, поучайся в законе Господни день и нощь, подражай благонравия глаголющего: страха Твоего ради, Господи, во чрево приях и возболезновах и породих дух спасительный. Темже и мы, братие, помолимся великодародателю Богу Иисусу Христу и о Святом Духе, возставляюшу от гноя нища, дабы наставил ны на истинный разум. И Ты убо, Господи, пославый свою мудрость на воплощение, единородное Слово Божие, молютися Господом Иисусом Христом о Духе Святом: очисти сердце мое и Святого Духа сотвори жилищу быти. Время бо се уже глаголати. Како же кто очистит себе, рожденный от жены? Человек бо гной и сын человеческий червь, и ад ему есть дом и тьма ему есть постеля и отец ему смерть, мати же и сестра ему истление. Како смею глаголати о совете Отца к Сыну? Зри, что творит и что глаголет Отец к Сыну, якоже глаголет святой Иоанн Златоустый : достоит Ти, о единородный Мой Сыне и Слово, осияние Моея славы, достоит Ти во тлеемого человека облещися и восприяти всего Адама в себе; достоит Ти и распяту быти и пострадати и во ад снити и оттуду человека извести, и яко же диавол прехитрил Адама, тако подобает Ти прехитрити диавола премудростию своею и что бывает, понеже требоваше человеческий род большего споможения, большего и получает. Се же Бог сам, Божие Слово, превечный и невидимый, необъемный, бестелесный, еже от зачала зачало, от света свет, источник жизни и безсмертия, изображения первообразного, иже от живота живот, Отчий устав и Слово, нас ради бывает человек и в плоть облачится и души умной человеческой привмещается, яко да своею душею наши душы посвятит и своею пречистою плотию нашу плоть падшую и оскверненную ея исцелит и весь бывает человек кроме греха, родился без семене от Девы чистыя и от Духа Святого, ея же и душу и плоть прежде очистил пресвятым Духом. Архангелу Гавриилу, благовествовавшу ей о рождестве Его и о звезде на небеси, показавшей волхвам персидским поклонитися Ему, и пастырем вифлиемским ангела благовестиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/d...

В этом году очередная встреча монашествующих состоится в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Тема чтений звучит как «1917–2017 – уроки столетия» Доклады профильного монашеского направления тоже будут посвящены подвигу монашествующих в ХХ веке. Почему важно помнить о новомучениках и исповедниках веры? Периоды благоденствия, как показывает история, в нашей стране редко бывают продолжительными. В 1917-м году рухнула империя, и начались гонения на Русскую Православную Церковь, религия которой была государственной. Пример жизни новомучеников, пострадавших за веру в ХХ столетии, должен напоминать нам о необходимости дорожить каждым днем. Церковь многое доверила нам и должна получать отдачу в виде молитвы, богослужения, просветительской деятельности, миссионерской деятельности… «Вера без дел мертва»(Иак. 2:26). Молитва и труд во имя Церкви – неотъемлемая часть монашеской жизни. Это то, ради чего мы освобождены от внешнего попечения. Мы должны осолять этот мир (ср.: Мф.5:13). Каждый монах должен быть крупинкой этой соли, проживая свою жизнь на духовном пределе собственных возможностей и с благодарностью Богу. Анализ исторических событий полезен для того, чтобы понимать, что все может перемениться в одночасье. скрыть способы оплаты Комментарии Светлана 16 июня 2017, 22:19 В Ясеневе храм напоминает Иерусалим.Также камень помазания,на котором лежало тело Иисуса Христа и Голгофа и Вифлиемская Звезда.Не все могут поехать в Иерусалим,а тут как в Иерусалиме.Где найти послушание при храме во славу Божию,хоть покормят.Святыня исцеляет. тамара 9 января 2017, 21:10 Отец Мелхиседек,многая и благая Вам лета.Бывали в новом храме Покрова Божией матери в Ясеневе,Вашим попечением построенный.Боже,какая красота,какая мощь!!! На века!!Слава Господу за всё!!! Посетите все,кто там не бывал ещё...Никогда такой храм в своей жизни не сможете забыть..Всё выложено мозаикой!! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100025.html

«Слава Тебе, почтившему нас образом Своим». «Слава Тебе, Сыне Божий, благоволившему воплотитися, пострадать, умереть, воскреснуть, воссесть одесную Отца и Духа Святаго нам ниспославшему». «Слава Тебе, Боже, народ наш призвавшему в Царство Твое». «Слава Тебе, путь покаяния и обращения мне устроившему». «Слава Тебе за все». Подробное изучение писем св. Феофана может составить предмет специального исследования, в котором могли бы быть рассмотрены все вопросы, затронутые преосвященным владыкой в своей переписке. Мы же более подробно не сможем углубляться в эту часть его трудов. О письмах Ивана Ивановича Троицкого Очаги подлинной духовной жизни обретались в последней четверти XIX столетия в отдельных обителях, куда проникало знание учения святых отцов и где возникали подлинные духовные отношения между ищущими спасения и их старцем. Удостоверение этому находим в письмах Ивана Ивановича Троицкого –как он именуется, «великого раба Божия», связанного с духовным наследием о. Адриана 712 и о. Петра 713 . В своих частых письмах к сестре Кашинского монастыря, относящихся к 1882 году 714 , Иван Иванович предстает подлинно как истинный раб Божий, всем сердцем возлюбивший Новый Завет , хорошо знакомый со всеми отцами Добротолюбия, часто ссылающийся на изречения преп. Исаака Сирина . Иван Иванович очень любил писания блаженного затворника Георгия и в своих письмах к вопрошающей и исповедующейся ему сестре указывал на них как на крепкое воспомоществование при различных искушениях и обстояниях. Ивану Ивановичу присущ особый стиль духовного слова, как бы упрощенного. Иногда даются им иносказания; высокие истины приводятся в форме своеобразно рифмованных строк; часто в его письмах встречаются уменьшительные, ласковые, даже детские обороты. «Живите так тихонько, так смирненько, – поучает он свою духовную дочь, – так покорно, разумно и беспристрастно, с милостию и любовью, как от яслей Вифлиемских до Креста жил Сам Батюшка Спаситель наш». И заключает: «Тогда и в ручки Рай !» Вместе с тем Иван Иванович преподавал учение святых и преподобных отцов во всей чистоте и незапятнанности: поучал смирению, смиренномудрию и терпению, вникал в тонкости монашеской жизни и вел душу к надежде на Бога путем тихим, смиренномудрым.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/put-k-...

Для примера беру выше приведенное описание Рождества I. X., заимствованное из Подлинника более развитого, по редакции позднейшей. В древнейших редакциях это событие или только означается месяцесловно, как например, по рукописи г. Филимонова : «Рождество еже во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Родися плотию на земли Господь наш Иисус Христос в лето 5505» (вм. 5508) – и только; или как в моей рукописи предлагаются одни исторические данные без иконописных подробностей: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Бысть в лето 5500 (sic), егда исполнившимся 9 месяцем от безсеменного зачатия его, изыде повеление от Кесаря Августа написати всю вселенную, и послан бысть Кириней во Иерусалим и в Вифлиемские пределы сотворите написание. Взыде Иосиф Хранитель Богородицы и с нею, еже написатися в Вифлееме. И хотяши родити Девица, и не обреташе храмины множества ради людей, и вниде во убогий вертеп и тамо роди нетленно Господа нашего Иисуса Христа, и пови его яко младенца всяческих содетеля, и положи его в безсловесных яслях, иже хотящаго нас избавити от безсловесия». В Погодинском Подлиннике XVII в. (в С.-Петерб. Публ. Библ. 1930) Рождество описано довольно подробно, с волхвами, с бабой (Соломеей) и девицей, занятыми умовением Младенца-Христа, с пастухом, с трубой, но без характеристической одежды – мохнатой козлятины. Что же касается до многих других праздников, то они означены самыми краткими месяцесловными оглавлениями; например, под 25 марта: «Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии. Гавриил риза багор дичь» – и только. Под 15 августа «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» – и только. Таким образом, согласно своея месяцесловной системе, Подлинник в древнейших редакциях ограничивается иногда одними только месяцесловными известиями. 2) Краткие иконописные сведения ранних Подлинников стали распространяться подробностями в позднейших. Например, под 24 ноября, о Великомученице Екатерине, по моему краткому подлиннику: «Святыя Великомученицы Екатерины.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008